Оранский богородицкий монастырь. Оранский монастырь и скит

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.

В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.

Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.

Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.

В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство - были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), каменные корпуса, каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).

В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.

Оранский мужской Богородицкий монастырь в селе Оранки - действующий монастырь в Нижегородской области.

История Оранского монастыря

Оранский Богородицкий монастырь начинает свою историю с XVII века, когда он был основан дворянином Петром Андреевичем Глядковым .

Во время тяжелой болезни, Пётр Андеевич съездил в Москву для поклонения Владимирской иконе и получив исцеление, он велел снять с Владимирской иконы точный список, или проще говоря - копию.

Позже, как гласит легенда, в 1634 году, привиделся сон, в котором ему было повелено построить на горе церковь. После того, как сон повторился, Глядков отправился на поиски той самой горы. И однажды он увидел восходящие сияние к небесам из Словенской горы . На этом месте и был сначала установлен крест, а уже через 2-3 месяца уже была построена деревянная церковь. 21 сентября 1634 года церковь была освещена, а в построенных вокруг нее кельях расположились восемь старцев.

В 1642 году Глядков принял постриг с именем Павел и прожил в монастыре 23 года. В 1665 году он был убит мордовскими разбойниками, которые неоднократно нападали на обитель. К тому времени она стала называться Оранской Пустынью , а список Владимирской иконы - Оранской иконой .

Мирная жизнь монастыря начинается после его восстановления в 1700 году. В эти годы обитель становится христианским центром просвещения язычников-мордвинов. Монастырь имел очень огромное влияние на мордвинов и они в скором времени обратились к Христу. А чудодейственная Оранская Владимирская икона , которая была в храме, привлекала толпы верующих, благодаря этому увеличивались доходы.

За счет даров и приношений в ХVIII веке началось строительство каменного храма: была сооружена каменная колокольня, обитель оградили каменной стеной.

После строительства монастырь бедствовал до 1771 года. В это время Оранская икона перенесенная в Нижний Новгород, избавила его от моровой язвы.

В начале ХIХ века опять началось очередное грандиозное строительство. В это время построен Собор Владимирской иконы Божией Матери , трехпрестольная пятикупольная церковь, в честь святых апостолов Петра и Павла однопрестольная церковь, каменные корпуса в количестве пяти штук, часовня возле источника и конный двор.

XX век был богат событиями, которые происходили в монастыре. В 1905 году основан скит в лесу. В честь Успения Божией Матери в нем была построена каменная церковь.

После прихода советской власти, в 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита.

В 1920 году на его территории был дом престарелых. Один корпус был оставлен братии во главе с архимандритом Дмитрием, но и он вскоре был упразднен, а архимандрит Дмитрий - арестован.

В теплой церкви в 30-е гг. действовал народный театр. С 1942 по 1950 годы, на территории был лагерь для пленных немцев. Здесь даже были колония для несовершеннолетних с 1952 по 1972 годы, лечебный профилакторий с 1972 по 1993 годы.

Из-за быстрого разрушения основного здания монастыря, в 70-е годы оно было реконструировано и построено подсобное помещение для базы отдыха завода НИТЕЛ и пионерского лагеря.

Лагерь военнопленных «Оранки 74»

Отдельно стоит рассказать о лагере для пленных в Оранках. Первыми тут появились финны с финской войны: в лагере был щадящий режим: работ здесь не было, умирали только от ран и болезней. После в финнов в монастыре поселились словаки и чехи - не пленные, а бежавшие из окупированных Германией Чехословакии. А позже из-под Сталинграда стали поступать и пленные. В монастырь из свозили по железной дороге, а потом под конвоем лесами и полями вели в монастырь. Со временем некоторых пленных немцев расконвоировали, и они работали в поселке.

Всего на территории лагеря содержалось до 12 тысяч пленных, при этом большая часть из них были высокопоставленными чинами, почти весь состав штаба 6-й армии Вермахта во главе с генералом — фельдмаршалом Паульсом.

В 1995 году в лесу старом кладбище, где хоронили умерших пленных, был устроен мемориал - в память о погибших немцах, венграх, финнах и итальянцах.

Оранский монастырь в наше время

В 1993 году постройки монастыря были возвращены церкви и в настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального облика, возрождается в стенах обители монашество. Службы в монастыре совершаются каждый день, начиная со среды вечера, а также в великие и двунадесятые праздники.

Храмы оранского монастыря

  • собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819)
  • зимняя церковь Рождества Богородицы (1837-1838)
  • церковь Петра и Павла (1807)

В комплекс архитектурного ансамбля Оранковского монастыря помимо церквей входят:

  • трапезный корпус (первая половина XIX века),
  • настоятельский корпус и благочиннический корпус (1811 год),
  • ризница (1898 год),
  • гостиничный корпус (1865 год),
  • архимандричий корпус, братский корпус, больничный корпус, жилой корпус с домовой церковью Петра и Павла (начало XX века),
  • хозяйственный корпус (1893 год),
  • баня (1902 год),
  • сохранившийся фрагмент юго-западного участка стены монастыря.

Оранский монастырь как объект туризма

Монастырь интересен не только как место паломничества: красивые, величественные здания впечатляют всех, даже далёких от религии людей. А по дороге в монастырь открываются очень великолепные пейзажи: возвышенность, окруженная глухими лесами.

Как доехать до Оранского монастыря?

Оранковский Богородицкий монастырь находится в Богородском районе.

Общественным транспортом до Оранок

Пригородным автобусом из Богородска до села Оранки или электричками Арзамасского направления до пл. 296 км.

На автомобиле до Оранок

Из Нижнего Новгорода до Богородска по дороге Р125 и далее на объездную города (от поста ДПС - прямо). Поворот на Оранки и Ключищи будет примерно через 8 километров после поста. Оранки являются конечным пунктом на этой дороге, а монастырь будет виден за несколько километров до въезда в село. От богородской трассы до Оранок - 36 километров, а от Нижнего Новгорода до Оранок - около 100 км. На территории монастыря существует парковка для посетителей.

В Богородском районе Нижегородской области есть интересное место - Оранский Богородицкий Мужской Монастырь. Несмотря на удаленность в 40 км от основной дороги Нижний Новгород - Выкса, эта обитель является одной из самых популярных святынь у паломников, но я узнал про это место совершенно случайно, увидел плакат на дороге. Решили заехать, тем более, что хороший асфальт проложен до самого монастыря и ехать одно удовольствие.

✎ История Оранского монастыря начинается с 1634 года, когда дворянин Петр Андреевич Глядков (Глятков) завершил военную службу и выйдя в отставку вернулся в свою вотчину в село Бочеево Горбатовского уезда (сейчас Богородский район). Отойдя от мирских дел Глядков занимался хозяйством и воспитанием троих сыновей. Будучи при этом глубоко верующим человеком он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, которая находится в Успенском соборе в Москве. Его вера укрепилась еще больше, когда в 1629 году он тяжело заболел и сумел излечится только поклонившись иконе и лично испытав на себе ее благословение. После чего Петр Андреевич заказал у живописца Григория Черного список (копию) чудотворной иконы, которая и стала главной святыней будущего монастыря.


Надвратный храм преподобного Нектария Киево-Печерского


Изображение иконы Владимирской Богоматери у входа в монастырь

✎ В 1634 году в Великий пост Глядкову три раза снился один и тот же сон, где голос велит ему построить церковь на горе. Дождавшись окончания Великого поста он отправился на поиски того места, которое видел во сне. Спустя какое-то время в далеке на горе показался костер, подойдя ближе оказалось, что это не костер, а сияние поднимающиеся к небесам. Благодаря этому знамению, он понял что место которое ему виделось во снах нашлось.

✎ После этих событий Глядков отправился в Москву за разрешением на строительство храма. Подробно рассказав свою историю Патриарху Иосафу Петр Андреевич получил от него благословение и грамоту на возведение храма на Славенской горе. По возвращению в нижегородский край, первым делом Петр Андреевич распорядился перенести родовой мраморный крест на место будущего монастыря, обозначив этим место строительства.

✎ За 3 месяца был построен первый деревянный храм, освятили который уже 21 сентября 1634 года. В эту церковь была перенесена чудотворная икона. В этом же году построили несколько деревянных келий, в которых поселились восемь старцев. Сам же Петр Андреевич оставался жить в своем имении, но по прежнему способствовал развитию и обустройству Оранской пустыни (так первоначально называли монастырь) . С этого момента чудотворная икона Владимирской Богоматери стала изливать многочисленные чудеса, что привлекло в обитель много верующих и просящих


Церковная лавка в которой есть куча книг про все, что угодно, но нет простенького путеводителя по монастырю

✎ Однако проживающие в этих лесах языческая мордва всячески противились строительству и учиняли периодические набеги на будущий монастырь с целью разрушения православного храма. Нашлись даже люди, которые оклеветали Глядкова, будто он забрал в свое владения леса, пахотные земли и вообще строит не храм, а свое личное поместье. Проведенное расследование показало, что ни какого имения тут нет, а монастырь строится с разрешения Патриарха. После этого царь Михаил Федорович отдал прилегающую территорию с лесом монастырю, а в 1665 году Алексей Михайлович закрепил права царской грамотой. Но местная мордва по прежнему всячески вредила монастырю неоднократно поджигав его и грабя.


Колокольня самое новое здание на территории монастыря. Построена относительно недавно, а прежнее сооружение было полностью разрушено советской властью.




Памятник Николаю II. Кстати здесь повсюду висят изображения (иконы?) с царем, какое отношение именно последний государь имеет к этому месту мы так и не поняли.

✎ В 1642 году Глядков подарил монастырю половину своего имения и сам переехал в обитель на постоянное жительство. Позже принял постриг с именем Павел и взял фактическое управление монастырем в свои руки. К 1665 году в собственности обители было несколько деревень с десятками крестьянских дворов, пахотные земли и гектары леса. Такое расширение на мордовские земли очень не нравилось окрестным язычникам. Возмущенные самоуправством монастырских властей местные жители ворвались на территорию обители учинив расправу, а самого Глядкова поймали на колокольне и стащили вниз разбив ему голову о ступени. Смерть основателя, подвижника и настоятеля монастыря стала искупительной жертвой от всех бед и с 1665 года в монастыре установилась мирная жизнь.

✎ После смерти Петра Андреевича всех его крестьян переселили поближе к монастырю и так образовалась деревня, которую назвали в честь монастыря - Оранки. Само же слово "оранки" происходит от старославянского орати - пахать. Когда-то Славенова гора, на которой стоит монастырь, со всех сторон была окружена лесом, но со временем лес расчищали и вырубали под поля и место под горой стали называть Оран поле (паханое поле) или оранки.

✎ Слухи о чудотворной иконе быстро разносились по окрестностям. В монастырь пошли богомольцы, что бы поклониться образу и в благодарность за исцеления и посланную благодать приносили с собой щедрые пожертвования. Наследники Глядкова так же поддерживали обитель материально. Увеличение доходов позволило братии заняться внутренним благоустройством и с 1720 годов начались масштабные перестройки. Вместо деревянного храма, который строил еще Глядков, возвели каменный, обитель окружили стеной и заложили колокольню.


Собор Владимирской Оранской иконы Божией Матери (1804-1819). Самое монументальное и величественное здание, почему то был закрыт.

✎ Масштабная стройка сильно ударила по бюджету, деньги быстро закончились. И что бы как то существовать братия начала распродавать имущество, украшения, иконы и церковные книги. А в 1764 году по указу Екатерины II у монастыря были отобраны земли и крепостные крестьяне. Но оставшиеся в монастыре 19 человек не покинули монастырь, а продолжили молится и надеяться на чудо. И через 6 лет случилось чудо

✎ В 1771 году в Нижнем Новгороде случилась эпидемия моровой язвы, избавиться от напасти удалось только с принесением в город Оранской чудотворной иконы. (С тех пор ежегодно совершается по нескольку крестных ходов из Оранок в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас.) Именно после этого чуда монастырь навсегда избавился от денежных вопросов, а крестные ходы давали постоянный доход. В начале 19 века строительство продолжилось с новым темпом. В 1867 году монастырь был переведен в ранг первоклассного.

✎ 20 век монастырь встречал в цветущем состоянии. При монастыре была больница, аптека, хоз.двор, шесть каменных корпуса, гостиница для прихожан, водокачка и водопровод, слесарная мастерская, кузница, кирпичный цех, конюшня, поля и пастбища. Таким образом монастырь не только обеспечивал себя всем необходимым, но и давал работу местному населению

✎ Все изменилось в 1917 году - революция. В ночь на 18 августа 1918 года на островке Мочальном на реке Волга были расстреляны архимандрит Августин и еще 15 монахов из Оранского монастыря. В этом же году часть имущества монастыря были разворовано местными жителями, а подсобное хозяйство реквизировано. В 1920 году монастырь прекратил свое существование. Позже здесь располагался дом престарелых и административные службы. В 1922 году в одном корпусе организовали церковный приход во главе с архимандритом Димитрием, но в 1928 году закрыли и его, а Димитрия расстреляли.

✎ Какие только учреждения потом не располагались в стенах бывшего монастыря. С 1939 по 1941 годы стены стали убежищем для иностранных послов, работников консульств и их семей. Во вторую мировую с 1942 и по 1949 годы на территории находился лагерь военнопленных "Оранки 74" НКВД СССР (), затем были колония для несовершеннолетних и лечебно трудовая колония. Возрождение монастыря началось в 1993 году






Первый раз такое вижу, Церковь Святителя Афанасия Царьградского находится в подвале главного храма




Опять портрет Николая










Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1837-1838). Знаменитая чудотворная икона Оранской Божией Матери сейчас находится здесь.








Первый раз, когда приехал в монастырь, пошел просить разрешения на съемку, но либо время было не то, либо еще какие факты сыграли роль, но икону фотографировать мне не разрешили. Во второй мой приезд я получил разрешение.


Внутри церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По началу решил, что все росписи на стенах это новодел, но как оказалось это реставрированная роспись прошлого.




Чудотворная икона копия Владимирской иконы из Успенского собора Московского Кремля. С некоторыми изменениями в изображении лика и наличием внизу московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, блаженных Василия, Максима и Иоанна. Все изображенные на иконе русские святые во время её написания покоились в мощах в московских храмах, а на могилах их совершались исцеления.








Ротонда с бочкой воды






Архиерейский дом










Недавно отреставрированная Церковь Первопрестольных апостолов Петра и Павла. Хотя на самом деле это трапезный корпус, а церковь занимает только второй этаж




Прямо столовая, церковь наверх






Небольшой план с историей обители




Кельи, больничный корпус, гостиница для паломников и хоз.двор










Непонятное здание за монастырской стеной, от него идет спуск к монастырскому источнику.






Небольшой пруд с дикими утками






Здесь же надкладезная часовня и источник в честь иконы Владимирской Оранской Божией Матери




Вода оказалась теплой и ни сколько не походила на ключевую.




Купель немного обмельчала. Да и внутри мне не очень понравилось, какой то бассейн в профилактории, а не лесной источник.






В принципе интересное и спокойное место. Отличный кусочек истории, а главное фотографировать разрешают практически везде и ни кто не донимает вопросами.


Адрес: 607625 Нижегородская область, Богородский район, с.Оранки, ул.Почтовая, дом 2
Электронный адрес: [email protected]
Канцелярия 8-929-044-60-05 факс:(8-83170) 45-5-45
Координаты монастыря: N 55° 53" 41"" ; E 43° 42" 53,8""


Фото июль 2018 г.

Оранский монастырь January 19th, 2013

Есть в Богородском районе Нижегородской области есть интересный монастырь. Это Богородицкий Оранский мужской монастырь. Несмотря на то, что обитель расположена в 36 км от магистрали Нижний Новгород - Выкса, она является одной из посещаемых паломниками святынь области.
Два года назад я посетил это место. И предлагаю вашему вниманию небольшой фотоотчет.

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.

В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе.
Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.

Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе
храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был
воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел,
переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.

Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы.
Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель.
В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через
чудотворную Оранскую икону.

С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы
и обеспечивали ее существование.

В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство - были сооружены большой собор Владимирской
иконы Божьей Матери (1804-1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), каменные корпуса,
каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен
в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян
архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до
90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных
поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой
профилакторий (ЛТП).

В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.

Купола Оранского Богородицкого монастыря видны издалека, еще при подъезде. Ярким пятном выделяются они
на фоне простых деревенских домов. Монастырь обнесен кирпичным забором, есть ворота, в которые свободно
может зайти всяк сюда идущий.

Доминирующими на территории Оранского монастыря являются собор Владимирской иконы Божьей Матери
(там хранится Оранская икона Божьей матери) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма проходили реставрацию совсем недавно, частично работы еще ведутся.

Храмы действующие,в них проводятся службы.

Также недавно отреставрирована Петропавловская церковь. Хотя с виду и не скажешь, что это церковь - она
представляет собой выделенный главкой храм в двухэтажном кирпичном здании трапезного корпуса.

А вот колокольня кардинально перестраивается. Колокола - большой и несколько маленьких - спущены вниз и тихо дожидаются своего часа.


(Сравните с Соборным колоколо )

Территория Оранского монастыря небольшая, чистая, ухоженная. Есть небольшой огород, где выращиваются
овощи и цветы. Из монастырских построек - братские дома, старый архиерейский дом и огромный корпус для
паломников.

Прошло два года и монастырь преобразился. Рядом с Владимирским собором возвышается почти достроенная
колокольня. На самом соборе купола покрыли позолотой от этого весь комплекс монастыря только выиграл. (фото взято из журнала vartumashvili )

А еще при Оранском монастыре есть святой источник. Построена крытая купальня.

Стараниями монастырской братии в подсобном хозяйстве монастыря производятся продукты животноводства -
яйца, творог, молоко. Туристы иместные жители с удовольствием покупают это продукты в монастырском магазине.

nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…

История Оранского монастыря неразрывно связана с основной Нижегородской святыней - чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». Икона эта представляет собой довольно близкий к оригиналу список со знаменитой московской чудотворной иконы «Богоматери Владимирской».

Начало этому некогда знаменитому во всем Поволжье монастырю волею Божьей, суждено было дать, простому мирянину. В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе и которая по преданию была написана самим Святым Апостолом евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Глядков. Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратилось к нему.

Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда, Петр Глядков: «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборные церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем».

Для исполнения данной просьбы, протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а так же Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года.

По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину - село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений.

В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.

Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» - пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее, то понял он: это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин - это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.

Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.

Вернувшись вновь на нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.

Однако, проживающая в окрестностях будущего монастыря языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством - сбором дикого меда, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья, и пожелала разрушить православный храм. И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.

Между тем, старания Петра Глядкова увенчались успехом. Через три месяца в будущем монастыре, был построен первый деревянный храм, и вскоре освящен. Произошло это 21 сентября (по ст. стилю) 1635 года в день памяти Апостола Кондрата. Сюда же, в новую церковь была принесена чудотворная икона. Появились в обители и первые насельники. Древние акты сообщают о том, что было их восемь человек, а старшим из них значился постриженный из вдовцов иеромонах Феодорит. Сам же основатель нового монастыря - Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по прежнему всячески способствовал устройству Оранской пустыни. С этого времени от чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» стали изливаться многочисленные чудеса, привлекавшие в обитель множество верующих для поклонения и возношения перед ней своих молитв.

Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича. При этом окрестная мордва, отказавшись от мысли совершенно изгнать из своих приделов ненавистных ей поселенцев, не переставала различными способами вредить обитателям монастыря. Неоднократно новой обители пришлось претерпеть разорение и пожары. Ряд случаев нападения мордовских крестьян на Оранский монастырь, зафиксирован в монастырской летописи, но всякий раз силы небесные не оставляли земную обитель без защиты.

Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Уже в 1635 году, спустя пол года после создания монастыря, опять на пятой неделе Великого Поста, во время вечерней службы икона стала мироточить. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.

Слух об Оранской обители и чудесах, творимых у иконы Божьей Матери, быстро распространялся по окрестным селениям, и на поклонение святыне приходило немало народу. Дошла и до Москвы весть о чудодейственной иконе Оранской пустыни. Когда Патриарх Иосаф прослышал об этом, то немедленно послал грамоту архимандриту Нижегородского Печерского монастыря Рафаилу и протоиерею Архангельского собора Иосифу с повелением составить и сообщить ему самое обстоятельное описание всех чудес, являемых от иконы Оранской обители. Расследование было проведено самое тщательное. Расспросы велись в течение четырех месяцев. Затем подробный отчет отослали Святейшему Патриарху и доложили государю о происходящем. В общей сложности в тогда было зафиксировано более 500 чудес от Оранской святыни.

Как уже было сказано, много раз силы небесные спасали Оранскую обитель от набегов нечестивых. Невидимая рать отгоняла врагов от стен ее в тяжелые моменты. Но особая участь была уготована ее основателю. В течение восьми лет, с момента основания Петр Глядков в монастыре не жил, но неустанно заботился о его устройстве. Когда же Петр Андреевич отошел от мирских дел и забот и, желая быть погребенным в основанной им обители, то решил провести в посте и молитве остаток своих дней. В 1642 году он отписал монастырю большую часть своего имения, и принял иноческий постриг, с именем Павел. Не принимая священства, считая себя недостойным, в дальнейшем он управлял обителью в течение двадцати трех лет. Перед самой своей кончиной, инок Павел принял образ большой схимы.

Между тем, молва о многочисленных богомольцах, стекавшихся в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе, приносимых ими пожертвованиях, вновь породила недобрые намерения то ли у мордвы, то ли у разного разбойного люда, что обитал в соседних лесах. Однажды ночью ворвались злодеи в монастырь и начали грабеж. Восьмидесятилетний старец Павел Глядков, поняв, что творится не ладное, решил взобраться на колокольню и позвать на помощь. Но его заметили, схватили и безжалостно поволокли за ноги по лестнице. Защитить его малочисленная и, в основном беспомощная по старости братия не смогла, и он принял мученическую кончину. Братия похоронили схимонаха Павла на территории монастыря, (однако достоверно место его погребения не установлено).

После смерти основателя, по милости Божьей, Оранская обитель продолжала расти и укрепляться. Монастырских крестьян переселили поближе к стенам святой обители, и так было основано мирское поселение крестьян, которое в ряде документов было названо как деревня Поляна, а в дальнейшем стало именоваться, как и монастырь - Оранки. Теперь мордва и разбойники не решались нападать.

Множество богомольцев приходили поклониться чудотворной иконе, и в знак благодарности за благодать и исцеления делались ими немалые приношения. Наследники основателя, род дворян Глядковых так же считали своей обязанностью продолжать святое дело, начатое их предком. Представители этой династии постоянно поддерживали монастырь щедрыми дарами и вкладами, в виде богослужебных книг и утвари. Среди благодетелей монастырская летопись и синодики сохранили еще ряд известных имен: грузинской царевны Дарьи Арчиловны Имеретинской, князей Одоевских, Черкасских, Щербатых, Бабичевых, Горчаковых, бояр Бутурлиных, именитых купцов Строгановых и многих других.

К концу XVII столетья первые монастырские деревянные постройки постепенно пришли в негодность, а численность братии возросла. В начале 1720-х годов, при архимандритах Афанасии и Иоакиме началась капитальная перестройка Оранского пустыни. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, был воздвигнут каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Появилась каменная же колокольня, а вокруг монастыря, для безопасности была возведена кирпичная стена.

В 1764 году вследствие указа императрицы Екатерины Второй, наряду с другими иноческими общежитиями, Оранский монастырь потерял право владения всеми своими имениями, крепостными крестьянами, и был лишен всех земель. Вследствие секуляризации обитель осталась без всяких собственных средств к существованию, не попала она и в число штатных монастырей Нижегородской епархии, которым выделялись средства из казны. Уповая на милость Божию и щедрость благотворителей, Оранские насельники должны были сами искать себе пропитание.

Встреча иконы Оранской Божией Матери в Нижнем Новгороде

Еще в XVIII веке с началом этих крестных ходов благосостояние Оранской пустыни стало значительно возрастать, увеличивалось и количество желающих поселиться в этой обители иноков, и как следствие возникла необходимость осуществить фактическую перестройку всего монастырского комплекса. Начало этому делу положил строитель Иеромонах Пахомий, который управлял Оранским монастырем в период с 1798-1804 гг. Для этого с благословения Св. Синода в Санкт-Петербурге был составлен новый план застройки Оранского монастыря. В качестве автора-составителя проектных чертежей на строительство храмов, в Главной описи монастырского имущества за 1856 год, был назван «Нижегородской Всесвятской церкви иерей Михайло Семенов».

В соответствии с этим планом, в 1804 году началось строительство нового величественного каменного соборного храма. Возведение этого здания длилось в течение 15 лет. Освящение его состоялось лишь в 1819 году. Благоустройство же всей обители продолжалось еще не один десяток лет. Уже при строителе архимандрите Исаии (1830-1835 гг.) по проекту, утвержденному 2 августа 1833 года Преосвященным епископом Амвросием (Моревым), была построена новая трехпрестольная зимняя церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подклет (подвал) этого храма использовался в качестве родовой усыпальницы для ряда именитых благотворителей, на чьи средства строился монастырь. В фамильных склепах в первой пол. XIX столетия здесь были погребены: Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и ряд других династий.

Епископ Амвросий (Морев)

Кроме этого в период управления архимандрита Германа (1837-1855 гг.) в монастыре были выстроены другие постройки: двухэтажные братские корпуса, напротив собора перед святыми вратами двухярусная колокольня, (самый большой из 13 колоколов на которой весил более 400 пудов), часовня над святым источником, здание трапезной с домовой Петропавловской церковью. Вокруг обители возвели каменную ограду с четырьмя башнями, и тремя проездными воротами, разбили фруктовый сад и благоустроили иноческий некрополь. Все это стало возможным благодаря доходам, получаемым Оранским монастырем от крестохождений с чудотворной иконой.

В 1861 году при игумене Лаврентии в обители быть составлен богослужебный Устав «описав в нем подробно все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти правила и традиции неукоснительно соблюдались все последующие годы.

Все эти преобразования и изменения позволили Оранской обители в 1866 году из заштатного монастыря быть возведенной в степень первоклассного монастыря. И с этого момента по благословению Св. Синода настоятелем монастыря стал священноархимандрит - епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин), а управление обителью было возложено на наместника, в сане архимандрита или игумена.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)

В 1875 году епископ Иоаким (Руднев) с «целью призрения и обучения ремеслам сирот и таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к поступлению в духовно-учебные заведения» основал в монастыре учебно-ремесленную школу. Первоначально в этой школе в течение трех лет обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а так же начальным навыкам арифметики, черчения и чтению. Спустя годы, уже по благословению Преосвященного Модеста (Стрельбицкого), начиная с 1888 года, учебная программа была расширена (в рамках курса двухклассной церковно-приходской школы) и обучение длилось уже шесть лет. Помимо вышеназванных ремесел стали учить еще и переплетному делу. По окончании обучения выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах. В течение одного года в Оранской школе обучалось более 40 учеников, в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия проводили как насельники монастыря, так и наемные преподаватели.

Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги.

Архив Оранского монастыря. ГУ ЦАНО

В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства. В 1905 году в монастырском лесу, недалеко от монастыря был основан скит для монахов, испытывающих потребность в уединенной молитве. В двухэтажном, каменном здание скита размещалась домовая церковь в честь Успения Божьей Матери. На территории скита находился небольшой музей церковных древностей, созданный настоятелем монастыря архимандритом Аркадием (Антуфьевым).

Непосредственно в Нижнем Новгороде вблизи Варварской церкви находилось монастырское подворье.

Это была старинная деревянная усадьба, завещанная монастырю еще в 1802 г. статским Советником Виноградовым. Часть квартир этого дома сдавались в наем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождающих икону во время крестного хода в Нижний Новгород, здесь же размещались покои для наместника обители.

Подворье Оранского монастыря в Нижнем Новгороде

Однако, с приходом советской власти ситуация в Оранском монастыре существенно изменилась. В 1917 году настоятелем обители был назначен архимандрит Августин (Пятницкий), который по своим убеждениям был ярым монархистом и близким другом опального епископа Варнавы (Накропина) и Григория Распутина. Когда же в декабре месяце этого же года, во исполнение декрета большевиков «О земле» в Оранский монастырь прибыла комиссия Нижегородской губземуправы по учету монастырской земли с/х назначения, то он наотрез отказался предоставить ей какие-либо документы. Путем колокольного набата иноки собрали большое количество крестьян, и те смогли прогнать из монастыря не прошенных гостей. В результате возникшей смуты в июле 1918 года, за контрреволюционную агитацию и деятельность архимандрит Августин был арестован сотрудниками Губ ЧК. В ночь с 17 на 18 августа решением военно-революционного трибунала он был приговорен к расстрелу, и уже на рассвете в Н. Новгороде приговор был приведен в исполнение.

После революции из более 200 насельников в монастыре осталось только четвертая часть. Большая часть имущества была национализирована, и в обители наряду с насельниками стали размещаться различные вновь созданные Советской властью организации и учреждения. По официальным данным в последний год существования монастыря (1928 г.) здесь под руководством игумена Димитрия (Архангельского) проживало 11 иеромонахов, 3 иеродьякона и 5 иноков.

Оранский монастырь. 1930-е гг.

Но, невзирая на все эти обстоятельства, по-прежнему продолжались крестохождения с Оранской иконой. Даже когда монастырь был окончательно ликвидирован, верующие люди продолжали приходить на святой источник у стен обители, в праздник Владимирской Оранской Божьей Матери и славить ее чудотворную святыню. Согласно архивным документам подобные молебны в Оранках продолжались вплоть до 1954 года.

После закрытия монастыря на его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации. Здесь размещались: дом для престарелых, сетевязальная фабрика и Оранский «Народный Университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство); колония для детей раскулаченных крестьян, а в дальнейшем мужская трудовая исправительная колония.

Святые врата Оранской обители. 1938 г.

В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.

Затем была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год находился мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви.

В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.

К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.

21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского, который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.

26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского. Обитель возвращает себе былое величие.

В материале использована статья «Оранский Богородицкий мужской монастырь» Дегтеревой О.В. (директора церковно-археологического музея Нижегородской епархии)

В материале использованы фото с сайта turizmvnn.ru



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: