Старец макарий. Преподобный Макарий Оптинский

Житие Преподобного Макария Оптинского

Ми-ха-ил Ни-ко-ла-е-вич Ива-нов – та-ко-во мир-ское имя пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия. Он ро-дил-ся 20 но-яб-ря 1788 го-да в се-мье ор-лов-ских дво-рян, рос ти-хим, бо-лез-нен-ным маль-чи-ком. Лю-бил кни-ги, му-зы-ку, уеди-не-ние. Он ра-но ли-шил-ся ма-те-ри, ко-то-рая лю-би-ла его и вы-де-ля-ла сре-ди дру-гих де-тей: «Чув-ству-ет мое серд-це, что из это-го ре-бен-ка вый-дет что-то необык-но-вен-ное».

По-сле кон-чи-ны обо-их ро-ди-те-лей Ми-ха-ил, по-де-лив на-след-ство меж-ду бра-тья-ми, оста-вил служ-бу в финан-со-вом ве-дом-стве и по-се-лил-ся в сво-ем по-ме-стье. Од-на-ко мир-ская жизнь его не ин-те-ре-со-ва-ла. В 1810 го-ду Ми-ха-ил от-пра-вил-ся на бо-го-мо-лье в Пло-щан-скую пу-стынь и в мир уже не вер-нул-ся. В этой пу-сты-ни пре-по-доб-ный Ма-ка-рий встре-тил-ся со стар-цем Афа-на-си-ем, уче-ни-ком стар-ца Па-и-сия (Ве-лич-ков-ско-го), и об-рел в его ли-це чут-ко-го ду-хов-но-го на-став-ни-ка. Как бли-жай-ший уче-ник пре-по-доб-но-го Па-и-сия ста-рец Афа-на-сий за-ни-мал-ся ис-сле-до-ва-ни-ем и пе-ре-во-да-ми свя-то-оте-че-ской ли-те-ра-ту-ры. При-ве-зя из Мол-да-вии мно-го тек-стов, он при-об-щил к это-му важ-но-му тру-ду сво-е-го уче-ни-ка, пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия. Позд-нее, уже в Оп-ти-ной, ку-да пре-по-доб-ный Ма-ка-рий пе-ре-шел в 1834 го-ду, он про-дол-жил труд, на-ча-тый его учи-те-лем.

Его ду-хов-ным на-став-ни-ком в Оп-ти-ной стал пре-по-доб-ный Лев , ко-то-ро-му пре-по-доб-ный Ма-ка-рий пол-но-стью вве-рял свою во-лю, не дер-зая пред-при-ни-мать что-ли-бо без его бла-го-сло-ве-ния. Бла-го-да-ря пре-по-доб-но-му стар-цу Ма-ка-рию бы-ли из-да-ны со-бран-ные в Оп-ти-ной ру-ко-пи-си и пе-ре-во-ды пре-по-доб-но-го Па-и-сия (Ве-лич-ков-ско-го). Боль-шую по-мощь в этом ему ока-зы-ва-ли ду-хов-ные ча-да – су-пру-ги Ки-ре-ев-ские. Под вли-я-ни-ем пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия воз-ник-ла це-лая шко-ла из-да-те-лей и пе-ре-вод-чи-ков ду-хов-ной ли-те-ра-ту-ры, в ко-то-рой так нуж-да-лась пра-во-слав-ная Рос-сия, укре-пи-лась связь меж-ду оп-тин-ским стар-че-ством и рус-ской ин-тел-ли-ген-ци-ей. На ис-по-ведь и бла-го-сло-ве-ние к пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию при-ез-жа-ли А.К. Тол-стой и И.С. Хо-мя-ков, Н.В. Го-голь и А.Н. Му-ра-вьев.

Семь лет пре-по-доб-ные стар-цы Лев и Ма-ка-рий ру-ко-во-ди-ли ду-хов-ной жиз-нью бра-тии и мно-гих ты-сяч лю-дей. Из-ве-стен та-кой слу-чай: к пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию при-ве-ли од-но-го бес-но-ва-то-го, ко-то-рый ни-че-го ра-нее о стар-це не знал и ни-ко-гда его не ви-дел. Бес-но-ва-тый, бро-сив-шись к при-бли-жа-ю-ще-му-ся стар-цу с кри-ком: «Ма-ка-рий идет, Ма-ка-рий идет!», уда-рил его по ще-ке. Пре-по-доб-ный тут же под-ста-вил дру-гую ще-ку, а боль-ной рух-нул на пол без чувств. Оч-нул-ся он ис-це-лен-ным. Бес не смог пе-ре-не-сти ве-ли-ко-го сми-ре-ния стар-ца.

Да-ро-вал Гос-подь пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию и дар ду-хов-но-го рас-суж-де-ния. Каж-до-му при-хо-дя-ще-му к нему на от-кро-ве-ние сво-ей со-ве-сти он по-да-вал вра-чев-ство, при-лич-ное немо-щи. Его сми-рен-ное сло-во бы-ло и сло-вом дей-ствен-ным, сло-вом со вла-стию, ибо оно за-став-ля-ло по-ви-но-вать-ся и ве-рить неве-ру-ю-ще-го. Сми-ре-ние про-яв-ля-лось во внеш-но-сти пре-по-доб-но-го, в ви-де его одеж-ды, в каж-дом дви-же-нии. Ли-цо его бы-ло свет-ло от по-сто-ян-ной Иису-со-вой мо-лит-вы, тво-ри-мой им, оно си-я-ло ду-хов-ной ра-до-стью и лю-бо-вью к ближ-не-му.

За два го-да до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Ма-ка-рий при-нял ве-ли-кую схи-му. До са-мой смер-ти пре-по-доб-ный при-ни-мал ду-хов-ных чад и па-лом-ни-ков, на-став-ляя и бла-го-слов-ляя их.

7/20 сен-тяб-ря 1860 го-да, через час по-сле при-ня-тия Хри-сто-вых Та-ин, пре-по-доб-ный Ма-ка-рий мир-но ото-шел ко Гос-по-ду.

Однажды к Макарию привели человека, одержимого бесом. Бесноватый ранее не видел и не знал старца. «Макарий идет!» — закричал болящий, и ударил духовника по щеке. Преподобный, по заповеди Христа, подставил вторую щеку. Одержимый упал без чувств, и очнулся исцеленным. Не выдержавший такого смирения, бес покинул человека навсегда.

Как все великие святые, Макарий Оптинский был знаменит не чудотворениями, а старческими трудами и наставничеством богоспасаемого народа. Духовные советы старца - мудрое руководство на пути спасения христиан.

С ранней молодости Макарий отличался кротким нравом и необычными поступками

Михаил Иванов

мирское имя Макария Оптинского

Будущий святой родился в благочестивой семье с именем Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич Ива­нов, недалеко от Оптиной Пустыни. С детства имея тихий и кроткий нрав, Михаил был склонен к уединению и молитве. После смерти родителей он остался один в имении. Крестьян никогда не наказывал и не беспокоился о прибыли.

Когда у него украли гречиху, наставлял обидчиков евангельскими примерами. К удивлению, мужики покаялись, пав перед Михаилом на колени.

Делясь мыслями о понимании счастья, он впоследствии писал:

«Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и не доставляют счастья».

Монашество – единственный верный выбор жизненного пути

Кроткий нрав и тихий образ жизни предуготовили Михаила к иночеству. Его путь в монастырь был простым и прямым. Прибыв паломником в Площанскую Пустынь, он остался там навсегда, отказавшись от части наследства в пользу братьев.

В возрасте 22 лет, Михаил постригается в рясофор с именем Мелхиседек.

Наставником послушника стал старец Афанасий, ученик великого Паисия Величковского, У Афанасия было собрание творений древних отцов монашества, собранных Паисием. Духовное становление молодого послушника проходило на основе этих трудов, под руководством опытного наставника.

По истечении 5 лет послушник принимает монашеский постриг в честь Макария Великого. На протяжении нескольких лет, кроме послушаний, он совершает паломнические поездки.

Через 15 лет монастырской жизни, Макария назначают духовником Севского девичьего монастыря.

Вскоре состоялась его встреча со старцем Оптиной Пустыни Львом. Между духовниками завязалась дружеская переписка. Со временем, отец Макарий переезжает в Оптину Пустынь, будучи 46-летним опытным духовником.

Оптина Пустынь – поприще великого труда и подвигов старца

Отец Лев считал Макария себе равным, но по его смиренным просьбам, обращался с ним как с учеником. За время дружбы, они воспитали будущего великого святого старца Амвросия Оптинского.

Семь лет оба духовника окормляли братию и наставляли прибывающих в скит паломников. После смерти преподобного Льва, тяжесть духовничества легла на плечи Макария.

Старец Макарий отличался кротким нравом. Он все покрывал любовью. Его чада свидетельствовали:

«…сила этой любви настолько привлекала к нему сердца всех, что мы готовы были не отходить от него, чтобы всегда наслаждаться светлым его лицезрением и сладкою беседою богоглаголивых уст его».

Со смирением и любовью принимал старец каждого посетителя. Он приносил с собой радость и утешение. Будучи мудрым и заботливым отцом, помогал братии нести бремя иноческой жизни.

«Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижной. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре - смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно»

Вспоминали посетители.

На протяжении 20 лет преподобный Макарий вел переписку с духовными чадами

Наставляя их в вере и благочестии, утешая в скорбях. Этими письмами старец оставил о себе добрую память. Они до сих пор содержат в себе духовную пользу.

Столько лет переписывался Макарий Оптинский со своими духовными детьми

Утешая человека, который страдал от многочисленных скорбей, он писал:

«Люди большею частью желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, о всегдашнее благоденствие и счастье человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь, более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и многие идут им (Мф. 7:13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7:14). Итак, по любви своей к нам, Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную».

Старец заботился о благоустройстве монастыря, о правильном ведении служб и песнопений. Был трудолюбив. Под его руководством, в скиту развивались ремесла, среди которых токарное и переплетное. Богослужения совершал по смирению редко, но часто пел на клиросе.

Его скромная келия была оборудована небольшой приемной и маленькой спаленкой. В спальне стояла узкая кровать, письменный стол. В углу – иконостас, в составе которого особо почитаемая икона Владимирской Божией Матери с неугасимой лампадой. На стенах висели изображения подвижников и виды монастырей. В этой келии старец подвизался 20 лет.

Молитвенное правило он совершал ежедневно с 2 до 6 утра.

Далее, до самого закрытия монастыря, принимал посетителей. Праведные труды отнимали много сил. Иногда ему приходилось принимать монастырскую и скитскую братию во время вечернего правила и вместо братской трапезы.

Каждый день его ожидали посетители.

Мужчин он принимал в своей келии, а женщин – за воротами скита, в специальном помещении.

Его беседы приносили людям духовную пользу.

Старец уделял внимание руководству группы ученых, литераторов, монахов и мирян, которые переводили на литературный язык труды святых отцов древности. Преподобного Макария считают основателем целой школы переводчиков и издателей духовной литературы. Он укреплял связи между Оптиной и русской интеллигенцией. За духовным окормлением к старцу обращались: И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, А. Н. Муравьев и др.

Блаженная кончина преподобного, о которой он знал заранее

Под конец жизни старец часто жаловался на усталость и отсутствие покоя. Иногда его одолевало физическое изнеможение, так что приходилось отказываться от приема посетителей. До конца подвижнического пути преподобный не прекращал помощь страждущим. Подражая Спасителю, старец смиренно нес крест.

За два года до смерти, преподобный был пострижен в великую схиму с тем же именем.

Старец заранее предсказал время своей кончины. За неделю до этого его соборовали. Будучи тяжело больным, он давал последние наставления, прощался с духовными чадами, раздавал вещи. Даже будучи на последнем издыхании, старец взглядом благодарил пришедших проводить его. В полночь пришел духовник старца, и беседовал с ним пол часа. Преподобный попросил читать отходную.

– «Слава Тебе, Царю мой и Боже мой!», «Матерь Божия помози мне!» – восклицал старец при чтении отходной. В 6 часов утра он приобщился Святых Христовых Таин, а через час, тихо почил, на 9-й песни канона на разлучении души.

Мощи Макария Оптинского покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни, рядом с мощами его духовного друга и сотаинника, преподобного Льва.


Как и при жизни, преподобный Макарий остается скорым помощником всем обращающихся к нему за помощью.

Памятные даты жизни старца Макария

Дата Событие
20 ноября 1788 г. День рождения.
1802 г. Поступил на работу бухгалтером
6 октября 1810 г. Уход из мира в Площанскую пустынь.
Декабрь 1810 г. Пострижение в рясофор с именем Мелхиседек.
7 марта 1815 г. Постриг в мантию с именем Макарий.
27 мая 1817 г. Иерейская хиротония.
1827 г. Назначение духовником Севского монастыря.
1834 г. Поступление в Оптину Пустынь.
1837 г. Назначен духовником обители.
1839 г. Вступление в должность скитоначальника.
1841 г. Становится духовным наставником Пустыни.
1858 г. Постриг в схиму.
20 сентября 1860 г. Блаженная кончина (день памяти).
27 июня 1998 г. Обретение святых мощей старца.
19 января День тезоименитства.
24 октября Собор преподобных старцев Оптинских

Чудотворения и прозорливость старца - как свидетельство Святого Духа.

Множество случаев чудесной помощи Божьей наблюдали духовные чада при жизни старца.

Часто Макарий служил молебны об исцелении и помазывал страждущих маслом из неугасимой лампады. При этом бывали случаи исцелений, особенно бесноватых.

Страдала беснованием Мария Павловна Полунина. Ее привели в Оптину для исцеления. При приближении к Макарию, она начала биться в припадке. Старец опоясал ее своим пояском, и Мария успокоилась. С тех пор припадки навсегда прекратились.

В одном селении бешеный волк искусал многих крестьян. В это время туда к одной барыне приехал батюшка. Часть пострадавших отправили в больницу, а крестьян знакомой барыни старец в больницу ехать не благословил.

Он окропил их святой водой, и назначил молитвенное правило. Все они остались живы, а в больнице все умерли.

У 5-летней девочки Даши постоянно случалась лихорадка и рвота от рыбы. Старец велел ей сесть рядом. Отломив часть своего карася, он заставил девочку съесть. Даша со слезами съела, думая, что начнется рвота. Но болезнь отступила навсегда.

Сын одного помещика Орловской губернии Алексей Говоров сильно страдал пьянством. По совету знакомых, он с женой поехал в Оптину Пустынь к старцу. Макарий шутя ударил Алексея 3 раза рукой по голове, и велел готовиться к принятию Святых Тайн. Приступая к чаше, Алексей почувствовал сильное сопротивление и противные помыслы.

Превозмогая себя, он причастился.

После этого он навсегда освободился от страсти, и испытывал отвращение к спиртному.

О старце свидетельствовали, что он

«был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».

В этой передаче в течение 7:27 минут рассказывают о чудесах и жизни Макария Оптинского

Преподобному Макарию Оптинскому молятся для помощи в болезнях и тяжелых обстоятельствах жизни

Молитва

О священная и богомудрая главо, богоносе отче наш Макарие. За труды и подвиги твоя, имиже Христа прославил еси и от глада духовнаго люди российския избавил еси, Христос Господь Воплощенная нас ради Премудрость излия на верх твой неувядаемую славу смиренномудрия. Имже вся супостаты вражия низложил еси и баснословное суемудрие философов обличил еси.

Темже убо отче, яко со святыми вменился еси и боголепное житие в Раи живеши, не остави нас сирых, грешная и неразумная чада твоя. Но боголюбивою твоею молитвою нас посети: избави от неразумия умы наша в суете мирстей выну шатающияся, утверди сердца наша Страхом Божиим иже плодит начатки премудрости, колеблющуюся волю нашу остени заповедьми Христовыми да не на одесную ниже шуюю отступим от закона Всевышняго.

Отеческим преданием научи ны внимати и со опастсвом тыя хранити, да наследницы святых отцев явимся. Присно же сохрани наследие твое и обитель твою в нейже добропобедный подвиг совершил еси и тело твое яко драгоценный бисер в ней оставил еси. Да вси притекающии к раце мощей твоих исцеления приемлют и Бога прославят Дивнаго во святых Своих всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Макарию Оптинскому

Кондак 1

Избранному делателю смиренномудрия и послушания прилежному наставнику, богомудрому старцу Оптинскому, от души моления теплыя принесем. Ты же, отче, непослушных нас послушай, яко послушающаго тебе Бога выну в себе стяжавый, да вси зовем ти:

Икос 1

От пелен младенческих Богом предъизбран быв в души твоей красоту изобразити высокотворнаго смирения, темже нравы благочестивыми обучен быв и верою правою утвержден, явился еси родителем твоим благочестивое похваление. Сего ради зовем ти:

Радуйся, Богом избранный сосуде.

Радуйся, смирения и любве крепкий соузе.

Радуйся, младенческий разум отвергий.

Радуйся, злобою присно младенствуяй.

Радуйся, разумливый закона Христова светильниче.

Радуйся, писаний отеческих присный любителю.

Радуйся, яко мирское оставль мудрование.

Радуйся, яко к Божественным приникнув писанием.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 2

Послушанию навык издетска отче преподобне, в мирских делех прилежно обучил еси себе. Темже в тщету вся вменил еси Христа ради и воли Божественныя послушати взыскал еси, поя Ему: Аллилуия.

Икос 2

Мира темное оставив мудрование, неимущее Бога внутрь себе, к любомудрию же монашескому направил еси все твое тщание, еже просветитися познанием о Христе, сего ради поем тебе сице:

Радуйся, мудрость мира сего постигнувый.

Радуйся, яко тщету оныя уведел еси.

Радуйся, мусикийския органы возненавидевый.

Радуйся, яко богодвижная цевница явился еси.

Радуйся, яко мудрый, купец безценнаго бисера взыскал еси.

Радуйся, вся продавый и Христа приобрел еси.

Радуйся, небеснаго любомудрия рачителю.

Радуйся, мирскаго суемудрия обличителю.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 3

Слышал еси отче, яко в Оптинстей пустыни светильник богосиянный возжеся на свешнице церковнем. Темже на крылах любомудрия к нему прилетел еси и во свете жития его узрел еси Свет неприступный, Богу благодарне возопив: Аллилуия.

Икос 3

Яко равносветлое солнце прият тя во объятия своя старец Лев богозрачный, молниями отеческих учений блистаяйся, утверди тебе быти верна ему на тверди послушания и от светлости в светлость духовную возрастати. Темже приносим тебе похвалу сию:

Радуйся, взыскавый старца по слову Симеона Богослова.

Радуйся, в богоглаголивем старце Бога обретый.

Радуйся, молниезрачными ученьми озаривыйся.

Радуйся, яко темнозрачную прелесть попалил еси.

Радуйся, послушанием умерый воли никчемней.

Радуйся, добродетелию яко финикс воскресый.

Радуйся, Льва преподобнаго скимне духовный.

Радуйся, яко мысленных волков с ним растерзал еси.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 4

Пастырем от пастыря и старцем от старца Богом произволено быти тебе. Темже свет разсуждения в тебе возсиял есть ярчайше, имже прелестную бесовскую тьму попалил еси, светло взывая Христу: Аллилуия.

Икос 4

В горниле скорбей, отче преподобне, и на наковальне подвигов монашескаго жития сосуд души твоея златокован соделав, внюдуже сокровище Духа Господь вмести. Темже, яко блистающее сокровище тя стяжавше, выну тебе вопием от души:

Радуйся, сокровище даров отеческих преданий.

Радуйся, богатство духа нищим подаваяй.

Радуйся, веры адаманте крепкий.

Радуйся, любве аметисте светлый.

Радуйся, надежды сребрянная чаша.

Радуйся, печальным сладкая отрада.

Радуйся, преемственная славо старцев богоносных.

Радуйся, писаний богомудрых источниче живоносный.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 5

Скит по образу древних отцев святителем Филаретом устроенный, ты потщался еси ангелоподобным жительством обустроити, учредил еси в нем пение сладкогласное на подобны церковныя и трезвенным умом непрестанно взывати Христу: Аллилуия.

Икос 5

Боголепное о всех Божие промышление вручи тебе пастырское о чадех твоих попечение. Ты же яко доилица кормящая с ласкою паству твою окормил еси, обаче и о нас заблудших молитися не престани вопиющих тебе сия:

Радуйся, пастырскою любовию овцы к себе призываяй.

Радуйся, словесною манною тех насыщаяй.

Радуйся, волков в овечьей коже от стада отгнание.

Радуйся, козлищ заблудших богомудрое наказание.

Радуйся, Ангелоподобное пение в церквах устроевый.

Радуйся, трезвомысленное жительство в Скиту учредивый.

Радуйся, древних отцев пустынных новая похвало.

Радуйся, старчества оптинскаго неувядаемая славо.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 6

Книжник богомудрый явился еси в стране Российстей, отче Макарие, якоже от камене Христос - мед, такожде ты от книг - свет произвел еси сих напечатлением. Темже славим Христа, вразумившаго тя и поем Ему: Аллилуия.

Икос 6

Свет от письмен твоих возблиста, якоже от искр возгарается пламя, темже устен твоих поучения страсти душевныя попалиша. Сего ради светом учений твоих озаряеми, похвальная ти вопием:

Радуйся, скрижале исписанная Божественными письмены.

Радуйся, тросте движимая Духом Святым.

Радуйся, святоотеческое словес изъяснение.

Радуйся, богодохновенное иноком вспоможение.

Радуйся, разсуждения светило ярчайшее.

Радуйся, в книзе животней печате всекрасная.

Радуйся, неослабное о Бозе рачение.

Радуйся, нас ленивых во Христе воздвижение.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 7

Слышаша людие окрест живущии, яко подана ти бысть от Бога Премудрости сладкая вода, притекаху к тебе томимии жаждею слова Божия. Ты же словесныя реки учений твоих испустил еси щедре, на радость людем поющим Христу: Аллилуия.

Икос 7

Житие монашеское явил еси во цвете первозданнем, отче Макарие, якоже в Раи насадил еси в Оптинстей пустыни благочестия цветы, пост и трудолюбие и молитву непрестанную, сего ради сладкия принесл еси плоды Христу. Мы же от плодов твоих насладившеся, похвальная тебе зовем:

Радуйся, делателю вертограда оптинскаго.

Радуйся, насадивый в нем благочестия цветы.

Радуйся, монашескаго любомудрия шипок благовоннейший.

Радуйся, евангельскаго смиренномудрия крине чистоты.

Радуйся, искореняяй в сердцах наших нечестие.

Радуйся, насыщаяй разумы наша Божественными словесы.

Радуйся, кедре богоразумием украшенный.

Радуйся, яко на вéтвех твоих витают духовныя птенцы.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 8

Сладкими словесы твоими привлекл еси философов горчайшее житие и медом премудрости евангельския усладил еси тех сланое мудрование. Темже от суемудрия мирскаго отвратишася сии, и ко источнику Премудрости Христу притекоша, поюще: Аллилуия.

Икос 8

Море преплыл еси писаний отеческих якоже лодия небурне ходящая, и добрый бисер богопознания извлекл еси, евангельскому купцу уподобился еси, отче Макарие. Темже нищету нашу богатити не престай отеческим преданием, да в радости духовней поем тебе похвальная:

Радуйся, сокровищница отеческих преданий златоукрашенная.

Радуйся, мироположница апостольских речений благовоннейшая.

Радуйся, недоведомых таин явление.

Радуйся, неразумных сердец умудрение.

Радуйся, высото смиренномудрия, врагу недостижимая.

Радуйся, глубино богопознания, человеком явленная.

Радуйся, широто любве Божественныя.

Радуйся, долгото молитв неусыпаемых.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 9

Корень смиренномудрия в души твоей насадив при исходищих Духа Святаго, богоблаженне Макарие, яко кедр ливанский процвел еси в Скиту и умножил еси древеса Рая Иисусова. Темже в сени сада сего вернии отдохновение приемлют и Христа воспевают: Аллилуия.

Икос 9

Духа Святаго преизобилующую благодать стяжавый, Еюже боговместительное сердце твое духовная чада отечески породи. Болезновал еси горце и молился еси сладце, дондеже изобразится в них Христос. Темже почитаем тя, яко отца чадолюбива и сице тебе поем:

Радуйся, Амвросия богомудраго духовно родивый.

Радуйся, Илариона предивнаго отечески возрастивый.

Радуйся, Анатолия светозарнаго превыспренне воскриливый.

Радуйся, Исаакия благочестиваго прозорливо предуказавый.

Радуйся, Моисею и Антонию крепосте единомыслия.

Радуйся, богоноснаго Льва друже искренний.

Радуйся, оптинскаго старчества цепе златокованная.

Радуйся, собора венценоснаго каменю богоизбранный.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 10

Заповедь Господню соблюл еси непреложно: «аще кто ударит тя в ланиту десную, обрати к нему и другую». Темже заушившую тя исцелил еси от одержимости и смирением твоим заушил еси гордых бесов, не поющих Богу: Аллилуия.

Икос 10

Дух премудрости и разума на тебе почил есть, отче Макарие, дух совета и крепости, дух ведения и дух благочестия. Темже отверзеся в тебе исцелений источник кипящий дарованьми Божественными, от нихже пиющии возопиша в веселии:

Радуйся, честное даров Божественных вместилище.

Радуйся, богатое Христовы благодати излияние.

Радуйся, многоплетенных грехов разрешение.

Радуйся, многоразличных недугов исцеление.

Радуйся, прозорливый страстей искоренителю.

Радуйся, богомудрый добродетелей насадителю.

Радуйся, Херувимскаго разсуждения богодохновенный делателю.

Радуйся, Серафимскому славословию благозвучный подражателю.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 11

Матери Божией угодил еси в тайне души твоея, богоблаженне отче Макарие, смиренным и боголюбивым твоим житием. Темже похваляет тя яве и угодника Своего нарицает. Мы же чудящеся таковому твоему совершенству, Богу поем: Аллилуия.

Икос 11

Светом твоих святых поучений светиши нам с высоты славы твоея святыя сущим в нощи неведения, и к ведению и деянию наставляеши ны смыслом твоих речений. Темже во свете твоих наставлений ходяще, сице тебе вопием:

Радуйся рекий: смирение аще стяжеши, вся тем имаши.

Радуйся рекий: аще оное не имаши, ничтоже имаши.

Радуйся рекий: погружаяй мысль во глубину смирения, обретает Господне призрение.

Радуйся рекий: духовное охлаждение предваряется высоким о себе мнением.

Радуйся рекий: Иисусова молитва со смирением посекает вражия приражения.

Радуйся рекий: трудом и смирением устрояется богоугодное доброделание.

Радуйся рекий: внимаяй отеческим писанием ясно зрит свое устроение.

Радуйся рекий: идяй путем креста и смирения сретает духовная наслаждения.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 12

Аще и зайде в Бозе яко солнце богокрасное твое житие, обаче смерти нощь не сокры деяний твоих светозарную славу, мы же зряще яко звезды многолепную славу твою, Творцу небес поем хвалу: Аллилуия.

Икос 12

Венец похвал приими, отче Макарие, иже от многия любве дерзнаем принести тебе убогая чада твоя, ты же венцем смиренномудрия, имже венча тя Христос, венчай ны, воспевающия Тебе сия:

Радуйся, яко неувядаемая слава святых на версе твоем почи.

Радуйся, яко приснословущую похвалу в раи душа твоя вкуси.

Радуйся, яко слез твоих сеяние ниву Господню угобзи.

Радуйся, яко снопы трудов твоих Христу принесый.

Радуйся, яко Богозрительную чистоту Бог сердцу твоему дарова.

Радуйся, яко от чрева твоего, по слову Христа, истече Духа Святаго река.

Радуйся, нищету духовную, яко сокровище некрадомое присно в нас сохраняяй.

Радуйся, кротостию и незлобием яко щитом духовным присно нас покрываяй.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 13

О известнейший рачителю смиренномудрия, богоносе отче Макарие, яко от Бога даровася ти светильник разсуждения, имже просветил еси сущия во тьме неведения, даждь и нам стяжати Благодать Святаго Духа, да избегнувше тьмы греховныя, зовем Христу: Аллилуия.

В Калужской области, недалеко от старинного города Козельска, находится Оптина пустынь - монастырь, который по праву именуется наиболее ярким светильником Православной Руси XIX и XX веков. Своей славой он обязан богомудрым старцам, которые, сменяя друг друга, стали нескольких поколений россиян. Преподобный Макарий Оптинский был одним из них.

Обитель среди дремучих лесов

Время создания точно неизвестно. По одной версии, эта честь принадлежит боголюбивому князю Владимиру Храброму, почившему в начале XV века, а по другой, и более популярной в народе, основателем монастыря стал некий раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник по имени Опта, живший столетием позже.

Однако, по всей видимости, это лишь красивая легенда, так как в давние времена словом «опта» назывались обители, общие для мужчин и женщин (было и такое на православной Руси). Основателями же монастыря, вероятно, стали отшельники, желавшие уединиться в лесной глуши, для свершения иноческого подвига.

И затерялось бы в истории эта святая обитель среди тысяч подобных монастырей, если бы не слава, которую принесли ей богомудрые старцы. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, следует остановиться на том явлении религиозной жизни, которое принято обозначать словом "старчество".

Старчество как форма духовного служения

Возникло оно в Египте на заре христианства и оттуда распространилось по всему миру, обретя для себя в России благодатную почву. Старец - это прежде всего наставник своих духовных чад, которых у него может быть великое множество. В силу Благодати Божьей, щедро излитой на него Создателем, старец обретает дары богомудрия и прозорливости.

Эти уникальные качества позволяют ему оказывать помощь людям, обращающимся к нему в тяжёлых жизненных ситуациях, или жаждущим услышать слово Божией Правды. Старец - это далеко не всегда пожилой человек, поскольку сам термин означает не возрастную характеристику, а форму духовного служения.

Оптиной пустыне на протяжении всей её истории Господь послал четырнадцать таких старцев, первым из которых был преподобный Лев, подвизавшийся в ней с 1797 года. Преподобный Макарий Оптинский, о котором пойдёт речь в нашей статье, стал его учеником и преемником.

Детство и юность раба Божьего Михаила

Старец Макарий Оптинский в миру звался Михаилом Николаевичем. Родился он 3 декабря 1788 года в благочестивой и набожной семье дворян из Его родители - отец, коллежский асессор Николай Михайлович Иванов и мать Елизавета Алексеевна, были людьми обеспеченными, и владели несколькими поместьями. Кроме него, в семье было ещё четверо детей.

Как он рассказывал потом, многие его детские воспоминания связаны с находившимся неподалёку от них Одринским монастырём, куда родители часто совершали паломничества. Большое влияние на формирование его характера в те годы оказал настоятель обители архимандрит Феофан, прививший мальчику любовь к церковным службам.

В девятилетнем возрасте Миша Иванов пережил первое в жизни несчастье - смерть матери, скончавшейся от туберкулёза. Это произошло в Москве, куда вся семья переехала специально, чтобы обеспечить Елизавете Алексеевне надлежащую медицинскую помощь. Вернувшись на родину после столь трагического события, он вместе с двумя братьями поселился в имении своей тётки, родной сестры отца - Дарьи Михайловны Передельской.

Молодой и подающий надежды чиновник

В лице этой женщины подростки нашли не только заботливую родственницу, старавшуюся во всём, что в её силах, заменить сиротам мать, но и наставника, взявшего на себя труды, а также расходы, связанные с их образованием. Ряд дисциплин она преподавала сама, а там, где её познания были недостаточны, нанимала учителей.

Кажется невероятным, но будущий старец Макарий Оптинский с детства был настолько одарён разумом, что в четырнадцатилетнем возрасте его приняли на службу в уездное казначейство на должность бухгалтера. В качестве помощников были зачислены также и его братья. Однако этот факт имеет документальное подтверждение, потому сомневаться в его достоверности не приходится.

В 1805 году труды молодого чиновника были по достоинству оценены губернским начальством, и он получил повышение в должности и в чине. Следуя традициям, установленным в дворянском обществе того времени, Михаил Николаевич вёл обычную в таких случаях светскую жизнь. Часто посещал дома местной аристократии, среди которой был радушно принят, а также участвовал во всех увеселительных мероприятиях.

По воспоминаниям современников, его главными увлечениями тех лет были музыка и литература. Мало кто знает, но преподобный Макарий Оптинский в молодые годы прекрасно играл на скрипке и пел романсы несильным, но весьма приятным баритоном.

Пробуждение религиозных чувств

Год спустя Михаила Николаевича постиг новый удар - скоропостижно скончался его отец. На семейном совете было решено, что имения, принадлежащие семье, должны перейти ему, как старшему из детей, но доход с них будет их общим капиталом. Это накладывало определённую ответственность, и послужило причиной того, что в 1805 году Михаил оставил службу и, поселившись в деревне Щепятино, занялся хозяйством. Всё свободное время он, как и прежде, уделял чтению и музыке.

В этот период жизни, проведённый на лоне деревенской тишины и уединения, зёрна религиозности, которые были посеяны когда-то в его душе, дали обильные всходы. Михаил Николаевич, по его собственным воспоминаниям, всё чаще стал погружаться в размышления о спасении души и чтение Библии. Однажды, побывав на ярмарке, он привёз оттуда множество книг, содержавших труды святых отцов, которые полностью завладели его мыслями.

Напрасно заботливые родственники пытались женить молодого помещика, подыскав ему хорошую невесту. Воспользовавшись благовидным предлогом, он уклонился от навязываемого ему брака, поскольку всё прочнее укреплялся в желании посвятить свою жизнь Богу.

Решение оставить мир не было спонтанным и вызревало постепенно. Об этом свидетельствуют его письма, сохранившиеся с тех давних лет, а также воспоминания современников, хорошо знавших Михаила Николаевича в те годы. Решающий же шаг, определивший всю дальнейшую жизнь, будущий старец Макарий Оптинский совершил 6 октября 1806 года, отправившись на богомолье в Площанскую пустынь, весьма удалённую от его села.

Послушник Михаил

Домой он так и не вернулся, но через некоторое время братья получили письмо. В нём Михаил Николаевич извещал, что остаётся в монастыре послушником, а имение и всё прочее имущество передаёт им в полную собственность. Так, неожиданно для всех, в возрасте двадцати двух лет, он навсегда оставил мир.

Богородицкий Площанский монастырь, в котором святой Макарий Оптинский начинал путь служения Богу, как нельзя лучше соответствовал его намерениям. Удалённый на значительное расстояние от населённых пунктов и окружённый со всех сторон лесами, он идеально подходил для иноческого уединения. Не получая сколько-нибудь серьёзной материальной помощи от Святейшего синода и епархиального управления, братия, насчитывавшая в ту пору пятьдесят душ, ни в чём не нуждалась, добывая кусок хлеба собственным трудом.

Согласно Церковному уставу, каждый новоприбывший до принятия обязан пройти определённое испытание, в период которого он именуется послушником и при желании может в любой момент покинуть обитель. Срок этого периода заранее не устанавливается и зависит лишь от воли настоятеля. Такое установление служит для проверки серьёзности намерений будущего инока.

Как и каждый послушник, прп. Макарий Оптинский начинал свою монастырскую жизнь с выполнения самых тяжёлых и малоприятных работ. Ему - дворянину - приходилось зимой заниматься заготовкой дров и приготовлением пищи на монастырской кухне, а летом уборкой сена, огородничеством и прочими крестьянскими делами. В результате подобная практика стала для него великой школой смирения, без которого немыслима иноческая жизнь.

Со временем иеромонах отец Иоаникий заметил незаурядные музыкальные способности нового послушника, а также оценил его образованность и прилежание. Он дал возможность Михаилу Николаевичу изучать поставил его письмоводителем обители, а со временем поручил также руководство одним из отделений монастырского хора. По истечении же четырёх лет настоятель благословил трудолюбивого послушника на принятие пострига с именем Мельхиседека.

Четыре ступени монашеского восхождения

В православии существуют четыре степени монашества. О первой из них, при которой будущий монах имеет статус послушника, речь шла выше. Далее следует так называемый рясофор. При пострижении в него происходит перерождение мирского человека в монаха. Он получает новое имя, даёт особые обеты, которые не вправе нарушить, полностью порывает все родственные связи, и, под страхом анафемы, не имеет возможности возвратиться к прежнему образу жизни. За рясофором идут малая схима, называемая также мантийным монашеством и великая схима - ступени, ещё более отделяющие инока от суетного мира.

Продолжение иноческого служения

В 1814 году молодой монах Мельхиседек совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, посетив по дороге ряд других монастырей и внимательно изучив накопившийся в них опыт иноческой жизни. По возвращении же в свою обитель он был пострижен в следующую монашескую степень - мантию - и получил имя Макария в честь основателя восточного монашества преподобного Макария Великого.

Проведя безвыездно десять лет в стенах Площанского монастыря, инок Макарий отправился в Ростов, поклониться мощам святителя Димитрия Ростовского, и по дороге впервые посетил Оптину пустынь, с которой был впоследствии связан до конца дней. Но, этому предшествовал ещё один важный период, послуживший его становлению в качестве духовного наставника.

В 1827 году Макарий Оптинский был назначен духовником в Севский Троицкий женский монастырь и в возрасте сорока лет приступил к окормлению его сестёр. Неоценимую помощь в этом оказал ему иеромонах Лев - мудрый и богатый жизненным опытом старец, прибывший из Александро-Свирской обители. Своим руководством он завершил духовное совершенствование отца Макария.

В обители, указанной Богом

Выполняя возложенные на него впоследствии обязанности благочинного Площанской обители, отец Макарий был откомандирован в 1832 году в Санкт-Петербург и, возвращаясь, вновь посетил Оптину пустынь, но на этот раз не ограничился лишь поклонением её святыням, а подал прошение о переводе его в этот старинный монастырь. Ответ пришлось ожидать довольно долго, но, наконец, в январе 1834 года епархиальное руководство, удовлетворило его просьбу, и отец Макарий перешёл в Предтеченский скит Оптиной пустыни, где в непрестанных духовных подвигах подвязался до конца жизни.

С первых дней пребывания на новом месте Макарий Оптинский близко сошёлся со своим прежним знакомым духовником монастыря преподобным Львом, который был двадцатью годами старше его. Несмотря на связывавшую их дружбу, отец Макарий всегда относился к нему как ученик к учителю и беспрекословно вручил себя в полное повиновение его воле.

Эти два великих подвижника и аскета, по праву снискавшие славу богомудрых старцев, ежедневно принимали в своих кельях множество приезжавших к ним людей и за семь лет до кончины преподобного Льва сумели благотворно окормить не только братию монастыря, но и тысячи мирян.

Их совместными трудами вознёсся на высоту духовного величия и следующий старец пустыни, впоследствии ставший её главной святыней Макарий и Лев, по выражению современников, «взростили его и, умудрив словом Божьим, сделали своим достойным преемником».

Дар прозорливости, ниспосланный свыше

После того как в 1841 году Господь призвал в Небесный Чертог преподобного Льва, все заботы об окормлении многочисленной паствы всецело легли на плечи отца Макария, и он с честью нёс возложенный на него крест. Поучения Макария Оптинского, обращённые в те годы ко многим, кто сподобился побывать в обители, не только передавались из уст в уста, но и в большинстве своём записывались, что позволило впоследствии выпустить их отдельной книгой, многократно переизданной, и не потерявшей актуальности в наши дни.

Господь щедро излил на отца Макария дар прозорливости. Многие посетители приходили в полное замешательство, когда он, обращаясь к ним, безошибочно называл их имена, которые не мог знать заранее. Известны также и более удивительные случаи. Например, окормляя своих чад не только при личном контакте, но и по переписке, он не раз посылал ответы на ещё не полученные вопросы. В результате писавший к нему человек получал их одновременно с отправкой своего послания.

Письма старца и чудеса исцелений

Вообще же переписка являлась одной из важнейших областей деятельности, которую вёл Макарий Оптинский. Душеполезные поучения, которыми были полны страницы его писем, стали результатом глубокого осмысления трудов святых отцов прошлого, помноженного на личный жизненный опыт. Они вошли в сокровищницу российской святоотеческой литературы.

Письма преподобного Макария Оптинского, которые он во множестве рассылал своим знакомым, а часто и незнакомым духовным чадам, несли в себе большую пользу. В них он затрагивал самые различные стороны бытия. Например, в одном из них, отправленном человеку, сетовавшему на постигшие его многочисленные скорби, он поучал, что всегдашнее счастье и благоденствие наносит душе человека вред, делая её уязвимой для грехов и соблазнов. Те же, кому Господь попускает в жизни страдания, переживая их, приближаются к Нему и тем легче обретают Царствие Небесное.

А вот ещё весьма интересная мысль, которую высказал Макарий Оптинский. Письма, адресованные ему одним из мирян, были полны сетований на то, что он, прилагая все усилия в борьбе с пороками и страстями, не видит положительного результата, и это приводит его в смущение и лишает покоя. Многомудрый старец отвечал ему, что такая реакция на отсутствие скорого воздаяния за труды, являясь следствием гордыни и самолюбия, лишь усугубляет положение, и он должен быть благодарен Господу, не попускающему ему увидеть себя безгрешным, не достигнув истинной праведности.

Широко известны также многочисленные случаи исцеления больных, а особенно бесноватых, наступавшие после того, как старец помазывал их маслом из неугасимой лампады, всегда теплящейся в его келье. Именно поэтому в наши дни молитва Макарию Оптинскому об избавлении от недугов имеет такую благодатную силу. Подобные факты не только известны, но и во множестве задокументированы.

Завершение жизненного пути, ставшего подвигом

Двадцать лет провёл в своей скромной келье, являвшейся одновременно спальней и приёмной, преподобный Макарий Оптинский. Икона Владимирской Божьей Матери, аналой, письменный стол и узкая койка - вот и всё убранство его жилища, единственным украшением которого были развешанные по стенам портреты подвижников и виды монастырей.

Прежде чем завершить свой земной путь и предстать пред Господом, старец Макарий принял великую схиму, являющуюся, как говорилось ранее, высшей ступенью монашеского подвига. Ещё за несколько недель он с поразительной точностью предсказал день и час своей кончины, после которой духовный факел из его рук принял другой подвижник веры и богомудрый наставник - Амвросий Оптинский. Макарий же тихо и безболезненно отошёл ко Господу ранним утром 20 сентября 1860 года.

Со дня похорон место его погребения стало пользоваться всеобщим почитанием, однако канонизирован в лике преподобных старец был лишь в 2000 году. Тогда были прославлены все четырнадцать старцев, подвязавшихся некогда в Предтеченском скиту, а вместе с ними и Макарий Оптинский, житие которого было составлено на основании записей многих современников, общавшихся с ним лично. Сегодня он является одним из наиболее известных и любимых в народе святых Православной церкви. День преподобного Макария Оптинского отмечается ежегодно 20 сентября.

Макарий Оптинский (в миру - Михаил Николаевич Иванов), преподобный оптинский старец (20.11/3.12.1788 - 7/20.09.1860).

Родился в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: “Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное”.

В 1810 Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни прп. Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик прп. Паисия, старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, прп. Макария. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834, он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал прп. Лев, которому прп. Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря прп. старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы прп. Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада - супруги Киреевские. Под влиянием прп. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к прп. Макарию приезжали А.К. Толстой и А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев.

Семь лет прпп. старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к прп. Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком “Макарий идет, Макарий идет!”, ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Даровал Господь прп. Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

Макарий Оптинский (в миру Иванов Михаил Николаевич), преподобный оптинский старец (20.11.1788-7.09.1860).

Родился в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди др. детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».

В 1810 Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни прп. Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик прп. Паисия, старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, прп. Макария. Позднее, уже в Оптиной Пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834, он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал прп. Лев, которому прп. Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря прп. старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы прп. Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада - супруги Киреевские. Под влиянием прп. Макария возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к прп. Макарию приезжали А. К. Толстой и А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А. Н. Муравьев.

Семь лет прпп. старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к прп. Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил др. щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Даровал Господь прп. Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал лечение от болезней, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

Характерной добродетелью старца Макария было смирение. Оно выражалось в каждом слове его, во всяком движении. Это же глубокое смирение давало ему и мирность духа. «Слава Богу, – говорил он, узнавая, что кто-нибудь злословит его, – он один только и уразумел обо мне правильно: вы прельщаетесь, считая меня нечто быти. А его мне слова – духовные щетки, стирающие мою духовную нечистоту». Некоторыми чертами своего характера он напоминает св. Тихона Задонского: та же простота, то же отсутствие духовной гордости. Старец всегда предупреждал от неуместного рвения, уверяя, что в нем кроется много гордыни и самолюбования. Одной девице, решившей уйти в монастырь и желавшей дома вести нищенский образ жизни, он написал: «Ты просишь у матери своей обставить жизнь твою дома возможно проще. Но, по мнению святых отцов, мы должны стать губителями не наших телес, но наших страстей. Вновь предостерегаю тебя от этой опасности: не вбивай себе в голову, что вдруг сразу сделаешься святой. Берегись! Ты спрашиваешь меня о молитве. Во время молитвы надо иметь большое смирение, а оно рождается от уничтожения собственной воли и преувеличенного мнения о себе самом. Береги себя от исключительно “умной” молитвы: ты на нее еще не способа и впадешь в мечтание. Молись просто. Дающий дар молитвы тому, кто молится, даст и тебе молитву чистую, умную, если только ты смиришься искренно и сознаешься в грехе: только так душа будет сокрушенной и сердце смиренным…» И вновь к той же: «Ты берешься за вещи, которые тебе не по плечу. О том, что нужно смирять свои помыслы, тебе и в голову не приходит… Если во всем, что ты предпринимаешь, ты не находишь никакой духовной пользы, значит ясно, что в тебе нет смирения. Ты занимаешься лишь внешними вещами и не помышляешь об искоренении страстей. Вот почему тебе необходимо посоветоваться с ближайшим духовником и смирить собственную волю и твою гордость…» Или еще: «Ты продолжаешь стремиться к наивысшим достижениям духовной жизни и к ее правилам, до которых ты еще не доросла. Ты должна лишь следовать по смиренному пути, как и все другие, и жить без внутреннего смущения. Не давай себе впасть в душевное смятение, когда совершишь оплошность или ошибку, но сойди до самой глубины смирения и вновь поднимись через раскаяние…»

До самой кончины старец сохранил врожденную живость, делавшую его крайне подвижным и на всякое благое дело скоро уготованным. Память у него была изумительная и очевидно промыслительно дарованная для вспоможения в деле служения ближним. Если раз кто бывал у него на исповеди или откровении, он помнил все главные обстоятельства до него касающиеся. Можно себе представить радость какой-нибудь бедной старухи, которая, придя всего второй раз в жизни к старцу, бывала встречаема от него приветствием вроде следующего: «а, здравствуй, Дарья! Что детки, здоровы ли? Как Иринушка твоя поживает, ведь она, кажется, у тебя уж три года будет, как отдана замуж?» И вот, изумленная таким неожиданным вниманием и памятованием о ней святого старца, старушка уже и забыла вполовину то горе, которое привело ее в обитель, а вместе исчезала робость, с которой она шла к старцу, и она легко и свободно высказывает ему свою душу, черпая утешение в словах богоглаголивых уст его… Во всех телесных добродетелях и деланиях старец держался среднего нападательного, т. н. святыми отцами, царского пути, удаляясь всемерно крайностей… Прикрывая воздержание смирением, старец касался всего предложенного на трапезе, но не съедал и трети обыкновенной порции…

Он любил животных и проявлял к ним сострадание. Зимою заботился о птицах. Ежедневно насыпал конопляных зерен на особую за окном полочку. Множество синичек, коноплянок и маленьких серых дятлов пользовалось его добротой. Он следил, чтобы более крупные птицы, как сойки, не обижали маленьких. А т. к. сойки поедали всю порцию др. птичек, он стал ссыпать зерна в стеклянную банку, куда синички могли легко за ними влетать…

Старец ежедневно вставал на утреннее правило по звону монастырского колокола, т. е. в 2 час., а если с вечера дольше обыкновенного просидит за письмами, или чувствует себя нездоровым, то не позже 3 час., и сам, выходя в коридор, будил на правило своих келейников. Утреннее правило его состояло из чтения утренних молитв, 12 псалмов, первого часа, дневного Богородичного канона и акафиста Божией Матери, причем ирмосы пел сам; затем келейники уходили, и старец оставался один с Богом. В 6 час. старец призывал опять келейников для чтения «часов и изобразительных». После сего выпивал чашку или 2 чая и принимался за письмо или книгу. С этого времени келия его была открыта для всех имевших до него какую-либо вещественную или духовную нужду… После трапезы запирался на полчаса, много на час… затем снова начинался прием посетителей, толпами идущих к нему…

По временам старец приходил в состояние духовного восторга, особенно при размышлении и беседе о неизреченных судьбах Промысла Божия, Его великой и присносущной силе и Божестве; тогда запевал одну из своих любимых церковных песен, как напр.: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», или один из догматиков, в коих воспевается неизреченное и недоуменное таинство воплощения и послужившая оному чистая Матерь Еммануилова… А иногда, выйдя из келии с костылем в руках, прохаживался по скитским дорожкам и, переходя от цветка к цветку, молча погружался в созерцание премудрости Творца от творений познаваемого».

Через старца Макария началось сближение с Оптиной Пустынью представителей русской науки и литературы, случай, единственный в истории послепетровской России. Произошло это благодаря изданию рукописей о. Паисия Величковского и др. духовных трудов, предпринятому старцем Макарием при сотрудничестве некоторых учеников и духовных детей, среди которых надо отметить прежде всего философа и основоположника славянофильства И. В. Киреевского и его жену. Живя в имении недалеко от Оптиной Пустыни, супруги Киреевские часто навещали старца и стали его духовными детьми. Оба также почитали старца Паисия, вели о нем беседы со старцем Макарием, сожалея, что эти драгоценные рукописи остаются в большинстве своем «под спудом». Так зародилась у них мысль об их издании. Задумав это большое дело, они решили прежде всего известить об этом Московского митр. Филарета и спросить у него совета и благословения. Митрополит отнесся очень сочувственно, дал свое благословение и обещал помощь и поддержку. Было решено начать с издательства жизнеописания о. Величковского, составленного его учениками, а также его писем.

В тот же день, когда состоялось это решение, старец Макарий написал первые страницы предисловия к изданию. Так было положено начало делу издательства духовных трудов, в котором, кроме Киреевских, принимали близкое участие профессора Шевырев и прот. Голубинский (исполнявший одновременно и должность цензора издания), ректор Духовной академии Горский и др. Печатание 1-го тома началось в 1846, а в янв. 1847 книга уже вышла из печати. Последовали др. издания. Так были напечатаны: «Устав» Нила Сорского, «Писания» прпп. Варсануфия и Иоанна, прп. Исаака Сирина, «Двенадцать слов» Симеона Нового Богослова, «Оглашения» св. Феодора Студита, «Толкование на молитву “Отче наш”» прп. Максима Исповедника и проч.

Работа старца Макария заключалась в подготовке к печати славянских переводов, или снабжая их пояснительными примечаниями, или же переводя их на русский язык. Перегруженный и без того, он принялся за эту деятельность с изумительным рвением. Он жертвовал для нее своим кратким отдыхом и, не отказываясь от обычных трудов своих, руководил группой сотрудников, которые, кроме греческого языка и латыни, были сведущи в богословии и получили университетское образование. Мы здесь встречаем имена Амвросия Гренкова (будущего знаменитого старца), о. Леонида Кавелина (впоследствии наместника Троице-Сергиевой лавры), о. Ювеналия Половцева (впоследствии архиепископа Литовского) и др.

Эта новая деятельность, кроме непосредственной цели – распространения среди русского народа святоотеческих духовных ценностей – имела последствием то, что ученый русский мир обратил внимание на Оптину Пустынь. Литературные и ученые занятия помогли воспитать у монахов вкус, мышление и речь, что позволило людям с высшим образованием войти в сношения с монахами, без боязни быть непонятыми или непринятыми. Они находили в Оптиной Пустыне знакомую культурную почву, познавая жизнь и нравы монашества, которые, будучи в течение восьми веков единственным образцом духовной деятельности, просвещали русский народ, были его идеалом и светочем.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа -

Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».

После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой и А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А.Н. Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: