Золотое яйцо символ чего. Яйцо энциклопедия знаки и символы

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные , или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия . В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci - VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой - красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо - символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти - это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура - ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» - «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца - символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci - VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца , возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим , найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов , символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля - эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец -хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из , отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец - «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери - птица и рыбы .

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из над головой священной козы-кормилицы - антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны . Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца - символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 - 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите - олень. Имя известно и в славянской мифологии - Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа - эллины (олень или лань) и название страны - Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру .

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

П о преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу сражался с помощью Ваджры - божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами,

Тайный рост происходит внутри закрытой скорлупы, и то, что кажется несуществующим, активно развивается и живет, поэтому яйцо является эмблемой бессмертия.

В большинстве символических традиций можно обнаружить Космическое Яйцо, которое содержит в себе вселенную, олицетворяет совершенное состояние единства противоположносте

й. Оно символизирует первоначальный мир хаоса и зародыш всех творений, космическое время и пространство.

Будучи единым целым, оно, тем не менее, содержит все сущее и все потенциальные возможности в пространстве, ограниченном скорлупой.

При сотворении мира Космическое Яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще отложенное в океан гигантской птицей) разбивается и придает форму хаосу: его половинки образуют землю и небо, возникает жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных.

Космическое Яйцо часто описывается как золотое, что символизирует Солнце, иногда ему присущи и другие атрибуты Солнца.

В фольклоре всего мира яйцо - добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье.

В Египте яйцо было символом возрождения космического и человеческого, небесного и земного. Вселенная определена как яйцо, задуманное во времена Великого Единого.

Бог Солнца Ра вылупился из Космического Яйца, которое снес Великий Гоготун: "Оно растет, и я расту; оно живет, и я живу".

Змей Кнеф также произвел Космическое Яйцо изо рта, символизирующего Логос. Птица Феникс погибает в огне, но возникает вновь из собственного яйца.

Яйцо, плывущее над мумией, означает надежду на загробную жизнь. Сходные значения имеют крылатый диск и жук-скарабей, толкающий свой шарик.

В буддизме скорлупа яйца - это "скорлупа невежества". Пробить ее - значит родиться второй раз и достичь просветления, преодолеть время и пространство.

В Китае яйцо - символ целостности. Китайцы верили, что первопредок Паньгу вышел из яйца, которое плавало в первозданных водах: "Все легкое и чистое, что было в нем, тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю".

В индуизме Космическое Яйцо снесла божественная птица на изначальные воды. Из золотого яйца вышел Брахма, а две половинки образовали Небо и Землю: "Это великое яйцо, состоящее из элементов и покоящееся на водах, было прекрасным естественным пристанищем Вишну, и здесь-то Вишну... приобрел образ ощутимый, воспринимаемый чувствами...

В яйце этом были континенты и моря, планеты и части вселенной, и боги, и демоны, и человечество" (Вишну Пурана). Космическое Яйцо соответствует яйцу Брахмы и подразделяется на три части: область чувств, небеса, и бесформенный мир.

В Индии откладывание яйца эквивалентно рождению человека, а вылупливание из яйца символизирует второе рождение человека, или инициацию.

В Древней Греции небесное Яйцо состояло из семи свернутых слоев, означающих семь небес, или сфер. В греческом орфизме яйцо есть тайна жизни, творение, воскресение; оно окружено уроборосом. Диоскуры, рожденные из яйца Зевсом и Ледой, носят две половинки яйца как шапочки.

Согласно одной из версий мифа, из одного яйца появились Полидевк и Елена, из другого - Кастор и Клитемнестра. С яйцом изображается Дионис - бог плодородия и весеннего возрождения природы.

В христианстве Яйцо – символ надежды и воскрешения. Пасхальное яйцо является эмблемой бессмертия.

Белоснежная чистота скорлупы, тайна, скрытая под ней, привносили и другие дополнительные значения в символику яйца, что отразилось, например, в алтаре работы Пьетро делла Франчески "Мадонна с младенцем" (1450), в котором яйцо символизирует непорочное зачатие.

Диссимметрия содержимого яйца – основа появления жизни

форма яйца имеет очень важную особенность. Дело в том, что невозможно на ровной плоскости расположить яйцо так, чтобы оно стояло вертикально, всегда яйцо располагается горизонтально к плоскости подставки.

Оказывается, что это не всегда выполняется.

Ранее этнологи заметили, что яйцо, снесенное в определенные дни года, может вертикально находится на плоской подставке. Например, чаще всего это бывает с яйцами, снесенными в день весеннего равноденствия.

Как нам представляется, внутренняя структура такого яйца симметрична относительно длинной оси яйца (белок-желток).

В обычном яйце внутренняя структура яйца – дисимметрична. Наличие дисимметрии в живой структуре является основным принципом живого – закон Пастера – Кюри – Вернадского .

Строго говоря, в случае симметрии внутренней структуры яйца, не следует, что яйцо потенциально неживое, однако, в случае развития жизни в таком яйце, возможны проблемы со здоровьем и развитием у будущего цыпленка.

Не поэтому ли существует народная примета, что яйца, снесенные в такое время, не кладут под наседку. По-видимому, обычай красить куриные яйца на Пасху связан с тем, что из такой большой природной клетки, только при определенной температуре и времени, образуется жизнь живого.

Два раза в году существуют дни равноденствия (март и сентябрь), это дни, когда астрономически характерное в пространстве по расстоянию расположения планеты Земля по отношению к Солнцу и планетам всей солнечной системы, когда оптимальным становится влияние их силовых взаимодействий на Землю.

Планета Земля содержит в своем составе 2/3 воды и 1/3 суши. А вода является универсальным аккумулятором любой энергии и это обстоятельство лежит в основе того, что через связанную воду живого организма, в эти дни наблюдается особенность влияния таких энергий на все живое, в том числе и на человека.

Можно предположить, что конкретно в эти дни в природе наблюдается некая временная пространственная симметрия, которая может влиять на живые объекты.

Во Вселенной дисимметрия является основой существования жизни. Аналогично дисимметрия внутренней среды живого организма является основой жизни живого. В этом и заложен смысл закона Пастера-Кюри-Вернадского.

Различие симметрии и дисимметрии куриного яйца будет проявляться не только в его неустойчивости положения на плоской поверхности по отношению к длинной оси симметрии яйца, но и в величине природной биоэнергетики самого яйца .

Природную биоэнергетику живого яйца можно проверит по фиксации собственного, биоэнергоинформационного излучения яйца.

Методика индикации такого «собственного излучения» яйца может быть следующая. Яйцо помещают в специальную стеклянную емкость, и затем эта емкость помещается в другую емкость с природной водой.

Если яйцо имеет природное биоэнергоинформационное излучение, это вода «зафиксирует» через изменение своих физических параметров.

Далее, измеряя такие физические характеристики воды – индикатора как кислотно-щелочное равновесие, электропроводность, концентрацию растворимых примесей, окислительно-восстановительный потенциал, редокс-ток с помощью гальванической ячейки и структуру - наличие структурного упорядочения и оптической анизотропии, можно у яйца объективно зафиксировать наличие собственной биоэнергетики.

Такой методикой мы проанализировали величину биоэнергетики обычных куриных яиц (дисимметричных и симметричных) и подтвержден вывод о том, что собственная биоэнергетика яиц, снесенных курицей в день весеннего и осеннего равноденствия, слабее на 5-10% от биоэнергетики яиц, снесенных курицей в обычные дни.

Эти исследования свойств яиц, снесенных в день равноденствия, ставят перед исследователями интересную проблему, как влияют указанные выше особые астрономические дни в течение года на процессы в живом организме, через свойства связанной внутриклеточной воды организма.

В этом плане представляется интересным изучение влияния дней лунного календаря на живой организм, в том числе и на организм человека и корреляция этого влияния с особенностями биоэнергетики конкретного человека.

Заключение

Приведенные нами вышеизложенные особенности структуры и свойств куриного яйца с одной стороны подчеркивают, что природа эволюционно создала свои законы строения живого.

С другой стороны - форма куриного яйца, все особенности строения этой большой клетки живого, действительно обладает всеми характерными особенностями биоэнергоинформационных свойств живого, и поэтому может рассматриваться как природный эталон биоэнергетики живого.

Валентина Пономарева

В христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение.

Вскоре после Вознесения Спасителя Мария Магдалена явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо - за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!»

Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело».

Однако, не стоит забывать, что яйцо - исконный символ мира и происхождения жизни.

И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца - образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам.

Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо со с демоном Ангро-Майнью - главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода - Родителя всего сущего.

Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк - из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя.

Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…»

Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле - так произошел чудовищный Тифон.

Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще А.Н.Афанасьев: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного.

Не менее интересно мнение А.Н.Афанасьева о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках».

Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу! Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил - бил, не разбил; баба била - била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»

Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо - золотой мир, рай. Дед и баба - предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей - представитель нижнего мира. Мышка у славян - тоже.

Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое - не золотое, а простое».

Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно - Ряба. Пестренькая несушка - вместилище добра и зла одновременно.

А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично - яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья.

Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора А.Е.Наговицына «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир» . В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии нового и Ветхого Завета».
А Вы как думали?

Символ, дающий спектр представлений от конкретного яйца до мирового яйца. Рождает четыре основные стихии (земля, вода, воздух, огонь), достраивая их до пятой - эфира. Яйцо покрыто оболочками, которые становятся семью низшими мирами и семью верхними.

В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды.

Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее - яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат».

По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю.

Из них рождается Тифон - гений зла.

Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком. Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).

Яйцо обладает энергией красного цвета, которая идет вниз и все его элементы являются участниками овомантии.
В Персии известен мотив борьбы добра и зла, выраженный противопоставлением Ахурамазды и
Ангро-Майнью, которые борются за яйцо, стараясь вырвать его друг у друга.

Сияющее золотое яйцо-солнце в египетской традиции связано с гусем Великим Гоготуном - птицей, которая снесла и спасла мировое яйцо. Аурическое яйцо называется Хираньягарбха. Оно часто встречается на картинах современных художников. Это мировое яйцо, в котором развивался Брахма.

Яйца - один из . В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть.

Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея). Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций.

У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения. В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца.

В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма. В буддизме яйцо - это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо.

Аналогичные мотивы о происхождении неба и земли из двух половинок яйца встречаются и в других традициях (так, например, в финском эпосе «Калевала» говорится: «Из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный»). Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом.

Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо - это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь.

В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».

В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды. Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее – яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат». По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю. Из них рождается Тифон – гений зла.

Яйцо – не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком. Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).

Яйцо обладает энергией красного цвета, которая идет вниз и все его элементы являются участниками овомантии. В Персии известен мотив борьбы добра и зла, выраженный противопоставлением Ахурамазды и Ангро-Майнью, которые борются за яйцо, стараясь вырвать его друг у друга.

Сияющее золотое яйцо-солнце в египетской традиции связано с гусем Великим Гоготуном – птицей, которая снесла и спасла мировое яйцо. Аурическое яйцо называется Хираньягарбха. Оно часто встречается на картинах современных художников. Это мировое яйцо, в котором развивался Брахма. Яйца – один из главных символов пасхального праздника. В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть.

Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея). Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций.

У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения. В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца. В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма. В буддизме яйцо – это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо. Аналогичные мотивы о происхождении неба и земли из двух половинок яйца встречаются и в других традициях (так, например, в финском эпосе «Калевала» говорится: «Из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный»). Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом.

Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо – это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь. В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: