Церковь святого лазаря на кипре часы работы. Церковь Св

Священный месяц Рамазан (Орудж) - месяц благочестия, когда верующие стремятся приумножить свои усилия в поклонении Творцу, совершая больше молитв-намазов, читая Священный Коран, обращаясь к Всевышнему с просьбами-мольбами о даровании желаемого, как в этой, так и в последующей жизни. Желательно уже в раннем возрасте начинать обучение детей правилам совершения намаза и соблюдения поста, потому что с наступлением возраста физической и умственной зрелости выполнение этих обязанностей для молодых мусульман становится обязательным. Среди мусульман существует практика начинать приучать детей к посту с раннего возраста, примерно с 7 лет. А обязательное соблюдение поста начинается со временем наступления совершеннолетия, примерно с 14 лет.

Однако, по мнению ахунда, декана исламского университета Гаджи Фуада Нурулла, согласно исламу девочки могут держать пост с девяти лет, а юноши с 15. "Пост могут держать те лица, которые осознали свои физические и умственные возможности", - сказал ахунд.

По его словам, для детей соблюдение поста не обязательно, так как они еще не достигли физической и психической зрелости. Но родители должны сделать так, чтобы дети могли почувствовать этот месяц и праздник по окончании поста, принять в нем посильное участие. Необходимо понятным и доступным языком объяснить детям, что пост обязателен для всех верующих, и, уже начиная с семи лет, ребенок должен иметь хотя бы какие-то представления о месяце Рамазан, о тех событиях, которые произошли в нем.

В Азербайджане до сих пор не было массовых фактов принуждения держать пост детьми со стороны родителей, сообщил Гаджи Нурулла.

Как заинтересовать ребенка?

Детский организм находится в состоянии роста и непрерывного развития. Поэтому, по мнению Гаджи Фуада, дети могут держать пост до полудня. Это обстоятельство учитывается Исламом. "Обучение маленьких мусульман правильному соблюдению поста необходимо начинать постепенно - вначале по полдня вместе со взрослыми и под их надзором. А для облегчения этой задачи можно представить все в виде интересных рассказов и сказок", - сказал он. Родителям следует рассказывать детям хадисы Пророка Мухаммеда (С) о достоинствах поста.

"Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата открываются, а врата Ада запираются, и шайтан сковывается цепями".

Также ребенка можно заинтересовать и наградой, которую обещает Аллах Всевышний каждому постящемуся. К примеру, Пророк Мухаммед (С) сказал:

"Поистине, есть в Раю врата, называемые "Ар-Раййан", через которые будут входить туда постящиеся в День Воскресения, и не войдет в эти врата никто, кроме них, а когда они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто не войдет через них".

Несомненно, любому ребенку будет интересно послушать рассказы о достоинствах молитвы и поста в благословенный месяц Рамазан. Детей можно также увлечь рассказами о Пророках и о тех Священных Писаниях, что были им ниспосланы Свыше. Ведь Ислам побуждает к приобретению знания и обучению религии, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки, поэтому родители должны помочь детям знания эти приобрести.

По мнению психоаналитика регионального центра по психологии Эльмира Акпера, родителям следует объяснить детям, что богу неугодно, когда они лгут, ведут себя непристойно. "Не обязательно навязывать ему строгие правила поста - нельзя ребенка заставить голодать. Голодание ребенка не принципиально - значимо понимание важности этого месяца", - сказал он. По его словам, родителям следует делать акцент на моральные аспекты праздника и своим поведением показать наглядный пример. Принуждение к посту, по мнению психолога, может привести к противоположному результату. Все должно проходить постепенно, а дети шаг за шагом приучать себя к тем добродетелям, которые дает мусульманину тщательное выполнение предписаний Аллаха. Не стоит забывать, что яблоко не сразу созревает...

Что приобретают дети во время мусульманского поста?

По мнению Гаджи Фуада Нурулла, мусульманский пост приучает ребенка с самого раннего возраста ценить те блага, которые дает нам Аллах, вырабатывает доброту и милосердие, так необходимые человечеству в наше время. Эти основы человеческого развития должны закладываться как можно раньше, иначе, впоследствии недостатки в воспитании характера мусульманина восполнить будет гораздо сложнее.

Привычка к стойкому перенесению определенных лишений должна вырабатываться у человека с самого детства: когда он вырастет, ему будет легче исполнять свои обязанности перед Аллахом. В этом возрасте человек особенно восприимчив к определению своих жизненных ориентиров, приоритетов и ему необходимо развивать такие качества, как терпение, мужественное преодоление невзгод и лишений, которые встречаются на жизненном пути каждого человека. Эти привычки как раз и помогают воспитать в себе пост в месяце Рамазан.

"Послабления, которые необходимы для маленьких мусульман в связи с их возрастом, ни в коем случае не должны приводить к вседозволенности детей и поощрению их необоснованных капризов", - сказал Э. Акпер. Печать высочайшей духовности Рамазана должна быть на всех истинных мусульманах - как на взрослых, так и на подрастающем поколении. И в этом огромная роль должна отводиться примеру родителей. Надлежащее соблюдение ими своих обязанностей в период Поста будет лучшим образцом для тех, кто завтра придет им на смену. Ведь дети всегда стараются повторять то, что видят, и родители, подавая хороший пример, смогут воспитать в них усердие и терпимость.

Что же касается самых маленьких - им не стоит огорчаться! То, что они пока не могут выдержать всех тягот Поста, которые испытывают взрослые, сделает этот прекрасный период в их жизни еще более желанным. Его прихода они всегда будут ждать с благоговением и смогут исполнить в будущем то, что им было не под силу в детские годы. Аллах благословит таких детей, и они будут счастливы.

Цель поста – с помощью воздержания от пищи начать борьбу с грехом, встать на путь духовного совершенствования, отказаться от дурных мыслей и . Нельзя придерживаться поста только потому, что это модно или полезно для здоровья: в одном случае это бесполезная и даже вредная трата времени, а в другом - пост превращается в обычную диету, хотя на самом деле он не сводится только к набору определенных ограничений в еде. Многие священники говорят, что во время поста лучше воздержаться от негативных мыслей, но есть мясо, чем наоборот.

Если отказ от привычной пищи вызывает агрессию и злость, то нет никакого смысла придерживаться поста.

Впервые постящиеся люди, те, у кого нет привычки ограничивать себя в еде, люди со слабым здоровьем и другими ограничениями могут придерживаться поста, исходя из своих возможностей. Священники благословляют , кормящих , больных людей на послабление в соблюдении поста. Ведь резкий отказ от привычной еды может привести к проблемам со здоровьем и обострению некоторых заболеваний.

Поститься по строгим церковным правилам запрещено больным желудочно-кишечными заболеваниями, детям и подросткам до 14 лет.

Правила поста

Великий пост состоит из так называемой четыредесятницы, поста длительностью в 40 дней, и Страстной седмицы. В это время нельзя есть молочные и мясные продукты, яйца, рыбу и любые блюда, содержащие эти продукты, хотя в некоторые дни делаются небольшие исключения. Например, на Благовещение или Вербное воскресенье готовят рыбу, а накануне Вербного можно есть икру. Есть, наоборот, более суровые дни – так, в понедельник первой недели поста или в во время Страстной седмицы верующие ничего не едят.

Во время поста разрешено есть орехи, мед, варенья, овощи и фрукты, а также соевые продукты, которые отлично заменяют мясо и молочное. Желательно включать в меню бобовые, которые восполняют нехватку животного белка.

Очень важно во время поста следить за калорийностью рациона, она должна остаться на том же уровне, что и до ограничений. Пост – это не диета, питаться нужно разнообразно и сытно. Не забывайте пить свежевыжатые соки, зеленый чай, минеральную воду. Соленья во время поста разрешены, но не стоит ими увлекаться. Очень важно

Является одним из важнейших мест паломничества на Кипре и известна далеко за его пределами. Прогуливаясь по променаду Ларнаки , мы остановились около улочки, в створе которой как раз и виден этот храм. Вот теперь на неё и повернём.

Проходим двести метров по улице и попадаем на площадь, с которой открывается самый "фотогеничный" вид на церковь Святого Лазаря − примерно такое фото часто встречается в различных буклетах в качестве визитной карточки Ларнаки.

Как мы уже повествовали в рассказе о Китионе , Лазарь был другом Христа, который по преданию воскресил его из мёртвых на четвёртый день после смерти, поэтому его иногда так и называют − Лазарь Четырёхдневный. Впоследствии Лазарь из-за преследований был вынужден покинуть Иудею. Он прибыл на Кипр в Ларнаку, вернее в Цитиум − такое название в те времена имел город по "версии" правивших тогда римлян. Через несколько лет апостолы Павел и Варнава посетили Кипр. Познакомившись с Лазарем, они рукоположили его в сан епископа Китийского (Китион − более раннее название города).

Давайте для начала просто обойдём церковь вокруг, чтобы полюбоваться её архитектурой. Вот, например, фотография в лучах закатного солнца с другого ракурса.

Со дня чудесного воскрешения Лазарь прожил ещё тридцать лет. После смерти над его гробницей построили церковь. Но это была совсем другая церковь, а не нынешняя. Католики, например, считают, что Лазарь последние годы провёл во Франции, и его могила находится там. Но мы-то так не считаем! Согласно преданию во времена арабского владычества захоронение Лазаря было утеряно. На дворе тогда шёл VII век всего. Лишь спустя пару веков в 890 году гробница вновь была обнаружена во время строительных работ. На саркофаге была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Через восемь лет мощи Лазаря по указу императора Льва VI Мудрого были перевезены в Константинополь. Но не все. Часть их осталась и на месте захоронения. И в это же время над могилой Лазаря была построена церковь, названная его именем. Церковь Святого Лазаря − одна из трёх византийских церквей, сохранившихся на Кипре. Правда изначально храм украшали три купола, а также колокольня с восточной стороны здания. После завоевания острова османами купола и колокольня были разрушены, а сама церковь стала на некоторое время мечетью.

Подчеркнём некоторые факты, которые важны для понимания сохранения и приумножения православия на Кипре. Как ни странно, но в этом во многом поспособствовали... турки! Ну или османы в тогдашней терминологии. До османского завоевания Кипра в 1570 году церковь Святого Лазаря принадлежала Римской католической церкви. Далее, как мы уже говорили, церковь стала мечетью, но всего-то на небольшой для истории срок. Уже в 1589 году церковь Святого Лазаря была выкуплена у турков, кем? Православной церковью! Политика во все времена была политикой, Кипр − не исключение. Османам важно было уменьшить влияние католической церкви в Европе, поэтому логичным шагом было "передать" верующих во Христа на Кипре православной церкви, которая в то время не имела такого могущества.

Вы наверно уже порядком притомились, читая рассказ. Давайте теперь немного отвлечёмся и зайдём внутрь церкви.

Церковь св. Лазаря представляет собой трёхнефное сооружение. Другими словами три помещения, разделённые рядами колонн. С восточной стороны, как это и положено, располагается величественный иконостас XVIII века − образец старинной резьбы по дереву, вмещающий в себя 120 икон.

Пожар, случившийся в церкви в 1970 году и повредивший её внутреннее убранство, привёл ещё к одному открытию. При ремонте в 1972 году под алтарём был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря. Сегодня туда можно пройти, спустившись по небольшой лестнице.

Здесь же можно набрать воды из источника, находящегося неподалёку от входа. Теперь пришла пора подниматься вновь на поверхность. В заключение рассказа добавим, что за восемь дней до Пасхи, в Лазареву субботу, икону святого Лазаря носят по улицам Ларнаки во время праздничного шествия.

Посещение церкви на сегодня закончено. Просто прогуляйтесь ещё около неё, чтобы запомнить красивый образ. Ну и забавный антураж вокруг тоже. :)

Время для посещения

Апрель - Август: 08:00 - 12:30, 14:30 - 18:30 (ежедневно)
Сентябрь - Март: 08:00 - 12:30, 14:30 - 17:00 (ежедневно)

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес


Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.

В храм вход бесплатный, в музей святого Лазаря билет стоит 1 евро. Для экскурсионных групп скидки.

Аренда машины выйдет 25-30 евро.

Билет на автобус стоит 1,50 евро (одноразовый) и 5 евро - за катание целый день. Ночные поездки на автобусе (а есть и такие рейсы) стоят 2,50 евро.

Парковки есть бесплатные, но мест на них может не быть. Платная парковка обойдется в 0,50 евро.

Время для прикосновения к религиозным святыням (часы работы)

Храм открыт для паломников и туристов круглый год с 8:00 и до 18:30 (с апреля и по август). Перерыв с 12:30 до 15:30.

В остальные месяцы время его работы сокращено до 17:00, перерыв с 12:30 до 14:30.

Музей при церкви работает все дни недели, кроме воскресенья. Понедельник, вторник, четверг, пятница: с 8:15 до 17:30. Перерыв с 12:30 до 15:00.

В среду и субботу музей открыт с 8:15 до 12:30.

Сколько понадобится времени на святое место

Много времени на визит в известную достопримечательность Ларнаки не понадобится. Церковь расположена в центре города, на дорогу уйдет около 15-20 минут, в каком районе Ларнаки не находились бы. А пребывание в храме зависит от того, идет служба или нет, настроены вы на общение с Богом или выберете для этого иное место и иное время. Осмотреть здание храма, известные реликвии можно в пределах 1-2 часов.

История церкви святого Лазаря из века в век

Кто такой Лазарь? Почему такой интерес к его мощам во всем мире? Начнем с легенды о Лазаре.

Имя святого произошло от еврейского имени Елеазар – «Бог мне помог». Праведник Лазарь проживал в Вифании. Во время эпидемии он заболевает и умирает. В это время приходит в город Иисус Христос, его друг и наставник. Узнав о смерти Лазаря, Христос идет на его могилу и воскрешает умершего.

Иудейцы были возмущены недопустимым «чудом». Из-за преследований Лазарь отправляется в скитания. Он переезжает на Кипр, где проповедует учение Христа. Было ему только 30 лет.

Согласно легенде, в 45 году н.э. (Лазарю было уже 42 года) Павел и Варнава произвели его в сан епископа Китиона (так в то время называлась Ларнака). Второй раз он умирает в 63 году н.э. Церковь святого Лазаря появляется на месте его гробницы.

Перемещение части его мощей в Константинополь, затем в Марсель вызвало возникновение легенды о проповедовании Лазарем учения Христа в Марселе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: