Митрополит филарет белорусский. "железные маски" православия

... и школы иконописи знаешь. Посоветуйся с супругой. Захочешь, я тебя представлю ректору Духовной семинарии и академии. Ты человек, нужный для Церкви. - А что решаться, давай сейчас поедем. Я смеюсь: - Давай поедем. Разговор состоялся рано утром, часов в 8–9. На улице солнышко, хорошо, сидим в саду. Приходим домой, я говорю: «Мы уезжаем в Троице-Сергиеву Лавру». И что интересно, мы действительно собрались и поехали. Я иду и не знаю, что нас ждет, потому что надо найти ректора, а получится ли - неизвестно. Вдруг нас пропускают, и почти сразу удалось попасть к ректору - тогда им был владыка Филарет (Вахромеев) , в настоящее время он Минский митрополит. Я к нему захожу: - Владыка, вот привел к вам человека, который уже готов принять сан. Вы его испытайте, посмотрите. Я думаю, он очень полезен. Владыка Филарет с ним пообщался и говорит: «Ну, я тебя сразу принимаю». В Духовной академии есть основанный Патриархом Алексием I (Симанским) музей - археологический кабинет, и владыка взял его туда. Владимир работал очень плодотворно: сделал атрибутику всех находящихся там книг, древних икон. Также он преподавал церковную археологию. В 1982 году состоялась его диаконская хиротония, в...

В среду, 25 декабря 2013 года, Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополитом Минским и Слуцким Синодом определен митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

О митрополите Филарете, его личности и служении – епископ Бобруйский Серафим, протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Всеволод Чаплин и Ольга Седакова.

Епископ Бобруйский и Быховский Серафим

Очень непросто сказать кратко о личности Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Mногое было лично пережито. Владыка организовал мое богословское образование, доверял выполнение ответственных задач в нашей Церкви. Те же слова выскажут очень многие белорусские епископы, священники и церковные труженики. Но не будем о статистике, самое главное, что это Человек с большой буквы. Одаренный, талантливый, интеллигентный, с уважением и любовью ко всем людям, с тонким чувством юмора, открытым сердцем. Все свои щедро данные Богом таланты он использовал для блага Церкви. Его колоссальная работоспособность и энергия принесли многие добрые плоды. Хочется от всей души выразить горячую сыновнюю благодарность нашему драгоценному Владыке Филарету и пожелать еще много лет служить у святого престола, молиться за собранную им белорусскую паству, передавать свой богатый и бесценный опыт своим духовным чадам.

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Троицкого храма в Троице-Голенищеве


Я участвовал в трех заседаниях Синодальной Богословской комиссии по личному приглашению митрополита Филарета. Он очень внимательно относился к проблемам, которые рассматривались на заседаниях. Также он внимательно относился к каждому выступающему, независимо от статуса присутствующего, и не оказывал никакого давления для принятия того или иного решения. Мне это очень понравилось.Я считаю, что это подлинный, древний принцип отношения к православным клирикам. Документ, который был на рассмотрении комиссии, обсуждался равноправно всеми присутствующими и совершенно спокойно. У меня было впечатление, что я участвовал, если не во Вселенском Соборе, то в таком Соборе, который продолжает непрерывную преемственность апостольской традиции, на котором решения принимаются абсолютно свободно.

Я помню, как один из архимандритов - участников комиссии, после многочасовой работы сказал: «Владыка! Давайте сделаем так, как скажет Священноначалие и решит Церковь!». На это митрополит Филарет медленно развел руками и, как всегда, отчетливо, с прекрасной дикцией ответил: «Так мы-то и есть Церковь, как мы решим, так и будет: поэтому надо терпеливо трудиться и завершить порученное нам Священноначалием».

Это меня поразило. Действительно, соборный, апостольский дух - в совершенной свободе. И это мое самое светлое впечатление.

Владыке митрополиту я желаю здоровья, и чтобы он продолжал дальше, оставаясь почетным Экзархом Белорусским, деятельно участвовать в церковных вопросах и в жизни Церкви так, как ему благословил Господь. Чтобы он так же мудро и с удивительным пониманием и терпением слушал голоса всех, даже самых простых людей, которые составляют нашу Церковь.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы “Православная энциклопедия”

Я не очень близко знаком с митрополитом Филаретом, но у нас было несколько встреч, когда я посещал Минск и когда несколько лет назад по инициативе митрополита Филарета в Москве состоялось собрание деятелей культуры и религиозных деятелей в Доме учёных.

Он всегда производил впечатление удивительно тонкого человека. На самом деле владыка Филарет – это один из людей уходящей эпохи, человек, который сочетает в себе настоящий аристократизм, обширное светское и духовное образование. Он музыкант, носитель подлинной русской культуры и, конечно же, замечательный богослов. Благодаря владыке Филарету состоялось издание целого ряда трудов из области богословской мысли. В Белорусском экзархате выходят книги самых просвещённых и замечательных богословов. Одно то, что там в своё время издавался Сергей Сергеевич Аверинцев, говорит о многом.

И, конечно, всегда запоминается мягкая интонация владыки Филарета, его манера общения настоящего русского интеллигента XIX века.

Очень жаль, что владыка Филарет вынужден оставить управление епархией, но я хочу пожелать ему крепкого-крепкого здоровья. И надеюсь – несмотря на то, что митрополит Филарет покидает свой ответственный пост, на котором он так прекрасно и много потрудился, он не оставит своего духовного попечения о белорусской земле и Церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом

Владыка Филарет – один из архиереев моей юности, я помню богослужения, которые он совершал или за которыми сослужил, лет с тринадцати – четырнадцати. Хорошо помню его как председателя Отдела внешних церковных сношений в 80-е годы, потом как председателя Синодальной богословской комиссии, где рассматривалось и много непростых церковно-общественных проблем. И всегда владыка старался применять разные точки зрения, услышать разные мнения. Его отличительной чертой было миролюбие и умение расположить людей друг ко другу.

Это настоящий хранитель церковных традиций. Несмотря на то, что практически половина его жизни и большая ее часть в качестве иерарха связана с Белоруссией, он, конечно, по духу москвич, он хорошо чувствует московский церковный стиль.

Владыке пришлось служить в разные эпохи: и во время хрущевских гонений на Церковь, и в так называемые годы застоя, когда церковная жизнь постепенно, по миллиметру, открывала для своего возрождения и своей общественной вовлеченности новые горизонты. В эти годы, как и в годы перестройки, он был председателем Отдела внешних церковных связей и находился на острие церковно – государственных отношений. Много сил, много энергии отнимали люди, которые пытались всячески стреножить развитие и возрождение церковности, но во многом его усилиями, как и усилиями нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, удалось прийти к первому церковному триумфу, к событию, которое ясно показало людям, что Церковь жива – к празднованию тысячелетия Крещения Руси. С этого события и даже уже с подготовки к нему началась пора, когда стало ясно: убить Церковь не удалось, она вбирает в себя все новые человеческие силы, она способна сказать новое слово и стране, и миру.

Я прекрасно помню это время, это была пора необычайной радости и великих надежд, но никто даже не мог помыслить, что сделается так много, как было сделано недавно и продолжает делаться сейчас. Во всем этом немалая заслуга митрополита Филарета.

Роль митрополита Филарета в жизни БПЦ

Об этом, наверное, скажут те, кто лучше знает белорусский этап его жизни. Конечно, владыка всегда был в Белоруссии и лидером православия, и фактором стабильности в непростые моменты жизни страны, особенно в момент непосредственно перед и непосредственно после распада СССР. Он очень многое сделал для того, чтобы остудить политические страсти. Я надеюсь, что он еще не раз скажет свое мудрое слово и в Белоруссии, и в Москве.

Почисление на покой

Очевидно, что митрополит Филарет готовился к уходу на покой. Недавно в Минске проходила конференция по христианской антропологии. Она не случайно была организована как своего рода прощание, по крайней мере, с периодом активной административной деятельности Владыки. Поэтому были позваны гости, которых он знал по 80-м годам, и не только православные люди, поэтому имело место подчеркнуто теплое чествование.

Ольга Седакова

У меня к владыке Филарету огромная личная благодарность. С его благословением вышел мой словарь паронимов – и это было отнюдь не механически данное “позволение печатать”. Владыка не раз приглашал меня участвовать в богословских конференциях, которые проводил в Минске. Там же он сделал меня доктором богословия honoris causa и говорил слово на этом торжестве в 2003 году. На этих конференциях, в которых участвовали известнейшие богословы из других стран, и обстановка встреч была удивительной: совершенно доброжелательной и свободной.
К одной из этих минских конференций была приурочена постановка пьесы П. Клоделя “Извещение Марии” в моем переводе на сцене Русского театра. А одна из конференций была посвящена памяти С.С. Аверинцева. Уже год спустя после кончины Аверинцева владыка Филарет говорил о его уходе со слезами. Это и был дух общения владыки с людьми: доверительный, дружеский и украшенный его незаурядным чувством комического.

Митрополит Филарет

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам».

В 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии.

9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению.

Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.

Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. - митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии. В 1990-1995 гг. - депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.

В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. - народный депутат СССР.


Звание героя Беларуси в 2006 году “За исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога” получил Кирилл Вахромеев , больше известный как Филарет – в прошлом Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит. Это второй деятель культуры (после ) и первый деятель религии, который стал героем Беларуси. Мы постараемся выяснить, как он помог в культурном возрождении белорусского народа, как развивал межконфессиональный диалог и межгосударственные связи.

Родился Кирилл Вахромеев 21 марта 1935 года в Москве. Его семья происходила из знаменитого купеческого рода Ярославля. Оба его родителя занимались музыкой – отец был преподавателем в Академическом музыкальном училище при Моковской консерватории. А мать – педагогом в музыкальной школе.

Неудивительно, что и сам Филарет учился в средней школе и, одновременно, в музыкальной школе по классу хорового пения и контрабаса. После этого сразу же поступил в Московскую духовную семинарию и со второго года обучения в ней начал свой религиозный путь – нес послушание иподиакона у митрополита Крутицкого Николая, а также у патриарха Алексия I.

В 1957 году, после окончания семинарии, поступает в духовную академию. И уже со второго курса решает принять монашество, чтобы посвятить свою жизнь служению богу. Пострижен в 1959 году с именем Филарет (в честь Филарета Милостивого). В том же году стал иеродиаконом.

В 1961 году оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия, за сочинение “Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам”. В том же году становится иеромонахом (в дальнейшем мы постараемся не обременять вас многочисленными церковными званиями – все равно в них разбираются только знающие люди). В 1963 году становится инспектором Московской духовной академии. Занимается педагогической деятельностью.

Стоит отметить, что в своей жизни Филарет успел поменять такое огромное количество должностей, что перечислять их просто бессмысленно. Желающие все равно смогу найти их в интернете. Поэтому мы постараемся рассказать лишь о тех его должностях и действиях, которые связаны с нашей страной. А таких в его биографии не так уж и много.

С 10 октября 1990 года становится митрополитом Минским и Белорусским. С 1990 года член Совета Белорусского отделения Международного Фонда славянской письменности и славянских культур. С 1990 до 1995 года – народный депутат Верховного совета Беларуси. Филарет играет важную роль в жизни православной церкви, участвует в налаживании отношений с другими странами и т.п.

В 2009 году избирается как один из трех кандидатов на должность Патриарха всея Руси. Но позже взял самоотвод в пользу Кирилла, который, как известно, и занял эту должность.

После 2010 года у Филарета начинаются проблемы со здоровьем. Он все еще активно участвует в общественной жизни, но на публике появляется все реже. В 2011 году решением Священного Синода освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

В 2013 году он серьезно заболел и долгое время провел в больнице. Ходили слухи о том, что его здоровье находится в серьезной опасности. 25 декабря 2013 года Священный Синод отправил Филарета на покой. При этом за ним сохранился статус почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси. Вот такими словами Священный Синод проводил Вахромеева на покой: «сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Филарету за архипастырское окормление Белоруссии, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественным организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

По последним данным Филарет служит в домовом храме минской епархии. В 2015 году в минской филармонии был организован большой праздник по случаю 80-летия героя Беларуси. В последние годы Филарет редко появляется на публике, но иногда проводит службы. Последний раз это было 9 апреля 2017 года в вербное воскресение.

Что касается межконфессиональных взглядов Филарета, то в своих многочисленных интервью Вахромеев не раз утверждал, что у католичества и православия одни цели. И в принципе к католичеству относится сдержанно, если не сказать дружески. “Православная церковь служит народу. Такое же кредо исповедует и римско-католическая церковь в Беларуси” , заявил он в ответ на критику ущемления прав католиков в нашей стране. Сам Филарет также проводил деловые встречи с представителями католической церкви.

А вот к униатской религии митрополит относится негативно. Считает, что она была навязана насильно и носит деструктивный характер, то есть сильно разобщает и католиков и православных. Впрочем, униатская церковь до сих пор остается спорным моментом в истории ВКЛ.

Также можно сказать о том, что Филарет часто ездил за границу, для налаживания добрососедских отношений. Митрополит Филарет возродил духовные училища в Минске и Витебске , Жировичскую духовную семинарию, создал Минскую духовную академию, а также помог в создании Института теологии БГУ. Также во времена Филарета в Беларуси восстановили крест Евфросиньи Полоцкой, который был утерян во время второй мировой войны.

Другие награды. Наград у Филарета много. Так много, что только их перечисление займет много строчек текста. Ограничимся лишь самыми значимыми. Орден Отечества 3 степени, Орден Дружбы народов, Орден Почета, Орден Франциска Скорины, Орден “За заслуги перед отечеством” 4 степени (Россия), Орден Александра Невского (Россия), Орден Дружбы (Россия), Орден “За заслуги” 3 степени (Украина), Орден Дружбы народом (СССР), Командор Ордена Заслуги (Польша), орден Андрея Первозванного, почетный гражданин Минска, Почетный гражданин Полоцка, Медаль “Блаженные миротворцы” (Польша) и т.д. Я намеренно упускаю из виду религиозные награды, которых у Филарета еще больше.

Достоин? Митрополит Филарет не носит дорогие часы, у него нет квартиры в центре Минска и в его банковском счете нет баснословных сумм. То есть по всем этим показателям он стоит значительно выше даже патриарха Кирилла. Но все равно нельзя понять – за что наградили Филарета. Понятие “духовное возрождение” слишком расплывчато, а простое налаживание контактов с другими конфессиями еще не является поводом, для награждения званием “Герой”.

Церковным людям известно имя иерусалимского патриарха Иринея. Он был патриархом с 2001 по 6 мая 2005 года. Затем Синод его низложил.

Ириней отказался покинуть патриаршую резиденцию; его оппоненты не решились применять силу - и в итоге он не покидает своего жилища уже почти 10 лет. Даже продукты ему приносит одна верная ему монахиня.

Интересно, что когда в 2008 году я рассказал одному очень почитаемому русскому монаху о том, что новый патриарх Феофил по сути отрицает чудесный генезис благодатного огня, тот рассудил так: наверно, святейший Феофил прав. У него самого нет опыта благодатного огня - поэтому он о нем и не говорит. Возможно, так Господь дает нам знать, что низложение патриарха Иринея было все же неканоничным...

Об этой необычной судьбе сегодня я вспомнил по той причине, что ныне день св. Филарета Милостивого. Именины митрополита Филарета Вахромеева, почетного Экзарха Беларуси.

Год назад, 25 декабря 2013 года решением Синода он почислен на покой, наречен при этом почётным Патриаршим экзархом всея Беларуси, за ним сохранено право на участие в работе Синода и почётное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

Как прошел этот год у митрополита?
Сайт БПЦ сообщает, что в этот день два экзарха (почетный и вновь назначенный) служили порознь, причем м. Филарет - в здании епархии.

Здание минского епархиального управления было построено еще в советские годы. На его верхнем этаже располагается вся заставленная книгами трехкомнатная квартира митрополита. Было очень удобно: без всяких пробок можно пешком пройти из дома в кабинет.

Но вдруг это удобство обернулось чем-то противоположным: изоляцией. У епархиального управления здания есть своя охрана, свой режим работы. Просто так пройти к митр. Филарету уже нельзя. Надо писать прошение на имя митрополита Павла и ждать его разрешающей резолюции.

Люди, близкие к м. Филарету, из епархиального управления удалены. Машины и водителя нет. Пешком старец далеко отойти не может. Оказалось, что даже члену Синода с 36-летним стажем просто некуда съезжать со служебной и неподконтрольной ему жилплощади. А все его контакты на старом месте оказались под контролем нового владыки.

Оказывается, что за год лишь два раза м. Филарет служил за пределами епархиального управления: 21 сентября и 29 июня. При этом вместе два экзарха служили лишь однажды: 29 июня. И лишь однажды он был приглашен на заседание минского Синода (26 июня).

Если бы м. Филарета позвали для работы в заседании Синода от 22 сентября, он, полагаю, смог бы подсказать новому митрополиту, что в Беларуси не принято декларировать государственным властям, чего ты хочешь от них добиться, и лишь потом начинать с ними об этом переговоры.

("Признать целесообразным проведение переговоров с министром информации Республики Беларусь и руководством Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь (Белтелерадиокомпании) о возобновлении вещания на территории Беларуси телепередачи «Слово пастыря» и о предоставлении эфирного времени на общегосударственных и региональных телеканалах для трансляции телевизионных проповедей Патриаршего Экзарха и правящих архиереев Белорусского Экзархата. Просить руководство Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь (Белтелерадиокомпании) рассмотреть возможность включения в сетку вещания телеканала «Беларусь-1» цикла еженедельных передач «Беседы с владыкой Павлом». Правящим архиереям Белорусского Экзархата установить контакты с руководством региональных телеканалов с целью предоставления эфирного времени для еженедельной трансляции на местах телевизионных проповедей белорусских архипастырей").

Такие решения можно принимать, только в условиях рыночной экономики и коммерческого телевидения, если у тебя есть деньги на покупку эфирного времени. Если же ты просишь политически мотивированного бонуса у государственных властей, стоит ли сразу ставить эти власти в затруднительное положение?

Один старый московский протоиерей как-то поделился со мной своим недоумением: "за многие десятилетия моей церковной жизни в Москве я не припомню ни одного случая, чтобы на место умершего или переведенного настоятеля на его место назначили бы второго или третьего священника этого же храма. Всегда присылают со стороны. Понятно, что новый настоятель приводит своих людей, и все маленькие местные традиции этого прихода ломаются. Зато сколько у нас разговоров про "благодатную преемственность" и "бережное хранение традиций!".

Минчане рассказывают, что о своей отставке м. Филарет узнал за полчаса до начала заседания московского синода. То есть никаких условий своей дальнейшей жизни он конкретно обсудить не успел. Его история - одна из многих, которые мотивируют епископов и духовенство не полагаться на благодарную заботу "Матери-Церкви" в годы своей старческой немощи, а самостоятельно обеспечивать себя и неслужебным жильем и личным "пенсионным фондом" (хотя, признаюсь, его размеры у некоторых из них оказываются, мягко говоря, избыточными).

Архиерей Русской православной церкви

Митрополит Минский и Слуцкий, постоянный член Священного Синода, руководитель богословско-канонической комиссии Русской православной церкви. С 1990 по 1995 год был депутатом Верховного Совета Белоруссии, а с февраля по декабрь 1991 года - депутатом Верховного Совета СССР. С 1981 по 1989 год был председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1966-1968 годах занимал пост ректора Московской духовной академии. После кончины предстоятеля Русской православной церкви патриарха Алексия II в 2008 году был избран Архиерейским собором претендентом на патриарший престол, но отказался от борьбы за него в пользу митрополита Кирилла.

Митрополит Филарет (Кирилл Варфоломеевич Вахромеев , ) родился 21 марта 1935 года в Москве , , , . Он происходил из богатого ярославского купеческого рода, которому в 1913 году император Николай II даровал потомственное дворянство , . В результате мятежа эсеров в июле 1918 года усадьба Вахромеевых была разорена, а дед Кирилла, Иван Александрович, уехал в Крым, где умер в 1921 году . Отец Кирилла, Варфоломей Иванович, родился в 1904 году и после революции обосновался в Москве: смог поступить в музыкальный техникум, преподавал музыку в детском отделении столичной консерватории и Музыкальном училище имени Гнесиных, позже стал известным специалистом по теории музыки , , . В 1924 году он женился на Александре Федоровне Смирновой, преподавательнице одной из московских музыкальных школ и будущей матери Кирилла , , .

Кирилл Вахромеев учился в московской школе №557, посещал музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. Он окончил среднюю школу в 1953 году, после чего, неожиданно для родителей, решил поступать в Духовную семинарию при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре , , . Поступив в семинарию, он занимался хоровым пением и параллельно с учебой прислуживал в храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве , был одним иподиаконов патриарха Московского и всея Руси Алексия I , . После окончания семинарии в 1957 году Вахромеев поступил в Московскую духовную академию, на втором курсе, в апреле 1959 года был пострижен в монахи с именем Филарет, и в том же месяце был рукоположен патриархом Алексием I в иеродиаконы. В декабре 1961 года Филарет был произведен в иеромонахи , , , .

Филарет окончил академию в 1961 году, защитив диссертацию на степень кандидата богословских наук "Пастырское душепопечительство Филарета, Митрополита Московского, по его письмам" , , . После этого он остался в академии профессиональным стипендиатом, став самым молодым преподавателем академии , а позже был назначен инспектором ее семинарии и руководителем аспирантуры. В августе 1963 года он был рукоположен в сан игумена, а в декабре того же года - в сан архимандрита. В 1964 году указом патриарха Филарет получил звание доцента , , . Причиной столь быстрого карьерного роста Филарета в церкви называли покровительство митрополита Никодима (Ротова) .

В октябре 1965 года Филарет был назначен патриархом и Священным Синодом викарием Ленинградской епархии с возведением в епископа Тихвинского , . В следующем году он был назначен викарием Московской епархии, епископом Дмитровским и ректором Московской духовной академии. В 1968 году Филарет занял должность заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП) , .

В 1971 году Филарет был назначен временным главой Калининской епархии и возведен в сан архиепископа, а в 1973 году назначен на кафедру архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, патриаршего экзарха Средней Европы, и позже в том же году был возведен в митрополиты , .

В 1978 году Филарет был назначен митрополитом Минским и Белорусским и экзархом Западной Европы , . В 1981 году он стал членом Священного Синода и председателем ОВЦС МП. Филарет участвовал в подготовке празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году. После образования белорусского экзархата в октябре 1989 году Филарет был назначен экзархом всея Белоруссии , и неожиданно ушел из ОВЦС МП, хотя в это время влияние этого отдела быстро росло. Официальной причиной отставки стало расширение деятельности белорусского экзархата, однако истинные мотивы ухода Филарета остались неясны , , . В связи с тем, что Филарет оставил должность, был поднят вопрос о лишении его членства в Священном Синоде, тем не менее он сохранил свое место , . Преемником Филарета на посту в ОВЦС МП стал Архиерей Смоленский и Калининградский Кирилл .

В 1990 году Филарет был избран депутатом Верховного Совета БССР (позже Республики Беларусь), занимал этот пост до 1995 года , . Кроме того, с февраля по декабрь 1991 года Филарет был депутатом Верховного Совета СССР .

К тому времени у Филарета была репутация демократа и лидера самого прогрессивного крыла православной церкви. Он был одним из кандидатов на пост патриарха, однако в июле 1991 года проиграл выборы Алексию II и лично руководил церемонией введения в должность нового патриарха , , . В 1992 году Филарет получил титул митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Беларуси, священноархимандрита Свято-Успенской Жировицкой обители .

Филарет был известен как близкий сторонник и друг президента Белоруссии Александра Лукашенко . По сведениям прессы, митрополит получил белорусское гражданство. Во время предстоятельства Филарета в Белоруссии был принят выгодный для православной церкви закон о религии, а Лукашенко заявлял, что хочет видеть Русскую православную церковь опорой белорусского государства , , .

Филарет руководил богословско-канонической комиссией РПЦ. Под его руководством велось активное обсуждение введения цифровых средств учета граждан, в том числе индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН), а также принималось решение о снятии церковного сана с епископа Анадырского и Чукотского Диомида , , .

В прессе неоднократно публиковались сведения о плохом здоровье Филарета: сообщалось, что он болен сахарным диабетом , .

Пресса сообщала о том, что Филарет пользовался особым уважением церковных иерархов . После кончины предстоятеля Русской православной церкви патриарха Алексия II Филарет в январе 2009 года был назван Архиерейским собором претендентом на патриарший престол. За выдвижение его кандидатуры проголосовали 16 из 198 архиереев . Однако после открытия Поместного собора 27 января 2009 года Филарет заявил о том, что отказывается бороться за патриарший престол, призвав своих сторонников отдать голоса местоблюстителю патриаршего престола, митрополиту Кириллу, которого в тот день Поместный собор избрал патриархом Московским и всея Руси [



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: