Александр и вильгельм гумбольдт краткая биография. Гумбольдт Вильгельм: биография и труды

Немецкий историк культуры, писатель-просветитель.

Главный труд Иоганна Готфрида Гердера : Идеи к философии истории человечества / Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, печатался частями с 1784 по 1791 годы. Одна из идей книги - о беспредельном совершенствовании человека.

«Мир встаёт перед Гердером в виде единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего вполне определённые необходимые ступени. О том, как Гердер представлял себе эти ступени, говорит следующий черновой набросок:

«1. Организация материи - теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, пыль, вселенная, электрические и магнитные силы.
2. Организация Земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание.
3. Организация неживых вещей - камни, соли.
4. Организация растений - корень, лист, цветок, силы.
5. Животные: тела, чувства.
6. Люди - рассудок, разум.
7. Мировая душа: всё […]

Центральное место в «Идеях к философии истории человечества» занимает проблема законов общественного развития. Существуют ли они вообще? Есть ли в обществе что-либо похожее на прогресс? Если поверхностный наблюдатель, ограничивающийся лишь внешним рассмотрением судеб человечества, на эти вопросы Может дать отрицательный ответ, то более глубокое ознакомление с историей приводит к иным результатам: философ обнаруживает в обществе незыблемые законы, подобные тем, которые действуют в природе. Природа, по мнению Гердера , находится в состоянии непрерывного закономерного развития от низших ступеней к высшим; история общества непосредственно примыкает к истории природы, сливается с ней. Тем самым Гердер решительно отвергает теорию Руссо , согласно которой история человечества представляет собой цепь заблуждений и находится в резком противоречии с природой.

Для Гердера естественное развитие человечества именно таково, каким оно было в истории. Законы развития общества, так же как и законы природы, носят естественный характер. Живые человеческие силы - вот двигательные пружины человеческой истории; история представляет собой естественный продукт человеческих способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени. В обществе произошло лишь то, что обусловлено этими факторами. Это, по Гердеру, основной закон истории».

Гулыга А.В., Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» - послесловие к книге: Иоганн Готфрид Гердер, Идеи к философии истории человечества, М., «Наука», 1977 г., с. 623 и 629.

«Наиболее видным теоретиком «штюрмеров» был Иоганн Готфрид Гердер . Человек универсального образования, он не только превосходно знал историю литературы и искусства, древнюю и новую философию, но был и в курсе естественно-научных знаний своего времени.

Не обладая твердостью революционно-демократических убеждений Лессинга , Гердер тем не менее, как и его старший коллега, страстно ненавидел феодальные порядки Германии и всю жизнь боролся с феодальной идеологией, со схоластикой. Как и Лессинг, он причислял себя к спинозистам .

Под конец жизни он выступил с резкой критикой своего учителя Канта по вопросам теории познания и эстетики. Полемизируя с Кантом, он, например, заявлял: «Бытие есть основа всякого познания. Бытие связывает всякое суждение рассудка; никакого правила разума нельзя мыслить вне бытия». В другом месте он говорит: «Наше мышление возникло из и через посредство ощущения». Религию Гердер называл «вредным, смертоносным опиумом для души».

Можно привести большое число атеистических и материалистических высказываний Гердера. Вместе с тем необходимо отметить, что от самого понятия «Бог» он всё же не отказывается. Внимательно вчитываясь в те его произведения, где он критикует Канта , мы убеждаемся, что критикует он кенигсбергского мыслителя скорее с объективно-идеалистических, чем с последовательно материалистических позиций. Поэтому получается, что отдельные высказывания Гердера звучат материалистически, а общая концепция вырисовывается как объективно-идеалистическая. Философское мировоззрение Гердера противоречиво.

Большой заслугой Гердера является то, что он первый из немецких мыслителей подробнейшим образом останавливается на характеристике исторической роли народа. В этом свете он и решает проблемы эстетики.

В своих трудах: «Очерки о новейшей немецкой литературе» (1766- 1767), «Критические рощи» (1769), «Об Оссиане и песнях древних народов» (1773), «О Шекспире» (1770) и др. Гердер выдвигает принцип исторического подхода к явлениям искусства. Он доказывает, что поэзия - продукт деятельности не отдельных «утончённых и развитых натур», а целых народов. В поэзии каждого народа отражаются его нравы, обычаи, условия труда и быта. Каждое явление искусства может быть понято только при изучении тех условий, в которых оно возникло.

У каждого народа, говорит он, есть свои поэты, равные Гомеру. «Разве возможно сочинить и петь в наши дни «Илиаду»! Разве возможно писать, как писали Эсхил, Софокл, Платон!».

Гердер считает народное творчество неистощимым источником возникновения всякой поэзии. Поэтому он собирает песни гренландцев, татар, шотландцев, испанцев, итальянцев, французов, эстонцев. Он говорит о свежести, смелости, выразительности народных песен. Он рекомендует прислушаться к «голосам народов» и призывает собирать народные песни. Гердер при этом подчёркивает, что истинный вкус формируется не при дворе меценатов, не в высшем обществе, а в народе. Только народ является носителем подлинно здорового вкуса.

0 комментариев

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД - немецкий писатель, философ и богослов.

Жизнь

Родился в благочестивой протестантской семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным кантором, звонарем, школьным учителем. Стесненность материальных условий усугублялась для Гердера проявившимся в 5-летнем возрасте хроническим заболеванием глаза, которым он страдал в течение всей жизни. По окончании школы Гердер служил в доме диакона Себастиана Трешо в качестве переписчика. Юношеским литературным дебютом Гердера стала анонимно опубликованная в 1761 году ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского императора Петра III (в ходе Семилетней войны 1756-1763 годов территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками). В 1762 году благодаря совету и покровительству русского военного медика Гердер отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, однако медицинскому факультету он вскоре предпочел теологический. В Кёнигсберге слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, брал уроки английского и итальянского языков у И.Г. Гамана; оба учителя приняли участие в судьбе юноши и оказали определяющее влияние на формирование его философских взглядов.

Окончив в 1764 году университет, Гердер при посредничестве Гамана получил должность учителя школы при кафедральном соборе в Риге; после успешной сдачи в 1765 году богословского экзамена одновременно служил проповедником. В Риге Гердер изучал сочинения Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескьё, А.Г. Баумгартена, Г.Э. Лессинга, И.И. Винкельмана, Д. Юма, А.Э. Купера, графа Шефтсбери. В первых литературно-критических опытах «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (Фрагменты о новой немецкой литературе, 1766-1768) и «Kritischen Wäldern» (Критические леса, 1769) он заявил себя противником слепого подражания античным литературным образцам и поборником национального своеобразия. Публичные выступления принесли Гердеру признание городской общественности, однако его увлеченность просветительскими идеалами привела к напряженным отношениям с рижским духовенством. Подав в 1769 году в отставку, он предпринял морское путешествие во Францию, описанное им в автобиографическом сочинении «Journal meiner Reise im Jahre 1769» (Дневник моего путешествия 1769 года). В Париже Гердер встречался с Д. Дидро , Ж.Л. Д"Аламбером и Ш. Дюкло; через Брюссель и Антверпен он переехал в Гамбург, где посетил Лессинга и поэта М. Клаудиуса. В 1770 году Гердер путешествовал по немецким городам в качестве воспитателя голштинского наследного принца. Возлагая надежды на хирургическое лечение глаза, в августе 1770 года он приехал в Страсбург, где состоялась его первая встреча с И.В. Гёте. Гердер оказал огромное влияние на молодого Гёте, познакомив его с эпосом Гомера, «Поэмами Оссиана» и драматургией У. Шекспира; общение с Гёте способствовало приобщению Гердера к кругу идей лит. движения «Буря и натиск».

В 1771 году Гердер принял приглашение занять должность придворного проповедника и консисториального советника при дворе графа Шаумбург-Липпе в Бюккебурге. В марте 1773 года он женился на Каролине Флахсланд. Обретение прочного социального положения и счастливый брак способствовали творческому подъему Гердера: в 1772-1776 годах им создан ряд эстетических, философских и богословских сочинений. Научные достижения принесли Гердеру официальное признание: трактаты «Исследование о происхождении языка» и «О влиянии правительства на науки и наук на правительство» были отмечены премиями Берлинской АН. Под влиянием близкой к гернгутерам графини Марии Шаумбург-Липпе, а также Клаудиуса и И.К. Лафатера Гердер отошел от просветительского рационализма. Особенно ярко это проявилось в изменении его отношения к Священному Писанию: от подчеркивания преимущественно лишь художественной ценности Библии как памятника древней поэзии к утверждению исторической достоверности библейского свидетельства об Откровении.

В 1776 году по рекомендации К.М. Виланда и Гёте Гердер был приглашен на должность придворного проповедника герцогства Саксен-Веймар-Айзенах, генерал-суперинтенданта и пастора в Веймар, где оставался до конца жизни. Первая половина веймарского периода стала для Гердера эпохой наивысшего творческого расцвета. Его научный кругозор приобрел поистине энциклопедический характер (география, климатология, антропология и психология, лингвистика, всемирная история, история литературы, фольклористика, эстетика и история искусства, философия, библеистика, педагогика и т. д.), а стремление к органическому синтезу различных отраслей знания стимулировало поиски новой мировоззренческой модели, позволяющей соединить научное осмысление реальности с художественным. На этой почве возник интенсивный творческий обмен между Гердером и Гёте, плодами которого стали предпринятые Гердером попытка создания универсальной историософской концепции и переосмысление философии Б. Спинозы. В осуществленных в этот период немецких переводах из поэзии разных народов в наибольшей мере раскрылся поэтический талант Гердера. Одновременно он управлял делами вверенного ему прихода и принимал активное участие в общественной жизни Веймара: в 1785 году выступил идейным вдохновителем и руководителем школьной реформы, в 1789 году стал вице-президентом, а в 1801 году - президентом верховной консистории герцогства Саксен-Веймар-Айзенах. Росту авторитета Гердера способствовали его публицистические выступления, в частности написанные как отклик на события Французской революции «Письма в поддержку гуманности». Однако в поздний веймарский период стремление занять независимую позицию в философских, эстетических и политических дискуссиях привело Гердера к отчуждению от прежних единомышленников. Начавшееся в 1779 году под влиянием придворных интриг охлаждение в личных отношениях с Гёте повлекло за собой обострение разногласий в эстетических и политических вопросах, особенно после предпринятой Гердером в 1788-1789 годах поездки в Италию. Разногласия переросли в последовательное противостояние Гердера т. н. веймарскому классицизму в издаваемом им в 1801-1803 годах журнала «Adrastea» (Адрастея). Не встретила понимания у современников и развернутая им в 1799-1800 годах резкая критика трансцендентальной философии Канта. Пожалованное Гердеру в 1801 году баварским курфюрстом личное дворянство стало поводом к насмешкам со стороны веймарских обывателей и ухудшило его отношения с герцогом. Идейную изоляцию Гердера в последние годы жизни лишь отчасти скрасили состоявшееся в 1789 году в Риме знакомство с художницей А. Кауфман и дружба с писателем Жаном Полем (Ж.П. Рихтером).

Сочинения

Разнообразное по тематике, огромное творческое наследие Гердера отмечено постоянным стремлением соединить строгий научный анализ с поэтической экспрессией, поэтому разделение его сочинений на литературные и научные весьма условно. Большинство поэтических опытов Гердера ориентировано также и на научно-исследовательские задачи, а литературная форма философских и богословских сочинений имеет самостоятельную эстетическую ценность.

Богословские

1. Историко-критические исследования, посвященные ВЗ: обширный трактат «Älteste Urkunde des Menschengeschlechts» (Древнейшее свидетельство человеческого рода, 1774-1776 годы), рассматривающий ВЗ в контексте научных, исторических и археологических исследований культур Древнего Востока, и 2-томное сочинение «Vom Geist der ebräischen Poesie» (О духе еврейской поэзии, 1782-1783 годы), представляющее собой одну из первых попыток литературоведческого анализа библейских текстов.

2. Экзегетические опыты по НЗ: «Erläuterungen zum Neuen Testament aus einer neueröfneten morgenländischen Quelle» (Пояснения к Новому Завету из одного вновь открытого восточного источника, 1775), «Maran Atha: Das Buch von der Zukunft des Herrn, des Neuen Testaments Siegel» (Маранафа: Книга грядущего Господа, печать Нового Завета, 1779), цикл работ о синоптических Евангелиях под общим названием «Christliche Schriften» (Христианские писания. 5 т., 1794-1798 годы), среди которых выделяются «Vom Erlöser der Menschen. Nach unsern drei ersten Evangelien» (О Спасителе людей. Согласно нашим первым трем Евангелиям, 1796) и «Von Gottes Sohn, der Welt Heiland» (О Сыне Божием, Спасителе мира, 1797), и др.

3. Сочинения по нравственному богословию, в которых Гердер размышляет об основах христ. жизни, о смысле и задачах пасторского служения: «An Prediger: Fünfzehn Provinzialblätter» (К проповедникам: Пятнадцать провинциальных писем, 1774), «Briefe, das Studium der Theologie betreffend» (Письма, касающиеся изучения теологии, 1780) и др.

4. Проповеди.

Философское наследие.

Философское наследие Гердера отмечено внутренней цельностью. В относительно ранних сочинениях «Abhandlung über den Ursprung der Sprache» (Исследование о происхождении языка, около 1770 года), «Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit» (Еще одна философия истории для воспитания человечества, около 1773 года), «Vom Erkennen und Empfinden der menschlichen Seele» (О познании и ощущении человеческой души, 1778), разрабатывающих различные аспекты философской антропологии, нетрудно увидеть подготовительные работы к итоговому философскому 4-томному труду «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit» (Идеи к философии иcтории человечества, 80-е - начало 90-х годов), где в целостной концепции осуществлен синтез натурфилософской, антропологической , философско-исторической, этической и религиозно-философской проблематики. Воззрения Гердера на взаимоотношения философии и религии нашли наиболее полное отражение в сочинении «Gott: Einige Gespräche» (Бог: Несколько разговоров, 1787), представляющем собой отклик автора на т. н. спор о пантеизме. Среди поздних философских работ особое место занимают антикантовские сочинения: «Verstand und Erfahrung: Metakritik der Kritik der reinen Vernunft» (Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума. 2 т., 1799), где Гердер развил основные аргументы «Метакритики пуризма разума» Гамана против кантовского учения об априорных формах познания, и «Kalligone» (Каллигона. 3 т., 1800), в котором подвергнут критике центральный тезис о незаинтересованности суждения вкуса сочинения «Критика способности суждения».

В педагогических сочинениях отражены опыт просветительской и проповеднической деятельности Гердера, его размышления о воспитании и об образовании. В частности, в сочинении «Vom Einfluss der Regierung auf die Wissenschaften, und der Wissenschaften auf die Regierung» (О влиянии правительства на науки и наук на правительство, 1780), а также во множестве служебных записок, рецензий, предисловий к школьным учебникам, публичных речей и т. д. разработаны принципы предложенной им школьной реформы.

Поэтическое наследие Гердера включает лирические стихотворения, драматические фрагменты: «Philoktet» (Филоктет, 1774), «Fremdling auf Golgatha» (Чужестранец на Голгофе, 1776), «Der entfesselte Prometheus» (Освобожденный Прометей, 1802), «Admetus Haus» (Дом Адмета, 1803) и др.; либретто музыкальной драмы «Brutus» (Брут, около 1772 года); тексты ораторий и кантат: «Die Kindheit Jesu» (Детство Иисуса, 1772), «Michaels Sieg» (Победа архангела Михаила, 1775), «Pfingstkantate» (Кантата на Троицын день, 1773), «Osterkantate» (Пасхальная кантата, 1781) и др.; басни и эпиграммы. Значительным литературным достижением Гердера являются многочисленные поэтические переводы: антология переводов из народной поэзии «Volkslieder» (Народные песни, 2-я половина 70-х годов), комментированный поэтический перевод Песни Песней и некоторых псалмов в книге «Lieder der Liebe: Die ältesten und schönsten aus Morgenlandе» (Песни любви: Древнейшие и прекраснейшие среди созданных на Востоке, 1778), переложения античных поэтов в сборнике «Zerstreute Blätter» (Разрозненные листки, 1785-1797) и стихотворений позднесредневек. поэта Я. Бальде в сборнике «Terpsichore» (Терпсихора, 1795-1796), а также полный немецкий перевод испанского героического эпоса «Der Cid» (Песнь о Сиде, около 1802 года), в которых он гармонично сочетал научный подход с глубоким интуитивным проникновением в дух источника, заложив тем самым основы современной методологии литературного перевода.

К литературным опытам Гердера примыкают литературно-критические очерки, работы по теории и истории литературы и искусства, эссе. Среди таких сочинений: «Wie die Alten den Tod gebildet» (Как древние изображали смерть, 1774), «Ursachen des gesunkenen Geschmacks bei den verschiedenen Völkern, da er geblühet» (Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал, 1775), «Plastik» (Пластика, 1778), а также многочисленные очерки из истории культуры XVIII века, составившие журнал «Адрастея».

Особое место в творчестве Гердера занимает программное публицистическое сочинение «Briefe zur Beförderung der Humanität» (Письма в поддержку гуманности, середина 90-х годов), в котором в свободной эссеистической форме изложены его философско-исторические, политические, этические и религиозные воззрения.

Учение

Мировоззрение Гердера в целом носит «переходный» характер: развивая и углубляя центральные мотивы философии французского и английского Просвещения , оно вместе с тем предвосхищает важнейшие новации немецких романтиков и закладывает предпосылки для формирования послекантовского немецкого идеализма. Главным философским достижением Гердера является открытие историзма. Уже в ранних философских опытах, отмеченных влиянием Вольтера и Руссо, Г.В. Лейбница и Э.Б. Кондильяка, Дж. Локка и Юма и посвященных преимущественно теоретико-познавательной, антропологической и психологической проблематике, дает о себе знать внимание Гердера к процессам становления и развития. Так, в «Исследовании о происхождении языка» он подверг критике представление о возникновении языка в результате непосредственного Божественного откровения и предложил детальную реконструкцию процесса формирования артикулированной человеческой речи. По мнению Гердера, язык имеет природное происхождение и развивается из общей человеку и животным естественной звуковой экспрессии. Как непосредственное выражение ощущений звуки «естественного языка» уже в животном мире являются средством первичной коммуникации, основанной на симпатии. Однако принципиальное отличие человека от животного Гердер видел в разумности (Besonnenheit). В овладении инстинктивной экспрессией происходит изобретение языка исключительно человеческими силами, без Божественного вмешательства. Вместе с тем Гердер решительно отвергал типичный для многих теорий языка ХVIII века конвенционализм и настаивал на закономерном характере процесса возникновения языка. Подчеркивая экспрессивную основу человеческой речи, Гердер вслед за Дж. Вико и Гаманом считал пение и поэзию наиболее ранними формами языка, а прозу и дискурсивные формы высказывания - позднейшим продуктом дифференциации речевых функций. Понимание языка как продукта человеческой деятельности позволяло Гердеру объяснить генезис его основных структурных элементов. Происхождение множества национальных языков Гердер связывал с различием естественных и исторических условий; однако, будучи укоренены в общей всем людям разумности, языки всех народов имеют общую основу.

Исследование тесной взаимосвязи чувственного опыта языка и мышления составляет основу теоретико-познавательных построений Гердера. Критикуя монадологию Лейбница в сочинении «О познании и ощущении человеческой души», он подчеркивал диалектическую взаимообусловленность чувственного опыта и мышления: при отсутствии ощущений мышление не имело бы предметного характера, а при отсутствии мышления и силы воображения невозможна была бы связь различных ощущений друг с другом. Cредой, обеспечивающей эту взаимообусловленность, является язык: «Все эти силы суть в основе своей одна сила... Однако неужели нет... среды (Medium), которая пробуждала бы их и служила бы проводником их действия, как мы нашли это... в каждом из наших чувств? Я думаю, есть! Эта среда нашего чувства самих себя и разумного сознания - язык. ...Слово, язык должны прийти на помощь, чтобы пробудить наши внутренние зрение и слух и служить им проводником» (Sämmtl. Werke. Bd. 8. S. 196-197). В других работах этот тезис получает радикальное антропологическое расширение: именно в языке раскрывается изначальное органическое единство всех (теоретических и практических) способностей человека. Этот аргумент имеет решающее значение для оценки Гердером философии Канта. Фундаментальный изъян кантовской философии Гердер видел в стремлении изолировать друг от друга познавательные функции, на деле представляющие собой единое целое: «Тонкая нить связует самое темное ощущение с самым ясным действием разума; все силы познания заняты одним делом: внимать (Innewerden), распознавать (Anerkennen), присваивать (sich aneignen)» (Ibid. Bd. 21. S. 316). Определяя мышление как внутреннюю речь, а речь как мышление вслух, Гердер решительно отвергал кантовское учение о спонтанном характере деятельности рассудка: «Приписывать нашим понятиям подобную независимость от ощущений или от предметов - значит уничтожить их» (Ibid. S. 88). Признавая наличие априорных категорий познания, Гердер, однако, связывал их априорный характер не с трансцендентальными условиями возможности опыта, а с особенностями конституции человека как телесно-духовного существа. Поэтому критический анализ способности познания перерастает у Гердера в исследование становления и развития познавательных функций.

Установка на реабилитацию чувственности является важной предпосылкой эстетики Гердера, разработка которой сделала его одним из идейных вождей «Бури и натиска». Опираясь на учение об экспрессивной основе языка, Гердер выступал против рационалистической эстетики Баумгартена, противопоставлял трактовке искусства как одного из способов познания понимание художественного творчества как выражения. Гердер подчеркивал самостоятельную художественную ценность непосредственного аффективного воздействия во всем его многообразии. Он утверждал наличие у каждой из основных способностей чувственного восприятия (зрения, осязания, слуха и т. д.) собственной логики и характеризовал особенности различных родов искусства, исходя из свойств тех чувственных способностей, к которым они обращены. Например, в сочинении «Пластика» Гердер выводил различие между живописью и скульптурой из различия между зрением и осязанием (первое лишь рядополагает свои предметы как фигуры на плоскости, второе дает восприятие трехмерных тел в пространстве), что позволяло ему утверждать решающее преимущество «телесной истины» пластики по сравнению с живописной иллюзией. Рассмотрение чувственного возбуждения как неотъемлемого компонента всякого эстетического переживания вновь привело Гердера к размежеванию с Кантом. В «Каллигоне» он оспаривал кантовское разграничение прекрасного и приятного, требование независимости суждения вкуса от всякой чувственной привлекательности и обособление эстетической способности суждения от всякого интереса: «Интерес - душа красоты... Отними у нее то, чем она притягивает нас к себе и удерживает подле себя, или, что то же самое, отними у нее то, посредством чего она сообщает себя нам и усваивается нами; что же тогда от нее останется? Интерес к прекрасному - есть ли интерес чище?» (Ibid. Bd. 22. S. 96). Эстетическому формализму Канта Гердер противопоставлял антропологически обоснованное осмысление искусства во всем историческом разнообразии форм явления прекрасного.

В процессе решения теоретико-познавательных и эстетических проблем Гердер пришел к осознанию исторического характера реальности в целом. В «Идеях к философии истории человечества» он предпринял попытку возвести изучение истории человечества в ранг науки наук, объединяя в грандиозном эпическом повествовании об истоках и о смысле всемирной истории все важнейшие отрасли знания о природе и человеке. В обосновании этого проекта большую роль играет динамическое переосмысление Гердером философии Спинозы, развитое одновременно с работой над «Идеями...» в цикле диалогов «Бог: Несколько разговоров». Тезис Спинозы о протяженности и мышлении как о 2 атрибутах одной субстанции Гердер переформулирует в тезис, согласно которому Бог многообразно проявляется в мире в действиях органических сил, процессах органического становления, охватывающих как природу, так и историю. Ключом к пониманию природы и человека становится понятие организации: всякая сила действует через посредство органа, а потому единство мира раскрывается лишь в процессе непрерывного формообразования, где предыдущая ступень всегда становится основой для последующей, более совершенной. В природе эта преемственность ступеней обеспечивается единством естественных законов, а в истории - непрерывностью традиции. Выступая страстным поборником идеи прогресса, Гердер вместе с тем решительно порывает с наивным просветительским универсализмом и стремится утвердить уникальность и непреходящую ценность каждой отдельной формы исторического бытия. Отсюда его особое внимание к культурно-национальному своеобразию, несводимому к общим свойствам человеческой природы. Все исторически особенное: нация , эпоха, конкретная историческая личность - в концепции Гердера впервые выступает не как частный случай действия общего закона, а как уникальное звено в цепи формообразований, которое не заменимо никаким др. и должно быть постигнуто в своей неповторимости. В этом отношении «Идеи...» можно считать первой попыткой обоснования возможности науки о культуре: в 3-м и 4-м томах даны примеры такого исследования, содержащие широчайший и подробнейший обзор всемирной истории: от Древнего Китая до современной Гердеру Европы. Однако историзм никогда не перерастает у Гердера в релятивизм, поскольку многообразные формы исторического бытия остаются соизмеримыми друг с другом через их соотнесенность с общей целью человеческой истории, которую Гердер усматривает в торжестве идеалов гуманности.

Истолкование понятия гуманности и раскрытие ценностного горизонта истории содержатся в «Письмах в поддержку гуманности». Гуманность Гердер трактовал как осуществление гармонического единства человечества во множестве автономных индивидов, каждый из которых достиг максимальной реализации своего уникального предназначения: «Тенденция человеческой природы объемлет собою универсум, чей девиз гласит: «Никто лишь для себя, каждый для всех; лишь так все вы достойны друг друга и счастливы». Бесконечное различие в стремлении к единству, которое заключено во всем, которое поощряет всех» (Ibid. Bd. 18. S. 300). Выводя из этого принципа некоторые конкретные политические следствия (например, разработанный независимо от Канта проект установления вечного мира), Гердер вместе с тем последовательно избегал хилиастического утопизма, подчеркивая, что полная и окончательная реализация гуманности для конкретного индивида в какой-либо определенный момент истории невозможна. Единственным исключением является Христос: «Религия Христа, та, которую Он Сам исповедовал, проповедовал и практиковал, была сама гуманность. Ничто иное, нежели она, но именно в ее наибольшей полноте, в ее чистейшем источнике, в ее самом действенном применении. Христос не знал для Себя более благородного наименования, нежели данное Им Себе наименование Сына Человеческого, т. е. просто человека» (Ibid. Bd. 17. S. 121).

В поле диалектического напряжения между универсализмом и историзмом развертывается и богословское творчество Гердера. Обостренное внимание к историческому своеобразию сказывается прежде всего в его работах по библеистике, где историческая критика Священного Писания сочетается с попытками его символического толкования. В «Древнейшем свидетельстве человеческого рода» - развернутом комментарии к первым 6 главам книги Бытие - Гердер рассматривает библейское повествование о творении как документальное свидетельство первоначального откровения, в котором Господь в символической форме сообщил человечеству элементарные понятия о мире, «иероглифы творения», представляющие собой образы и прототипы для всех позднейших языков и письменностей (особое значение придается в этом отношении символике числа 7). Гердер пытался доказать, что книга Бытие была создана на основе устной традиции, существовавшей задолго до пророка Моисея. Он интерпретировал все древневосточные религиозные и философские учения (религию Египта и Финикии, греческую философию, гностические космогонии, каббалу, зороастризм и др.) как продукты искажения документированного в Библии первоначального откровения. В сочинении «О духе еврейской поэзии» на примере толкования псалмов Гердер сформулировал ряд правил библейской экзегетики: отказ от обращения к другим авторитетным толкованиям и опора преимущественно на оригинал; учет исторических обстоятельств возникновения толкуемого текста; внимание к специфическим особенностям языка и образности автора; реконструкция индивидуального характера автора; отказ от оценки поэтических достоинств текста согласно критериям, сформированным в других национальных традициях (прежде всего античной), и от любой модернизации. В работах Гердера по текстологии Евангелий осуществлена попытка их относительной датировки: самым ранним он считал Евангелие от Марка, а наиболее поздним - Евангелие от Иоанна, в к-ром обнаруживал многочисленные параллели с Зенд-Авестой (о датировке Евангелий смотри в статье Синоптическая проблема, а также в статьях о евангелистах). Большое значение Гердер придавал также истолкованию евангельского повествования в контексте иудейской традиции, в особенности учения о грядущем Мессии. Он проводил различия между историческим содержанием Евангелий и апостольской проповедью о Спасителе («верой Иисуса» и «верой в Иисуса»), а также приписывал преобладающее значение в процессе складывания новозаветного канона традиции устного предания. В этом Гердер выступал прямым предшественником «демифологизирующего» подхода к толкованию Священного Писания.

Историческая критика Священного Писания становится для Гердера предпосылкой догматического и нравственного богословия: только после научной оценки исторической достоверности библейского свидетельства, по Гердеру, может быть поставлен вопрос о том, что оно значит для современного христианина. Вслед за Гаманом Гердер настаивал на том, что догматика, равно как и проповедь, может развиваться только на основе исторически обоснованного толкования Библии: «Конечно, догматика есть философия и должна изучаться как таковая; только она есть философия, почерпнутая из Библии, и последняя всегда должна оставаться ее источником» (Ibid. Bd. 10. S. 314). Поскольку откровение Бога, согласно Гердеру, дано в человеке как в образе Божием и поскольку раскрытие образа Божия в человечестве происходит в истории и посредством истории (Ibid. Bd. 14. S. 207-211), то главная задача богослова и проповедника - побудить верующего воспринимать Священное Писание как ключ к пониманию собственного исторического предназначения. В нравственном богословии Гердер опирался прежде всего на НЗ, в котором видел полновесное раскрытие смысла истории как процесса воспитания человечества в духе гуманности. В соответствии с этой типично просветительской установкой Гердер считал, что главную роль играют нравственные добродетели Спасителя, в то время как Его искупительная жертва и воскресение отступают на задний план. Так, признавая в работе «Von der Auferstehung als Glauben, Geschichte und Lehre» (О Воскресении как вере, истории и учении) историческую фактичность воскресения Христова, Гердер подчеркивал преимущественно воздействие этого события на внутреннее состояние апостолов: «Они сами умерли и были погребены со Христом; с ним они родились вновь к новой живой надежде... Это была их история; и они насадили ее в души христиан» (Ibid. Bd. 19. S. 99). Напротив, вознесение, Второе пришествие Спасителя, воскресение мертвых Гердер считал всего лишь «иудейскими образами» в контексте ожидания Мессии и иудейского хилиазма и называл «пережитком слабости былых времен то, что каждый из этих образов был впоследствии превращен в догмат» (Ibid. S. 117).

Влияние

Влияние Гердера на европейскую культуру XIX-XX веков велико. Историческое значение его творчества выходит далеко за рамки прямой рецепции. Многие ключевые мотивы, воспринятые и переработанные романтической мыслью и немецким классическим идеализмом, настолько прочно вошли в интеллектуальный обиход европейской культуры, что приобрели характер постоянно обсуждаемых общих мест. Таковы тезис о неразрывной связи языка и мышления, динамическое и органицистское понимание природы, концепция исторического прогресса, идея национально-культурного своеобразия, обоснование принципов секулярной гуманистической этики. Гердер оказал влияние на такие явления культуры XIX века, как поэзия Гёте и романтиков, спекулятивная философия И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, теология Ф.Э.Д. Шлейермахера, исторический материализм К. Маркса , эволюционная теория Ч. Дарвина и т. д. Разносторонность философских интересов Гердера обусловила и многообразие форм освоения его наследия в философии ХХ века: к нему как к предшественнику апеллируют философия символических форм Э. Кассирера, философская антропология Х. Плеснера и А. Гелена, герменевтика Х.Г. Гадамера. Гердера без преувеличения можно назвать отцом современной культурной антропологии (в частности, на него опирался в обосновании теории культурного эволюционизма Л.А. Уайт). Неоднозначную роль в истории ХХ века сыграла политическая философия Гердера, не раз становившаяся предметом идеологических баталий: если гердеровская концепция гуманности вошла в золотой фонд либеральной мысли, то его размышления о нации и национальном, воспринятые в гипертрофированной форме немецкими националистическими движениями 2-й половины ХIX века, были включены в идеологический арсенал национал-социализма. Научное освоение наследия Гердера продолжает оказывать стимулирующее воздействие на современные дискуссии по философии языка, философии сознания и политической философии.

В России рецепция идей Гердера началась еще в XVIII веке. Среди русских философов-просветителей его влияние наиболее явственно прослеживается у А.Н. Радищева, трактат которого «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души». Мысли Гердера о национальном своеобразии литературной традиции, несомненно, отразились в литературно-критических дискуссиях 30-40-х годов XIX века вокруг понятия народности, в частности в творчестве В.Г. Белинского. Наряду с мыслителями французского Просвещения Гердер сыграл существенную роль в формировании традиции российской либеральной мысли. Критическое размежевание с философией истории Гердера составляет один из центральных мотивов историософских размышлений Л.Н. Толстого .

Сочинения:

Sämmtliche Werke / Hrsg. B. Suphan. B., 1877-1913. 33 Bde. Hildesheim, 1967-1968r;

Избр. произв. М.; Л., 1959;

Stimmen der Völker in Liedern / Hrsg. H. Rölleke. Stuttg., 1975;

Journal meiner Reise im Jahre 1769: Hist.-krit. Ausg. / Hrsg. K. Mommsen. Stuttg., 1976;

Briefe, 1763-1803 / Hrsg. K.-H. Hahn e. a. Weimar, 1977-1984. 8 Bde;

Werke / Hrsg. G. Arnold, M. Bollacher. Fr./M., 1985-2000. 10 Bde;

Italienische Reise: Briefe und Tagebuch-Aufzeichnungen, 1788-1789 / Hrsg. A. Meier, H. Hollmer. Münch., 1988.

Дополнительная литература:

Haym R. Herder nach seinem Leben und seinen Werken dargestellt. B., 1877-1885. 2 Bde. B., 1954 (рус. пер.: Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. М., 1888. 2 т.);

Гулыга А.В. Гердер как критик эстетической теории Канта // ВФ. 1958. № 9. С. 48-57; он же. Гердер (1744-1803). М., 1963, 1975;

Dobbek W. J. G. Herders Weltbild: Versuch einer Deutung. Köln; W., 1969;

Nisbet H. Herder and the Philosophy and History of Science. Camb., 1970;

Faust U. Mythologien und Religionen des Ostens bei J. G. Herder. Münster, 1977;

Rathmann J. Zur Geschichtsphilosophie J. G. Herders. Bdpst, 1978;

Heizmann B. Ursprünglichkeit und Reflexion: Die poetische Ästhetik d. jungen Herder in Zusammenhang d. Geschichtsphilosophie und Anthropologie d. 18 Jh. Fr./M., 1981;

J.G. Herder - Innovator through the Ages / Hrsg. W. Koepke. Bonn, 1982;

Verri A. Vico e Herder nella Francia d. Restaurazione. Ravenna, 1984;

Owren H. Herders Bildungsprogramm u. seine Auswirkungen im 18. u. 19. Jh. Hdlb., 1985;

Wisbert R. Das Bildungsdenken d. jungen Herder. Fr./M., 1987;

J.G. Herder (1744-1803) / Hrsg. G. Sauder. Hamburg, 1987;

Becker B. Herder-Rezeption in Deutschland. St. Ingbert, 1987;

Gaier U. Herders Sprachphilosophie und Erkenntniskritik. Stuttg., 1988;

Kim Dae Kweon. Sprachtheorie im 18. Jh.: Herder, Condillac und Süßmilch. St. Ingbert, 2002;

Zammito J. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago, 2002.

Иллюстрации:

Портрет И.Г. Гердера. 1785 г. Художник А. Графф (Литературный музей Хальберштадта). Архив ПЭ.

Литература

  • Markworth T. Unsterblichkeit und Identität beim frühen Herder. Paderborn; Münch., 2005
  • J.G. Herder: Aspekte seines Lebenswerkes / Hrsg. M. Keßler. B., 2005
  • Löchte A. J.G. Herder: Kulturtheorie und Humanismusidee der «Ideen», «Humanitätsbriefe» und «Adrastea». Würzburg, 2005
  • Herder et les Lumières: l"Europe de la pluralité culturelle et linguistique / Éd. P. Pénisson. P., 2003
  • Zaremba M. J.G. Herder: Prediger d. Humanität. Köln, 2002

Большое воздействие на формирование эстетических взглядов штюрмеров оказал Гердер, крупнейший мыслитель XVIII в. Его значение в истории философской и эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он стал рассматривать общественные и литературные явления с исторической точки зрения. Гердер изучал литературу и искусство в тесной связи со всей жизнью человечества, подчеркивал их обусловленность языком, нравами, психологией, образом мыслей того или другого народа на определенной ступени его исторического развития. Отсюда Гердер делал вывод о национальной неповторимости творчества каждого писателя, вводил в науку новый, исторический метод исследования литературных явлений. Гердер был пламенным защитником гуманизма и дружбы народов. В своей положительной программе он близко подходил к идеям утопического социализма.

Гердер родился в небольшом захолустном городке Морунгене (Восточная Пруссия) в семье бедного школьного учителя, одновременно исполняющего обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Из-за материальных затруднений Гердеру не пришлось получить даже систематического начального образования. Десяти лет его отдают в услужение к деспотичному дьякону Трешо, где он выполняет всякого рода домашнюю работу, а также занимается переписыванием теологических сочинений своего хозяина.

В 1762 г. Гердер едет в Кенигсберг с целью изучения хирургии, но становится студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Большое впечатление на него произвели лекции И. Канта по естественным паукам. Из них он извлек идею об изменяемости мира, которая займет столь большое место в его будущих сочинениях. Но особенно много Гердер получает от самостоятельных занятий. Он изучает труды Лейбница, Вольтера, Баумгартена, Юма, Ньютона, Кепплера и других философов и естествоиспытателей, знакомится с творчеством Руссо, оказавшим на него большое влияние. В студенческие годы, как и впоследствии, Гердер поражает широтой своих интересов.

Активная литературная деятельность Гердера началась в Риге, где он жил в 1764-1769 гг., будучи пастором Домского собора. В это время им опубликован ряд статей - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (Über die neuere deutsche Literatur. Fragmente), «Критические леса» (Die Kritische Wälder), в которых уже достаточно определенно выявился его новаторский подход к исследованию литературных явлений. В 1770- 1771 гг., находясь в Страсбурге, Гердер познакомился и сблизился с Гете, сыграв большую роль в утверждении последнего на эстетических позициях «Бури и натиска». Плодом этого знакомства явился совместно составленный сборник «О немецком характере в искусстве» (Von Deutscher Art und Kunst, 1773), где Гете поместил очерк об архитектуре, а Гердер выступил со статьями о Шекспире и о народной песне. Мысли, развитые Гердером и Гете в их совместном выступлении, были восприняты немецкими писателями как манифест нового штюрмерского направления в литературе.

В 1771 -1775 гг. Гердер служит проповедником в Бюккербурге, а затем при содействии Гете переезжает в Веймар, где остается до конца своих дней, исполняя должность придворного советника консистории. В веймарский период Гердером написаны наиболее значительные произведения, в которых его концепция мировой литературы развернута с наибольшей полнотой и отчетливостью: «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophic der Gescliichtc derMcnschheil, 1784-1791), сборник «Голоса пародов в песнях» (Stimmen der Völker in Lieder, 1778-1791), «Письма для поощрения гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, 1794-1797), «Каллигона» (Kalligone, 1800) и др. Гердер писал также стихи, драмы («Брут», «Филоктет», «Раскованный Прометей» и др.), но его художественное творчество, отличаясь прогрессивной идейной направленностью, невысоко в художественном отношении. Образы в его драматургии и поэзии отмечены печатью иллюстративности и схематизма. Значительно более интересен Гердер как переводчик. Наибольшей его удачей в этой области является переложение па немецкий язык испанских романсов о Сиде.

Мировая слава Гердера зиждется на его философских, историко-литературных трудах, в которых он заявил о себе как подлинный новатор. Просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Лессинг и др.) рассматривали историю как борьбу просвещения с непросвещенностью, цивилизации с варварством. Собственные воззрения расценивались ими как высшая ступень в развитии мировой теоретической мысли. С позиций просветительского разума они отвергали средние века. Для них средневековье - эпоха сплошных предрассудков. По тем же причинам они не обращали должного внимания и на народное творчество.

Гердер рассматривал историю мировой культуры как процесс, все звенья которого взаимосвязаны, необходимы и, следовательно, обладают неповторимым своеобразием. Каждая историческая эпоха, каждый народ создаст художественные ценности, отмеченные печатью самобытности, приумножающие духовно-эстетическое богатство человечества.

Гердер говорит о народных истоках художественного творчества. В одной из ранних своих статей «Есть ли у нас французский театр?» он вступает в решительную полемику с теми, кто связывал будущность немецкого театрального искусства с доброй волей титулованных меценатов. Гердер, напротив, отмечает пагубность влияния придворно-аристократической среды на театральную жизнь.

В сочинении «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» Гердер заострил внимание на огромной роли языка как «орудия» художественного творчества, без чего не может быть ни великих поэтов, ни великих прозаиков. Большое научное значение имело его положение о том, что язык есть продукт тысячелетнего развития общества, что он дай людям не богом, а возник в процессе человеческого общения, совершенствуясь от одного поколения к другому. Очень ценным, материалистическим по своей сути было положение Гердера о том, что язык есть практическое существование мысли («Мы мыслим с помощью языка.., мышление почти то же, что речь»). Гердер проявил большой интерес к развитию немецкого национального языка, рассматривая его как средство, способствующее сплочению нации и созданию национальной литературы.

В «Критических лесах» Гердер, полемизируя с эстетиком XVIII в. Риделем, а также косвенно с Винкельманом, оспаривает их тезис об абсолютном идеале прекрасного, доказывая изменчивость представления о красоте. «Разве одинаковы,- спрашивает он,- греческий, готический и мавританский вкусы в ваянии и зодчестве, в мифологии и поэзии? И разве не черпает каждый из них свое объяснение в эпохе, нравах и характере своего народа?» Гердер выступает решительным противником нормативной эстетики. Подлинное искусство, по его убеждению, несовместимо с нормативностью, оно плод свободного вдохновения, своеобразного у каждого художника.

Велики заслуги Гердера как фольклориста. Он первый в Германии обратил внимание на устное народно-поэтическое творчество, энергично занялся собиранием и популяризацией его произведений. Его, в частности, поражали духовные, культурные богатства России (он в какой-то мере приобщился к ним, живя в Риге). Гердер призывал ученых славянских стран собирать народные песни, в которых отразились особенности жизни славян, их нравы и идеалы. Гердер предсказывал великую будущность славянским народам, которые, по его убеждению, будут играть ведущую роль в духовной жизни Европы.

Язык, религиозные верования, этические представления и другие достижения цивилизации рассматриваются Гердером как продукт коллективной жизни народа. Они возникли вследствие определенной жизненной духовной потребности. Гердер, признается Гете в X книге своей автобиографии, «научил нас понимать поэзию как общий дар всего человечества, а не как частную собственность немногих утонченных и образованных натур». Отдельный художник, по мысли Гердера, лишь тогда достигает большой поэтической выразительности, когда он связан со стихией народной национальной жизни.

Наиболее ярким трудом Гердера-фольклориста является антология «Голоса народов в песнях». Она состоит из шести книг. В ней представлены произведения народно-поэтического творчества не только цивилизованных народов мира, но и тех, которые еще не имели своей письменности (эскимосов, лапландцев, жителей Мадагаскара и т. д.). С другой стороны, в сборник вошли образцы поэзии Шекспира, Гете, которые, по мнению Гердера, были тесно связаны с народной жизнью.

Наибольшее место в «Голосах...» занимают песни любовные, бытовые, но некоторые отличаются социально-политической направленностью. Такова, например, «Песня свободы» (Lied der Freiheit, с греческого), в которой прославляются герои античной истории Гормодий и Аристогитон, сбросившие со скалы правителя-деспота Гиппарха. Острым протестом против феодально-крепостнического гнета проникнуто стихотворение «Жалоба крепостного на тиранов» (Klage liber die Tyrannen des Leibeigenen, с эстонского). В нем выражены отчаяние и гнев крестьянина, вынужденного бежать из родного дома, спасаясь от издевательства барона-лиходея, который избивает плетьми своих крепостных.

Наша жизнь - страшней геенны.

Мы в огне пылаем адском,

Хлеб нам обжигает губы,

Пьем отравленную воду.

На огне наш хлеб замешен,

Искры в мякише таятся,

Батоги под хлебной коркой.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Самым известным и самым значительным произведением Гердера являются его «Идеи к философии истории человечества». Создававшееся в грозовое время, накануне и в годы французской буржуазной революции XVIII в., которой мыслитель сочувствовал, это сочинение проникнуто мыслью о непрерывном совершенствовании общества, об обреченности антигуманных социальных институтов, о неодолимости прогресса и победе гуманизма. В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера - его стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с исторической точки зрения.

Книга состоит из четырех частей. В ней исследуются естественные и общественные условия существования человеческого рода. Гердер преследует вполне земные цели: он стремится найти естественные, объективные законы, управляющие миром. Философ материалистического склада одерживает в нем верх над теологом, хотя уступки традиционным теологическим взглядам еще сильно дают себя знать на многих страницах его сочинения.

Гердер исходит из той посылки, что человек имеет двоякое происхождение. С одной стороны, он продукт природы, а с другой- общественных обстоятельств. Это отражено в структуре «Идей». В них сначала рассматриваются естественные, а затем социально-исторические условия жизни людей. Гердер начинает свой обзор с характеристики земли, с определения ее места в космосе. Он хочет доказать, что своеобразие нашей планеты, ее вращение вокруг солнца и своей оси, особенности ее атмосферного покрова и т. п. существенно повлияли на строение человеческого тела. Человек, по мысли Гердера, органически вплетен в жизнь природы, он часть ее, но обладает в то же время рядом отличительных признаков. Главное его отличие от животного состоит в способности «ходить, поднявши голову». Это позволило человеку освободить руки, что сыграло огромную роль в его борьбе за существование и в духовном совершенствовании. Люди, доказывает Гердер, в процессе общения создали язык, развили разум, который, по его мнению, в отличие от инстинкта, не дан от рождения, а есть продукт исторического развития. В конечном итоге отличительное качество человека Гердер видит в том, что он существо разумное, мыслящее. Гуманность - сущность человеческой натуры и конечная цель человечества. Однако наряду с положениями, основанными на изучении огромного фактического материала, «Идеи» содержат суждения мистического характера. Гердер, например, пространно доказывает, что гуманизм может полностью раскрыться лишь в условиях неземного существования. Отсюда его мечты о вечной жизни за пределами предельного и т. п.

Гердер в своем труде дает подробную характеристику исторической жизни всех известных в то время народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора, хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер ставит перед собой задачу проследить, в силу каких причин естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ выдвинулся на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что придает его работе актуальное значение.

Продолжением «Идей» являются «Письма для поощрения гуманности», где Гердер развернул свою концепцию на материале живой современности. В своем новом сочинении он хотел показать неодолимость духа исторических перемен, обреченность отживших свой век феодально-монархических учреждений. «Письма» создавались в самый разгар революционных событий во Франции, которые писатель встретил восторженно. Правда, смущенный решительными действиями якобинцев (казнь короля, королевы и других вдохновителей реакции), Гердер в дальнейшем, как и многие немецкие писатели, перешел на более умеренные общественно-политические позиции, но все же его симпатии к французской революции никогда не угасали, и она оказала самое непосредственное влияние на оценку им положения в Германии. В своих проповедях Гердер сочувственно отзывался о революционном французском народе, чем вызвал яростный гнев герцога Карла-Августа; он же прямо и резко осуждал интервенцию против революционной Франции, что было актом большого гражданского мужества. В первом варианте «Писем» Гердер открыто критикует деспотизм немецких князей, высказывает свое возмущение их позорным обычаем торговать своими подданными, ратует за отмену дворянских привилегии, восторгается французской «Декларацией прав человека и гражданина», выражает пожелание о введении конституционных порядков в своем отечестве и т. д. Отвергая домыслы реакционеров, Гердер твердо убежден, что революция приведет не к упадку, а к расцвету художественного творчества.

Затхлая атмосфера веймарского двора, служебное положение Гердера (он был высшим духовным лицом в герцогстве) не позволили писателю опубликовать «Письма» в их первоначальном виде. Он был вынужден значительно смягчить радикальность своих суждений. В результате сочинение, оставаясь значительным явлением немецкой литературы, все же утратило задуманную политическую остроту.

В последних своих работах («Каллигона» и др.) Гердер много внимания уделяет критике кантианства. Он не разделяет мыслей Канта об априорности понятий времени и пространства, указывает на формализм в его эстетических взглядах. В борьбе со слабыми сторонами кантианской эстетики Гердер исходит не из отвлеченно-теоретических побуждений: он видит, какое отрицательное влияние она оказала на Шиллера и некоторых других немецких писателей. Гердера волнуют судьбы немецкой литературы. Отсюда его горячее стремление доказать, что красота художественного произведения определяется не только его формой, как полагал Кант, но зависит от его содержания. Гердер, как истинный просветитель, не мыслит себе прекрасного в отрыве от доброго и справедливого. До конца своих дней он оставался борцом за искусство больших гуманистических идей и чувств.

Гердер оставил глубокий след в истории эстетической мысли. На него во многом опирались романтики в своей борьбе за национально-самобытное творчество, он способствовал пробуждению их интереса к фольклору. В то же время, изучая человека конкретно-исторически, Гердер дал толчок развитию реализма. От него ведут свою «родословную» Гете и другие писатели реалистического направления в немецкой литературе последней трети XVIII в.

Вильгельм фон Гумбольдт

Гумбольдт Вильгельм фон (1767-1835), немецкий философ и филолог, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольда . Стоял у истоков реформ Кенигсбергского университета (1808-1810) и всей системы образования в Кенигсберге. Реформатор гимназического обучения в Германии, основатель школы нового типа и более высокого уровня - гуманитарной гимназии. В 1809 году основал Берлинский университет. В 1810 году пригласил в Кенигсберг Ф. Бесселя. Гумбольд известен как один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма, друг Гете и Шиллера . Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как «формирующем органе мысли» и о «внутренней форме» языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.

Материалы перепечатываются из проекта "Восточно-Прусский словарь", составленного Алексеем Петрушиным с использованием кн.: "Очерки истории Восточной Пруссии", под редакцией Г.В. Кретинина.

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767- 1835) - немецкий философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Принимая философское учение Канта, Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторону объективного идеализма. Согласно теории исторического познания Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения Гумбольдт считал, что история как наука в известном смысле может совпадать с эстетикой. Предложил оказавшийся весьма ценным сравнительно-исторический метод исследования языков; одновременно с Шлейермахером и Шлегелем разрабатывал ряд проблем герменевтики. В этике стоял на позициях абстрактного гуманизма. Антифеодальные взгляды Гумбольдта не выходили за рамки реформ системы образования, идеи объединения Германии. Основные сочинения: «О границах деятельности государства» (1792), «О задачах историка» (1821).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 101.

Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (22 июня 1767, Потсдам - 8 апреля 1835, Тегель) - немецкий эстетик, языковед, философ, государственный деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Гумбольдта отражали идеалы гуманистического мировоззрения, сложившегося в Германии к концу 18 в. (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде своих работ разъяснял этический и эстетический смысл поэзии немецких классиков (статьи о поэме Гёте «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение «Идеи к опыту установления границ деятельности государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen, 1792, опубл. 1851) - рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Гумбольдта характерен преимущественно интерес к культуре как целостному органическому единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790-х - 1800-х гг., посвященные древнегреческой истории и культуре). Вершина научной деятельности Гумбольдта - его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнительном изучении языков...» - Uber das vergleichende Sprachstudium... 1820; «О различии строя человеческих языков...» - Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues... -введение к работе «О языке кави на острове Ява» - Uber die Kawi-SpracheaufderlnselJava, Bd 1-3, 1836-39, и мн. др.). Подчеркивая творческую природу языка, он рассматривал его в тесной связи с мыслительной деятельностью индивида и народа; язык - не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определенное воззрение на мир. Гумбольдт явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.).

А. В. Михайлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 569.

Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель), немецкий эстетик, языковед, философ, государственный деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Гумбольдта отражали идеалы гуманистического мировоззрения, сложившегося в Германии к концу 18 века (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде работ Гумбольдт разъяснял этический и эстетический смысл поэзии немецких классиков (статьи о поэме Гёте «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Гумбольдт перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-ва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792, опубл. 1851) - рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Гумбольдта характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органическому единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790-1800-х гг., посвящённые древнегреческой истории и культуре). Вершина научной деятельности Гумбольдта - его работы о языке, в которых начала сравнительное языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнительном изучении языков...», «Über das vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеческих языков...», «Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», - введение к работе «О языке кави на острове Ява», «Über die Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l--3, 1836-39, и мн. др.). Подчёркивая творческую природу языка, Гумбольдт рассматривал его в тесной связи с мыслительной деятельностью индивида и народа; язык - не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определенное воззрение на мир. Гумбольдт явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann, Bd l-17, B., 1903-36, то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1-5, Darmstadt-B., 1960-65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l-2, B., 1962.

Литература: Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш π е т Г. Г., Внутр. форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.), М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitätsidee, В., 1928 2; S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und Wirken, B., 1975.

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм фон (1767-1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики.

В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована в 1792, полностью в 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820).

В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа: "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку - в отличие от всего уже познанного и продуманного им - как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство - всегда по-новому ощутить непрочувствованное". "Обособив" язык как предмет исследования, Г. явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19-20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых "изданий" философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г. о: а) языке как органе и орудии мысли; б) языке как органе, образующем мысль (перевод Потебни); в) языке как о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя" (перевод В.В.Бибихина).

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Гумбольдт Вильгельм. Размышления о всемирной истории . (Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985)

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Германия в XIX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Gesammelte Schriften, hrig. v. A. Leitzmann, Bd 1 - 17. В., 1903-36;

Ibid. В., 196S; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1-5. Darmstadt-В., 1960-65;

Der Brieiwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd 1-2. В., 1962; в рус. пер.: Избр. труды по языкознанию. М., 1984;

Язык и философия культуры. М„ 1985.

Литература:

Гаим Р. Вильгельм фон Гумбольдт... пер. с нем. М., 1898;

Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927;

Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982;

SprangerE. W. v. Humboldt und die Humanitatsidee. В., 1928;

Scurla H. W. v. Humboldt. Werden und Wirken. В., 1975.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: