Отец вениамин. Последние дни

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.

  • Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), в объёме 5-10 предложений.
  • Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3-С4). Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
  • Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продолжительность ЕГЭ по литературе - 4 часа (240 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а на часть 3 - 2 часа.

Ответы в бланках ЕГЭ записываются чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нем не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Ответом к заданиям B1-B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ: ___________________________.

В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, C4.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви !

Ответ: ___________________________.

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1 реализм
В2 роман
В3 портрет
В4 341
В5 деталь
В6 антитеза<или>контраст
В7 диалог
В8 символизм
В9 шестая
В10 сравнение
В11 245
В12 ямб

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;
но
указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,
и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не обосновывает свой выбор
и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;
и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0
Максимальный балл 4

*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре
сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос;
и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения;
и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,
но
не всегда обоснованно,
и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой
связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Следование нормам речи
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2-3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0
Максимальный балл 14

«Художественный мир Достоевского» - Духовное развитие Достоевского. Иллюстрации к роману «Белые ночи». Инженерный замок в Петербурге. Старший брат. Начало литературной деятельности. Федор Михайлович Достоевский. Путь. Ссылка в Сибирь. Человеческое общество. Обряд казни петрашевцев. Читать было строжайше запрещено. Мариинская больница для бедных.

«Петербург Достоевского» - Дом Раскольникова. Петербург Достоевского. Сенная площадь. Раскольников по многу раз поднимается по лестнице своего дома. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы. Для Достоевского Петербург. Петербург в романе «Преступление и наказание». А. Г. Достоевская на полях. Петербург в литературе.

«Достоевский Белые ночи урок» - Проблемный вопрос. нечто созданное воображением, мысленно представляемое. По словарю Ожегова С.И. «Петербургская летопись». Мечта. Фильм «Белые ночи» (по одноимённому произведению Ф.М. Достоевского). Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Словарная работа. Ф.М. Достоевский.

«Биография Достоевского» - 1859 - возвращен в Петербург и возобновил литературную деятельность. М.Д. Исаева - первая жена Ф.М. Достоевского. А.Г.Достоевская - вторая жена писателя. 1844 - Фёдор вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. 1875 - роман "Подросток". Фёдор Михайлович Достоевский. 1847 - Достоевский становится участником революционного кружка М.В. Петрашевского.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Какое произведение Ф.М.Достоевского было напечатано в «Петербургском сборнике» Н.А.Некрасова? Высочайшим указом Правительствующему сенату Достоевскому возвращено потомственное дворянство. 1858 – подает прошение об отставке. В каких городах есть музеи Ф. М. Достоевского? Ф. М. Достоевский.

«Достоевский Бедные люди» - Отдашь да не рад будешь. Литературная критика. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Задачи урока. Выйдет к маю месяцу. В.Н. Майков. «Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц.

В середине дня Михаила вызвал к себе Максим Петрович.

Мы пойдем к одному интересному батюшке. Он живет в вашем районе. Ты будешь представителем отделения милиции, покажешь свое удостоверение, а я - помощником. Твоя задача: получить характеристику Марии Туликовой от отца Вениамина. Он должен знать только то, что Туликова несколько дней не является домой.

Почему-то Максим Петрович не взял машину, и они шли пешком по жаре и молчали. Только когда они свернули с центральной улицы на тихую, где было мало прохожих, Максим Петрович улыбнулся и заговорил:

Могу сообщить тебе, Миша, интересные подробности отстранения от церкви отца Вениамина. На рождество Христово собралось к причастию много народа. Ну и вот, некоторые недисциплинированные прихожане не захотели стоять в очереди, полезли к батюшке напролом. Начался, конечно, как говорят святые отцы, ропот и недовольство. Отец Вениамин, кстати сказать, немалый шутник, - и то в этот торжественный момент стал уговаривать свою паству, просил остепениться, соблюсти порядок, но его никто не хотел слушать. Тогда он плюнул на формальности, пренебрег торжественностью обстановки, взял чашу с вином, предназначенным для причастия, в обе руки, и все вино выпил сам. Когда он глотал, остолбеневшие прихожане молча наблюдали за ним, не в силах произнести ни слова. В довершение всего, отец Вениамин, вытерев губы, объявил пастве, что принял причастие за всех. В церкви поднялся невообразимый гвалт. Можешь себе представить, как отбивался батюшка - крестом ли, чашей ли… - Максим Петрович достал папиросу и на ходу закурил. - Конечно, после такого случая начальство не разрешило отцу Вениамину служить обедни, он был отчислен от церкви, правда, не отлучен. Видно, его проступок не принадлежал к такой категории, когда работника подвергают суровой каре. И все же службы отец Вениамин лишился. Но и это не обескуражило сообразительного человека: он стал принимать богомольных граждан на дому, как врач. К нему ходила и Мария Туликова. Человек он молодой, недавно окончил духовную семинарию, человек мыслящий, прекрасный оратор, в общем, способен задеть за душу. Вот и идут к нему домой религиозные люди, как в церковь. Внешностью он обладает прекрасной, и я подозреваю, что многие девушки ходят к нему не только из-за религиозных чувств.

Максим Петрович тихо засмеялся.

Говорят, грешков за ним числится немало, - шутливо продолжал Максим Петрович, - и ребенок будто есть, но алиментов он не платит. Ведь нельзя женщине сознаться, что она намолила ребенка!

Святые чудеса! - засмеялся и Михаил.

Что же поделаешь: любовь не подвластна богу, - сказал Максим Петрович и вздохнул:- Эх, жаль, нет у нас своего советского Боккаччо. Один его рассказ заменил бы десятки антирелигиозных скучных лекций.

Отец Вениамин жил на тихой улице, занимал комнату в небольшом кирпичном доме с садиком. Массивные деревянные ворота, покрашенные охрой; узкая калитка, закрывавшаяся внутренним замком. В воображении Михаила попы рисовались всегда благообразными, с длинными бородами, а их встретил молодой человек с красиво изогнутыми черными бровями и умными, несколько пронзительными серыми глазами. Матовый цвет лица, пухлые красные губы, волнистые каштановые волосы - все в этом батюшке было скорее поэтическое, чем божественное. Одет он был в полосатую пижаму. Михаил удивленно посмотрел на Максима Петровича и представился. Приход работников милиции никак не отразился на добродушном настроении хозяина, он повел гостей в дом, сказав приятным баритоном:

Прошу, товарищи, заходите.

Убранство комнаты, в которую привел работников милиции гостеприимный хозяин, было простым: кровать, стол, застеленный клеенкой, комод и несколько стульев. В углу, у потолка, большая икона, обрамленная искусственными цветами. Икона была старая, и на ее коричнево-темном фоне рисунок был еле заметен.

Михаил, как только все трое сели за стол, без промедления задал вопрос о Марии Туликовой. Отец Вениамин выслушал его со вниманием, сложив руки на столе, и, немного подумав, глядя на свои длинные белые пальцы, сказал:

О побеге или каком-то другом несчастье, постигшем девушку Марию, я слышал и душевно скорблю. Девушка, насколько я ее знаю, была тихая и глубоко верующая. Да, она ко мне приходила… - отец Вениамин взглянул на Михаила внимательно, помолчал и продолжал:- Я понимаю, вы пришли ко мне потому, что надеетесь получить какие-то сведения. Согласен, мы много знаем, ибо мы исповедуем. Но заранее скажу: исповеди Марии не давали никакого повода к подозрениям, ее поведение было безупречно. Я вам только расскажу об одном обстоятельстве, которое больше касается меня лично, но, может быть, оно в какой-то степени поможет вам напасть на след Марии. Дело вот в чем. Несколько месяцев назад, во время отпевания усопшего, на кладбище ко мне подошел молодой еще в сущности человек, но с трясущимися руками и блуждающим взглядом. Он просил подаяния. Я дал ему пять рублей. После этого он стал подходить ко мне почти каждый день - на кладбище, у церкви или даже на улице. Я не отказывал, жалея больного человека, иногда отдавал все, что у меня было в кармане. Однажды я заметил, что с ним ходят два совершенно здоровых субъекта, а через несколько дней миряне мне сообщили, что мой подопечный парень совершенно здоров, только искусно притворяется. Естественно, в следующую нашу встречу я отказал в подаянии и посоветовал молодому человеку пойти работать на завод. Он не удивился моему отказу, но подошел ближе и шепотом с угрозой сказал: «Не будешь давать, на себя пеняй». И отошел. Его слова я запомнил точно. На следующий день он опять попытался выпросить у меня денег. Я отказал и на сей раз. Прошла неделя или, может быть, немного больше, и ко мне поздним вечером явилась девушка Мария Туликова. Она была взволнована, часто дышала от быстрой ходьбы или какого-то потрясения. Я ввел ее вот в эту же комнату, в которой мы сидим. Через минуту она овладела собой и сказала, что меня собираются убить парни, которые выпрашивали деньги.

Как она об этом узнала? - спросил Михаил.

Мария допоздна задержалась на могиле своей сестры. Начало уже смеркаться, когда она услышала позади себя за кустами разговор тех молодых людей, которые приставали ко мне. Они, якобы, договорились ограбить или даже убить меня. Мария не сумела притаиться, парни заметили девушку, подошли к ней и пригрозили убить и ее, если она предупредит меня. Но Мария не испугалась, прибежала ко мне и все рассказала. Теперь, как вы понимаете, опасность нависла и над ней, и надо мной. - Отец Вениамин сжал крепче пальцы рук, глянул на Максима Петровича рассеянно, видно, он вновь переживал все, что испытал в тот злополучный вечер, - Со всеми предосторожностями я тогда проводил Марию домой и, надо сказать откровенно, всю ночь после не спал, - добавил он.

И еще были угрозы? спросил Михаил.

Нет, не слыхал. Но я, как вы понимаете, стал осторожен.

Давно у вас была Мария в последний раз? - вмешался в разговор Максим Петрович.

Это было дней десять назад. И, пожалуй она теперь не придет, в этих посещениях отпала надобность, - Отец Вениамин помрачнел, сузил глаза. Максим Петрович и Михаил насторожились - Последний разговор у нас произошел несколько необычный, он, я бы сказал, не имел отношения к проповеди, касался моих сокровенных взглядов. Видите ли, дорогие товарищи, дело в чем… Я решил совсем отойти от церкви, порвать с ней. Причину я вам объяснять не буду, это очень длинная и сложная история, так сказать, эволюция моих взглядов на жизнь, на события, происходящие в нашем мире. Вот об этом я и сказал Марии, чем, надо признаться, привел ее в полное замешательство. Она, видно, перепугалась, ушла в слезах. Я не старался разъяснить ей причину моего отступничества, она бы все равно меня не поняла, сказал ей лишь, что религиозные люди, хотя и надеются на бога, по не отрекаются от благ жизни, сами устраивают свою жизнь на земле - и довольно упорно, не слишком уповая на потустороннее счастье. Поэтому, я полагаю, она больше ко мне не придет.

За последнее время многие священнослужители, разуверившись в нравственных устоях церкви и необходимости ее для советских граждан, порывали с церковью, поэтому Михаил и Максим Петрович восприняли сообщение отца Вениамина как должное. В газетах изредка появлялись статьи бывших служителей церкви, вызывая переполох среди верующих.

Отцу Вениамину это серьезное решение, видимо, далось не легко, как всякому человеку с недюжинной натурой, и сейчас он с тоской, со страдальческим выражением лица смотрел в окно.

Вы извините нас, мы нечаянно затронули ваше больное место, - дружески заговорил Максим Петрович. - Но я уверен, что вы найдете лучшее применение вашим способностям.

Каким? - живо обернулся отец Вениамин и внимательно, с глубоким интересом, даже изучающе, оглядел Максима Петровича.

Вы начитаны, у вас широкий диапазон знаний, ваша логика неотразима.

Откуда вы знаете?

Я дважды слушал ваши проповеди.

Максим Петрович засмеялся.

Не беспокойтесь, после ваших проповедей верующим я не стал. Я просто люблю слушать умных людей.

Глаза отца Вениамина потеплели, и он чуть заметно, одними губами улыбнулся.

Благодарю за комплимент. Чем еще могу быть полезен?

У меня к вам еще один вопрос, - сказал Максим Петрович. Он помолчал, словно не решаясь задать этот вопрос. Потом прямо взглянул на отца Вениамина. - Скажите, не приходилось ли служителям церкви давать верующим перепечатывать или переписывать молитвы или другие религиозные тексты?

Отец Вениамин нахмурился, сжал кулаки. Михаил с удивлением взглянул на Максима Петровича: как мог майор решиться на такой откровенный разговор? Хотя хозяин не проявил ни малейшего беспокойства, Михаил был уверен, что он догадался, кто сидит в его комнате.

По-прежнему спокойно отец Вениамин сказал:- Я и мои бывшие коллеги, насколько мне известно, не нуждались в перепечатке или переписывании литературы. Видимо, вы имеете ввиду распространяемые кем-то корреспонденции, вольно трактующие библию. Приходилось видеть подобные письма, верующие показывали их мне, и, кстати сказать, задавали весьма каверзные вопросы. Вам небезынтересно знать мое мнение? Пожалуйста. Я расцениваю эти корреспонденции как подстрекательские, сочиненные врагами моей родины. Прошу не сомневаться в искренности моих слов, дороже родины нет для меня ничего на свете… - отец Вениамин вытер лицо и, будто от прикосновения платка, на его лбу резче обозначились поперечные морщины.

Он опять отвернулся к Окну, за которым шелестели листья сирени.

Мы очень хорошо понимаем друг друга, - заговорил Максим Петрович, и голос его стал тверже и требовательней. - Поэтому я не буду объяснять причину моей следующей просьбы. Может быть, вы скажете, у кого видели эти корреспонденции?

Разглядывая ветки сирени, отец Вениамин минуту хранил молчание. Михаил боялся шевельнуться, теряясь в догадках, - о чем думает этот человек сейчас: о чести, предательстве, любви к родине? В этот момент отец Вениамин был поистине красив: в профиль лицо его было особенно энергичным, крутой выдающийся вперед подбородок подчеркивал его твердый характер, длинные каштановые волосы мягкими волнами спадали на плечи, и в устремленном в окно взгляде таилось упорство человека, решающего сложную задачу. Михаил откровенно любовался им, думая: «Да, такой человек может увлечь за собой людей. Но каким же образом он пошел по зыбкой тропинке религиозных воззрений? Что его могло прельстить? Монументальность фантазии? Пожалуй. Но он не мог долго жить, веруя в ничто, его деятельная натура требовала дел реальных, ему хотелось видеть плоды своего труда, окунуться в гущу земной, чувственно осязаемой жизни.

Ну что ж, - словно выдохнул отец Вениамин, не шевелясь. - Коли пришло решение, есть необходимость делать крутой поворот, - и он назвал три фамилии: двух женщин и одного мужчину, описал их приметы, указал место работы, все так же продолжая смотреть в окно и не двигаясь.

Максим Петрович записал полученные сведения, спокойно положил блокнот в карман и сказал:

Благодарю. Я уверен, что вы понимаете важность дела и что наш разговор должен остаться между нами.

Ия уверен в том, что вы разберетесь в людях, - отец Вениамин повернулся и оглядел Максима Петровича и Михаила требовательными, суровыми глазами. - Заблудившиеся не могут нести наказание, им надо открыть истину, указать правильную дорогу. Источника злоумышления я не знаю, но определенно он не в нашем приходе. Я думаю, что у нас с вами одно желание: вскрыть гнойник, не потревожив здоровые ткани.

Максим Петрович поднялся и энергично потряс руку хозяина.

Я не буду больше говорить вам комплиментов, думаю, теперь они не нужны. Скажу только: наши желания в данном случае полностью совпадают, и я приобрел сегодня весьма приятного знакомого.

А отойдя от дома отца Вениамина на полквартала, Максим Петрович улыбнулся и сказал Михаилу:

Умный мужик. Интересно бы знать, какая сила завихрила его в сторону он нашего пути. А то, что он выбрался на правильную дорогу, меня не удивляет.

  • 26.

Во вторник утром после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге скончался игумен Вениамин (Новик) – выдающийся церковный публицист и правозащитник, сообщает портал «Православие и мир». Отец Вениамин перенес две операции по удалению опухоли головного мозга.

В 90-е годы он стоял у истоков создания Христианско-демократической партии России. В последние годы находился за штатом, занимался публицистической и преподавательской деятельностью.

Игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич) родился в Ленинграде в 1946 году в семье военнослужащего, говорится в некрологе, опубликованном во вторник на портале Седмица.ru. В 1976 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. Несколько лет работал инженером в области автоматизированных систем управления. После окончания Ленинградской духовной академии и защиты кандидатской диссертации преподавал там же в течение 10 лет, до 1997 г. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии. В 1997 году игумен Вениамин был уволен из рядов профессорско-преподавательского состава за направленный в Государственную Думу РФ протест против ряда положений закона о свободе совести.

На состоявшейся в 2000 году презентации хрестоматии «Права человека и религия», редактором-составителем которой он был, игумен Вениамин подчеркивал, что важнейшее право человека — это право на выработку самостоятельного мировоззрения, в том числе и религиозного, а также его внешнего выражения. При этом, отметил он, возникают сложные вопросы о взаимоотношениях носителей разных мировоззрений и религиозных традиций, о праве личности на самобытность, о веротерпимости.

«Перед российским обществом встали актуальные вопросы определения пределов плюрализма и характера государственной политики относительно традиционных и нетрадиционных религий, сбалансирования интересов личности, общества, государства в религиозной сфере», — сказал тогда игумен Вениамин.

Портал «Великая эпоха» привел недавно цитату из дискуссии, в которой участвовал отец Вениамин. Вот что он сказал, размышляя о структуре государства и общества. Поскольку государство несовершенно, а власть не безгрешна, говорил он, «то начинать нужно с двух концов сразу. Поймите, что права человека — это определенная философия и даже целое мировоззрение, принимающее человека всерьез, уважающее его автономию, и путем создания специальных организаций и даже юридических механизмов (законов) пытающееся его защитить. Эта философия не только осмысливает данности, но и определяет путь развития права. Ну, как Вы будете защищать человека, которого пытают током при проведении следствия?»

В августе этого года портал «Великая эпоха» опубликовал призыв: «Игумену Вениамину (Новику) требуется помощь. Сможем ли мы помочь тому, кто помогал нам?»:

«Игумену Вениамину (Новику), находящемуся в тяжелом состоянии в больнице в Санкт-Петербурге, срочно требуется переливание крови. После двух перенесенных операций по удалению опухоли головного мозга игумен находится в тяжелом состоянии. Врачи оценивают его состояние как критическое.

О его состоянии на сегодняшний день (из записей друзей):

По-прежнему требуется ежедневное переливание крови. В больнице крови для переливания не хватает, нужно сдавать кровь адресно для В.Н. Новика… Сейчас о. Вениамин в тяжелом состоянии, которое отяготилось воспалением легких. Врачи оценивают состояние как 50 на 50″. // newsru.com



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: