Какой подход нужен мужчине деве. Мужчина — Дева: научный подход

Праздник пресвятой Богородицы или Благовещенье – это один из наиболее почитаемых христианами праздников, относящихся к двунадесятым непереходящим, то есть дата его является стабильной, причем, как у католиков, так у православных.

Для того чтобы узнать какого числа будет Благовещенье в 2017 году, необходимо понять, что это за праздник и от чего зависит дата его празднования.

Исторический экскурс

Исходя из исторических источников, официально праздник пресвятой Богородицы был назначен государственным указом императора Юстиана в VI веке. По другим сведениям свт. Кириллом Иерусалимским праздник был установлен уже в IV веке.

Однако найденные на стенах римских катакомб сцены из Благовещения, относящиеся ко II веку, свидетельствуют о более древнем почитании этого праздника. Известно, что он входил в число трех главных, которые посвящались Божьей Матери во времена понтифика Сергия I (650-сентябрь 701 года).

Если о значении Благовещения в IV-V веках сохранилось не так много источников, то начиная с VIII века все византийские памятки указывают на то, что праздник относился к важнейшим богослужениям, совершаемым в конкретный день.

Сегодняшнее именование праздника Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии было таким не изначально. В древних трактатах до VII века встречаются такие названия, как «Приветствие Марии», «День приветствия», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и прочие.

Благовещение в 2017 году

Явление Благовещения было описано в Евангелии от Луки, где говорится, что в город Назарет к Деве Марии был направлен архангел Гавриил с благостной вестью о том, что она будет матерью Иисуса Христа – Спасителя человеческого, сына Всевышнего Господа. А произошло это что на 6-ой месяц после зачатия святого Иоана Предтечи. Гавриил сообщил Марии «Радуйся, благодатная» — такова первая благая весть для человечества после его грехопадения. Вот как описываются эти события святым Лукой.

Мария была дочерью галилиян Иоакима и Анны, которые родили ее в преклонном возрасте. Возрадуясь появлению ребенка, они дали обет отдать свою дочь во служение Богу. Таким образом с трехлетнего возраста Мария воспитывалась священнослужителями, росла благочестивой и смиренной девой.

По иудейским законам с 14-ти лет девушка должна была выходить замуж, однако Мария пожелала служить только Господу и дала обет безбрачия. Тогда священники решили передать ее престарелому Иосифу, чтобы он заботился, сохраняя ее девство. Мария стала жить у плотника Иосифа, проводя дни и ночи в молитвах, трудах праведных и изучении священных книг.

Когда архангел Гавриил появился с вестью о том, что Мария «благословенна между женами» и зачнет во чреве Сына Божьего, она не могла понять, как это произойдет, так как она дала обет остаться девой. Архангел пояснил, что на нее снизойдет Святой дух и «осенит Тебя». Считается, что после знаменательных слов Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и произошло зачатие.

Чтобы узнать, какого числа будет праздник пресвятой Богородицы в 2017 году, необходимо понимать, что он неразрывно связан с другим главным праздником всех христиан – Рождеством Христовым. Как известно, до родов женщина вынашивает дитя 9 месяцев, праздник рождения Всевышнего отмечается 25 января у католиков и 7 января у православных христиан. Можно точно подсчитать дату Благовещения за 9 месяцев до Рождества по юлианскому или григорианскому исчислению.

Церковный календарь четко указывает, какого числа будет Благовещение не только в 2017 году, но и все предыдущие и последующие годы. Эта дата не меняется уже с 560 года и отмечается по юлианскому календарю 25 марта или по новому стилю (григорианскому календарю) 7 апреля.

Обычно праздник выпадает либо на дни Великого поста, либо в пасхальные торжества, а иногда совпадает с Пасхой. Такое соединение двух великих праздников называется «Кириопасхой» и отмечается более торжественно. Во время службы к пасхальным песнопениям присоединяются благовещенские.

Это интересно: редко, но иногда бывают исключения в дате празднования Благовещения. Так, например, в 2016 году, католическое Благовещенье совпало с днем Страстной Пятницы и было перенесено на понедельник через два воскресения после Пасхи.

Когда Благовещение выпадает на дни поста, возможно послабление в строгости его соблюдения: в это день разрешено употреблять рыбу и пить красное вино.

Основной смысл праздника

Праздник пресвятой Богородицы имеет многоплановый смысл. С одной стороны это чудесная весть о рождении Всевышнего, который станет Спасителем человечества. Вторая мысль, которую несет этот день – торжество свободы воли.

Чудесное зачатие Девы Марии произошло только после ее свободного согласия на то, чтобы стать матерью Мессии. «Да будет мне по слову Твоему» – эти слова были обречены в плоть. Таким образом, второе значение праздника заключается в том, что человек способен изменить мир по своей собственной воле, дарованной ему духом Господа.

Народные приметы и поверья

В этот день полагается не работать: «Птица гнезда не вьет, девушка косы не плетет». Время нужно проводить в молитвах и смирении. Конечно, современный человек не может полностью отказаться от работы, так как могут возникнуть сложности по службе. Но после того как будут закончены все неотложные дела, необходимо посвятить остаток дня покаянию и молитвам.

Так как этот день приходится на весеннее время, то в старину он был неразрывно связан с новым периодом обновления природы. На Благовещение в последний раз закликали весну, палили костры, сжигая зиму, а также выпускали на волю голубей и других птиц из клеток.

Считается, что ссора в этот день может привести к длительному разрыву, возможно, навсегда. Одалживать деньги на Благовещение — плохая примета, а отдать долг, наоборот, хорошая. Запрещается шить, вязать, вообще работать с нитками, чтобы не перепутать жизненные нити. Нужно быть осторожнее с огнем, даже горячие блюда лучше приготовить заранее.

Из народных примет известны следующие: если в этот день идет дождь, то весна будет короткой, солнечная погода – к засушливому лету, а пасмурный день – к плохому урожаю.

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения - 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.


Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение — один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! — сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. — Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» — отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35

Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! —
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
“Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”


Благовещение — зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: “Радуйся, благодатная!


ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

«Благовещение» означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Библия, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
От 7 апреля (25 марта по ст.ст.) до 7 января (25 декабря по ст.ст.), т.е. до Рождества Христова — ровно девять месяцев.
Событие, о котором идет речь, случилось, согласно Писанию, спустя четыре месяца после обручения Марии с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом (Мария, объявившая о своем желании остаться Девой и посвятить себя Богу, была поручена его заботе).
Мария жила в доме Иосифа в городе Назарет, вела там скромную и благочестивую жизнь, как и при храме, где воспитывалась до этого. И вот в один из дней, когда Дева читала Священное Писание, к ней явился ангел и обратился со следующими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать – стать матерью Сына Божия. Мария смутилась от этих слов и спросила, как может родиться сын у той, которая не знала мужа. Гавриил ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Примечательно то, что, узнав волю Божию, Дева Мария проявила глубокую веру и смирение, ответив: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38).
Церковь считает, что в этот день и начинается Евангельская история: вместе с благой вестью было положено начало спасения человеческого рода.
Церковь начала праздновать Благовещение не позднее 4 века. Изначально праздник назывался по-разному («Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии»), в 7 веке ему было дано наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы».


Почему на Благовещение запускают белых голубей?

Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал Патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня же те голубей, которых запускает Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того, как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в группы и затем возвращаются в свои питомники в столице и Подмосковье.


Постные послабления

Обратите внимание на то, что церковный устав разрешает постящимся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы есть рыбу.

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru.

У православных христиан 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы. Спеките фигурки жаворонков

Благовещение — благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

К ней явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1, 28)

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в недрах Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Если говорить о народных традициях, то на праздник Благовещения было принято выпускать птиц из клеток на волю. В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц и в праздник, после Божественной литургии, их выпустить.

К этому дню пекли фигурки жаворонков из постного теста, вырезали и клеили бумажные фигурки ангелов, в честь Архангела Гавриила.

Напомним, 28 апреля у православных вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в народе называют «Вербным воскресением», Великая Пасха в этом году празднуется 5 мая.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)


«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»

Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου] ; лат. Annuntiatio - возвещение) - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

ПО КАНОНИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)


По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства ), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет»


По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в следующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
[править] Примыкающие сюжеты

Встреча Марии и Елизаветы

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (см. Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

Иосиф Обручник:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».


Символическое значение

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (подробнее о числе см. ниже) - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа .


Праздник Благовещения

Современное название праздника - Εὐαγγελισμός («Благовещение») - стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη - «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»


Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.


Другие даты празднования Благовещения

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду:
В амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, то есть в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря.
В испано-мосарабском обряде согласно некоторым источникам Благовещение предписано отмечать дважды - кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, то есть ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 году Десятым Толедским собором, так как традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 год) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение.
В восточно-сирийском обряде существует целый шестинедельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.


Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49, на литургии Лк.1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.


Гимнография

Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передает Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ’ αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.
Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

Издавна считают, что именно Благовещение - отличный день для добрых дел. В праздник не рекомендовано устраивать веселых и шумных гуляний. Раньше сложно было найти хоть одного человека, который не соблюдал довольно строгого поста перед Пасхой. Но сегодня в праздник Благовещения 2018 разрешается побаловать себя рыбными блюдами, оливковым маслом и вином. Можно устраивать тихие посиделки и беседы с близкими или друзьями.

Благовещение 2018 - число и дата

Страстная суббота является крайним днем поста. Считается, что именно в Страстную субботу Иисус опустился в ад и забрал из него терзаемые души. Вам наверняка интересно узнать, когда отмечают Благовещение в 2018 году, - какого числа состоится этот праздник? В нынешнем году день Благовещения выпал на 7 апреля - Страстную субботу . В простонародье этот день именовали Великой субботой - день перед .

Согласно поверьям православных, в день праздника Пасха Христос Воскрес, а Благовещение является последним днем пребывания Спасителя в гробу. Для многих людей этот праздник стал днем радости и днем скорби, поэтому устраивать массовые и веселые гуляния не рекомендуется. Помимо этого, в праздник Благовещения очень важно, чтобы все сказанные слова были лишь положительными и чистыми.

Как отметить Благовещение в 2018 году

В этот день 7 апреля нужно освободиться от насущных хлопот, отдохнуть от бытовых проблем и закончить подготовку к Пасхе. Основной смысл праздника выражен в народной пословице «Птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет».

Каждый человек отмечает праздник Благовещение по-разному. Кто-то проводит тихие домашние посиделки в кругу друзей - едят рыбу и пьют вино, другие посещают храм, где после литургии выпускают на волю птиц, как символ мира, свободы и чистоты.

На Руси в этот день молодежь запевала народные песни, зазывала весну, устраивала конкурсы и играла в веселые и интересные игры. Люди очищались от нечистой силы с помощью дыма - прыгали через костер. Наши прадедушки и прабабушки выходили в ночь Благовещения во двор и смотрели на небо в поисках самой яркой звезды. Они просили для себя и своей семьи счастья, мира, достатка и благополучия.

Считается, что в этот праздник вода имеет целительные силы. Наши предки верили, что благовещенская вода способна исцелять, а для усиления воздействия они опускали в воду икону с ликом Богоматери.

Народные обряды и обычаи

Считалось, что очень хороший знак - увидеть во сне накануне воду. Это может быть колодец с водой, маленький ручеек, речка либо море. Именно такой знак говорил о благополучии и достатке, а молодым женщинам сулил скорое появление в семье первенца.

С 1995 года существует традиция у православных, которая заключается в освобождении птиц из клеток. Сейчас, в 2018 году, на праздник Благовещения тоже можно увидеть такие действия в христианских храмах. Это знак свободы, чистоты и божественного благословения.

Сегодня многие также придерживаются обычая на праздник выпекать просфоры. На Благовещение их раздают в церкви после богослужения. Просфора представляет собой постный хлеб, готовящийся в церкви. Его раздают людям после службы, как символ благословения и мира. Просфорой можно угостить близких или друзей. Крошки от просфоры нельзя выбрасывать, их отдают животным или скармливают птицам.

Благовещение 2018 - это праздник, который напоминает нам о тепле, солнце, скором приходе весны. Многие люди подготавливают семена к дальнейшей посадке. Наши прабабушки часто оставляли семена около иконы Богородицы. Это означало, что семена для посадки обязательно наполнятся светлой и чистой энергией и урожай будет хорошим целый год.

Народные обычаи в праздник Благовещения чем-то были схожи с обычаями на известный всем праздник Ивана Купала. Народ прыгал через костры, устраивал интересные игры, водил веселые хороводы и зазывал весну.

Считалось, что любая девушка, которая помолится в этот день у иконы Девы Марии, обязательно обретет то, что она хочет - ее самое заветное желание будет исполнено. Раньше девушки всегда просили пополнения в семье, хорошего мужа или здоровья. Они верили, что Дева Мария защитит их от напастей, исцелит болезни и недуги и принесет только счастье и благополучие в их дом. Именно в праздник Благовещения сила заветных желаний обретет огромнейший смысл. Каждый, кто помолится перед иконой, обретет защиту, помощь и благословение.

Символом природы, наступления весны служат украшения собственного жилища веточками деревьев и цветами. В субботу стоит подготовить пасхальную корзину, так как в Воскресную ночь будет проводиться крестный ход и пасхальное богослужение.

Одной из популярнейших традиций, в том числе и у современной молодежи, являются гадания. Раньше их проводили только в церкви. Перед запеканием просфор, в одну из них клали монету. Тому, кто вытащит монетку, сулили огромное счастье и достаток.

Также народ брал святую воду из храма. Считалось, что святая вода обладала целебными свойствами и могла помогать людям при различных болезнях и недугах. Хотя люди считали, что вода могла терять свои силы, если к ней притронется человек с негативными мыслями или колдунья.

Чем нужно заниматься в день праздника

Готовиться к Пасхе (печь куличи)

Кушать рыбные блюда и пить вино

Собираться всей семьей для тихого и спокойного времяпрепровождения

Звать в гости близких друзей, но не для шумных гуляний

Заниматься добрыми делами и помогать родственникам

Замаливать грехи и просить прощения у тех, кого обидели словом или делом

Чем не стоит заниматься в день Благовещения

Осуществлять работы по дому (уборка, мытье полов, починка чего-либо)

Пить алкоголь, кроме вина, освященного в храме

Собирать веселые гуляния и устраивать шумные мероприятия

Некоторые говорят, что не стоит мыться, для этого подойдет другое число -

Нельзя ловить рыбу, охотиться (запрещено убивать животных)

Народные поверья и приметы в праздник Благовещения 2018

В этот день необходимо обратить особое внимание на погоду, она может поведать о том, каким будет наступивший год:

Если в день этого праздника вы не увидите ласточек в небе, то говорят, что весна будет довольно холодной и тепло придется ждать еще долго

Если утром был морозец - будет урожайный год

Орешники будут ломиться от урожая, если в день Благовещения утром или вечером была гроза

Небольшой дождик сулит к осени много грибов и хороший урожай пшеницы

Сильные ветер и непогода говорят об очень урожайном годе

Если в праздничную ночь на небе не будет звезд, а Луна скроется за тучки, курочки будет нестись плохо

Благовещение в 2018 году следует провести в компании близких или друзей, отказавшись от веселых празднований. Отличный день для окончания приготовлений к великому празднику Пасха.

В праздник Благовещения нельзя заниматься физическим трудом, принято считать, что это большой грех, который очень трудно замолить. При этом существует поверье, что кукушка в этот день вила гнездо и Бог наказал ее так, что она больше не могла вить гнезда и подкладывала яйца в чужие.

Наши предки всегда сильно растапливали печи в этот праздник и кидали туда небольшое количество соли. Они верили, что такая примета может сулить удачный год и успех во всех делах. А вот ночью многие старались не зажигать свет в своем жилище, чтобы не привлекать и не беспокоить духов.

Праздник Благовещения предполагает день, который носит мощную энергетическую силу. Праздник стоит провести в узком семейном кругу с самыми близкими и любимыми людьми. Нужно просить прощения, ходить в церковь и молить о помощи и благословении у иконы святой Марии. День Благовещения выпадает на Страстную субботу, что вдвойне усиливает просьбы и мольбы людей к небесам.

Видео на Благовещение 2018:

Праздник в честь Девы Марии и благой вести о том, что она скоро станет матерью Сына Божьего, называется Благовещение. Всегда отмечается этот праздник 7 апреля, довольно часто выпадает на период Великого поста.

С одной стороны, Великий пост, как знают все православные верующие - это период строго ограничения в еде и развлечений, мыслей о духовности, чтения религиозной литературы. Но с другой стороны, праздники, связанные не с Пасхой, а с Рождеством Христом на этот постный период могут выпадать. В 2019 году дата, какого числа Благовещение - это 7 апреля и она не накладывается на переходящие важные дни Великого поста.

Если разбираться с церковным уставом, то будет четко и понятно, что для праздника Благовещение делается исключение. Конечно, это важное христианское событие нужно отметить. В храмах в честь этого дня проводятся праздничные службы, а дома рекомендуется устроить скромную праздничную трапезу.

Совет! В основном , но допускается разнообразие, а также можно ставить на стол блюда с рыбой (рыба запрещена в Великий пост, как и мясо, молочные продукты, яйца).

Если постараться хотя бы в один календарный церковный год разобраться, какой праздник к каким событиям в священных книгах относится, то можно будет запомнить, какого числа Благовещенье в 2019 году или в другой год. Дата праздника не является переходящей, в православном календаре всегда выпадает на 7 апреля. Почему же некоторые даты переходят из года в год, а другие - нет?

Все из-за того, что Пасха в христианском календаре имеет переходящую дату и рассчитывается на основе актуального Лунного и Солнечного календаря. Так повелось в веках, а значит, все праздники, также пост, связанные с Пасхой, из года в год имеются переходящие даты.

Другое важное религиозное событие - это Рождество Христово. Оно имеет не переходящую дату и каждый год православная церковь Рождество отмечает 7 января. Значит и праздники, связанные с Рождеством, тоже имеют даты не переходящие. Почитайте о том, когда и в этот период читать.

Теперь самостоятельно можно сделать вывод о том, что Благовещение относится именно к событию рождения Иисуса Христа, поэтому каждый год отмечается именно седьмого апреля, а не в какой-то другой день. Но часто выпадает именно так, что праздник Благовещение отмечают в постный период. Отсюда и возникла необходимость послабить пост, как-то выделить этот день, включив в меню рыбу в качестве исключения.

Традиция выпускать птиц

В течение длительного времени прекрасная традиция праздника - выпускать птиц на волю, была утеряна. В последнее десятилетие церковь активно ведет работу, чтобы эту славянскую традицию снова вернуть в народ. Раньше на Руси накануне дня Благовещения ловили диких птиц: синичек, голубей, а в сам праздник отпускали их на волю. Зачем это делалось?

Люди верили, что птицы, изголодавшись по воле за несколько дней в клетке, отправятся в небо прямиком к Господу Богу и попросят у него защиты и благословения для человека, который птицам волю подарил. Особенно, конечно, с трепетом выпускали именно голубей и голубок. Ведь в христианстве именно эта птица является предвестником хороших вестей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: