Духовный дневник христианина — «я не хочу ходить в церковь. Роль обрядов в церковной жизни

Заходят люди в храм, потому как Господь их призывает, но дальше часто почему-то тупик... Что делать? Наверное, что-то нужно заказать... А как молиться? И что говорить? Свечку купить и поставить? Или что-то еще? И тревога появляется у одних, входящих в храм, тяжелая голова без эмоций у других и истеричная суетливость у третьих… Переполняют чувства многих людей, но ведь что-то придает им и необыкновенное спокойствие...

Кто-то и вовсе в храм-то и не заходит, думает, мол, а что они там вообще делают? Кланяются, молятся - ясное дело, грехи замаливают. Даже как-то странно все это, пусть замаливают, мне лично и так хорошо! А ведь сам элементарных вопросов решить не может, потому что без Бога, да с сигаретой в зубах, одурманенным умом и затуманенными глазами человек не способен творить, потому что так он теряет подобие Господа и приобретает бесовские черты.

Понимание – вот чего человеку не хватало всю его жизнь, ах, «если бы молодость знала, если бы старость могла»… Как многое в этих словах на самом деле заложено!

И именно понимание простых фундаментальных вещей - вот, что хочется донести читателю этого проекта.

Самое главное – понять, что в храме, разумеется, можно помолиться, но не зачитать молитву или как-то ее выполнить формально, важно обратиться к Богу, как к отцу, к Божией Матери, как к матери, к Святым, как к хорошим надежным друзьям Господа. Вот что самое главное на молитве, когда она идет от чистого сердца.

И в храме грехи не замаливают, в храме просят у Бога простить, подать, благодарят его, и он на таинстве Исповеди прощает. Поэтому понятие «замаливать грехи» вообще неверное. Отношения с Богом основаны на взаимодоверии, они должны быть подобны отношениям с отцом. И в корне ошибочно потребительское мнение о храме: пойду туда что-то замаливать и уйду с чувством выполненного долга.

Зашли в Храм что дальше

Конечно же, когда нет службы, то самостоятельно молиться тяжело, опыта нет, вокруг много икон, непонятно и неясно многое. Но ничего страшного, немного потерпите, скоро освоитесь.

У Нас проходят бесплатные экскурсии по Храму

Было бы хорошо, если вы обратитесь к нам, в нашем храме можно бесплатно договориться со священником об экскурсии по храму, на которой можно узнать много интересного и которая будет отличным толчком для самостоятельного духовного роста, потому что вы непременно получите ответы на волнующие Вас вопросы.

Присмотреться к расписанию богослужений понравившегося храма, прийти в храм минут за 30 до начала богослужения. Это очень хорошее и стабильное начало, только важно прийти перед службой, а лучше завести себе правило – ходить в храм каждое воскресенье. Зайти, осмотреться. Можно купить свечи в лавке и поставить их перед иконами Спасителя, Божией Матери, Святых, Всех Святых.

При этом на иконе, если образ Вам не знаком, будет на церковнославянском написано имя святого, и Вы можете помолиться своими словами или так: «Отче (Имя святого), моли Бога о нас или обо мне». Божией матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас, помогай нам». Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Перед образом всех Святых: «Все Святые, молите Бога о нас».

Далее начнется служба. Это прекрасное время для молитвы. Что-то будет не понятно, но Ваше дело – пытаться услышать. Безусловно, многое будет зависеть от священника (громкость, дикция), но вы услышите разные прошения многократные, их слушайте, так и помолитесь.

Итак, как и что можно заказать в храме:

Подробно можно ознакомиться с описанием различных треб в соответствующем разделе нашего сайта, но кое-что отметим здесь.

Самая сильная и значимая заказная молитва - «сугубая обедня с выниманием частиц», это значит, что в определенный момент богослужения, когда священник поминает живых и мертвых, из просфоры будут вынуты частицы за каждое имя, с добавлением сугубого прошения. На сугубой ектении (сразу после чтения Евангелия) на литургии вновь имена будут поминаться, уже во всеуслышание, далее в конце литургии после причащения людей вынутые частицы ссыпаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию и молитвами святых твоих». Она может подаваться как о здравии, так и о упокоении. Если Вы закажете обедню с выниманием частиц единожды, имена, указанные в записке, будут помянуты на одной службе.

«Обедня»

Отличается от сугубой обедни тем, что не читается сугубая молитва при поминании и не возглашается имя во всеуслышание на ектении.

«Сорокоуст»

– эта та же обедня, только при заказывании сорокоуста поминать будут указанные в записке имена 40 дней.

Записка–«проскомидия»

называется так потому, что поминовение совершается на самое первой части литургии под названием «проскомидия» и имена поминаются именно на ней.

Но существуют службы, которые служатся только по живым или только по усопшим. Например: «молебны» служатся только по живым.

Молебны (молебное пение)

бывают разные, но наиболее востребованные из их числа - Благодарственные, О путешествующих, О болящих, На всякое доброе прошение, к молебнам может быть присоединено освящение воды, чтение канона, акафист.

«Заупокойная лития», «панихида» - служится только по усопшим.

Здесь можно только добавить, что лития – коротенькая служба по усопшим, а панихида служится с чтением канона, т.е. представляет собой более продолжительное заупокойное богослужение.

Во время Великого Поста в будни служат литургию преждеосвященных даров, она отличается от привычной литургии. Поминовения на таких богослужениях называются «Постной запиской».

Таким образом, на самом деле ничего сложного в понимании вышеописанного нет, но важно понять, что, заказав молитву в храме, Вы не должны опускать и домашнюю молитву, потому как молитва за родственников, друзей, близких людей необычайно богоугодна.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас . Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Сорокоустом называется церковная литургия, которая проводится 40 дней подряд. Каждый день священник поминает имя человека, для которого проводят служение. Когда моя родственница попала в больницу с большими осложнениями, ее жизнь висела на волоске. Соседка, очень верующая женщина, посоветовала немедленно заказать сорокоуст о здравии в церкви. Мы все стали свидетелями божьего чуда, когда больная быстро пошла на поправку и обрела сильную веру в бога. В статье я хочу рассказать, что такое сорокоуст, какую он имеет силу, и как правильно заказать службу в церкви и монастыре.

Сила и значение сорокоуста

В современное время людям выпали тяжелые испытания: экономический кризис, неуверенность в завтрашнем дне, враждебные деяния ведьм и колдунов. Вера человека в дни испытаний должна только крепнуть, так как именно в трудные минуты бог всегда оказывает чудесную помощь страждущим. Иногда испытания посылаются богом для нашего воспитания, иногда болезни настигают нас из-за прегрешений. Но терять надежду на улучшение состояния никогда нельзя, ведь бог является любящим отцом.

Во время литургии священник вынимает частичку из просфоры за каждого христианина, имя которого упоминается в молениях. Далее вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с символической кровью Христа с просьбой очистить душу от грехов. Так как частицы просфоры символически обозначают Тело Христа, то упоминаемый в сорокоусте христианин очищается его жертвенной кровью.

Это очень мощный церковный обряд, который может не только очистить душу человека, но и окружить его мощной защитой от зла. Можно заказать и пожизненное поминовение человека, а не только в течение сорока дней. Об этом следует договориться со служителями.

Важно знать, что сорокоуст будет бесполезным для человека, который не желает быть спасенным и не признает жертвы Христа.

Сорокоуст заказывают только для воцерковленных христиан, которые всем сердцем стремятся жить по православным канонам. Однако священники читают сорокоусты для всех, кто принял крещение, пусть даже и формально. Милость божья распространяется на всех, кто добровольно крестился и получил печать Святого Духа. За некрещеных и иноверцев сорокоусты не проводятся .

Как заказать

Сорокоуст можно заказать в любой церкви, где отправляют ежедневные служения богу. Как заказать сорокоуст о здравии? Нужно подать в церковной лавке прошение и перечислить имена, за которых требуется молитва. Также можно заказать сорокоуст и в монастыре, а в наши дни это стало возможно сделать в онлайн режиме через интернет.

Как правильно указать имена в записке? Их пишут в родительном падеже, указывая данное при крещении имя. Например, Дмитрия, Любови, Анны и т. д. Можно указать — младенца, отрока, воина, болящего.

Можно ли заказать сорокоуст себе? Да, это тоже можно сделать, если вы крещенный человек. Существует мнение, что сорокоуст за женщин лучше заказывать в женском монастыре, а за мужчин — в мужском. Разницы большой нет, но такая просьба допустима.

В какой день недели можно заказать требу? День недели значения не имеет, так как бог слышит молитвы верующих постоянно. Однако в дни Великого Поста вашу требу могут отложить до окончания поствования. В дни Великого Поста можно заказать другую требу — поминовение на Великий Пост.

Сорокоуст в трех церквях

С распространением православной веры в России среди народа появилось много суеверий и заблуждений, связанных с церковными обрядами. Например, говорят о небывалой силе сорокоуста о здравии в 3 церквях, его особенной мощи. Некоторые люди уверены, что эффект приносит сорокоуст о здравии, заказанный в семи церквях. Это немыслимое заблуждение, которое полностью опровергает православная церковь. Сорокоуст в трех церквях напоминает некий магический обряд, а не церковное благословение.

В церковном обиходе имеет значение соборная молитва, но если главным для человека является подача заявок в трех храмах, то это считается суеверием. Заказывающий сорокоуст о здравии в 3 церквях думает не о благодати божьей, а о том, чтобы успеть подать записочки в один день.

Другим распространенным заблуждением является заказ сорокоуста за врагов . заповедал нам молиться за врагов и прощать обижающих. Но если намерением человека является наказание божье, то это к христианству не имеет никакого отношения. Люди заказывают сорокоуст на врагов, чтобы им бумерангом вернулись их злые деяния. Но церковь не может служить орудием мести, потому что нарушается главная заповедь Господа «Да любите друг друга» .

Верующий человек должен искренне молиться за врагов и желать им спасения, а не использовать церковную требу для сведения счетов. Можно поставить свечку за здравие своих недоброжелателей и искренне помолиться за спасение их души. Бог непременно услышит искреннюю молитву и ответит на нее. Примирение с недоброжелателем станет лучшим ответом на ваши просьбы, но возмездия ожидать бессмысленно.

Думаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу»  — так часто говорят люди. А что сказал бы в ответ на подобное утверждение апостол Павел?

В сегодняшнем выпуске нашей рубрики речь пойдет о Послании апостола Павла к Колоссянам. Колоссы — один из древнейших городов, занимавший важное торговое положение и знаменитый изделиями из пурпурной шерсти. К довольно рано появившейся христианской общине Колосс и обращается автор.

Причиной написания послания стало некое лжеучение, распространявшееся среди членов этой общины. Апостол Павел не разбирает его подробно, лишь вскользь упоминает основные моменты. Он призывает колоссян твердо стоять в истине: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходИте в Нем (Кол. 2, 6). Затем автор послания предостерегает своих читателей от увлечения философией, пустыми обольщениями и преданиями человеческими (см.: Кол. 2, 8). Мы не знаем, какие конкретно философские учения и предания имеет в виду апостол. Но из последующей фразы о том, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2, 9-10), можно сделать вывод: лжеучители пытались убедить колосских христиан в неполноценности их веры, которая должна быть дополнена какими-то новыми идеями. Видимо, лжеучители также призывали колоссян поклоняться Ангелам, поскольку в послании мы видим следующие слова: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 18).

Опровергая доводы лжеучителей, апостол Павел говорит о Христе как о полноте всего. В первой главе послания мы можем прочитать древний христианский гимн, воспевающий Христа как Бога и Спасителя (см.: Кол. 1, 15-20). Был ли этот гимн составлен самим апостолом Павлом, или же он использовал уже существовавший текст — неизвестно. Но это ни в коем случае не умаляет важности самого гимна. В нем дается ответ на вопрос: кто же такой Христос и почему христианин не нуждается в чем-то или ком-то другом, кроме Него?

Итак, Христос — это образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1, 15-16). Познавая Христа, мы познаём Бога. Всё то, что нас окружает, видимый и невидимый мир — это творение, подчиненное и подвластное Христу. Поэтому апостол и предостерегает от ложного увлечения «служением Ангелов» — ведь и все Небесные силы также сотворены и являются служителями Бога. Вероятно, лжеучение содержало идею, что Христос — это лишь одно из проявлений Бога, а другими проявлениями являются Небесные силы.

Для христианина невозможно считать Христа «одним из…», потому что Он есть прежде всего, и все Им сто!ит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1, 17-18). Христос — Тот, Кто дал начало всему. Но самое главное, что Христос — глава Церкви, то есть сообщества верующих во Христа как в Бога и Спасителя. Поэтому христиане не должны искать других «начал и властей», кроме Христа. Во Христе мы уже достигаем полноты, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 19-20). Из Писания мы знаем, что Бог и до Христа являл Свою силу — через Ангелов и пророков, но только во Христе человечество достигло спасения. Христос — первый умерший, Которого смерть не смогла удержать в своей власти. Поэтому Он — победитель смерти — Спаситель и Глава Церкви. Ветхозаветный Израиль мог получать откровения, но это была лишь часть. Полноту откровения Бог явил через Своего Сына — Господа Иисуса Христа.

Намек на то, что ложные проповедники пытались доказать колоссянам важность соблюдения некоторых иудейских обычаев, якобы имеющих значимость для спасения, содержится в словах апостола о том, что во Христе верующие обрезаны обрезанием нерукотворенным (Кол. 2, 11). Соответственно, уже не нужно держаться за старый обычай, имевший значение только в период ожидания Христа. Также апостол задает вопрос: для чего верующему держаться постановлений не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (Кол. 2, 21)? Это также намек на то, что кто-то из колосских христиан стал придерживаться иудейских пищевых запретов, в то время как Сам Христос сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).

Какое значение всё это имеет для нас, современных христиан? Отвечая на этот вопрос, нужно еще раз вернуться к словам гимна из первой главы. Христос — это полнота откровения Бога, Творец и Спаситель мира. И вместе с тем Христос — это Глава Церкви. Значит, приобщиться к полноте Христа мы можем только в Церкви.

Все послания апостола Павла адресованы именно церковным общинам. Это подразумевает, что быть христианином — значит быть частью общины в Церкви, глава которой — Сам Христос. Может ли человек признавать себя верующим, но при этом обходиться без жизни в общине, без участия в Евхаристии, без других таинств? С точки зрения апостола Павла — нет. С точки зрения многих современных «верующих в душе» — да. Кто же прав? Думаю, что ответ очевиден.

Утверждения про «Бога в душе» скорее выглядят как попытка оправдать нежелание вести церковную жизнь, то есть нежелание совлечься греховного тела плоти (ср.: Кол. 2, 11). Ведь начало церковной жизни невозможно без личного покаяния, отказа от греховных привычек, борьбы со страстями. Но покаяние — преодоление самого себя — довольно тяжелый труд, поэтому куда легче продолжать жить по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8).

Но есть и другая крайность. В своей священнической практике я нередко встречал людей, которые ежегодно ездят по святым местам, совершая паломничества даже за границу, регулярно ходят в храм, вычитывают длинные молитвенные правила, но при этом — никогда не исповедаются и не причащаются. По сути дела, для людей такого склада главное заменяется второстепенным — место Христа занимают святые места, чудотворные источники, разного рода «святыньки» — «маслице», «водичка», «земелька». Мне могут возразить: но ведь нередко бывало и так, что человек, который сначала не совсем осознанно ездил в паломничества, постепенно воцерковляется и становится вполне сознательным христианином. Да, так бывает, и нередко. Но так же нередко человек так и остается вроде бы и в Церкви, а вроде бы и нет.

Однажды у меня состоялся с человеком примерно такой разговор:

— Вы читали Евангелие?

— Нет. Где-то дома лежит, но не читал. Но зато я каждый год с семьей езжу в такое-то святое место.

— Чем же оно для Вас свято?

— Ну как чем? Там такая энергетика, духовность…

На мои дальнейшие слова о том, что для христианина важна осознанная вера во Христа, а не в некую «энергетику и духовность», важно приобщение ко Христу через Таинство Причащения, собеседник ответил, что у него «Бог в душе» и «посредники» в виде Церкви ему не нужны. Опять мы вернулись к этой проблеме… Прежде всего нужно понимать, что святость «святых мест» зависит от святости подвижников благочестия — святых людей, благодаря которым и прославился тот или иной храм или монастырь. Но разве мы можем представить, чтобы кто-то из святых сказал: «Верьте только в меня, и этого вам достаточно, будете всегда получать хорошую энергетику и духовность»? Конечно нет. Каждый святой был проповедником Евангелия, подражателем Христа, жил Им и к Нему стремился, пытаясь привести через свой подвиг и других людей ко Христу. Каждый святой был служителем Христовым и никогда не попытался бы в чьих-то глазах заменить собой Господа.

Тогда почему подобная подмена Христа на что-то или кого-то происходит в сознании других людей? Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. У каждого отдельного человека могут быть свои причины. Но точно можно сказать об одном: нельзя быть христианином вне Церкви. И те, кто уже пришел ко Христу, приобщился к Его полноте, призваны свидетельствовать об этом среди других людей. Наш подвиг христианской жизни должен быть явным, наши слова и дела должны стать проповедью Евангелия. И тогда именно через нас, через наше свидетельство кто-то сможет сделать тот шаг навстречу Господу, который станет для него решающим.

Газета «Православная вера» № 15 (588)

«В таком непотребном виде в храм нельзя», – такими словами встретил мою подругу охранник в Александро-Невской Лавре во время путешествия в Санкт-Петербург.

Дело было так. Она приехала в культурную столицу России со своим молодым человеком в отпуск. Это было лето, на улице – жара, поэтому Лиза надела шорты. «Гуляли мы по городу, гуляли, и вдруг мне приспичило: а пойдем на могилу к моему обожаемому Достоевскому? Оказавшись в Лавре, странно не зайти в сам храм. У меня тем более бабушка тогда умерла, хотелось за нее свечку поставить. Ну, и как-то ожидалось, что в Петербурге, в таком большом храме, будут какие-то юбки (у нас даже в сельских храмах можно позаимствовать, если в брюках пришла). Значит, заходим мы в церковь, глазами ищу место, где юбки могут висеть, и натыкаюсь на бегущего ко мне охранника, который несется чуть ли не со словами "в таком непотребном виде, блудница, в храм нельзя". Он выгнал нас на улицу», – рассказывает подруга.

На её, казалось бы, счастье, к храму как раз подходил батюшка. Лиза, едва не плача, попросила как-то провести её, уточнила про юбки, сказала про семейную потерю. На что он ей ответил: «Ну, ты можешь пройти по стеночке, вот к тому углу, чтоб тебя никто не видел». На этом моменте она разрыдалась, потому что была ошарашена и потрясена до глубины души. Про то, что Бог не вводил дресс-код на посещение к Нему, я молчу. Я про то, что отношение к посетителям совсем уж не христианское. И, да, кстати, по мне, так это тоже неуважение чувств верующих, о котором сейчас столько разговоров. Девушку, которая хотела попасть в церковь, туда не пустили. Чем это не неуважение? Это была одна из тех многочисленных историй, после которых мне не хочется ходить в церковь. И не потому, что мне сложно одеться так, как этого требуют правила, просто часто в походе в церковь отпугивают именно неадекватные люди, которые запугивают какими-то правилами и так строги с тобой, что каяться в чем-то или поставить свечку за здоровье родных с чистыми мыслями не получается. Как ни старайся.

В церковь мне, в отличие от своих сокурсниц, никогда особо и не хотелось, потому что я – просто крещеный в пятилетнем возрасте ребенок, который так до сих пор и не понял, почему моя благодарность и молитва Богу из шкафа (как я делала в детстве) или уже лёжа на подушке перед сном может как-то качественно отличаться от той, которая говорится в церкви. Особенно если в храмах нас встречают не всегда адекватные старушки, кричащие «Тут не стой, так не смотри, где твоя юбка». Простите, а как же любовь к ближнему?

Первые церковные лица тоже не внушают никакого благоговения. Например, накануне защитить православие от «глобальной ереси человекопоклонничества» призвал глава РПЦ патриарх Кирилл. По его словам, критерием истины в последнее время стал человек и его права (ну, мы так-то в правовом государстве живем). Что и положило начало изгнанию Бога из жизни общества. Вот так. Здравствуйте, средние века. А потом понесется – образование женщинам ни к чему, десятина, оброк, крестьяне и бояре. Зачем же нам, людям, права? Что-то из серии: не жили богато, нечего и начинать.

А сама верхушка церкви ведь живет совсем не аскетично, об этом говорят постоянные публикации о миллионах (причем в долларовом эквиваленте) того же Владимира Гундяева, их охране, «золотой пыли» и других скандалах. У нас в Архангельске на строительство храма собирают всем миром, а у главы РПЦ есть деньги на строительство нескольких таких храмов. Не сходится картинка, как ни стараюсь. В Библии этого нет. Иисус же таких прогнал из храма?

Опять же, в маленьких церквях у нас в области и городе даже священнослужители другие. Душевные, которым не страшно доверять, которые не прогонят тебя, если пришла в штанах или шортах, а подскажут, помогут, дадут совет и ответят на любой твой вопрос. После такого общения выходишь из церкви со светлыми мыслями и на душе радостно. Так что всех под одну гребенку равнять не стоить. Обидеть наших верующих я никак не хотела, хотела просто призвать к тому, чтоб они не были так строги к тем, кто пришел в первый раз в храм, чтоб не отбить охоту ходить в церковь навсегда.

Анна Морозова. Родилась в 1989 году в Архангельске. Окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по специальности «филолог». Вместе с группой единомышленников выпустила сборник сказок Степана Писахова на польском языке. Работала корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ»..



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: