Киево-Печерская Лавра: история, легенды, чудеса. Киево-Печерская Лавра после освобождения Киева от немецкой оккупации

И кому нужна извращенная история?

Киево-Печерская лавра - тысячелетняя национальная святыня, «равнонебесный монастырь» (так его величали в средневековье) и самая туристическая Мекка Украины - ежегодно около миллиона туристов. Несомненно, что в этом году «Евровидение» эту цифру существенно увеличило.

Мы решили поинтересоваться, как представляют туристам летопись святыни в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. С этой целью посетили 5 экскурсий, из которых ни одна не звучала українською мовою. Говорят, что «на счет языка надо предупреждать».

Мы услышали специфическую подборку информации о событиях, происходивших в обители, являющейся древнейшей «в нашем отечестве» и «нашей родине». И не услышали очень многое из того, что формировало историю монастыря как национальной святыни Украины.

Учитывая это, мы решили предложить научно-методическому совету заповедника ряд авторитетных исторических источников для объективного освещения истории Киево-Печерской лавры.

1. «Лавра - колыбель отечественного монашества» - этими словами начинается экскурсия. Мы искали такое определение у летописца Афанасия Кальнофойского, у Петра Могилы, у историков Грушевского, Антоновича, Аркаса, Гирича, Жиленко. Но не нашли.

Учитывая прочитанное у указанных авторов, предлагаем начинать экскурсию иначе: «Киево-Печерская лавра - один из самых значимых духовно-культурных центров Европы. Ее заслуги в развитии украинского и других восточноевропейских культур можно сравнить разве что с Ватиканом и Клюнийским аббатством в католическом мире.

В кельях Печерского монастыря возгорелся светильник украинской культуры. Именно здесь берет свое исток давняя украинская литература, искусство, медицина. Нестор-летописец - первый историк Украины-Руси, автор Повести, что является главным источником изучения украинской истории, Агапий - первый известный врач, Алипий - первый живописец …

Уважаемые туристы, мы не отрицаем значимости вклада этого киевского духовного центра в казну всех восточнославянских культур, но подчеркиваем, что Лавра - это прежде всего феномен украинской культуры».

Вид на Киево-Печерскую лавру со стороны «Мемориала жертв Голодомора» (слева), посвященный погибшим во время геноцида в Украине в 1932-33 годах, осуществленного тогдашним коммунистическим режимом СССР

2. Вопросы туристов: «Почему название лавры Печерская, а не Пещерская?» Все как один экскурсоводы отвечают: «Печера - это слово церковнословянское». Это неправда.

Слово «печера» отсутствует во всех словарях церковнославянского языка.

Но из «Лексикона» Памво Беринды, изданного в Лаврской типографии в 1527 году, можно узнать, что этому понятию в церковнославянском языке соответствует слово «вертеп», потому что рядом автор подает украинский аналог - «печера».

Посетители могут спросить, почему в тексте Повести Нестора Летописца (язык произведения церковнославянский) древняя обитель именуется только Печерской. Один из лучших знатоков древнерусских летописей профессор Василий Яременко утверждает - это лишь доказательство того, что разговорным языком автора был украинский. Именно поэтому «українська лексика ллється суцільним потоком у Повісті: жито, колодязь, подружжя, туга, печера…» - аргументирует профессор.

А Михаил Драгоманов в докладе на литературном конгрессе в Париже в 1878 году сказал: «Что касается Летописи Нестора, Слова о полку Игореве и т. д., то эти произведения были непосредственными плодами местной жизни древней Украины. Эти произведения начинают украинскую литературу».

3. «Петр Могила - митрополит Киевский и Галицкий», - говорят экскурсоводы. На самом деле титул Могилы звучал иначе - митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Очевидно, последняя составляющая титула замалчивается потому, что (нынешняя Россия) к территории «Всея Руси» Петра Могилы не имело тогда никакого отношения.

Доктор философских наук Зоя Хижняк называет митрополита «Большим реформатором Украинской церкви на принципах христианской учености». Его труды «Православное исповедание веры» и «Требник» (переизданы в Европе на протяжении 17-18 вв 25 раз) обусловили мировое признание Украинской богословской школы.

4. «Эту люстру подарил храму царь...» - обязательно сообщают экскурсоводы. И ни слова об Иване Мазепе (разве что на экскурсии с литовцами).

Но славный гетман был и до сих пор остается величайшим благодетелем и жертвователем в истории Печерского монастыря. Об этом свидетельствуют цифры из отчета Бендерской комиссии по пожертвованиям Мазепы: «На золочение купола Печерского монастыря - 20500 золотых, стена вокруг монастыря - миллион, большой колокол и колокольня Печерского монастыря - 73000 золотых, большой серебряный подсвечник, золотая чаша, и такое же оправа Евангелии... » По примеру гетмана поступали и полковники из его администрации, на средства которых построены церкви в Нижней Лавре.

«Не было и не будет подобного ему», - писал лаврский монах, современник Мазепы.

И не ошибся, потому что до сих пор никто не превзошел гетмана в его благодеяниях в отношении Печерского монастыря.

5. «В 1718 году в Лавре случился пожар. Причина - неосторожность со свечей в келье монаха. Сгорела библиотека, которая находилась в Звонница».

Историк Игорь Гирич указывает другие причины пожара: «По свидетельству очевидцев пожара, которые хранились у известного киевоведа протоиерея Петра Лебединцева, Лавру подожгли посланные из Москвы, которые были одеты как монахи. Сгорели огромный архив и библиотека, погибли грамоты литовских князей, украинских феодалов и гетманов. Пожаром уничтожено письменная память о независимой украинской политической и духовной жизни Лавры. За свою многовековую историю Киево-Печерская лавра пережила не одно нападение, выдержала не одну осаду, много раз разрушалась, горела, но ни одно из этих несчастий не причинило такого вреда уникальным лаврским письменным памятникам».

6. «Быть похороненным в святых местах - большая честь. Этой чести удостаивались только то, кто при жизни увенчал себя праведным деяниями», - говорят экскурсоводы, подводя туристов к захоронению Искры и Кочубея (авторов доноса на Мазепу).

Позвольте спросить, а с каких это пор доносы стали составной праведных деяний?

Ведь согласно правилам Четвертого Вселенского собора, донос является большим грехом, потому что за него лицо отлучают от церкви, причастия и подвергают анафеме.

В этом месте экскурсии очень кстати цитировать историка Игоря Гирича: «Самыми идеологически вредными для Украины стало перезахоронение возле Успенского собора полковников Кочубея и Искры. Эти исторические фигуры служили образцом преданности Москве, на их примере воспитывались десятки поколений верноподданных малороссов. Они являются примером пренебрежения к своей нации».

7. «Вот надгробие графу Румянцева-Задунайского. Скульптурное изображение восстановлено на средства Киевской мерии».

Нам не удалось выяснить, за какие заслуги перед Украиной киевская администрация так дорого (в смысле траты денег) отметила это лицо?

Но в этом месте экскурсии смысл сообщать следующее: посол Литвы в Украине Пятрас Вайтекунас выступил с инициативой восстановления надгробия князя Константина Острожского, выдающемуся полководца времен Литовского княжества. «Москву с татарами положив, выписал над ними 63 победы» - это из эпитафии. Одна из самых именитых побед князя Острожского - в битве под Оршей. Это произошло в 1514 году, когда польско-литовское войско (численность 25 000) под командованием русского князя нанесло сокрушительное поражение сорокотысячному московскому войску.

«Острожский щедро строил и украшал православные церкви, вводил при них школы для детей и таким образом начал русское просвещение» - так характеризовал князя Николай Костомаров.

Кстати, правительство Литвы решило предоставить на восстановление памятника князю Острожском 44 000 евро. Нам известно, что ученые заповедника также участвуют в этом проекте. Зачем же это замалчивать?

8. «Третьего ноября 1941 года был взорван Успенский собор. Кто это сделал - остается великой тайной Лавры», - рассказывают экскурсоводы под видео с мессершмиттами и шагающими колоннами немецких солдат.

Через мгновение туристам демонстрируют уже золотые чаши, оклады, кресты с драгоценными камнями, которые после войны достали из-под руин Успенского собора. Всего пять тысяч единиц.

Возникает вопрос: зачем немцам, которые вывозили из киевских квартир посуду, мебель и даже одежду, взрывать собор со всеми его сокровищами еще и вместе с немецкими пушками, солдатами и офицерами?

Информация о том, кто на самом деле уничтожил и Успенский собор, и Крещатик, уже давно обнародована в открытых источниках, написано много статей и исследований. Мы не будем их пересказывать, достаточно лишь зайти в Google.

Приведем только цитату из дневника немецкого офицера штаба 29-го армейского корпуса Вермахта, которое ныне хранится в ОГА СБУ.

«Утро прекрасное, синее небо, немного холодно. Мы поехали в цитадель, чтобы насладиться красотой древней Лавры. После непродолжительного совещания у генерала фон Армин мы поехали к Днепру. Доехав до середины реки, вдруг услышали сташный взрыв, как будто ударил гром. Перед цитаделью поднялся колоссальный фонтан песка и камней, который за короткое время упал бешеным градом на берег и в реку. Хотя мы еще не знали, что случилось, но почувствовали, что это один из садистских поступков россиян. Сразу за этим мы услышали еще один страшный взрыв на юге, в районе военной гавани. По возвращении мы узнали подробности несчастья в цитадели. Сначала взорвалась площадка перед цитаделью, на которой был расположен артиллерийский пункт наблюдения и зенитная пушка. Взрыв отобрал у нас много офицеров, унтерофицеров и солдат. Среди них мой знакомый, полковник фон Зейдлиц».

Отстроенный Успенский собор Киево-Печерской лавры

Известно, что советы всячески пытались скрыть факт подрыва исторических памятников Киева, под обломками которых погибли тысячи мирных жителей. Поэтому они обвинили в этом вандализме нацистов. Было даже опубликовано «Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии», где отмечалось, что Лавру ограбили и разрушили по приказу немецкого командования. Кстати, известный подпольщик Иван Кудря в одном из своих отчетов в центр настойчиво просил разбрасывать над Киевом листовки с сообщением, что Киев уничтожили оккупанты, а не . Такие открытки, как писал в отчете Кудря, «производят особенное впечатление на народ и воодушевляют на дальнейшую борьбу».

Поэтому остается тайной, зачем лаврские экскурсоводы до сих пор «воодушевляют» тезисами листовок НКВД украинских и иностранных туристов.

9. Два года назад на территории заповедника появился новый объект - «Бриллиантовая писанка». К этому приобщились, как показывает пояснительная табличка, «сотрудники, партнеры, студенты, волонтеры». Понятно, что на изготовление объекта (состоит из 16 000 зеркальных частиц) пошли приличные средства. Непонятно, зачем он здесь пригодился. Символом каких христианских добродетелей или монастырских обычаев может быть объект «Бриллиантовая писанка»? Напротив, в Слове 33 Жития отца Феодосия культ сокровищ и имущества именуется «попустительством греху», которое преподобный изымал и сжигал в печи «как бесовское достояние».

«Бриллиантовая писанка» на территории Киево-Печерской лавры

Несомненно, что бриллиантовой писанке будет несравненно лучше разместиться где-то в экспозиции, например с межигорским «золотым батоном».

Уважаемые сотрудники заповедника, если у вас есть партнеры с деньгами, то советуем направить эти средства на восстановление Онуфриевской башни.

Онуфриевская башня

Или хотя бы на печать достойных статуса Национального заповедника входных билетов.

Сверху - билет в Венский художественный музей. Внизу (слева направо): билет в Национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» и чек магазина «Фора» (они похожи на вид) и билет в Национальный заповедник «София Киевская»

И последнее. На протяжении пяти экскурсий мы ни разу не услышали словосочетание «национальная святыня» или «национальное достояние». И поэтому совсем не поняли, какую причастность к заповеднику имеет статус Национальный?

Для справки: согласно указу президента Украины N451/95 от 16 июня 1995 года статус национального предоставляют заведениям (учреждениям) Украины, достигший самых высоких показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития Украины, внедрения государственного языка...

Рассказывает преподобный Нестор Летописец.

Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и, бывшую там, церковь святых Апостолов, и многих попов содержал при ней. Был между ними священник, именем Иларион, человек добрый, книжный и постник. Он ходил с Берестова к Днепру, на холм, где ныне старый Печерский монастырь, и там молился. Тут был большой лес. Иларион вырыл себе в нем пещерку, маленькую, двухсаженную, и, приходя из Берестова, отпевал тут часы и втайне молился Богу. Потом Бог вложил в сердце князю поставить Илариона митрополитом у св. Софии, а пещерка эта так и осталась.

Около этого же времени жил некоторый человек, мирянин, из города Любеча. И вложил ему Бог в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую гору (Афон), видел тамошние монастыри и, обошедши их все, полюбил иночество. И пришел он в один из монастырей и умолил игумена возложить на него иноческий образ. Тот послушал, постриг его и дал ему имя: Антоний. Наставивши его и научивши, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой горы! Чрез тебя размножатся иноки на Руси». Благословил и отпустил его, сказав: «Иди с миром».

Антоний пришел к Киеву, и стал думать, где бы ему жить. Он ходил по монастырям, но, – так уже Богу было угодно, – не нравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, ища, где бы Бог показал ему жить. И пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и начал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение Святой горы и моего игумена, который постригал меня». И он стал тут жить, молился Богу, ел сухой хлеб, и то чрез день, и воду пил в меру; копал пещеру свою, и так жил в постоянных трудах, в бдении и молитвах, не давая себе покоя, ни днем, ни ночью. Потом узнали об нем добрые люди, приходили к нему, приносили, что́ было нужно. И прошла о нем слава, как о великом человеке, и стали приходить к нему просить благословения и молитвы. Когда преставился великий князь Ярослав, и сын его Изяслав принял власть и сел в Киеве; – Антоний был уже прославлен в Русской земле. И узнал Изяслав о жизни его, и пришел к нему с дружиной просить благословения и молитвы. Всем сделался известен Антоний, и все почитали его. И начали приходить к нему братия, и он принимал и постригал их. Собралось у него 12 братий; они вырыли большую пещеру, – церковь и келии, которыя целы и теперь в пещере, под ветхим монастырем. Когда собрались таким образом братия, Антоний стал говорить им: «Вот, братия, Бог совокупил вас по благословению Святой горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой горы»! Потом сказал: «Живите теперь сами по себе. Я поставлю вам игумена, а сам пойду один на другую гору: я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел и выкопал себе в горе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем. Там он и умер, живши в добродетели 40 лет, никуда не выходив из пещеры, где и до ныне лежат мощи его.

Братия между тем жили со своим игуменом в пещере, и когда их стало уже очень много, они задумали поставить монастырь вне пещеры. И пришли братия и игумен к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия так размножились, что нельзя поместиться в пещере. Да будет повеление Божие и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И повелел им Антоний. Они поклонились ему, и поставили над пещерой церковку маленькую во имя Успения Пресвятой Богородицы. И стал Бог молитвами Богородицы умножать черноризцев. Тогда братия, на совете с игуменом, решили построить монастырь. И опять пошли они к Антонию и сказали: «Отче, братия умножается, и мы бы желали построить монастырь». Антоний был рад, и сказал: «Благословен Бог за все! Да будет с вами молитва святой Богородицы и отцев Святой горы»! И сказав это, послал одного из братий к князю Изяславу сказать ему: «Князь мой, вот Бог умножил братию, а местечко маленькое. Дал бы ты нам ту гору, что́ над пещерой». Изяслав, слыша это, с радостию послал своего мужа и отдал им эту гору. Игумен и братия заложили большую церковь, обнесли монастырь оградой, и поставили много келий, и, окончив церковь, украсили ее иконами. Так зачался Печерский монастырь.

Назвался он Печерским потому, что братия прежде жили в пещере ; пошел же монастырь этот от благословения Святой горы. Когда монастырь уже построился, а игуменом был в нем Варлаам; поставил Изяслав монастырь святого Димитрия и перевел туда на игуменство Варлаама, желая сделать свой монастырь выше и надеясь на богатство. Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением. Антоний вот не имел, ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом, как я уже и говорил. Когда же Варлаам пошел в монастырь святого Димитрия; братия посоветовавшись, пошли к старцу Антонию и сказали: «Поставь нам игумена». Он же сказал: «Кого хотите»? А они сказали: «Кого хочет Бог и ты». И сказал им Антоний: Кто между вами послушливее, кротче, смиреннее Феодосия? Пусть он и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу, и поставили Феодосия игуменом над собой; а их было тогда 20 человек. Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание, великое пощение и молитвы со слезами; и принимал он многих черноризцев и собрал братии 100 человек. Тогда он стал искать монастырского устава. Нашелся тут Михаил, чернец Студийского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. Феодосий стал искать у него устава Студийских иноков, и нашедши, списал и установил в своем монастыре: как быть монастырскому пению, как поклоны держать, как читать чтение, и стояние в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что́ есть в какие дни, – все по уставу. Феодосий приобрел этот устав и ввел в своем монастыре, а у него и другие монастыри переняли; потому и честь Печерскому монастырю прежде всех других. Так жил Феодосий в монастыре, ведя добродетельную жизнь, соблюдая иноческое правило, и принимал всякого, приходящего к нему. Тогда пришел к нему и я, худой, недостойный раб, и он принял меня. Мне было тогда 17 лет от роду. И вот я написал это и положил год, когда начал быть монастырь Печерский .

Примечания:

1. По старинному произношению печера.
2. В летописи все это рассказывается под 1051 годом.

Церковь, не имевшая долгое время поддержки у государства, в последние годы стала еe получать. И получать с избытком. Эта ситуация больно ударила по государственным музеям, которые едва ли не насильно выселяются из бывших культовых сооружений и монастырских корпусов во многих городах. В этом легко убедиться, проследив за развитием конфликта между Национальным Киево- Печерским историко-культурным заповедником и церковной общиной «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра».

Украинская православная церковь (Московский патриархат) хочет как можно быстрее получить в своe распоряжение всю лавру. Но возникает множество вопросов. И главные из них - а есть ли острая необходимость в передаче всей Киево-Печерской лавры церковной общине? Выгодно ли это будет обществу? Не нанесeт ли это вреда музейному делу? Почему на территории лавры должны находиться Духовная академия и семинария, которых раньше никогда здесь не было?

В славянском мире лавра широко известна как один из самых древних православных монастырей. Она раскинулась на площади в 23 гектара и имеет 144 объекта, из которых 120 являются памятниками архитектуры и истории. Всего лишь 17% всех помещений находится в пользовании Заповедника, 41% у церковных организаций и 42% занимают другие арендаторы. Последние в своeм большинстве принадлежат к ведомствам Министерства культуры и туризма Украины.

КОРНИ КОНФЛИКТА

В связи с 1000-летним юбилеем принятия христианства на Руси постановлениями Совета Министров Украины в 1988-1990 годах Украинской православной церкви (экзархат Русской православной церкви) были переданы в безвозмездное пользование (и только в пользование. - Aвт. ) земельные участки, с постройками на Дальних и Ближних пещерах. При этом церковь согласилась закончить за счет собственных средств реставрационно- восстановительные работы, проводимые государственными организациями, и содержать впредь в нормальном состоянии памятники архитектуры и древние пещеры. Украинская православная церковь организовала на полученной территории новую церковную общину «Киево-Печерская Свято-Успенская лавра», которая в настоящее время считает себя правопреемницей старой лаврской общины, хотя никаких оснований на это она не имеет. Право на лавру заявила и Украинская православная церковь Киевского патриархата. Между разными конфессиями существует конфликт за владение древней святыней, в который оказался втянут и Национальный историко-культурный заповедник.

Заручившись поддержкой отдельных государственных чиновников, лаврские монахи в последние годы совершили ряд незаконных захватов музейных корпусов. Происходило всe это ночью, по чeтко спланированному сценарию и с благословения настоятеля монастыря. Забаррикадировавшись изнутри, церковные «рейдеры» в эти здания никого уже не впускали. Вызванная музейными работниками милиция восстановить законность даже и не пыталась.

В канун президентских выборов 2004 года в Украине значительно усилилась борьба между кандидатами за голоса избирателей. Вот здесь вспомнили снова о церкви, о еe влиянии на электорат. На обещания не скупились. Один «православный кандидат» пообещал передать всю территорию лавры Украинской православной церкви (МП), ну а второй - вероятно, культовые сооружения Национального заповедника «София Киевская» Украинской православной церкви (КП). Музейные комплексы, по сути, стали заложниками политической борьбы между претендентами на пост Президента Украины. Всe это способствовало разделению украинского народа не только по региональному и языковому признаку, но ещe и по религиозному. Лавре был приготовлен и дорогой подарок - огромный колокол, который привезeн и брошен на музейной территории возле Большой лаврской колокольни. Для музейных сотрудников это стало неожиданностью. Вероятно, он должен был подать свой глас в день инаугурации нового Президента. Кто дал разрешение на его ввоз, а тем более кто даст добро на его установку, до этих пор является загадкой. Так и стоит он одиноко на земле уже два года. Ждeт, вероятно, царь-пушку. Будем надеяться, что проблем с ней не возникнет, ведь кепка уже подарена.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МУЗЕЮ?

С проигрышем одного «православного кандидата» в президентских выборах тактика лаврских монахов изменилась. Она стала выжидательной. С избранием же Виктора Януковича на пост премьер-министра Украины ситуация между Национальным заповедником и церковной общиной стала резко меняться в худшую сторону. 9 августа 2006 года митрополит Киевский Владимир подписал и направил на имя премьер- министра предложения наместника лавры архиепископа Павла по решению проблем функционирования Национального заповедника «Киево-Печерская лавра». Все эти предложения сводились к одному - ликвидации государственных музеев и передачи почти всей территории Верхней лавры, вместе с музейными коллекциями заповедника, в распоряжение монастыря. В ответ последовали робкие протесты ряда общественных организаций, отдельных народных депутатов и музейных работников. Однако это был всего лишь глас вопиющего в пустыне. Государственный аппарат, получив сверху нужное указание, будет работать, как это ни печально, в интересах церкви, а не музейных организаций.

Дальнейшие события только подтвердили предположения. 28 сентября состоялось заседание Киевсовета, на котором было рассмотрено и принято неожиданное решение о передаче трeх корпусов, находящихся в оперативном управлении Национального заповедника, в управление действующей церковной общины. До 1917 года в них находились гостиницы для богомольцев, а не келии, как было объявлено на заседании. Произошло это в канун 80-летнего юбилея Заповедника (29 сентября) и якобы по его просьбе. Такой себе подарок киевской власти государственному музею. Согласия последнего по вопросу передачи не было, как не было и его представителей на заседании. Но вопрос все же проголосован, хотя юридически Киевсовет не имел права это делать. На улице могут оказаться 154 сотрудника и научная библиотека Заповедника. Этому заседанию предшествовали атаки в прессе на музей, деятельность которого была подана в негативном виде.

Массированная атака монастыря на музеи на этом не закончилась. Последовали выступления на радио и телевидении, обращения к Президенту Украины Виктору Ющенко и Московскому патриарху Алексию. Показательными стали так называемые «Дни Киево- Печерской лавры в Париже» и посещение офиса ЮНЕСКО митрополитом Владимиром. Ясное дело, без помощи государственных органов эти мероприятия не обошлись. Такую бы поддержку да музеям! Вот это было бы здорово! А с другой стороны, можно только приветствовать проведение таких дней православной церковью в католической стране, которая встретила делегацию очень доброжелательно, совершенно не так, как «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» встретила Папу Римского в Киеве. Есть надежда, что наступит время, и христианство вновь станет единым. А начинать в этом деле нужно с себя, с объединения украинских церквей в единую, иначе мы вскоре будем иметь несколько одноимeнных культовых сооружений на одной улице, священники и прихожане которых будут враждовать между собой. Церковные деятели должны, в конце концов, осознать, что именно церковь разорвала в 1596 году Украину на части и продолжает еe разрывать ныне, на радость недоброжелателям.

Увы, в церкви происходят те же процессы, что и в обществе. Можно и дальше не замечать церковного бизнеса, но он существует реально и усиленно развивается. Отдельно от государства. В этом вероятно и скрыта главная проблема острой борьбы за помещения в лавре. В этом убеждаешься прочитав внимательно предложения наместника «Свято-Успенской Киево-Печерской лавры». В них хорошо просчитано, как много можно получить долларов за сдачу в аренду лаврских корпусов на верхней территории. И это ставится в упрeк Национальному заповеднику. Но государственные организации, арендующие помещения в лавре, могут заплатить ровно столько, сколько им выделят денег на это из государственного бюджета страны. Предлагая выселить музеи из лавры, а это практически равнозначно уничтожению музеев, архиепископ Павел не против того, чтобы оставить в ней технический персонал Национального заповедника и Государственную службу охраны национального культурного наследия. Как говорят, одним выстрелом убить сразу всех зайцев. То есть, возложив всю тяжесть сохранения памятников архитектуры и коммуникаций на государство, получать максимум доходов от эксплуатации всей лавры.

Постоянные заявления представителей монастыря о том, что они могут лучше сохранять архитектурные памятники, чем Заповедник, лишены оснований. Хозяйственная деятельность монахов на нижней территории это подтверждает. Доведение древних пещер до провалов, незаконное строительство в заповедной части, уничтожение живописи в Аннозачатьевской церкви и многие другие негативные явления должны были бы стать предметом серьeзного обсуждения органами охраны памятников. Однако… всe происходит наоборот. Государство напрямую стало финансировать ремонтные работы в монастыре, хотя это и запрещено законом. Религиозная организация, согласно типовому договору, утверждeнному постановлением Кабинета Министров Украины от 29 октября 2003 г. № 1699, обязана обеспечивать сохранность культовых сооружений и их текущий ремонт. В случае содержания памятников в ненадлежащем состоянии договор может быть расторгнут государственной организацией в одностороннем порядке. Однако такие меры применить на практике очень сложно, хотя, в некоторых случаях, и нужно.

Действия властей, которые не защищают интересы музеев, деморализуют их работников. Они теряют уверенность в своей необходимости и в завтрашнем дне. Да, возможно, не всe ими сделано для сохранения культурного наследия так, как хотелось бы, но на это есть и объективные причины. Сказать, что проблем в заповеднике нет, - было бы неправдой. Им практически утеряна функция охраны памятников и заповедной территории, переданных церковной общине, ведь законодательно не решены до конца многие вопросы совместного сосуществования на единой территории музея и церкви. Так получилось, что руководство Национального заповедника не имеет возможности в полной мере выполнять свои уставные положения. Это вина не только дирекции Заповедника, но и Министерства культуры и туризма, которое мало обращает внимания на деятельность данного музейного заведения. Указом Президента Украины от 13 марта 1996 года о предоставлении Киево-Печерскому заповеднику статуса Национального (п.2) было предусмотрено утверждение Кабинетом Министров персонального состава наблюдательного совета. Однако такой совет, который обязан был бы контролировать действия генерального директора и помогать ему в деле сохранения уникального архитектурного ансамбля и правильного его использования, не действует и сейчас.

Последние дни кто-то упорно распускает слухи о подготовке постановления Кабинета Министров о закрытии Национального заповедника и всех музеев на территории Киево-Печерской лавры и передаче еe полностью церковной общине.

Хочется надеяться, что здравый смысл всe-таки победит, ведь цель у всех нас должна быть одна - сохранить для будущих поколений уникальный ансамбль Киево-Печерской лавры. И это возможно. А для этого необходима реорганизация Заповедника, отселение большей части арендаторов, реставрация памятников и подземных коммуникаций, утверждение концепции дальнейшего развития музейного комплекса на единой территории с действующей церковной общиной, развeртывание новой сети собственных выставок и музеев.

Национальный заповедник должен быть сохранeн! Это в интересах всего украинского общества. Именно оно может, и обязано, обеспечить сохранность всего архитектурного комплекса древней Киево-Печерской лавры, включeнной в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО, при полной поддержке государства и церкви.

На вопрос Почему Киево--Печёрская--Лавра именно так прозвана?.. Какова её историческая примечательность?.. Что за мумии святых там?) заданный автором @@@*****TANNI==ANNA*****@@@ лучший ответ это
ссылка
Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония - Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) , а верхняя Лавра - в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.



Источник: Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси

Ответ от Невропатолог [активный]
определенно, лучший вопрос в ветке


Ответ от Прососаться [гуру]
Киево-Печерская Лавра - православный монастырь, основанный в 1051 году.
Центральной достопримечательностью являются пещеры, в которых вот уже более 900 лет почивают нетленные тела основателей монастыря - преподобных Антония и Феодосия, целителя Агапита, Нестора-летописца, Ильи Муромца, и мощи других 118 угодников Печерских.
Созданная ими община монахов вскоре привлекла внимание князя Изяслава, и он разрешил им построить на горе монастырь.
Община постепенно разрасталась, и после смерти Антония в 1073 году в нее входило 100 иноков.
Феодосий по благословению Антония ввел в монастыре строгий устав, по образцу греческого студийского, перенеся главные обители монастыря на близлежащую гору.
Названном Печерский - от слова пещера
Лавра - это название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху.


Ответ от Малоросский [гуру]
Не говорите и не пишите больше никогда ПечЁрская.
Это так говорил предыдущий патриарх. По аналогии с Печорским монастырём в Псковской области.
Лавра же ПечЕрская. От того, что монахи жили в пещерах. (печерах - по старому и как в теперешнем
украинском языке) . И район города где она находится называется Печерск с ударением на втором слоге.



Киево-Печерский монастырь на Украине стараются посетить все туристы. Это один из самых первых древнерусских монастырей, появившийся в тысяча пятьдесят первом году. Со временем его территория увеличивалась, храмы разрастались, строились многочисленные кельи, и в тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году получил статус лавры. Изучим подробнее историю возникновения Киево-Печерского монастыря.

Как все начиналось?

В одиннадцатом веке на месте монастыря, на правом побережье реки Днепра (недалеко от Киева), был густой лес. Сюда часто приходил молиться монах Иларион из поселка Берестова. Он выкопал здесь пещеру. Когда Илариона назначили митрополитом Киевским (это был 1051 год), его пещера ненадолго опустела. В том же году (эта дата взята за основание Киево-Печерского монастыря) здесь поселился монах Антоний Печерский, за ним последовали другие иноки.

Как только пещеру заселили двенадцать монахов, было решено построить здесь церковь. Антоний же вырыл себе пещеру на соседней горе. Вновь стали стекаться туда со всех сторон монахи. Как только келью заселили двенадцать иноков, то над ней построили церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда обитель не смогла вмещать всех желающих, Антоний обратился за помощью к киевскому князю Изяславу Ярославичу, и тот дал разрешение на использование всей территории горы для христианских нужд. В тысяча шестьдесят втором году был построен Киево-Печерский монастырь. Все это время жизнь иноков привлекала последователей и простых христиан, которые щедро оставляли им свои пожертвования. И через несколько лет этих пожертвований хватило на воздвижение новой церкви с фресковой живописью и мозаикой.

Кочевые набеги на монастырь

Впервые церковь была ограблена кочевым народом тюрского происхождения - половцами - в 1906 году. В это время монастырь подвергся разорению, а украинская столица чуть не пала перед завоевателями.

Только спустя двенадцать лет Киево-Печерская лавра начала восстанавливаться. Игумен Феоктист вместе с князем Глебом Всеславичем способствовали построению каменной трапезы, а также новой церкви. В то же время территория монастыря была полностью огорожена частоколом. Монахи жили в главном здании, а пещеры теперь использовались как усыпальницы для иноков. Их хоронили в углублениях стен пещерного коридора.

При монастыре находился приют для немощных, инвалидов, нищих, на нужды которых выделялась десятина от общего дохода. Построен он был при Феодосии. Кстати, его пещера была выкопана в селе Лесники, территория которого также принадлежала монастырю. С момента основания и до этого периода Киево-Печерский монастырь выпустил двадцать епископов.

Турецкое нашествие

С тысяча сто пятьдесят первого по тысяча двести сороковой год монастырь подвергся тяжелым ограблениям, сожжениям. Сначала турки разорили обитель монахов, затем сожгли. Но иноки продолжали нести свою службу. После церковь была ограблена вновь половцами, но снова продолжила выполнять свою миссию. Но, к сожалению, во время покорения Киева захватчики напали и на Киево-Печерский монастырь. Пещеры стали укрытием для священнослужителей, но и они не спасли большую часть монахов.

Разрушенная лавра простояла до четырнадцатого века. С этого периода под началом киевского князя Симеона Олельковича началось новое воздвижение монастыря. Главная церковь стала усыпальницей для киевской знати. В тысяча четыреста семидесятом году монастырь был полностью отстроен, укреплен и стал выполнять роль главной святины города. Не страшны ему теперь были даже турецкие набеги.

Но спустя двенадцать лет монастырь снова был сожжен, только теперь крымским войском. Потребовалось время, чтобы на людские пожертвования восстановить церковь. С тысяча пятьсот девяносто третьего года начинается расцвет для иноков. Киево-Печерская лавра расширила свои территориальные границы (два города, пятьдесят сел, пятнадцать деревень с разными ремесленными направлениями и промыслами) и возможности. С пятнадцатого века монахам разрешено ездить в Москву за пожертвованиями. Однако испытания не оставляют монастырь. Тысяча семьсот восемнадцатый год стал для него сильным потрясением: пожар уничтожил все ценности - библиотеку, древние рукописи, все сокровища.

Война за власть

Богатство и слава монастыря не давали покоя не только иноземным завоевателям, но и брестской церковной унии. С тысяча пятьсот девяносто шестого года начались первые попытки подчинить лавру униатскому митрополиту. Однако монахи, закаленные иноземными набегами, оказали стойкое сопротивление Брестской унии. Во главе иноков стоял архимандрит Никифор Тур, который вместе с монахами успешно давал отпор униатскому митрополиту. От этих стычек не пострадали ни иноки, ни земли монастыря.

Только в конце шестнадцатого века Киево-Печерская лавра добивается независимости от влияния местных епархий. Ей присваивается Вселенским (Константинопольским) патриархом статус ставропигии. Несмотря на расширение униатских церквей, Печерский монастырь становится оплотом для православных христиан. Благодаря деятельности архимандритов Е. Плетенецкого и З. Копыстенского начинается грамотная борьба с униатством за счет выпуска полемических, богослужебных книг, напечатанных силами собственной типографии (1616 год).

За власть будет бороться Московский Патриарх. Монастырь в тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году подчинится Московскому патриарху и всея Руси. Однако правление это продлится девяносто восемь лет. Затем лавра перейдет киевскому митрополиту.

История развития монастыря с 17 по 19 века

Несмотря на кровопролитное противостояние униатству, Киево-Печерский монастырь развивается. Кроме типографии под началом Петра Могилы появляется училище для монахов, которое со временем переросло в Киево-Могилянскую коллегию.

Сын священника Иван Самойлович, будучи гетманом, укрепил всю территорию лавры валом, а другой гетман, огородил церковь каменной стеной. Во время правления Петра Великого территория иноков расширилась, образовав Печерскую крепость. Однако пожар тысяча семьсот восемнадцатого года разрушил почти весь монастырь. Киево-Печерская лавра смогла восстановиться только через одиннадцать лет.

Еще спустя два года началось строительство Большой Лаврской колокольни. Это было самое высокое строение по всей Украине (высота составила девяносто шесть с половиной метров). На возведение колокольни ушло четырнадцать лет. Проект возглавлял российский архитектор Г.И. Шедель.

Несмотря на то что строительство колокольни затянулось (по архитекторским заверениям планировалось возвести здание за три года), а бюджет лавры не позволял взяться за новые проекты, к девятнадцатому веку все же ее территория насчитывала шесть монастырей (Главный, Больничный, Ближняя и Дальняя пещеры, Голосеевская и Китаевская пустынь).

Характеристика построек лавры

Главный монастырь находится при главной церкви. Больничный монастырь построен в двенадцатом веке около лаврских ворот при поддержке черниговского князя Николы Святоши. В самой церкви уже была икона Успения Божией Матери, утварь, Евангелия, библиотека с ценными книгами, портреты и мощи Киево-Печерской лавры. Здесь же было надгробие князя К.И. Острожского, усыпальница и гробницы святых.

Ближние и Дальние подземные ходы рсположены недалеко друг от друга. Первые гроты образовались вокруг пещеры инока Антония, а вторые - около кельи монаха Илариона. Антониевы пещеры имеют три входа, самым доступным и популярным является западный вход из Крестовоздвиженской церкви. Всего здесь три подземных перехода, которые связывают Храм, церковь Введения Богородицы и Трапезу Печерских отцов.

С давних времен пещеры были местом для жилья монахов, а позже и их захоронения. Жилые кельи имели два противоположных выступа, предназначенных для сна и трапезы. Также были углубления для свечей и икон. В подземных ходах находятся локулы. Считается, что их рыл и хоронил монахов Марк Пещерник. Там же есть небольшие окошки с именами затворников. В настоящее время размеры проходов пещер сократились из-за поздних перестроек и составляют всего триста восемьдесят три метра.

Святые церкви

Не каждый монах Киево-Печерского монастыря удостаивался чести быть захороненным в пещерах. Дальние кельи хранят сорок пять мощей, а Ближние - восемьдесят. К Дальним относятся мощи преподобного Феодосия, Илариона схимника, Пимена постника, Амфилохия, Евфросинии, Пиора, Пафнутия, Памвы, Сисоя, Феодора Молчаливого, Захарии, Агафона чудотворца, Лонгина, Макария, Моисея, Павла, Арсения, Силуана, Ахилы, Вениамина, Геронтия, Евфимия схимника, Ипатия, Иосифа Многоболезненного, Леонтия, Меркурия, Мартирия диакона, Паисия, Нестора Некнижного, Тита, Феофиоа, Игнатия, Феодора Острожского, Павла Тобольского, Владимира Киевского, Филарета, затворников Афанасия, Анатолия, Аммона, Мардария, Панкратия, Софрония, Кассиана, Мартирия, Лаврентия, Григория, Руфа, Дионисия.

Ближние пещеры хранят мощи преподобного Антония, Прохора Лебедника, Иоанна постника, Иулиании, Феодора, Василия, Поликарпа, Дамиана, Варлаама, Еразма, Тита, Феофила, Ионанна, Нектария, Марка Гробокопателя, Алексия, Григория, Сергия, Саввы, Меркурия, Пимена, Нестора, Евстратия, Елладия, Иеремии, Моисея, Иоанна Многострадального, Онуфрия, Святоши, Григория чудотворца, Матфея, Онисима, Исаии, Авраамия, Нифонта, Сильвестра, Кукши, Макария, Пимена постника, Лаврентия, Анатолия, Сисоя, Феофила затворника, Онисифора, Арефы, Алипия, Симона, Феофана, Никона, Анастасия, Ефрема, Авраамия затворника, Агапита, Луки, Иоанна младенца, Илии, Никона Сухого, Никодима, Спиридона, Исакия, Афанасия затворника.

Все монахи монастыря почитаются в определенные дни по двадцать восьмого августа почитается память иноков Дальних пещер, двадцать восьмое сентября посвящено монахам Ближних подземелий, также святые Киево-Печерской лавры почитаются в Великий пост (обычно вторая неделя).

Есть верующие, для которых важно прикоснуться к мощам святых. А вот туристов чаще интересуют интересные факты из жизни монахов. Экскурсоводы чаще речь заводят о следующих святых.

  • Антоний Печерский. Основал С детства был набожным человеком и всю жизнь посвятил служению Богу.
  • Нестор Летописец. Семнадцатилетним юношей определен в дьяконы, церковного писателя. Значительный вклад внес в древнерусскую литературу.
  • Агапит Безмездный. Монах имел дар исцеления, при этом не имел медицинского образования. Лечил простой люд и князей совершено бесплатно.
  • Илья Муромец. Популярный древнерусский богатырь, который по былинному преданию принял монашество, похоронен в монастыре.
  • Никола Святоша. Князь, который принял монашество. Благодаря ему построены Надвратная Троицкая и Никольская церковь, Больничный Никольский монастырь.
  • Двенадцать строителей греческого происхождения. Их имена неизвестны, но история их принятия монашества уникальна. В одиннадцатом веке прибыли специально из Византии, чтобы восстановить Великую лавру, после ее завершения стали монахами.
  • Варлаам. Боярский сын принял монашество, участвовал в закладке первого деревянного монастыря на Антониевых пещерах. Известен тем, что после паломничества из Константинополя и Палестины все свое имущество завещал лавре.
  • Кукша. Миссионер и священномученик. Известен даром исцеления, умением творить чудеса. Язычниками был измучен и казнен. Говорят, что в день его смерти над монастырем стояли огненные столпы.
  • Никон Сухой. Во время нападения половцев был пленен, истязался три года. По его предсказанию должен был попасть в Печерский монастырь, потому половцы ранили ему ноги. Однако святой стал невидимым и оказался в Лавре. Чудеса, связанные с его жизнью, на этом не заканчиваются. Когда спустя несколько лет в пещеры пришел половец, который пытал монаха Никона, то увидел его живым. Тотчас же он со всей своей семьей принял христианство.
  • Евстратий преподобномученик. Выходец из знатного рода, который раздал все свое имущество и стал монахом. Во время половецкого нападения был продан в рабство. Долго истязался за непоколебимую веру и был распят на кресте. Чудесным образом прожил еще пятнадцать суток, затем брошен в море. Однако тело необъяснимым образом появилось в лавре.

С тысяча семьсот восемьдесят шестого года пещеры Киево-Печерской лавры от Московского Патриарха перешли во владения киевского митрополита. В советский период монастырь сменял один статус за другим. С сентября тысяча девятьсот двадцать шестого года украинской советской властью территория лавры переведена в государственный заповедник. Образование музейного городка на территории монастыря привело к его разорению. В советский период большинство монахов были расстреляны или сосланы в тюрьмы.

Во время Отечественной войны немцы разрешали монахам жить в монастыре, но уже в ноябре взорвали Успенский собор Киево-Печерского монастыря, успев вывезти драгоценности. Хотя сейчас историю перевирают, рассказывая туристам о взрыве лавры советскими партизанами. Это информация была опровергнута, когда стала доступной запись взрыва, сделанная фашистами для собственного развлечения. Позже факт взрыва монастыря немцами доказали и другие исследователи и ученые.

После войны монастырь больше не закрывался и был доступен для народа до тысяча девятсот шестьдесят первого года. Позже пошла новая волна антирелигиозных взглядов, и монастырь стал больше выполнять роль музея, чем святини. Часто экскурсоводы проводили экскурсии по пещерам и с научной точки зрения объясняли состояние тех или иных мощей, но все равно христиане старались приложиться к останкам и попросить защиты у святых.

Чудом для православных и для ученых является появление трех мироточивых глав на территории монастыря Дальних пещер. С того момента как власти разрешили религиозную деятельность, из глав стало выделяться миро. Что входит в его состав, ученые так и не выяснили до сих пор, лишь утвердили, что относится это к живому организму и не является результатом химических опытов.

Современная Киево-Печерская лавра

Фото нынешнего и первоначального вида церкви практически не отличаются. Современные власти лишь реставрировали здание, чтобы сохранить историческую подлинность. В 1990 году вся территория лавры была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 1992 года и по сей день священноархимандритом лавры является киевский митрополит Через год после его назначения начались работы по восстановлению монастыря. В 2000 году Собор Киево-Печерской лавры был отстроен и освящен.

Кроме монастыря, православной академии, типографии, здесь находится Киево-Печерский национальный заповедник. В его владения входит Верхняя лавра. Для детей и льготников вход бесплатный, остальные должны приобрести билет по чисто символической стоимости (два года назад билет стоил три гривны).

Туристы могут посмотреть пещеры, часовни, могилы, кельи монахов, башни, стены, ворота, образовательные и типографские учреждения, памятники, церкви. Кстати, на официальном сайте монастыря есть возможность виртуального путешествия, которое позволяет увидеть воочию Киево-Печерский монастырь (фото разных достопримечательностей увеличивается при нажатии того или иного курсора).

Лавра уникальна своей исторической ценностью, религиозными святынями, чудесными легендами, архитектурными достопримечательностями для всех людей, независимо от веры и нации. Атмосфера монастыря позволяет взглянуть на многие вещи другими глазами. Многие христиане утверждают, что возвращаются оттуда другими людьми. Чудеса ли это веры или работа подсознания, но святые места помогают пересмотреть свой жизненный путь.

Успенская Киево-Печерская лавра: все постройки

На территории монастыря очень много построек:

  • колокольни (Лаврская, Дальняя, Ближняя);
  • храм Надвратный;
  • церкви (Надвратная Троицкая, Крестовоздвиженская, Аннозачатиевская, Трапезная, Благовещенская, Христова Воскресения, Спаса на Берестове, Рождества Пресвятой Богородицы, Никольская, «Живоносный источник», «Всех преподобных Печерских отцов»);
  • больничные постройки от Никольского монастыря;
  • колодцы монахов Антония, Феодосия;
  • башни (И. Кущника, Малярная, Онуфриевская, Часовая);
  • корпуса (братские, экономические, типографские, Ковнировский);
  • кельи старцев при монастыре;
  • дома наместников;
  • галереи пещер;
  • стены (Дебоскетовская, крепостные);
  • ворота (экономические западные, южные);
  • Духовная Академия, Семинария;
  • Киевское училище культуры;
  • Митрополия;
  • Часовня;
  • Памятник летописцу Нестору;
  • Могила П. Столыпина.

Кроме архитектурных построек туристов часто интересуют Борская, Успения Божией матери, Николая Доброго, Избавительница, Свенская-Печерская, «Печерская Похвала»), мощи апостола Стефана, митрополита Павла Тобольского, киевских отцов Владимира и Филарета, мироточивые главы. Всеми этими святынями богата Киево-Печерская лавра (фото с иконами). Монастырь всегда многолюден (ежедневно проходят богослужения). Чтобы успеть осмотреть все, лучше прийти туда ранним утром.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: