Что значит быть приобщенным воскресения христа. Воскресение Христово – победа над смертью

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе «Воскресение Христово». Главная доктрина христиан изображается в виде фресок и росписей с давних времен. Православная иконопись, после столетий развития, переняла основные моменты у византийской школы. Есть еще и западные версии изображений главного события человеческой истории, но все они повествуют об одном.


Почему в православии мало икон Воскресения?

Может показаться странным что в период самого светлого Праздника в центр храма выносятся непонятные по композиции, внешне непохожие друг на друга иконы. Здесь требуется очень глубокое понимание темы Воскресения. На самом деле православные иконы улавливают и передают самую суть.

Дать краткое описание иконы «Воскресение Христово» не получится. Хотя бы потому, что на сегодня существует 2 традиционных типа таких изображений.

  • Сошествие во ад.
  • Воскресение с праздниками.

В обоих случаях композиция образа достаточно сложная. Как ни парадоксально, в ней много персонажей. Хотя воскрес лишь один Богочеловек, это задело каждого из тех, кто знал Его тогда и всех, кто живет на земле. Недаром даже наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. А как называется последний день недели? Действительно, напоминания о том воскресном дне сопровождают людей всю жизнь.

В первые века христианства иконография испытывала некоторые сложности: ведь в Евангелиях описания самого момента воскресения не содержится. Но символические изображения встречаются с древних времен - сначала художники рисовали на росписях Иону в брюхе огромного кита.

Старинные иконы Воскресения Христова изображали евангельские события по-разному. Например, возле гробницы стоят 2 воина, один из которых спит. Либо ангел являлся женщинам, или уже воскресший Христос предстает перед Марией Магдалиной. Однако подобные сюжеты не отражали полноту богословского смысла Пасхи. Поэтому появляется тип «Сошествие во ад», который сегодня часто встречается на иконах «Воскресения Христова». Основные моменты композиции:

  • Христос держит за руки первых людей (они символизируют всех, кто пребывал в аду до этого момента) - Адам и Ева готовятся покинуть юдоль скорби.
  • Сын Божий в поисках человека опускается в самую нижнюю точку мироздания, откуда возможен только один путь - наверх, в Небо.
  • Под ногами Спасителя - сломленные адские врата.

На Христе - одежды белого (иногда - красного) цвета, это Господский цвет и в Церкви. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом - кроме Пасхи. Адам и Ева протягивают к Нему руки, как к самому долгожданному гостю. Сбоку изображаются обычно ветхозаветные праведники. Иногда внизу рисуют поверженных демонов. На заднем плане видны горы, также чернеется адская пропасть.

Первые изображения этого типа встречаются с 10 в. - например, на Афоне. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое «Евангелие от Никодима». Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.


Иные пасхальные сюжеты

Существует другой вид иконы Воскресения Христова: Спаситель изображен вышедшим из гроба. За спиной у него виден отверстый вход в пещеру (евреи там погребали умерших). У ног Христа сидят два ангела, почтительно склонившие головы, руки - в молитвенных жестах. Иногда в композицию включаются поверженные ужасом стражники, в стороне изображаются мироносицы, которых осеняет ночная тень. Правая рука Христа указывает на небо, в левой он держит хоругвь.

Хотя данный сюжет пленяет своей очевидностью, простотой для понимания, внимательный зритель найдет здесь некоторые противоречия.

  • Вряд ли римские солдаты могли спать - служба в армии была привилегией, а не всеобщей повинностью; суровая дисциплина карала смертью подобное поведение во время выполнения долга.
  • Ангелы находились внутри гроба.
  • Чтобы выйти из пещеры, Христу не пришлось отваливать камень, поскольку его небесная природа уже проявилась полностью.

Несмотря на эти недочеты, образ имеет хождение среди верующих. В целом он вполне адекватно отражает чувство радости, которое испытывает человек, слыша пасхальное приветствие.

Прекрасно соотносится с евангельскими повествованиями сюжет встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Основным моментом здесь является запрет Христа прикасаться к себе, на что указывает его отстраненная поза и рука, воздетая в предупреждающем жесте. Эта сцена отражена и в религиозной живописи.

Более соответствует восточной традиции икона Воскресения Христова с праздниками. В центре изображается либо упрощенная композиция в западном стиле (Спаситель в окружении ангелов), либо сложный сюжет, повествующий о сошествии во ад, вознесении. Иногда это сюжет из Апокалипсиса, который как бы завершает мировую историю. Вокруг центральной композиции располагаются клейма (более маленькие по размеру иконы).

Содержание каждого клейма является самостоятельной иконой, количество бывает разным, часто их 12 - по числу главных церковных праздников. Но изображения на клеймах необязательно соответствуют двунадесятым праздникам. Тут может быть предательство Иуды, уверение Фомы, тайная вечеря, явление Христа ученикам и т.д. Выбрать подобную икону можно исходя их личных предпочтений.


Смысл праздника - смысл всей христианской жизни

Каждая икона отображает суть определенного праздника, либо напоминает о подвиге некоего святого. Значение иконы Воскресения Христова - показать не только сам факт того, что Христос победил смерть. Для каждого настоящего верующего он не подлежит сомнению. Нет, образ вовсе не пытается убедить тех, кто скептически настроен. Здесь событие уже состоялось. Воскресший сын плотника представлен не только как искупитель первородного греха, но и Тот, Кто Сам воскрешает.

Надо ли говорить о том, что Пасха - центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке - о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.

Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.

Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос - восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.

Известные храмы во имя Воскресения Христова

Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская - чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.

Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.

  • Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
  • Необычна ориентация алтаря храма - она направлена на юг, ко Гробу Господню.
  • Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай - один из самых почитаемых храмовых святых.

Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека - он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один - через молитву. Прежде всего - она должна быть постоянной.

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Молитва перед иконой «Воскресе ние Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе:

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

В Церкви мы не только вспоминаем историю, случившуюся две тысячи лет назад. Эти волнующие события там предстают совсем в ином свете. Праздники имеют глубокое духовное значение в жизни Церкви. Опыт святых показывает, что события, совершающиеся в земной Церкви, имеют непосредственную и органическую связь с небесной Церковью Божией, Церковью Ангелов и святых. В эти исключительные дни мы призваны приобщиться благодати и стать соучастниками события, которое разворачивается перед нами.

Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем

Но для того, чтобы мы смогли приобщиться этих событий, необходима подготовка, мы должны знать, что именно произошло в эти дни. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем. Быть может, когда мы увидим Распятие или Плащаницу, что-то и отзовется в нашем сердце, но подлинная причастность происходящему возможна, только если мы правильно подготовимся. А как правильно подготовиться? Если в эти дни мы будем сосредоточенны и не будем отвлекаться на тысячу вещей, если будем посещать все богослужения, если будем молиться, если будем читать, если попросим у Бога в молитве, чтобы мы тоже что-то почувствовали, тогда непременно Всещедрый Бог и Отец наш даст нам просимое. Чтобы в нас осталось ощущение страданий Христовых, чтобы мы не роптали, когда сталкиваемся с трудностями, чтобы мы спустились с небес на землю и поняли, что таков наш путь в этом мире. Если мы хотим следовать за Христом, мы пройдем через две ужасные вещи: во-первых, отказ от мирского успеха, а во-вторых, добровольное принятие нашего страдания. Мы должны это понять. Мы не ищем мирского благополучия и признания, так что не следует соблазняться, когда мир отталкивает нас, когда мы сталкиваемся с болью, страданием, необходимостью жертвы, — все это нужно для того, чтобы мы следовали за Христом, имели отношения любви с Ним.

В событии центральное место занимает Сам Христос. Все, что Христос претерпел за нас — оплевания, заушения, поругание, терновый венец, желчь, — все, что Церковь так подробно описывает, нужно не для того, чтобы мы пожалели Христа, но для того, чтобы помочь нам полюбить Его. Чтобы показать нам, как Христос возлюбил нас, и чтобы подвигнуть наше сердце возлюбить Его. Чтобы, пребывая в любви к Нему, мы спаслись и вечно жили с Ним. Итак, страсти Христовы — причина не печали, но спасения. Так же и Крест Господень, которым умерщвлен был Христос, стал животворящим, стал знамением жизни, спасения и радости и, таким образом, перестал быть орудием убийства и проклятия, каким был прежде. Сам Бог называет его знамением Сына Человеческого.

Когда мы смотрим на икону Распятия, то видим, что Христос исполнен святого достоинства: очевидно, что Он пошел на страдание добровольно, что Он — Господин происходящего, а не жертва судьбы и человеческой злобы. Христос — Царь Славы, священнодействующий в Таинстве спасения человека через страдание и Крест и дарующий воскресение. Конечно, если кто-то посмотрит на Христа и Его страдание по-человечески, то будет испытывать жалость. Однако же Церковь представляет нам Богочеловека Христа, который спас человека. Христос — не полная жалости жертва человеческой злобы. Он как Великий Архиерей принес Богу Себя, стал жертвоприношением и открыл нам врата рая. Церковь, когда изображает Христа, Богородицу и святых, представляет нам не только обстоятельства и историю события, но вместе с этим передает и то, что подразумевается, то есть то, чего не видно, — саму суть. Да, Христос на Кресте, Он страдает и умирает. Но Крест был бы концом вполне печальным и человеческим, если бы не последовало Воскресение. Поэтому в конце концов Крест отодвигается в сторону, а главенствует Воскресение. Каждую неделю Церковь празднует не распятие, а Воскресение. Именно оно — основа и центр Церкви. Основываясь на Воскресении, Церковь живет всю свою жизнь. Воскресенье — день Воскресения; именно он определяет весь недельный праздничный круг и все остальное в Церкви.

Повторяется как праздник в Церкви каждое воскресенье. Не Рождество, не Крещение, не Распятие, но Воскресение — основание Церкви. Если Христос не воскрес, тогда, как говорит апостол Павел, напрасна вера наша, напрасны труды наши, потому что человек оставался бы пленником смерти (см.: 1 Кор 15, 17).

Невозможно избежать чаши страданий. Главное в том, как выпьем ее — ругаясь или славословя

Итак, Воскресение освободило нас от смерти, но что это означает для нас на самом деле? Мы говорим: «се бо крестом прииде радость всему миру», «воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному». Что означает для нас воскресение Христово, и что оно меняет в повседневной жизни? Воскресение Христово означает Царствие Божие, означает другую жизнь, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6, 4); как мы поем в каноне Воскресения, новая жизнь воссияла от гроба. Мы, как чада Церкви, должны жить этой реальностью новой во Христе жизни. Мы не можем жить так, будто мы рабы смерти и тления. Наша жизнь не может быть жизнью, погрязшей в затхлости ада. Конечно, мы обязательно испытаем много трудностей в жизни, много печали и борьбы. Невозможно избежать этой чаши страданий, что бы мы ни делали. Главное состоит в том, какую пользу мы из этого извлечем, как выпьем ее — ругаясь или славословя.

Ничего не остается, только Христос остается вовеки

Хотя мы живем в Церкви, молимся, поем, читаем, часто нам явно не хватает этой , потому что мы не освободились от вещей этого мира. Мы всё еще привязаны к этому миру, и нас занимают человеческие дела. Мы не превзошли человеческое, не ухватили этот дух христиан, которые говорили: мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13, 14). Есть люди, в сердце которых можно увидеть живое присутствие Христа. Это не делает их бесчувственными и безразличными, они участвуют в жизни мира так же, как остальные, но с другим состоянием духа и имея в себе жизнь вечную. Ощущение вечного Царствия Божия не позволяет нам захлебнуться, потому что мы знаем: все человеческое — преходяще. Ничего не остается, только Христос остается вовеки. Если человек живет так, то все происходящее он воспринимает с подлинным достоинством.

Христос отверз врата адовы, сокрушил замки и цепи и все, что нас связывает, и освободил нас от греха. Рабство — все то, что держит нас в плену в этом мире. Мы не то чтобы презираем этот мир, мы пользуемся этим миром как не пользующиеся, как говорит апостол Павел (см.: 1 Кор 7, 31). То есть мы используем этот мир, но не используемся миром. Используем все радости, все благословения, которые дает нам Бог через этот мир, все хорошее и дающее радость, но мы не являемся рабами этого мира — Христос освободил нас от рабства. И только когда мы освободимся от оков этого мира, мы сможем действительно войти в радость Божию.

Действительно трагедия для христианина вместо радости жить под пятой уныния от обычных невзгод человеческого существования. Бог дает нам такой дар, а мы его не берем, остаемся несчастными и маленькими людьми. Бог предлагает нам свободу Воскресения, а мы ее не берем, не пользуемся ею, хотя в ней мы обретем смысл нашей жизни и почувствуем себя до конца свободными и радостными.

Христос дает тебе радость Воскресения, чтобы ты вдыхал воздух свободы, а ты сделал из него углекислый газ

Христос сказал: и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин 16, 22) — то есть вашу радость никто не сможет у вас забрать; это не та радость, что дает мир, но радость Христова. Если не испытаешь боли, то не оторвешься от этого мира, чтобы вдохнуть кислород присутствия Христова. Христос дает тебе радость Воскресения, чтобы ты вдыхал воздух свободы, а ты пошел и сделал из него углекислый газ. Христос сделал тебя царским сыном, а ты пошел, стал рабом и пасешь свиней, потому что, хотя ты и приглашен на вечерю Христову, не захотел принять Его приглашение. Вот что видно в Церкви. Мы приглашены жить во дворце Христовом, настоящие царевичи, а грех делает нас рабами, пустяки делают нас несчастными, и мы не разбиваем эти оковы, чтобы вырваться наружу и сказать, что не хотим этого рабства. Мы не хотим жить в свободе Божией, которая сделает нашу жизнь радостной и в этом мире.

Воскресение Господне придает смысл всей нашей жизни, и только благодаря свету Воскресения можно понять и выдерживать то, что происходит вокруг нас, противостоять этому и терпеть прежде всего себя, затем наших братьев, огорчающих нас своими слабостями так же, как мы огорчаем их. И один призван поддерживать другого: Носи те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2).

Все важнейшие религии мира, кроме четырёх, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырёх, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство - единственная из них, где речь идёт о пустой гробнице её основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р.Х., но речи о его

воскресении никогда не шло.

В своей книге "На этом стою" Уилбур М.Смит пишет: "Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чём похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно "Махапариниббана Сутта", мы читаем, что смерть Будды была подобна "совершенному уходу ничего не оставившему за собой".

"Профессор Чаилдерс отмечает, что "ни в палинском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намёка на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам". Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного".

Теодос Харнак считает, что "позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не связана с христианским богословием. Либо Христос воскрес - и"тогда христианство истинно, либо Он не воскресал - и тогда христианство не имеет никакого смысла".

Профессор Уильям Миллиган подчёркивает "Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа".

Как завершает Уилбур М.Смит, "Если Господь наш не раз говорил с полной определённостью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мёртвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны".

Эту мысль развивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон: "Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего, Он восстал из мёртвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять её (Иоаи. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца - ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми в этом случае не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мёртвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мёртвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, как бы говоря: "Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание".



Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы "целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только её главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчёркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений, (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царём. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос

действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царём, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Всё, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причём предсказание о Мессии ещё не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением".

Даже Адольф Харнак, отвергающий веру Церкви в воскресение, вынужден признать, что "твёрдая вера учеников в Христа была основана на их убеждённости в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешён Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нём" ("История догмы").

"Вера в воскресение, - замечает Х.П.Лиддон, - есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и всё христианское учение".

Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:

"С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своём свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветнюю литературу, что если изъять из неё все фрагменты, где речь идёт о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нём говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырёх веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включалось во все последующие вероучения христианства.

"Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности".

"Очевидно, - подчёркивает профессор Миллиган, - что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само своё существование".

"Пустая гробница Христа была колыбелью церкви". Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У.Р.Николл.

У.Дж.Спэрроу-Симпсон отмечает, что "если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остаётся неподтверждённым и, следовательно, верующие продолжают пребывать в грехе точно так же, как ещё до того, как они услыхали о Христе".

Африканский богослов Р.М" Чейне Эдгар в своем труде "Евангелие воскресшего Христа" пишет следующее:

"Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы - означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить всё на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя".

Следующий отрывок мы находим в "Словаре апостольской церкви".

Л. Ф.Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признаёт, что оно есть "пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства", что оно "задевает за живое всё христианство" и "определяет весь взгляд на христианство" ("Новая Жизнь Иисуса"). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет - рушится всё христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времён Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру".

"Сам Христос, - как пишет Б.Б.Уорфилд, - намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда ученики попросили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов".

В своих "Лекциях в защиту^ христианской веры" знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о "важности воскресения Христа, подчёркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих утверждений и Своей власти".

Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин:

"Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было - и вы избавитесь от христианства.

Христианство - историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия - перед вами, исследуйте их с максимальным пристрастием, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора..."

Знаменитый английский философ Джон Локк писал: "Воскресение нашего Спасителя... действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верил в оба, не веровавший в одно отрицал и второе".

Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф, "воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества".

И воскресшаго в третий день по Писанием.

Значение Воскресения: Воскресение Христово – основание и для нашего блаженного воскресения. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (Первое послание к Коринфянам 15:20)

Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. (прп Ефрем Сирин)

Состояние Иисуса Христа После смерти и до воскресения: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

Ад, от греческого «место лишенное света». В Христианском учении это духовная темница – состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

(Послание Иуды 6)

Иисус сошел во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с Верою ожидали его пришествия. В Св. Писании: потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…

(Первое послание Петра 3:18,19)

Дополнительно по пятому члену символа веры:

По писанию значит, что Иисус умер и воскрес именно так, как об этом было сказано в пророчествах Ветхого завета. Например: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

(Исаия 53:5)

Билет 19

Шестой член Символа веры. Воскресение Иисуса Христа и Его Вознесение. Понимание слов: «Седяща одесную Отца».

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

О воскресении:

ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление…(Псалтирь 15:10) (Деяния св. Апостолов 2:27)

Пророчество - И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Св. Евангелие от Матфея 12:40)

Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы возвестили о воскресении Марии Магдалене и другим. Сам Господь Иисус Христос в день Воскресения явился многим: мироносицам, Петру, ученикам, шедшим в Еммаус и всем апостолам в доме, двери которого были заперты. Затем многократно являлся в течении сорока дней. потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили… (Первое послание к Коринфянам 15:6) Иисус являлся для того, чтобы учить апостолов тайнам Царствия Божия.

О вознесении:

Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Послание к Ефесянам 4:10)

Иисус Христос вознесся на небеса как человек, потому что как бог он всегда пребывал и пребывает на небесах.

«Седяща одесную Отца». – это понимается духовно, и означает, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

Билет 21

Седьмой член Символа веры. Учение Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Отличие Второго Пришествия от Первого. Всеобщность суда. Время Второго Пришествия Христова. Признаки его приближения. Понятие об антихристе.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:11)

О суде: 28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29.и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. (Св. Евангелие от Иоанна 5:28,29)

О бесконечном царстве: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Св. Евангелие от Луки 1:32,33)

Второе пришествие будет отличаться от первого. В первое пришествие Христос пришел в уничижении, пострадать за нас. Судить нас Христос придет в славе Своей, и все Ангелы с Ним.Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей… (Св. Евангелие от Матфея 25:31)

Иисус Христос будет судить всех людей без исключения. Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только дела, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (Первое послание к Коринфянам 4:5)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда… (Св. Евангелие от Матфея 12:36)

Время второго пришествия неизвестно ни людям, ни ангелам. 9.Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10.Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (Второе послание Петра 3:9,10)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств".

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел , погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах" - букв. "переход", пер. "избавление"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.

Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад , "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий - "воскрес яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души - тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим. 8, 2).

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

История праздника

Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Вероятно, круг праздников Древней Церкви до века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла : «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» (1 Кор. 5, 7 -8) можно видеть указание на христианскую Пасху в противоположность иудейской . Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой (Ин. 19, 4 ; Ин 18, 28 . Ср. Ин 13, 1). Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста , позволяет искать по крайней его зачатки в том времени. Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили (Деян.13,2), день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского ( в.).

Даже в III в. христианская Пасха сводилась к посту, была «Крестной Пасхой», наравне с которой тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения - под видом торжественного прекращения пасхального поста. Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие - в следующее за ней воскрeсeниe.

В этом отношении важен отрывок из письма св. Иринея , еп. Лионского, к римскому еп. Виктору , сохраненный Евсевием Кесарийским . Он проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св. Поликарпе , еп. Смирнском (+167 г.), вызвавших ряд соборов и продолжавшихся еще с большей силой при св. Иринее (+ 202 г.). Споры касались вопроса: праздновать Пасху вместе с иудейской (в 14 - 15 день первого весеннего лунного месяца) или же в первое за этим днем воскресение.

Отрывок из текста св. Иринея показывает, что спор о времени Пасхи возник потому, что к этому времени постепенно стал меняться характер самого праздника, взгляд на него. Если раньше на Пасху смотрели как на пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской пасхи, то теперь хотели соединить с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом, что не могло сочетаться с постом и более подходило не какому-либо дню недели, на который приходилась еврейская пасха, а дню воскресному.

В Риме Пacxa Христова очень рано стала приобретать такой характер, тогда как в Малой Aзии жизнь церковная двигалась не с такой быстротой, и дольше сохранялся первоначальный древний взгляд на Пасху. Поэтому епископы Запада и Востока просто не понимали друг друга.

Св. Ириней Лионский писал: «Разногласят не только о дне, но и о самом образе поста (ясное указание, что „день", т.е. Пасхи, чтился, праздновался именно постом – прим. М.Скабаллановича); именно одни думают, что нужно поститься только один день, другие два дня, иные еще больше; некоторые же исчисляют этот день свой в 40 часов дневных и ночных. Такое различие в соблюдении произошло не в наше время, но гораздо прежде у наших предков, которые вероятно не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста (опять не „праздника”) утверждается согласие веры» .

К этому отрывку из св. Иринея Евсевий присоединяет рассказ его о cпopе касательно Пасхи при св. Поликарпе , когда, во время посещения последним римского еп. Аникиты , выяснилось разногласие их как по этому вопросу, так и по другим, то «оба они и касательно других предметов не много спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, п. ч. ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего; ни Поликарп не убедил Аникиту - соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».

После св. Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон , еп. Сардийский, написавший «Две книги о Пасхе» (ок. 170 г.). Противниками ее (литературными) явились Аполлинарий , еп. Иерапольский, Климент Александрийский и св. Ипполит , еп. Римский. В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, высказавшиеся за римскую практику. Папа



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: