Атеизм маркса. Религия

атеизм марксистский

высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и про-грес. силы рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть материализм . В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т.17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ. жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности релит, сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что религия должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...» (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ-богосл. интерпретацию, а с другой дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что человек высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс материалистич. мировоззрение , являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.

Марксистско-лениниский атеизм

Марксистско-ленинский атеизм представляет собою дальнейшее развитие всех достижений атеизма предшествовавшей поры, в том числе и атеизма буржуазных мыслителей. Однако марксистский атеизм является качественно новым и отличается от старого атеизма рядом существенных черт. Вот главнейшие из них.

Во-первых, старый атеизм лишь догадывался о гносеологических корнях религии и был совершенно бессилен понять социальные корни религии и церкви, Марксизм и атеизм дал глубоко научный анализ этих корней религии и впервые раскрыл ее социальные корни, указав на главенствующее значение последних: Марксистский атеизм впервые поставил и решил вопрос. Об историческом развитии корней религии, из которых она вырастает и на которых держится.

Во-вторых, старый атеизм не был способен научно рассмотреть вопрос о развитии и социальной роли религии и церкви. Он подходил к религии как к самостоятельной духовной области, не был в состоянии связать религию и церковь с экономическим развитием общества, ни с классами и их борьбой. Только марксистский атеизм впервые рассмотрел религию и церковь как элементы надстройки над экономическим базисом общества и указал на классовое содержание той роли, которую религия и церковь выполняли в истории в качестве духовного оружия эксплуататоров.

Наконец, в-третьих, старый атеизм был просветительским. Это и достоинство и недостаток. Борясь за просвещение, он отстаивал науку и содействовал духовному освобождению масс. Однако борьба за просвещение, не подчиненная борьбе за социальное освобождение трудящихся, не может достигнуть цели. В этом и состоял крупнейший недостаток прежнего атеизма. Его представители не понимали, что одной лишь силой просвещения религию и церковь нельзя уничтожить до тех пор, пока живы и действуют их социальные корни. Марксистский атеизм революционный и воинствующий. Он впервые указал действительный, реальный путь уничтожения религии. Это ликвидация социального неравенства, эксплуатации, экономической стихии, политического гнета и войн. Только после, полного уничтожения всех социальных явлений, рождающих и оживляющих религиозный дурман в головах и сердцах людей, религия может быть и обязательно будет повержена силой просвещения, а религиозный туман будет окончательно развеян наступлением науки и культуры. Время это уже близится. Социализм уже окончательно ликвидировал социальные корни религии. Коммунизм не будет знать никакой религии. Она будет сдана в музей истории вместе с нищетой, социальной рознью и войнами.

Однако пока религия еще очень и очень сильна, и не только за пределами нашей страны, в буржуазном мире, по и в социалистических странах и в СССР , хотя здесь она превратилась в пережиток прошлого и существует по традиции.

С необыкновенной злобой порою высказываются церковники в буржуазных странах об идеалах социализма и коммунизма, о жизни и успехах советских людей. Как и десятки веков назад продолжают они свою неукротимую войну против разума, просвещения и науки.

Одни из них воюют с открытым забралом и не скрывают своей трогательной привязанности к отжившему свой век капитализму, другие вынуждены менять так¬тику и лавировать. Массовое бегство паствы из «святого» лона церкви’не только в социалистических странах, но и в буржуазных - знамение времени. Мир переживает эпоху глубокого кризиса капитализма и перехода к социализму и коммунизму. Социализм превращается в решающую силу современности. В эту эпоху наступает прозрение масс, пелена густого религиозного тумана спадает с их глаз. На новых веяниях этой эпохи пытается спекулировать современная церковь. Не так давно спокойствие религиозной Англии смутила книга настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона «Христиане и коммунизм», в которой доказывалась общность идеалов коммунизма и христианской церкви.

«Мертвый хватает живого»: в соседней с Англией Франции беглец из компартии Жорж Сож принял сан священника, изогнул католический крест в свастику и стал освящать именем господа фашистский военный мятеж в Алжире. А религиозный лидер «Организации морального поревооружения» Фрэнк Бухман, посоветоветоваштсь с богом, в своем «Манифесте» - «Идеология и сосуществование» объявил начавшейся третью мировую войну и призвал вести ее против мирового коммунизма со нсем ожесточением… вплоть до победы на том свете!

Как объяснить все эти факты? Откуда у церкви эта лютая злоба одних против коммунизма и демократии и тактические «перевороты», реверансы других? Может быть, правда, что в некоторых странах религия и церковь повернули к коммунизму? И почему на проповеди евангельского христианина Билли Грэхэма в США и в других странах стекаются десятки тысяч людей? Почему тик живуча религия, в чем состоит ее реакционная роль ц обществе при социализме? На все эти и другие жгучие вопросы дает научный ответ марксистско-ленинский атеизм.

Научный атеизм имеет своей задачей борьбу с религией и церковью; он раскрывает сущность, земное содержание и корни религии, показывает ее возникновение, развитие и различные формы, объясняет подлинную глубоко реакционную роль религии в истории и вооружает на непримиримую борьбу с религией.

Каждый шаг в осуществлении выработанной партией программы коммунистического строительства будет неизбежно сопровождаться дальнейшим отходом трудящихся от религии вплоть до полного и окончательного преодоления религиозных пережитков. Полное торжество атеизма неизбежно, ибо к этому ведет сама жизнь, практика строительства коммунизма. Создание материально-технической базы коммунистического общества, достижение самого высокого жизненного уровня по сравнению с любой страной капитализма, бурное развитие науки и культуры, всестороннее (развитие личности, торжество в человеческих отношениях высоких принципов морального кодекса строителей коммунизма - все это работает на атеизм. Программа построения коммунизма есть план создания общества, где все люди будут полностью и навсегда избавлены от религиозной повязки на глазах, от сковывающей волю человека надежды на милость несуществующего бога. Не милость, а сила нужна строителям коммунизма.

Программа Коммунистической партии Советского Союза - могучее оружие коммунистического воспитания трудящихся. Она неиссякаемый источник оптимизма, радости, уверенности в силах человека, освобожденного от социального гнета, строящего коммунистическое общество. Каждое ее положение основано на гранитном фундаменте марксистско-ленинской науки, непримиримой с предрассудками и суевериями, с пустыми мечтами о несуществующем небесном благополучии. Ее содержание от начала и до конца атеистично.

Изучение широкими массами нашего народа принципов научного атеизма, воспитание молодого поколения в духе марксистского мировоззрения и коммунистической морали служат построению коммунизма - общества атеистов. Так научный атеизм выступает как боевое идейное оружие строителей коммунизма.

Основные положения научного атеизма, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и развиваемые ныне КПСС и марксистами разных стран, являются высшим этапом в развитии атеизма.

Марксистско-ленинский атеизм является самой последовательной н цельной системой научных материалистических взглядов, опровергающих религиозные воззрения. Так же как марксизм-ленинизм вобрал в себя опыт всех революционных движений человечества, так и марксистско-ленинский атеизм представляет собой качественно новое учение, продолжающее и развивающее передовую атеистическую мысль всех предшествующих эпох.

В марксистско-ленинском атеизме преодолены все недостатки старого атеизма, решены проблемы, которые были выдвинуты в домарксовскую эпоху, но не получили в то время правильного решения.

Марксистско-ленинский атеизм со всей силой подчеркнул значение социальных корней религии и церкви, то есть социально-экономической основы общества, которая порождает религию и питает ее. Социальными корнями в буржуазном обществе были и есть жестокий гнет эксплуататоров, нищета и забитость трудящихся масс, которые ищут в религии утешение и спасение.

Отличие марксистско-ленинского атеизма от старого заключается и в том, что он впервые рассмотрел религию и церковь не как самостоятельную духовную область, а как надстройку над экономическим базисом общества. Он доказал, что религия и церковь в классовом обществе всегда выполняли роль духовного оружия эксплуататоров.

Марксистско-ленинский атеизм в отличие от предшествующего ему атеизма, который носил абстрактно-просветительский характер, является атеизмом воинствующим. Домарксовскнй атеизм боролся за просвещение, отстаивал науку, многое делал для духовного освобождения масс, но его представители не понимали, что одним просветительством религию и церковь победить невозможно.

Марксистско-ленинский атеизм считает, что борьба за просвещение должна быть подчинена главному - ликвидации социального неравенства, эксплуатации человека человеком, уничтожению политического гнета и войн, а также всех других социальных явлений, порождающих и оживляющих религиозные верования в умах и сердцах людей.

Особенностью марксистско-ленинского атеизма является его тесная связь с передовой наукой, его опора на достижения научного познания природы и общества. Именно эта особенность позволила марксистско-ленинскому атеизму аргументированно раскрыть бездоказательность религиозных сказок и догм о сотворении мира и человека богом.
Марксизм как учение близок и понятен трудящимся массам. Руководствуясь им, они стремятся сбросить с себя все формы угнетения, в том числе и религиозные. Поэтому и атеизм, вытекающий из этого учения, является наиболее действенным по своему влиянию на широчайшие массы трудящихся.

Сила и жизненность марксистско-ленинского атеизма убедительно подтверждены шестидесятилетней историей советского социалистического общества.

Утверждение и широкое распространение научно-атеистического мировоззрения являются ныне важнейшим фактором социального, экономического и нравственного прогресса социалистического общества, источником роста творческой инициативы трудящихся.

Литература:

  • Воронцов Г. Марксистский атеизм и его современные фальсификаторы. М., Знание, 1972
  • История и теория атеизма. М., Мысль, 1974.
  • Кры велев И. Маркс н Энгельс о религии. М Наука, 1964,
  • Маслов М. Гуманiзм марксiстсько-ленінського атеізму. К., Політвндав, 1974.

Глава XXII

Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм - неотъемлемая сторона марксистского учения.

Историческне условия появления марксистского атеизма. Возникновение марксизма означало переворот в понимании природных и общественных закономерностей, человека как социального существа, его сознания и деятельности. Марксистское учение указало реальные пути освобождения человечества от всех видов социального и духовного отчуждения и гнета, ликвидации эксплуататорского строя и построения нового общества. Это стало возможным с углублением антагонистических противоречий капита-

18 Добролюбов Н. А. Собр. соч: В 6 т. Т. 3 М, Л, 1962. С. 347.

диетической формации, с выходом на историческую арену революционного пролетариата, с успехами классовой борьбы трудящихся и угнетенных.

С эпохой капитализма тесно связаны не только ускорение темпов социальной жизни и бурный рост общественного производства, но и невиданный доселе научно-технический прогресс. В середине прошлого столетия завоевания естествознания, великие отрытия XIX в., такие, как закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина, выявление клеточного строения живых существ, другие победы науки в астрономии, геологии, химии, физиологии, эмбриологии и пр. подготовили базу для общефилософских мировоззренческих выводов в объяснении природы, не оставлявших места для идей о сверхъестественном вмешательстве в ее процессы.

Возникновение марксистского атеизма было подготовлено также всем предшествующим развитием философии. В первой трети - середине XIX в. широкое распространение получают разработанные системы материализма (например, Л. Фейербаха), а в рамках идеалистических построений значительных достижений добиваются диалектические учения, среди прочих прежде всего диалектика Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс критически и творчески переосмыслили рациональное содержание гегелевской диалектики, соединили материализм с диалектическим методом, преодолели метафизический и зачастую механистический характер донаучного материализма, ограничивающий его возможности в борьбе с идеализмом, в критике религии.

Марксистский атеизм -качественно новая ступень атеизма. Марксизм воспринял и сохранил все ценное, что было создано домарксистскими атеистическими учениями, он представляет собой диалектическое «снятие» и обогащение всех приобретений исторических форм атеизма. Взгляды молодых К. Маркса и Ф. Энгельса развивались под непосредственным влиянием современных им крупных критиков религии - младогегельянцев, Л. Фейербаха. Марксизм, как подчеркивал В. И. Ленин, вполне усвоил «исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половинаXIX века) в Германии, - материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии»l.


" Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415.

Однако, продолжал В. И. Ленин, диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха. Марксистский атеизм - качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Даже наиболее радикальные атеистические теории прошлого не были подлинно научными, оставались полны утопических мечтаний, эмоционально-морализаторских сентенций, благих пожеланий, иллюзий о путях преодоления религии. Все они были идеалистическими в понимании истории, общественных явлений, в том числе и религии. Игнорирование ее социальной природы определяло многие слабые стороны домарксистского атеизма. К ним главным образом относятся его нередкая непоследовательность в критике религии, односторонность, абстрактно-просветительский характер, классовая ограниченность.

Основоположники марксизма отчетливо видели и разоблачали классовую ограниченность буржуазного и мелкобуржуазного атеизма и антиклерикализма, выраженную в двух типичных подходах к религии и церкви. В первом религия объявлялась главным социальным злом, борьба с которым должна составить центральную задачу человечества. В итоге оказывались в тени и выводились из-под удара действительные основы негативных явлений общественной жизни. Другой подход приводил к тому, что религия признавалась продуктом обмана, невежества, страха, нелепым по своему содержанию и т. п., но функционально полезным социальным институтом, помогающим держать народные массы под контролем. Атеизм в таком случае становился «собственностью» утонченной элиты, достоянием немногих просвещенных избранников.

Марксизм показал, что пути освобождения общества от религии открываются не вдруг, не по чьему-либо заказу или приказу, не в силу откровений гениальной теории, созданной кем-то «из головы». Религию невозможно отменить, раз существуют ее корни в обществе, равно как насильно привить людям научно-материалистическое мировоззрение, атеистические взгляды. Необходимы особые исторические предпосылки для преодоления религии и развития атеизма.

Марксистский атеизм о социальной природе религии. Гениальным открытием К. Маркса и Ф. Энгельса явилось применение диалектика - материалистического метода к области истории, материалистическое понимание истории. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику сменились поразительно цельной и стройной научной теорией...»2 Этот подход был совершен и в отношении религии. Исторической заслугой марксизма стало раскрытие ее «тайны», ее социальной сущности, природы религиозного отчуждения.

Классики марксизма ушли далеко вперед по сравнению с предшествующими атеистами в понимании религии как особого продукта человеческой деятельности. Соглашаясь с тем, что «основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека»3, они указали на совершенную недостаточность абстрактной трактовки человека «вообще» как «родового существа» и т. п. Подлинную его сущность составляет и определяет совокупность всех общественных отношений, человек - это «мир человека», он занимает некоторое место в конкретно-исторической системе политических, классовых, национальных и т. п. связей.Все это получает специфическое отражение и в религии.

Об особенностях методологии научного подхода к религии К. Маркс в «Капитале» писал следующее: «Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод»4. В начале истории объектами религиозного отражения являются прежде всего природные стихии, от которых ежедневно и ежечасно зависит человек в своей повседневной жизни. Однако с развитием, усложнением общественных связей, возникновением враждующих классов фактической основой религиозного отчуждения, как показали К. Маркс и Ф. Энгельс, все более становятся господствующие над людьми как какие-то внешние, враждебные силы ими же самими созданные социально-экономические отношения,

2 Там же. Т. 23. С. 44.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 414.

4 Там же. Т. 23. С 383.

эксплуатация человека человеком, классовый и национальный гнет, «слепая необходимость» социальных процессов, перед которыми люди беспомощны, и т. д.

Религия, эта особая форма общественного сознания, которая далее всего отстоит от материальной жизни, тем не менее отражает, хотя и превратно, отмеченные стороны общественного бытия людей. Уже в относительно ранних своих произведениях К. Маркс раскрыл секрет превратности религиозного мировоззрения. Его обусловливает «превратный мир» социальной действительности, в которой люди находятся под властью негуманных, «звериных» условий существования. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркивает: «То обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы» 5.

Отмеченная «самостоятельность» религии, однако, лишь кажущаяся, это не более чем «видимость». Религия не образует собственного «мира», с которым должна согласовываться земная жизнь людей, у нее нет «своей» истории, автономного развития, «религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле»6. Исходя из этого очевиден и вывод, сделанный К. Марксом, что религия не может рассматриваться как «причина мирской ограниченности». Она лишь ее проявление.

При этом классики ясно видели, что в религии представлена попытка преодолеть наличную, реальную ситуацию беспомощности, придавленности человека, его зависимости от господствующих природных и общественных сил. Как писал К. Маркс, религия является не только выражением «действительного убожества» превратного мира общественных отношений, но одновременно и протестом против него. В этом и состоят главные общественные функции и роль религии, прежде всего «торжественного восполнения» «извращенной реальности» социальной жизни людей.

Происходит это на путях обращения за помощью к сверхъестественным сущностям. Однако пути эти ведут в никуда, результат оказывается иллюзорным. Несмотря

5 Там же. Т. 3. С. 2.

6 Там же. Т. 27 С. 370.

на ложность основной посылки религиозного мировоззрения - реальности сверхъестественного, именно на «контакт» с ним должны быть направлены усилия человека. Подобные идеи, подчиняющие активность людей «поискам божественного», надеждам на трансцендентное попечительство в решении фундаментальных вопросов человеческого существования, обесценивают подлинные цели и смысл общественной практики, затрудняют выбор верных жизненных ориентации. Это и выражает известная метафора К. Маркса «религия есть опиум народа».

Гуманистический, партийный, действенный, творческий характер марксистского атеизма. Показав, что религия, образно говоря, «украшает фальшивыми цветами» цепи, которые носит человечество, классики сделали знаменательный вывод, к которому не приходили прежние критики религии. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы срывать с цепей эти «цветы», которыми их украсила религия. Дело заключается в том, чтобы помочь людям избавиться от самих цепей. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, подчеркивал молодой Маркс, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

В этом контексте классики марксизма указывали на глубокую и прочную связь атеизма, коммунизма и гуманизма. Атеизм «теоретически» обосновывает задачи духовного освобождения человека, коммунизм как общественный строй предоставляет материальные условия для выполнения этого императива. «Атеизм в качестве снятия бога, - писал К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», - означает становление теоретического гуманизма, а коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни... означает становление практического гуманизма» 7.

Позже, в более зрелых своих работах, К. Маркс и Ф. Энгельс научно обосновали, как именно возможна реализация этих требований: ликвидация антагонистических классов, революционное социалистическое преобразование общественных отношений, гармонизация связей людей с природным окружением, исторический «скачок»

7 Там же. Т 42. С 169.

человечества из царства необходимости в царство свободы. Это произойдет в таких условиях, в которых люди получат все предпосылки для того, чтобы стать хозяевами своей судьбы, господствовать над собой и внешними обстоятельствами.

С достижением человечеством «царства свободы» связаны и перспективы преодоления религии. В интервью корреспонденту американской газеты «Chicago Tribune» (декабрь 1878 г.) К. Маркс сделал следующий прогноз в отношении судьбы религии в новом обществе. «...Религия, - заметил он, - будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм»8. Когда пропадут последние чуждые человеку «непрозрачные» и «неразумные» силы, находящие отражение в религии, то исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине, что ему уже нечего отражать.

Новый подход к пониманию социальных причин, порождающих религию, и общественных предпосылок ее преодоления, сочетание глубокой научности и последовательной партийности позволили соединить марксистский атеизм с революционным рабочим движением, обрести массовую социальную базу для распространения атеистических идей. В марксистском учении атеистические задачи впервые были соотнесены с потребностями социалистического переустройства общества, подчинены этой генеральной цели, поставлены на почву классовой борьбы. В этом смысле марксистский атеизм открыто партиен. Вместо обращенных к «человеку вообще» абстрактно-гуманистических призывов к освобождению от религии марксистский атеизм указывает на первостепенную задачу борьбы с неудовлетворительными социальными условиями, в которых объективно порождается религия.

Марксистский атеизм получает в итоге четкую социальную направленность и преодолевает односторонность «голого» отрицания религии. Он отнюдь не представляет собой простой «антипод» религии, «религию с отрицательным знаком», он носит действенный, активный, преобразующий характер, имеет богатую позитивную содержательную программу. Он - часть той революционной теории, которая не довольствуется лишь объяснением мира, а ставит задачу изменить его к лучшему.

8 Там же Т. 45. С 474.

Марксистский атеизм - творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.

Вместе с тем творческий характер марксистского атеизма не имеет ничего общего с ревизионистским пересмотром его главных принципов, к которым прежде всего относятся историзм и всесторонность в рассмотрении явлений, конкретный социально-классовый их анализ, раскрытие реальной роли в диалектике общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс решительно выступали против любых отступлений от научного подхода к пониманию сущности религии, против левацких и оппортунистических искажений теории пролетарского атеизма.

Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом конкретных вопросов атеистической теории и практики. Важный вклад в дальнейший прогресс атеистической науки внесли общефилософские исследования К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка ими категорий диалектики, раскрытие «механизмов» самодвижения и саморазвития мира, учение о его материальном единстве - все это имеет непосредственно-атеистические аспекты. Критика агностицизма в решении гносеологических вопросов, выявление роли общественно-исторической практики как критерия истины также приобретали атеистическое содержание. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса, посвященных проблемам этики, эстетики, в историко-философских и социально-экономических трудах оставлено богатое теоретическое наследие, освоение которого помогло значительно продвинуть вперед атеистическую науку.

Затрагивая темы, связанные с особенностями взаимоотношений религии и политики, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что религия, прочие формы общественного сознания, надстроечные образования способны оказывать заметное влияние на экономические структуры и друг на друга. Изучая различные ситуации переплетения религии и политики, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что в некоторых исторических условиях одними и теми же религиозными лозунгами оперируют соперничающие, противостоящие общественные классы. Необходимо поэтому ясно видеть это и бороться с использованием религии реакционными кругами, всегда учитывая

конкретные социальные интересы, скрытые за религиозной экзальтацией.

К. Маркс и Ф. Энгельс недвусмысленно критиковали попытки отождествления христианских и коммунистических идеалов. Разоблачая вред проповеди религиозно настроенных «истинных социалистов» для развития революционной классовой борьбы пролетариата, классики писали, что «вера в «дух святой общности» - это то, в чем коммунизм меньше всего нуждается для своего осуществления»9. Большое значение в этом отношении имел сравнительный анализ первоначального христианства и рабочего движения XIX в., совершенный Ф. Энгельсом в зрелые годы. Он показал, что, несмотря на ряд внешне общих точек соприкосновения, содержание христианских и социалистических идеалов прямо противоположно. Христианство хотело совершить социальное переустройство не в этом мире, а в потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти, в «тысячелетнем царстве».

Пролетариат, подчеркивали основоположники марксизма, совершенно не нуждается в религиозной маскировке своих прогрессивных устремлений. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципы нового, пролетарского понимания свободы совести, преодолевающего ограниченность буржуазной веротерпимости. К. Маркс положительно оценил такие мероприятия Парижской коммуны, как отделение церкви от государства и вывод учебных заведений из-под церковного влияния. В итоге священнослужители должны были вернуться к скромной жизни частных лиц и существовать за счет пожертвований верующих.

К. Маркс и Ф. Энгельс, однако, не признавали никаких попыток насильственного, волюнтаристского ускорения процессов отхода масс от религии, критиковали анархическое объявление политической «войны религии». Классики безусловно осуждали как порочные и неприемлемые идеи мелкобуржуазных социалистов (Л. О. Бланки, Е. Дюринга и др.) об административном «запрещении» религии в будущем социалистическом обществе. Отношение к ней должно быть частным делом граждан. Исчезновение религии, объяснял К. Маркс, произойдет «в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»10.

9 Там же, Т. 4. С. 11.

10 Там же. Т. 45. С. 474.

Разработка всех этих вопросов оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие научного атеизма. Много усилий для упрочения его фундамента приложили ученики и соратники Маркса и Энгельса.

Ленинский этап развития научного атеизма. Следующий этап в истории марксистского атеизма связан с именем В. И. Ленина. Деятельность В. И. Ленина проходила в новую историческую эпоху. Буржуазное общество вступило в последнюю - империалистическую - стадию своего развития, в повестку дня встал вопрос о социалистической революции, в мире бурно разворачивались национально-освободительные движения. «Гениальный продолжатель дела Маркса и Энгельса, Владимир Ильич Ленин, - указывается в Программе Коммунистической партии Советского Союза, - в новых исторических условиях всесторонне развил их учение, дал ответы на коренные вопросы современности, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства...»11

Новые требования были предъявлены и к атеистической теории. Марксистам на практике предстояло воплотить в жизнь принципы атеистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Вклад В. И. Ленина в их разработку позволил поднять научный атеизм на высшую ступень. Научный атеизм по праву называется марксистско-ленинским.

В. И. Ленин опирался на все достижения атеистического наследия классиков марксизма. Он подчеркивал глубокую последовательность и продуманность их научно-атеистических выводов, указывал на неразрывную связь политической линии марксизма в религиозных вопросах с его философскими основами.

Дальнейшее творческое развитие этих основ, общетеоретической базы атеизма - громадная заслуга В. И. Ленина. Он решительно отстаивал принцип единства материалистического мировоззрения и атеизма. В своих философских произведениях В. И. Ленин показал, что малейшее отступление от материализма открывает дорогу к религии, к фидеизму (поповщине). Разрабатывая марксистскую теорию познания, В. И. Ленин продемонстрировал общность, родственность гносеоло-

11 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. С 3.

гических корней религии и идеализма, раскрыл их сущность. В вопросе о критериях истины, о диалектике относительной и абсолютной истины В. И. Ленин развил марксистское учение о практике как критерии истины, показал его значение для безусловного отвержения фидеизма.

Важное атеистическое значение имеет сформулированное в «Материализме и эмпириокритицизме» понятие материи, уяснение отличий ее философского определения от естественнонаучных представлений о ее строении и свойствах. Вместе с тем В. И. Ленин писал о задачах использования данных конкретных наук для успешной борьбы с идеализмом и фидеизмом, о необходимости создания прочного, органического и «взаимовыгодного» союза между естествознанием и диалектико-материалистической философией.

В. И. Ленин выступил не только против философских шатаний части российских социал-демократов (сторонников махизма, богостроителей). Он выявил связь между их мировоззренческими и социально-политическими колебаниями, раскрыл социально-психологическую подоплеку подобных отступлений.

В. И. Ленин выявил опасную социальную роль утонченных форм религии, выступил против заигрывания с нею со стороны некоторых социал-демократов. Критикуя богостроителей, стремящихся представить социалистические преобразования как религиозное дело, и богоискателей (реакционное направление в буржуазной интеллигенции, возникшее после поражения первой русской революции, приверженцы которого считали, что для «спасения» России нужна не революция, а «новая религия»), В. И. Ленин писал, что «богоискательство отличается от богостроительства... ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего»12. Он усматривал принципиальное единство этих течений в том, что при всех отличиях социально-политических ориентации (богостроители выступали за революцию, богоискатели - против) попытки упования на религию в качестве инструмента общественных преобразований объективно уравнивают их. Решение актуальных общественных проблем подменяется религиозными «исканиями» либо «строительством». Все это ведет к сходным негативным

12Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226.

последствиям для прогрессивного развития общественно-политических процессов.

Диалектически подойдя к возможности употребления лозунга «Социализм есть моя религия», В. И. Ленин показал, что если для одних он может быть формой перехода от религии к социализму, то для других (в данном случае - богостроителей) - от социализма к религии. «Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо «деяний» как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем «созерцает»-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего «я», обожествляемые богостроительством»13.

В трудах Ленина раскрыты и социальный смысл идеи бога, и порочность попыток ее «подчищения» в результате следующего приема: «из идеи бога убирается прочь то, что исторически и житейски в ней есть... причем вместо исторической и житейской реальности в идею бога вкладывается добренькая мещанская фраза...»14.

Он углубил понимание общественного источника религии в антагонистическом капиталистическом обществе, раскрыл ее социальные, классовые корни там, особенности их влияния на психологию масс. «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма... вот в чем самый глубокий современный корень религии» 15, - отмечал он в работе «Об отношении рабочей партии к религии» (1909 г.).

Большое внимание уделял В. И. Ленин разработке научных основ политики рабочей партии и социалистического государства в отношении религии, церкви и верующих. Он посвятил этой проблеме несколько специальных программных статей, принял непосредственное участие в составлении ряда партийных документов, затрагивающих эти вопросы.

Борьбу с религией В. И. Ленин рассматривал как общепартийное, общепролетарское дело. Он решительно выступил против оппортунистического лозунга «Религия - частное дело для партии». Он отчетливо видел, что в эпоху империализма все яснее прослеживаются

13Там же. С. 227.

14Там же. С. 231.

15 Там же. Т. 17. С. 419

две противоречивые тенденции социально-политического «употребления» религии. Ее «опиумные» свойства все настойчивее пытаются использовать в своих интересах господствующие реакционные классы. Другой тенденцией является пробуждение широких масс верующих к революционной деятельности, рост их интереса к передовым общественным идеям. В итоге углубляется социально-политическая дифференциация внутри религиозных организаций, размежевание верующих в решении актуальных общественных вопросов.

Учитывая это, В. И. Ленин подчеркивал важность обеспечения единства всех демократических, социалистических сил в борьбе за новый мир. Задачу перестройки общественных порядков на социалистических основах не в состоянии выполнить один лишь авангард передового класса. Единство революционной борьбы угнетенного класса, указывал В. И. Ленин, за создание рая на земле важнее для марксистов, чем единство мнений пролетариата о рае на небе.

Безусловно важное дело атеистической пропаганды, отмечал В. И. Ленин, должно быть подчинено развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров, борьбе за социализм. При этом открываются и реальные возможности для атеистического воспитания трудящихся. «Современный пролетариат, писал В. И. Ленин в статье «Социализм и религия» (1905 г.),- становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь»16.

В. И. Ленин предупреждал, что левацкий авантюризм в религиозном вопросе играет только на руку реакции и способен «озлобить массу». Анархическая «война с религией» укрепляет «деление масс по принципу религии, наша же сила в единении». Борьба с религией должна вестись «только идейным оружием»17, а для этого необходимо последовательное осуществление требований свободы совести.

После победы Великой Октябрьской революции перед партией и рабоче-крестьянским государством встали новые, невиданные по своей сложности задачи, в том числе связанные с проблемами религии и атеистического

16 Там же. Т. 12. С. 143.

17 См. там же. С. 145.

воспитания населения. В. И. Ленин уделял им много внимания. Он принял непосредственное участие в подготовке декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, в котором были конкретизированы принципы марксистского понимания свободы совести применительно к условиям молодой республики.

Настоящим атеистическим завещанием В. И. Ленина стала работа «О значении воинствующего материализма» (1922 г.), в которой были определены основные направления атеистического воспитания населения в ходе развертывания социалистического строительства в стране. Особое внимание там уделялось вопросам атеистической пропаганды, применения всех средств для того, чтобы пробудить массы «от религиозного сна», в том числе использования боевого атеистического литературного наследия прошлого. «Было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, - писал Ленин, - думать, что многомиллионные народные... массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского просвещения»18.

В своих последних работах, записках, выступлениях В. И. Ленин все более подчеркивал необходимость соединения «воинственности» атеизма с подлинной научностью в деле борьбы с религией. Это требование имеет непреходящее значение и в современных условиях.

Научно-атеистические принципы классиков марксизма-ленинизма получили свое дальнейшее развитие в документах коммунистических и рабочих партий, в трудах философов-марксистов. Соблюдение чистоты марксистско-ленинского учения в этих вопросах - важная предпосылка успешного осуществления атеистических процессов в социалистическом обществе, становления и упрочения там позиций массового атеизма, диалектико-материалистического мировоззрения.

18 Там же. Т. 45. С. 26.

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и про-грес. силы - рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть . В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т.17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ. жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности релит, сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...» (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на , перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ-богосл. интерпретацию, а с другой - дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает , ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что - высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс материалистич. , являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ" в других словарях:

    Атеизм - Запрос «Бога нет» перенаправляется сюда; об альбоме группы «ДК» см. Бога нет (альбом). Один из символов атеизма, стилизованное изображение атома … Википедия

    - (от греч. «а» отриц. частица и theos бог; букв. безбожие) система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к… … Атеистический словарь

    Марксистский … Атеистический словарь

    Раздел атеизма, изучающий закономерности возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связаны с материалистич. философией, достижениями в области естеств. и… … Атеистический словарь

    Иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств … Атеистический словарь

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: