Что значит церковь для моей семьи. «Семья — малая церковь» в условиях современной жизни

Святой Сильвестр родился в Риме. Он был воспитан в святой вере и учился у пресвитера Квирина, как наукам, так и доброй нравственности. Достигши совершеннолетия, он стал великим страннолюбцем и, из любви к Богу и ближним вводил в свой дом странников и, омыв им ноги, угощал их, доставляя им полное успокоение. Когда из Антиохии пришел в Рим святой муж и исповедник Христов1 епископ Тимофей, чтобы проповедать здесь евангелие Царствий Христова, то Сильвестр, принял его в свой дом и, видя его святое житие и слушая его учение, еще боле преуспел в добродетелях и вере. Пробыв в доме Сильвестра год и несколько месяцев Тимофей обратил из идолопоклонства к истинному Богу многих римлян, за что и взят был городским префектом2 Тарквинием в темницу. После долговременного пребывания в узах и темнице, он был подвергнут биению, но и после того отказался принести жертву идолам, за что был усечен мечем и принял мученическую кончину. Блаженный Сильвестр, взяв ночью его святые мощи, похоронил их с подобающими погребальными песнопениями в своем доме. Впоследствии одна благочестивая женщина, по имени Феонисия, на свои средства построила храм в честь святого Тимофея, с благословения римского епископа Мелхиада3, который и перенес в этот храм мощи святого мученика. Городской же префекта Тарквиний, призвав Сильвестра, требовал у него имущества, оставшегося после Тимофея, и принуждал его принести жертву идолам, угрожая за неповиновение страшными муками. Сильвестр же, предвидя неожиданно скорую смерть префекта, сказал ему евангельскими словами:
- "В сию ночь душу твою возьмут у тебя" (Лк. 12:20), а то, что ты угрожаешь сделать со мною, то не сбудется.
Разгневавшись на эти слова, префект повелел заключить святого в железные оковы и бросить в темницу; сам же сел обедать. Во время обеда, в горле у него остановилась рыбья кость, которую не могли извлечь никакими средствами, даже при помощи врачей; промучившись с обеда до полночи, Тарквиний умер согласно предсказанию святого, и на утро родные отнесли тело его с плачем на место погребения. Сильвестра же верующие с радостью вывели из темницы, и он стал почитаем с этого времени не только верующими, но и неверующими, ибо многие из служителей со двора префекта, видя, как исполнилось предсказание Сильвестра, убоялись и припадали к ногам его, опасаясь, чтобы и с ними не случилось какого-либо несчастья, как с их господином; другие же, будучи убеждены тем чудом прямо обратились к Христу. Вскоре после того святой Сильвестр был принят в клир римской церкви и принял сан пресвитера от папы Марцеллина4. После кончины папы римского Мелхиада, он был избран единодушно всеми папой5, и взошел на епископский престол. Он поставлен был на вид всех, как ярко горящая свеча на свечнике, и пас стадо Христово, как новый апостол, словами и делами своими направляя его на спасительную пажить.
Заметив, что некоторые члены клира забыли об обязанностях своего служения и занялись светскими житейскими делами, он снова заставил их возвратиться на служение Церкви и при этом издал постановление, чтобы никто из посвященных не занимался торговыми делами. Он же установил для римских христиан новые названия дней седмицы. Римляне в то время первый день, который мы называем неделей, называли днем солнца, а остальные дни именовались у них днями Луны, Марса, Меркурия, Зевса, Венеры, Сатурна6. Гнушаясь нечестивыми именами языческих богов, Сильвестр повелел называть первый день днем Господним7, потому что В этот же день совершилось преславное Воскресение Господа нашего из мертвых, прочие же дни так, как и ныне именуют их римские христиане8. Сделал также он постановление о том, чтобы христиане держали пост только в одну субботу, в которую Христос умер и сошел в ад, чтобы разорить его и извести оттуда прародителя нашего Адама вместе с другими праотцами; в прочие же субботы поститься запретил9.
В то время в Риме, в глубокой пещере, под Тарпейскою скалой10, гнездился огромный змей, которому язычники всякий месяц приносили жертвы, как богу; когда же этот змей выходил из пещеры, он отравлял своим ядовитым дыханием воздух, и многие из живых вблизи того места умирали, чаще всего дети. Святой Сильвестр, желая избавить людей от пагубного змея и обратить их от безбожия11 к истинному Богу, созвал живших в городе христиан и заповедал им три дня поститься и молиться, при чем сам постился и молился больше всех. В одну ночь явился ему в видении святой апостол Петр и повелел, чтобы он взял с собою несколько священников и диаконов и пошел без страха к пещере, где жил змей. При входе в пещеру, Сильвестр должен был совершить божественную службу, потом войти внутрь пещеры и, призвав имя Господа Иисуса Христа, заключить там змея, чтобы он уже никогда не выходил оттуда. Святой, по повелению Апостола, пошел к пещере и, по совершении божественной службы, вошел туда и, найдя в ней какие-то двери, затворил их говоря:
- Да не открываются си двери до дня второго пришествия Христова!
Так заключив в пещере змея, он лишил его выхода на веки. Язычники же думали, что Сильвестр со своим клиром будет пожран змеем. Но когда они увидели его вышедшим без всякого вреда для него, то удивились; видя, что змей уже больше не выходит с тех пор, многие познали силу истинного Бога и присоединились к верующим.
В то время царством римским правил Константин Великий, который еще не принял святого крещения, хотя и уверовал всем сердцем во Христа. Он издал указ о том чтобы никто не дерзал хулить Христа и преследовать христиан, приказал запереть идольские храмы и прекратить языческие жертвоприношений, а христиане находящихся в изгнаний, выпустил на свободу и освободил заключенных в темницы. Вместе с тем царь был внимателен к просителям и исполнял всякую справедливую просьбу; из имения своего он раздавал щедрую милостыню нищим. В Риме и за пределами его, по империи, Константин велел воздвигать христианские храмы. Церковь Христова день ото дня возрастала и умножалась в числе своих чад, а идолопоклонство умалялось. Это привело в радость верующих, которых в Риме было уже так много, что они хотели изгнать из города всех не желавших стать христианами, Царь, однако, запретил это народу, сказав:
- Бог наш не хочет, чтобы кто-нибудь обращался к Нему, будучи принужден к этому; а кто по своему расположению и с добрым намерением приступать к Нему, к тому Он благоволит и милостиво его принимает. Итак, кто как хочет, так пусть и верует с полною свободою, и пусть один не преследует другого.
От этого царского слова народ еще больше возрадовался, видя, что царь представляет каждому жить по своей вере, как кому желательно.
Радовались верующие не только в Риме, но и по всей империи, ибо повсюду верные, мучимые за Христа, были выпускаемы из уз и темниц, возвращались из заточения исповедники Христовы, безбоязненно возвратились домой христиане, скрывавшиеся в пустынях из страха пред мучителями, и гонение повсюду прекратилось.
Но исконный враг христианства - дьявол, не вынося такого зрелища церковного мира и распространяющегося света благочестия, внушил евреям мысль обратиться к достохвальной Елене, матери царя, жившей тогда в своем отечестве, Вифинии12.
- Хорошо поступил царь, сын твой, сказали они Елене, - что оставил нечестие и ниспроверг идольские храмы; но нехорошо, что он уверовал в Иисуса и чтит его, как Сына Божья и истинного Бога, тогда как Он был еврей и волшебник прельщавший людей разными привидениями, которые Он вызывал Своею волшебною силой; его, как преступника, Пилат после мучений, повесил на кресте. Итак ты, царица, должна вывести царя из такого заблуждения, чтобы Бог не прогневался на него и чтобы с ним не приключилось какого-нибудь несчастья.
Выслушав это, Елена уведомила о том письменно сына своего, Константина. Прочитав письмо, он ответил своей матери также чрез письмо, чтобы иудеи, сообщившие ей это, явились с нею в Рим и, чтобы здесь вступили в состязание о вере с христианскими епископами; какая сторона одолеет той, значит, и вера правильнее. Когда царица объявила об этом повелении царя иудеям, тотчас собралось множество ученых евреев изучивших свой закон знавших и учение пророков и греческую философию и готовых к состязанию, и все они с царицею Еленою отправились в Рим. Между ними был один мудрейший раввин13, по имени Замврий, который не только изучил в совершенстве эллинскую философию и еврейские книги, но в тоже время был и великим волшебником. На него-то евреи возлагали всю свою надежду, думая, что если он не одолеет христиан в словесном споре, то поразит их своими волшебными знамениями.
Когда настал день препирательства евреев с христианами, царь сел на престоле, окруженный всем своим синклитом14 и пред ним предстал святой Сильвестр с небольшою дружиною сопровождавших его, в числе которых было и несколько приехавших в то время в Рим епископов. Вошли затем и евреи, в количестве ста двадцати человек, и тотчас началась беседа, которую царица Елена слушала, сидя за занавесом, а царь с синклитом обсуждал то, что говорилось с той и другой стороны. Сначала евреи потребовали, чтобы со стороны христиан на прение с ними выступили двенадцать мудрейших христиан, но святой Сильвестр воспротивился им говоря:
- Мы полагаем надежду не на множество людей, но на Бога, всех укрепляющего, призывая Которого на помощь говорим: пробудись, Боже, рассуди дело твое!15
- Это - слова из нашего писания, - возразили иудеи, - ибо наш пророк написал их; тебе следует говорить словами своих книг, а не наших!
Сильвестр отвечал на это:
- Правда, сначала вам сообщено было писание Ветхого Завета и проповеди пророков, но они в тоже время и наши, потому что в них говорится много о Христе, Господе нашем. Итак наш спор должен основываться на ваших книгах ибо, тогда как ваши книги стали и нашими, наши вам чужды и вы скорее поверите книгам своим, чем нашим. Поэтому мы, на основании ваших книг покажем вам истину, коей вы противитесь; такая победа будет славнее и очевиднее, когда мы, взяв оружие из рук врага, этим оружием и победим его!
- Сии слова епископа, - заметил царь, - справедливы, и в этом ему нельзя прекословить; ибо если из ваших книг иудеи, христиане приведут вам свидетельство о своем Христе Боге, то, конечно, за ними останется верх и, вы будете поражены своими же собственными книгами.
Весь синклит выразил похвалу этому царскому решению. Тогда евреи начали говорить христианам следующее:
- Вседержитель наш Бог в книге Второзакония говорит: Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня (Втор. 32:39). Как же вы называете Богом Иисуса, Который был простым человеком и Которого отцы наши распяли? Как вы вводите трех богов: Отца, в Которого и мы веруем и Иисуса, называя его Сыном Божьим, а третьего Бога называете Духом? Веруя так, разве вы не идете против Создателя всего, Бога, учащего, что других богов кроме Него, нет?
На это богодухновенный Сильвестр отвечал:
- Если вы без всякого предубеждения и раздражения вникнет умом своим в Писания, то убедитесь, что мы не вводим ничего нового, когда исповедуем Сына Божья и Святого Духа, ибо это - не наши слова, но откровение Божье, содержащееся в книгах пророков Божьих. Прежде всего, пророк и царь Давид, предвозвещая восстание отцов ваших на нашего Спасителя, сказал: Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его? (Пс. 2:1-2) Итак здесь, называя его Христом и Господом он указывает не одно лицо, а два. А что Христос есть Сын Божий, об этом возвещает тот же пророк такими словами: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7). Иной родивший и иной - рожденный!
На это иудеи сказали:
- Говоря, что Бог родил, ты бесстрастного делаешь страстным. Каким образом и Сын, рожденный в известное время и имевший временное бытие, может быть Богом? Ибо то слово: днесь указывает на известное время и не позволяет признавать Сына вечным Богом.
Сильвестр отвечал:
- Мы не говорим, что в отношений к Богу имело место рождение страстное; мы исповедуем, что Божество - бесстрастно и что рождение Сына было таким, каково бывает рождение слова из мысли. Мы не вводим учения о временном рождений Сына от Отца, но веруем в вечное рождение его, неподлежащее условию времени, ибо знаем что Творец времени есть Сын вместе с Отцом и Духом, а Творец времени Сам не находится под временем. Выражение же: Я ныне родил тебя обозначает не горнее и предвечное Божественное рождение, но дольнее, которое имело место в известное время и совершилось во плоти, принятой ради нашего спасения16. Пророк знал что Христос - Бог предвечный, почему и говорит: "Престол Твой, Боже, вовек" (Пс. 44:7). Предвозвещая же имевшее совершиться в последующее время воплощение, он сказал: "Ты - Сын мой! Я ныне родил Тебя". Итак этими словами: Ты - Сын мой он указывает не на временное, но на предвечное Его рождение; а словами: "я ныне родил Тебя" обозначает Его рождение, совершившееся в известное время. Сказав: "я ныне родил Тебя", пророк показал что и то рождение Сына, которое должно было совершиться в известное определенное время, Отец приписывает Себе Самому, потому что оно должно быть по его воле. Но уже и то даже выражение: "я ныне родил Тебя" указывает на вечность рождения Божья, в которой нет действия прошедшего и будущего, а всегда только одно настоящее. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их (Пс. 32:6). Итак здесь упоминает он о Трех лицах: Бог - Отец и Сын, Которого называет Словом ради его вышнего и бесстрастного рождения и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: "Духа Твоего Святого не отними от меня" (Пс. 50:13). И опять: "Куда пойду от Духа Твоего" (Пс. 138:7)? Сими словами пророк ясно показывает, что существует Дух Святой, Который наполняет Собою все. И еще говорит: "пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс. 103:30). Не Давидом ли все это сказано? Но и Боговидец Моисей в книге Бытия приводит такие слова Божьи: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). С кем же тогда говорил Бог если с Ним не было какого-то другого Лица? Никто не скажет, чтобы это сказал Бог Небесным Силам, ибо те самые слова: "по образу Нашему" не дают никакой возможности так думать; не один и тот же образ и подобие у Бога и Ангелов, как не одинаково существо и сила их с Богом, но иное - существо Божье и иное - ангельское. Итак нужно предположить, что был Кто-то Иной в беседе, с Кем Бог сказал те слова: "по образу Нашему". Этот Иной должен был быть таким, Который бы имел одинаковое существо с говорящим Богом совершенно тожественный с Богом по образу и подобию. Кто же это мог быть, как не Сын, Который единосущен Отцу, равен с Ним по славе и власти, будучи неизменным образом Божьим? Что же мы вводим нового, когда веруем и утверждаем, что существуют Отец и Сын и Святой Дух? И если язычникам это представляется невероятным и неосновательным то это неудивительно, ибо они не знают Священного Писания. Но почему не веруете этому вы, которые изучаете слова святых пророков из коих ни одного, который бы не пророчествовал о нашем?
После того святой Сильвестр хотел подробнее говорить о Пресвятой Троице, но царь, прервав его речь, сказал иудеям:
- Те слова, которые предложил нам из Писания епископ, так ли читаются, иудеи, и в ваших книгах?
Они отвечали:
- Так.
Тогда царь сказал:
- Итак, в том споре о Пресвятой Троице, мне кажется, вы побеждены.
- Нет, добрый царь, - возразили иудеи, - Сильвестр ни за что не победит нас, если и мы выскажем против него, что имеем; а мы могли бы сказать многое, но видим, что напрасно нам препираться с таким усердием о Троице. Не о том мы пришли говорить, один ли Бог или три, а о том что Назарянин - не Бог. Ибо если и согласиться с тем, что существуют три Бога, все-таки из этого еще не следует что нужно веровать в то, что Иисус есть Бог. Он был не Бог, а человек рожденный от людей и живший с грешными людьми, евший и пивший с мытарями и, как пишется о нем в Евангелии, он был искушаем от дьявола, потом предан учеником, взят, осмеян, избит, напоен желчью и оцтом, лишен одежд, разделенных между воинами по жребий, пригвожден ко кресту, умер и погребен. Как такой может назваться Богом? Об этом то, царь, говорим мы теперь против христиан, что они вводят сего нового Бога. Итак, если они могут что сказать о Нем, и если у них есть какие-либо свидетельства, то пусть скажут нам!
После этого начал говорить святой Сильвестр:
- Не трех Богов мы признаем иудеи, как вам кажется, но исповедуем единого Бога, Которого почитаем и Которому покланяемся, как Сущему в трех лицах или ипостасях Вам бы следовало рассудить о справедливости тех слов, какие я привел из ваших же книг в ответ на первый предложенный вами вопрос, и по поводу их вступить в прение, но так как вы отказываетесь теперь говорить о сем, то побеседуем о Господе Нашем Иисусе Христе, чего вы и сами хотите. Начнем со следующего. Бог приведший все в бытие, когда создал человека и увидел его склонившимся ко всякому злу, не презрел погибающего дела рук Своих, но соблаговолил, чтобы Сын его, пребывая нераздельно с Ним (ибо Бог находится везде), сошел к нам на землю. Итак Он сошел и, родившись от Девы, стал под законом, "чтобы искупить подзаконных" (Гал. 4:4-5). А о том, что Он имел родиться от Девы, предсказал божественный пророк Исайя в таких словах: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14). Имя же это, как и вы знаете, указывает на пришествие Божье к людям и в переводе на греческий язык значит: с нами Бог. Итак, пророк задолго предсказал, что Бог родится от Девы.
Иудеи возразили:
- В нашем еврейском тексте книга пророка Исайи не имеет в себе выражения: дева, но упоминает об отроковице - молодой женщине; вы исказили писание, написав в своих книгах вместо: отроковица слово - дева.
Святой епископ Сильвестр отвечал:
- Если в ваших книгах написано не девица, а отроковица, то не все ли одно и тоже, что отроковица, что девица? Когда пророк Исайя от лица Божья сказал Ахазу: проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубину или в высоту17, то Ахаз сказал: не буду просить и не стану искушать Господа18. Тогда пророк сказал: "сего ради даст Господь сам вам знамение". Какое же? "Се дева во чреве зачнет". Если же вы говорите, что пророк говорил не о деве, а об отроковице и, что отроковица - не дева19, то и обещанное пророком знамение не может называться знамением, ибо если отроковица, вышедшая замуж родит, то тут нет никакого чуда, но дело обычное. Родить же, не входя в общение с мужем, есть действительно чудо; это дело необыкновенное, превышающее "естества уставов". Итак Та Отроковица, о Которой у вас написано, была Девою, потому что Господь обещал через Нее дать знамение и именно такое знамение, что Она, не познавши мужа, родит сверхъестественно Сына. И мы не исказили Писание, написав вместо отроковицы Деву, но, скорее, точно выразили его мысль, чтобы яснее можно было увидеть в сем оное пречудное Божественное знамение, превосходящее естество человеческое. Кто же из людей родился без семени мужского, кроме Адама, созданного из земли, и Евы, сотворенной из ребра его? И где женщина родила, не входя в общение с мужем? Итак не было бы никакого знамения, которое обещал дать Бог - именно если бы та отроковица зачала во чреве не сверх естества, а по естеству соединившись с мужем - но было бы обычное для природы человеческой дело. А так как Дева чистая зачала без мужа от Святого Духа, то это и должно считаться Божьим новым и преславным знамением и с нами теперь Бог согласно обещанию, сверх естества рожденный от чистой Девы".
- Но так как рожденный от Марий назван не Эммануилом, а Иисусом - возразили иудеи, - то, значит он не тот, которого обещал Бог чрез пророка, а другой?
Святой Сильвестр отвечал:
- В Священном Писании иногда вместо имени указывается на деятельность того или другого лица, как например: "нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз" (Ис. 8:3). Если в самом деле никогда не было того, кто назывался бы таким именем то все-таки, так как Христос должен был победить врагов и взять у них добычу, вместо имени его пророком указаны те дела его, которые Он должен был совершить. В каком смысле тот же пророк говорить и об Иерусалиме: тогда будут говорить о тебе: город правды! (Ис. 1:26) Хотя никто никогда не звал тот город городом правды, а все зовут его обычным ему именем - Иерусалим, но так, как в то время Иерусалим исправился пред Богом то, поэтому, от события, в нем совершавшегося, ему дано в пророчестве имя - город правды20. И еще в Писаний могут встретиться места, где указывается вместо имени на какое либо событие. А что Бог имел пребывать с людьми, послушай о том пророчествующего Варуха: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми"21. И о том что Он должен был быть искушаем дьяволом, предсказал Захария: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, дьявол"22. О взятии же его предсказано в книге Соломоновой: "Неправо умствующие говорили сами в себе. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим" (Сол. 2:1,12). А то, что Он имел быть предан Своим учеником, предсказал псалмопевец: "который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40:10). И о лжесвидетелях сказал: “ибо восстали на меня свидетели лживые” (Пс. 26:12). О распятии же его сказал: "пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои"23. Тот же пророк предсказал и о разделении риз Христовых: "делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21:19). И о напоении оцтом с желчью он же сказал: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом"24. И далее о погребении его он предвозвестил: "Ты положил меня в ров преисподний" (Пс. 87:7). И Иаков ваш праотец провидя сие духом сказал: "Преклонился он, лег, как лев и как львица"25.
Приводя эти и многие другие свидетельства святых пророков о Христе Господе, святой Сильвестр победил евреев ибо, так как Сам Дух Святой говорил его устами, он ясно доказал, что Христос есть истинный Бог рожденный от Девы.
Тогда евреи сказали:
- Какая нужда была Богу родиться во плоти человеческой? Разве Он не мог иначе спасти человеческий род?
Святой отвечал:
- Для Бога нет ничего невозможного, но дьявола должен был победить то, кто был им прежде побежден. Им побежден был человек, - человек рожденный не обычным порядком естества, не от семени мужеского, но созданный из земли и притом из земли чистой и непорочной, как дева - ибо она еще не была тогда проклята Богом и ее еще не осквернила ни кровь убитого брата, ни умерщвление животных так, что она еще не заражена была тлеющими телами, не осквернена какими-либо нечистыми и непотребными делами. Из такой земли была создана для нашего прародителя плоть, которую оживотворило божественное дуновение. Но если всезлобный дьявол победил такого человека, то нужно было, чтобы и сам он был побежден таким же человеком. А таков и есть Господь наш Иисус Христос, рожденный не по обычаю и закону естества, но из чистой и святой девической утробы, подобно тому, как Адам произошел из незараженной грехом земли. И как Адам был оживлен дуновением божественным, так и Сей воплотился под действием Духа Святого, сошедшего на Пресвятую Деву и стал совершенным Богом и совершенным человеком - во всем кроме греха, имеющим два естества - Божеское и человеческое, но в одном лице; и поэтому человеческая природа страдала за нас а Божество оставалось бесстрастным.
При этом святой привел такой пример:
- Когда дерево, озаренное лучами солнца, подсекается топором, то с подсекаемым деревом луч солнечный не подсекается. Так и человечество Христово, соединенное с Божеством если и претерпело страдания, то эти страдания не коснулись Божества.
Эти доказательства, приведенная святым Сильвестром, царь и весь синклит одобрили и признали его победителем в споре, потому что евреи не могли уже более сказать что-нибудь против Сильвестра. Тогда волхв Замврий сказал царю:
- Хотя Сильвестр и одолевает нас своими словами, будучи многоречив и искусен в беседе, но все-таки мы из-за этого не отступим от нашего отеческого закона и не последуем за человеком, которого наши отцы, по общему соглашению, предали на смерть. А что один только есть тот Бог, Которого мы почитаем и нет иного, то я готов доказать это не словом как делает Сильвестр а самым делом; прикажи лишь, царь, привести сюда большого и свирепого быка и тотчас же твое державство и все присутствующие убедятся, что нет Бога кроме Бога нашего.
Один же из присутствовавших сказал:
- Такой бык есть в моем стаде, недалеко от городских ворот. На него никто не может возложить ярма, никто не может даже погладить его рукой или дотронуться до него.
Царь тотчас же приказал привести того быка. Между тем, продолжая беседу, святой Сильвестр, спросил Замврия:
- Зачем тебе бык и, когда его приведут, что ты с ним будешь делать?
Замврий отвечал:
- Хочу доказать силу нашего Бога, ибо если я пошепчу быку на ухо, то он тот час издохнет. Ибо смертное существо не может стерпеть имени Божьего и не может остаться в живых тот, кто услышит сие имя. И наши отцы, когда быки были приводимы для жертвоприношения, говорили то имя в уши быковы и те тотчас же падали с громким ревом и издыхали, будучи, таким образом, готовыми для жертвоприношения.26
Сильвестр возразил:
- Но если это имя, по твоим словам убивает всякого, кто его слышит, как же ты узнал его?
Замврий отвечал:
- Тебе нельзя знать эту тайну, потому что ты - враг нам.
Когда Замврий дал такой ответ, царь сказал ему:
- Если ты не хочешь открыть этой тайны епископу, то открой ее нам, ибо поистине это дело сомнительное, если только не предположить, что то имя можно узнать, прочитав как оно написано где-нибудь.
Замврий отвечал:
- Ни кожа, ни хартия, ни дерево, ни камень и ничто иное не может содержать в себе начертания оного имени, ибо тотчас же и сам пишущий и то, на чем пишется, погибают.
- Скажи же, - заметил царь, - как сам ты узнал его? Ибо нельзя узнать его, если оно не передается в словах, не называется в письмене?
- Я, царь, - отвечал Замврий, - семь дней постился, потом в новую серебряную умывальницу налил чистой проточной воды и стал молиться; тогда невидимым перстом на воде написаны были слова, которые и сделали мне известным имя Божье.
Премудрый же Сильвестр сказал:
- Если ты действительно узнал то имя таким способом, как ты говоришь, то все-таки, когда ты говоришь его кому нибудь на ухо, разве ты не слышишь сам того имени так же, как слышит его тот, кому ты его говоришь и сам ты, слыша его, не умираешь?
Волхв отвечал:
- Я уже сказал, что тебе не следует знать этой тайны, так как ты нам враг. Да и какая нужда в словах когда лучше всего на деле доказать то, что говоришь? Выбери одно из двух: или ты, призвав имя своего Назарянина, умертви быка, чтобы и мы могли уверовать в того Назарянина, или я скажу на ухо быку имя нашего Бога и умерщвлю быка, так что ты тогда должен будешь уверовать в нашего Бога.
Все присутствовавшие, услышав это, одобрили решение Замврия; христиане же пришли в колебание, хотя святой епископ успокаивал их.
Царь же сказал Замврию:
- Тебе следует сначала исполнить обещание, ибо ты обещал одним словом убить быка.
Волхв отвечал:
- Если ты приказываешь это мне сделать, царь, то смотри на силу моего Бога!
Сказав это, он подошел к быку, которого едва могли вести сильные люди, зацепив крепкие веревки за его рога. Подойдя к быку, Замврий пошептал ему что-то на ухо и бык тотчас же, испустив сильный рев затрясся и пал мертвым27. Все, видевшие это, весьма изумились, а иудеи возопили громким голосом хлопая в ладоши:
- Победили мы, победили!
Тогда Сильвестр просил царя приказать, чтобы все замолчали, и когда воцарилось молчание, епископ сказал иудеям:
- Не в ваших ли книгах написано, что сказал всемогущий Бог: "Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю" (Втор. 32:39)?
Они же отвечали:
- Да, это так написано
Тогда Сильвестр сказал:
- Если Замврий именем Божьим убил быка, то пусть он и воскресит его тем же именем. Ибо Бог есть Бог творящий добро, а не зло, и, по существу его, ему свойственно делать добро, а творить зло - противно его существу; воля его, всегда благая, хочет творить всегда доброе. Случается иногда, что Он каким-либо злом накажет кого-нибудь для пользы других, но это бывает не потому, чтобы Он хотел этого, но потому, что к сему побуждается Он нашими злодеяниями. Итак если Замврий легко сделал то, к чему Бог не благоволит по самому Существу Своему, то тем легче он может сделать то, что Богу естественно. Пусть он оживит быка тем же Божьим именем, которым умертвил его, и я обращусь в его веру.
- Царь! - возразил Замврий - Сильвестр опять хочет вести словесный спор, но какая надобность в словах, когда совершилось явное дело?
Обращаясь потом к Сильвестру, он продолжал:
- Если и ты, епископ владеешь какой нибудь силою, то сотвори и ты чудо именем твоего Иисуса!
- Если хочешь, - отвечал святой Сильвестр - я покажу тебе силу моего Христа в том, что чрез призывание его святого имени я воскрешу того быка, которого ты убил.
- Напрасно ты, Сильвестр хвалишься, - возразил Замврий, - не может того быть, чтобы бык ожил!
Тогда царь сказал Замврий:
- Итак если то, что по твоим словам невозможно, епископ все-таки сделает уверуешь ли ты в его Бога?
Замврий отвечал:
- Клянусь тебе, царь, что если увижу быка ожившим, то исповедую, что Христос есть Бог и приму Сильвестрову веру.
Тоже сказали и все иудеи. Тогда епископ преклонив колени, помолился усердно и со слезами Богу, а потом, вставши и подняв руки к небу, произнес в слух всех:
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий и Боже, Ты, Который можешь умерщвлять и оживлять, поражать исцелять, благоволи чрез призвание пресвятого и животворящего имени Твоего оживить того быка, которого Замврий умертвил чрез призвание бесов ибо наступило время совершиться чудесам Твоим для спасения многих; услышь меня, раба Твоего, в сей час чтобы прославилось пресвятое имя Твое!
После молитвы он подошел к быку и громко произнес:
- Если проповедуемый мною Иисус Христос рожденный от Девы Марий, есть истинный Бог то поднимись и стань на ногах своих и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток!
Лишь только святой произнес это, как бык тотчас ожил, встал и стоял тихо и спокойно. Святой приказал снять веревки с рогов его и сказал:
- Ступай туда, откуда пришел и никому не причиняй вреда, но будь тихо; так повелевает тебе Иисус Христос Бог наш!
И бык ушел тихо, хотя прежде был крайне свиреп. Увидев это, все воскликнули как бы в один голос:
- Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!
Иудеи же вместе с Замврием подбежав ко святому и, обняв его честные ноги, просили его помолиться за них Богу и принять их в христианскую веру. Также и блаженная Елена, подняв завесу, за которой сидела, слушая прения и взирая на бывшее при этом вышла оттуда и припала к ногам святого, исповедуя Христа истинным Богом. Все бывшие здесь иудеи во главе; с Замврием и бесчисленное множество народа обратились к истинному Богу и присоединились к Христовой Церкви.
После сего торжества святой веры христианской, святой Сильвестр провел остаток дней своей жизни в непрестанных трудах и заботах о Церкви Христовой, после чего, добре управив вверенное ему словесное стадо, и достигнув глубокой старости28, отошел к Господу. На епископском престоле он пробыл двадцать один год и одиннадцать месяцев. Ныне же в бесконечной жизни он вместе с Ангелами прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас да будет слава во веки, аминь.

Кондак, глас 4:

Во священницех священник явился еси, царя и Бога богоносе, постничком собеседник быв: отонудуже срадуешися ныне ликом ангельским, отче, веселяся в небесных, Сильвестре славне пастырю, спасай любовию совершающыя память твою.

1 Исповедниками назывались в древней Церкви те христиане, которые во время гонений открыто объявляли себя христианами и претерпевали мучения, но оставались в живых. Такие лица пользовались особенным уважением в христианском обществе, так им было представлено право воссоединения с Церковью падших.
2 Префект - градоначальник.
3 Св. Мелхиад - папа Римский с 311-314-й год.
4 Св. Марцеллин - папа Римский с 296-304-й год.
5 В древности в избрании епископа участвовал народ.
6 Все это были боги, которых чтили Римляне, и которые считались покровителями того или другого дня.
7 Так называется воскресный день уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Апок. 1:10).
8 В Римской церкви с давнего времени дни недели называются фериями, т. е. богослужебными днями, что, по словопроизводству с латинского, указывает на обязанность христианина ежедневно совершать служение Богу. Понедельник - ферия первая, вторник - ферия вторая и т. д. Суббота удержала у римских христиан свое еврейское название, а воскресенье называется древним именем - день Господний (Доминика).
9 То же самое о субботе сказано еще в правилах св. Апостолов (64-е правило). Вальсамон в толковании на это правило замечает, что в субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими, но если пост запрещается в субботу, то это значит только, что в субботу не следует хранить полное воздержание от пищи до вечера, как полагается в Великую Субботу, но не указывает на то, что во все субботы, кроме Великой, нужно есть скоромную пищу. По Церковному Уставу в субботу, прямо после литургии, можно вкушать вино, елей и ту пищу, которая полагается по церковный правилам, т. е. в мясоеде - скоромную, в посты - постную.
10 Тарпейская скала - южная, крутая скала Капитолийского холма. Тарпейской она названа потому, что с нею Сабиняне сбросили Тарпею, дочь коменданта Капитолия, когда ими была взята эта крепость. Высота ее - 150 футов над уровнем моря.
11 У язычников было много божеств но истинного Бога они не выдали, почему св. ап. Павел называет их безбожными (Ефес. 2:12).
12 Северо-западная провинция Малой Азии.
13 Раввин - почетный титул в Палестине, даваемый выдающимся учителям и толкователям закона ветхозаветного.
14 Синклит - правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников.
15 Несколько измененное выражение (Пс. 34:23).
16 Почтя все святые Отцы относят это выражение к временному рождению Сына Божья во плоти человеческой.
17 В глубину, т. е. на земле или из-под земли; в высоту, т. е с неба.
18 Ахаз не верил пророку, но прямо сказать об этом ему не решался и потому лицемерно привёл в свое оправдание слова Закона Моисеева, запрещавшего евреям, искушать Господа требованием чудес (Исх.17).
19 Отроковица, т. е. молодая женщина вообще - может быть замужняя, может быть еще девица, толковали иудеи. Это толкование неправильно. Слово, употребленное здесь, в еврейской библии (алма), может означать, по словопроизводству, только девицу очень молодую, еще подрастающую. Притом во всем Ветхом Завете это слово никогда не употребляется в приложении к замужней женщине.
20 Т. е. потому, что там родился Спаситель мира, Которого св. ап. Павел именует царем правды (Евр. 7:2).
21 (Вар. 3: 36-38), т е. действует всегда с высшею мудростью и знает лучшие пути, ведущие к цели.
22 (Зах. 3:1-2). Первосвященник иудейский Иисус, на которого клеветал пред Господом дьявол, признается у многих отцов Церкви прообразом Иисуса Христа, Который также терпел разные нападения от дьявола и слуг его.
23 (Пс. 21:17-18), т.е. в теле Христовом, когда оно висело на кресте, кости так выдались, что их можно было пересчитать.
24 (Пс. 68:22). Желчь - горечь; оцет - уксус. Эти вещества, по толкованию блаженного Феодорита, были прибавлены к питью, чтобы сделать его горьким и приятным.
25 (Быт. 49:9). Иаков здесь собственно говорил о сыне своем Иуде, но все сказанное об Иуде, по изъяснению отцов Церкви, должно относить в. лучшем смысле и к Господу Иисусу Христу, Которого Иуда был прообразом.
26 Это было ложной выдумкой Замврия. Быки, как сказано в Законе (Лев. 1 и след.), были закаляемы священниками.
27 Святой Сильвестр относит это дело к помощи бесов, которые, по учению древних отцов и учителей Церкви, употребляли в те времена все средства к тому, чтобы полагать препятствия усилению религии христианской.
28 Святой Сильвестр папа римский, скончался в 335 году. Мощи его были погребены на Салорийской дороге, в катакомбах св. Прискиллы, в одной миле от Рима.

В этот же день память преподобного Сильвестра Печорского, продолжателя летописи после Нестора (первого русского летописца), жившего в XII веке и почивающего нетленно в ближней Антониевой пещере.

День святого Сильвестра , или Селиверстов день религиозный праздник. В странах с католическим устроем отмечается в самый канун 31 декабря, в православных – 2 (15) января, в частности в странах Европы. Известно, что с каждым годом праздник становится все интересней, ярче, красочнее и веселее. В этот день люди радуются, веселятся, шутят, много едят, пьют и с огромным интересом ждут наступления Нового года. Как известно, День святого Сильветра не является нерабочим днем.

История и празднование

Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. Из исторических источников известно о жизни святого проповедника очень мало. Согласно легенде, дошедшей до наших дней, известно, что в 314 году н.э. святой Сильвестр изловил древнейшего морского монстра – змея Левиафана. Считали, что библейское чудище в 1000 году сможет вырваться на свободу и уничтожить весь мир. Стараниями и отвагой Сильвестра, к всеобщей радости людей, этого не произошло. Сильвестр уничтожил змея и спас весь мир от катастрофы, тем самым не дав людей в обиду. Согласно этой легенде, воедино слились образы Сильвестра I, который убил дракона в 314 году, и Сильвестра II – мага, который боролся с кознями дьявола и был Папой Римским в 999–1003 годах.

Святой Сильвестр, который спас мир от гибели, принял свою кончину 31 декабря 335 года. День смерти Сильвестра люди почитают как День святого Сильвестра. С тех времен именно 31 декабря, в годовщину смерти Сильвестра I, люди прихорашиваются, наряжаются в маскарадные костюмы, католики читают молитвы и называют себя Сильвестр-Клаусами. В наше время достоверным является тот факт, что в некоторых странах осталась интересная традиция. Последний день уходящего года люди в память о Папе Римском называют «Сильвестром». Поэтому актуальный вопрос «Куда пойдешь на Сильвестра?», который в канун Нового года можно услышать во многих странах мира, означает «Где планируешь встречать Новый год?».

Традиции «Дня Святого Сильвестра» в разных странах

Голландия
В самый канун Нового года голландцы, как и многие другие европейские жители, празднуют день святого Сильвестра. Накануне праздника все стремятся к тому, чтобы встать пораньше, так как тому, кто просыпался позже всех, давали прозвище «Сильвестр». Интересен тот факт, что любитель поспать, согласно традициям праздника, обязан заплатить штраф. Девушки в старину заканчивали выполнять всю домашнюю работу до захода солнца так как считалось, что подобное трудолюбие поможет в новом году выйти замуж.

Португалия
День cвятого Сильвестра наиболее грандиозно празднуют на одном из островов Португалии – Мадейре. Торжество праздника начинается в Фуншале – административном центре острова – с 8-ми вечера. Грандиозный праздник продолжается до самого утра.

Столицу острова подсвечивают двумя сотнями тысяч фонариков. Это яркое, сказочное, волшебное, красивое зрелище не оставляет никого равнодушным. Туристы и местные жители, празднуя, ожидают полуночи, чтобы стать свидетелями поистине шикарного салюта, который озаряет ночное небо над островом Мадейра разноцветными огнями.

Чехия
В Чезии на Сильвестра обязательно готовят карпа с яблоками, чечевицей и хреном. Считается, что это угощение поможет обрести удачу и счастье в новом году. На праздничном столе не должно быть птицы, так как считается, что счастье может «улететь» как птичка.

Россия
В России Селиверстов день, или День Кура и Курки, отмечается 2 (15) января. Считается, что этот праздник – куриный: курятники чистят, ладят насесты, окуривают стены дымом от тлеющего девясила или коровьего навоза с углями. Обычно, в курятнике висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. Рано утром старушки наговаривали воду и омывали притолки у дверей, чтобы болезни-лихорадки не входили в избу.

Святой Сильвестр Первый , это тридцать третий Римский Папа причисленный к лику святых как Католической, так и Православной Церквями.

Он же первый Папа Римский Свободной Христианской Церкви. А это значит, что тридцать два его предшественника в Риме на протяжении 300 лет управляли Римской кафедрой в большой опасности среди языческого мира, когда Церковь Христова ещё не была признана властями Рима и многие первые Папы стали мучениками за веру.

Менее чем за год до избрания Папы Римском Сильвестра, Император (Святой Царь) Константин Великий провозгласил Свободу Христианскому вероисповеданию и провозгласил Христианство не сектою, а Церковью. Таким образом, Святой Папа Сильвестр первый Папа который возглавил свободную не гонимую Церковь.

Сильвестр Первый являлся Папой Римским с 314 по 335 год, правил 21 год. Именно Сильвестр в тесном сотрудничестве с императором Константином запретили смертную казнь на кресте в виде распятия, а воскресный день провозгласили выходным днём.

папа Сильвестр постановил праздновать Пасху Христову в первое воскресение полнолуния после 21 марта и это постоновление в Католической Западной Церкви является законом и сегодняшнего дня.

При Папе Сильвестре были построены в Риме самые главные Католические базилики, среди которых Церковь Святого Петра, базилика святого Павла (Себастьяна) и Латеранский собор.

Однако при Папе Сильвестре были и горькие моменты его правления Церковью. Именно при нём город Рим перестал являться столицею Римской Империи, столица императором Константином была перенесена в Константинополь, отчего Рим стал терять первенство среди городов мира и Папа Сильвестр тяжело переживал этот факт, он понимал, что город Рим теряя политическое первенство, столицы Римской империи, Римская епископская кафедра (Папская кафедра), может тоже потерять мировое первенство в христианстве, отдав его Константинополю.

Кроме того, именно при Папе Сильвестре произошёл первый раскол Христовой Церкви, появилось движение Арианство (вошедшее в историю как ересь Ария). И когда Император Константин созвал по этому вопросу Первый Вселенский Никейский собор, то Папа Сильвестр на собор прислал своих легатов, а сам не явился на собор в протест того, что из Рима переносилась в Константинополь столица Римской империи. Папа сильвестр был римлянином, Рим был его родным городом, ехать на Восток он считал, значит унижать свой сан. Сегодня все даже западные церковные историки убеждены, что таким игнорированием Вселенского собора, Святой Папа Сильвестр совершил серьёзную ошибку. Ведь присуствие Папы на Вселенском соборе неизмеримо бы повысило пристиж Папы и всей Римской Церкви в глазах Императора Константина и всей Восточной Церкви, которая там была представлена большинством.

Так или иначе, святой Папа Сильвестр сегодня почитается и в католической и в Православной Церкви ибо в то время Церковь Христова ещё была единой.


Мощи Святого Папы Сильвестра находятся в базилике носящей его имя (Сан-Сильвестро-ин-Капите ) в Риме. Название «Капите » происходит от латинского Caput — «голова»: по хранящейся в храме реликвии — часть головы Иоанна Крестителя.

Эта базилика считается Национальной Церковью Анкглийских Католиков Рима.

Ну а со святым Сильвестром у нас связан ещё один день, а в частности Новогодний праздник, который в большинстве стран мира называется не Новый год, а Святой Сильвестр, ибо Католическая Церковь День его памяти почитает 31 декабря, как день смерти Папы Сильвестра .

Бытует легенда, что святой Сильвестр исцелил императора Константина от халеры, за что и получил огромное уважение в христианском мире. Умер папа аккурат в канун нового 336 года, 31 декабря. День кончины его почитается как день святого Сильвестра.

В то время Новый год праздновали вовсю и повсеместно. Праздник это в принципе языческий, ведь римляне начали его отмечать задолго до принятия христианства. Могущественная церковь с народными традициями сладить не могла.

Полное основание «праздновать» день кончины, очевидно, имеют разве что иудеи, с религией которых папа Сильвестр Первый активно боролся и настаивал на полном отрыве христианства от иудейских корней.


Рассказывают, что как-то папа затеял состязание в силе веры с евреями перед лицом самого императора. Да не просто организовал, но христианской молитвой поборол чары некого знаменитейшего еврейского колдуна, знавшего подлинное имя Всевышнего.

История об утоплении в Тибре сотен римских евреев - тоже якобы его рук дело.

Но вернемся к празднику. Долгое время, более шести веков, Новый год и день святого Сильвестра существовали бок о бок, но каждый сам по себе.

В 1000-м году из моря должен был выползти чудовищный ветхозаветный змей Левиафан, возжелавший, наверное, от сильного голода сожрать всю землю. Естественно, кому же хочется быть съеденным вместе с соседями и средой обитания.

Молебнам не было конца. И вот тут-то святой Сильвестр пригодился как нельзя кстати. Кто же еще заступится, как ни святой, поминают которого в последний день перед концом света? Святой не может людям не помочь.

Змея он в невидимой схватке победил, людей в обиду не дал. До сих пор живем и размножаемся. С тех пор Новый год и называют Сильвестром. Справедливости ради нужно отметить, что не только в Польше, но и в Венгрии, Чехии, Австрии, Швейцарии и даже в Израиле.

Знают, или хотя бы слышали о том, что Польша отмечает в сутки Нового года не один? а сразу два, а точнее даже три праздника. Перечислим их: 31 декабря – День Святого Сильвестра, собственно Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января, а 1 января – Торжество Пресвятой Богородицы. С Богоматерью всё достаточно понятно – день памяти есть день памяти, в случае с Девой Марией нет даже смысла говорить, за какие заслуги мы Её вспоминаем. С Новым годом всё вообще прозрачно – светский праздник. Но что делать со Святым Сильвестром? Кто он и почему у него такой день в календаре?

Оказывается, версий две. Точнее так: периодически, можно даже сказать, ежегодно, на разных польских радиостанциях и телеканалах можно увидеть и услышать опросы случайных прохожих на предмет их знаний о праздниках. Что касается дня Сильвестра, обращает на себя внимание факт, что мнения опрашиваемых расходятся. Часто это звучит примерно так: «Сильвестр... Хмм.. Это святой костёла... По-моему, он был Папой римским... Крестил какого-то императора... Помог людям пережить апокалипсис... Убил дракона... Его убил дракон...»

Это могут быть ответы как одного человека, так и нескольких. Как ни странно, это показывает, что в общем люди имею представление о Сильвестре. Правда, не о том и не совсем такое, какое должно быть.

Действительно - папа

Тысячный год в сознании поляков фигурирует неспроста. В самом деле, Папа римский Сильвестр II - мало того, что личность, сама по себе выдающаяся в европейской истории, так ещё и человек, отметившийся памятными для Польши поступками. Это он канонизировал Святого Войтеха (Św. Wojciech) – одного из трёх главных патронов Польши, которому, кроме прочего, приписывается авторство «Богородицы» (Bogurodzica) – старейшей дошедшей до нас религиозной польской песни, которая выполняла в Средние века роль гимна. Более того, Сильвестр II сразу после канонизации св. Войтеха в 999 году основал в Гнезно Архиепархию, что безусловно является важнейшим историческим событием для страны. И было это как раз в тысячном году. Причём эта версия выглядит куда более реалистичной, чем легенда о том, что Сильвестр II успокоил толпы людей, ожидавших Конца света в 1000 году. Почему так? А потому, что, как утверждают некоторые историки, никакой паники, связанной с окончанием времён на стыке 999 и 1000 годов, попросту не было. Всё дело в том, что простой народ мало ориентировался в общем календаре, точные знания были как раз у духовных лиц. Потому, скорее всего в это время люди занимались своими повседневными делами и никто не ждал появления из недр земли мифического апокалиптического дракона, которого поместили в тысячный год гораздо более поздние сочинители истории и хронологи.

Нестыковка

Дело в том, что дата рождения Христа в сознании людей установилась окончательно гораздо позже, чем мы себе это можем представить. Это сейчас с развитием книгопечатания, а затем и интернета, нам известно, что её вычислял монах Дионисий спустя 5 веков после неё, но и после этого споры об этом событии не утихали. Не утихают они на деле и до сих пор, ведь развитие технологий и количество нестыковок в истории приводит учёных к выводу, что у устоявшейся хронологии есть проблемы. Были они и в средние века. Более того, в пользу того, что конкретно в 1000 году никто массово не ждал апокалиптического дракона говорит и тот факт, что летоисчисление в одной только Римской империи в разных её частях велось по-разному. Где-то считали от эры Диаклетиана, где-то – от строительства Рима, ещё где-то – от сотворения Мира, и так далее. Где уж среди этого выявить в то время централизованно тысячный год? Другое дело, что это мог вычислить сам Сильвестр, но он знал, что тысячный проходит в 1001, а это, нужно признать, уже не тот эффект.

Возможно, Сильвестр II ещё потому запомнился европейцам, что ещё до своего папства, будучи Гербертом Орильякским, принёс Европе и привил в умах такие привычные нам арабские цифры. Да, да – до этого момента числа писали римскими. Герберт также привнёс в средневековую науку много нового, а точнее – хорошо забытого старого. Первый калькулятор – абак, по типу счёт, стал вновь употребляться в Европе благодаря нему.

Также он вернул в употребление такие астрономические инструменты, как армиллярная сфера и астролябия.

То есть в глазах современников он был человеком весьма и весьма прогрессивным. Причём настолько, что его подозревали в колдовстве и связи с потусторонними силами. По одной из легенд, именно эти потусторонние силы предсказали ему смерть от рук самого сатаны, который должен был его растерзать. Более того, одно из преданий о смерти Сильвестра II гласит, будто его, читающего мессу 12 мая 1003 года, разорвал дьявол. Следует учесть, что дьявол в те времена отождествлялся с драконом. Это следовало из библейских текстов, где дьявол называется и змеем, и драконом.
Вот тут-то, возможно, мы и приблизились к вопросу о миллениальном драконе, который должен был появиться в тысячный год. Кстати! А почему дракон должен был появиться именно в тысячный год? Привязка к рождению Христа здесь была бы совсем не верна. Даже если принять как аксиому дату рождения Спасителя в условный «нулевой» год, то, по всей логике, Сатана-Дракон, заточённый на 1000 лет под землёй, о чём сказано в Откровении (глава 20), должен бы был появиться в 1033 году. Если совпадений нет, то какого же дракона боялся Сильвестр II?

Второй – Первый Сильвестр

Путаница в событиях и сопутствующих им драконов, скорее всего, зародилась из-за самого имени Папы – Сильвестр. Дело в том, что дракон фигурирует и в истории другого Папы римского – Сильвестра I. История Сильвестра I не так изобилует легендами, как его позднейшего коллеги Сильвестра II. Но всё же есть в ней место загадкам.

Жил первый Сильвестр в IV веке и запомнился по большей части тем, что весьма сильно повлиял на ход истории христианства вообще. Несмотря на этот факт, личное его участие в деле построения этой истории было как бы опосредованным. Так бывает достаточно часто – показатели производства могут взлететь до небес, а имени усовершенствовавшего технологию токаря не узнает никто. И хоть это не совсем верное сравнение, суть как раз такова.
Дело популяризации и распространения христианства по миру в IV веке осложнялось повсеместными гонениями на приверженцев этого религиозного течения. Вера, если и укоренялась, то делала это очень медленно. По сути это был «катакомбный» период – христиане вынуждены были собираться тайно для совершения своих таинств. Эту информацию до нас доносят многие светские авторы того времени. Переломным моментом считается правление императора Константина. Именно он прекратил гонения на сподвижников Христа, крестился и дал церкви многие привилегии.


Откуда же такая резкая смена направления, кто повлиял? Долгое время считалось, что повлиял как раз Святой Сильвестр.

По одной из легенд, окружавших Сильвестра I, император Константин заболел проказой в наказание от бога за гонения на христиан. Призвав Сильвестра помочь ему, тот сказал, что исцелить властителя Римской империи может только Господь. Император крестился и получил исцеление.

Эта версия со временем уступила другой – будто Сильвестр крестил Константина на смертном одре. Но и она расплылась под натиском фактов. Император пережил Сильвестра на несколько месяцев и крестил его, умирающего, Евсевий Никомедийский. Но факт остаётся фактом. Константин благоволил христианам. Возможно, Сильвестр, понимая это, использовал эту черту императора в своих целях. На то, что он был неплохим политиком, указывает тот факт, что Константин жаловал Сильвестру полномочия и другие дары.

Неподтвердившийся, но весомый дар

Сейчас уже известно, что знаменитый Константинов Дар папе Сильвестру I является искусной подделкой, причём гораздо более поздней, чем время жизни обеих исторических личностей. Тем не менее, начиная с XI столетия, ссылаясь именно на этот документ, Римские папы настаивали на своей власти не только над Церковью, но в той или иной степени и над всей Европой. Долгое время считалось, что документ был получен Сильвестром I от Константина за излечение того от проказы. Согласно нему, Рим, а с ним и западная часть Империи, оставлялась Сильвестру и его преемникам «до скончания веков», а сам император переезжает в новое место, на Восток, в город, который мы теперь знаем как Константинополь. Вено Константиново оказало сильное влияние и на западную, и на восточную ветвь христианства. На Руси также никто не сомневался в подлинности документа. Кроме того, в Великом Новгороде появляется «Белый клобук» – символ Третьего Рима. Тот самый, который Сильвестр I якобы получил из рук Константина в знак наделения его властью над всеми епископами Церкви. Несмотря на опровержение ещё в XV веке подлинности акта Константинова дара, он продержался в некоторых записях западной и восточной церквей вплоть до XIX столетия. Запущенные им механизмы уже было так просто не остановить. Вообще средневековье изобилует фальшивками и подложными документами, что порой серьёзно затрудняет работу историков.

Не клобуком единым

Но не только историей о подлоге в Даре императора Константина прославилось имя Сильвестра I.

Существует также легенда, что Папа Сильвестр избавил римлян от появившегося в городе дракона. Дракон пожирал по триста человек в день. Сильвестр же, в свою очередь, сотворил молитву, в которой якобы произнёс слова схожие с теми, что звучат в Откровении. Он заклинал дракона-дьявола «оставаться в подземелье вплоть до Его (Христа) прихода».

Это событие отражено во фресках, на которых св. Сильвестр воскрешает умерщвленных драконом римлян. После победы над змеем двадцать тысяч жителей Рима приняли крещение. Возможно именно тут мы видим пересечение двух персонажей – двух Сильвестров, слившихся в итоге в сознании людей.
Легенда о драконе вполне могла ассоциироваться с тысячным годом, правда, у более поздних историков, так как им уже с перспективы времени было удобнее составлять жития и прочие рассказы о святых. Кстати как раз из жития святого Сильвестра I становится понятно, почему святой является покровителем (патроном) домашнего скота. Как минимум возможно, что именно из-за случая воскрешения быка убитого во время спора с иудеями на суде у императора Константина. Иудеи обещали поверить в то, что Иисус – не просто человек, но и Бог, если Сильвестр, обращаясь к Нему, сможет вернуть к жизни свирепого быка, убитого ранее Замврием – раввином, на которого собравшиеся иудеи возлагали большие надежды в споре с Сильвестром.


Они полагали, что если спор словесный зайдёт в тупик, то Замврий сможет доказать, что их бог вернее, чем бог, о котором твердит Сильвестр. Действительно, видя, что в споре на словах для иудеев намечается тупик, Замврий пообещал императору и собравшимся, лишь произнеся имя бога на ухо кому-то, умертвить его, ссылаясь на текст Второзакония, где Бог говорит, что Он убьёт и Он же исцелит.

Тогда привели свирепого быка, которого еле могли удержать несколько крепких мужчин. Замврий прошептал ему что-то на ухо и бык, затрясшись, издох. Замврий же обратился к Сильвестру, чтобы и он доказал, что его Бог всемогущ. Сильвестр не задумываясь вознёс не тайную, но явную молитву Христу и Богу и Святому Духу и все увидели, как бык ожил. Сильвестр сказал быку, чтобы тот впредь был кроток, а не свиреп, и отпустил его, и бык тихо ушёл. Жития упоминают, что видевшие это воскликнули: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» – и бросились к нему, чтобы тот крестил их.

День Господень

В капелле Сан-Сильвестро можно лицезреть житийные фрески, рассказывающие о Константиновом Даре для святого папы Сильвестра первого, которые в чём-то можно считать житийными.
Иаков Ворагинский писал о Силтвестре I как о человеке небывалого гостеприимства, заботившемся о сиротах, вдовах и бедняках. Кроме этого, по словам хрониста, святой выделялся красотой лица, речи, чистотой своей жизни, терпеливостью, щедростью в милосердии.

Дожил, согласно дошедшим до нас данным, папа, а затем и святой католической и православной церквей Сильвестр I до глубокой старости в занятиях на благо Церкви и христианства. Умер 31 декабря 335 года. То есть 2015 год является круглой датой памяти этого святого – 1680 лет.


Как видно из всего сказанного, вспоминают в Польше в день перед наступлением Нового года святого Сильвестра I, папу римского и покровителя домашних животных. К нему обращаются с молитвой о благополучии домашнего скота и прочей живности, живущей у нас дома, а также о том, чтобы наступающий год был удачным. И кстати именно Сильвестру I приписывают совет о выходном дне, данный им Константину. Он посоветовал императору заменить День Солнца днём памяти чуда воскресения Христа. С тех пор мы еженедельно имеем в календаре день, который так и называется – воскресение. Чем не повод лишний раз вспомнить святого Сильвестра, не откладывая это дело в долгий ящик до конца года.

Народный праздник Сильвестров день в 2020 году отмечается 15 января (по старому стилю - 2 января). В церковном православном календаре это дата почтения памяти святителя Сильвестра, папы Римского.

Традиции и обряды праздника

На Руси в Сильвестров день женщины гадали на луке. Они выставляли на стол 12 луковиц, посыпали их солью и оставляли на ночь. На следующее утро количество намокших головок показывало число дождливых месяцев в году.

В этот день заговаривали лихоманку.

15 января в народе также именуют днем Кура и Курки. В этот день было принято чистить курятники и вешать в них оберег для птицы от злых духов - черный камень с дыркой посередине.

История жизни святого Сильвестра

Сильвестр родился в Риме в семье христиан. После смерти отца его воспитывали мать Руфина и учитель - пресвитер Квирин. Они дали мальчику хорошее образование и воспитали в благочестивых мыслях.

После достижения совершеннолетия Сильвестр начал давать приют в своем доме странникам. Когда начались гонения на христиан, он предоставил кров епископу Тимофею. Тот прожил у него меньше года, но за это время обратил многих язычников в христианскую веру. После казни Тимофея Сильвестр тайно забрал и похоронил его тело.

Слухи об этом дошли до городского правителя. Он приказал схватить Сильвестра и предать пыткам. Но тот мужественно выстоял и не отказался от христианской веры. Вскоре правитель умер, и Сильвестра освободили.

Святой обратил в христианскую веру многих язычников. В возрасте 30 лет он был посвящен в сан диакона, а затем - пресвитера Римской Церкви. После смерти Папы его избрали на должность епископа Рима.

Святой Сильвестр прославился тем, что в годы правления Константина на одном из диспутов при помощи книг Ветхого Завета доказал императору, его матери и иудеям, что христианскими пророками предсказано о рождении Христа, его страданиях и смерти. Его признали в этом диспуте победившим, но иудеи во главе с Замврием попытались приметить колдовство. Однако Сильвестр остановил их попытки, произнеся имя Иисуса Христа. После этого присутствующие иудеи обратились в христианскую веру.

Также ходит легенда, согласно которой святой Сильвестр поймал ветхозаветное чудовище - морского змея Левиафана. Этим он спас мир от конца света.

Приметы и поверья

  • Вечером появились облака или закукарекал петух - к перемене погоды.
  • Если в этот день петух запел раньше обычного, или гуси с утками начали копошиться в снеге, то скоро наступит оттепель.
  • В Сильвестров день сорока пытается укрыться в домах - к метели.
  • Курицы раньше обычного начали садиться на жердочки для сна - к стуже.
  • Кушать в этот день мясо, особенно птичье - к несчастью.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: