Евангелие от иоанна 12 глава толкование. Толкование нового завета феофилактом болгарским

(† 14.05.964, Рим; до избрания папой - Октавиан), папа Римский (с 16 дек. 955). Происходил из рим. аристократического рода. Сын Альбериха II, герц. Сполето, рим. сенатора и консула, с 932 г. и до своей смерти в 954 г. единолично правившего городом. Сведения о матери Октавиана противоречивы: скорее всего это была Альда, дочь кор. Италии Гуго Арльского и законная супруга гр. Альбериха II, однако в «Хронике» Бенедикта Сорактского утверждается, что Октавиан был сыном сожительницы Альбериха II (впрочем, эта характеристика может относиться и к Альде - Mann. 1910. P. 243-244). Октавиан род. в Риме, скорее всего в резиденции гр. Альбериха II близ ц. св. Апостолов. Согласно одной из редакций Liber Pontificalis , до избрания папой Октавиан был кардиналом-диаконом рим. диаконии Девы Марии (S. Mariae in Domnica), что, однако, не подтверждается др. источниками. Избран на Римскую кафедру во исполнение последней воли гр. Альбериха II. Если гипотеза о законном рождении Октавиана верна, то на момент избрания папой ему было 18 лет. Октавиан принял христ. имя Иоанн, став, т. о., 1-м папой Римским, сменившим имя при избрании (нек-рые исследователи полагают, что впервые сменил имя папа Иоанн II).

О первых годах понтификата И. известно мало. Согласно «Салернской хронике», папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге, организовав поход против Пандульфа Беневентского и Ландульфа II Капуанского, однако был вынужден вернуться в Рим из-за опасений, что объявивший ему войну гр. Гизульф Салернский захватит город. В Террачине И. заключил с Гизульфом мирный договор, главным условием к-рого, как полагают исследователи, был отказ папы Римского от претензий на светскую власть в Салерно (Fedele. 1905).

К нач. 60-х гг. X в. ситуация в Италии обострилась из-за попыток обосновавшихся в Равенне кор. Италии Беренгара II и его сына и соправителя Адальберта усилить свои позиции в Ломбардии и Центр. Италии. В 960 г. И., будучи не в силах противостоять им, обратился за помощью к герм. кор. Оттону I (936-973, император с 962). Также с просьбой прийти в Италию и покарать Беренгара обратились к Оттону изгнанный Миланский архиеп. Вальперт и маркгр. Эсте Отберт. Осенью 961 г. Оттон возглавил поход в Италию. Не встретив серьезного сопротивления (Беренгар II, избегая сражения, укрепился в крепости Сан-Лео (Монтефельтро), а Адальберт бежал в Ла-Гард-Френе (совр. деп. Вар, Франция) или на Корсику), в кон. янв. 962 г. Оттон прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой. В воскресенье 2 февр. 962 г., в праздник Сретения Господня, после принесения Оттоном клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4 // MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на герм. короля и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где обсуждались, вероятно, вопрос о создании архиеп-ства в Магдебурге и принципы взаимоотношений папы и императора (Papstregesten. 1998. N 298, 304). На Соборе было утверждено создание архиеп-ства Магдебургского (окончательное решение по этому вопросу принято на Соборе в Равенне в 967) и еп-ства Мерзебургского (Jaffé. RPR. N 2832); также по его итогам 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»; сохр. копия Х в.). Текст привилегии делится на 2 логические части: перечисление светских владений, закрепленных за Римским папой (§ 1-14), и положения, регулировавшие права папы и императора в Риме (§ 15-19); вслед за В. Улльманном (Ullmann. 1953) большинство совр. исследователей полагают, что 2-я ч. привилегии отсутствовала в первоначальном тексте документа и была включена в него после избрания папы Римского Льва VIII в дек. 963 г. «Privilegium Ottonianum» содержит мало новшеств по сравнению с предшествующими грамотами подобного рода: грамотой Людовика Благочестивого «Ludovicianum» (817) и Римским уложением папы Римского Евгения II и имп. Лотаря («Constitutio romana», также «Lotharianum», 824). Оттоновской привилегией были подтверждены границы Папской области, установленные Людовиком Благочестивым (без герц-ства Салерно), а также сохранены все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г. Римской Церкви гарантировалось свободное избрание епископа, однако перед посвящением он в присутствии имперских легатов должен был принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором. И. и римляне клятвенно пообещали не вступать в союз с противниками императора, прежде всего с Беренгаром II и Адальбертом.

После того как Оттон I отправился с войском на север Италии, чтобы возглавить осаду крепости Сан-Лео, И. вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в Италию и обещая оказать поддержку в конфликте с императором. Был ли И. инициатором переговоров, или он лишь ответил на просьбы Адальберта о помощи, неизвестно. Тогда же папа попытался заключить союз с Византийской империей и венграми, отправив послания с призывом напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Послы были перехвачены императором. Папские легаты обвинили Оттона I в нарушении обещания передать папе Римскому территории, закрепленные за Папским престолом. Ответное посольство, отправленное Оттоном I для того, чтобы снять подозрения в невыполнении обещаний, было принято И. с неприязнью, тогда как Адальберта в Риме папа встретил торжественно. Оттон I, узнав о возвращении сына Беренгара II, оставил крепость Сан-Лео и с небольшим отрядом отправился в Рим, где в кон. окт. 963 г. его встретили сторонники И. и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию.

6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер.

Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата (Jaffé. RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих.

В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 246-249; Jaff é . RPR. N 2821-2844; Liudprandus Cremonensis. Historia Ottonis // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 159-175; Benedictus S. Andreae monachus. Chronicon, an. 955-964 // MGH. SS. T. 3. P. 717-719; Continuator Reginonis, an. 961-964 // MGH. SS. T. 1. P. 624-627; Chronicon Salernitanum. 166 / Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170; Sickel T., von. Das Privilegium Otto I. für die römische Kirche. Innsbruck, 1883; MGH. Dipl. T. 1: Conradi I. Henrici I. et Ottonis I diplomata. P. 322-327; MGH. Const. T. 1. P. 532-536; Papstregesten, 911-1024 / Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 254-355. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5).

Лит.: Duchesne L. Les Premiers temps de l"État Pontifical. P., 19042. P. 328-352; Fedele P. Di alcune relazioni fra i conti del Tuscolo ed i principi di Salerno // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1905. Vol. 28. P. 5-21; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 241-272; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 19172. Bd. 1. S. 212-213; Amann E. Jean XII // DTC. T. 8. Col. 619-626; Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell"antichità e nel medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 163-167; Ullmann W. The Origins of the Ottonianum // CHJ. 1953. Vol. 11. N 1. P. 114-128; Zimmermann H. Die Deposition der Päpste Johannes XII., Leo VIII. u. Benedikt V. // MIÖG. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Hehl E. D. Die angeblichen Kanones der römischen Synode vom Februar 962 // DA. 1986. Bd. 42. S. 620-628; Hampe K. Die Berufung Ottos des Grossen nach Rom durch Papst Johann XII. // Historische Aufsätze: K. Zeumer z. 60. Geburtstag: FS. Fr./M., 1987r. S. 153-167; Kreuzer G. Johannes XII. // BBKL. Bd. 3. Sp. 208-210; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 459-468.

12:1-11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7,36-50), - эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26,6-13) и Марком (14,3-9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда... не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, - вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2 Кор. 5,16).

12:11 ради него... веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11,1).

12:13 осанна! См. Пс. 117,25. "Помоги" или "дай счастья".

12:14-15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9,9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян. 6,1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или "боящихся Бога" язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян. 8,27; 13,26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10,16; 12,32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2,4; 7,6.8.30; 8,20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12,27; 13,1; 16,32; 17,1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп. 2,8). См. ком. к 13,31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово "душа" часто используется в значении "жизнь". Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, "ни того, что в мире", сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф. 3,17), во время преображения (Мф. 17,5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ... слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян. 9,7; 22,9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14,30; 16,11; 1 Ин. 4,4; 5,19; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3,14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово "закон", в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10,34; 15,25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс. 88,36.37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1,4-9; 8,12; 9,5; 12,46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет "сынами света" (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис., гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12,38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7,50-52; 19,39.40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2 Кор. 2,15.16).

(533 - 535), изменивший своё имя при вступлении на престол.

Биография

Став римским епископом в 18 лет, Иоанн прославил папский престол всевозможными пороками и преступлениями, так что благочестивые современники считали его воплощением дьявола. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Согласно современным ему источникам, он превратил Ватикан в настоящий бордель, не стесняясь насиловать женщин-паломниц прямо в соборе Св. Петра. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Стеснённый Беренгаром II Иврейским, Иоанн обратился за помощью к Оттону I Великому , и когда немецкий король победоносно вступил в Рим , папа, 2 февраля 962 года, возложил на него императорскую корону. Оттона возмущала та жизнь, которую вел папа Иоанн. Сразу же после коронации император пригласил молодого папу на встречу наедине, во время которой долго укорял его в безнравственности. Иоанн обещал раскаяться, но вместо этого начал проводить в Италии антиимператорскую политику. Оттон утвердил за церковью все её прежние владения и несколько их расширил, а папа и римляне дали ему присягу в верности и обещали при выборах папы строго соблюдать канонические постановления и посвящать вновь выбранного только после утверждения императором. По желанию Оттона, Иоанн учредил для вновь обращённых славян архиепископство в Магдебурге и епископство в Мерзебурге .

Как только император удалился из Рима, папа объединился с его врагом. Оттон вернулся и 4 декабря 963 года на соборе осудил и низверг Иоанна, на место которого был избран Лев VIII.

Смерть

После удаления императора Иоанн снова овладел Римом и изгнал своего соперника, но 14 мая 964 года умер от раны, полученной во время любовного похождения (по слухам, был убит ревнивым мужем дамы, которой он оказывал недвусмысленные знаки внимания). Согласно одному из исторических свидетельств, он «насиловал вдов и девственниц и был убит во время блудодействия разъярённым мужем одной женщины» (хотя некоторые ученые предполагают, что он скончался во время полового акта от апоплексии). Другая популярная легенда гласила, что он умер от того, что Сатана «стукнул его по голове», что также является средневековой метафорой для апоплексии.

Ж. Окончание общественного служения Иисуса (12:1-36)

1. МИРОПОМАЗАНИЕ (12:1-8)

В 12 главе Иоанн описывает последние события, связанные со служением Иисуса Христа. Это: а) миропомазание Его, совершенное Марией, сестрой Лазаря (которое стало прелюдией к принесению Им Себя в жертву); б) торжественный вход Его в Иерусалим, и в) предсказание Иисусом Своей смерти.

Иоан. 12:1-2 . Отсчет времени становится более определенным: За шесть дней до Пасхи… Иисус оставил Ефраим и пришел… в Вифанию, где жил Лазарь умерший. Там, в честь Него, был дан ужин. Евангелист Марк пишет, что Иисуса принимали в доме Симона прокаженного (Мар. 14:1-11). Надо думать, событие это было особенно радостным для Марфы, Марии и Лазаря, бывших в числе приглашенных. Неизвестно, какого рода узы связывали этих троих с Симоном, но, видимо, узы эти были достаточно близкими, судя по тому, что гостям на ужине прислуживала Марфа.

Иоан. 12:3 . Речь тут идет о благовонном масле, которое получали из корней и стеблей ароматной травы, растущей в северной Индии. Это было очень дорогое благовоние ("драгоценное миро"), и привозили его на Ближний Восток в запечатанных алебастровых сосудах, которые открывали только в особых случаях. Щедрым своим даром (фунт… мира) Мария выразила свою любовь к Иисусу и благодарность Ему за воскрешение Лазаря. И дом наполнился благоуханием от мира - одно из "побочных" замечаний Иоанна, которое, как и другие подобные замечания, говорит о том, что он был свидетелем происходившего.

Иоан. 12:4-5 . Иуда Симонов Искариот "заявил протест" против ненужной, по его мнению, траты столь ценного благовония. Мол, лучше было бы это миро продать, а деньги раздать нищим. Едва ли он действительно заботился о нищих! (стих 6). Согласно Марку (Мар. 14:4-5), другие ученики поддержали Иуду и тоже стали упрекать Марию. Злое влияние распространяется быстро, и даже те, кому доверено руководить другими, могут стать орудием в руках сатаны.

Стоимость "мира" действительно была огромной - триста динариев (средне-годичный заработок труженика); возможно, эту сумму Мария копила всю жизнь.

Иоан. 12:6 . Иоанн, зная, что произошло потом, объясняет побуждения, руководившие Иудою. Иуда был, так сказать, казначеем группы (13:29), и часть денег, которые им жертвовали, присваивал. Мария пожертвовала драгоценное миро открыто и бескорыстно, Иуда же присваивал деньги тайно. Они настолько привлекали его, что он согласился предать за 30 серебренников ("цену раба" - Исх. 21:32; Зах. 11:12-13) Иисуса.

Иоан. 12:7-8 . Обычно миропомазание ассоциировалось с радостными событиями. Но тут оно совершалось в преддверии погребения. Живший по слову Божиему, Иисус вполне отдавал Себе отчет в том, что как страждущий Слуга Он должен будет претерпеть боль и смерть, и что очень скоро Ему предстоит погребение (Ис. 53:9). В свете этого знания Он вступился за Марию, явившую Ему любовь и преданность. Его слова: Ибо нищих всегда имеете с собою - не следует понимать как одобрение Богом нищеты или нежелание Его, чтобы нищим помогали.

Иисус имел лишь в виду, что в мире много причин нищеты, и возможность помогать бедным будет представляться людям постоянно (сравните Мар. 14:7). А вот возможность явить свою любовь Ему, пока Он на земле, - весьма ограничена. А Меня будете иметь не всегда (здесь, на земле; Иоан. 12:35; 13:33; 14:3-4).

2. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ (12:9-19)

Иоан. 12:9-11 . Иисус был Личностью, вызывавшей столько споров, что не мог находиться близ Иерусалима "инкогнито". На праздник Пасхи люди сходились в столицу со всех концов страны. И многие хотели видеть Иисуса (сравните 11:56), а также Лазаря. Узнав о воскрешении Им Лазаря, многие из Иудеев уверовали в Иисуса. Потому и решили первосвященники убить обоих - Его и Лазаря.

Иоан. 12:12-13 . Между тем, толпы народа охвачены были стихийным энтузиазмом. Ведь на Пасху пришли и тысячи паломников из Галилеи, которые уже прежде были свидетелями многих чудес, совершенных Иисусом. Пусть тогда Он отказывался от роли политического "Мессии" (6:15), но, может быть, теперь, думали они, подходящее время для этого наступило.

Иерусалим был городом великого Царя, и вот Он вступает в него. Размахивая пальмовыми ветвями, символизировавшими победу, народ восклицал: Осанна! (что по-еврейски означает: "Господи, спаси же!" - Пс. 117:25; слово это стало выражением хвалы Богу). Цитируя далее Пс. 117:26, люди наделяли Иисуса мессианскими "титулами": грядущий во имя Господне (11:27) и Царь Израилев.

Иоан. 12:14-15 . Вьезд Иисуса в город на молодом осле был знаком мира и миролюбия (комментарий на Матф. 21:2, где говорится о том, что Иисус ехал на ослице и на осленке). Так или иначе, Он не въехал в Иерусалим на боевом коне, с мечом в руке или короной на голове. Не воспользовался Он и колесницею, как это часто делали цари. В том, как въезжал в Иерусалим Он, исполнилось пророчество Захарии (Зах. 9:9).

Дщерь Сионова - поэтический образ обитателей Иерусалима, города, построенного на горе Сион. Здесь Иоанн, опять-таки цитируя из Зах. 9:9, называет Иисуса Царем Израиля.

Иоан. 12:16 . Несмотря на то, что ученики были близки к Иисусу, и сами были соучастниками происходившего события, значение его (в свете ветхозаветного пророчества) они не поняли. Им не хватало виденья через призму Креста и Воскресения (которыми прославился Иисус). Не осознали они того, что у пророка Захарии было о Нем написано, и что сами они тоже послужили осуществлению его пророчества, приведя к Господу осла, на котором Он въехал в Иерусалим (и это сделали Ему). Позднее, после сошествия на них Святого Духа, они вспомнили и сопоставили, и тогда осознали все.

Иоан. 12:17-18 . Толпа, встречавшая Иисуса, все возрастала в числе, потому что весть о великом чуде воскрешении Лазаря быстро распространялась по городу. Это был день великого народного признания Иисуса, но, к сожалению, признание это лишено было духовного подхода и осмысления.

Иоан. 12:19 . Народный энтузиазм мешал фарисеям осуществить их планы ("мы не успеваем ничего", - говорили они друг другу). "И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе" (Мар. 14:1-2). Весь мир идет за Ним, сетовали они, хотя на самом деле большинство народа - увы! - не поверило в Иисуса истинной верою.

3. ПОЯВЛЕНИЕ ЕЛЛИНОВ (12:20-36)

Иоан. 12:20 . Упоминание о "еллинах" знаменательно. В древнем мире они (т. е. греки) были известны неустанными поисками истины. Вероятно, Еллины, пришедшие в Иерусалим, были людьми богобоязненными, а потому посещали иудейские синагоги и праздники. Их появление тут знаменует открывающийся язычникам доступ к Богу для поклонения Ему через Иисуса Христа (10:16).

Иоан. 12:21-22 . Почему "еллины" обратились именно к Филиппу? Возможно, потому, что он носил греческое имя. А, может быть, он так или иначе общался с греками на территории Десятиградия. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Поскольку многие из народа стремились поговорить с Иисусом, ученикам, вероятно, приходилось как-то ограничивать доступ к Нему (Лук. 18:15-16).

Иоан. 12:23-24 . Решительный момент в земной жизни Иисуса быстро приближался (2:4; 4:21,23; 7:6,8,30; 8:20). На это указывал и приход еллинов: наступал час прославиться Сыну Человеческому (сравните с 12:23; 13:1; 17:1).

Для большинства людей смерть - событие "унижающее", ибо оно выявляет беспомощность человека. Но для Христа смерть была средством вхождения в славу (Ис. 53:10,12 сравните с Иоан. 12:16; 17:1,5).

Истинно, истинно говорю вам… - эта фраза, как всегда, звучит вступлением к важному заявлению. Образ пшеничного зерна, которое "умирает", будучи брошено в землю, чтобы принести много плода, свидетельствует о том, что смерть необходима для воспроизведения жизни "с избытком".

Иоан. 12:25-26 . Упомянутый образ (стих 24) иллюстрирует парадоксальный, казалось бы, принцип: смерть есть путь к жизни. В случае Иисуса смерть несла славу и жизнь не только Ему Самому, но и многим другим. Схожий принцип действует и в случае последователей Иисуса. Ученик Христа должен возненавидеть свою жизнь (душу) в мире сем.

То есть проникнуться такой преданностью Христу, которая не оставляла бы места для эгоцентризма и ублажения себя. Ибо любящий душу (т. е. жизнь свою) погубит ее. Мысль здесь та, что в жизни человека все, что угодно, может сделаться его идолом, включая цели его, интересы и любовь (Лук. 12:16-21; 18:18-30). Итак, для самого себя (для любви к себе) верующий должен умереть (Рим. 6:1-14; 2-Кор. 5:14-15; Гал. 6:14).

Чтобы быть слугою Христа, нужно последовать за Ним. И многие первоначальные последователи Его шли за Ним, не останавливаясь перед страданиями и смертью. Согласно преданию, немало их умерло мученической смертью. Таким образом, слова Иисуса, приведенные в стихах 25-26, явились пророчеством и одновременно обещанием. Истинные Его ученики следуют за Ним путем унижения, а затем прославления (того почтит Отец Мой; Рим. 8:17,36-39; 2-Тим. 2:11-13).

Иоан. 12:27-28а . Наставляя учеников относительно того, какой ценой дается покорность воле Отца Небесного, Иисус не скрывает собственного волнения. Душа Его возмутилась (сравните 11:33; 14:1) при мысли о тяжести греха, которая ляжет на Него в смерти Его (2-Кор. 5:21). Но мучительно переживавший из-за этого, мог ли Он отступить назад, попросив Отца Небесного избавить Его от часа сего?

Конечно, нет, поскольку Его воплощение и совершилось ради "этого часа" (Иоан. 12:23; 13:1; 17:1). Свое неизменное отношение к предстоявшему Ему Иисус выразил в словах: Отче! прославь имя Твое. Так и христианам - сколь бы ни были трудны их обстоятельства - необходимо принимать волю Божию и твердо стоять в ней, желая только одного - чтобы прославилось имя Его.

Иоан. 12:28б-29 . И тогда заговорил Отец с неба - громоподобным голосом, подтверждая, что действовал в Иисусе в прошлом и будет действовать через Него в будущем. Глас слышали все - именно как членораздельные звуки, но не все разобрали значение их (сравните стих 30; Деян. 9:7; 22:9).

Иоан. 12:30-31 . В духовно восприимчивых людях голос с неба несомненно укрепил веру, но для "душевных" (1-Кор. 2:14) он прозвучал лишь как непонятный шум.

Мир сей, осудивший Христа на крестную смерть, тем самым осудил себя. Однако крест явился и орудием поражения сатаны (князя мира сего; Откр. 12:10). Он изгнан будет вон, - говорит Иисус. Его власть над людьми, осуществляемая посредством греха и страха смерти, потеряет (и уже теряет) силу; люди получат возможность вырваться из царства духовного мрака, освободиться от рабства греху (Кол. 1:13-14; Евр. 2:14-15).

Иоан. 12:32-33 . Слова Иисуса: И когда Я вознесен буду от земли - относятся не к вознесению Его, а к распятию (сравните 3:14; 8:28). Иисус говорил тут о предстоявшей Ему смерти.

Будучи на кресте, Он всех привлечет к Себе, заявляет Христос. Это не означает, что все будут спасены - ведь Он ясно дал понять, что какая-то часть людей погибнет (к примеру, Иоан. 5:28-29). Но если "привлечение" людей Сыном - то же самое, что "привлечение" их Отцом (6:44), то "дискриминационного" характера оно носить не может. Среди спасенных будут не только иудеи, но представители всех "племен, народов и языков" (Откр. 5:9 сравните с Иоан. 10:16; 11:52).

Иоан. 12:34 . Народ был в недоумении. Если Мессия (Христос) есть Сын Человеческий, то Он должен пребывать на земле вечно, рассуждали они. Вот и пророк Даниил (Дан. 7:13-14) ясно говорил о том, что власть Сына Человеческого будет вечной. Возможно, люди думали, что Иисус не считает Сына Человеческого и Мессию одной и той же Личностью. Уж не понимает ли Он этот "термин" - "Сын Человеческий" в ином смысле, чем Даниил? Вероятно, они поняли, что Иисус говорил о Своей смерти, но не могли понять, как Он мог умереть, если действительно был Мессией.

Иоан. 12:35-36 . Тогда как люди размышляли над трудностями, лежавшими в сфере мудрости, знания и разумения, Иисус старался донести до них, что подразумевает вещи нравственного порядка. Время счастливой для них возможности истекает. Он свет для мира (1:4,9; 8:12; 12:46), однако, "день" Его общественного служения подходит к концу (стих 23). Грядет "ночная тьма", в условиях которой зло подчинит себе многих. Ходящий во тьме - это неверующий человек, плывущий по морю жизни без должных ориентиров, не зная ни смысла жизни, ни назначения ее не знает, куда идет).

Между тем, "современникам" Иисуса Христа дана была уникальная привилегия поверить в свет (т. е. в Него) и стать сынами света (т. е. Его учениками; Рим. 13:12; Еф. 5:8,14; Кол. 1:13-14; 1-Фес. 5:5; 1-Иоан. 1:7; 2:10). Сказав это, Иисус вновь сверхъестественным образом скрылся от них (сравните с Иоан. 5:13; 8:59; 10:39).

3. Неверие иудеев (12:37-50)

I. ОБЪЯСНЕНИЕ ИОАННА (12:37-43)

Иоан. 12:37 . Уже с самого начала (1:11) звучит в Евангелии от Иоанна тема неверия иудеев как народа. Вот и теперь он пишет: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. Их неверие было иррациональным, как иррационален, т. е. не имеет разумного объяснения, грех.

Иоан. 12:38 . Это неверие еврейского народа, неверие, вопреки здравому смыслу, было предсказано еще пророком Исаией. Те стихи в Ветхом Завете, в которых яснее всего говорится о страдающем Рабе Божием (Ис. 53:1-12), начинаются именно с предсказания о неприятии Израилем откровения свыше, которое дано будет ему через этого Раба. Из слов: "Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?" - следует, что лишь немногие поверят в Него (Ис. 53:1).

Иоан. 12:39-40 . Иоанн продолжает цитировать из книги пророка Исаии (6:10) с целью показать, что Израиль в целом был неспособен уверовать - по той причине, что постоянно отвергал Божии откровения, и в результате Бог покарал свой народ духовною слепотой и "окаменением сердца". Люди в дни Христа так же, как во дни пророка Исаии, отказывались верить. И поскольку они верить не хотели, то утратили и самую способность к этому (стих 39). Это, повторяем, было карой Божией; о наказании Им людей (выражающемся в ожесточении сердца) за упорство во грехе, мы нередко читаем в Библии (Исх. 9:12; Рим. 1:24,26,28; 2-Фес. 2:8-12).

Иоан. 12:41 . Иоанн относит все пророчество Исаии, как и видение его, описанное в Ис. 6:2-3, ко Христу. Евангелист подразумевает, что Исаия, видевший сидящего на престоле Господа Саваофа (что значит "Господа небесных воинств"), в окружении серафимов, видел славу Иисуса. Сказанное тут им потрясает: Иисус и есть Иегова! (сравните Иоан. 1:18; 10:30; 20:28; Кол. 2:9.) По словам Иоанна, Исаия говорил о Нем; в самом деле, многие пророчества Исаии указывали на грядущего Мессию, на Иисуса из Назарета (например, Ис. 4:2; 7:14; 9:6-7; 11:1-5,10; 32:1; 42:1-4; 49:1-7; 52:13 - 53:12; 61:1-3). Ранее Иисус сказал, что и Моисей писал о Нем (Иоан. 5:46).

Иоан. 12:42-43 . Несмотря на неверие большинства, положение не было вовсе безнадежным. Бог всегда имел и имеет остаток в народе израильском. Здесь читаем, что и из начальников многие уверовали в Него, но, боясь фарисеев и отлучения от синагоги, открыто Его не исповедовали. Человеческого мнения они боялись больше и человеческую похвалу - увы! - возлюбили более, нежели славу Божию.

2 ПОУЧЕНИЕ ИИСУСА (12:44-50)

Когда и где произнес Иисус эти слова, не уточняется. По-видимому, это некое обобщение всего, что Он говорил народу о Себе.

Иоан. 12:44-46 . Иисус во всем совершенстве являет в Себе и Собою Бога, Пославшего Его (1:18; Кол. 1:15; Евр. 1:3), и потому верить в Иисуса значит верить в Бога. Перед людьми не стоит альтернатива: верить в Бога и (или) в Иисуса Христа. "Видящий" Иисуса "видит" Небесного Отца, Который послал Его (сравните Иоан. 12:41; 14:9). Сын приходил на землю, чтобы вывести людей из сатанинского царства тьмы и ввести их в Божие царство любви и света (1:4,9; 8:12; 12:35; Кол. 1:13-14).

Иоан. 12:47-50 . Поскольку Иисус есть Слово Божие, обращенное к людям (Логос), Бог решительно и в последний раз говорил в Нем (Евр. 1:1-3). Сказанное Иисусом было заповедью Отца. Повинующийся Отцу имеет жизнь вечную (Иоан. 12:30). Отвергающий же слово Отца, слово, которое Иисус говорил (стих 48 и сравните со стихом 50б; 7:16; 14:10,24) обрекает себя смерти.

Моисей предсказал пришествие великого Пророка (Который станет говорить от имени Бога). "Слушайте Его" (Втор. 18:15), - предупреждал он.

Под осуждением в последний день понимается наказание за отвержение Посланного Отцом (Втор. 18:18-19; Иоан. 3:18,36; 5:24). Самое слово Его является свидетелем против "отвергающих".

Цель Божественного откровения в Иисусе была направлена на благо людей: Я пришел не судить мир, но спасти мир (12:47; сравните 3:17; толкование на 9:39). Но отвержение Божественного откровения неизбежно ведет к ожесточению сердца и в конечном счете - к Божиему осуждению.

В этом разделе о неверии иудеев Иоанн дополняет богословский анализ проблемы серьезным предупреждением Иисуса (обращенного к народу) относительно необходимости покаяния. Моисей в свое время выразил это в словах; "Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша" (Втор. 32:47).

Последний папа периода порнократии. Второй римский папа после Иоанна II (533-535), изменивший свое имя при вступлении на престол.

Незадолго до своей смерти, в 954 г., Альберих обязал римскую знать в соборе Святого Петра дать клятву, что после освобождения папского престола его займет сын, который к этому моменту уже принял сан. После кончины Альбериха сын стал его преемником как светский правитель Рима, находясь в возрасте 17-24 лет. Со смертью Агапита II в ноябре 955 г. Октавиан, который к тому времени был кардиналом церкви Санта-Мария-Домника, был избран его преемником 16 декабря 955 г. Он принял имя Иоанна XII, объединив светскую и духовную власть над Римом. Прославил папский престол всевозможными пороками и преступлениями, так что благочестивые современники считали его воплощением дьявола. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Около 960 г. он лично возглавил атаку против ломбардных герцогств Беневенто и Капуя, по-видимому, чтобы вернуть части папских земель, занятых ими. Увидев папу во главе отрядов Тусколо и Сполето, герцоги Беневенто и Капуи обратились за помощью к Гизульфу Салернскому, который пришел к ним на помощь. Папа отступил на север и вступил в переговоры с Гизульфом в Террачине. В обмен на нейтралитет Гизульфа папа отказался от претензий на занятые салернцами папские земли.

Вскоре папа обнаружил, что он был не в состоянии контролировать мощную римскую знать, как это делал его отец. В то же самое время Беренгар II, король Италии, заявил претензии на папские владения. Для того, чтобы защитить себя от политических интриг в Риме и претензий Беренгара, в 960 г. он обратился за помощью к Оттону I Великому , который ранее был удостоен звания римского патриция. По приглашению папы немецкий король вступил в Италию в 961 г. Беренгар отступил в свои крепости, и Отто победоносно вошел в Рим 31 января 962 г. Там он встретился с Иоанном и поклялся, что будет делать все, чтобы защитить папу. 2 февраля 962 г. папа возложил на Оттона императорскую корону. Папа и римская знать поклялась над могилой святого Петра быть верным Оттону и не оказывать помощь Беренгару II или его сын Адальберту. Одиннадцать дней спустя папа и император ратифицировали Diploma Ottonianum – акт в соответствии с которым император стал гарантом независимости Папской области, которая была ограничена Неаполем и Капуей на юге и Специей и Венецией на севере. Это был первый случай эффективного гарантирования такой защиты после распада империи Каролингов почти 100 лет назад.

12 февраля 962 г. папа созвал синод в Риме по приказу императора Оттона. На нем повелел создать для вновь обращенных славян архиепископство в Магдебурге и епископство в Мерзебурге. Он также принял резолюцию отстранить Гуго де Вермандуа, который попытался вернуться на свою бывшую должность архиепископа Реймса. Оттон покинул Рим 14 февраля 962 г. в целях приведения Беренгара II к смирению. Перед отъездом он предложил папе отказаться от его мирской распутной жизни. Папа проигнорировал этот совет. Он ощущал угрозу из-за усиления позиций императора и отправил послов к венграм и Византийской империи, чтобы сформировать альянс против Оттона. Он также вступил в переговоры с Адальбертом. Папские послы были захвачены Оттоном I, который послал депутацию в Рим, чтобы выяснить, что происходит за его спиной. Папа в то же время послал своих посланников, в т. ч. будущего папу Льва VIII , к Оттону, чтобы успокоить императора. Однако в 963 г. Оттон узнал, что Адальберту был разрешен въезд в Рим для переговоров с папой. Как только Беренгар был разбит и заключен в тюрьму, Оттон вернулся в Рим и осадил его летом 963 г. Он нашел город разделенным: сторонники императора, узнав о приходе Адальберта, укрепились в Иоаннисполисе, укрепленном участке Риме с центром в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Папа и его сторонники, тем временем, контролировали большую часть старого города. Первоначально папа собирался защищать город. Однако он быстро понял, что не сможет защитить город, и вместе с папской казной и Адальбертом бежал в Тиволи.

Оттон I потребовал от папы явиться к нему для дачи объяснений. Иоанн ответил, угрожая отлучением всем, кто попытается свергнуть его. Не испугавшись, император 4 декабря 963 г. созвал синод и низверг Иоанна, который к этому времени удалился в горах Кампании. На место Иоанна был избран Лев VIII. Попытка восстания в поддержку Иоанна была подавлена с большими жертвами еще до ухода Оттона из города. При выезде императора Иоанн XII вернулся в город во главе большой свиты сторонников и слуг, в результате чего Лев VIII был вынужден бежать к императору для безопасности. Войдя в Рим в феврале 964 г., папа созвал синод, который признал его низложение неканоническим. Схватив некоторых из своих врагов, он снова стал правителем Рима.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: