Причины зарождения религии и искусства. Первые племена, Религия и Искусство первобытных людей

Тема: « Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД : формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование : учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

Какие события относят к указан датам?

Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III . Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока – «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество – обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов , которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 – время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII . Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3 )

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Первые племена

Первые сообщества стали появляться тогда, когда несколько семей объединялись для совместной охоты: это было первым шагом к созданию племен. Для того чтобы совместная охота была успешной, первым общинам приходилось постоянно переселяться в поисках территорий, изобилующих дичью. Сообщества эти мало-помалу разрастались, так что для охоты требовались все более обильные угодья. От объединений в несколько семей люди перешли к жизни более широкими сообществами - “кланами”; члены одного клана, как правило, имели одного общего предка. С течением времени разнообразные потребности, усложнявшаяся общественная жизнь, а также задачи охоты и, быть может, войны привели к необходимости объединения различных кланов в еще более обширные союзы – племена.

Простейшие общественные отношения, ограниченные семейным кругом, по самой своей природе были ясны и естественны для всех участников сообщества. Но чем более расширялось это сообщество, тем сложнее становились законы общественной жизни, подчиненной довольно строгим правилам и обязательствам. Наши грубые предки сумели понять, что благо и безопасность всех требуют от каждого некоторой жертвы: свобода человека сужалась, но взамен возрастали сила и благополучие всего сообщества. Первым долгом следовало заботиться о пропитании для всех членов группы, а не только о своем собственном. Эта задача, естественно, возлагалась на самых сильных мужчин. Как следствие, их считали и самыми важными для общества людьми достойными особенного уважения и почитания.

Во время охоты возникла необходимость действовать сообща; в результате появились первые формы общественной жизни.

Помимо охоты у взрослых имелись и другие обязанности: они защищали общество от врагов, на них возлагались самые тяжелые от ответственные обязанности во время переселений. Занятые тяжелой работой мужчины могли уделять собственной семье, и в частности детям, лишь очень немного времени. Последние обычно бывали весьма многочисленны – детей следовало плодить и беречь, поскольку только они давали племени в целом надежду выжить. Дети, вероятно, иногда даже не узнавали отца, возвратившегося с длительной охоты, настолько того могли изменить невзгоды и тяжелый труд. Многие вообще не возвращались, становясь жертвой борьбы за существование.

Религия

Болезни, голод, холод, разного рода несчастья стерли с лица земли целые народы: от некоторых из них не осталось ничего, о существовании других нам говорят немногочисленные и малодостоверные свидетельства. Видя свою полную незащищенность, всякий день не надеясь дожить до следующего, первобытный человек искал защиты и помощи и существ сверхъестественных, обладающих сверхчеловеческими силами. Чаще всего с доверием и надеждой обращались к природным силам: огню, солнцу, тьме и свету, к дождю, грому и молнии, к плодородными силам земли. Как из общей потребности добывать пропитание возникла коллективная охота, так из общей всем потребности защиты свыше родились обряды и жертвоприношение. Потребность совершать моления и заклинания сообща была для людей даже более настоятельной, чем потребность в совместных военных действиях.

Это — мамонт, предок слона; охота на него была нелегкой учитывая огромные размеры животного и те слабые средства, которыми располагали первобытные люди.

Посредником между людьми и божеством был шаман, одновременно жрец и целитель, колдун и толкователь природы. Ему доверялось дела самые таинственные и сокровенные: все, что связано с жизнью и смертью человека. Он должен был не только умилостивливать богов, взывая к ним и принося им жертвы, но также и определять причины болезней, исследовать целебные свойства трав и силу других лекарств. Еще одна важнейшая задача была поручена шаману: он воспитывал молодежь. Хранитель священных обрядов и культурной традиции, он мог лучше всех приготовить следующие поколения к пониманию предстоящих им забот. Таким образом, кроме совершения сложных ритуалов посвящения, на него возлагались и вполне практические воспитательные задачи.

Одними из самых внушительных были обряды, связанные с печальными событиями. Обычно они устраивались в огромных просторных пещерах, ночью. Во время этих сборищ зажигали факелы, отбрасывающие причудливые тени на стены пещеры, что действовало на воображение людей. Самыми почитаемыми в общине были магические обряды, совершавшиеся в драматические напряженные дни неурожая, эпидемий и тому подобных бедствий. Иногда, в исключительных случаях, приносились человеческие жертвы.

Шаман — это кладезь всяческой премудрости. Ему поручена важнейшая задача воспитания молодых воинов.

Смертность в те времена была высока, и похоронные церемонии проводились часто, что не умаляло их торжественности и магического значения. При определенных отличиях, в похоронных церемониях различных народов было немало общего: так, мертвому телу придавали обычно позу отдыхающего человека, окрашивали его красной или коричневой краской и, положив в яму в земле, закрывали отверстие камнями. В ранние периоды доисторической эпохи мертвых хоронили вблизи поселений, там же, где они жили. Вместе с телом помещалась самая необходимая утварь: каменный топор, скребок, а также кушанья для пропитания во внеземной жизни. А к концу эпохи неолита распространилась обычай хоронить мертвецов вдали от человеческого жилья, в пещерах, которые заваливались каменными глыбами, так что скончавшемуся был обеспечен покой, ненарушаемый близким присутствием живых. От этого же времени до нас дошли первые следы коллективных захоронений: первые кладбища, почитаемые первобытным человеком.

Постепенно люди научились делать оружие и бытовые инструмент из костей крупных животных.

Искусство

Наиболее вероятно, что именно религиозные верования и магические ритуалы дали начало первым видам искусства. Зримый знак, статуэтка или рисунок, были необходимы первобытному человеку, когда он обращался к божествам с мольбой о помощи и защите. Изысканно украшенные орудия, в большом числе дошедшие до нас, представляют собой красноречивые свидетельства блестящего развития того художественного чувства, которым человек был обязан чувствам религиозным. Нам известны восхитительные образцы первых рисунков и граффити. Их прелесть и выразительность ничуть не потускнели, напротив, благодаря своей древности они имеют для нас особое очарование тайны. Наскальные рисунки очень часто покрывают стены пещер и гротов, тысячелетия служивших обычными помещениями культовых служений. Первые художники чаще всего изображали фигуры животных и людей. Сцены охоты, статуэтки людей и животных, изображенных в разнообразных позах, живые свидетельства далекой эпохи, которая без них оставалась бы для нас совершенно неизвестной.

Одеваясь в звериные шкуры, люди творили магические заклинания, чтобы испросить у божества обильной добычи на охоте.

Считается, что первым, почти бессознательным, видом искусства была скульптура; следом за ней возникли рельефные изображения, рисунок и живопись. Несомненно, что художники должны были пользоваться особым уважением, ведь и они были сродни таинственными и всемогущим духам

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Тема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

У истоков религии и искусства

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная -- состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны, были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках, которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы. Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них "меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма - искусство -- появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии как одной из ее первых форм прямо противоположны. Религия возникает как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как "колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.

Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.

Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации . Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.

Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.

Как появилась религия?

Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.

Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась маги я, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.

Как появилось искусство?

Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство . Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей , ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.

Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: