Повторение мантры. Как правильно читать мантры: пошаговая инструкция, особенности и рекомендации


Хочу подарить всем добрым людям в помощь на длительном пути постепенного раскрытия в себе более высоких уровней сознания, через индивидуальные усилия - одну из распространённых форм духовной практики в Индии (особенно на начальных её этапах) - повторение мантры или джапа . Буду рада, если кому-то подойдет этот метод духовной практики. Так, каждый человек индивидуален, и это средство: для одних - основное, для других - вспомогательное, для третьих - вообще не годится. Все люди разные. Пробуйте многое, выбирайте своё.


Услышьте, в мире этом всё поёт.

Ветрувий


Мантра как инструмент духовной практики известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из жреческих и магических формул - мантр.

Мантра - это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.

Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное - её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. Произносятся мантры в основном на одном из наших праязыков - санскрите - и представляют собой названия тех или иных ключевых аспектов энергетики Вселенной.

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество - Дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога - какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются Дэвы (Боги) или Дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда - мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали (Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д. Имя и форма Бога не столь важны, ибо Его имена и формы бесчисленны, и какое бы имя ни произносилось, все они принадлежат одному Богу. ЕДИНОМУ. Единственное, что необходимо - это вера. Пользуясь их Именами, мы всего лишь проговариваем - вслух или мысленно - некий код, повышая чувствительность своего восприятия, настраиваем его в унисон с этими потоками Силы, которое представляет каждое из этих Имён, и подключаем к ним своё сознание.


По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в Природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые - специфически индийский тип - предназначены для духовной практики.


Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на эфирное тело практикующего и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что ментальная джапа является наиболее эффективной.

Слоги мантры заряжены энергией, которую нельзя воспринять чувствами, но которая действует независимо от того, сознаем мы смысл мантры или нет. Безусловно, если мы осознаём смысл мантры, то она будет действовать намного эффективнее. Ведь если мы едим, сознательно или нет, мы всё равно насыщаемся. Но если мы принимаем пищу сознательно, мы насыщаемся быстрее и меньшим количеством.

В мантре сконцентрирована энергия сверхсознания, обычные слова лишены такой энергии. Мантра может превратить яд в пищу, а пищу в лекарство. Мантра приносит практикующему внутренний мир, гармонию, бесстрашие, удовлетворённость, здоровье и выносливость. Но величайшая заслуга мантра-медитации состоит в пробуждении Вселенской Любви в сердце человека. Любовь ко всему Сущему и к Источнику всего Сущего, к нашему Творцу, приближает нас к Нему и превосходит, как вы уже давно догадались, все прочие цели.

Мантры относятся к классу древних формул, частотные характеристики которых формируют в нашем восприятии потоки Силы, резонирующие с теми или иными потоками Вселенной. А Вселенная - это бесконечное многомерное поле вращающихся вихрей неоднородной пустоты. Мантры концентрируют наше внимание, позволяя ему выделить эти потоки внутри нас из того хаоса сил и энергий, которое мы собой представляем, пока не осознаём себя.


Предлагаю вам две пробужденные мантры (то есть когда-то полученные от Просветленного духовного Гуру) - одну духовную, вторую магическую (в честь рождения нашего магического сайта!). Эти мантры также каждый из вас сам может пробудить для себя. Этому способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма. Чтобы всё у вас получилось, я даю описание смыслового значения мантры и прилагаю демонстрационную запись к каждой, что поможет вам добиться выполнения всех условий и получения эффекта от мантры.

Что подразумевается под «эффектом от мантры и её пробуждением»? Это когда в ходе джапы вы достигнете такого уровня сознания, что поймёте, что ваша мантра, именно уже ВАША(!), не доступна слуху, но слышна лишь сердцем; её невозможно произнести губами, но можно лишь разумом. Что ВАША мантра обладает силой и значением только для вас, уже посвященного в неё, т.е. это означает, что вы прошли через особый ряд переживаний, обрели определенный опыт, связанный с данной мантрой.


Все вы удовлетворяете нужды тела, трижды в день, давая ему пищу для поддержания его в хорошем состоянии. Таким же образом, регулярно, каждый день, уделяйте время тому, чтобы ваше внутреннее сознание было также в хорошем состоянии. Отдавайте час утром и вечером джапе и медитации на Бога. Вы увидите, что с этой практикой к вам придёт глубокий покой, и новые источники силы откроются в вас. Со временем ваш ум будет всегда сосредоточен на Имени, где бы вы ни находились и чем бы ни занимались. Тогда радость и покой станут вашими постоянными спутниками. Вы не найдёте покоя и радости во внешнем мире. Это ценности, скрытые во внутреннем царстве человека. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба.


Мантра Бессмертия или Великая мантра Освобождения


ОМ ТРЙАМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ

СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ

УРВАРУКАМ ИВА БАНДХАНАН

МРИТЙОР МУКШИЙА МАМРИТАТ ОМ


Мантра звучит в исполнении голландца Hein Braat’a. Прослушать запись (209 Кб).

ОМ (или АУМ) - первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения. ОМ - основной звук, из которого произошли все прочие звуки и их обозначения - буквы. ОМ - это Бог и средство осознания Бога. ОМ - это время, пространство, причина. Это прошлое, настоящее, будущее; рождение, развитие, смерть; начало, середина и конец; дух, ум и материя; три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений (четвёртое состояние сознания - состояние Единства - находится вне этих трёх и выражается молчанием, неуловимой вибрацией, следующей за звуком ОМ); ОМ-это также и «аминь» в христианских богослужениях. Я не случайно на ОМ остановилась подробнее, потому что это мантра, воплощающая в себе ВСЁ. Это великое ключевое слово.

Во время отдельной медитации на ОМ глаза лучше держать закрытыми и визуализировать сильнейший источник света в точке между бровями.


Итак, значение самой мантры бессмертия, точнее смысловой перевод:

"Всецело объединяюсь с Триединым Изначальным принципом Сознания, в котором пребывают три времени: прошлое, настоящее и будущее (три потока энергии: тамас, раджас и саттва). Наполненное благоуханием и жизненной энергией, пусть освободит меня от страха смерти, чтобы я обрел непрерывное осознавание ".


Мритьюнджайя - побеждающая смерть - одна из самых древних и мощнейших мантр Ведической эпохи, дошедших до нас через тысячелетия.

В индийских легендах и мифах Мритьюнджайя связана с именем Маркандейи - его учение заложено в Маркандейя Пуране. Легенда гласит, что Маркандейе было предначертано умереть, когда он достигнет 16-ти лет, но своим искренним обращением к Шиве, при помощи этой мантры, он одержал победу над Ямой - Богом смерти. Однако история эта началась еще до его рождения…

Живущие в лесу святой Мриканду и его жена Марудвати не имели детей, они совершали долгую аскезу в надежде обрести добродетель и родить ребенка. Они были вознаграждены видом Господа Шивы - Господь Шива выслушав их просьбу, предложил им выбор: стать родителями ребенка, который станет выдающимся - духовным светом, - но его жизнь закончится в 16 лет, или ребенка с долгой жизнью, но глупого и эгоистичного. Они выбрали ребенка с духовными достоинствами, и со временем Марудвати родила мальчика, которого назвали Маркандейя. Родители решили не говорить ему о сроке его жизни, но, приближаясь к 16 годам, родительская печаль все больше росла. Когда мальчик попросил объяснить причину их печали, они не выдержали и рассказали о том, что говорил им Господь Шива. Уже достигнув совершенства в йоге, Маркандейя решил посвятить себя своей практике. В день шестнадцатилетия Маркандейя ушел в храм, чтобы поклониться символу божественного сознания - Шива лингам. Когда посланцы Господа Ямы, Бога смерти, пришли забрать его, они обнаружили его настолько поглощенным молитвами, что не посмели завершить свою миссию. Вернувшись к Яме, они рассказали о своей дилемме. Тогда Яма сам отправился в храм, чтобы завершить начатое. Он убеждал Маркандейю последовать естественному закону жизни и смерти и идти с охотой, но Маркандейя ища защиту, обхватил руками Шива лингам. Яма кинул свою петлю, чтобы поймать Маркандейю, но петля обвила лингам, и сразу же Шива, живущий там, расколол лингам надвое и появился разъяренный. Яма слишком далеко закинул свою петлю, у него не было полномочий на то, чтобы поймать самого Шиву. Ударом ноги Шива убил Яму. Остальные Боги смотрели на это в смятении. Опасаясь, что смерть Ямы нарушит порядок во Вселенной, Боги умоляли Шиву вернуть Яму к жизни, что в итоге Шива и сделал. Но он уточнил, что преданность Маркандейи стала его защитой, и поэтому он благословляет его на вечную молодость - Маркандейя навсегда останется шестнадцатилетним святым.


Душа Маркандейи все еще присутствует где-то во Вселенной. А мантра стала проводником, открывающим ищущим двери к великому духовному наследию.

Есть много причин для практики Маха Мритьюнджайя мантры: для улучшения ли вашей жизни или помощи в переходе к смерти, но, прежде всего, эта мантра является средством для постижения человеком Себя, Человека. Сознание, которое она пробуждает - это ни что иное, как глубинное, бесконечное сознание, пребывающее в нас. В этом отношении история Маркандейи является аллегорической, напоминая о том, что храмом человеческой жизни является тело, что молитвы и мантры достигают кульминации в медитации, и что внутренний лингам, благословляющий человека бессмертием - это энергия, текущая от основания позвоночника - к макушке головы…


И по сей день в современной Индии, когда младенцу исполняется один год для того, чтобы придать событию святость, мантра Маха Мритьюнджайя поется много раз как символ духовного благополучия - это равнозначно пожеланию ребенку долгой и здоровой жизни. Многие индусы поют Маха Мритьюнджайю мантру на каждый свой день рождения.


Рекомендуется петь Мантру, сидя в Сукхасане , с закрытыми глазами 108 раз, утром и вечером, используя для точности чётки со 108 бусинами. Почему 108? 108 - это результат умножения 12 на 9. Двенадцать - таково число Светил, показывающих объективный мир и символизирующих, таким образом, мир имени и формы, кажущегося разнообразия и переменчивости. Девять - число Абсолюта, ибо оно всегда девять, во сколько бы раз вы его ни увеличивали. Оно неизменно, поскольку на какое бы число его ни делили, в результате будет только девять.


Как правильно пользоваться чётками ?

В Индии йоги обычно используют чётки для счёта мантр. Используя чётки, вы получаете правильное чувство времени. Четки помогают лучше сосредоточиваться на мантре и ее сути. Нить бусинок называется "мала". Мала обычно состоит из 108 маленьких бусинок (могут быть четки и с 36 бусинками) и одной большой. Эта бусинка называется "меру". Отсчитывать бусинки надо по часовой стрелке с первой бусинки, от меру, когда вы завершите круг, то есть прочитаете сто восемь раз мантру, на каждой бусинке по одной мантре, и придете снова к меру, то не надо пересекать ее, а следует считать в обратном направлении - против часовой стрелки. Четки надо держать на среднем пальце и перебирать их с помощью большого пальца, соединив безымянный, мизинец и средний вместе - это означает, что вы преодолеваете качества материального мира и в результате духовного преображения восходите к знанию Единства. В начале практики мантры необходимо, чтобы указательный палец не касался четок, ибо он символизирует эгоизм, но по мере трансформации сознания и очищения от эгоизма, рекомендуется указательным пальцем, который символизирует душу, индивидуальность, постепенно передвигать четки к большому пальцу, олицетворяющему Высшее Сознание. Использование чёток очень полезно на начальных ступенях духовной практики, однако по мере вашего продвижения джапа должна стать самим дыханием вашей жизни. И тогда перебирание бусин станет излишним и обременительным упражнением, к которому вы потеряете интерес. Медитация на Господа будет постоянной и не зависящей от места вашего нахождения. Вот та ступень, к которой должна привести вас джапа на чётках. Не стоит привязываться к ним навечно, это всего лишь вспомогательное средство. Спасательный пояс надо снять, когда вы научились плавать, как надо отбросить костыли, когда вы научились обходиться без них.



Звучит в исполнении хора тайваньских буддийских монахов. Прослушать запись (21,9 Мб).

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ - это очень древняя магическая мантра, которая произносится тибетскими мистиками и монахами на чётках. В мистическом звуке ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ заключены вибрации Вселенной. ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ - это звук освобождения от оков заблуждений и суеты.

Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ записана на камне рядом с дворцом Потала (Лхаса, Тибет).

Камни (мани), на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири. Буддийские легенды связывают появление ее с проповедями самого Будды (6-5 вв. до н. э.). Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах 3 в. н.э.


Существует также много и смыслов у этой мантры. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ - Абсолют, находящийся за пределами всего непроявленного. МАНИ - драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ - лотос, ХУМ - сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: "Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце ".


Это вечная мелодия Тибета, которую йогин слышит в журчании ручейка, в ударах капель воды, созерцании неба, облаков, гор, рек, ежедневного восхода и захода Солнца, смены времён года, птиц, деревьев, цветов... Мантра приветствует путника с высоких скал, на диких караванных путях и на высоких перевалах. Таким образом, практикующий как бы постоянно присутствует в мире Просветленного, с осознаванием этого драгоценного камня - мани, в ожидании его раскрытия - пробуждения в лотосе своего сердца. Жизнь и смерть, опасности и беды становятся несущественными при таком возвышенном состоянии и присутствии, и вечный диссонанс между сансарой (чередой перевоплощений) и нирваной (освобождения от этой череды) постепенно исчезает в свете этого Знания.

Вместо ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ тибетцы произносят ОМ МАНИ ПЕМЭ ХУМ, что и продемонстрировано на записи - можно в этом легко убедиться. Вы же можете произносить ПАДМЕ или ПЕМЭ, как вам пожелается. Как подскажет вам ваше сердце.

Несмотря на то что слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, практически мало кто знает, что они означают. Что это — многократно повторяющееся заклинание, которое должно «загипнотизировать» тех, кто его произносит, форма ухода от жизни или подлинная медитация, действительно способная расширить и углубить наше видение действительности? В этом кратком эссе, записанном Шрилой Прабхупадой в конце 1966 года на его первой долгоиграющей пластинке, раскрывается внутренний смысл мантры Харе Кришна.

Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — это возвышенный метод возрождения нашего трансцендентного сознания. Как живые вечные души, мы все — изначально сознающие Кришну существа, но сейчас наше сознание осквернено материальной атмосферой, поскольку с незапамятных времен мы соприкасаемся с материей. Материальная атмосфера, в которой мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слово майя означает «то, чего нет». Что же это за иллюзия? Она заключается в том, что все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее суровых законов. Когда слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, говорят, что он находится в иллюзии. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Поэтому, несмотря на то что мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь покорить ее, мы попадаем во все большую зависимость от нее. Эта иллюзорная борьба с материальной природой сразу же прекратится, как только мы возродим в себе вечное сознание Кришны.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — трансцендентный метод возрождения этого изначального, чистого сознания. Произнося этот трансцендентный звук, мы можем очистить свое сердце от любых страхов. В основе всех этих страхов лежит ложное сознание: «Я — господин всего, что вижу».

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы заняты удовлетворением чувств, как будто находимся на более низкой, животной стадии. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных наслаждений, чтобы вырваться из материальных оков, занимается эмпирическим философствованием. Достаточно разумный человек превосходит уровень эмпирического философствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин — внутри и вовне всего сущего. И когда он действительно достигает уровня духовного понимания, поднявшись над сферами чувств, ума и интеллекта, то находится на трансцендентном уровне. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для повторения маха-мантры не нужно понимать, что она означает, а также прибегать к помощи эмпирического философствования или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Это приходит само собой, непосредственно с духовного уровня, поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой ступени человек, обладая духовным знанием, не должен совершать оскорблений.

На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь:

1)потеря дара речи; 2)испарина; 3)волосы на теле встают дыбом; 4)дрожание голоса; 5)озноб; 6)побледнение кожи; 7)плач в экстазе; 8)транс.

Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течение некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого — желание танцевать во время пения мантры. Мы наблюдали это на практике. Даже ребенок может принять участие в этом пении и танце. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь этой нормы, но даже такой погрязший в материальном человек очень быстро поднимется на духовный уровень. Когда мантру поет с любовью чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы достичь немедленного эффекта, мы должны слушать пение и повторение мантры из уст чистого преданного Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать, как поют и повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым.

Слово Хара — это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама — формы обращения к Самому Господу. И Кришна, и Рама, оба имени означают «высшее наслаждение», а Хара — это высшая энергия наслаждения Господа, в звательном падеже принимающая форму Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Его.

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже энергия, пограничная энергия Господа. О живых существах говорится, что они выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но, когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем нормальном счастливом состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама — трансцендентные семена маха-мантры. Пение и повторение мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Татджапас тадартхабхаванам

Тат – этот, тот;
Джапа – повторение шепотом, бормотание;
Тат – этот, тот;
Артха – смысл, значение, цель;
Бхаванам – настроение, атмосфера.

Ее (мантру ОМ) следует повторять шепотом, представляя себе ее цель и погружаясь в ее настроение (атмосферу).

Комментарий:

Повторение мантр дело довольно деликатное, поэтому большинство людей повторяют их механично и не получают от повторения почти никаких благ. Более 2000 лет назад мудрец Патанджали дал четкие правила для повторения мантр. Любая мантра является фонетической формой Бога , а связь с Богом очень недешевая цель, поэтому за внешней простотой мантр открывается сложный внутренний механизм из нескольких важных правил.

Внутреннее повторение

Слово джапа дословно означает бормотание, невнятное повторение. Мантры следует повторять прежде всего для себя, для своей внутренней жизни, а не на показ, чтобы заработать себе этим социальный статус или почести. Джапой называется глубокие внутренние наблюдения за собой в процессе повторения мантры. Когда Вы произносите мантру, следите за тем, что происходит внутри Вас . Какие мысли возникают, какие эмоции, может быть где-то дискомфорт, а может быть Вы ощутите свободу. Не ждите статичности и одинакового эффекта от каждого повторения мантр. Один день Вы можете ощутить свободу от материи, а в другой день почувствовать подавленность. Просто наблюдайте за собой. Не пытайтесь ничего изменить во время повторения. Будьте внимательным и запоминайте то, что происходит. В этом смысл джапы .

Вы можете спросить, зачем тогда вообще произносить мантры вслух, ведь можно их повторять в уме, ничего не говоря. Голосовое произношение занимает ум и ему становится некогда вмешиваться во внутренние процессы, поскольку он полностью занят контролем правильности произношения. Повторение шепотом еще больше погружает ум в разбирание слов и интонации. У ума практически не остается шансов вставлять свои пять копеек во внутренние процессы. Такой механизм максимально разгружает сознание от назойливого влияния ума и Вы можете отслеживать глубинные психические процессы. Часто бывают случаи, что сеанс повторения мантр дает увидеть в себе то, что сидит годами или даже десятилетиями.

В начале практики повторения будет дискомфорт из-за внешней простоты процесса. Ум всегда сопротивляется простоте и этот случай не исключение. Следует проигнорировать ум и продолжить повторение выбранной мантры. Далее будут изредка происходить прозрения и Вы будете наблюдать и запоминать то, что происходит у Вас в сознании. Со временем озарения будут учащаться пока не превратятся в плотный поток осознаний. Затем придет глубокое спокойствие по поводу прошлого и будущего. Вы поймете, что настоящая жизнь внутри Вас, а внешний мир – эт отпечаток Вашего внутреннего состояния. Детальнее о плодах повторения мантр мы поговорим в следующей сутре.

Цель и атмосфера

Как свойственно всей Ведической философии эти два правила относятся не только к повторению мантр, но распространяются практически на все жизненные сферы. Итак, Первое правило – всегда держать перед собой цель повторения . Не стыдитесь искренне ставить перед собой цели, которые более всего желанны для Вас. Пусть это будет искреннее желание новой машины, денег или жилья, чем даже самая высокая духовная лицемерная цель, поставленная ради получения положительной оценки общества. В повторении мантр главное качество – это искренность, потому что именно она будет помогать Вам всегда видеть перед собой свою цель.

Вторым важным правилом повторения мантр является атмосферность повторения . У каждого человека есть определенное настроение и внутренний микроклимат. Следует поддерживать это настроение во время повторения мантр. В сознании не должно быть пустоты или искусственно созданного мысленного вакуума. Погрузитесь в то настроение, которое роднее всего и комфортнее всего. Такое стремление будет приближать Вас к духовному восприятию, потому что духовное сознание – это самое родное и близкое состояние для любого человека.

Не надейтесь, что быстро овладеете искусством джапы . Такое психологическое состояние, которое достигается во время длительного повторения мантры, является святым граалем для всей психологии. Великие психологи и философы шли к нему всю свою жизнь и всячески прославляли великолепие и величие состояния полного самонаблюдения. Будьте постепенны и продвигайтесь все глубже и глубже внутрь себя с каждым сеансом повторения мантры. Получайте удовольствие от продвижения, а не от плодов повторения.

Способы повторения мантры

Есть три основных пути повторения мантры: громкое повторение (вайкхари ), повторение шепотом (упамшу джапа ) и повторение мантры в уме (манасика мантра ).

Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое пение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать вам. Это не означает, что вы должны повышать голос до такой степени, что это будет приносить беспокойство вашим соседям или близким.

Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает достичь успеха в мантра-йоге. Спокойное, ритмичное дыхание успокаивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Мантра-йогу можно сочетать с пранаямой , дыхательными упражнениями.

Следите за правильным произношением мантры, за четкой артикуляцией. Необходимо быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая ее звучания и не глотая слова. Нередко мантру произносят невнимательно, перескакивая через слова или прибавляя лишние слоги. Повторение лучше производить бодро. Бодрое повторение означает произнесение не слишком быстрое и неразборчивое, но и не медленное, с паузами между словами.

Получив достаточный опыт громкого повторения мантры, вы можете успешно практиковать и повторение шепотом, но если ваш ум очень беспокоен, то будет трудно повторять мантру шепотом.

Мысленное повторение наиболее трудно. Только если утихнут все другие мысли, возможно мысленное повторение. В противном случае ваш ум будет размышлять только о чувственных объектах, и вы не сможете успешно и продолжительно практиковать такой вид джапы . Во время громкого повторения мантры ум может отвлекаться. Язык может повторять, а ум будет занят совсем другими мыслями. Мысленное повторение, или манасика-джапа , не дает такой возможности, хотя и в этом случае беспокойные мысли будут стремиться завладеть умом. Вход, через который мысли проникают в ум, закрыт, когда повторяется мантра. Ум заполняется вибрацией мантры. Когда вы повторяете мантру вслух, следите, чтобы ум также повторял мантру; так вы совместите оба вида повторения мантры.

Всяческие желания, сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты являются помехами для успешного повторения мантры в уме. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Медитация достигается только в результате долгой и напряженной практики. Необходимо огромное терпение. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после пяти дней практики они не достигают медитативного состояния.

Чтобы быстрее достичь контроля над умом, надо использовать различные методы повторения мантры. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте в уме. Повторяйте всегда, куда бы вы ни шли и чем бы ни занимались. Пусть мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, уме, теле, в ваших нервах.

Брахманы, даже сейчас изучая Веды, постигают не только смысл написанного или его значение; они изучают также произношение каждого слога, каждого слова, каждого звука; и делают это годы, годы и годы. Услышав один раз звук, брамин не думает: «Я выучил его». Нет; он знает, что только многократно повторенное слово однажды создаст тот магнетизм, то электричество, тот жизненный ток, который необходим и который приходит только благодаря повторению.

Из книги За пределы страха. Раскрытие любящего сердца. автора Троуб Томас

Глава 18 Работа с непроизвольным повторения

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Шанти-мантры В каждой Упанишаде есть своя шанти мантра (мантра умиротворения). Ом пурнамадах пурнамидам пурнат пурнамудачхьяте; пурнасья пурнамадайя пурнамевавасишьяте. Ом шантих шантих шантих. Это шанти мантра Ишавасья Упанишад. Вы подвергаетесь трем видам страдания -

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Метод кумулятивного повторения Мы уже отмечали, что повторение является эффективным «способом в процессе запоминания. Используя только один этот способ, можно запомнить много вещей, однако пользоваться этим необходимо методично и постепенно.Например, вы хотите выучить

Из книги Практика хатха-йоги: ученик среди учителей автора Николаева Мария Владимировна

Мантры как «настройки» Мантра составляет неотъемлемую часть практики хатха-йоги, поскольку обращение к Учителям устанавливает правильное состояние и намерение. Если у вас нет мантры, переданной учителем при посвящении в какую-либо конкретную практику, то наиболее

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Из книги Я – меняющий реальность автора Каюм Леонид

Из книги Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] автора Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Визуализация мантры С сердцем, исполненным преданности, призывайте своего гуру, читая семистрочную молитву Гуру Ринпоче, а после неё – мантру ваджра-гуру.Произнеся молитву призывания, сосредоточьтесь на мандале, которую вы представляли, и в особенности на своём гуру.

Из книги Вечные ответы автора Крупчанский Адриан

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МАНТРЫ В главе о «проводниках гун» мы сказали, что одним из могущественных способов влиять на свое сознание и на окружающий мир являются мантры. Конечно, эту тему невозможно полностью раскрыть и в десятке книг, но мы попробуем рассказать об основном принципе

Из книги Исцеляющие мантры в Аюрведе автора Неаполитанский Сергей Михайлович

Мантры и беременность Один из важнейших принципов Аюрведы состоит в том, что сознание ребенка зависит от сознания родителей в момент зачатия. Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал здоровым телом, развитым интеллектом и чистой душой, им необходимо проводить обряд

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Мантры в психиатрии Демонологии посвящен раздел Аюрведы, называемый граха-чикитса. Здесь рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными

Из книги автора

Пранаяма и мантры Пранаяма – йогический метод контроля над дыханием – следует рассматривать как основной вид терапии при долговременном лечении легочных заболеваний. Дыхательные практики способствуют устранению различных заболеваний легких, в частности астмы, а

Из книги автора

Мантры и марматерапия Мармы напоминают точки акупунктуры китайской медицины, однако у марм более широкий спектр функций. Название марма означает «зона жизни» или «особо чувствительная точка». Мармы, как и малые чакры, похожи на миниатюрные нейрокомпьютеры, управляющие

Из книги автора

Защитные мантры ОМ УГРАМ ВИРАМ МАХАВИШНУМ ДЖВАЛАНТАМВИШВАТОМУКХАМ НРИСИМХАМ БХИШАНАБХАДРАМ МРИТЙУМРИТЙУМ НАМАМЙАХАМЭта мантра, обращенная к Нрисимхе, может защитить от всех опасностей, бед и дурных воздействий.ДЖАЙА ДЖАЙА ШРИ НРИСИМХАБожество этой мантры – Нрисимха.

Из книги автора

Мантры для медитации ОМ ШРИ МАХА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ«ОМ. Почтение великому Ганеше».ОМ ШРИ ГАНЕШАЙА НАМАХ«ОМ. Почтение Ганеше».Божество мантры – Ганеша. Качества: разрушает все препятствия на пути. Дарует совершенство в интеллектуальной деятельности и правильное

Из книги автора

Из книги автора

Мантры Мантры – это универсальный космический код, который открывает определенные каналы, или двери, в тонкий, духовный мир для всех желающих! Когда практикующий концентрируется на произнесении мантры, его чувства утончаются, карма улучшается, что не может не сказаться

Сочетание определенных звуков или слов, правильное произношение которых имеет благотворное влияние, называют мантрой. Пение помогает сконцентрировать мысли, гармонизировать внутреннее состояние и даже оздоровить тело.

Пение мантр благотворно влияет на человека

Эффективность выполнения мантр зависит не только от слов, звуков, того, как их повторять и произносить, а также от:

  • выбранного времени пения;
  • эмоционального состояния;
  • способа пения;
  • места для пения мантр и медитации;
  • правильного дыхания.

Лучшим временем, чтобы петь мантры, по правилам ведической литературы является утро: необходимо постоянно их распевать в одно и то же время. После пробуждения разум и тело не перенасыщены мыслями и эмоциями, что позволяет качественно сконцентрироваться на мантрах, и они принесут максимально благоприятный эффект.

Пение мантр принесет должный эффект, если мысли чисты от бытовых проблем. Все внимание нужно концентрировать на силе мантры. Отвлекаясь на иные мысли, человек теряет энергию и вибрацию потока, в результате чего это время потрачено впустую.

Во время произношения мантры нужно концентрировать свое внимание и правильно пропевать каждый звук. Перед началом медитации можно послушать исполнения мастеров. В момент пения звуки должны слиться в один поток. Слова мантры, которую планируется использовать в практике, нужно выучить на память, чтобы не отвлекаться на чтение. Регулировать скорость пения можно самостоятельно, полагаясь на свои внутренние ощущения.

Действие текста на человека также будет зависеть от способа его произношения:

  1. Громкое пение - подойдет для начинающих. При проведении первых практик возникает проблема с концентрацией, а громкое произнесение поможет сконцентрироваться на собственном голосе, не отвлекаясь на посторонние звуки. Такой способ пения мантр действует на физическое состояние.
  2. Шепотом - после освоения пения в голос можно начинать практиковать этот способ. Пение шепотом влияет на энергетическое поле и затрагивает чакры и каналы. Звуковые вибрации способны отрегулировать энергетику чакр, а в результате - стабилизировать физическое состояние организма.
  3. Пение в уме (про себя) - это самый сложный из способов. Требует максимальной концентрации и абсолютного освобождения от посторонних мыслей. При таком способе повторений мантр затрагивается душевное и психическое состояние, что поможет избавиться от неправильных мыслей, которые являются основой всех проблем.

Выбор места

Петь мантры можно в любом месте: это может быть уединенный уголок в доме или комфортное место на природе. Лучшим местом, чтобы повторять звуки мантры, будет то, в котором возникает чувство защищенности и спокойствия, где ничего не будет отвлекать и перетягивать внимание.

Проводить практику нужно в одном и том же месте, так оно каждый раз будет наполняться положительной энергией и силой. Важно, чтобы во время пения никто не мешал и можно было максимально сосредоточиться.

Дыхание

Мантры нужно петь на выдохе. Сначала делается медленный и спокойный, но глубокий вдох, а на выдохе произносится мантра. Нельзя делать вдохи или выдохи на середине слова, потому что это нарушает энергетический звуковой поток.

Во время практики дыхание должно быть глубоким: оно не должно вызывать напряжения или скованности. Такое дыхание способствует очищению и успокоению мыслей и активизации духовного потенциала.

Ом

Ом - это мантра, которая известна даже не посвященным в индуизм. Она является сакральным звуком и первоначальной мантрой, несет в себе огромную силу и имеет универсальное назначение. Мастера йоги часто начинают практики с этой мантры. Символизирует Ом Божественную Троицу:

  • Брахму;
  • Вишну;
  • Шиву.

Звуки в мантре ОМ (АУМ) также означают три состояния: бодрствования, дремоты и глубокого сна, а также символизирует Вселенную и высший мир. Такое пение считают звуком возникновения Вселенной, в ведическом учении - символом света и Солнца. ОМ - движение, направленное вверх, и путь души к высшим сферам. Мантру ОМ нужно произносить на выдохе. Вдохи и выдохи должны быть плавными, без напряжения. Распевают эту мантру так, чтобы ощущалась вибрация и создавался плавный звуковой поток.

Повторение мантры ОМ способно:

  • успокаивать;
  • очищать ауру;
  • раскрывать энергетические каналы;
  • усиливать другие мантры.

Сосредоточенное чтение устраняет блоки в духовном восприятии, а разум приобретает спокойствие.

Мантра Ом — одна из самых распространенных

Использование четок

За один сеанс практикуют повторять мантру 108 раз. Это связано с тем, что в буддизме большое значение имеют не только слова и звуки, но и цифры. Число 108 расшифровывают таким образом:

  • один - это божественная энергия;
  • ноль - совершенство и покой;
  • восемь - это знак бесконечности.

Для того чтобы было удобней копировать звуки такое количество раз, используют четки. Они имеют 108 одинаковых бусин и 109-ю - крупную, которую называют Гуру (Меру). Часто на конце четок присутствуют еще две бусины. Они вместе с 109 символизируют:

  • Будду;
  • Драхму;
  • Сангху.

Четки изготавливают с разного материала, каждый из видов имеет свои особенности и обладает определенной энергетикой.

Материал Свойства Использование
1. Сандал (красный) защитит от негатива, стабилизирует работу чакры муладхары поклонение Ганеше, для тантрических практик
2. Сандал (белый) избавляет от соблазна, успокаивает, гармонизирует, способствует очищению ума в любых практиках
3. Дуб накапливает положительную энергетику, очищает пространство, защищает от негатива в любых практиках
4. Можжевельник защищает от злых духов, очищает энергетику, накапливает положительную энергию в буддийских практиках
5. Тулси способствует осознанному духовному посвящению для практик Бхакти-йоги
6. Семяна Бодхи помогает обрести просветление в любых практиках
7. Семена лотоса способствует материальному благополучию, принесет жизненный комфорт, благополучие, достаток в индуистских практиках для поклонения Богине Лакшми, в буддизме - разным Божествам лотосового семейства
8. Рудракши дает мощную энергию, способствует концентрации, защищает от негатива поклонение Шивы и Шакти, в тантрических практиках
9. Ним имеет целебное действие для вайшнавских практик

Выбирают четки в зависимости от традиций школ, по рекомендации духовного наставника или в расчете на интуицию и свои ощущения. Для каждой мантры должны быть отдельные четки, чтобы избежать смешения энергий.

Четки должны состоять из 108 бусин

Положение тела

Для медитации и пения мантр нужно выбрать максимально удобную позу. Она должна быть устойчива и комфортна. В ней нужно находиться длительное время, поэтому дискомфорт должен быть исключен. Такую позу называют асана. Существует 11 укрепляющих и 4 основных позы, которые предназначены для медитации. Основные медиативные позы (асаны):

  1. Симхасана;
  2. Бхадрасана.

Техники выполнения

Все медиативные позы обладают рядом благотворных качеств. Для того чтобы выбрать подходящую, можно попробовать сделать каждую из них. Та, в которой будет максимально комфортно и удобно, подойдет для длительной медитации и чтения мантр.

Чаще всего для пения мантр и медитации используют асаны Сиддхаса и Падмасана (поза лотоса).

Тот, кто сосредоточивается на душе, умерен в своей диете и может получить сверхъестественные способности, если он практикует Сиддхасану в течение двенадцати лет без перерыва.

Чтобы сделать правильно Сиддхаса, нужно:

  1. Сесть на пол или коврик (подстилку), выпрямив ноги перед собой.
  2. Согнуть ноги и скрестить голени.
  3. Положить правую стопу под противоположное бедро.
  4. Левую стопу - под правое бедро.
  5. Руки выложить на колени ладонями вниз.
  6. Ноги подтянуть к тазу.
  7. Стопы максимально расслабить.
  8. Выровнять спину и плечи.

В такой позе можно находиться длительное время, но регулярно необходимо менять позицию ног.

Падмасана (поза лотоса)

Эту позу считают главной для медитации. Чтобы выполнить Падмасана, нужно:

  1. Расположиться на полу, выпрямить ноги и развести их на 45°, слегка наклониться.
  2. Согнуть правую ногу до образования угла в 90°, а ступню положить на пол ребром.
  3. Разворачивать бедро, стараясь, чтобы колено соприкоснулось с полом.
  4. Аккуратно придвигать правое бедро к левому.
  5. Правую стопу нужно положить на левое бедро.
  6. Медленно согнув левую ногу, положить ступню на правое бедро.
  7. Выпрямить позвоночник потягиваниями вверх.

В этой позе важную роль играет подвижность тазобедренных и коленных суставов. Падмасану нужно выполнять медленно и постепенно, при возникновении дискомфорта - прекратить.

Падмасана — основная поза для медитации

Заключение

Пение представленных мантр позволит гармонизировать все аспекты своей жизни: оно поможет справляться со стрессами и эмоциональным напряжением, а длительные практики исцелят душу и тело. От того, насколько правильно это делать, будут зависеть эффективность и результат их действия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: