Святые отцы о негативных мыслях. Помочь проекту! В чем разница между вожделением и помыслами

В середине сентября группа паломников под руководством клирика Александро-Невского собора иерея Бориса Левитана вернулась в родной Новосибирск из поездки по святым местам Италии и Греции. Это уже второе путешествие священника в эти страны в статусе руководителя. Отец Борис подчеркнул, что, учитывая опыт прошлого паломничества, на этот раз поездка стала более насыщенной и правильно структурированной. В первую очередь качественные изменения коснулись Италии, в частности Рима.

У святого Петра

«Сразу из аэропорта мы направились в собор святого Петра, чтобы поклониться святым мощам первоверховного апостола, — рассказывает отец Борис. — На мой взгляд, это правильно и очень символично — начать паломничество по Италии, а тем более по Риму, с посещения именно этого храма, в котором находится гробница «апостолов первопрестольне».

Собор, возведенный на месте погребения апостола Петра, просто грандиозен. Судите сами: над его созданием трудились такие мастера, как Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие искуснейшие архитекторы Италии. Но именно поэтому я прошу своих паломников стараться не акцентировать внимание на внешнем великолепии собора, а полностью сосредоточиться на встрече с апостолом, потому что для нас, православных христиан, эта встреча является наиважнейшей.

И она состоялась! Мы у гробницы святого Петра. И все красоты мира меркнут, поскольку появляется ощущение реального присутствия святого. И вот, в сердце Ватикана звучит православная молитва: мы служим первый в нашей поездке молебен с чтением Евангелия и поклоняемся святым мощам апостола Петра.

Но в этом соборе много и других великих святынь. Здесь покоятся мощи Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Великого, Льва Великого… Мы с благоговением поклоняемся святым, поем величания. Трудно описать наше состояние. Это даже не радость, а какое-то удивительное вдохновение, приоткрывающее таинственную завесу в Горний мир…»

Оплот православия в Риме

«После молитвы в соборе святого Петра едем в русский храм святой великомученицы Екатерины — это совсем рядом. Храм хотели построить еще в начале прошлого века. В 1913 году на его строительство начался сбор средств по всей России. Но из-за революции проект не состоялся. К нему вернулись только в начале 90-х: инициативу поддержал святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Строительство началось в 2001 году, а в 2009-м состоялось великое освящение храма, возведенного в виде шатра. Но внутри церковь еще не была расписана. Сегодня храм великомученицы Екатерины в Риме — это настоящий оплот православия в самом центре католического мира. При храме работает секретариат администрации приходов Московского патриархата в Италии, организована крупная паломническая служба, действует детская приходская школа, каждое воскресенье после литургии проходят беседы со священниками. В общем, жизнь кипит.

В храме хранятся ковчеги с мощами святой великомученицы Екатерины, святой равноапостольной царицы Елены и святых первых веков. Здесь мы вновь служим молебен, и на этом первый день нашего паломничества завершается. Все-таки люди с дороги, нужно хорошенько отдохнуть, набраться сил для предстоящих духовных подвигов».

Базилика Святого Креста


«Второй паломнический день начался с базилики Святого Креста в Иерусалиме. По одному из преданий, храм построен равноапостольным царем Константином по завещанию его матери, равноапостольной царицы Елены, на месте, где прежде стоял ее дворец. Базилика несколько раз перестраивалась. Здание очень красивое, выдержанное в стиле барокко, его фасад увенчан скульптурами святых. Но наша цель — святые реликвии, хранящиеся в храме.

В церкви установлена статуя царицы Елены. Под этой статуей, как говорят, насыпана земля, привезенная из Иерусалима.

В базилике хранятся три больших части Креста Господня. Здесь же находится часть титла — дощечки, которая была прибита к Кресту, с надписью на арамейском, греческом и латинском языках «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Правда, надпись почти стерлась. Из других святынь в базилике хранятся два шипа из тернового венца Спасителя и гвоздь, которым было пригвождено тело Христа.

Одна из реликвий — палец Апостола Фомы, вложившего свой перст в раны Господа и своим «неверствием Христово Воскресение известив».

Еще одна святыня — часть креста, на котором одесную Иисуса Христа был распят благоразумный разбойник. Тот самый, что «мал глас испусти… на кресте, велию веру обрете во едином мгновении спасеся и первый, райская врата отверз, вниде».

Все паломники находились под глубоким впечатлением от увиденного. А ведь это только начало паломнического дня!»

Путем Христовым

«Мы в церкви Святая Святых, по-итальянски это звучит как Санкта Санкториум. Изначально она была посвящена священномученику архидиакону Лаврентию, но со временем имя святого почему-то перестали упоминать. Здесь находится Святая Лестница (Скала Санта), по которой Спаситель несколько раз поднимался в дом Понтия Пилата. Эту святыню доставила в Рим святая равноапостольная царица Елена. По благочестивой традиции, верующие люди поднимаются по 28 ступеням Лестницы исключительно на коленях. Сразу скажу: это непросто. У кого-то сильно болят ноги, кто-то во время подъема чувствует невероятную тяжесть во всем теле, один из паломников признался, что ничего тяжелее в жизни он не испытывал, и у него даже появился помысел подняться с колен на середине пути, потому что сил уже никаких не было. Но поднимаются все, даже старушки с артрозом коленного сустава.

У православных паломников есть традиция на каждой ступени читать «Отче наш». Но это необязательно. Кто-то творит Иисусову молитву, кто-то молится своими словами. Господь принимает все наши молитвы, исходящие от сердца.

Перед восхождением мы прочитали отрывок из Евангелия о том, как спаситель поднимался по этой лестнице на суд к Пилату. Вижу, что Евангельское чтение никого не оставляет равнодушным. Затем опускаемся на колени: Господь шел за нас на тяжелейшие страдания, вот и мы сейчас немного потерпим, когда будем подниматься по Святой Лестнице».

Апостольские главы

«Подъезжаем к кафедральному собору святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Итальянцы называют его базиликой Сан-Джованни ин Латерано. Место в своем роде уникальное, поскольку в храме стоит папский трон. Это совсем рядом с церковью Святая Святых. Как и большинство римских храмов, собор, конечно же, величественный, тем более что здесь еще и кафедра римского епископа. Но архитектурное великолепие и богатое внутреннее убранство не застилает нам глаза, потому что мы ждем другого. В этом соборе, в верхней части специальной скинии, за витыми решетками в позолоченных серебряных вазах хранятся главы первоверховных апостолов Петра и Павла. К этому месту близко не подойти, но наша молитва сокращает расстояние, и, думаю, в какой-то момент все мы почувствовали, что ученики Спасителя находятся рядом с нами.

Еще собор знаменателен тем, что здесь хранится доска от стола, за которым совершалась Тайная Вечеря, часть губки Христа со следами крови, частица ризы Богородицы, мощи равноапостольной Марии Магдалины».

Пресвятая Богородице, спаси нас!

«Базилика Санта Мария Маджоре расположена в центре города и считается в Риме самым большим храмом, посвященным Пресвятой Богородице. Интересна история его создания. В IV веке одному богатому римлянину, который захотел пожертвовать крупную сумму на богоугодное дело, во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела построить большой храм на том месте, где утром выпадет снег. Такой сон сам по себе удивителен, но удивительно и то, что на дворе стоял жаркий август. И тем не менее наутро на один из холмов выпал снег. Здесь и была построена церковь, которую называли церковью Святой Марии на Снегу (Снежной). Позже на этом месте появилась базилика, по сей день являющаяся одной из известнейших церквей в христианском мире.

В соборе хранятся доски, оставшиеся от Яслей Спасителя. Мы помолились у этого сокровища, проникшись духом Рождества Христова. Затем перешли в капеллу (часовню) при храме помолиться у чудотворной иконы Божией Матери «Спасение народа римского». История повествует, что по молитвам жителей Рима у этой иконы Пресвятая Богородица избавила город от нашествия чумы. С тех пор горожане особенно почитают этот образ».

Имеющий Христа на груди

«Отправились к базилике святого Климента, расположенной неподалеку от знаменитого Колизея. Из-за отсутствия времени в сам Колизей мы не заходили, но, проходя мимо, я отметил, что для верующих он является памятником страшного гонения на христианство. На арене этого огромного амфитеатра язычники тысячами убивали наших братьев во Христе. Вся земля в Колизее пропитана кровью мучеников.

У базилики святого Климента нас ждало некоторое разочарование. Здесь полным ходом шла реконструкция. Этого мы никак не ожидали. Но, слава Богу, храм был открыт.

В церкви стоит гробница священномученика Климента, папы Римского. За проповедь христианства священномученику Клименту надели на шею якорь и бросили в море. Его ученики сильно скорбели по поводу того, что не могут его похоронить, но однажды по их молитвам море разверзлось, и они увидели на дне в одной из морских пещер тело учителя. В течение нескольких лет в день мученической гибели священномученика Климента море расступалось, и верующие могли поклониться святому мученику. А пещеру, в которой почивали его святые мощи, люди стали называть Ангельской церковью. Но затем мощи святого Климента стали недоступны, и только после молитв равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия они были вновь чудесно обретены, привезены в Рим и помещены в базилику.

Равноапостольный Кирилл, скончавшийся в Риме, также похоронен в этой базилике.

В храме покоятся мощи еще одного великого святого — священномученика Игнатия Богоносца — одного из учеников апостола Иоанна Богослова. Согласно церковному Преданию, Святой Игнатий — это тот самый мальчик, упоминаемый в Евангелии, которого наш Спаситель обнял со словами «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». В средневековом патерике рассказывается, что на вопрос императора Траяна: кто такой богоносец? — святой Игнатий ответил: имеющий Христа на груди. Когда язычники решили бросить его на растерзание зверям, люди хотели уговорить их не делать этого, и возможно, это у них получилось бы. Но Игнатий Богоносец запретил им: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». Звери разорвали святого, но сердце его осталось невредимым. Когда язычники разрезали сердце, то увидели на его внутренних стенках надпись: «Иисус Христос».

В базилике мощи святого Игнатия Богоносца находятся в центре храма в особой клети, которая почти всегда закрыта. Я спросил нашего гида, не откроют ли ее нам, поскольку мы готовились совершить молебен у мощей святого. Гид выразила глубокие сомнения: этого не делали и в прежние времена, а уж сейчас, когда идет реконструкция, тем более. Но по моей настоятельной просьбе она все-таки пошла спросить. А мы стали молиться. Вернулась она довольно быстро, одновременно радостная и сильно удивленная. Сказала, что сейчас откроют. На двадцать минут! Вот оно, маленькое чудо в ответ на общую молитву! Молебен у мощей Игнатия Богоносца стал особенно радостным!»

На Авентинском холме

«Направляемся к базилике Санти Бонифачо э Алессио. Вы уже поняли — это церковь святого Алексия, человека Божия, и мученика Вонифатия. В этом храме покоятся их святые мощи. Жития этих святых, особенно почитаемых и в России, вы, конечно, знаете. Хочу лишь добавить, что их истории как будто связаны между собой. После того как Аглаиде, госпоже и сожительнице Вонифатия, захотевшей иметь у себя мощи одного из мучеников, пострадавших за Христа, привезли истерзанное тело ее слуги, в последний момент объявившего себя христианином и замученного язычниками, она воздвигла на Авентинском холме храм, в котором и хранила его святые мощи. Спустя некоторое время в этой церкви состоялось бракосочетание молодых людей — жениха звали Алексий. Промыслом Божиим ему суждено было стать человеком Божиим. И похоронен он был спустя 34 года после своего бракосочетания именно в этом храме.

Позже над церковью святого Вонифатия была устроена еще одна церковь, в которую и перенесли мощи обоих святых. Сегодня они почивают под главным престолом в мраморном саркофаге.

Святой Алексий считается у римлян небесным покровителем супружества, поэтому в храме совершается много венчаний. При входе в церковь, слева, стоит фрагмент лестницы, под которой жил святой, рядом установлен колодец, из которого он пил воду. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», от которой изошел глас, назвавший святого Алексия человеком Божиим. По преданию, икона написана апостолом и евангелистом Лукой».

Город апостолов


«Кульминацией нашего римского паломничества стала, как мы и планировали, базилика святого Павла за городскими стенами. Храм построен на месте погребения апостола, которого Господь назвал Своим «избранным сосудом». Пока ехали, я рассказывал об апостолах Петре и Павле. Мне хотелось, чтобы паломники прониклись тем, что святые были такими же, как мы, живыми людьми со своими человеческими недостатками, возможно, совершенно разные по темпераменту, у которых между собой возникали споры и разногласия. Но их объединяла святая вера и пламенная любовь ко Христу, ради Которого они, не задумываясь, пошли на смерть, обретя святость.

В соборе находятся вериги апостола Павла, часть его посоха, а также главы апостолов от семидесяти: Анании, крестившего гонителя христиан Савла, ставшего впоследствии великим апостолом Павлом, и Епафраса — сподвижника апостола Павла. Кроме того, здесь хранится множество частиц мощей других святых угодников Божиих.

Молитвой апостолу Петру мы начали наше паломничество в Риме и молитвой апостолу Павлу закончили его. Но впереди нас ждало путешествие в Амальфи, Равелло, Салерно, Бари. А дальше — остров Корфу и, конечно, Святой Афон.

Поэтому — продолжение следует».

Записал Дмитрий Кокоулин
Вестник Новосибирской Митрополии

Дорога паломничества также ведет в Рим

Где был основан первый христианский храм? В Риме ! Где расположена самая большая церковь Богородицы? В Риме ! Хотите увидеть стол, за которым происходила Тайная Вечеря , или святую лестницу, по которой Иисус поднимался к Понтию Пилату? Вечный город расскажет вам свою Библейскую историю.

Рим давно уже стал популярным среди туристов. Кажется, мы знаем о нем все - и про Колизей, и про Парфенон, и про знаменитые фонтаны. Но я хочу рассказать о Риме как месте паломничества, месте, где сошлись все вехи истории христианства. Некоторые памятники, о которых я упомяну, входят в стандартные экскурсионные туры в италию, другие отыскивают на карте только самые дотошные туристы.

Начнем с самого древнего этапа - Ветхого Завета. Знаменитый храм Сан Джованни ин Латерано - кафедральный собор Рима, самый первый храм не только Рима, но и всего мира, был основан Константином под названием Собор Спасителя после прекращения гонений на христиан и признания христианства имперской религией. В Святая Святых - личной папской капелле храма - хранился Ковчег Завета. Это главная святыня народа Израиля, представляющая собой сундук, вмещавший скрижали закона, данного Богом Своему народу в знак заключения союза на Синае (Исх. 40, 20 и 3 Цар. 8 - 9). Здесь можно было увидеть и расцветший цветами миндаля жезл Аарона -старшего брата Моисея и его проповедника, первого первосвященника. Этот жезл поглотил жезлы египетских чародеев (Исх. 5, 1), он же использовался в первых трех казнях египетских - "вода, ставшая кровью, жабы и мошки" (Исх. 7, 8 - 13). Здесь же находилась золотая урна с манной небесной - пищей израильтян во время странствования по пустыне, павшей с неба. Манна - это "нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле" (Исх. 16, 4), "народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки... И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна" (Числ. 11, 7 - 9), на солнце она таяла (Исх. 16, 21). В этом же соборе хранилась и накидка Девы Марии.

Святая Святых была открыта для паломников вплоть до конца XVI в., пока ее не разграбили французские солдаты. Теперь же в нее можно только заглянуть сквозь решетку...

Надо признать, что древние римляне представляли из себя довольно самонадеянный народ. В полной мере это проявлялось в обряде эвокации. Во время подготовки к военному походу римляне безо всякой тени смущения обращались к богам противоборствующей стороны с требованием перейти на их сторону. Если боги, оторопев от такой наглости, подчинялись, то римляне гарантировали им со своей стороны почитание и соответствующие почести. Увы, но свидетельств о точном количестве перешедших на сторону римлян богов не сохранилось.

Рождество Христово представлено в Риме фрагментами ясель, хранящимися в церкви Санта Мария Маджоре. Это тоже одна из самых первых церквей Рима и самая большая среди всех церквей, посвященных Богоматери. С ее основанием связана интересная история. Ночью 5 августа 352 г. Дева Мария явилась во сне патрицию Джованни и папе Либерию, велев им построить церковь на том месте, где утром выпадет снег. Чудо совершилось, церковь была построена, а 5 августа до сих пор отмечается день Богоматери Снежной. В церкви Сайта Кроче ин Джерузалеме находятся камни из-под святых яслей, куда Дева Мария положила Младенца (Лк. 2, 7,12).

В католической иерархии храм Сан Джованни ин Латерано стоит выше всех остальных храмов мира. Надпись над входом гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».

Но больше всего христианских реликвий Рима связано со страстями Христа. В них отражена вся трагическая история Святой недели. В Сан-Джованни ин Латерано хранилась часть стола, за которым происходила Тайная Вечеря - пасхальный пир, устроенный Иисусом вместе со Своими учениками накануне Своей казни (Мт. 26, 20-29; Мк. 14,17-25; Лк. 22, 14-20; Ин. 13). Рядом с этим храмом проложена Святая лестница, по которой Иисус поднимался к Понтию Пилату - римскому наместнику Иудеи, к которому его привели на суд. Понтий Пилат, зная о невиновности Иисуса, "умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника сего" (Мт. 27, 24). 28 мраморных ступеней святая Елена вывезла сначала в Константинополь, а оттуда они уже попали в Рим. Раньше они располагались на улице, но позже, в конце XVI в. их перенесли под крышу. Сегодня мраморные ступени спрятаны под деревянным покрытием, но подниматься по лестнице можно по-прежнему только на коленях. Лично для меня духовный опыт, полученный в этом коленопреклоненном восхождении, оказался неоценимым. Лестница установлена так, что, начав подъем, его уже невозможно прервать - ведь не станешь же сползать вниз, пятясь на коленях. А в сторону отойти нельзя - лестница с перилами идет вдоль стен. Устал ли паломник, хочет ли он идти дальше или решил, что уже отмолил свои грехи - обратного пути нет. Как часто в нашей жизни мы оказываемся в такой ситуации! И есть только один выход - как можно быстрее и упорней идти вперед...

В церкви Санта Прасседе рядом с алтарем стоит небольшой столб, к которому, как считается, был привязан или прикован цепями Христос во время бичевания (Мт. 27, 26). Столб был доставлен в Рим из Иерусалима в XIII веке.

С последними минутами земной жизни Иисуса связаны реликвии церкви Санта Кроче ин Джерузалеме.

Здесь хранятся три щепки от Его креста, два шипа из тернового венца, гвоздь (Ин. 20,25) и деревянная табличка с надписью на кресте, сделанной на греческом и латинском языках - "Иисус из Назарета, царь Иудейский". Там же слабо просматривается надпись на еврейском (Мт. 27, 48). Надо сказать, что всего в мире известно как минимум 34 святых гвоздя. Однако это не означает, что реликвии фальшивые. Считается, что святая Елена велела сделать из 4 подлинных гвоздей 12 меньшего размера. По другой версии, при отливке новых гвоздей в них добавлялась капля расплавленного металла святых гвоздей, и таким образом число реликвий существенно возросло.

В этой же церкви можно увидеть перекладину креста, на котором был распят рядом с Иисусом добрый разбойник (всего рядом с Иисусом было распято двое разбойников). Но если один из них злословил Его, то второй унимал первого и говорил: "Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал" и попросил Господа помянуть его в Своем Царстве. На это Иисус ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"- Мк. 23,40).

Рим также полон мест, связанных с апостолами и первыми христианами. Начнем, естественно с Колизея -Амфитеатра Флавия - где приняли мученическую смерть за веру тысячи последователей Христа. В их память в 1926 г. здесь был установлен крест. Здесь же ежегодно Папа Римский в Страстную пятницу совершает свой Крестный путь.

В церкви Санта Мария Маджоре самая высокая в Риме колокольня - 75 метров (быть может, отсюда и название Maggiore - наивысшая).

В церкви Санта Кроче ин Джерузалеме хранится палец святого апостола Фомы, который тот, усомнившись в воскресении Господа, вкладывал в раны Христа, чтобы удостовериться, что явившийся апостолам действительно распятый Иисус (Ин. 20, 27). А в церкви Санта Мария Маджоре можно увидеть тело апостола Матфия, которого причислили к таковым по жребию после смерти Иуды Искариота (Деян. 1, 21-26). По поводу его гибели существует несколько версий - он был либо распят, либо побит камнями и обезглавлен по требованию римлян.

В церкви Сан Альфонсо находится копия иконы Богоматери с Младенцем, написанной Св. Лукой. Икона, по преданию, понравилась самой Марии, и она благословила этот образ. После ее вознесения на небо Св. Лука отослал изображение своему другу Феофилу. До 1453 г. оно хранилось в Константинополе, а при штурме города турками было уничтожено. Икона наполнена смысловым содержанием: Господу в детстве было видение Его страстей и смерти. Спавший на руках Матери, Он внезапно проснулся и увидел архангела Михаила, держащего в руке копье с губкой на острие. Младенец посмотрел в другую сторону и увидел архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Иисус вздрогнул, и с Его ноги соскочила сандалия. Младенец крепко обхватывает правую руку Матери, а та прижимает Его к себе.

Много мест в Риме связано также с жизнью и смертью святых апостолов Петра и Павла.

Апостол Петр - первоначально его звали Симон - брат апостола Андрея, рыбак из Вифсаиды. Он был уже женат и имел дом в Капернауме, когда Иисус призвал его. Именно Петру Иисус вручил ключи от Царства Небесного (Мт. 16, 18-19) и на нем поставил Свою Церковь. И именно Петр был постоянным спутником Господа вплоть до Его смерти (правда, после нее трижды отрекся от Него прежде, чем пропел петух; но он же был одним из первых свидетелей Воскресения и трижды подтвердил Иисусу свою любовь к Нему). Св. Петр был распят головой вниз при императоре Нероне.

Начнем со знаменитого места Кво вадис (Куда идешь?). Во времена преследования христиан Нероном после поджога Рима св. Петру посоветовали бежать из города. Выйдя за Аппиевы ворота (ныне ворота св. Себастьяна), он увидел идущего навстречу путника и узнал в Нем Христа. Апостол спросил Его: "Куда Ты идешь?" и Иисус ответил: "Я иду в Рим, чтобы быть повторно распятым". Тогда св. Петр устыдился и вернулся в город, а на месте явления остались следы божественных ног. Это предание сохранилось в трудах Оригена. Сейчас отпечатки ног Спасителя хранятся также в храме Сан Лоренцо фуори ле мура.

В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, коим по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, и был признан.

В монастырском дворике церкви Сан Пьетро ин Монторио почитается место, где был распят святой Петр, тело которого покоится в соборе святого Петра, а голова - вместе с головой апостола Павла - в Сан Джованни ин Латерано.

В катакомбах Домициллы захоронена святая Петронилла, по преданию - дочь апостола Петра.

Апостол Павел родился в Тарсе. Изначально его звали Савл. Он принимал участие в преследованиях первых христиан до тех пор, пока на пути в Дамаск ему не явился Христос и не спросил, за что он Его гонит. Тогда и совершилось обращение Павла, который, будучи ослепленным, не ел и не пил три дня. В то время в Дамаске же был некий христианин Анания, которому явился Господь и повелел пойти к Павлу и исцелить его. Анания выполнил сказанное, и св. Павел начал проповедовать в Дамаске, а потом прибыл в Иерусалим (Деян. 9, 1-19). В последствии он совершил множество миссионерских путешествий. В конце концов, он был арестован и привезен в Рим, где принял мученическую смерть - был обезглавлен.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Пересечь Рим по диагонали пешком менее, чем за полдня? Вполне возможно, особенно православному паломнику, вооруженному желанием, картой, бутылкой минеральной воды и удобной обувью.

Вечный город

Если совершить путешествие по центральным улицам города, соединяющим собор святого Петра и замок святого Ангела, пересекающим мутные воды Тибра, огибающим Колизей, ведущим нас вдоль итальянских площадей, соборов, мраморных статуй и живописных зеленых двориков к юго-восточной части Рима, где располагается знаменитая площадь Джованни ин Латерано, то по пути можно встретить немало храмов, хранящих в себе великие святыни, которым с одинаковым благоговением поклоняются как католики, так и православные люди.

Непросто решиться на подобное путешествие в знойный полдень летнего дня. Однако некоторые моменты вполне могут его облегчить – почти в каждом скверике и на каждом перекрестке из уст причудливых фонтанов сбегают струйки свежей прохладной воды, утоляющей жажду римлян и приезжих туристов. Освежиться, набрать воды, посидеть в тени кипарисов, глядя, как к фонтану слетаются стайки глубей, купаются, пьют, улетают и прилетают вновь... И можно с новыми силами продолжать свой путь.

Итак, перед нами Рим. Вечный город, стоящий уже третью тысячу лет... Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя. Наверное, самый большой город в Европе по количеству достопримечательностей и исторических памятников, изобилующий христианскими святынями, реликвиями, мощами апостолов и мучеников.

«... Я люблю Рим, – пишет свт. Иоанн Златоуст. – Хотя можно хвалить в нем многое – его обширность, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока – тела этих святых апостолов. Не так блистательно небо, когда солнце разливает лучи свои, как блистателен город римлян, озаряющий все концы вселенной этими двумя светилами. Оттуда будет восхищен Павел; оттуда – Петр. Посему я и дивлюсь Риму – не множеству золота, не колоннам, не прочим украшениям, но этим столпам Церкви.»

Русские паломники в Риме

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что не всегда Рим встречал такое количество русских паломников, как в настоящее время. Раньше его посещали лишь единицы. Русские странники охотнее отправлялись в Палестину, Афон, Константинополь (хотя те и находились в руках мусульман), так как политика римских Пап, их вмешательство во внутренние дела Московского государства, роскошь и внешняя напыщенность католицизма создавали атмосферу недоверия в православных кругах. Даже путеводители по святым местам Италии появились только в XIX–XX вв., причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению «православных» святынь. Только к началу XX в. паломничество в Италию стало приобретать более массовый характер, благодаря естественному влечению православных христиан к святыням, находящимся на итальянской земле. Интересное свидетельство оставила русская паломница, М.В. Волошина (Сабашникова), посетившая Рим в середине Великого поста в 1908 г.: «Я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах – со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари – поклониться мощам Свт. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне…»

Собор святого Петра

Все дороги ведут в Рим. А все улицы Рима так или иначе выведут вас к площади и собору святого Петра. Этот величественный собор называют сердцем христианского Рима. В древности здесь находилось языческое кладбище, а неподалеку от него – цирк Калигулы и Нерона, где многие христиане во время гонений приняли мученическую кончину. Согласно одной из версий именно на этом месте в 67 году был распят апостол Петр. Позже здесь была воздвигнута небольшая часовня, а два века спустя, когда гонения прекратились и христианство стало государственной религией, по приказу императора Константина на месте часовни была воздвигнута и освящена огромная базилика, названая в честь святого апостола. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и возвели новую. И теперь мы можем любоваться величием собора, который проектировали и создавали такие мастера, как Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Карло Мадерно и Бернини. Величина собора, его высота, длина, объемы поражают своими размерами. Толпы туристов растерянно бродят по собору, разглядывая бронзовые статуи святых, цветные мозаики, композиции с изображением ангелов... Богатое внутреннее убранство ослепляет глаза. Но за всем этим кроется то, к чему стремятся паломники со всего мира, сокрытое и святое – мощи апостола Петра. Они почивают в нише, находящейся под главным престолом алтаря, расположенного в центре собора, на месте захоронения апостола. Пара белоснежных изогнутых лестниц ведет к мощам, однако сами они закрыты для поклонения, увидеть их, а тем более приложиться к ним нельзя. Великолепные балдахины, мраморные плиты и позолоченные реликварии преграждают путь... Ещё в XIX веке русский историк и духовный писатель А.Н. Муравьев (1806-1874), совершивший путешествие в Италию, отметил это обстоятельство в своих «Римских письмах». Описывая святыни, автор не жалел красок на критику католических обычаев, особенно огорчаясь отсутствием возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Муравьев предостерегал паломников от увлечения внешним блеском католичества. Граф В.Ф. Адлерберг, посетивший Рим вслед за Муравьевым и использовавший «Римские письма» как путеводитель, ему вторит: «Пасхальная служба (в соборе св. Петра) была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце».

Широкие врата собора открыты для входящих и выходящих людей, строгая охрана внимательно оглядывает каждого. Выходим. Двойственные чувства терзают душу. С одной стороны – благоговение перед святыней, с другой – чувство недоверия, сомнения, вселяемое живописными изображениями, скульптурами, искусственными свечками, плакатами с улыбающимся безбородым Папой, самой атмосферой, царящей в римских храмах. Не ощущается таинства, искренности, святости и благочестия, которые так дороги сердцу православного человека. Трудно молиться в чужеземных храмах, даже у мощей так почитаемых на Руси святых.

Собор святого Петра хранит только часть мощей апостола. Его честная глава, а с нею и глава апостола Павла находятся в храме Сан Джованни ин Латерано, к которому надо проделать немалый путь. Чтобы попасть туда, мы покидаем Ватикан, полюбовавшись по пути колоннами и фонтанами на его главной площади, и, пройдя улицу Примирения, следуем по узким мощеным улочкам Рима в сторону Колизея. Поднимаемся по ступеням церкви Санта Мария д’Аракоэли и с вершины одного из римских холмов, на котором располагается Капитолийская площадь и Сенатский дворец, обозреваем останки древнего форума. Затем посещаем Колизей, чтобы поклониться кресту, установленному в память о тысячах святых мучеников, казненных за веру. Мученик Вонифатий, святая Анастасия Узорешительница, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, святая Варвара, святая Татьяна... каждому православному человеку знакомы их имена.

Санта Мария Маджоре

Немного в стороне от Колизея находится самый большой из римских храмов, посвященных Богородице – собор Санта Мария Маджоре, или церковь Марии Снежной. Человеку, оказавшемуся на этом месте 5 августа, открывается удивительное зрелище – с неба идет снег из нежных лепестков белых роз. Так римляне вспоминают событие, случившееся здесь в середине IV века. В ночь с 4 на 5 августа одному богатому и благочестивому патрицию Джованни, искавшему ответ на мучивший его вопрос о том, как распорядиться своим большим состоянием, и молившемуся Божией Матери, приснился сон, в котором Богородица сама явилась ему и повелела выстроить храм на месте, где наутро выпадет снег. И утром действительно случилось чудо, удивившее всех видевших его римлян – среди лета выпал снег. И тут же, на этом самом снегу папа Либерий, встретившийся с патрицием, посохом начертил план будущего храма. С тех пор римляне чтут и очень любят этот праздник.

Но мы, следуя цели своего путешествия, проходим дальше. И вот, наконец, улицы расступаются и перед нами открывается площадь с гигантским собором Иоанна Предтечи и св. Иоанна Богослова (Сан Джованни ин Латерано). Мощи апостолов находятся в центре собора, только почивают они высоко над алтарем за резной решеткой. А внутри престола находится доска, на которой апостол Петр совершал таинство Евхаристии, и часть того самого стола, за которым происходила Тайная Вечеря.

Санта Скала

На этой же площади находится и другая церковь, гораздо более скромная, чем Латеранский собор, но хранящая в себе не менее драгоценные святыни. Это церковь св. мученика Лаврентия (или Санта Скала, Святая Лестница), и в ней лестница, по которой Христос подымался на суд к Понтию Пилату. Ее привезла в Рим святая равноапостольная царица Елена. Ступени устанавливали очень благоговейно – ни один рабочий не ступил ни на одну из них. Первой была положена верхняя ступень, затем следующая, и так далее, пока не была установлена самая нижняя. 28 ступеней. 28 шагов. Теперь по этой лестнице поднимаются паломники. Они идут по этому пути на коленях, останавливаясь на каждой ступеньке и произнося молитву «Отче наш» или читая Акафист Страстям Христовым. А наверху находится церковь, именуемая «Святая Святых» с древним образом Спасителя на кедровой доске.

Царица Елена привезла в Рим из Иерусалима не только святую лестницу, но и множество христианских реликвий, большая часть которых находится в одной из наиболее чтимых для паломников церквей – церкви Санта Кроче ин Джерузалемме (Святого Креста Иерусалимского), которая была построена специально для хранения этих святынь. Она считается «обязательной» для паломников. Этот высокий собор, окруженный хвойной аллеей с небольшими каменными фонтанами, стоящий в тихом итальянском квартале, был последним пунктом нашего путешествия. Вечерние лучи проникают в широкий проем распахнутых врат, приглашающих зайти внутрь. И мы входим. Мужчина, скромно, но опрятно одетый, просяще протягивает навстречу руку. Смущенно прохожу мимо, щупая в кармане монетку: дать? не дать? Отчего-то не приходила в голову мысль встретить в этих роскошных соборах нищего человека.

В соборе сумрачно и спокойно. Прохладно. Тихо. Темная боковая лестница ведет в притвор, где хранятся святыни. Опускаемся на колени. Перед нами в киоте за алтарем в старинных реликвариях часть Животворящего Древа Креста Господня и гвоздь, пронзивший тело Спасителя, шипы от Тернового Венца, часть титла с надписью «Назарянин Царь», священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба и от Колонны Бичевания, фаланга указательного пальца святого апостола Фомы – перста, вложенного им в раны Господа... Мы молимся у святынь. А сверху сквозь цветные витражи с изображениями архангелов, в полутемное пространство храма проникает неуловимый свет...

На выходе из храма сталкиваемся с тем же человеком. Я снова прохожу мимо, но тут же возвращаюсь и кладу в его руку всё, что было в моем кармане. Мы встречаемся взглядом: его добрые глаза смотрят на меня с улыбкой. «Грация», – вежливо кивает он. «Прэго», – отвечаю я и бегу догонять своих.

День подходит к концу. Завершается и наш путь. Мы садимся на лавочку у фонтана, чтобы немного отдохнуть и ещё раз спокойно перебрать в памяти то, что нам довелось увидеть и пережить за этот день. К фонтану слетаются голуби, купаются в теплых лучах заходящего солнца. Я думаю о храме, который мы только что покинули, и вспоминаю слова одного философа: «душа... увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна...» И мне вдруг становится радостно и тепло на сердце, словно здесь, на чужой итальянской земле я соприкоснулась с чем-то родным, русским...

Юлия Сахарова

«Все дороги ведут в Рим» - вечный город, столицу великой Римской империи, в пределах которой благоволил воплотиться Господь. Город, принявший учение Христово во времена апостольские, слышавший проповедь святых апостолов Петра и Павла и ставший местом их вечного упокоения. «Отсюда будет восхищен Павел, отсюда Петр, - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Помыслите и содрогнитесь! Какое зрелище представится для Рима, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов, и будут восхищены в сретение Христу».

Римская земля обильно полита кровью мучеников. Здесь прославился целый сонм святителей Христовых - Римских Пап первого тысячелетия. Божьим промыслом в Риме собраны вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мощи многих угодников Божьих, множество чудотворных икон, перенесенных сюда из Святой Земли и со всего Православного Востока.

Рим - священный город для всего христианского мира. Здесь больше, чем во всей Европе, святынь, имеющих вселенское значение. И поэтому Рим издавна привлекал к себе паломников не только с Запада, но и с Востока.

В этом докладе я попытаюсь, во-первых, кратко описать основные древнехристианские святыни Рима, представляющие интерес для православных богомольцев; а, во-вторых, рассмотреть традиции почитания этих святынь в древности и проследить историю русского православного паломничества в Италию.

Исконно римские святыни

С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги.

Остановимся подробнее на каждом из этих мест.

Собор апостола Петра на Ватиканском холме



Собор является самым большим храмом христианского мира, сердцем Римо-католической Церкви. Он стоит на месте древних катакомб (или подземных кладбищ), в которых нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики, пролившие кровь за Христа в находившемся поблизости цирке Нерона. Здесь, по преданию, священномученик Климент, епископ Римский, с честью похоронил в 67 году тело своего учителя, апостола Петра после его распятия. Это место свято чтилось христианами, и около 90 года над ним был воздвигнут особый памятник. Современные исследователи Ватиканских катакомб среди настенных надписей I века находят обращения к святым апостолам Петру и Павлу. В 324 году при участии святителя Сильвестра, папы Римского, святой равноапостольный император Константин положил основание великолепной базилики. В XVI-XVIII веках базилика была перестроена и обрела настоящий вид. Главный престол храма воздвигнут над честными останками святого апостола.

Вопрос о том, где был распят апостол Петр, долгое время являлся предметом дискуссий. На одном из предполагаемых мест, на Яникульском холме, испанским королем в 1502 году была воздвигнута церковь. С места распятия апостола Петра паломники обычно берут на память песок.

Мамертинская темница

Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных.

В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; святой Сикст, папа Римский; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие.

Храм апостола Петра, именуемый «в веригах»

В этом храме хранятся железные вериги (цепи) апостола Петра, которыми он был дважды закован за проповедь о Христе. Честные вериги Петровы хранятся в особом ковчеге, стоящем внутри главного престола. Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

Базилика святого апостола Павла

Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла. По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после Ватиканского собора, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь.

Храм святого апостола Павла «на Трех Фонтанах»


Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название.

Часовня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее»

Часовня «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос.

Колизей

Свое название Колизей получил от латинского слова «великан». Так впоследствии был назван за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 годах I века. Колизей был одним из любимых мест развлечения для жителей Древнего Рима. Здесь они наслаждались страшным зрелищем борьбы зверей и людей. При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники-язычники выставляли причиной всех общественных бедствий. Мучения христиан в Колизее продолжались целых два века. Это не единственный цирк Рима, в котором проливалась христианская кровь.

Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших на арене Колизея. Их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. По словам святителя Григория Двоеслова, «эта земля пропитана кровью мучеников за веру».

Первым, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 января и 29 декабря). Свою мученическую кончину здесь приняли святая мученица Татиана (память 12 января), святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 декабря) и множество других страстотерпцев Христовых.

При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились, но гладиаторские бои в Колизее продолжались вплоть до начала V века.

Храм во имя святого великомученика Евстафия Плакиды

Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников (память 20 сентября).

Катакомбы

Катакомбы - это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения. Катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. К V веку обычай погребать в катакомбах прекратился, но они оставались местом почитания мощей мучеников. Начиная с VII века, священные останки стали переносить в городские храмы. Таким образом, к IX веку катакомбы опустели и оставались забытыми в течение нескольких веков. Их повторное открытие и начало исследования относится к концу XVI века. В настоящее время найдены и обследованы тысячи километров подземных галерей. Наиболее известными и открытыми для посещения являются катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домициллы, катакомбы Прискиллы и некоторые другие.

Храм священномученика Климента, Папы Римского

Храм расположен на месте дома, принадлежавшего священномученику Клименту, Папе Римскому, который пострадал в 102 году на берегу Черного моря. Его честные мощи были чудесным образом обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке и торжественно перенесены в Рим. Гробница, в которой почивают мощи святителя, находится внутри возвышения, на котором стоит главный престол. Из церковной ризницы широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику святителя Климента. Помимо своей древности она священна для нас, русских, потому что служила некогда местом упокоения святого равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского. При раскопках были найдены явные следы пребывания здесь мощей святого Кирилла. Справа от того места, где в древнем храме должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, пустое внутри.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия

Над местом упокоения святого мученика Лаврентия (память 10 августа), который был архидиаконом при святом папе Сильвестре I, святым равноаостольным императором Константином около 320 года был сооружен храм его имени. В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся часть мученической крови святого Лаврентия; частица мощей священномученика Сикста, Папы Римского; частица мощей мученика Романа, воина, обратившегося ко Христу при виде мучений святого Лаврентия, и другие святыни.

Храм святого Григория Двоеслова, папы Римского

Святой Григорий Двоеслов (собеседник) именуется так за свое сочинение «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов». Память этого великого святого, с именем которого в православном богослужении связана Литургия Преждеосвященных Даров, совершается 12 марта. Прежде своего избрания на папскую кафедру, он устроил в доме, доставшемся ему от родителей, храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и при нем - монастырь. Впоследствии Римский Папа Григорий II соорудил здесь настоящую церковь. Честные мощи святителя Григория Двоеслова почивают в Соборе святого апостола Петра в специально устроенном приделе.

Храм святого мученика Вонифатия и святого Алексия, человека Божия


Жизнь столь почитаемых на Руси святых непосредственно связана с Римом. Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря) пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи - богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм.

В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий (память 17 марта), который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание.

Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери. Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, - та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий.

Церковь святого священномученика Климента


Базилику святого Климента без преувеличения можно назвать уникальным археологическим комплексом. В него входят три уровня.

Первый, самый древний, создан в I веке новой эры, там располагаются два здания. Митреум - культовое сооружение, построенное для поклонения Митры, в нем сохранился алтарь. Другое здание было намного больше, с внутренним двором.

Средний уровень относится к раннехристианскому периоду IV века, когда была построена первая базилика. К началу V века в ней находилось много христианских святынь, среди них десница Игнатия Богоносца, который мученически умер в Колизее. В IХ веке сюда были доставлены мощи папы Климента.

На верхнем уровне расположена базилика XII века.

Постройка новой базилики стала необходимой из-за пожара 1084 года. В нее были перенесены все важнейшие реликвии из нижнего храма. Базилика украшена уникальными фресками, хранит мощи святого Климента, четвертого римского епископа, в честь которого получила свое название.

Привезенные святыни

Выше мы описали некоторые святыни Рима, которые по своему происхождению можно считать исконно римскими, так как это, в основном, честные мощи святых апостолов и мучеников, пострадавших и погребенных именно на этой земле. Однако множество святынь попало в Рим из Святой Земли и Византии после эпохи гонений на христиан. Иногда это были подарки Византийских императоров и иерархов; иногда - святыни, похищенные в Малой Азии под предлогом спасения от осквернения иноверцами (например, мощи святителя Николая Чудотворца). Однако подавляющее большинство восточных святынь оказалось на Западе в результате Крестовых походов XIII века. Перечислим лишь некоторые из них.

Ватиканский собор святого апостола Петра

В этом соборе кроме исконно-римских святынь - таких как: мощи святого апостола Петра, святых Пап Лина, Маркеллина, Агапита, Агафона, святителя Григория Двоеслова и святителя Льва Великого (память 18 февраля) - почивают привезенные в различное время мощи или части мощей святых апостолов Симона Зилота (память 10 мая) и Иуды (память 19 июня); святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Латеранский собор



Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя - один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой; две половинки колонны из храма Иерусалимского, треснувшей во время Голгофского землетрясения.

В соборной ризнице храма:

Терн от венца Спасителя;

Часть животворящего Древа Креста Господня и бывшего на нем титла;

Часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на Кресте;

Часть багряницы, в которую был облечен воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом;

Часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери;

Частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания;

Плат, которым была обвернута глава положенного во гроб Иисуса;

Часть волос Божией Матери;

Часть честной челюсти Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня;

Частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины;

Честная рука святой равноапостольной царицы Елены и многое другое.

Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским, во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина (память 22 января).

Святая лестница


Святая лестница - это мраморная лестница старого Латеранского дворца, которого уже не существует. Теперь она находится в капелле Сан-Лоренцо, куда ее поместили по приказу папы Сикста V, под чьим руководством в 1589 году перестраивался Латеранский дворец.

По легенде лестницу привезла в Рим святая Елена в 326 году из Иерусалима. Лестница находилась во дворце Понтия Пилата и по ней на суд вели Иисуса.

Лестница состоит из 28 ступеней, все они закрыты деревянными досками, чтобы ничто не могло повредить этой святой реликвии. Верующие и паломники могут подниматься на ней только на коленях, читая специальные молитвы на каждой ступени. В местах, где осталась кровь Христа после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки.

Баптистерий Иоанна Предтечи



Строительство Баптистерия происходило в период между 1316 и 1325 годами. Это место и раньше было известным - в древние века там находился языческий храм Марсу. Позднее его преобразовали в церковь, где ранние христиане совершали таинства крещения. В начале ХIV века был построен Баптистерий, посвященный Иоанну Крестителю. Именно этот святой является покровителем Флоренции.

Баптистерий представляет собой квадратное помещение с готическим сводом, разделенное двумя пилястрами на три нефа. В его глубине находится апсида. Там же находится крестильная чаша, сделанная в 1417 году Якопо де ла Кверчи. Все здание внутри расписано фресками.

Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю - духовному покровителю Флоренции – и в настоящее время является музеем. Свод здания украшен шестью рядами сюжетов из жития Иоанна Крестителя, господа нашего Иисуса Христа, праведного Иосифа, из книги бытия и небесной теократии (с Христом и ангелами). Над кафедрой - изображения ветхозаветных пророков, Божией Матери и Иоанна Крестителя на троне.

Базилика св. апостола Павла

В реликварии базилики, вместе с описанными выше, хранятся такие значимые для христианского мира святыни, как:

Частица Животворящего Древа;

Частица мощей апостола Иакова Заведеева;

Частица мощей апостола Варфоломея;

Часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти;

Честная глава апостола Анании;

Частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии.

Собор Божией Матери «Маджоре»

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их - около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева.

Церковь Честного и Животворящего Креста Господня


Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина (их память 21 мая). Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом, землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного, и честной перст святого апостола Фомы.

Базилика Матери Божией Великой на Эсквилине


Базилика Матери Божией Великой считается одной из четырёх главных базилик Рима. По преданию папе Либерию летней ночью 352 года во сне явилась Богоматерь и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине неожиданно выпал снег, после чего папа очертил периметр будущей церкви.

В 440-х гг. папа Сикст III возвел на ее месте базилику в честь Матери Божьей. В последующие столетия базилика достраивалась и украшалась. В 1377 году к ней пристроили колокольню, которая считается самой высокой в Риме. Последние изменения фасада произошли в 1740-х гг. под руководством Фердинандо Фуга.

Интерес представляют и три капеллы. Расположенная справа Сикстинская капелла, вероятно, самая известная. Она построена по поручению папы Сикста V.

Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный"



Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный» стоит на вершине Капитолийского холма. В античные времена на ее месте находился храм Юпитера Капитолийского. Первые упоминания о ней относятся к VI веку. Главная святыня храма – мощи святой Елены, матери святого равноапостольского царя Константина. В честь нее назван придел этой церкви. Посередине придела на возвышении стоит престол, желтая мраморная доска которого лежит на раке из красного порфира. В этой раке и почивают мощи святой Елены.

Святая Елена сделала для христианского мира очень многое. Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Вскоре на том месте был возведен храм Воскресения Христова.

Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году. За свои великие заслуги перед церковью и труды по обретению животворящего креста царица Елена именуется равноапостольной. Мощи ее сначала хранились в мавзолее, над которым была сооружена базилика во имя мучеников Петра и Маркеллина. Затем в церкви, построенной на древней Лабиканской дороге. С XVI века они находятся в Церкви Матери Божией «Жертвенник Небесный».

История паломничества и почитания святынь

Первое тысячелетие

Перейдем теперь к рассмотрению традиций паломничества. Святыни Рима, число которых на протяжении веков не уменьшалось, а только возрастало, всегда привлекали благочестивый интерес множества христианских паломников. В эпоху гонений мы находим свидетельства о благоговейном сохранении и почитании честных останков мучеников (страдание священномученика Игнатия Богоносца и многих других). Уже с первых веков христианства над местами погребения «свидетелей веры» воздвигаются памятники, на их могилах в катакомбах совершаются евхаристии и агапы - вечери любви.

Исследователи катакомб говорят о «культе мучеников» среди христиан первых веков, который выражался не только в посещении и почитании мученических гробниц, но и в желании иметь у себя святые мощи и быть погребенными рядом с почитаемой святыней (житие святого мученика Вонифатия). В связи с этим многие состоятельные христиане из знатных римских фамилий выделяли места для подземных кладбищ на своих собственных участках земли. Первые христианские базилики, построенные императором Константином на наиболее почитаемых участках, становились также местом стечения паломников. Катакомбы продолжали использоваться как места для погребения лишь до начала V века. Однако и после этого они продолжали привлекать к себе огромные потоки христиан, желавших поклониться останкам святых свидетелей Христовой веры. Обустройство и реставрация мест почитания проходило при непосредственном участии Римских пап.

Сохранились «Итинерарии» VII-VIII веков - маршрутные книги для паломников, приезжавших со всей Европы и Ближнего Востока, которые показывают, насколько живыми и интенсивными были традиции паломничества в Рим в первом тысячелетии.

Русское паломничество

Что касается русского паломничества в Италийскую землю, есть все основания предполагать, что в домонгольский период многочисленные паломники из новопросвещенной Киевской Руси, устремившиеся на Святые места Палестины, что является несомненным фактом церковной истории, посещали иногда и Апеннинский полуостров. Об этом, в частности, свидетельствует установление на Руси празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году при Киевском митрополите Ефреме. Установление празднования памяти святителя Николая и его широкое распространение на Руси произошло практически одновременно с самим событием, что говорит о том, что среди очевидцев перенесения его мощей могли быть и наши соотечественники.

Официальное разделение Восточной и Западной Церквей в 1054 году не сразу отозвалось в народном сознании. Практически все южное побережье Италии долго находилось в военной и церковной юрисдикции Византии. На этом основании можно предполагать, что церковный раскол не являлся до начала XIII века препятствием для паломничества к святыням Италии в сознании восточных христиан, в том числе и славян.

В период с XIII по XVIII век можно говорить не только о спаде паломничества, но практически о полном отсутствии русских паломников в Италии. Латинские Крестовые походы начала XIII века, предпринятые с целью освобождения Святой Земли от иноверцев, жертвами которых стали Константинополь и многие другие византийские города, оставили глубочайший след в православном сознании и значительно усугубили раскол. Множество награбленных на Православном Востоке святынь оказалось в Европейских городах. Однако какое-либо регулярное паломничество Восточных христиан на Запад с трудом представляется возможным. Кроме того, в эту эпоху в Западной Церкви формируется негативное и даже враждебное отношение к православным как к схизматикам. В это же время Древняя Русь надолго оказывается под монгольским игом, что так же сказывается на значительном сокращении паломничества за рубеж.

Первые письменные свидетельства о посещении Италии нашими соотечественниками восходят к XV веку. Это описания путешествия московской церковной делегации на Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439 гг. Кроме описания заседаний Собора автор, инок Симеон Суздальский, оставляет подробный перечень увиденных храмов и святынь Феррары, Флоренции, Болонии и Венеции. В описаниях ощущается глубокое благоговение к увиденному. Однако налицо недоумение инока относительно того, как выразить свое почитание святыни, находящейся в инославном храме.

В XVII веке, в связи с преобразованиями императора Петра I Алексеевича, возрастает поток русских путешественников в Европу. Для изучения паломничества огромный интерес представляет путешествие стольника Петра Андреевича Толстого в Италию, в 1697-1699 гг. Он был направлен царем Петром I в Венецию для освоения военно-морского дела. Но будучи очень набожным человеком, он оставил подробное описание святынь многих итальянских городов, которые ему довелось посетить - в том числе и Рима.

Практически одновременно совершил свое путешествие на остров Мальта, побывав во многих других городах, граф Борис Петрович Шереметев.

Одним из самых объемных произведений паломнического жанра является «Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» В Италии его спасало знание латыни и различные документы и удостоверения местных властей, которые принимали его за польского католика. Из описаний Григоровича-Барского становится ясно, что в то время простому русскому человеку совершить паломничество в Европу было делом весьма проблематичным. Можно предположить, что на подобную авантюру могли отважиться немногие.

Таким образом, в период с XII по XVIII век паломнические поездки русских в Италию могли быть только единичными. И только в XIX веке поток русских паломников, включающий все слои общества, становится регулярным. К началу этого периода относится паломничество крестьянина Кирилла Бронникова в 1820-1821 гг.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стало путешествие в Рим и последующее его описание в своих «Римских письмах» А.Н. Муравьева в 1840-х годах. Александр Николаевич Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл не как простой богомолец, в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Православной Церкви в связи с грядущим посещением Папского государства императором Николаем I Павловичем. По его мнению, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить... самое чувство православия». Много внимания в своих описаниях он уделил святыням, но и здесь не жалел красок на критику католических обычаев - в частности, отсутствие возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Его оскорбляло, что необыкновенное множество святынь Православного Востока попало сюда в результате лукавства и хищений.

Работу А.Н. Муравьева использовал как путеводитель по Риму граф В.Ф. Адлерберг, побывавший в Италии немного позднее. Своими впечатлениями о поездке в Италию письменно поделился преосвященный Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский. Очень ценное и глубоко научное описание итальянских святынь оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший здесь в 1854 году.

Среди русских паломников в Риме были не только духовные и образованные лица, но и простые крестьяне. Весьма показательна и любопытна поездка по обету двух крестьянок из Перми к святителю Николаю Чудотворцу. С повозкой, вмещавшей только одного человека, они прошли путь из Сибири до Неаполя без документов, не зная ни одного иностранного слова.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В.В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Этот первый опыт систематического описания Рима для православных богомольцев был удачным, и православные паломники им охотно пользовались. Именно 80-е годы XIX века стали временем массового паломничества в Италию. Хотя эта страна, как и прежде, не находилась в русле самых популярных русских маршрутов, но тем не менее многие богомольцы, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Бари и Рим. Основной трудностью для наших паломников являлось незнание местного языка, чем зачастую злоупотребляли проворные итальянцы. Незадачливых русских богомольцев обирали и при оплате транспорта, и в местах ночлега, и в сувенирных лавках. Весьма ощущалось также почти полное отсутствие православных храмов.

Организацию паломничества в Италию взяло на себя Императорское Палестинское Православное Общество. Для паломников в Риме, в первую очередь, был нужен странноприимный дом и помощь при осмотре святынь. Для этой цели использовалась резиденция польских кардиналов - так называемый Дом святого Станислава, куда принимались на постой все русские посетители Рима, попавшие за рубеж по каналам Палестинского Общества. В Бари в 1915 году было предпринято грандиозное строительство Русского храма святителя Николая Чудотворца и странноприимного дома для паломников.

Вершиной паломнической литературы по Италии следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме», подготовленный и изданный настоятелем посольского храма в Риме, архимандритом Дионисием (Валединским) в 1912 году. Автору, вслед за предшественниками и самими паломниками, пришлось проделать кропотливую работу по разграничению вселенских святынь от чисто католических. Выполняя пасторский долг, отец Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Однако через два года после выхода «Спутника», вспыхнула Первая мировая война, а за ней революция, и этот кропотливый труд попал в руки лишь считанных паломников.

В течение советского периода говорить о русском православном паломничестве в Италию не приходится. Начиная с 1960-х годов, вечный город посетили лишь несколько официальных делегаций Русской Православной Церкви.

Храм святой великомученицы Екатерины в Риме



Первый православный храм в Риме был освящен 25 мая 2009 года в честь святой великомученицы Екатерины. Храм стал духовным и культурным центром для всех представителей многочисленной православной диаспоры на Апеннинах, а также многочисленных паломников. Начало работы храма стало действительно долгожданным событием - над Вечным городом наконец-то был вознесен купол с крестом русского православного храма.

Идея строительства православного храма в колыбели западного христианства была высказана еще в конце ХIХ века.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России, и к 1916 году были собраны 265 тысяч лир, которых хватило бы на строительство храма. Однако революционные события в России помешали осуществлению этого проекта.

Вновь эта мысль была высказана в начале 1990-х годов, причем инициатива принадлежала МИД РФ. После благословения Патриарха Алексия II, в январе 2001 года, архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии главы МИД в тот период Игоря Иванова освятил закладной камень на месте будущего храма, которому суждено было стать первым крупным среди построенных за границей после 1917 года.

Заключение

С начала 1990-х годов жители России вновь получили возможность беспрепятственного выезда за рубеж. Технический прогресс обеспечил новые транспортные возможности. Это способствовало возрождению паломнических традиций. Несомненно, главной целью русских паломников остается Святая Земля, а Италия привлекает, в основном, туристов. Впрочем, и среди них есть очень много православных, а кто-то предпринимает поездку в Италию именно с целью поклониться христианским святыням. В настоящее время Бари и Рим входят в традиционные маршруты практически всех русских паломнических служб. Главная трудность, с которой сталкивается современный русский паломник в Италии, это плохая информированность о святынях и их подлинности. Основным путеводителем - прекрасным, но малодоступным - остается «Спутник» архимандрита Дионисия, переизданный Русским православным храмом в Риме в 1999 г. с исправлениями и дополнениями М.Г. Талалая.

В XX веке изменилось и отношение католиков к православным паломникам - к ним относятся с большой толерантностью и интересом. В католическом мире, который практически утратил живое, народное почитание святынь, возрастающий поток воцерковленных паломников является одной из форм свидетельства Православия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: