Что такое лето господне благоприятное. Лето Господне: “знамение оставления”

«И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим на ней: лето оставления знамение сие будет вам: и да отидетъ кийждо вас в притяжание свое, и кийждо во отечество свое отидете. Оставления знамение сие будет вам, лето пятьдесятое, лето будет вам: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлеши освященных (Богу) ея: яко оставления знамение есть, свято да будет вам: от нив ядите плоды ея» (Лев. 25:10-12)

Лето… Для нас, людей севера, лето – не просто время года, это «маленькая жизнь», самая значимая часть года, с которым люди связывают надежды на отдых, на радость от расцветшей природы, надежды на избавления от холодов и ненастий. Даже дождь летний – тёплый, даже прохлада лета – долгожданная.

Случайно ли древнерусским словом «лето», обозначавшим «год» стали мы называть лишь три кратких месяца, полных света, зелени, теплого ветра?

… Когда Спаситель мира начал Свою первую проповедь, Он открыл книгу пророка Исайи. Все присутствующие в Назаретской синагоге смотрели на Него в ожидании – и Он прочел те строки, которые были ответом на напряжённую надежду Его современников:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк.4:18-19).

В переводе епископа Кассиана – «возвестить лето милости Господней».

Иисус Христос читает отрывок из Исайи не до конца – Он не произносит слов о «дне мщения Бога нашего».

…Отпустити сокрушенныя во отраду… проповедати лето Господне приятно…

Лето Господне приятное проповедовать Он пришел, а воздаяние, предназначенное для грешников, Он возьмет на Себя. Он падает, чтобы братия Его, которых Он не стыдится, встали рядом с Ним перед Богом Его… «Бог упал, а человек восстал!» – писал в изумлении Климент Александрийский.

Лето Господне приятное проповедовать Он пришел – проповедовать, что здесь, среди нас присутствует уже Царство Божие, таинственно сокрытое. Сокрытое во Христе, Сыне Божием. И все образы, которые были в Завете Ветхом – в «законе, пророках и псалмах» (Лк. 24:44) – все говорят о Нём, Сыне Бога Живого.

Был в древнем Израиле такой обычай, установленный Моисеем по указанию Бога. Каждый седьмой год был «субботним годом», когда не засевали поля и не обрезывали виноградники, а пятидесятый год был «субботой суббот»: юбилейный год, «лето Господне».

“И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей ; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.

Пятидесятый год да будет у вас юбилей : не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.

Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш” (Лев. 25:8-14).

Какой прекрасный образ – закончилось время трудов, и Бог Сам питает нас, примирившихся со своими братьями!

«Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас» (Лев. 25:20-21).

Именно этот образ, знакомый всем современникам Иисуса Христа, использует Спаситель для того, чтобы показать близость, невыразимую близость Царства Божия. Он учит молиться учеников, и перед ними встают явные аналогии с летом Господним, юбилейным годом. Пятидесятое лето – всего лишь прообраз, довольно редко случавшийся среди повседневной, нелегкой жизни Израиля.

Но Христос, Которого упрекают в том, что Он слишком молод, чтобы учить, так как Он еще не встретил Свой юбилейный год – Ему нет пятидесяти лет (Ин. 8:57), – приносит с Собой истинное лето Господне, явление Царства. И о нём, об этом , мы молимся, как Он научил учеников Своих:

Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11: 2-4).

Это и молитва скитальцев в пустыне, не полагающихся на дело рук своих, на свой плуг и свою жатву – нищий Израиль жил в Исходе одним непрестающим летом Господним, и это богатство нищеты было предъизображением полноты Царства. Какие дела может сотворить человек в пустыне, чтобы прокормить себя? Только Бог посылает манну и воду из скалы, только Он делает горькую воду – водою сладкой.

Пятидесятый год, описанный в книге Левит, непонятном, на взгляд современных читателей, сборнике ритуальных предписаний, обращён в будущее, к тому единственному Дню Господню, когда явится Царство Божие.

«Евангелие, которое возвещает освобождение пленным, возвращает зрение слепым, дает свободу измученным и провозглашает «лето Господне благоприятное», то есть «юбилейный год», когда освобождались все рабы и прощались все долги. Тогда, к удивлению всех присутствовавших, Иисус истолковал слово пророка так: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Или, если перевести буквально, «ныне в ваших ушах исполнилось это Писание».

То есть через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех! Смысл таков: где с верой принимается спасительное Слово Жизни в Благой Вести Иисуса Христа, там начинается эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества.

Евангелист Лука и в своем Евангелии и в Книге Деяний святых Апостолов придает очень большое значение этой всегда современной, справедливой и сегодня действенности Слова Божия. Спасение у него всегда в самом общем виде характеризуется как освобождение. Свидетели Слова Господа, а главное, – Его исцеляющих деяний – знают, что вместе с пришествием Иисуса и вместе с той властью, которая Ему дана, Бог открыл в мире новую эпоху, новый век, новую Жизнь, обещанное мессианское время спасения» ( .

Ученики просили Иисуса Христа научить их молиться – и Он подарил им молитву – просить грядущего Царства, которое уже посреди них. Радостью нового творения, новой жизнью исполнена Молитва Господня, молитва о Лете Господнем.

«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:21)

Anno Domini. Лето

навек. На свободу

отпущены реки.

Преломленных колосьев тепло

раздели на двоих и троих.

Удивляется снова Тебе

Авраам –

пятьдесят

не исполнилось лет,

как же Ты

времена и все сроки смешав,

переплавив,

и став посреде,

смех подаешь

Самарин Денис.
из серии “Благая весть рождества”
проповедовал: Ейск, 21.12.2014
Введение
Сейчас декабрь — время рождественских праздников. Есть люди (например, Свидетели Иеговы), которые утверждают, что праздновать Рождество и другие христианские праздники не нужно, так как поведения об их праздновании в Библии нет. Складывается впечатление, что праздники празднуются по какому-то указу. Действительно, есть праздники, например, государственные, которые появляются благодаря распоряжению правительства.

Но есть и другие примеры. Давайте представим себе, что мы живем в 1945 году. Идет война. Почти в каждой семье горе. Гибнут миллионы людей. Дети голодают. И вдруг объявляют, что война закончилась. Что происходит в сердцах людей. Мы хорошо понимаем, что люди радуются, обнимают друг друга не потому что им так приказали, а по влечению сердца.

Как родители радуются рождению ребенка и для этой радости не требуется какое-то особое указание, так и истинные христиане не могут не радоваться день рождения своего Спасителя.

По отношению к празднику можно узнать человека. Допустим, в какой-то семье торжество: родился малыш. Кто радуется этому? Многие. Чем ближе степень близости того или иного человека к этому малышу, тем больше и искреннее радость. Чрезвычайно рады родители, радуются тети и дяди, другу семьи тоже хорошо в этот день, но его радость не такая как радость родителей. А если в этот дом зайдет посторонний человек (например, почтальон), то он, конечно, тоже будет свидетелем этого праздника. Возможно он даже поздравит присутствующих. К него немного поднимется настроение, его угостят вкусным тортом. Но в целом — его радует сама атмосфера, чем родившийся ребенок.
Благая весть о лете Господнем благоприятном
В прошлое воскресенье мы уже сказали, что ангелы возвестили пастухам великую радость. Мы задали вопрос: а в чем причина этой радости? Один из ответов заключался в том, что тот день мщения и суда, на которой была обречена Земля и живущие на ней, миновал тех, кто был его достоин.

Сегодня у нас вторая проповедь из цикла “Благая весть Рождества”. Тема этой проповеди открывает еще одну грань рождественской радости — лето Господне благоприятное.

Давайте прочитаем текст, который мы читали в прошлый раз.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис. 61:1-3)

Итак, среди благословений, которые принесет с собой Миссия, есть еще одно — Он возвестит о лете Господнем. Это лето и будет сегодня предметом наших рассуждений.

Что означает слово “лето”. В нашем понимании “лето” это время года, наступающее после “весны”. Как это поэтично! Можно было бы сказать, что после греховной зимы наконец-то наступает лето! Но в еврейском лексиконе слово “лето” означает “год”. Это слово употребляется в Библии 646 раз и всегда в значении “год”.

Другими словами можно сказать так “проповедовать год Господень благоприятный”. Вы, конечно, знаете,что почти сразу после Рождества (или по православному обычаю непосредственно перед Рождеством) народ празднует праздник Нового Года. Этот праздник праздновали еще в Месопотамии три тысячи лет назад. А в 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь издал указ праздновать Новый Год именно 1 января. Кстати, само слово Январь тоже языческое. Этот месяц назван в честь бога Януса, у которого было два лица — одно обращенное назад, а другое — вперед. В самом названии праздника “Новый” скрывается чаяния и надежды людей на обновление. Но все прекрасно знают, что новый год редко приносит что-то новое — все как раньше. Ничего не меняется.

Но в народе израильском один раз в пятьдесят лет наступал необычный новый год. Давайте про него прочитаем.

Пятидесятый год да будет у вас юбилей: … (Лев. 25:11)

Это был каждый пятидесятый год. По еврейски он назывался Иовель. То есть, в жизни каждого человека такой год был всего один. В редком случае, если человек был долгожитель, то два. Я уверен, что для любого жителя Израиля это был долгожданный год! Его ждали с большим нетерпением. Почему? Для кого и почему он был благоприятным?

1. Отдых от труда

“Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее ” (Лев. 25:11)

Я плохо знаком с трудом земледельца, но могу себе представить, что это тяжелый, непомерный труд. Я знаю одного тракториста. Во время сеяния и жатвы он работает по 18 часов в сутки. И это на тракторе! А раньше?

В Пс. 25 сказано “Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои”. Почему сеют со слезами? Почему с плачем несут семена?

Только представьте себе, как ждали этого года измученные трудом люди? Целый год можно отдыхать!

2. Возвращение имущества

Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. (Лев.25:25-28)

3. Свобода рабам

Объявите свободу на земле всем жителям ее (Лев. 25:10)
Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих… (Лев.25:39-41)

Вообще, древнееврейское слово yo-bale’ означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. Только представьте себе раба, который знал, что завтра наступит Юбилейный год. Он ждал этого года долго, зачеркивал дни на календаре. И вот накануне он не лег спать. Он ждал, и вдруг услышал протяжный звук шофара — специального музыкального инструмента, сделанного из рога животного, объявляющий о том, что теперь он свободен!

Но была одна серьезная проблема — год заканчивался. Год это много — это целых 365 дней, но и он заканчивается. А потом — все как и раньше. Опять труд, опять продажа имущества и себя в рабство, потому что ничего особо не изменилось.
В чем заключается лето Господне?
Но ветхозаветний евангелист Исайя пророчески возвестил о наступлении нового Нового Года.

Здесь уместно сделать небольшое отступление в Герменевтику — дисциплину, которую братья изучают на Библейских курсах. Так вот, в Герменевтике есть раздел, посвященный изучению Ветхого Завета. В Ветхом Завете Бог открывал людям небесное в земных образах. Например,

что нужно делать рано утром?
С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. (Пс.100:8)

О волах ли печется Бог?
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? (1Кор.9:9)

Итак, мы сказали, что в юбилейный пятидесятый год: люди получали отдых от трудов своих, возвращали имущество свое и получали свободу.

Сегодня мы говорим о Рождестве. Исайя, пророчествую об этом событии, говорит: “начинается год Господа”. Для кого он благоприятный?

Покой от труда и забот

Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр.4:10)
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1Пет.5:7)

*забота — тревога, волнение.

Возвращение потерянного

В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние…(Ам.9:11)
это не просто пророчество Ветхого Завета… его повторяет Иаков на первом вселенском соборе (Деян. 15:16)

пример про Юру Кулагина и его потерянные годы.

Освобождение от рабства
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; (Рим.6:6)
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. (Рим.6:17)
Как долго будет продолжаться это благоприятное время?
Наверное не просто так, Дух Святой сошел в день пятидесятницы. Это как будто намек на юбилейных пятидесятый год — Лето Господне благоприятное началось.

Но мы знаем точно, что это время не вечно. Это время закончится. Когда нибудь люди с огромным сожалением скажут: “Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены” (Иер. 8:2)

Но сейчас лето еще продолжается. Ап. Павел говорит так.

Здравствуйте! Очень люблю «Лето Господне» И.С. Шмелева. Понятно, что название взято из Евангелия. Объясните, пожалуйста, как толковать слова «послал Меня… проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19), и в какой трактовке эти слова у Шмелева?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова «лето Господне благоприятное» взяты из книги святого пророка Исаии (Ис. 61: 1-2), которую читал Господь наш в назаретской синагоге. Спаситель сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21), то есть пришествие Мессии. Выражение «лето Господне благоприятное» означает: провозгласить год (слав. лето ) спасительных событий. Исследователи видят здесь намек на юбилейный год , установленный Богом для освобождения рабов (см.: Лев. 25: 11-13). Год этот был в Ветхом Завете прообразом новозаветного освобождения людей от рабства греху и смерти. Благая весть о Царствии Небесном есть начало исполнения пророчества Исаии.

И.С. Шмелев назвал роман «Лето Господне» потому, что композиционно он построен соответственно годовому кругу церковных праздников. Философ И.А. Ильин дает такой комментарий к названию: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшие нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною - праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью - праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу - обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев показывает нам и всему остальному миру, как накладывалась эта череда двусолнечного вращения на русский народно-простонародный быт и как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти сроки года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда это заглавие “Лето Господне”, обозначающее не столько художественный предмет, сколько заимствованный у двух Божиих солнц строй и ритм образной смены».

1 сентября по церковному календарю (14 сентября по гражданскому) - день церковного новолетия. В течение всего года совершается празднование важнейших евангельских событий, из которых двенадцать выделены как самые торжественные. Пасха, праздник Воскресения Христова, не входит в число этих двенадцати, а стоит особо среди других церковных дат и является «праздником праздников». Эти священные воспоминания, сменяющие друг друга, связывают жизнь христианина с Евангелием, поэтому церковный год можно считать исполнением евангельской проповеди. От Рождества Богородицы до Благовещения, от Рождества Христова до Богоявления, от Преображения до Воскресения мы следуем за дорогими сердцу событиями, погружаемся в евангельскую атмосферу, и тогда Евангелие становится современным для нас, библейское время становится нашим временем.

В день церковного новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (4,16-22), в котором рассказывается о начале проповеди Спасителя. В день субботний в синагоге города Назарета, городе Своего детства, Христос берет поданную Ему книгу пророка Исаии и готовится ее изъяснять. По иудейским правилам, всякий совершеннолетний мужчина мог иногда читать и толковать Священное Писание на молитвенном собрании. Библейский текст, выбранный Христом для чтения, был несомненно мессианский, т.е. содержал в себе пророчество о грядущем Мессии — Избавителе рода человеческого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (т.е. год) Господне благоприятное» (Ис.61,1-2). На этих словах Спаситель закрыл книгу Исаии и отдал ее служителю. Воцарилась тишина, — в Назарете впервые готовились услышать слово Христа, проповедь Которого уже прозвучала в других городах Галилеи. «Глаза всех в синагоге были устремлены на Него», - замечает евангелист. «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», — прозвучала проповедь Господа. Пришло время исполниться пророчеству, Христос, Мессия, явился, спасение приблизилось.

«Писание исполнилось». Предсказанное в Ветхом Завете исполнилось в Новом. Описанное в Новом Завете исполняется в наше время. Круг церковных праздников установлен как свидетельство того, что Писание исполнилось, наступило время благоприятное для спасения души (2 Кор.6,2).

Сентябрь (лат. septem, семь) - седьмой месяц года, начиная с марта, первого весеннего месяца (в древности, первого месяца гражданского года, связанного с солнечным теплом и пробуждением природы) - символизирует седьмой день творческой недели Божией, в который Бог почил от всех трудов Своих (Быт.2,3). Этот седьмой день - время попечения Бога о спасении людей и о спасении сотворенного Им мира. Так седьмой месяц (по нашему счету девятый) становится началом отсчета церковных праздников, знаменующих торжество Евангелия, исполнение воли Божией о спасении рода человеческого.

Годичный круг церковных праздников можно разделить на три части. Первая, - от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова, — изображает время до Пришествия Сына Божия на землю. В этой части церковного года, в течение рождественского поста, совершается память большинства пророков и праведников Ветхого Завета. Вторая, - от Рождества Христова до Вознесения, — описывает земную жизнь Христа Спасителя. Третья, - от дня Пятидесятницы до Успения Богородицы, —рассказывает о жизни первенствующей Христианской Церкви. В порядке великих праздников есть свои особенности. Так, Сретение стоит в феврале, после Крещения, поскольку встреча с Симеоном Богоприимцем состоялась на 40-й день после Рождества. Благовещение празднуется 25 марта (по церковному календарю), т.е. за девять месяцев до Рождества Христова (так что Благовещение в одном церковном году относится к Рождеству следующего года). Преображение Господне, следуя евангельскому изложению, было бы естественно совершать в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя. Но тогда бы праздник совпадал с началом Великого поста, что затрудняло бы переход от подготовительных недель ко времени великопостного покаяния и плача. Поэтому Преображение положено совершать за 40 дней до дня Воздвижения Креста (14 сентября по церковному календарю), когда снова в году вспоминаются крестные страдания Христа и установлен строгий пост.

Соблюдение церковных праздников в течение года имеет особенное значение в жизни христианина. Митр. Вениамин (Федченков) еще в бытность свою студентом духовной академии спросил однажды у известного пастыря и чудотворца прав. Иоанна Кронштадского: «Батюшка, как вы смогли стяжать такую крепкую веру в Бога?» И получил ответ: «Я просто живу в Церкви». Тогда молодому студенту были еще непонятны эти слова. Но через много лет он понял, что имел в виду св. Иоанн. Жизнь в Церкви означает связь с ее богослужениями, с ее праздниками и постами, когда утвердившаяся уже за много лет привычка следить за порядком церковного календаря ведет от одного евангельского события к другому. Вот Рождество Богородицы, а далее - Введение и пост, Рождество Христово, Богоявление, а затем - пост великий, страстная седмица, Пасха и радость Пятидесятницы, и снова пост - Петровский, Успенский. Душа привыкает к этому ритму церковной жизни, без него она высыхает, вера становится книжной, фарисейской. Таким образом, Евангелие становится жизнью человека не только через чтение. Воистину церковный календарь проповедует лето Господне благоприятное.

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18 -19). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом. Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22). Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12–18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год – год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8). Раб для древних людей – это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство – это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ). И поэтому фразы «избавить от тяжкого труда», «развязать узы ярма», «отпустить угнетенных на свободу» (Ис. 58: 6) со времен пророков и до сих пор являются символами благой вести о свободе. Слова из книги Исаии «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать» (Ис. 61: 1) уже в древности понимались как обетование о пророке, который освободит народ Божий от угнетения. Мессианское толкование этих слов отражено в рукописях Мертвого моря (4Q521, 11Q13). Однако если сектанты из Кумрана применяли данные слова к пророкам своей общины или к абстрактному «Юбилейному году», то Христос относит пророчество Исаии к Себе и даже подчеркивает: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21). Евангелист Лука, который в подробностях описывает проповедь Спасителя в Назаретской синагоге, показывает неразрывную связь между пророческим помазанием Мессии Духом Господним, Его выходом на общественную проповедь и наступлением «лета Господня». По мнению многих толкователей, для апостола Луки проповедь в Назаретской синагоге является программной речью перед началом служения Спасителя. В центре этой программной речи – суть служения Господа, переданная через слова пророка Исаии. Иисус Христос вошел в синагогу, раскрыл книгу и прочитал следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19). Жители Назарета услаждались этими словами, п...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: