Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Вход господень в иерусалим неделя ваий

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Протоиерей Григорий Дебольский

Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.

Шестая седмица Великого поста.

Шестая и последняя неделя св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время св. Четыредесятницы.

С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи Православная Церковь посвящает богослужение свое и воспоминание событий, предварявших и приближавших спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, и наконец, воспоминанию самих страданий и смерти Его.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. 23, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время евангельской спасительной проповеди, которую начал он после крещения своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. 11, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его он любил и называл другом своим (Ин. 11, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. 11, 4 . 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворим; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, ecu уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. 11, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. 11, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В 9 веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви 4 века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны". В 7 - веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В 8 веке Косьма маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце 9 века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников своих в будущем своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом божество и человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию: Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просшии от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты ecu Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждъ, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз есмь воскрешение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверо дневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, "уверяя нам два существа своя", говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного".

Рыдаеши Иисусе - сие смертного существа: Оживлявши друга твоего, сие божественныя крепости, -

говорит синаксарь в субботу Лазарева воскресения.

Чтением апостольским на литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12, 28; 13, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря (Ин. 11, 1-45).

На жребя всед словом прострый небо:
Человеки взыскуяй разрешите бессловесия.

Так начинается синаксарь в неделю Ваий.

После воскресения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим. Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется царем: се царь твой грядет к тебе кроток (Зах. 9, 9 ; Мф. 21, 5), и вход Его был истинно царский. И пред входом и при самом входе своем Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольно. Пред входом и особенно при самом входе Иисуса Христа в Иерусалим Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, как царю и Господу. За шесть дней до Пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь, Марфа служила Иисусу Христу, а Мария помазала главу и ноги Его нардовою мастью. Иуда Искариотский жалел об этой трате, благовидностью попечения о нищих прикрывая свои намерения татя; но Иисус Христос, добровольно шедший на смерть, предрек, что это действие Марии есть приготовление Его к погребению. В следующее после вечери утро, в день настоящего Вербного воскресенья, Господь совершает торжественный царский вход свой в Иерусалим (Ин. 12, 1-18). Приблизившись к горе Елеонской, Иисус Христос повелевает двум ученикам своим идти в селение и привести оттуда осля и жребя, и аще кто вама речет: почто отрешаета их? отвечать: Господь требует. Равно и владелец, совершенно покорный велению Его, беспрекословно позволяет ученикам исполнить волю Господа. Затем следует покорное служение Господу осляти и жребяти, на неже никто от человек вседе. Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском величии. Множайшии народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от древ, и постилаху по пути. Народи же предходящии ему вследствующии зваху, глаголюще: осанна сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, царь Израилев, осанна в вышних. Господь входит в Иерусалиме в церковь, и здесь Его царская власть является в безропотной покорности Ему продающих и покупающих, которые по воле Его тотчас удаляются из храма. Царский вход Иисуса Христа запечатлевается всемогущею Его властью над законами природы: приступиша к нему хромии и слепии в церкви, и исцели их. Так все повиновалось и служило Иисусу Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и царю. Одни книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные чудеса, негодоваша (Мф. 21, 15), яко мир по нем идет (Ин. 12, 19).

Царский вход Иисуса Христа был вместе и кроткий: се царь твой грядет тебе кроток. Ничто не отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме того, что Он благоволил воссесть на жребя осла, покрытого скудными одеждами учеников. Но се точно царь твой грядет. Ибо весь народ, Его сопровождающий, исполнясь чувством благоговения к Нему, вдруг единодушно изъявляет Ему почесть, достойную царя. Се царь твой; только Он идет не с тем, чтобы воцариться на престоле земном и земными же благами обогатить народ: се царь твой грядет тебе кроток и спасаяй; идет, неся спасение вечное, если примешь Его верой. Этот кроткий царь готов принять и Иерусалим, и всех чад Его под свое отеческое покровительство, и всем иудеям даровать мир истинный? Видев град, он плакася о нем, глаголя: как аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею (Лк. 19, 41-42).

Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалим был новым побуждением для ослепленных завистью и злобой книжников и старейшин народа иудейского ускорить гибель Мессии. Негодуя на Него за Его чудеса и за то, что отроки возглашали ему: осанна сыну Давидову (Мф. 21, 1-17), фарисеи говорили: видите се мир по нем идет (Ин. 12, 19).

Благоговея к царскому входу в Иерусалим, Церковь в первые времена христианства установила праздник Ваий, положенный в числе дванадесятых. Событие входа Господа в Иерусалим было радостью для первоначальной апостольской Церкви, члены которой, видя это событие, начата, радующеся, хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша (Лк. 19, 37). В 3 веке Мефодий, епископ тирский или патарский, в этот праздник говорил поучение, сохранившееся до наших времен. В 4 веке св. Амвросий медиоланский, св. Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский; в 5 св. Прокл, архиепископ константинопольский, в день входа Господа в Иерусалим говорили также поучения.

Св. Амвросий медиоланский в слове на неделю Ваий говорил: "Здесь, прежде всего, надобно заметить день, в который вошел Иисус Христос в Иерусалим. Это был десятый день месяца, в который избирался агнец пасхальный, которого израильтяне закалали в четырнадцатый день месяца; следовательно, Христос, истинный Агнец, который должен был принять распятие в пятницу, вошел в Иерусалим в тот день, в который избирался прообразовательный агнец. Далее св. Церковь, сия нежная мать наша, велит и нам, по примеру встретивших тогда Иисуса Христа, постилать Ему по пути одежды и резать ветви древесные, - только духовным образом. Ныне ослицу заменяет всякая праведная душа; на ней Господь ныне входит в Иерусалим тогда, когда, обитая в душах наших, возбуждает в них отвращение от мира и любовь к небесному отечеству. Одежды по пути вы постилаете пред Господом тогда, когда, уготовляя Господу путь к вам, усмиряете тела ваши воздержанием; а ветви от деревьев приимете, если, возлюбив добродетели святых, уготовите Господу путь к вам; ибо что иное были Авраам, Иосиф, Давид и прочие праведники, как не плодоносные древа Церкви Божией. Посему, если вы хотите достигнуть вечного спасения, то научитесь у Авраама послушанию, у Иосифа целомудрию, у Давида смирению; и поелику финик есть знамение победы, то тогда мы правильно будем держать в руках финиковые ветви, когда, воспевая победные песни, будем стараться победить дьявола добродетельной жизнью; потому что тот напрасно держит в руках финиковые ветви, кого лестью одолевает диавол".

Св. Златоуст говорит о входе Господа в Иерусалим: "Чрез осленка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, сделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи, и мы призваны в новоблагодатную Церковь чрез Апостолов. Наша блаженная славная участь и в иудеях возбудила ревность; осел идет позади осленка. И действительно, после того, как Иисус Христос усвоит себе язычников, тогда и иудеи, по своей ревности, придут к Нему, что ясно показывает апостол Павел, говоря: как ослепление от части Израилеви бысть, донде же исполнение языков внидет: и тако весь Израиль спасется. Итак, из сказанного видно, что это было пророчество. В противном случае не нужно бы было говорить пророку так подробно о возрасте осла. Видно отсюда и то, что апостолы приведут язычников без труда. И действительно, как никто не препятствовал апостолам, когда они повели этих животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их ловили проповедью. Далее - Христос садится не на нагого осленка, но на покрытого одеждами Апостолов: это значит, что апостолы, принимая что-либо от усердия язычников, и свое все отдают им, как говорит Павел: аз же в слабость иждиву, и иждивен буду по душах ваших (2 Кор. 12, 15). Но обрати внимание и на послушание осленка: как он, вовсе не обученный и не знавши еще узды, не помчался быстро, а пошел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. Все это совершилось словом: отрешивше приведита Ми; и беспорядочное пришло в благоустройство, и нечистое сделалось чистым".

Св. Епифаний Кипрский в праздник Ваий беседовал к своим слушателям "Для чего Христос, ходив прежде всего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует противоположная весь? - Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к которому Христос послал двух учеников, т.е. два Завета - Ветхий и Новый. Кого означает ослица? - Без сомнения Синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь, и на хребте которой когда нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? - Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, т.е. ни закон, ни страх, ни Ангел, ни пророк, ни Писание, но только един Бог Слово, Который был в Вифлееме в одних с бессловесными яслях, чтобы, освободив нас от бессловесия, сделать Богословами. Что означает отрешение осленка? - Освобождение от идолослужения и прекращение идольских жертвоприношений. Кого знаменовали недававшие отвязать осленка? - Иудеев и демонов. В ознаменование чего дети постилали одежду? - В ознаменование совлечения ветхого человека, обнажения и запустения Синагоги. Кого означали богословствовавшие дети? - Без сомнения, верный народ Церкви, поколение Христово. Кого матери их? - Купель крещения, в которой верующие возрождаются. Кого образуют ветви маслиничного дерева? - Милосердыя души; дорога знаменует тот путь, на котором приобретаются добродетели, совлекающие с нас ветхого человека. Что значат финиковые ветви? - Чистые души праведников, которые, как финиксы, процветают и, как кедры в Ливане, умножаются, насажденные в доме Господнем; также победу над адом и свободу от власти их, что доставил победитель Христос. Кого означали предшествовавшие? - Праведных пророков; а последствовавшие - апостолов и язычников, уверовавших после них, град же знаменовал вышний Иерусалим; святилище - царство небесное, из которого Христос изгнал иудеев как недостойных. Вот как мы должны смотреть на праздник сей и представлять себе Таинство, которое совершил Господь".

В 7 веке св. Андрей Критский, в 8 Косьма маиумский, Иоанн Дамаскин, в 9 Феодор и Иосиф Студиты, императоры Лев Философ, Феофан, в 14 Никифор Ксанфопул написали священные песнопения и сказания, которые ныне Православная Церковь совершает для прославления входа в Иерусалим.

В событии царского входа Господня в Иерусалим Церковь созерцает исполнение пророчеств о царском служении Иисуса Христа, - патриарха Иакова в первой паремии: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему и той чаяние языков (Быт. 49, 1-12); пророка Софонии во второй: радуйся дщи Сионова зело, воцарится Господь посреде тебе и неузриши зла ктому (3, 14-19); Захарии в третьей: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй, дщи Ерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (9, 9-14).

В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии царского входа Господня, предсказанного пророками, и о злобе завистливых первосвященников и книжников иудейских, которые при восклицаниях народа: осанна сыну Давидову, негодоваша (Мф. 21, 1-11. 15-17). После Евангелия Церковь благословляет и раздает нам зеленые ветви со светильниками, чтобы живее изобразить первоначальное сретение Господа при последнем входе Его в Иерусалим, особенно прославляемом в песнопениях утреннего канона. От употребления этих ветвей великий и дванадесятый праздник называется воскресеньем Цветоносным, или в просторечии Вербным. Как начало праздника, так и начало ветвей и с ними свечей, употребляемых в Православной Церкви в праздник Ваий, относится к древним временам. На употребление ветвей со светильниками в неделю Ваий св. отцы указывают в 4 и 5 веках. В 4 веке св. Амвросий медиоланский говорил: "Многие из пришедших в Иерусалим для празднования, по заповеди Моисеевой, праздника Пасхи, встретили Господа с финиковыми ветвями в руках в доказательство победы Его над народом израильским; потому что пальмовые ветви обыкновенно предносили победителям; и другие резали ветви от деревьев (потому что это происходило на Масличной горе), и где нужно было, уравнивали ими путь Господу. Отселе произошло обыкновение в настоящей праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; да и самый праздник назван неделей Ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Именно, чрез масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни, мы переселимся в свет небесного отечества. На основании этого и Давид псалмопевец о праведнике говорит, что он процветет, как финике (Пс. 91, 13). Посему, держа в руках масличные ветви, покажем в делах милосердие: возьмем и финиковые ветви, в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей небесного отечества, - в чем Господь Христос есть предтеча нам, потому что, по словам апостола, Он есть кончина закона всякому верующему".

В 4 же веке об обычае православных христиан стоять на утрене с вайями упоминает св. Иоанн Златоуст в беседе своей на 145 псалом, и Кирилл александрийский в слове на неделю Ваий, в котором он говорит: "свещи наши светлы возьмем, одежды душевный изменим; ветвие, яко победоносцы понесем". В 5 веке св. Прокл, константинопольский архиепископ, оканчивая слово свое в неделю Ваий, произнес: "Взяв пальмовые ветви, изыдем и мы во сретение Господа нашего". В 8 веке о ветвях, держимых верующими в день входа Господа в Иерусалим, упоминает Косьма маиумский в 9 песне канона в неделю Ваий.

Зеленеющие ветви со светильниками, держимые нами при утреннем богослужении в день входа Господа в Иерусалим, по изъяснению Церкви, служат Иисуса Христа, Которому мы "яко победителю смерти вопием: осанна в вышних". "Восхвалите согласно, людие и языцы: царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на кресте поразити враги, яко Силен. Этого ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю: слава Тебе, Спасу Христу: слава Тебе, благословенному, единому Богу нашему". Ветви служат знамениями победы над смертию и воскресения не только Иисуса Христа, но и купно с Ним верующих в Него. Ибо Церковь возглашает в неделю Ваий: "Днесь благодать св. Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних". Таким образом верба, которую мы вземлем в день царского входа Господа в Иерусалим, означает и Крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь. Светильники при знаменах победы и воскресения изображают величие торжества и немерцаемый свет блаженного воскресения для вечной жизни. Осля, по изречениям Церкви и св. Отец, духовно указывает на народ израильский, а жребя, неносившее ига, изображает язычников, которых Господь захотел подчинить под свое благое и легкое иго. "Всесвятый Дух апостолы научивый глаголати иными языки, - говорит Церковь, - Той и детям еврейским неискусозлобным повелевает звати: осанна в вышних, благословен грядый, царь Израилев. Ризы же постилаху Ему, ведуще, как Той есть Бог наш".

Чтением Апостола Церковь, сообразно древней радости апостолов и народа при входе кроткого царя в Иерусалим, внушает нам: радуйтеся всегда о Господе: и паки реку радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком и проч. (Флп. 4, 4-9). Чтением Литургийного Евангелия Церковь благовествует о вечери, уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа за шесть дней до Пасхи, о помазании драгоценным миром Иисуса Христа, послужившим предзнаменованием погребения Его, и входе Господа на другой день после вечери в Иерусалим, при этом народ встретил Господа, как царя, потому что Он воскресил Лазаря (Ин. 12, 1-18).

На Литургии, которая ради дванадесятого праздника Ваий бывает - св. Иоанна Златоуста, взывая нас к духовному сретению Господа, Церковь внушает нам принести Христу Богу вместо ваий милостыню; в молитве сердечной вопиять: осанна; взять ветви добродетелей и принять Христа в дом души, как в Иерусалим.

Седален в неделю Цветоносия.
1 песнь трипеснца в понедельник Ваий. Синаксарь в неделю Ваий. Так объясняют в словах своих на эту неделю Мефодий патарский, Епифаний Кипрский, св. Златоуст в 66 беседе на Матфея, 2.
Церковная служба, в субботу Ваий.

; ; Этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся Неде-лей ва-ий (вет-вей), Неде-лей цве-то-нос-ной, а в про-сто-ре-чии у рус-ских так-же Верб-ным вос-кре-се-ньем от обы-чая освя-щать в этот день паль-мо-вые вет-ви, за-ме-ня-е-мые у нас вер-ба-ми.

На-ча-ло празд-ни-ка вос-хо-дит к глу-бо-кой древ-но-сти. Пер-вое ука-за-ние на празд-ник - в III ве-ке при-над-ле-жит свя-то-му , епи-ско-пу Па-тар-ско-му († 312), оста-вив-ше-му по-уче-ние на этот день. В IV ве-ке празд-ник, как сви-де-тель-ству-ет свя-той , со-вер-шал-ся весь-ма тор-же-ствен-но. Мно-гие из свя-тых от-цов IV в. оста-ви-ли свои по-уче-ния на этот празд-ник. В VII-IX вв. свя-тые , и Иосиф Сту-ди-ты, а так-же им-пе-ра-тор ви-зан-тий-ский Лев Фило-соф, Фе-о-фан и Ни-ки-фор Ксан-фо-пул про-сла-ви-ли празд-ник пес-но-пе-ни-я-ми, ко-то-рые и ныне по-ет Пра-во-слав-ная Цер-ковь.

В суб-бо-ту сед-ми-цы Ва-ий Цер-ковь вос-по-ми-на-ет чу-до вос-кре-ше-ния Ла-за-ря, по-это-му суб-бо-та на-зы-ва-ет-ся Ла-зо-ре-вой. Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря Цер-ковь про-слав-ля-ет как до-ка-за-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы Иису-са Хри-ста и как удо-сто-ве-ре-ние в вос-кре-се-нии Хри-ста и в об-щем вос-кре-се-нии всех умер-ших, что и вы-ра-жа-ет-ся в тро-па-ре празд-ни-ка (глас 1-й): «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, (т.е. удо-сто-ве-ряя), из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же. Тем-же и мы, яко от-ро-цы (ев-рей-ские) по-бе-ды зна-ме-ния но-ся-ще. Те-бе по-бе-ди-те-лю смер-ти во-пи-ем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во имя Гос-подне».

Ла-за-ре-ва суб-бо-та и Верб-ное вос-кре-се-нье слу-жат пе-ре-хо-дом от Че-ты-ре-де-сят-ни-цы к .


Ла-за-ре-ва Суб-бо-та. Неде-ля Ва-ий

Ма-рия Сер-ге-ев-на Кра-со-виц-кая

Страст-ная и Пас-халь-ная сед-ми-цы об-ра-зу-ют центр бо-го-слу-жеб-но-го го-да. Они яв-ля-ют-ся тем вре-ме-нем в жиз-ни Церк-ви, ко-то-рое пред-ва-ря-ет-ся дол-гой и се-рьез-ной под-го-тов-кой - Ве-ли-ким по-стом. По-след-няя, 6 сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста име-ет осо-бое на-зва-ние - «сед-ми-ца ва-ий». Все дни ее от по-не-дель-ни-ка до пят-ни-цы име-ют та-кое опре-де-ле-ние: «по-не-дель-ник ва-ий», «втор-ник ва-ий» и т.д. Эта сед-ми-ца по сво-е-му устро-е-нию, по со-дер-жа-нию бо-го-слу-же-ния ока-зы-ва-ет-ся устрем-лен-ной к Неде-ле ва-ий, или к то-му празд-ни-ку, ко-то-рый мы при-выч-но на-зы-ва-ем «Вхо-дом Гос-под-ним в Иеру-са-лим».

Бо-го-слу-же-ние этих дней от-кры-ва-ет пе-ред на-ми важ-ный прин-цип цер-ков-но-го Уста-ва. Уча-стие в цер-ков-ном бо-го-слу-же-нии не яв-ля-ет-ся про-сто вос-по-ми-на-ни-ем про-шед-ших со-бы-тий или со-зер-ца-ни-ем бо-го-слов-ских идей - все в устро-е-нии бо-го-слу-же-ния на-прав-ле-но на то, чтобы со-бы-тия, вос-по-ми-на-е-мые и празд-ну-е-мые Цер-ко-вью, бы-ли на-ми пе-ре-жи-ты по су-ще-ству, ста-ли фак-том на-шей жиз-ни, чтобы мы во-шли в ту ре-аль-ность, в ко-то-рую Цер-ковь нас стре-мит-ся вве-сти. До-сти-га-ет-ся это раз-ны-ми спо-со-ба-ми, а в сед-ми-цу ва-ий в те-че-ние 5 дней зву-чат пес-но-пе-ния, ко-то-рые за-став-ля-ют нас на-пря-жен-но ждать со-бы-тий кон-ца сед-ми-цы.

Эта сед-ми-ца долж-на при-ве-сти нас к двум осо-бен-ным празд-ни-кам - суб-бо-те Ла-за-ре-вой и Неде-ле ва-ий. В суб-бо-ту Ла-за-ре-ву празд-ну-ет-ся вос-кре-ше-ние пра-вед-но-го Ла-за-ря. Мы пом-ним, что Гос-подь вос-кре-сил че-ты-рех-днев-но-го мерт-ве-ца (). Он знал, что Ла-зарь бо-лел и умер, и, тем не ме-нее, слов-но на-роч-но мед-лил и не при-хо-дил в Вифа-нию, хо-тя дом пра-вед-ных Мар-фы и Ма-рии и их бра-та Ла-за-ря был тем до-мом, ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, Гос-подь ча-сто по-се-щал. И вот, зная о бо-лез-ни Ла-за-ря, его смер-ти и по-гре-бе-нии, Гос-подь при-шел, ко-гда тот уже 4 дня ле-жал во гро-бе. Все это пе-ре-жи-ва-ет-ся и яв-ля-ет-ся в бо-го-слу-же-нии. Упо-ми-на-ния об этом есть в бо-го-слу-жеб-ных текстах уже с пер-вых дней сед-ми-цы: «Вче-ра и днесь бо-лезнь Ла-за-ре-ва, сию бо Хри-сту яв-ля-ют срод-ни-цы…» - вче-ра и се-го-дня уже бо-ле-ет Ла-зарь, и Хри-стос об этом зна-ет, по-то-му что ему со-об-щи-ли род-ствен-ни-ки. Та-ким об-ра-зом, нас не про-сто ин-фор-ми-ру-ют, а во-вле-ка-ют в ход со-бы-тий. В сре-ду мы слы-шим: «Днесь изд-ше Ла-зарь», - се-го-дня умер Ла-зарь. И на-ко-нец: «Днесь Ла-зарь уме-рый по-гре-ба-ет-ся…» - вот уже по-ла-га-ет-ся во гроб. Та-ким об-ра-зом, про-сле-жи-ва-ют-ся все эта-пы, пред-ше-ству-ю-щее это-му ве-ли-ко-му чу-ду. А мы вме-сте с сест-ра-ми Ла-за-ря на-хо-дим-ся в ожи-да-нии Гос-по-да и недо-уме-ва-ем, по-че-му же Он не при-хо-дит. Эта сед-ми-ца ста-но-вит-ся пу-тем, ве-ду-щим к дню вос-кре-ше-ния Ла-за-ря.

Страст-ную сед-ми-цу и пред-ше-ству-ю-щие ей празд-ни-ки - Неде-лю ва-ий и суб-бо-ту Ла-за-ре-ву - нуж-но от-ли-чать от Ве-ли-ко-го по-ста. Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца - это вре-мя под-го-тов-ки, а Страст-ная - это уже не пост, а цель по-ста, то, к че-му мы го-то-ви-лись, и в чем мы долж-ны, под-го-то-вив-шись и по-тру-див-шись в ме-ру сво-их сил, участ-во-вать. В пя-ток ва-ий несколь-ко раз по-ет-ся та-кой текст: «Ду-ше-по-лез-ную со-вер-шив-ше че-ты-ре-де-сят-ни-цу…» т.е. уже окон-чив вре-мя св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, ко-то-рая долж-на бы-ла при-не-сти поль-зу ду-ше, «… и Свя-тую сед-ми-цу стра-сти Тво-ея про-сим ви-де-ти, Че-ло-ве-ко-люб-че». В пят-ни-цу на сед-ми-це ва-ий св. Че-ты-ре-де-сят-ни-ца кон-ча-ет-ся; мы уже сто-им в пред-две-рии Страст-ной сед-ми-цы.

В Ве-ли-ком По-сту 6 сед-миц, но суб-бо-ты и вос-кре-се-нья не яв-ля-ют-ся пост-ны-ми дня-ми - не в том смыс-ле, что от-ме-ня-ет-ся те-лес-ное воз-дер-жа-ние, а в том, что устро-е-ние бо-го-слу-же-ния со-всем дру-гое: в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье со-вер-ша-ет-ся пол-ная ли-тур-гия, со-вер-ша-ет-ся Та-ин-ство Ев-ха-ри-стии. Что ка-са-ет-ся еды, то в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье все-гда ослаб-ле-ние по-ста на елей, и та-ким об-ра-зом суб-бо-та и вос-кре-се-нье не вхо-дят в чис-ло дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Итак, 6 сед-миц и в каж-дой по 5 дней, все-го по-лу-ча-ет-ся 30 пост-ных дней, а ведь мы го-во-рим о св. Че-ты-ре-де-сят-ни-це. Здесь на-до ска-зать, что идея пред-пас-халь-но-го по-ста су-ще-ству-ет с древ-ней-ших вре-мен и яв-ля-ет-ся апо-столь-ским уста-нов-ле-ни-ем, од-на-ко ис-чис-ле-ние дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы пре-тер-пе-ло очень зна-чи-тель-ные из-ме-не-ния. Так, на Пра-во-слав-ном Во-сто-ке до IX ве-ка не бы-ло един-ства в опре-де-ле-нии пе-ри-о-да св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. По-нят-но, по-че-му Че-ты-ре-де-сят-ни-ца но-сит та-кое на-зва-ние - ведь свв. От-цы по-ста-но-ви-ли упо-до-бить свой пост по-сту Гос-по-да, Ко-то-рый 40 дней пре-бы-вал в пу-стыне, но вот устро-е-ние это-го по-ста ока-за-лось до-воль-но труд-ным. Пред-пас-халь-ный пе-ри-од мог со-сто-ять как из 7, так и из 8 сед-миц: от на-ча-ла По-ста до дня Пас-хи мог-ло быть как семь, так и во-семь недель. На-ша сыр-ная сед-ми-ца (как мы зна-ем, за-го-ве-нье на мя-со про-ис-хо-дит уже за неде-лю до по-ста) от-ме-че-на мно-ги-ми чер-та-ми ве-ли-ко-пост-но-го бо-го-слу-же-ния и яв-ля-ет-ся по-лу-пост-ной сед-ми-цей. Это и есть оста-ток то-го вось-ми-не-дель-но-го пред-пас-халь-но-го по-ста, ко-то-рый су-ще-ство-вал на Во-сто-ке. Про-дол-жи-тель-ность его ва-рьи-ро-ва-лась по-то-му, что по-сто-ян-но стре-ми-лись при-ве-сти чис-ло дней по-ста к 40 дням. Но осу-ще-ствить это в пол-ной ме-ре так и не уда-лось: несмот-ря на все по-пыт-ки при-ве-сти чис-ло пост-ных дней к 40, это уда-ет-ся лишь це-ной неко-то-рых на-тя-жек и вы-гля-дит несколь-ко на-ду-ман-но.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва по сво-е-му бо-го-слу-жеб-но-му устро-е-нию яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но осо-бен-ным, ни на что не по-хо-жим днем. На-ка-нуне в пят-ни-цу, как и во все пят-ни-цы Ве-ли-ко-го по-ста, со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. По-сколь-ку эта ли-тур-гия все-гда слу-жит-ся на ве-черне, на-чи-на-ет-ся ве-чер-ней, суб-бо-та Ла-за-ре-ва на-чи-на-ет-ся уже в пя-ток ве-че-ра. На при-хо-дах Пре-ждео-свя-щен-ную слу-жат в пят-ни-цу с утра, и это уже яв-ля-ет-ся на-ча-лом бо-го-слу-жеб-но-го дня Ла-за-ре-вой суб-бо-ты. С это-го дня от-ла-га-ет-ся бо-го-слу-же-ние по Ми-нее до по-не-дель-ни-ка Фо-ми-ной сед-ми-цы. Лег-ко по-нять, что это не яв-ля-ет-ся ка-ким-то фор-маль-ным уста-нов-ле-ни-ем, а в этом за-клю-че-но ука-за-ние на то, что ни-ка-кое про-слав-ле-ние свя-тых сей-час уже неумест-но - на-сту-пил та-кой пе-ри-од, ко-гда все со-сре-до-то-че-но на од-ном, по-это-му все бо-го-слу-же-ние в этот пе-ри-од осу-ществ-ля-ет-ся толь-ко по Три-о-ди. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ет празд-ник Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рый обя-за-тель-но празд-ну-ет-ся, на ка-кой бы день Страст-ной или Свет-лой сед-ми-цы он ни при-шел-ся в этом го-ду.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва и сле-ду-ю-щая за ней Неде-ля ва-ий до неко-то-рой сте-пе-ни яв-ля-ют-ся еди-ным празд-ни-ком: они име-ют об-щий тро-парь, по-свя-щен-ный со-бы-ти-ям этих двух дней. Кро-ме то-го, неко-то-рые ча-сти вос-крес-но-го бо-го-слу-же-ния, ко-то-рое невоз-мож-но со-вер-шать в Неде-лю ва-ий, т.к. это Гос-под-ский дву-на-де-ся-тый празд-ник, пе-ре-не-се-ны на суб-бо-ту.

Итак, утре-ня, со-вер-ша-е-мая в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву, со-дер-жит несколь-ко вос-крес-ных тек-стов - тех, ко-то-рые при обыч-ном по-ряд-ке бо-го-слу-же-ния по-ют-ся толь-ко в вос-крес-ный день и яв-ля-ют-ся непре-мен-ной ча-стью вос-крес-но-го все-нощ-но-го бде-ния. Так, по-сле 17 ка-физ-мы по-ют-ся зна-ко-мые вос-крес-ные тро-па-ри по Непо-роч-нех Ан-гель-ский со-бор уди-ви-ся . Но что еще бо-лее уди-ви-тель-но - в Ла-за-ре-ву суб-бо-ту по-ет-ся Вос-кре-се-ние Хри-сто-во ви-дев-ше - тот текст, ко-то-рый мы по-ем толь-ко по вос-крес-ным дням и в пе-ри-од празд-но-ва-ния Пас-хи. Суб-бо-та Ла-за-ре-ва - это день, ко-гда мы уве-ря-ем-ся во все-об-щем вос-кре-се-нии «преж-де стра-стей» Хри-сто-вых, и еще преж-де Его вос-ста-ния ви-дим Вос-кре-се-ние Хри-сто-во в вос-кре-ше-нии Ла-за-ря. По-сле пе-ния ка-но-на воз-гла-ша-ют-ся сти-хи «Свят Гос-подь Бог наш» - это текст вос-крес-ной служ-бы. Хва-лит-ные сти-хи-ры по-ют-ся на 8, как в неде-лю, а их Бо-го-ро-ди-чен «Пре-бла-го-сло-вен-на еси, Бо-го-ро-ди-це Де-во…» взят из вос-крес-ной служ-бы. За пред-пи-са-ни-я-ми Уста-ва сто-ит стрем-ле-ние явить нам со-дер-жа-ние со-бы-тия и его ис-тин-ный смысл. Служ-ба яв-ля-ет-ся по су-ти вос-крес-ной, и Ла-за-ре-ва суб-бо-та пред-вос-хи-ща-ет ра-дость Пас-хи. Бо-го-слу-жеб-ные тек-сты недву-смыс-лен-но сви-де-тель-ству-ют о вос-крес-ном ха-рак-те-ре бо-го-слу-же-ния это-го дня.

В ек-са-по-сти-ла-рии это-го дня, чи-та-е-мом на Сла-ву, и ныне зву-чат сло-ва ап. Пав-ла (), ко-то-рые мы ско-ро услы-шим в ли-ку-ю-щем Пас-халь-ном сло-ве Иоан-на Зла-то-уста: «Ла-за-рем тя Хри-стос уже раз-ру-ша-ет, смер-те, и где твоя, аде, по-бе-да? Вифа-нии плач ныне на те-бе про-став-ля-ет-ся; вси вет-ви по-бе-ды То-му при-не-сем». Этот текст яв-ля-ет нам един-ство Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Пас-хи, Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Неде-ли ва-ий.

На-по-ми-ная нам внеш-нюю кан-ву со-бы-тий, бо-го-слу-жеб-ные тек-сты вскры-ва-ют их глу-бин-ный бо-го-слов-ский смысл. Неко-то-рые оста-нав-ли-ва-ют-ся на сви-де-тель-стве о двух при-ро-дах Хри-ста - че-ло-ве-че-ской и Бо-же-ствен-ной. Так, си-нак-сарь пред-ва-ря-ет-ся та-ки-ми сти-ха-ми: «Ры-да-е-ши, Иису-се, сие смерт-на-го су-ще-ства; ожив-ля-е-ши дру-га Тво-е-го, сие бо-же-ствен-ныя кре-по-сти». То, что Ты, Гос-по-ди, опла-ки-ва-ешь Ла-за-ря, про-яв-ле-ние «смерт-но-го су-ще-ства», вос-кре-ше-ние дру-га - сви-де-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы.

В день Ла-за-ре-вой суб-бо-ты со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Иоан-на Зла-то-уста сво-им обыч-ным по-ряд-ком, но по-ет-ся не Три-свя-тое, а Ели-цы во Хри-ста кре-сти-сте-ся . По воз-гла-се Из-ряд-но о Пре-свя-тей… по-ет-ся за-до-стой-ник, хо-тя Ти-пи-кон о нем умал-чи-ва-ет.

Неде-ля Ва-ий, неде-ля цве-то-нос-ная, празд-ник Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим, а на Ру-си еще и Верб-ное вос-кре-се-нье - так на-зы-ва-ет-ся сле-ду-ю-щий день. В этот день не по-ем вос-крес-ных пес-но-пе-ний, не празд-ну-ем Вос-кре-се-ние Хри-сто-во, и на-до ска-зать, что та-кое по-стро-е-ние бо-го-слу-же-ния под-чи-ня-ет-ся об-щим пра-ви-лам: ес-ли дву-на-де-ся-тый Гос-под-ский празд-ник по-па-да-ет на вос-кре-се-нье, «вос-кре-се-но ни-что-же по-ем», т.е. вос-кре-се-нье не празд-ну-ет-ся, а толь-ко Гос-под-ский празд-ник. В ка-ком-то смыс-ле мож-но ска-зать, что вос-кре-се-нье пе-ре-не-се-но на суб-бо-ту Ла-за-ре-ву. Тро-парь празд-ни-ка об-щий с Ла-за-ре-вой суб-бо-той, од-на-ко, есть и вто-рой тро-парь Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим; это един-ствен-ный Гос-под-ский празд-ник, име-ю-щий два тро-па-ря. Этот вто-рой тро-парь по-ка-зы-ва-ет нам осо-бен-ную чер-ту это-го со-бы-тия, зву-чит он так:

«Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш, без-смерт-ныя жиз-ни спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, и вос-пе-ва-ю-ще зо-вем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во Имя Гос-подне».

Здесь го-во-рит-ся от ли-ца всех, кто со-брал-ся в хра-ме: «Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш», - вот мы кре-сти-лись и кре-ще-ни-ем сво-им мы Те-бе спо-греб-лись, мы умер-ли вме-сте с То-бой, Гос-по-ди, и бес-смерт-ной жиз-ни «спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им». Очень ин-те-рес-но, что здесь го-во-рит-ся не о празд-ну-е-мом со-бы-тии, а о та-ин-ствен-ном смыс-ле хри-сти-ан-ской жиз-ни. С этой же те-мой в Неде-лю ва-ий свя-за-на од-на сти-хи-ра; она по-вто-ря-ет-ся за служ-бу 7 раз, с уди-ви-тель-ным по-сто-ян-ством:

«Днесь бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха нас собра, и вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем: бла-го-сло-вен Гря-дый во Имя Гос-подне, осан-на в выш-них».

По-вто-ря-ет-ся этот текст, ко-неч-но, не по-то-му, что на про-тя-же-нии столь-ких ве-ков не на-шлось че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чи-нил еще шесть сти-хир, чтобы вос-пол-нить бо-го-слу-же-ние, а по-то-му что текст этой сти-хи-ры очень ва-жен. Зна-е-те, как ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ют ре-бен-ка: я же те-бе го-во-рил, и вче-ра го-во-рил, и се-го-дня опять го-во-рю; по-вто-ря-ет-ся то, что важ-но. На Гос-по-ди, воз-звах эта сти-хи-ра зву-чит под-ряд два ра-за, в этом же цик-ле она зву-чит на Сла-ву и на И ныне , на сти-ховне она по-ет-ся два ра-за и на утре-ни по 50 псал-ме. На-вер-но, имен-но на этот текст и сле-ду-ет об-ра-тить осо-бое вни-ма-ние. Здесь го-во-рит-ся о том, что Гос-подь со-брал нас в Церк-ви и объ-еди-нил бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха. А даль-ше та-ин-ствен-ные сло-ва: «И вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем». Обыч-но ведь го-во-рят о несе-нии сво-е-го Кре-ста, а как нам взять Крест Хри-стов? Долж-но быть, здесь го-во-рит-ся о го-ря-чем сер-деч-ном стрем-ле-нии все раз-де-лить с Гос-по-дом. Здесь го-во-рит-ся, что мы встре-ча-ем Его всем су-ще-ством: Гос-подь гря-дет на воль-ную страсть, и мы идем вме-сте с Ним, Этот текст очень лич-ный, он от-но-сит-ся лич-но к каж-до-му и в то же вре-мя объ-еди-ня-ет всех, ко-го «бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха собра».

Служ-ба Неде-ли ва-ий - бден-ная, на ве-ли-кой ве-черне па-ри-мии и ли-тия, на утре-ни - по-ли-е-лей и празд-нич-ное окон-ча-ние, это по-ря-док обыч-но-го бде-ния. Неде-ля ва-ий при-ме-ча-тель-на так-же тем, что в этот день мы несем в храм рас-пус-ка-ю-щи-е-ся вет-ки вер-бы. В Ти-пи-коне не упо-ми-на-ют-ся ни ел-ки на Рож-де-ство, ни бе-рез-ки на Тро-и-цу, а вот в Неде-лю ва-ий по-ла-га-ет-ся освя-ще-ние ва-ий, и в очень важ-ном ме-сте служ-бы - по-сле Еван-ге-лия, по 50 псал-ме. Во вре-мя чте-ния 50 псал-ма со-вер-ша-ет-ся каж-де-ние огром-но-го пуч-ка ве-ток, ко-то-рые за-тем долж-ны раз-да-вать-ся бра-тии, но пе-ред этим про-из-но-сит-ся спе-ци-аль-ная мо-лит-ва на освя-ще-ние ва-ий и они окроп-ля-ют-ся свя-той во-дой (в Ти-пи-коне об окроп-ле-нии не го-во-рит-ся). И ко-гда бра-тия под-хо-дит це-ло-вать Еван-ге-лие, игу-мен каж-до-му да-ет эти вет-ки. Ко-неч-но, это долж-ны быть вет-ки фини-ко-вой паль-мы, но у нас паль-мы не рас-тут. В это вре-мя на Ру-си обыч-но толь-ко-толь-ко за-цве-та-ет вер-ба, по-это-му у нас это вос-кре-се-нье и по-лу-чи-лось Верб-ным. До-стой-но вни-ма-ния, что освя-ще-ние этих ве-то-чек со-вер-ша-ет-ся не пе-ред служ-бой и не по-сле служ-бы (где-то там, на за-двор-ках, ко-гда все уже рас-хо-дят-ся), оно со-вер-ша-ет-ся в са-мом цен-тре служ-бы, в са-мом ее серд-це. И игу-мен раз-да-ет бра-тии эти ве-точ-ки, чтобы сей-час, во вре-мя чте-ния ка-но-на каж-дый ося-зал их так, как ося-зал их на-род, от-ро-ки, встре-чав-шие Хри-ста. Этот мо-мент сви-де-тель-ству-ет от-нюдь не о «те-ат-раль-ной пыш-но-сти» бо-го-слу-же-ния, а о том, что празд-ник дол-жен вой-ти во все на-ше су-ще-ство - через зре-ние, слух, обо-ня-ние (ко-гда мы чув-ству-ем бла-го-уха-ние ка-диль-но-го ды-ма) и да-же ося-за-ние. Все на-ши те-лес-ные чув-ства, от-кры-тые для вос-при-я-тия этой выс-шей, ду-хов-ной ре-аль-но-сти, по-мо-га-ют нам при-бли-зить-ся к ней.

По де-вя-той пес-ни ка-но-на нет све-тиль-на. «Све-тиль-на не гла-го-лем, но абие: Свят Гос-подь Бог наш», - го-во-рит-ся в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах.

Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия в этот день со-вер-ша-ет-ся по чи-ну Иоан-на Зла-то-уста, на ней по-ют-ся празд-нич-ные ан-ти-фо-ны и воз-гла-ша-ет-ся вход-ный стих. Осо-бен-ность ее так-же в том, что по-ет-ся за-до-стой-ник, про-из-но-сит-ся празд-нич-ный от-пуст.

Вербное воскресенье. В 2012 году этот ключевой праздник постного календаря попадает на 8 апреля. Что это за день? Какие события мы вспоминаем? В очередной раз "Нескучный сад" попытался разобраться в этом вопросе.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…


Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс - это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка

Торжество и печаль Вербного воскресенья

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.


Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Вербное воскресение - история праздника

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.


Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века

Вербное воскресенье и аскетика

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. В.Г. Шварц, 1865 год


Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска


Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров


Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи,
в 6-е воскресенье Великого Поста.

В се четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них:
«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют
:
«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления празднования:
Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника - Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле - царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника: На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами - Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие - ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим - это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь - вход в Новый Иерусалим.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: