Древнегреческие циники диоген их критика морали. Диоген


На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой». На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное». Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нём, он заметил: «Это удел царей — делать хорошее и слышать дурное».

Циники (киники) не стремились к построению законченной философской теории. Являясь продолжателями и преемниками линии Сократа, главный упор они делали на практической стороне дела, отличаясь в этом от наиболее известного сократовского ученика — Платона. В той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

В памяти последующих поколений от них остались не трактаты, которые они писали, а преимущественно истории и анекдоты. Наверное, все слышали про Диогена и бочку, в которой он жил. Знаменит также его ответ царю Александру Македонскому, пришедшему навестить философа, а в конце беседы спросившего, нет ли у того каких-либо просьб к нему или пожеланий. Диоген сказал: «Есть у меня одна просьба. Будь так добр, отойди в сторону и не заслоняй мне солнца».


Среди бела дня Диоген бродил с фонарём в руке и на недоумённые вопросы окружающих отвечал: «Ищу человека».


Главная цель учения циников (киников) заключалась в философском обосновании жизни за пределами общества — и проверка данного способа жизни на себе. Главные черты их учения — отрицание, отказ от традиций и переоценка ценностей.

Про Диогена рассказывают, что в молодости он отправился в Дельфы, чтобы посетить знаменитый храм на родине Аполлона, и там оракул посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». По-гречески одно и то же слово (nomisma ) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Диоген сначала не понял истинный смысл этого изречения, однако впоследствии, будучи изгнанным за перечеканку монет, он осознал своё призвание в философии.

Диоген шёл в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь».

Диогену говорили: «Многие смеются на тобой». Он отвечал: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне — до них».



Нигилизм циников носил революционный, очистительный характер. Краеугольным камнем его была сформулированная ещё софистами антитеза physis — nomos («природа» — «закон»). Nomos шире понятия «закон», это и человеческие установления, мнения, традиции, обычаи. От «природы» все люди равны, свободны, честны, справедливы, непритязательны, счастливы, а «закон» исказил «природу», внёс в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. Всё, что исходит от природы — необходимо и есть благо, а что идёт от людских установлений — случайно и влечёт за собой зло. Само счастье состоит в том, чтобы «жить по природе». Поэтому циники (киники) всячески восхваляли «природу» и ни во что не ставили «закон»: ведь хорошие люди в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся. Законы и государство разрушили изначальную гармонию, естественное счастье людей, они враждебны природе и добродетели.

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген сказал: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».

Ещё он говорил, что жёны должны быть общими: кто какую склонит, тот с той и живёт. Поэтому и сыновья должны быть общими.

Всякое общество состоит из отдельных людей, говорили они, поэтому чтобы вылечить общество, надо сначала взяться за лечение отдельных людей, из которых оно состоит. Их критика была не абстрактной и безличной, а конкретной.

Однажды царь Александр подошёл к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» — «А что ты такое, — спросил в ответ Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. «Кто же боится добра?»

Следуя примеруСократа, киники довели его приёмы до небывалого радикализма, окружив атмосферой парадокса, сенсации и уличного скандала. Платон даже называл Диогена «спятившим Сократом».

А Диоген говорил про Платона, что тот отличается не красноречием, а пусторечием. Возражая его учению о сущности вещей, он сказал: «Чашку вижу, а чашности — нет».

Однажды, топча циновку, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона!»

Пытаясь понять, что такое человек и чем он отличается от животных, Платон предложил своим ученикам определение, имевшее большой успех: «Человек — это животное о двух ногах, лишённое перьев». Тогда Диоген принёс в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». После этого к определению были добавлены слова: «...и с широкими ногтями».



Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то циники (киники) обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее. Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — "без общины, без дома, без отечества". Циники (киники) хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки представлялись им чем-то наносным и даже лживым. Этот "туман" нужно развеять и обнажить человеческую сущность.

Диоген первым в истории назвал себя «космополитом», то есть «гражданином вселенной» (или — «мира»). Другой циник, Кратет, в одной из своих трагедий писал:

Отечество моё — не только дом родимый,

Древнегреческий философ Диоген родился в греческой колонии на Чёрном море - Синопе в 412 году до Р.Х., а умер, по свидетельству Диогена Лаэртского , в 323 году до Р.Х. в городе Коринфе в день смерти Александра Великого, скончавшегося в Вавилонии.

Диоген Синопский был самым ярким представителем философской школы циников (Κυνικής Φιλοσοφίας), которая проповедовала шутки и каламбуры главным движущим стимулом своего учения. Последователи этой школы считали, что человеческое счастье заключается в естественной жизни и что добиться этого можно только самодостаточностью, бережливостью, самосознанием и физическими упражнениями.

Циники являлись последователями древнегреческой философской школы, которую основал Антисфен (в 445-360 или 444-368 до Р.Х.) Эта философская школа находилась в районе Киносаргес в Афинах и происходит от слова кинос - собака. Это была единственная школа в городе, в которую принимали не только афинян, но так же и не граждан Афин. Территория этой школы представляло собой священную рощу Геркулеса, которую последователи этой школы позже переименовали в рощу Циников.

Циники в частности утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример приводили потребности собак.

И если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал эти идеалы. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства и власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху.

Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать прежде всего самого себя, свою собственную неповторимую личность.

В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».

По мнению Диогена, истинное счастье состояло в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис - упражнений, стараний. Аскисис - это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, умение властвовать над собственными желаниям, воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.

Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А жил он некоторое время в πιθάρι (пифари), огромном глиняном сосуде, немного сужающегося кверху. В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты.

Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек». А когда увидел некого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба, он выбросил так же и миску.

Одно время Диоген снова и снова просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, завил: «Чтобы приучить себя к отказам».

Поведение философа было вызывающим, временами даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая своё отличие от окружающих, и выражая им своё презрение, он неоднократно называл себя «собака Диоген».

Целью жизни Диоген считал достижение состояния самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и становится безразличным ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского.

Прослышав о Диогене, великий государь пожелал встретиться с ним. Но когда он шагнул к философу и сказал:

Проси меня, о чём пожелаешь.

Диоген ответил:

Не заслоняй мне солнце!

В этом ответе как раз и заключена идея самодостаточности, ибо Диогену были безразлично всё, включая и великий дар Александра. И он довольствовался своими собственными представлениями о счастье.

Уже в древности учение циников стали называть кратчайшей дорогой к добродетели. На могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не прейдёт во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать простейший путь жить».

высказывания Диогена:

Торжество победы над самим собой есть венец философии.

Ο θρίαμβος της νίκης του εαυτού μας είναι το στέμμα της φιλοσοφίας.

Лучший способ мучить своих врагов - всегда находиться в хорошем настроении.

Ο καλύτερος τρόπος να βασανίζεις τους εχθρούς σου είναι να έχεις πάντα καλή διάθεση.

Когда человек молод - очень рано, когда старый - уже поздно.

Όταν είναι κανείς νέος, είναι πολύ νωρίς. Όταν είναι γέρος, είναι πολύ αργά.

Истории, связанные с Диогеном:

Людская психология

Однажды Диогена спросили:
- Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
- Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.

Похвала

Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
- Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.

Почему Диоген не любит людей

Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
- Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.

Польза от вина

Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
- Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так - оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.

Продолжи или начни

Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
- Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!

Предусмотрительность

Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
- Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.

Философ ответил:
- У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.

Самое безопасное место

Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
- Видать, здесь самое безопасное место.

Тайное желание

Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
- Ты, наверное, решил погубить всех победителей.

Сломал шею

Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
- Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!

Вот в чём разница

Диоген спросил у знакомого:
- Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
- Говорят, что ты притворяешься дураком.
- Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!

Вы бы сдались?

Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
- Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?

Богат ли он?

У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
- Не знаю, мне известно, что у него много денег.
- Значит, он богат!
- Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, - пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, - бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.

Что быстрее стареет

Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
- Благодарность.

Литература:

Юлиан. К невежественным киникам

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген

«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.

Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.

Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.

Диоген является одним из величайших философов Древней Греции, о его жизни известно не много. Диоген считался представителем цинической философии.

Он использовал каламбуры и шутки как средство для его учения. Диоген считал, что счастье человека в физической жизни и что только с самодостаточностью, строгостью, самопознанием и упражнениями можно обеспечить достойную жизнь.

Родился Диоген в ионическом городе Синопе в 412 г. до н.э. (по другим источникам в 399 году до н.э.). Его отец был осуждён за подделку денег, поэтому сын решил уехать из этого города. В сопровождении своего раба Мани, Диоген приехал в Афины, но тот покинул его вскоре после их прибытия в город. Диоген был слегка омрачен уходом своего раба. По этому поводу он сказал: «если Мани может жить без Диогена, почему Диоген не проживёт без Мани?» Такой комментарий был сказан, чтобы проповедовать наибольшее человеческое значение самодостаточности и высмеивал «хозяев», которые не могли обойтись без своих рабов.

В Афинах , Диоген узнал про Антисфена, ученика Сократа , который был известен своей подвижнической жизнью и нестандартными, циничными взглядами. Диоген принимал и поддерживал взгляды философа, потому что он был реальным преемником Сократа, а не Платона, которого он часто высмеивал. Когда Платон дал определение человеку как «животное с двумя ногами и без перьев», Диоген принёс общипанного петуха, со словами: «Смотри! Я принес вам человека».

Диоген отвергал роскошь - ходил в лохмотьях и жил в пифосе (большой глиняной бочке). Таким образом, он хотел показать, что радость жизни та, которую предлагает природа, и что все другое для человека является неприемлемым.

Ему говорили, что он живёт как собака, он соглашался, потому что сам называл себя собакой. Последователи циничной философии (κῠνικοί киники), проповедовали кинизм - собачью жизнь (κύων - собака на древнегреческом языке), т. е. простоту жизни, верность, презирали условности. Они заявили, что «мы отличаемся от других собак, потому что мы не убиваем врагов, а хотим исправлять их».

Известен случай, когда Александр Македонский , решил немного позабавиться, узнав, что Диоген называет себя собакой, он отправил ему подарок - обглоданные косточки. На что Диоген ответил: «Для собаки, еда была достойной, но для царского подарка - недостойной». Была ещё одна встреча Диогена с Александром, тогда великий полководец спросил Диогена, что он может для него сделать, намекая на то, что хочет улучшить его условия проживания, на что ответ философа был таким: «Отойди, не загораживай мне солнце!».

Часто в городе Диоген ходил с фонарем и даже днём, всё хотел отыскать честного человека, но находил только «негодяев» и «мерзавцев».

Когда его спросили, какую учесть он желал бы после смерти для своего тела, он ответил, что предпочёл бы, чтобы его съесть дикие звери.

Умер Диоген в 323 году до нашей эры, в Коринфе , прожив 90 лет. По словам Д. Лаэртского, в тот же день, когда Александр Великий умер в Вавилоне.

Киники

Киники одна из самых значимых философских школ древности, которая была основана в Афинах, Антисфеном (445-360 или 444-368 гг. до нашей эры). Кроме афинских граждан, в школу принимали людей и без афинского гражданства.

«Циники» были духовными потомками Сократа, принадлежащими к школам под названием «малые сократические школы», которые взяли немало основ от софистов относительно их метода обучения и ссылавшиеся на их обучение.

Для Антисфена и его учеников философия - это чисто светская мудрость, в то время как Добродетель все еще остается целью жизни. Киники проповедовали «практическую» этику, в которой парадоксально «Добродетель» не зависит от Знания, но является результатом упражнений, зависимости и самоконтроля, посредством освобождения от так называемых потребностей путем естественного образа жизни с простотой, твердостью и самоопределением.

лее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

Возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

Добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество

Отсутствие постоянного места жительства, скитания;

Предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

Восхваление физической и духовной бедности;

Крайний аскетизм;

Замкнутость;

Критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

Воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

Неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

Отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

Концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

Радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Итак, киники, кинизм, киническая философия. Сам термин «киники» историческая традиция связывает с названием гимназия для детей неполноправных в пригороде Афин – Киносарге («Зоркий пес», или «Белая собака»), в котором учился, а затем преподавал Антисфен – основатель кинизма. Впоследствии он и сам получил прозвище «обычной собаки», которым очень гордился.Кинизм, возникший на рубеже V и IV веков до н.э., впитал в себя и отразил противоречия полисной морали, кризис афинской демократии. Это было время общего кризиса Афинского государства и сопредельных полисов. Кризис охватил не только экономику и политику, но и духовную жизнь: дух коллективизма уступил место индивидуализму, что пробудило интерес к человеку как таковому, а не как к члену общества. В связи с этим изменились приоритеты в истории, философии, литературе. Время восхваления мифических и реальных героев прошло, античная наука как бы повернулась к человеку. Натурфилософия сменилась антропологией, физика – этикой. Философия теперь стремилась ответить на главные вопросы человеческого бытия: как жить, в чем счастье и добродетель?



Представители

Философы давали на эти вопросы разные ответы, исходя из опыта своего класса и своего личного опыта. Большинство киников были или выходцами из социально угнетенных слоев (Антисфен – сын свободного афинянина и фракийской рабыни, Диоген – хотя и был полноправным гражданином, но изгнан из Афин за подделку денег, Моним – раб коринфского банкира, Бион – сын вольноотпущенника), или людьми, порвавшими со своим классом и ставшими на сторону бедняков (Кратет, Гиппархил, Метрокл).

В целом это учение основано на нигилизме, на отрицании. Киники критиковали государство за его рабовладельческую сущность, его законы, правителей, политику. В основе их критики лежала софистская антитеза «природа-закон». Природа – это естественное, истинно человеческое, закон – нечто искусственное, навязанное людям. В понятие «закон» включали не только государственные законы, но и человеческие мнения, традиции, обычаи, т.е. все поведение людей. Киники считали, что именно «закон» исказил природу людей, разрушил их естественное счастье, внес зло и несправедливость. Поэтому законы бесполезны: хорошие люди в законах не нуждаются, а плохие от законов лучше не становятся.Вообще, понятия «счастье» и «добродетель» – основные понятия этики киников. Добродетель киники видели в счастье довольствоваться малым и избегать зла. Но научить добродетели должны не столько звания, сколько сила воля, которая выражается в поступках, а поступки направлены на ограничение потребностей. Конечно, их «аскесис» далек от христианского аскетизма, но его суть в максимальном опрощении. В этом смысле их идеалом здорового образа жизни были первобытные люди, еще не знавшие огня. Начало «развращения» человечества киники видели в огне Прометея, поэтому осуждали этого мифологического героя, но прославляли героя-труженика Геракла. Антисфен, в частности, посвятил ему три сочинения.Объектом критики киников был и человек существующего общества. В упадке общества они видели причину нравственного упадка человека и своей философией, и своим образом жизни пытались с этим бороться.Основным методом их борьбы со злом было воспитание через беседы и литературу. Именно киникам принадлежит открытие двух жанров античной литературы: диатриб и менниповых сатир (меннипей). Но это не означает, что для достижения своих целей они не используют старые жанры: пародию, басни, хрии, апофтегмы

циник, ученик Антисфена (414-323 до Р. Хр.). Отец его был менялой и фальшивомонетчиком; сын, участник в предприятиях отца, должен был покинуть родной город; придя в Афины, услышал беседы Антисфена и был им пленен. Антисфен считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель - в аскетизме. Д. не прибавил к этому ничего принципиального и замечателен не столько учением, сколько жизнью, в которой он до крайности доводил принципы своей школы. Древность изукрасила жизнь Д. различного рода эпизодами, в которых рисуется его характер, но которые, по всей вероятности, сочинены: такова, напр., встреча Д. с Александром Македонским и знаменитый его ответ царю. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Д. довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных, вследствие чего получил прозвище: ό κύων - ρобака.

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был меняльщиком. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афёре отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355-350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: