Германские руны. Скандинавские руны

Вам важно выделяться на обще фоне. Однако использовать для этого кричащие тона или броские аксессуары Вам не следует. Не следует понимать это в том смысле, что яркая, жизнерадостная цветовая гамма – не для Вас. Просто общий стиль одежды должен отличаться корректностью, хорошим вкусом, солидностью. Одежда должна быть качественной и хорошо сидеть на Вас. Внешний облик, соответствующий этим критериям, вызывает расположение и доверие. Этими принципами следует руководствоваться не только в процессе комплектации своего гардероба, но и при выборе оформления и обстановки для жилища, офиса.

Совместимость имени Исаия, проявление в любви

Исаия, вы часто забываете о том, что семейная жизнь несовместима с сохранением статуса «друга для всех». Вы можете быть искренне влюблены и привязаны к предмету своих чувственных устремлений и в то же время стараться «пристроить» свои личные взаимоотношения к уже имеющимся на тот момент общественным. В результате можно потерять вторые, так толком и не создав первых. Если Вы чувствуете, что любовь действительно важна для Вас, отдайтесь ей целиком, не устанавливая рамок и границ. Тогда Вы станете прекрасным возлюбленным, оставшись при этом хорошим другом.

Мотивация

Ваша натура идеалиста заставляет Вас потворствовать тем движениям души и желаниям сердца, которые направлены на улучшение нашего несовершенного мира. На меньшее Вы не согласны. Разбрасываться по мелочам – не намерены. Если есть хотя бы совершенно фантастическая возможность облагодетельствовать человечество, Вы выберете именно ее, отказавшись от того, что буквально лежит под ногами.

Вам часто кажется, что никто в мире не способен по-настоящему понять Вас, оценить по достоинству Ваши побуждения и грандиозные замыслы. Но если это и огорчает Вас, то лишь ненадолго. Чем не пожертвуешь ради великой цели?

И Вы – жертвуете. Часто – «не глядя». И, как следствие, теряете «по дороге» многое из того, что могло бы сделать Вашу жизнь более «земной».

Нередко Ваши действия приносят реальные плоды, иногда – просто ошеломляющие. Но, возможно, следует подумать над тем, что, имей Вы более прочные связи с окружающим миром, Ваши представления о его нуждах тоже были бы более реалистичными. А результаты действий – более ценными.



"Бог – это спасение"

Происхождение имени Исайя

древнееврейское

Характеристика имени Исайя

дети с этим именем, как и взрослые Исайи – люди тонкой душевной организации, чувствительные, добрые и в то же время трезво смотрящие на жизнь. Они обладают здравым смыслом и не лишены честолюбия. Это типичные интроверты, живущие богатой внутренней жизнью. Они напрочь лишены самомнения, более того – они просто не знают себе цены. Поле их деятельности довольно широко. Им нравится техника, точные науки, они могут стать военачальниками, юристами, промышленниками. Но хорошо они делают только то, что любят. У них прекрасная память, особенно эмоциональная – они запоминают то, что поразило их воображение. Это надежный человек в любви и дружбе.

Святцы

Святой Исайя жил в VIII веке до Рождества Христова. Он был призван Богом к пророческому служению в царство Озии, и рассказывал там людям о грядущем приществии Спасителя около 60-ти лет. По ясности пророчества о рождении, жизни и особенно страданиях Иисуса Христа, Его восстании из мертвых, пророк Исаия называется ветхозаветным евангелистом. Во время осады Иерусалима он, помолившись, вывел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. «посланный от Бога». Скончался святой Исайя мученически: по повелению царя Манассии он был перепилен деревянной пилой.

История Германских Священных Рун

История использования рун в Германии своеобразна и во многом не похожа на историю рун в других странах Европы. Причиной тому - и особые культурно-исторические условия, сложившиеся здесь в отношении развития рунической традиции, и специфическая культурная и по-ли-тическая ситуация XIX-XX веков.

Истоки традиции

Руническая традиция на территории современной Германии формировалась в древности под влиянием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова "искусство"): готской, собственно скандинавской, а возможно - и западно-славянской, учитывая, что значительная часть нынешней Германии - исконно славянские земли. И, разумеется, все это влияние накладывалось на древнейшую традицию использования в магических и культовых целях пра-рунических знаков, появившихся в центральной Европе около десяти тысячелетий тому назад.

Таким образом, к Средневековью в германских районах Центральной Европы возникла обособленная школа рунического искусства. Одной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потеряли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. Даже попытка вестготского епископа Ульфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит для записи переводов Священного Писания не оказала значительного влияния на процесс превращения рун в набор магических символов.

Другой особенностью центральноевропей-ского рунического искусства, превратившегося позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовались для письма. Подобные рунические знаки - точнее, те из них, которые известны нам сегодня, - часто называются ныне "немецкими" (т.е. германскими в узком значении слова). Об этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.

Все они могут быть довольно условно разделены на две группы. Первая из них - это знаки, посвященные отдельным богам (богиням) германского язычества. Таковы, например, руны Вальда, Эрды и Зиу, посвященные, соответственно, богу зимы Вальду, континентальному аналогу скандинавского Улля, богине земли Эрде и богу Зиу (сканд. Тюр). Ко второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не связанные с конкретными божествами и либо восходящие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо появившиеся уже в Средние Века.

Мы вернемся к неалфавитным рунам немецкой традиции немного позднее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века
Новое время

ГВИДО ФОН ЛИСТ

В 1100 году был разрушен последний из Великих храмов языческой Веры германцев - Уппсала (Швеция). На полстолетия дольше продержались Великие храмы западных славян - например, Аркона на острове Рюген. Еще дольше выстояли литовские храмы. Но к середине текущего тысячелетия в Европе не осталось ни одного действующего Великого храма.

Зато остались народы - носители Традиции. Уже в середине XVIII века в Европе начинается пробуждение интереса к традиционной культуре. С приходом нового, XIX столетия начинается уже подлинное Возрождение Традиции. Пока еще являющееся областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское Возрождение уже захватывает умы; Я.Адлербет, К.И.Л.Альмквист, Я. и В. Гримм - все больше известных людей того времени проникаются традиционными идеями.

Важнейшим, переломным моментом Возрождения стала середина бурного прошлого века. В это время появился первый фундаментальный труд по языческому наследию Германии - "Немецкая мифология" Якоба Гримма, вышедшая в свет в 1844 году; в это же время на сцене Возрождения появляется величественная фигура Рихарда Вагнера. С этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и Возрождение обретает характер важнейшего культурного течения. По всей Европе - особенно в Германии и Австрии - возникают "фолькише" (народные) группы, лиги и ордена, стремящиеся возродить древнюю культурную и религиозно-магическую Традицию. Во второй половине прошлого столетия интерес такого рода организаций все более обращается к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходится на начало XX века и связано с именем австрийца Гвидо фон Листа, творчество которого прекрасно отражает все те настроения, которые царили в традиционализме того времени.

Сейчас Гвидо фон Лист известен, в основном, благодаря изданной им в 1908 году книге "Тайна рун", ставшей, по сути дела, первым в Европе трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимся своего рода классикой в данной области. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание "Тайны рун" - не самая важная из его заслуг.

По сути дела, фон Лист - как о том часто говорится - был одним из первых европейских неоязычников. Одним из первых он предложил и применил на деле (вероятно, еще не будучи знаком с работами Блаватской) метод восстановления утерянных древних оккультных знаний - метод, сочетающий научный этногра-фо--исторический подход с интуитивно-магическим, вплоть до прямого применения магических техник при создании реконструкций. Десятилетия спустя после фон Листа подобные методы были применены в центральной и западной Европе и США при реконструировании Викки и Друидизма, в Скандинавии - религии Асатру (Одинизма) и т.д.

Что важно, Гвидо фон Лист, как отмечает Николас Гудрик-Кларк, "был первым популярным автором, соединившим народническую (volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией". Именно "фолькиш"-движение стало важнейшим путем распространения новой (а точнее - старой) идеологии, - идеологии сакральной Традиции, и с легкой руки фон Листа стержнем, символической базой этой идеологии оказались именно руны...

Примерно до конца XIX столетия фон Лист, несмотря на все свое увлечение оккультизмом, оставался относительно далек от рунической магии. Но что-то изменилось в 1902 году, когда он перенес тяжелую операцию на глазах и практически ослеп на долгие одиннадцать месяцев. И почти сразу после этого, как только болезнь немного отпустила, появился на свет первый небольшой трактат фон Листа по рунической символике (1903). Позднее ученики фон Листа говорили об этой его временной слепоте, как о Посвящении, подобном Посвящению Одина, пронзившего себя копьем на Древе Мира ради знания рун...

С этого момента руны стали центральным моментом в творчестве фон Листа. В 1908 году выходит его "Тайна рун"; в том же году было официально открыто "Общество Гвидо фон Листа" (Guido-von-List-Besellschaft), призванное финансировать и издавать его исследования, посвященные германскому оккультизму и прошлому. При поддержке "Общества" фон Лист с 1908 по 1911 год издал шесть брошюр, уже самая первая из которых была целиком посвящена рунической магии.

В брошюрах этой серии (Guido-von-List-Bьherei) фон Лист, помимо рун, касается других аспектов сакральной Традиции, в том числе - "эзотерической социологии", закладывая тем самым основы представлений о "сакральной элите", или "элите магов", которые пышным цветом расцветут позднее - не пройдет и двух десятилетий со смерти Мастера.

Работая в этом направлении, фон Лист одним из первых указывает на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия одной из германских каст - касты арманов, аналогичной касте браманов в Индии, - произошли название предложенного Листом рунического строя - Футарк Арманов, или Арманический Футарк, - и название внутреннего ордена Общества фон Листа - Ордена Арманов (Hoher Arnanen-Orden).

Третий рейх
Германский орден и анэнэрбе

В 1908 году, одновременно с выходом листовской "Тайны рун", было основано, как мы уже говорили, "Общество Гвидо фон Листа" - объединение людей, стремящихся к возрождению магической и религиозной практики древних германцев. Внутренним кругом "Общества" стал Орден Арманов, формально созданный на празднике летнего Солнцестояния 1911 года и построенный по классическим схемам древних инициатических тайных обществ. Несмотря на всю известность фон Листа, Арманенорден стал лишь одной из многих подобных организаций германского мира. Между тем идеи пангерманизма, тревожившие умы в Германии и Австрии, требовали чего-то более глобального...

Год спустя, в 1912 году, в Германии создается некая "сверхструктура", имеющая четкую традиционалистскую (языческую) направленность и также организованная по принципу тайного общества. Элементами этой "сверхструктуры" стали и Орден Арманов, и Орден Восточного Храма, и образованное несколько позднее Общество Туле. Этой организацией нового типа стал Germanen-Orden, Германский Орден. Забегая несколько вперед, скажем, что к 1921 году в числе нескольких десятков объединенных под крылом Германского Ордена организаций будет находиться и НСДАП.

Пока же на арене германского традиционалистского возрождения появляются новые люди. Появляется барон Зеботтендорф, основывающий Общество Туле. Появляются некто Гиммлер, Гитлер и Гесс - члены этого нового Ордена. Публикует первые свои работы профессор Герман Вирт. Карл Мария Виллигут, последний представитель древнего германского рода Виллигутов, владеющего, по некоторым предположениям, древними языческими знаниями, связывается с лидерами традиционалистского Возрождения.

В недрах одной из новых немецких политических партий - НСДАП - появляются охранные отряды, будущий СС. С ростом партии растет и СС, быстро превращаясь сначала просто в партийную элиту, а затем и в инициатическую организацию, в новый орден. Гораздо позднее, в 1943 году Гиммлер - глава СС - скажет: "Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших".

Уже к началу тридцатых годов СС действительно стал внутренним элитарным орденом НСДАП; и именно в его интеллектуальных недрах шла разработка новой философии, под флагом которой партия должна была прийти к власти и перестраивать затем германский мир.

В 1932 году Гитлер принимает предложение стать Великим Магистром Германского Ордена. В следующем, 1933 году Гиммлер знакомится с Германом Виртом, самым известным исследователем рунической Традиции того времени, и в том же году вместе с Виртом и Вальтером Дарре основывает исследовательскую организацию, получившую название Ahnenerbe - "Наследие предков". Спустя два года, в 1935-ом, Анэнэрбе становится государственной организацией, руководимой штурмбанфюрером СС Зиверсом. В 1939 году Анэнэрбе попросту включается в структуру СС; к этому времени Анэнэрбе представляет собой мощную организацию, объединяющую около полусотни институтов.

Задачи этой организации: "Изыскания в области локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы. Популяризация результатов исследований". Здесь разрабатывалась внутренняя доктрина партии, основанная на концепциях языческой магии и религии. В этих же кругах, к слову, появился и печально знаменитый символ СС, созданный в 1933 году штурмгаупфюрером Вальтером Хеком, - двойной удар молнии, сдвоенная руна Зиг, руна Победы... Здесь же разрабатывались закрытые проекты по рунической символике ритуалов СС и его подразделений, создавались программы обучения рунической магии и символике, обязательного для всех новобранцев ордена...

Руническая магия была одним из основных направлений работы Германского Ордена, сохранила она свое значение и в работе Анэнэрбе.

Масштабы исследований, проводимых институтами системы Анэнэрбе, поистине грандиозны. Здесь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождения викингов Гренладии до - это не шутка! - магического значения башенок на готических соборах. Объем только той части архивов Анэнэрбе, которая была вывезена в 1945 году в Россию, составил 45 железнодорожных вагонов.

Только для того, чтобы изучить эти архивы, нужно создавать новый исследовательский институт, и уж, конечно, для этого не хватит одной небольшой статьи. Но некоторые аспекты наработок Анэнэрбе, связанных с руническим искусством, мы здесь затронем.

Как уже упоминалось, одной из характерных черт немецкой рунической Традиции было использование довольно значительного количества неалфавитных рунических знаков, неизвестных на других территориях. Многие из этих рун использовались орденом СС.

Некоторые неалфавитные руны немецкой Традиции:
Руна Вальда

Предположительно имеет фризское происхождение, фонетическое значение ue; посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr). По мнению Найджела Пенника, "является руной личной силы". Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.
Руна Эрды

Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erda и т.д.). Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, ее святость и ее магию, с другой - родную землю, Родину и Род. В Германии руна Эрды слилась со стандартной алфавитной руной Отал (нем. Одал) и использовалась в качестве символа расового отдела СС. Кроме того, руна Эрда-Одал изображалась на эмблеме дивизии Ваффен СС "Принц Ойген".
Руна Зиу

Четвертой внеалфавитной руной является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второстепенного бога воинских искусств - скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.
Волчий крюк (нем. Wolfsangel)

Руна повторяет форму специального орудия - "волчьего крюка", с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение - охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; некоторое время была символом НСДАП, затем - знаком дивизии Ваффен СС "Дас рейх". Голландский вариант служил знаком дивизии Ваффен СС "Ландштурм Нидерланд", состоявший из голландских добровольцев.

Наряду со внеалфавитными и собственно немецкими рунами, СС широко использовал и стандартные руны общегерманского Старшего Футарка:

Альгиз (нем. название - Лебен-рун)

Почиталась в СС руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого Анэнэрбе, а также - для Общества Лебенсборн, исследовавшего расовые вопросы. Во внутренних документах СС, а также на надгробиях эта руна указывала дату рождения.

Перевернутый Альгиз (нем. название - Тотен-рун)

Руна смерти. Использовалась при указании даты завершения жизни.
Тир

Древний общегерманский символ, означающий возвышенное состояние духа воина и связанный с Тиром (Тюром), богом битв. Многие современные авторы описывают руну Тир как "руну Воина Духа". В СС служил знаком отличия внутреннего круга ордена: его носили офицеры, окончившие спецшколу СС до 1934 года, и профессорско-преподавательский состав ордена.
Хагалл

Следуя фон Листу и его школе, в СС почитали эту руну одним из основных рунических символов и связывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрения. Эта руна изображалась на знаменитом кольце с мертвой головой. Кроме всего прочего, руна Хагалл служила отличительным знаком полицейской дивизии СС.
Падение волка

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу" - это слова Гиммлера. Однако этим словам не суждено было сбыться, и великому ордену СС богами была уготовлена совсем иная судьба - мы знаем это из истории. Что же произошло?

Как мы уже говорили, в 1932 году сам фюрер принимает пост Великого Магистра Германского Ордена. В 1933 году он приходит к власти в Германии. И... дальше что-то происходит.

В 1935 году домашнему аресту подвергается Вирт. В том же году членам СС запрещается принимать посвящение Ордена. В 1936 году оказывается в концлагере Фридрих Марби - ученик фон Листа, выдающийся исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. В сохранившемся списке руководства СС, датируемом тем же 1936 годом, отсутствуют уже многие теоретики нордического возрождения. Очень скоро распускается Германский Орден. Наконец, в 1940 году прекращается обязательный до тех пор для новобранцев СС инструктаж по рунической магии. Примерно в то же время, открывая одну из школ СС, Гиммлер произносит: "Верить, повиноваться, сражаться! Точка! Это все!"

Нет, разумеется, СС не отказывается от магии, но магия эта все более приобретает некий новый характер. Вольфшанце, "Логово Волка", - так теперь называются ставки фюрера в Восточной Европе. Что-то произошло в глубинах высшей иерархии Рейха. Кто теперь расскажет, каким образом удалось от листовского поклонения Одину, от вагнеровского Зигфрида привести германскую нацию к образу Волка, мифологического противника богов и героев?

Теперь же, ассоциируя себя с Волком, фюрер вступает в войну с богами собственного народа, более того - с богами индоевропейского мира...

Гитлер, несомненно, долгое время обладал неким пророческим даром. Непостижимым образом ему удавалось предсказывать развитие политической и военной ситуации в разных районах Европы и даже называть точные даты будущих значительных событий. Так предсказал он, например, дату своего вступления в Париж, день прорыва блокады в Бордо, день смерти Рузвельта. И вот - зима 1941-1942 годов. Немецкие войска не готовы к суровым российским холодам. "Атакуйте" - слова Гитлера. Фюрер уверен, что зима будет мягкой, что холода отступят перед воинством нордической расы.

Мощное наступление на Волге. И вдруг... столбик термометра опускается за отметку 35, 40, 45 градусов. Синтетический бензин немецких танков распадается на негорючие компоненты. В немецких автоматах замерзает смазка. Облаченные лишь в легкие шинели, "нордические воины" гибнут от холода...

Поражение на Волге стало не только переломным моментом в ходе Второй мировой войны. После Сталинграда оказался обреченным Третий Рейх, ибо сам Дух Севера сказал свое слово, и боги Асгарда вступили в сражение.

Под словом «Руны» понимают прежде всего древнескандинавский алфавит, называемый Старшим Футарком, однако есть еще много видов древней письменности, объединенных этим названием. При этом не все из них можно отнести к руническим по происхождению. Зачастую они лишь имеют внешнее сходство или просто называются этим словом.

Руны - собирательное название группы алфавитов древней Скандинавии, Германии, Англии, а также ряда алфавитов других стран. Различают германские руны, норвежские руны, англосакаксонские руны, тюркские или орхонские, ирландские, финские, и даже такие малоизвестные виды, как греческие и египетские. Культурологи и филологи, в основном изучают все эти виды знаков, как письменность. Сакральными значениями этого алфавита преимущественно занимаются эзотерики. Каждый знак в них символизирует некое явление, существующее в жизни древних народов.

Англосаксонские руны

Этот рунический ряд называется еще нортумбрийским. Он был в ходу в древней Англии и произошел от классического футарка, однако значительно прибавил в количестве символов. Англосаксы увеличили алфавит сначала до 28, затем до 31, а позже и до 33 символов. По основной версии, это было сделано из-за фонетических требований английского языка, где не хватало знаков классического футарка для обозначения их всех. Они описаны в англосаксонской рунической поэме, где есть упоминания 29 из этих знаков. Среди новых, включенных позже, такие знаки, как calk (мел), gar (копье), iar (змей), ear (земля), yr (лук, тетива). Их также называют еще Младшим Футарком. В отличие от Старшего, имеющего сакральное значение, они использовались преимущественно для письма.

Германские руны

Германские руны, или арманические, появились в предвоенной Германии во времена нацистского так называемого возрождения национального духа. Их названия отличаются от классических скандинавских, кроме того, арманический футарк, включил в себя некоторые специфические знаки. Например, Wolfsangel — «волчий крюк», Sonnerad и Hakenkreutz - виды свастики, или солнечного колеса. Символика германского арманического ряда широко использовалась нацистами в обозначении гражданских и военных чинов.

Норвежские руны

Норвежские, или скандинавские руны были распространены на территории современных Швеции, Норвегии и Дании. Больше всего их сохранилось в виде надписей на специфических памятниках того времени - рунических камнях, а также на археологических находках: оружии, доспехах и другой утвари. , или скандинавские, называемые также Старшим Футарком, применялись в магических целях, о чем свидетельствует Старшая Эдда и рунические поэмы. Их также использовали для гадания, нанесенные на деревянные палочки, по свидетельству Тацита. Этот древний алфавит изображался также на зданиях и кораблях того времени, символы вышивались, ткались или вывязывались на одежде, в качестве обережных узоров. Именно этот рунический ряд применяется в магических целях и в наше время.

На самом деле, называть египетский алфавит рунами не совсем корректно. Это иероглифы. Однако их используют в качестве наборов для гадания, так же как и . Иероглифический алфавит роднит с футарком то, что каждый знак означает определенное понятие. Эти знаки пиктографичны, они похожи на маленькие рисунки, многие из которых интуитивно понятны. Сейчас также есть «современные египетские руны», или гадание на скарабеях - плашках особой формы с вырезанными символами. Это оригинальный оракул, однако, не имеющий отношения ни к футарку, ни к иероглифам. Использование древнеегипетских символов, кроме того, наблюдается в некоторых колодах Таро на египетскую тематику, принадлежащих к французской герметической школе.

Ирландские руны называются также Огам, или огамический алфавит. Его особенность в том, что каждая из букв означает определенное дерево или кустарник. Это связано с тем, что Огам использовали друиды, для которых священным было дерево как символ мирового древа, связь неба и земли, жизни и смерти. Каждое дерево считалось наделенным своей особой силой и магией. Значения Огама не записывались, а передавались только жрецами из уст в уста, при посвящении. Однако они все же чудесным образом дошли до нашего времени. Огамические знаки изображались на деревянных табличках из различного дерева, соответствующего каждому из символов. Эта система получила новое рождение в наше время, ее успешно используют для предсказательной практики.

Греческие руны

Греческими рунами называют алфавит Древней Греции, который близок к современной русской азбуке - кириллице. Греческие буквы легко запомнить. Однако нет свидетельств об их магическом использовании. Они применялись для записи священных текстов, в том числе Библии, и до сих пор применяются в математике. Эти буквы можно встретить в некоторых старинных христианских храмах средиземноморского побережья, которые принадлежали когда-то к древнегреческой культуре. Много сохранилось и греческих храмов, где древним алфавитом высечены имена богов.

Финские руны

У финнов рунами называются не сами символы, а эпические песни. Такие песенные сказания также встречаются у карело-финских и прибалтийских народов. Самой знаменитой из них считается финский эпос «Калевала», а также эстонская поэма «Калевипоэг». Финские песенные руны исполнялись в один или два голоса, на простой, монотонный мотив. Их тематика - это сотворение мира, повествования о богах и героях, их деяниях. Исполнение часто сопровождалось игрой на кантеле или каннеле, — народном инструменте, внешним видом очень напоминающем гусли. Исполняли их простые крестьяне. «Дай мне каннель, Вайнямейнен, песнь в моем уме созрела…» — так начинается героическая поэма о Калевипоэге, эстонском эпическом герое. Все финские песенные сказания несут в себе какую-либо мораль либо космологию, то есть сведения о происхождении и устройстве мира. Они схожи с русскими былинами и скандинавскими эддами.

Возмущённый «темнотой» некоторых сограждан, берущихся рассуждать об «(анти)норманнизме», и будучи как-никак учеником видного российского специалиста по рунам, Е.А. Мельниковой, захотел рассказать вам, как работают и что знают о прошлом рунологи.

Бывают сдвиги по фазе на почве национально-имперского сознания, один из них - «норманнский/варяжский вопрос» . «Проблема» не является строго научной, да и никогда ею не была. Историки в целом уже давно обо всём договорились, но общественность эта тема не отпускает. Разумеется, в советской историографии эта «дискуссия» превратилась в бой с тенью:

...от того или иного решения спора зависело установление местных или чуждых истоков Русского государства... Фашистские фальсификаторы истории в гитлеровской Германии, в США и в других империалистических странах сделали норманскую теорию своим знаменем, превратили легенду о призвании князей в символ всей русской истории.

(Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 55). Не будем судить Бориса Александровича строго, он был человеком своей эпохи и очень сложного характера, но его (и не только его - вспомним членкора РАН А.Н. Сахарова) яростный «антинорманизм» подложил нынешнему интеллектуальному пространству знатную хрюшку. Почему-то свет сошёлся клином на «химическом составе крови» князя Рюрика (который мог быть легендарным персонажем, вроде Ромула и Рема) и происхождении слова «русь». Признать Рюрика «полабским славянином» отчего-то считается более патриотичным, чем «шведом», хотя в обоих случаях иноплеменник, и чем один лучше другого - решительно не ясно.

Как человек, воспитанный постсоветской школой и ВУЗом, я хорошо знаю, что спорить с адептами «антинорманизма» бессмысленно, поскольку, перефразируя С.А. Бунтмана :

Это спор не о IX веке, это спор о XXI.

Но классик сказал: «История учит тому, что ничему не учит», - и в один такой бесперспективный спор на YouTube я-таки ввязался (см. комментарии).

А что, думал я, дискутант-то далеко и по физиономии не съездит - можно давать ссылочки на книжечки, не опасаясь. Не то, что с усатым вождём и учителем спорить:

И вот один из «сознательных граждан» по имени fgtjkewsg , не читающий ни каком языке, кроме русского, и никаких других материалов, кроме Live Journal , уведомляет нас: «руны - примитивная ритуальная письменность - иероглифы - и к азбуке никакого отношения не имеют».

ЧТО?! «Примитивная ритуальная письменность»?! «Иероглифы»?! «Не имеют отношения к азбуке»?!

Я вытер с экрана ошмётки хлопьев, и состоялся примерно такой диалог:

- Гражданин, а чтó Вы читали по рунологии?

- Не важно, что я читал. Я не могу прочитать руны и даже расшифровку, значит, никто читать их не умеет.

- Гражданин, Вы меня шутите что ли? Ещё раз: чтó Вы читали?

- Не важно, что я читал! Общался недавно одним рунологом. Наивность его восхитительна... Считает руны азбукой и весьма развитой. Ничего сложно он в них не видит, а их перевод - проще пареной репы. А тот факт, что шведский диалект северогерманского языка никому не известен, а руны переводят по их примерному общему для всех скандинавов древнегерманскому произношению, где один знак обозначает часто несколько шипящих и часто сдвоенных звуков (а не букв) - для нашего рунолога значения вообще никакого не имеет.

Джеки прекрасно передал выражение моего лица:

Проще всего, конечно, было сделать так:

Но я зачем-то сделал так:

И решил рассказать доступным языком про германские руны, дабы больше не плеваться в монитор и не переворачивать столы. «Александр Македонский, - как известно, - великий полководец, но зачем же стулья ломать?»

Основные источники (часть из них доступна в Сети), из которых я черпал информацию, чтобы расставить точки на «ё»:

  1. Looijenga, Tineke. 2003. Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions . Vol. 4. The Northern World: North Europe and the Baltic C. 400-1700 AD. Peoples, Economies and Cultures. Leiden - Boston: BRILL.
  2. MacLeod, Mindy, and Bernard Mees. 2006. Runic Amulets and Magic Objects . Woodbridge: The Boydell Press.
  3. Parsons, David N. 1999. Recasting the Runes: The Reform of the Anglo-Saxon Futhorc . Uppsala: Institutionen för nordiska språk, Uppsala universitet.
  4. Page, R.I. 1987. Runes. L.: British Museum Press.
  5. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. М., 2001.

СТАРШИЙ ФУТАРК

О ранних рунах древних германцев мы знаем немного. Самые важные и однозначно интерпретируемые сведения следующие:

  • . слово «руна» (rún) означает «нечто сокрытое» ;
  • . примерно до VIII в. существовал условно единый 24-значный рунический алфавит, т.н. «старший футарк» ;
  • . слово «футарк» образовано в современной рунологии по сходству с «алфавитом» (альфа + бета) от звучания первых букв : f, u, þ , a, r, k.
  • . старший футарк делился на три группы по 8 знаков , на т.н. ættir («восьмёрки»);
  • . общее число надписей старшим футарком оценивается примерно в 250 шт ., из них ок. 80 датируется временем до 500 г., большинство выполнены на металле .

Поселение древних германцев. (Романтическая) реконструкция по описанию Тацита и археологическим находкам. .

Реконструированный облик старшего футарка выглядит примерно так:

По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

Строго говоря, мы не знаем, когда, как и зачем появились руны. Несомненно, некоторые знаки восходили или заимствовали заглавные латинские или греческие буквы. На это указывает не только графика, но и фонетическое значение этих рун:

  • . руны и недвусмысленно похожи на латинские буквы R и I;
  • . руны , , , , , , вероятно, были адаптациями латинских F , U , C , H , T и L соответственно, при этом руны ᚢ и ᛚ представляют отзеркаленные U и L;
  • . руны и могут быть как латинского (B и S ), так и греческого (B и Σ ) происхождения;
  • . с рунами , , и несколько сложнее, но и их можно возвести к латинским A , D , M , O соответственно: ᚨ «выпрямилась» и изменила наклон перекладинки, ᛞ «удвоилась», ᛗ и ᛟ добавили «палочек»;
  • . руны , и , хотя и похожи на латинские M , P и X , передают совершенно другие фонемы: /e/, /w/ и /g/; почему так - загадка;
  • . происхождение рун , , , , и , отвечавшие за фонемы /n/, /j/, /ŋ/, /ï/, /z или R/ и /p/ установить не удалось, вероятно, они являются местными изобретениями, как и руна , отвечавшая за отсутствовавший в латыни /ө/.

Хотя общий порядок рунических символов в старшем футарке, пусть и непривычный для алфавитов на основе финикийского, утвердился уже к IV в. (кроме последнего ætt "а), их начертание оставалось неустойчивым: руны переворачивались горизонтально и вертикально, писались то более сложно, то упрощённо, а слова выстраивались и слева направо, и справа налево. Поэтому начертания и порядок рун старшего футарка являются до известной степени условными, а также не до конца понятно, какой звук кодировала руна - вероятно, нечто среднее между /i/ и /e/. Некоторая неустойчивость сопровождала руны на протяжение всей их истории в связи с отсутствием единого «центра управления полётами»: местные традиции и местные диалекты развивались по-разному, поэтому разные реконструкции дают несколько отличные варианты, но это не мешает им быть строго научными.

В попытке ответить на вопрос, чтó записывали старшим футарком, может крыться и ответ, когда и зачем он появился. Из очертания рун видно, что их изобретатели, кто бы они ни были, избегали округлых элементов, в отличие от средиземноморских алфавитов. Разгадка проста: германцы не знали ни пергамена, ни папируса, ни восковых табличек, а основным материалом им служили твёрдые поверхности - металл, кость, камень и, вероятно, дерево, и руны не писались , а вырезались . Долгое время возникновение рунического алфавита, исходя из археологических свидетельств, относили к рубежу II-III в. н. э. Но в 1970-80-е гг. был сделан ряд находок, позволивших сдвинуть датировку в I в. н. э., и здесь все вспомнили про «Германию» Тацита (кон. I в. н. э.):

Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они... Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань .

„Auf Vorzeichen und Losorakel achtet niemand so viel wie sie.“ (Tacitus, Germania 10). Художник - Эмиль Дёплер, ок. 1905 г.

Сопоставив эти сведения, историки пришли к заключению: вероятно, руны использовались германцами уже во времена Тацита, а поскольку их выцарапывали на дереве, знаки приобрели ломаные очертания (обратите внимание: избегаются горизонтальные линии, которые бы шли против волокон). Увы, версия о «религиозном» происхождении рун не подкрепляется археологическим материалом: заметная часть надписей представляет либо личные имена, либо формулы «я/меня сделал XYZ». Вот, например, надпись на камне Беланд (ок. 500 г.): ᚲᛖᚦᚨᚾ (транслитерация: kethan ). Это имя, Кеда, в родительном падеже (видимо, «камень Кеды»). А вот одна из длинных надписей, украшающая золотой рог из местечка Галлехус (Дания, нач. V в.): ᛖᚲᚺᛚᛖᚹᚨᚷᚨᛊᛏᛁᛉ᛬ᚺᛟᛚᛏᛁᛃᚨᛉ᛬ᚺᛟᚱᚾᚨ᛬ᛏᚨᚹᛁᛞᛟ᛬ (транслитерация: ek hlewagastiR / holtijar / horna / tawido ), в переводе: «Я, Хлевагастир из Хольта (или: сын Хольта), сделал рог».

Копия одного из рогов из Галлехус, музей Моэсгор (г. Орхус, Дания), восстановленная по прорисовкам. Оригинал утерян. .

Впрочем, некоторые надписи выглядят и как магические заговоры, например, известна формула alu, laukaR, {ag} - auja gebu (первые два слова не до конца понятны, но последние переводятся точно: «даю удачу»).

Безусловно, дерево имеет небольшие шансы уцелеть, но не считаться с находками нельзя. Компромиссным выглядит объяснение, что, вероятно, руны имели и утилитарное применение (как, например, гораздо позже в бытовой переписке в Бергене , примерно как берестяные грамоты - на Руси), вопрос только, что возникло раньше - сами руны или описанный тип гадания.

АНГЛО(-ФРИЗСКИЙ) ФУТОРК

Видимо, все германцы в той или иной степени были знакомы с рунами и приносили их на новые места в ходе т.н. Великого Переселения Народов (IV-VI вв., см. игру Rome: Total War: Barbarian Invasion )

В середине V в. племена англов, саксов и ютов начали перебираться в Британию. В этом процессе была задействована и какая-то часть фризов, а также, возможно, жителей с территории современной Швеции (или, может быть, на раннем этапе могли поддерживаться какие-то культурные контакты, судя по археологическим находкам).

Бритты приглашают англо-саксов.

Первые английские рунические надписи коротки, а с началом христианизации англо-саксонских королевств (597 г.) значительная их часть носит религиозный характер, однако не исчерпывается ими. Вот, скажем, надпись, найденная в монастыре Уитби (Нортумбрия): ᛞᚫᚢᛋᛗᚫᚢᛋ ᚷᚩᛞᚪᛚᚢᚹᚪᛚᚢᛞᚩ ᚻᛖᛚᛁᛈᚫᚳᚣᚾ... Она, к сожалению, оборвана, но читается уверено, и в нормализации выглядит как Deus meus. God eallwealda helpe Cyn... («Мой бог. Бог всемогущий да поможет Кюн...»). Как звали того, кому должна была прийти помощь, увы, мы не знаем, но любопытно, что автор соединил древнеанглийский и латынь.

Уже в ней мы сталкиваемся с несколькими новыми рунами, не встречавшимися в старшем футарке: древнеанглийский хотя и был родственен с древнескандинавским всё же развивался в другом направлении .

Один из самых впечатляющих памятников английских рун - ларец Фрэнкса (VII в.). .

В старшем футарке, мы помним, были руны /a/ и /o/, но в древнеанглийском двум этим звукам уже соответствовали четыре: /a/, /æ/, /o/ и /œ/. Старая фонема /u/ развилась в /y/. Появились и новые дифтонги, например, /ea/ или /æa/. В результате этих фонетических изменений древнеанглийский рунический алфавит добавил как минимум четыре знака:

  1. Самой первой (ок. 475 г.) новой руной появляется , отвечающая за фонему /o/. Она заменяет прежнюю не только по порядку, но и по качеству: ᚨ в старшем футарке называлась áss (представитель богов, ассов), но в древнеанглийском это слово уже выглядело как ōs - отсюда и новое название алфавита, futho rc .
  2. В связи с этим потребовалась и новая руна для /a/, и ок. 600 г. во фризских надписях и позже - в английских добавляется руна .
  3. Развитие /u/ в /y/ происходило чуть позднее, и в надписях после 700 г. для неё появляется руна ; примечательно, что она представляет собой сочетание старых рун ᚢ и ᛁ, и именно эти звуки были вовлечены в образование этой фонемы (т.н. i -мутация);
  4. Примерно в тогда же фиксируется отдельная руна для дифтонга /ea/ или /æa/ - . Интересно, что в древнеанглийском были и другие дифтонги (/eo/ - /eo:/, /io/ - /io:/ и /ie/ - /ie:/), но они самостоятельных символов, как правило, не получали, да и сама пара /ea/-/æa/ иногда писалась раздельно двумя рунами.

На этом изменения не закончились:

  • . cтарая руна /a/была переосмыслена как /æ/;
  • . старая руна /o/ была переосмыслена как /œ/ или /eo/ - /eo:/;
  • . старая руна /z или R/ была по непонятным причинам переосмыслена как /ks/.
  • . старая руна /j/ несколько изменила своё написание, превратившись в ;
  • . старая руна /k/ стала полноразмерной и превратилась в (англо-саксы не пользовались греческой буквой каппа, и в транслитерации английских рун ᚳ записывают как латинскую «c»);
  • . старая руна /h/ чуть-чуть изменилась и добавила вторую перекладинку ;
  • . из разных вариантов для фонемы /ŋ/ был выбран ;
  • . пара дифтонгов /io/ - /io:/ обычно записывалась отдельными рунами, но изредка она получала свой символ ;
  • . редко встречались и поздние образования или местные варианты: , ᛤ /k и kk/, /g/, /kw/; тому, видимо, было две причины: а) руны не были главным типом письма в Англии (всего известно ок. 70 надписей), и не было до конца устойчивой традиции; б) новые руны появлились спорадически и не синхронно.

В целом древнеанглийский рунический алфавит на 37-48 фонем (в зависимости от того, как и на какой период считать) имел от 28 до 32 знаков, чего было достаточно. Так, в классической латыни на 33 фонемы была 21 буква; в современном русском на 42 фонемы приходится 33 буквы. Главное отличие древнеанглийского футорка - добавление новых рун по мере изменения фонетики.

Одна из реконструкций древнеанглийского футорка. По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

МЛАДШИЙ ФУТАРК

Германское население в Скандинавии после ухода англо-саксов тоже не скучало: построило Даневирке и крепости типа Треллеборг , сняло про себя сериал ... А, нет, мне подсказывают, что это History Channel снял в XXI веке.

Весёлые ребята викинги умели получать от жизни всё. На этой картинке, например, они смеются над утверждением, что они-де пользовались «иероглифами» и «примитивной ритуальной письменностью».

И на всём протяжении своей истории оно продолжало пользоваться рунами, правда, уже совсем иначе, чем их предки, да и с рунами произошли метаморфозы. Англо-саксы добавляли новые руны в связи с фонетическими изменениями, скандинавы же пошли в обратном направлении и решили треть букв убрать, а другие изменить в написании - этот алфавит мы называем младшим футарком .

Обобщённо эти изменения можно записать так:

  • . упрощается написание 3 рун: /m/ переходит из в ; /s/ переходит из в , как и в англо-фризском футорке; /h/ переходит из в ;
  • . исчезают 8 рун: /ŋ/ ( или ), /d/ ( ), /o/ ( ), /e/ ( ), /é-ï или æ/ ( ), /g/ ( ), /w/ ( ) и /p/ ( );
  • . руна /r/ ( ) перемещается в конец первого ætt ’а;
  • . появляется новая руна /ą/ вместо старой ;
  • . две руны /j/ ( ) и /z/ ( ) меняют написание и произношение ( /a или æ/ и /R/ соответственно);
  • . руна /k/ ( ) становится полноразмерной ( ).

Один из вариантов младшего футарка. По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

Невозможно сказать, почему именно младший футарк выбрал этот путь. Вероятно, начальным толчком стали изменения в фонетике, а раз начавшись, этот процесс уже не мог остановиться, и система завершилась в таком «урезанном» виде. Он напоминает вопрос , почему родственные языки меняются по-разному: потому что небольшие отличия дают разные необратимые последствия.

Объяснения носят комплексный характер:

  • . Общее упрощение : руны /p/ (ᛈ); /é-ï или æ/ (ᛇ) и /ŋ/ (ᛜ или ᛝ) исчезают первыми. Это происходит очень рано.
  • . Фонетическая эволюция : прагерманское /w/ исчезает перед губными гласными (о, а, у, ø) и перед согласными l и r, так что, например, *wunjo переходит в *ynn («счастье») - отпадает руна ᚹ. Или в VII в. исчезает безударный /j/, так что, например, *jara переходит в *árr («год», «хороший урожай») - исчезает руна /j/.
  • . Графическое упрощение : полный размер всех рун. Самая важная новация, но появляется постепенно.

Итого младший футарк получает 16 рун, но фонем в древнескандинавском оказалось больше. Так, в древнеисландском (обычно используемом в качестве основы для реконструкции), фонем не 16, а 44 (по Стеблин-Каменскому):

  • . 16 гласных (а, á, е, é, i, í, о, ó, u, ú, у, ý, æ, ø, ǿ, ö)
  • . 28 согласных (b, bb, d, dd, f (ff?), g, gg, h, j, k, kk, l, ll, m, mm, n, nn, p, pp, r, rr, s, ss, t, tt, v, z, þ).

Тут древнескандинавские мужики, видимо, призадумались: не погорячились ли они и как теперь писать? Выход был найден тот же, что и в некоторых современных языках: пусть одна буква значит семь вариантов! (не станем показывать пальцами, хотя это были французский и английский).

Скандинавская королева смотрит на реформированный футарк и думает, как теперь записывать 44 фонемы 16 буквами. .

В результате к эпохе викингов в общих чертах сложилась довольно сложная, хотя по-своему элегантная система :

  • . руна передавала следующие фонемы и их подвиды в разных говорах: /u-v-w/, /y/, /o/, /ø/;
  • . руны , ᛋ, ᛒ, ᛏ и обозначали пары звонкий-глухой (/þ - [позже] ð /, /s - z/, /b и p/, /t и d/ и /k и g/ соответственно)
  • . руной передавали /ą/, /o/, /æ/;
  • . руна отвечала за /a/ и /æ/.

На эту систему накладывались два обстоятельства:

  1. отсутствие представления , что одно и то же слово должно писаться всегда одинаково - это идея сложилась только в Новое Время,
  2. диалектные вариации , давшие разные языки в континентальной Скандинавии.

Но скандинавам все эти частности не составляли, видимо, большого затруднения. Главным, но не единственным объектом нанесения рунических надписей в эпоху викингов стали памятные камни (сегодня их известно несколько тысяч, бóльшая часть - в современной Швеции). Не стоит путать их с могильными камнями: рунические камни не обозначали погребений, хотя позже многие перевозились на церковные кладбища в христианскую эпоху.

Так резчик мог наносить руны на камень тысячу лет назад. .

Рунические камни - отдельный вид источника и искусства: многие богато украшались и орнаментировались. Надписи на них обычно лаконичные и не очень информативные на первый взгляд, но и здесь есть удача. Например, в одной из них в Южной Швеции впервые встречается слово viking (жен. род, в значении «грабительский поход»), я даже видел этот камень. Обычная поминальная формула звучит примерно так:

Х поставил этот камень по Y; Y приходился Х таким-то родственником, он бывал там-то.

Одним из самых известных памятников является Еллингский камень (Дания) Харальда Синезубого (втор. пол. Х в.), который я мог видеть воочую и миниатюрную копию которого даже приобрёл.

Камни Харальда Синезубого и Горма Старого. На камне Горма читаем: «Король Горм поставил этот камень по Тюре, своей жене, украшении Дании». Харальд тоже упоминает своих родителей, Горма и Тюру, на своём камне. В общем, твиттер X в.

Надпись на камне Харальда - одна из самых длинных, примерно, как эта статья. В ней можно наблюдать, как младший футарк успешно справляется с передачей древнескандинавского языка:

ᚼᛅᚱᛅᛚᛏᚱ ᛬ ᚴᚢᚾᚢᚴᛦ ᛬ ᛒᛅᚦ ᛬ ᚴᛅᚢᚱᚢᛅ ᛬ ᚴᚢᛒᛚ ᛬ ᚦᛅᚢᛋᛁ ᛬ ᛅᚠᛏ ᛬ ᚴᚢᚱᛘ ᚠᛅᚦᚢᚱ ᛋᛁᚾ ᛬ ᛅᚢᚴ ᛅᚠᛏ ᛬ ᚦᚭᚢᚱᚢᛁ ᛬ ᛘᚢᚦᚢᚱ ᛬ ᛋᛁᚾᛅ ᛬ ᛋᛅ ᛬ ᚼᛅᚱᛅᛚᛏᚱ (᛬) ᛁᛅᛋ ᛬ ᛋᚭᛦ ᛫ ᚢᛅᚾ ᛫ ᛏᛅᚾᛘᛅᚢᚱᚴ ᛬ ᛅᛚᛅ ᛫ ᛅᚢᚴ ᛫ ᚾᚢᚱᚢᛁᛅᚴ ᛬ ᛫ ᛅᚢᚴ ᛫ ᛏ(ᛅ)ᚾᛁ (᛫ ᚴᛅᚱᚦᛁ ᛫) ᚴᚱᛁᛋᛏᚾᚭ

В транслитерации:

haraltr: kunukR: baþ: kaurua: kubl: þausi: aft: kurm faþur sin auk aft: þąurui: muþur: sina: sa haraltr (:) ias: sąR * uan * tanmaurk ala * auk * nuruiak * auk * t(a)ni (* karþi *) kristną

В переводе: «Король Харальд повелел поставить этот камень по Горму, своему отцу, и Тюре, своей матери - тот Харальд, что подчинил себе всю Данию и Норвегию и крестил данов и изобрёл Bluetooth ». А, нет, мне подсказывают, что, наоборот, технологию Bluetooth, «объединяющую устройства», назвали в честь Харальда Синезубого, «объединившего всю Данию».

Харальд Синезубый и изобретение Bluetooth. Прижизненное фото X в. .

Харальд: «И сводил женщин с ума... Записал?» Игра слов: в датском «сводил женщин с ума» (gjorde dame rne kræ sne) звучит похоже на «сделал датчан христинами» (gjorde danske rne kri st ne). Подпись: «Описки, меняющие историю».

Вообще, одно из удивительных ощущений, связанных с руническими камнями - чувство контакта с древностью. Обычно медиевисты работают с современными изданиями, но даже если и с оригиналами, приходится писать запросы, получать разрешения от архивов и библиотек, и масса сопутствующего бюрократического удовольствия. А рунические камни стоят под открытым небом - подходи, смотри, трогай-не-хочу. Для меня как для историка это было потрясающий опыт - возможность прикоснуться к живой истории и источнику в буквальном смысле.

Первый рунический камень, увиденный мною вживую; Дания, сентябрь 2015 г.

Стоит заметить, что параллельно существовали две модификации младшего футарка: «полноветвистые» и «коротковетвистые» руны. Первые были «парадным» вариантом и встречаются в основном на камнях, а вторые были своего рода «курсивом» и использовались в быту.

С окончанием эпохи викингов младший футарк изменился: в Средневековье количество знаков увеличилось до 27, над некоторыми ставились точки для уточнения звука, что лучше отражало реальную фонетику. Именно с этих рун в Новое Время и началась рунология как дисциплина (благо кое-где рунами писали чуть ли не до XIX в.), но это уже совсем другая история, а мы остановимся здесь и подытожим.

Обобщённые рунические алфавиты. По: Mindy MacLeod and Bernard Mees, «Runic Amulets and Magic Objects» (P. 13)

Итак, рунические записи не были «несколькими шипящими и часто сдвоенными звуками (а не буквами)», а сами руны - «примитивной ритуальной письменностью». Напротив, это была развитая и сложная система , как и считал тот неназванный рунолог из начала статьи. Она напоминает другие языки, где существовала давняя письменная традиция . Все типы фонетического письма создавались для удобства по принципу «как слышится, так и пишется», но рано или поздно эти традиции начинали отставать от живого разговорного произношения . Приходилось либо реформировать орфографию, отсекая большой пласт имеющейся литературы, но облегчая жизнь массовому читателю (так случилось с русским, немецким, турецким и др.), либо мучить учеников в школе старой орфографией, зато давая им возможность читать тексты 400-500-летней давности (этим путём пошли английский, французский, датский и др.). Врочем, есть третий вариант: запутать всё настолько, что даже исконное население будет пользоваться языком завоевателей (получится ирландский).

Откуда же берутся нелепейшие утверждения, что-де «шведский диалект северогерманского языка никому не известен, а руны переводят по их примерному общему для всех скандинавов древнегерманскому произношению»? Думается, это результат невежества и отсутствия представления, как работают лингвисты и историки:

Конечно, ни древнескандинавский, ни его диалекты по современным представлениям нам «не известны» - все носители давно умерли. Но это не означает, что мы не можем реконструировать этот язык в качестве модели - «патриотично» настроенные граждане, вероятно, удивятся, узнав, что такая же модель создана и для древнерусского языка . Никто не требует, чтобы мы точно умели произносить древние фонемы. Да, в качестве условного чтения этих текстов принимается де-факто исландское, но это лишь следствие того, что из всех живых германских языков исландский оказался самым консервативным. Фонемы в лингвистике - как аксиомы в геометрии, некоторые «идеальные» сферические явления в вакууме. Но кто скажет, что геометрия - это не точная дисциплина?..

Представление, что историки «крутят и верят» руническим тексами, рождается из незнания, как вообще выглядит источник . Интересующийся читатель не найдёт ни одного древнего текста в исходном виде, который ему, даже если он вдруг является носителем потомка этого языка, был бы понятен. Вот, скажем, прорисовка берестяной грамоты №105 из Новгорода , 1160-1180 гг. (обсуждение см. ) - источник ещё более молодой, чем руны эпохи викингов:

Если вы без подготовки (см. ниже) смогли его прочитать - называйте свой адрес, я первый приеду пожать вам руку. Вот более близкий нам памятник, фрагмент из «Судебника» Ивана Грозного (1550 г.):

Вряд ли сходу можно в нём разобраться. Странная организация, непривычный шрифт, сокращения под титлом... Конечно, не умея читать такие тексты, дилетант скажет, что русского языка XVI века мы не знаем, а реконструируем приблизительно только сплошные сочетания согласных (гди пмзи ис хрст цр нбсн). Поэтому, разумеется, при публикации даётся не транслитерация, а принятая нормализация текста. Вот отрывок из английской Библии 1539 г. : «For God so loued the worlde, that he gaue his only begotten sonne, that whosoeuer beleueth in him, shulde not perisshe, but haue euerlasting lyfe» . На первый взгляд - читается плохо и «примерно». А вот нормализация: « For God so lov ed the world_ , that he gav e his only begotten son , that whosoev er believ eth in him, shou ld not perish , but hav e ev erlasting li fe» . Текст стал сразу понятен, верно?

. Историки - это специалисты , чья подготовка занимает годы. Часто встречается превратное представление, что историк - это тот, кто, прочитав 10 книг, написал 11-ю, значит, любой второгодник-троечник может беседовать на равных с доктором наук, книжки-то все читать умеют. Это не так . Историки долго учатся методологии, критике источника, древним языкам, палеографии и много ещё чему. Если «увлекающийся историей» чего-то не понимает или не умеет, это не значит, что этого не понимает или не умеет никто другой.

Хотелось бы верить, что по прочтении этой длинной заметки любитель бы верить, что по прочтении этой длинной заметки любитель «альтернативной» и «неофициальной» истории задастся вопросом: может, это не историки всё выдумали и скрывают, а я не знаю чего-то?..



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: