Здание в начале рождественского бульвара. Прогулка по рождественскому и сретенскому бульварам (бульварное кольцо)

Местность эта известна с конца XIV века. Когда на крутом берегу реки был выстроен Рождественский девичий монастырь. Основан он был на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле. От Рождественского монастыря, окруженного сначала деревянными, а позднее каменными стенами, спускались по склону к речке монастырские огороды. Монастырские работники селились поблизости.

Земли, расположенные за стенами монастыря, стали осваивать уже в XVI веке.
В XVII веке за стенами Белого города, образовалась Печатная слобода, в которой селились типографы Печатного двора, расположенного на территории нынешней Никольской улицы.

После разрушения стен Белого города, территория застраивалась лавками купцов и горожан в хаотичном и стихийном порядке, даже, несмотря на указ Екатерины II, предписывающий устройство бульвара на месте снесенной крепостной стены.

Во время Отечественной войны 1812 года из-за пожара, купеческие лавки сгорели. Но внутренняя часть Рождественского бульвара чудом сохранилась. И уже после войны в 1820 году началось обустройство бульвара.
Была высажена зеленая аллея, спускающаяся к Трубной площади. А на месте сгоревших домов построены капитальные каменные здания.

Несмотря на многочисленные перемены, переобустройства и исторические события, место это сейчас является очень живописным уголком Москвы.
В самом начале, в окружении Трубной площади сейчас, увы, сплошной новодел.
На месте дома №1/2 когда-то находился третьеразрядный трактир "Крым". Простые люди называли это заведение Ад. А вот для уголовников тут был рай, где делилось и прогуливалось награбленное. Здание простояло до середины 1980-х годов, и было снесено перед Олимпиадой, а на освободившемся месте тогда воздвигли Дом политического просвещения архитекторов В. С. Андреева и К. Д. Кислова.
Просуществовало здание до начала нынешнего века. На его месте сравнительно недавно выстроили многофункциональный комплекс «Легенды цветного».

Дома по нечетной стороне в начале бульвара, все сплошь комфортабельные жилые "доходки", появившиеся в начале XX века.
Особенно выделяется среди них дом под № 9 . Этот доходный дом княгини Бебутовой был построен в 1909 году архитектором Г. А. Гельрих в стиле позднего, но очень приятного глазу, модерна.

Перед Октябрьской революцией в доме размещалось Генеральное консульство США.
А сейчас находится Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Дом под № 10 , примыкающий к Рождественскому монастырю, доходный дом В.А. Андреева, 1903 года постройки, архитектора В.А. Кокорина.
Примечательно, что интерьеры дома были спроектированы Федором Шехтелем.

На месте этого дома в 1820-х годах была огородная земля иностранца, зубного лекаря Карла Жоли, а в начале 1830-х годов отставной флота, лейтенант, помещик Тамбовской губернии Д. Н. Сатин построил здесь двухэтажный дом с флигелями по бокам. В начале XX века по проекту архитектора Н. И. Кокорина на стены были сделаны надстройки, превратившие старые строения в пятиэтажный дом.

Под номером № 13 ныне расположены два жилых дома начала XIX века, находящиеся в основе усадьбы М.А. Лагофита.

Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 году оба здания разобрали и заменили копиями. В восьмидесятых годах прошлого века дома реконструировались, были воссозданы фасады исторических построек.

Голубой особняк под № 12 , постройки конца XVIII столетия, являющийся историко-культурным памятником федерального значения, имеет долгую и богатую историю.

Первыми хозяевами этой усадьбы на Рождественском бульваре были родственники знаменитого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина - братья Иван Александрович и Михаил Александрович.
В этом доме неоднократно проводились собрания декабристов, а в 1821 году здесь был распущен Союз благоденствия для последующего создания нового тайного общества.
Здесь часто жили декабристы Якушкин Иван Дмитриевич и Граббе Павел Христофорович. В 1826 году здесь были арестованы Фонвизин Иван Александрович и Норов Василий Сергеевич. Из этого же дома в 1828 году выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна.
Следующей владелицей особняка стала супруга крупного предпринимателя Надежда фон Мекк, которая вошла в историю как покровительница композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего у нее в этом доме. Надежда Филоретовна, купившая здание в 1869, спустя 10 лет перестраивает его по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко. В результате проведенной переделки, довольно скромный особняк Фонвизиных превратился в роскошный двухэтажный пятидесятикомнатный дворец со стилизованным под античность четырехколонным псевдопортиком.
В 1881 году в особняке фон Мекк проживал известный скрипач и композитор польского происхождения Генрик Винявский, в память о котором на фасаде дома установлена мемориальная доска.

В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.
В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.

Сейчас в этом доме находится Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству, благодаря которому здесь и была проведена последняя реставрация.
Какое-то время тут работал министр рыбного хозяйства СССР, о чем опять же нам "повествует" мемориальная доска, установленная на фасаде здания.

На самом бульваре напротив особняка в 2012 году был установлен поклонный крест в память о святой, Великой княгине Московской Ефросинии, супруге Великого князя Дмитрия Донского, преподобной Ефросинии Московской, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

Рядом, под номером № 14 не менее интересное строение, особняк Ростопчиной – Павлова.

Построен он был еще в начале XIX столетия. А нынешний вид приобрел уже в 1870 году, когда была проведена его реконструкция архитектором Андреем Николаевичем Стратилатовым. Двухэтажное строение, выкрашенное в яркий оранжево-апельсиновый цвет, довольно сильно выделяется на фоне соседних построек.

Декор богато украшен, оконные проемы обрамлены шикарной лепниной, гирляндами и венками.

Первой известной хозяйкой этого особняка была графиня Ростопчина, но какая именно, не известно. Дело в том, что представительниц этого рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой. И, что самое интересное, документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой.

В конце 20-х годов XIX века домом владел Карл Иванович Яниш, медик по образованию, впоследствии ставший профессором.
Его дочь, Каролина Карловна была также очень образована, владела языками, писала стихи, рисовала, и делала переводы для иностранных читателей произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского… Кроме того, Каролина была еще и красавица, в которую влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у нее руки. Но, родители высказались против этого брака и выдали ее замуж за беллетриста Николая Филипповича Павлова.
На знаменитые "павловские четверги" собиралась вся литературная Москва.
Бывали здесь и Гоголь, и Герцен, и Огарев… захаживал и, Петр Яковлевич Чаадаев, и Константин Сергеевич Аксаков, и Афанасий Афанасьевич Фет/
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в ссылку на Кавказ…

Доходный дом напротив, под номером № 15 , был построен на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе.

Отделка фасада довольно строгая, выделяют его лишь изящные чугунные балкончики.
Еще один декоративный элемент, небольшой псевдопортик в центральной части здания.

Соседнее здание, под номером № 17 смотрится гораздо наряднее.

Это доходный дом Н. И. Силуанова, был построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким. Украшают здание декорированные элементы модерна. Тут и плитка зеленовато-коричневатых тонов, и лепнина над окнами в виде раковин и картушей.

Под номером № 19 находится доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики, построенный в 1914 году по проекту архитектора Д. Челищева.

Шестиэтажное здание, выкрашенное в серый цвет, облицовано модным в те времена материалом, под названием, портландцемент. Фасад украшают редкие лепные вставки, да скругленный эркер в центральной части. В этом доме жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин, неоднократно посещавший это семейство.
Небольшой двухэтажный особнячок под номером №21 , доходный дом банкира И. И. Джамгарова, был построен в качестве городского особняка в стиле XIX века.

Еще одно интересное строение по четной стороне. Дом под номером № 16 .
Городская усадьба А.П. Карамышевой - доходное владение К.Е. Ценкер.
Эту классическую постройку конца XVIII века, созданную архитектором И. С. Каминским, отличают так сказать закругленные формы, привлекающие внимание. А также кованый чугунный балкончик, служащий украшением фасада. Здание, правда, до неузнаваемости искажено перестройками 1852 и 1869 годов, предпринятыми его новым владельцем немецким купцом Ценкером: с главным корпусом соединены боковые флигеля, по- новому пробиты окна, крыша украсилась высокой балюстрадой.

В этом доме в период с 1933 по 1943 годы жил писатель Демьян Бедный.

Замыкает бульвар бывший «гостиничный дом» - один из тех, что во исполнение указа Павла I строили около упраздненных ворот Белого города. Этот торцевой дом у Сретенских Ворот ничего не сохранил от своего первоначального облика, он был глобально перестроен в 1892 году по проекту архитектора П.А. Ушакова.

На углу с улицей Большая Лубянка, необычный, "дырявчатый" домик под номером №23 .

Доходка Е. З. Мелас - С. И. Малютина, построенная в 1896 году, архитектором М. А. Арсеньевым.

Данное угловое владение сложилось из двух территорий, объединенных в 1820-х годах, после покупки на торгах гречанкой Екатериной Мелас. В 1870-х годах владелец участка - почетный гражданин, купец Иван Малютин возводит каменное здание по проекту архитектора П. С. Кампиони, а в 1890-х годах - угловую часть по проекту архитектора М. А. Арсеньева. В доме находились меблированные комнаты “Родина”, “Самарканд”, “Сретенское подворье”, трактир "Орлова", букинистический магазин Петра Куприянова.

По нечетной стороне после 21-го дома находятся владения Сретенского монастыря, заслуживающие отдельного рассказа.
А в самом конце бульвара стоит красавица –церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Этот каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи, опираясь на надпись, обнаруженную на одном из образов храма.

В войну 1812 года храм был разграблен французами, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. А В 1897-1902 годах трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина.
После революции церковь закрыли. Здание было отдано тресту Арктикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР».
В 1994 году он был освящен заново.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета серебряник, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

Рождественский бульвар является составной частью культурно-исторического памятника Москвы Бульварного кольца. Это одна из главных магистралей в центре столицы России, проходящая по исторически сложившейся черте мегаполиса, на месте разобранной стены Белого города.

Рождественский бульвар пролегает от Трубной площади до Сретенских Ворот.Название происходит от Богородице-Рождественского женского монастыря.

Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь.Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора.


После сноса стен Белого города (1760), место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто спускающийся к Трубной площади. а у Сретенских ворот, в торце бульвара, выстроена гостиница (впоследствии надстроенная, она сохранилась по сей день).


6 марта 1953 года на бульваре и прилегающей Трубной площади произошла катастрофическая давка, вызванная притоком людей, желающих проститься со Сталиным. Рассказывают, что много людей разбивалось об угол этого зелёного здания. Погибших относили и складывали во дворе где сейчас находится Рождественский монастырь.


Основала Рождественский монастырь в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго.


Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей.


В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова.



Монастырь закрывался при большевиках, в нём размещались густонаселённые коммуналки. Однако же, не смотря на это прекрасно сохранился. Отреставрирован в конце 90-х.


Стена монастыря сооружённая в 19-м веке.



Типичный для своего времени доходный дом.



Скромный трехэтажный дом №11, подробно описанный в повести Ю. Трифонова «Время и место». Он почти ровесник Рождественского бульвара.


До революции в квартире из восьми комнат проживала семья некоего Веретенникова, управляющего завода гирь и весов. После революции, не дожидаясь уплотнения, он с домочадцами убыл куда-то на юг. В доме осталась лишь его больная ногами дочь Полина. Ей оставили крайнюю комнату с крохотным балкончиком.


С той поры женщина часами сидела на этом домашнем наблюдательном пункте, глядя вниз, на бульвар. За свою долгую жизнь с этого несуществующего ныне балкончика она много чего видела.


«Видела, - пишет Юрий Трифонов - как конные разгоняли толпу баб, как бежали юнкера по бульвару к Сретенке, как срывали с дома напротив вывеску «Братья Шмит», как шли с флагами, с барабанами, как встречали каких-то летчиков, бросали листовки, как чернели ночами пустые окна с домами, заклеенными бумагой, и как громом громыхали танки, разворачиваясь на Трубной, сотрясая землю так, что дрожал балкончик…»


Рождественский бульвар д.13


В своё время проживала здесь советская балерина Екатерина Гельцер, она же баронесса Манергейм.


Дом №17. В 1901 году в нем был пущен первый в Москве электрический пассажирский лифт.


Купеческий особняк с прекрасно сохранившимся старинным балкончиком.



Некогда типичные для Москвы подворотни и проходные дворы.



Копия (новодел) стоявшего здесь ранее особняка богатых купцов.


особняк графини Ростопчиной
нач. XIX в. ; 1870, архит. А. Стратилатов


По указу императора Павла I 1800 г. у всех бывших ворот Белого города следовало построить гостиницы. Что и было осуществлено в ближайшие два года по типовому проекту арх.Стасова.


Выстроеная у Сретенских ворот, в торце бульвара, гостиница сохранилась по сей день, её только надстроили.

Мы пройдем по Рождественскому и Сретенскому бульварам, заглянем на близлежащие улицы, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.
Мы увидим скульптуру Георгия Победоносца, зайдем в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, познакомимся с памятником «Нефтяная установка" и зданием Сандуновских бань, а также узнаем откуда пошло название Звонарского переулка.

Перейдя через Трубную площадь, мы оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» .

Отсюда и начинается Рождественский бульвар. На противоположной стороне - еще одно строящееся современное здание.

Сразу за «Неглинной плазой» свернем направо, на улицу Рождественка . Здесь, по левой стороне, мы сразу же видим стену Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с надвратной Церковью Евгения Херсонского .

Нетрудно догадаться, что именно в честь монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.

Монастырь мы обязательно посетим, но сейчас пройдем чуть дальше по правой стороне улицы. На пересечении Рождественки и Звонарского переулка располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях .

Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле .

Спустившись немного вниз по крутому склону переулка, мы оказываемся у зданий Сандуновских бань . Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века.

Интересный факт: именно в «Сандуны» отправились 31 декабря герои фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Разумеется, съемки происходили не в самих банях, но декорации, созданные на Мосфильме, в точности повторяют интерьер Сандуновских бань тех лет.

Возвращаемся обратно на Рождественку. Через монастырские ворота, расположенные под Церковью Евгения Херсонского, заходим на территорию монастыря.

Перед нами предстает главный Храм обители - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .

Храм, находящийся справа от нее, это Церковь Иоанна Златоуста .

Слева от Церкви Рождества мы видим административные монастырские здания с Церковью Казанской Божьей Матери . Однако проход туда закрыт.

Здесь стоит отметить, что порядки на территории монастыря довольно строгие. Фотографировать, конечно же, разрешается, а вот гулять простым посетителям можно только по основной площадке, между стеной и двумя основными церквями. Проходы же вглубь монастыря закрыты.

Поэтому, осмотрев то, что доступно мирянам, мы покидаем монастырь.

Возвращаемся на бульвар.

Повернув направо, мы можем лицезреть Церковь Казанской Божьей Матери с более удобного ракурса.

Следующие за монастырем здания, особняк Г.К. Ушкова (дом №10)

представляют собой памятники архитектуры XIX вв. На 12-м доме мы можем наблюдать две памятные доски. Первая посвящена польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому.

Другая - Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.

Следующее здание (дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной . В 1840-е годы домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.

Перейдем на другую сторону бульвара.

Название происходит от Печатной слободы, располагавшейся здесь с XVI века. Здесь селились мастера печатного дела, служившие при Печатном дворе на Никольской улице . (Примерно по этому же принципу, только гораздо позже, в XIIX веке, получил свое название район Печатники на юго-востоке города).

Следуя далее, мы выходим на площадь Сретенские ворота . На противоположной стороне улицы, в начале Сретенского бульвара, установлен памятник Н.К. Крупской .

Супругу и соратницу В.И. Ленина обычно было принято изображать зрелой, умудренной годами женщиной с суровым взглядом; здесь же мы видим совсем юную девушку, делающую первые шаги на пути революционной борьбы. Сзади за скульптурой установлены два гранитных пилона, на которых выбиты цитаты из трудов Крупской.

Прежде чем пройти к Сретенскому бульвару, повернем направо, на улицу Большая Лубянка . Пройдя буквально несколько шагов, мы увидим небольшую (чуть больше человеческого роста) стену, украшенную таким же небольшим куполом над железными воротами.

Зато иконы здесь располагаются прямо на стенах, и каждый, проходящий мимо, может перекреститься и произнести молитву, даже не заходя в Храм.

В летнее время, когда иконы обрамлены листвой, это выглядит особенно живописно.

А за зданием Собора полным ходом ведется строительство.

Здесь будет располагаться школа Сретенского монастыря.

Возвращаемся на бульвар. Собственно, сам бульвар довольно короткий. Пройдя от Большой Лубянки буквально 30 метров, мы уже видим Тургеневскую площадь с ее доминантой - Главным офисом компании "Лукойл" .

Из зданий же, расположенных на бульваре стоит отметить дом №6, состоящий из двух корпусов, принадлежавший до революции Страховому обществу «Россия» .

Здание, построенное в конце XIX-го - начале ХХ-го вв. в стиле позднего итальянского ренессанса, знатоками архитектуры считалось если не самым, то одним из самых красивых зданий Москвы того времени. Кованая ограда, башни, увенчаные куполами и остроконечными шпилями, к сожалению, многие детали декора здания на сегодняшний момент утрачены.

Помимо этого, Дом Страхового общества "Россия" являлся наиболее современным в техническом отношении зданием начала ХХ века. Он имел собственную электростанцию, которая освещала квартиры и приводила в движение лифты, внутри здания была обустроена собственная артезианская скважина, квартиры были оснащены всеми удобствами настолько, что могли бы посоревноваться с некоторыми современными жилыми домами.

Сегодня, наряду с различными учреждениями, часть помещений в здании занимает Театр «АРТО» .

Венчает Сретенский бульвар уже упомянутое нами здание Главного офиса компании "Лукойл".

Построенное уже в новейшей истории страны (2004 год) здание, очевидно, выпадает из общей концепции Бульварного кольца, большинство строений которого редко превышает 4-5 этажей.

В сквере, на пересечении бульвара и Тургеневской площади, установлен памятник В.Г. Шухову , выдающемуся инженеру, внесшему бесценный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности (именно он был руководителем строительства первых российских нефтепроводов).

На противоположной стороне площади мы видим здание Торгово-делового центра «Чистые пруды».

Между зданием офиса «Лукойла» и ТДЦ «Чистые пруды» начинается проспект Академика Сахарова .

Строительство нового пропекта, соединяющего Бульварное кольцо с Садовым , параллельно Мясницкой улице, планировалось еще в конце 30-х годов ХХ века, но помешала война. Власти города вернулись к этому проекту в 1970-х годах. С одной стороны, строительство широкой магистрали было обосновано, так как Мясницкая улица (в советские годы переименованная в Кировскую) уже тогда не справлялась со все возрастающим транспортным потоком, с другой же, проспект в буквальном смысле "прорубался" сквозь исторический центр города, сносились ценные с точки зрения архитектуры и истории здания, менялся сложившийся столетиями облик исторического центра.

Кстати, подобная участь ожидала и район между Тургеневской и Лубянской площадями, проспект (носивший проектное название Новокировский) предполагалось проложить и в южном направлении. Этим планам не суждено было сбыться из-за распада СССР.

Повернем в сторону проспекта Академика Сахарова. У главного входа в офис «Лукойла», мы видим небольшой символический памятник «Нефтяная установка» , муляж агрегата, добывающего нефть.

Проходя мимо этого импровизированного памятника, каждый прохожий думает о разном: одни - о мощи отечественных нефтедобывающих компаний, другие - о нефтяной зависимости экономики нашей страны.

А сразу за небоскребом, в Уланском проезде, мы видим небольшую церковь Святителя Николая в Дербеневе .

Зайти в метро можно как через наземный вестибюль «Чистых прудов», так и через подземный переход на станции «Тургеневская» и "Сретенский бульвар" .

На этом наша прогулка закончена.

Название происходит от Богородице-Рожде ственского женского монастыря, расположенного в начале бульвара, на чётной (внутренней) стороне (Рождественский бульвар, 8/20).
Бульвар протянулся от Трубной площади на западе до Сретенских Ворот на востоке.
Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда был заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь. Сретенский мужской ставропигиальный монастырь расположен в конце Рождественского бульвара, также, на его внутренней стороне.
Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок).
После сноса стен Белого города (1760 г.), несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775 г.), место нынешнего
бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутрення сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто
спускающийся к Трубной площади, а у Сретенских ворот, в торце бульвара, выстроена гостиница


фасад этого дома вдоль бульвара


Снято, правда, с внешней стороны бульвара, так как сторона солнечная - фотографировать удобнее
На углу Рождественского бульвара и Сретенки расположена церковьУспения Пресвятой Богородицы в Печатниках



на переднем плане - дом 21

Дом был выстроен в 1913 году, но в стиле 19 века, для банкира Джамгарова в качестве городского особняка


дома 19 и 17


В конце XIX - начале XX вв. на Рождественском бульваре доминировала традиция малоэтажного и особнякового строительства. Однако в это время нечётная сторона бульвара активно застраивалась комфортабельными доходными домами, преимущественно повышенной этажности.
Так, в 1914 г. по проекту архитектора Д. Челищева был построен доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики (Рождественский бул., 19).
Суровую монументальность шестиэтажному зданию придают лаконичный декор и окраска в серый цвет. Облицовка здания - портландцемент, который к тому времени стал довольно модным отделочным материалом.
При значительной протяженности фасада его центр обладает выраженной устремленностью вверх: вытянутые, щелевидные окна зрительно стиснуты пилястрами. Слабо вынесенным скругленным эркерам центральной части вторят «столбцы» полукруглых балконов боковых частей. Сдержанность в употреблении декоративных деталей позволяет извлечь максимальный художественный эффект из редких лепных вставок невысокого рельефа.
В этом доме, в квартире №17, жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин по эмиграции в Швейцарии. Ленин несколько раз посещал эту квартиру
Декор дома 19


дома 17 и 15


Доходный дом Н. И. Силуанова построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким (Рождественский бул. 17).
Здание протянуто вдоль Рождественского бульвара, членение фасада произведено строго симметрично. Дом украшают декорированные элементы модерна: плитка зеленой и светло-коричнево й цветовой гаммы, а также лепнина над окнами в виде раковин и картушей.
По эту сторону современного бульвара находились дворы разных торговых людей и мелких чиновников. Среди них был в 1735 г. двор адъютанта начальника Главной Артиллерии Ивана Фонвизина, в котором родился известный автор «Недоросля» Д. И. Фонвизин. Дом не сохранился, но об этом напоминает мемориальная доска на стене дома № 15 по Рождественскому бульвару, гласящая: «Здесь родился и жил Денис Иванович Фонвизин. 1745—1758». Умер Д. И. Фонвизин в 1792 г.
Это было родовое гнездо Фонвизиных. Еще в XVII в. здесь упоминается владелец двора Денис Фон-Висный, в конце XVII в.— стольник «Офонасий» Денисович Фон-Висин, а в 1716 г.— двор вдовы стольника Федора Фон-Висина.
современный дом №15, построенный на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе , имевшего архитектурную практику в Москве в конце XIX-начале XX века.
Отделка фасада пятиэтажного доходного дома с чугунными балконами выполнена в довольно строгом ключе.
Едва ли не единственным декоративным элементом, помимо упомянутых выше балконов, является небольшой псевдопортик в центральной части здания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии расчерчивают здание на боковые и центральный сегмент, несколько облегчая визуально весьма массивную постройку. Такое сдержанное оформление фасада контрастирует с соседними доходными домами: на фасаде отсутствует лепнина, барельефы, эркеры и другие элементы декора, характерные для популярного в те годы стиля «модерн», веяния которого, так или иначе, отразились в облике соседних зданий.

дом №13

Дома построены в 1820-х годах во владении майорши П.П.Логофет. Несколько необычное для московского ампира решение: парная композиция из одинаковых домов по красной линии. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 оба здания разобрали и заменили копиями. При этом что 1-й, что 2-й этажи сделали из кирпича
а вот их вид в 1975 году:



Этот скромный трехэтажный дом на Рождественском бул. 11 построен в 1873 году по проекту архитектора Л. Чижикова. Таким образом была продолжена традиция малоэтажного и особнякового строительства, характерная для бульвара в конце XIX - начале XX вв. Роскошные комфортабельные доходные дома повышенной этажности на нечетной стороне бульвара стали строить намного позже.
Этот дом подробно описан в повести Ю. Трифонова «Время и место».
Так после пожара 1812 года некий Савичев, человек богатый и таинственный, построил здесь дом и устроил в нем какую-то закрытую ложу и нечто вроде гостиницы для членов ложи, приезжавших из далеких поместий и даже из Европы. В середине XIX в. наследники продали дом князю Урусьеву, пожелавшему превратить его в доходное здание. Для этого был воздвигнут третий этаж в виде мелких комнаток, сдававшихся внаем. Но дело не оправдалось, князь Урусьев оказался заядлым игроком и дом был продан за долги. Спустя 30 лет новым владельцем здания стал московский негоциант Сургутов, который переделал его на свой лад. В нижнем этаже устроил конторы, второй предоставил под квартиры солидным людям, стряпчим, коммерсантам, а третий сдавал людям попроще.

Далее - Доходный дом княгини Бебутовой (Рождественский бул., 9), заявленный на получение охранного статуса.

Здание с тремя эркерами и развитым карнизом-козырьк ом выстроил в 1909 г. архитектор Г. А. Гельрих. В целом постройка - интересный образец позднего модерна: волнообразная граница оштукатуренной поверхности первых двух этажей с поверхностью, облицованной плиткой; волнообразие фасадной плоскости с арочными обрамлениями окон полуподвала; оригинальный декоративный мотив решетки протяженных балконов третьего этажа.


напротив этого дома снимали эпизод фильма "Петровка, 38"
так выглядят дома 5-7 и 9 с другой стороны бульвара


так выглядело пересечение Трубной улицы и Рождественского бульвара в 80-х годах


а так сейчас


и, напоследок, вид от пересечения с Цветным бульваром


Описания взяты с сайта apartament.ru
ретрофото с сайта oldmos.ru, современные - мои

В Москве бушует погода, ледяное нашествие. Жалко деревья, которые ломаются. Очень жалко людей, которые падают, скользят, мокнут в гигантских лужах на проезжей части. Кстати, а где коммунальные службы. Сегодня утром в нашем районе два дворника немного поскребли лопатами во дворе, и один чуть-чуть у метро, капля в море льда и воды.

Но вчера до наступления ледяного дождя удалось немного погулять по центру Москвы.
Рождественский - мой самый любимый бульвар Москвы. Люблю его за малолюдность, особенно зимой, за когда-то красивый спуск к Трубной площади, за два монастыря,

Дом 14 – усадьбой владела вдова графа Ф. В. Ростопчина Екатерина Петровна, в 1837 году его купил профессор медицины К.И. Яниш, его дочь Каролина вышла замуж за писателя Н. Ф. Павлова. Их дом становится центром литературной жизни, здесь бывали в разное время М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. А. Фет, Я. П. Полонский, К. С. Аксаков, братья Киреевские, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, композитор Ференц Лист. В 1867 году владелец дома - французский купец Э.Маттерн, с 1912 – Л.О.Вяземская.

Дом 12 сейчас занимает Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Построен в конце 18 века княгиней А. Голицыной, затем принадлежал семье Фонвизиных. В 1821 г. в доме проходил тайный съезд Союза Благоденствия, в котором участвовали: хозяева дома М. А. и И. А. Фонвизины, Н. И. Тургенев, И. Г. Бурцов, С. Г. Волконский, Ф. Н. Глинка, П. X. Граббе, П. И. Колошин, Н. И. Комаров, М. Ф. Орлов, К, А. Охотников, И. Д. Якушкин. В 1825 М.А. Фонвизин был здесь арестован, из этого дома в 1828 г. выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна. Дом принадлежал разным лицам, затем его приобрела меценатка Н.Ф. фон Мекк, которая продала его в 1881 году, и дом принадлежал различным предпринимателям.

Вид на Малый Кисельный переулок

Дом 10 – построен в 1830-е гг. Д.Н. Сатиным, в начале ХХ века архитектор Кокорин надстроил дом до пяти этажей. Здесь была Женская гимназия Л. В. Розенплетнер.

Когда-то здесь была моя любимая панорама Москвы

Теперь тут недостроенный ресторан, прозванный «навозный жук»

Оптимизм внушает лишь вид на Рождественский монастырь

Трапезный корпус с храмом Казанской иконы Божией Матери построен в 1904-06 гг., архитектор П.А. Виноградов

Жилой дом, кон. 18 в., имеет адрес по Трубной площади, перестроен.

Ещё одно перестроенное заново здание – Неглинная плаза



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: