Какой пост держать в страстную пятницу. Православные христиане отмечают страстную пятницу

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Последнюю пятницу Великого поста в христианстве принято называть Страстной. Это последняя пятница перед Светлым Воскресением Христовым. Пасха 2018 года выпала на 8 апреля. Соответственно Страстная пятница отмечается 6 апреля.

В католической традиции Страстная пятница уже прошла так, как католики отмечают пасху на неделю раньше. Католическая Великая пятница выпала на 30 марта, а Пасха на 1 апреля.

Страстная пятница в Евангелии

В Евангелие говориться о том, что именно в пятницу, после того, как Христа предал Иуда, Христос предстал перед судом. Исполнить судейский долг выпало прокуратору Иудеи Понтию Пилату.

Христа обвинили в организации бунта и подстрекательстве. Хотя прокуратор был не согласен с решением обречь пророка на смерть, он все же это сделал.

Христа вместе с тремя преступниками Дисмасом, Гестасом и Вараввой засудили к смерти на кресте. Также в Библии говорится о том, что в честь предстоящего иудейского праздника Песах одного из осужденных предстояло помиловать. Пилат вынужден был поддаться давлению общества и не смог освободить Христа, отпустив Варавву.

Страсти Христовы в Страстную пятницу (фото: gorod.lv)

Из-за страстей Христовых, которые пророк пережил в ту пятницу, и пошло название Страстная пятница.

Стоить отметить, что часть пути крест для Христа нес некий Симон Киринеянин. В Евангелии от Матфея говориться: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32);

Христос воскрес на третий день после распятия. В этот день христиане и празднуют Пасху.

Что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу

Последняя пятница Великого поста – это фактически его кульминация. Все действия в этот день должны быть направлены на духовное усовершенствование, покаяние и нужды души.

Негативно в православье относятся ко всем проявлениям шумного веселья, празднований, пиршеств. Следовательно, в Страстную пятницу лучше воздержаться от плотских утех: песен, танцев, шопинга, «посиделок» с друзьями, походов бары, кинотеатры и т.д.


Как провести Страстную пятницу (фото: stil.kurir.rs)

По церковным канонам в Великую пятницу следует полностью воздержаться от пищи. Но стоит отметить, что это запрет для церковнослужителей, монахов и ревностных прихожан. В Страстную пятницу, по возможности, стоит ограничиться скромной пищей без масла.

Верующим советуют посвятить пятницу молитве, покаянию и помощи другим. Также стоит посетить утреннюю и вечернюю службы в церкви.

Приметы на Страстную пятницу

Несмотря на то, что церковь дает конкретные советы и напутствия в проведении Великого поста и Страстной пятницы, это день также оброс суевериями и приметами.

Так, в Страстную пятницу советуют не пользоваться острыми предметами, даже ножом. Не стоит работать с инструментами, например, лопатами, вилами, пилами, граблями, ножницами и т.д. Советуют также воздержаться от парикмахерских дел и косметических процедур.

Веселится не стоит в Страстную пятницу потому, что весь последующих год сулит слезы.

Церковь призывает оставить все мирские бытовые дела и посвятить день Богу и своей душе. Но в народе осталось поверье, что хлеб, приготовленный в этот день, станет оберегом и получит целебные свойства.

Страстная пятница – это наиболее строгий день Страстной недели, и при этом самый печальный. Узнай, что в этот день делать можно, что делать воспрещается, а также приметы Великой пятницы согласно обычаям.

Страстная пятница предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Это день самого строгого поста. В этом году Страстная Пятница припадает на 6 апреля.

Пятница – это день, в который был распят Иисус Христос. Поэтому Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом Христом, его распятии и крестной смерти на Голгофе, снятию Его тела с креста и погребении. Богослужение Великой пятницы включает трехкратное прочтение евангельского повествования об этих событиях.

На утрене последовательно зачитывают Двенадцать Евангелий – двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы. На Великих (Царских) Часах отдельно читают повествования каждого их четырех евангелистов (Матфея, Иоанна, Луки и Марка). А на великой вечерне о событиях этого дня рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Страстная пятница – день исключительный, и ее исключительность (как и исключительность жертвы Иисуса Христа на Голгофе) подчеркивается тем, что в этот день не совершают литургию. Однако если Страстная пятница совпадает с Благовещением, служат литургию Иоанна Златоуста. На вечерне поют особый канон О распятии Господа и выносят плащаницу.

Плащаница – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. После выноса Плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями Тело погребенного Христа.

Страстная пятница – особый день, в который по уставу нужно воздерживаться от принятия пищи до выноса Плащаницы, а после этого можно есть только хлеб и пить только воду. Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются.

В Страстную пятницу не принято петь, гулять и веселиться – считается, что человек, веселившийся в Великую пятницу, весь год проплачет. Однако, несмотря на то, что в этот день богослужение проникнуто скорбью, оно уже готовит верующих к предстоящему празднику Воскресения Христова.

В народном сознании Страстная пятница связана с рядом примет и суеверий. Считается, например, что испеченный в этот день хлеб никогда не заплесневеет и исцелит от всех болезней. Моряки считали хлеб, испеченный в Великую пятницу, талисманом против кораблекрушений. А горячая крестовая булочка, испеченная в этот день, будет защищать дом от пожаров до следующей Великой пятницы.

На Руси в этот день более состоятельные соседи угощали своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом.
В Страстную пятницу очень нежелательно работать. Так, согласно примете, нельзя втыкать в землю железные предметы, к примеру, лопаты и грабли: это к беде. Поэтому растения, посаженные в этот день, погибнут. Только посеянная в Страстную пятницу петрушка даст двойной урожай. Постиранная хозяйкой и вывешенная для просушки в пятницу одежда никогда не станет чистой: на белье проявятся кровавые пятна.

После пятничной службы принято приносить в дом двенадцать горящих свечей, с которыми стояли в церкви. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Считается, что это принесет в дом счастье и достаток на следующие двенадцать месяцев.

Разумеется, многие приметы пришли из язычества, а не из христианства, и некоторые из них даже противоречат христианским традициям. Но верить в приметы или нет – это личный выбор каждого человека. Страстная пятница – это еще один повод сделать паузу в нашей напряженной жизни и задуматься: а так ли мы живем?

Приметы Великой пятницы:
Буханка хлеба, испеченная в Страстную Пятницу, исцеляет от всех болезней и никогда не заплесневеет.
В Страстную Пятницу ни в коем случае нельзя протыкать землю железом; того, кто это сделает, постигнет беда.
Если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную Пятницу, на нем появятся пятна крови.
Если перевозить пчел в любой день, кроме Страстной Пятницы, – они непременно умрут.
Если вы вытерпите жажду в Страстную Пятницу, то никакое питье не принесет вам вреда целый год.
Кольца, освященные в Страстную Пятницу, защищают того, кто их носит, от всех болезней.
Пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной Пятницы до следующей, предупреждает коклюш.
Только петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, дает двойной урожай.
Отлучать младенцев от груди в Страстную Пятницу - примета гласит, что ребенок будет сильным, здоровым и будет жить счастливо
Если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном.
Если под страстную пятницу небо звездное, то пшеница будет зернистой.
Кроме этого в Великую пятницу определяли, нет ли наговоренных вещей в доме: в этот день из церкви брали недогоревшую свечку, которая была в руках во время службы, приносили домой, зажигали и шли по комнатам. Считается, что где она затрещит, находится порченая вещь.

Практически все знают, что такое Пасха, а вот что такое Страстная пятница — известно меньше.

Это последняя пятница накануне Светлого Воскресения (в этом году этот день приходится на 26 апреля 2019 года). А еще – это самый скорбный и без преувеличения, самый драматичный день в году.

Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет…

Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – уникальный день в церковном календаре, который связан со многими традициями и даже запретами.

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, — ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов . Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество.

Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли. Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился там со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули — чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии. Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.


Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти.

Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде. Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам.

Но те уже крепко спали, и Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой (Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.


Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф. Совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии. Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и похоронил, т.е. положил в каменную гробницу.

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа. Ведь они помнили его обещание, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, что миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания.

И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня. Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебрянники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно.

К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама предпасхальная неделя). Например: (он же Чистый), Страстная пятница, Страстная суббота. А еще эти дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве.

Таким образом, Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужения в Страстную пятницу: вынос плащаницы

В такой день утреннее богослужение не проводится. А вот днем на службе примерно в 15 часов, когда по библейскому описанию, Спаситель «испустил дух», т.е. умер на кресте, совершается .

Плащаница – это довольно необычная икона. Все мы привыкли к тому, что обычно образ нарисован на твердой поверхности.

Однако в случае с плащаницей изображение наносится на плотную ткань (плат, откуда и пошло название). На ней изображен Христос, положенный в гроб. Выносят икону несколько священнослужителей, облаченные в одежду темных оттенков в знак траура.


В храмах обычно создают затемнение, свет идет только от мерцающих свечей. В такой обстановке действительно создается особое настроение, в котором сливается много контрастных эмоций: скорбь по усопшему, обида и досада за предательство людей, совершивших тяжкий грех.

А еще, возможно, человек может испытать ощущение приближающегося праздника, который знаменует торжество жизни над смертью Ведь пройдет еще всего 2 дня, и мы скажем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что нужно делать в Великую пятницу перед Пасхой

Часто верующие задают вопросы о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу перед Пасхой. Действительно, это особый день в году, и многим будет полезно узнать, как подобает вести себя в связи со случившимися 2000 лет назад событиями.

Самое главное, что нужно сделать на Страстную пятницу – это даже не посещение храма. Ведь у многих занятых людей действительно может не остаться времени. Тем более, служба с выносом плащаницы проводится днем, когда многие еще находятся на работе. Однако отдать дань уважения Господу может каждый.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Не будет лишним и подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

Словом, для современных людей есть определенная свобода выбора, которая не отрицается представителями церкви. Главное – это благие устремления, искреннее желание отдать Господу дань уважения.


Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в такой день старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

Однако вполне понятно, что образ жизни современного человека изменился до такой степени, что порой у нас просто нет выбора. Нам нужно идти на работу, одевать и кормить детей, помогать своей семье, заниматься хозяйством, готовить ужин и т.п. Поэтому каждый поступает в соответствии с обстоятельствами.

Соответствующий комментарий дают многие представители Русской Православной Церкви, например, протоиерей Иоанн Макаренко.

При этом интуитивно понятно, что точно нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой:

  • предаваться любым плотским утехам;
  • проводить день в увеселении;
  • принимать алкоголь;
  • смотреть развлекательные передачи, представления и т.п.

Подобное поведение само по себе не предосудительно – каждый человек стремится к удовольствиям. Но в такой скорбный день верующий человек не может радоваться в полной мере.

Ведь в эти часы 2000 лет назад произошло одно из самых трагических событий в истории человечества. И веселиться в Страстную пятницу – это почти то же самое, как если бы в день похорон или поминовений устроить вечеринку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Среди вопросов о том, что можно делать в Страстную пятницу, верующие интересуются и выпеканием куличей и крашением вареных яиц.

Согласно традиции сделать это лучше в Чистый четверг или по крайней мере в субботу. Нежелательно заниматься подобными делами в пятницу, исключая только ситуации крайней необходимости.

Пост в Страстную пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

При этом представители церкви говорят о том, что каждый человек должен действовать по своим ощущениям. Например, если кто-то болен желудком или речь идет о беременной женщине или кормящей матери. Конечно, тогда от еды и воды отказываться не стоит, ведь речь идет о здоровье.

Вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко по этому поводу:

Народные традиции в Страстную пятницу

Конечно, любое значимое событие многолико отражается в зеркале народной истории. Спустя несколько столетий получается так, что в памяти людей памятная дата начинает жить собственной жизнью. Что-то подобное случилось и с Великой пятницей.

Например, на Руси в этот день нередко выпекали сдобу, например, булочку — в виде креста. Считалось, что такой хлеб никогда не покроется плесенью. А моряки брали булочки с собой в дальние походы и верили, что они будут талисманом корабля и уберегут от морских катастроф.

Был и еще один обычай, который каждый из нас может добавить в свою копилку добрых дел. Богатые люди непременно угощали своих близких, знакомых и даже обычных прохожих сдобой, молоком, творогом или яйцами.


Еще один интересный обычай – верующие стремились принести из церкви 12 горящих свечей, с которыми они стояли на службе. Эти свечи несли зажженными, ставили в любой части дома и давали им догореть до конца. Считалось, что в течение всего года (12 месяцев) в доме будет мир и достаток.

Таким образом, Страстная пятница – это трагический день, посвященный воспоминаниям о земной смерти Христа. Однако праздник будет совсем скоро, ведь Господь непременно воскреснет.

И когда придет Пасха, каждый может искренне порадоваться и насладиться этим торжественным моментом, занимающим центральное место во всей христианской религии.

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Лк. 23, 34

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.

На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, - именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, - говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, - собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, - и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2

Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Тропарь

Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

Лк. 23, 32-49

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?

На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, - в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время, как иудеи, почивавшие в Законе, хвалившиеся обширным и точным знанием Закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное Законом и Пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время, как Иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, - стоял пред крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, - сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны поражали их знамения - землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой - их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом: в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сойди со креста! - насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, - пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем: в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, безпомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти: очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, - разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие твое (Лк. 23, 42).

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это - и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, - в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она - дар Святого Духа, и Богословие - Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой ; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя . Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева - непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23, 24). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение: всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо, и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором возседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Аминь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: