Если воцерковленный соблазняет других ошибочными рассуждениями. Воцерковление совершает господь

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало. Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога. Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести покаяние пред Богом и начать жить по-новому. Но жить не индивидуальной замкнутой жизнью, как раньше, а ответственно и открыто исповедуя свою веру, как это подобает членам народа Божьего – Церкви, по словам апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и Свои Богу» (Еф. 2, 19).

Для многих из нововоцерковленных светлый день Рождества Христова стал днем их первого сознательного участия в Литургии верных, днем первого причастия. После Рождественских святых и светлых дней, во время которых новопросвещенные братья и сестры вместе молились на Евхаристии, учились церковному пению и чтению, совместному труду во славу Божью, они в течение последующих восьми недель будут проходить таинствоводство (мистагогию) – введение в литургические таинства Православной Церкви, догматику, аскетику и христианскую антропологию.

Мы попросили катехизаторов и их помощников из Преображенского братства ответить на вопрос: «Что такое воцерковление?».

Сергей Корденко: С точки зрения нецерковного человека, воцерковление – это процесс, в результате которого человек начинает совершать некие внешние действия: вешает дома иконы, начинает по праздникам ходить в храм, соблюдать посты и пр. Но у всякого явления есть глубинная, невидимая составляющая, которая лишь внешне выражается знаками и атрибутами. Ведь вера – это незримая, но реальная глубина жизни. В эту глубину Божественной жизни нужно погрузиться, войти в пространство Духа, пространство Церкви. Оно не территориальное, не ощущаемое физически. Это пространство Божьей любви, явленной в единстве духовной жизни верящих Ему людей. Внешним людям это объяснить очень трудно, но люди, которые проходят этот путь, начинают открывать Богу и людям свое сердце. И нужен довольно длительный период подготовки духовного сердца человека. Когда человек ищет Бога, он погружается в Его жизнь. Погружение это парадоксальное – не вниз, а Вверх. Это и есть воцерковление

Ольга Цкитишвили: Самое трудное в воцерковлении – это войти в такое состояние, чтобы впустить Дух Святой во все сферы своей жизни, всю её воцерковить. Поэтому процесс воцерковления – это целожизненный процесс. В контексте Светлой седмицы, мне кажется, нам нужно показать нововоцерковленным, что такая жизнь есть, пусть хотя бы и не в полноте, но уже существует здесь, в наше время на нашей земле.

Владимир Л.: Воцерковление – это преображение, очищение человека. Люди стряхивают с себя даже не ветхое, а иногда не очень человеческое существование, превращаясь в тех людей, из которых собирается народ Божий. Воцерковление – это новое качество жизни, новая ответственность за Церковь, и понимание того, кто и что есть Церковь. Что они – и есть Церковь, что они не просто члены прихода, члены религиозной организации, а что они члены народа Божьего и участники Священной истории.

Татьяна Привалова: Воцерковление – это вхождение в церковь. Здесь, на Светлой седмице, как бы поставлена точка, люди сделали свой выбор, став на путь жизни, отказались от пути смерти, и их Господь ввел в Свою Церковь. Воцерковленный человек отличается и внешне, и внутренне от невоцерковленного, он меняет точку зрения на многие вещи в жизни, он становится внимателен к своей жизни, он уже знает, как поступать нельзя. Он научен вере и жизни христианской, и эта жизнь новая, преображенная, жизнь по благодати Божьей. Это не простая жизнь, а трудная, но очень радостная.

Воцерковление, воцерковленность – что это такое? Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами. О том, как она происходит – читайте в статье!

Воцерковление – что это?

По данным опроса, проведённого , примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит устраиваться, ну, скажем, архитектором этакий разболтай в помятом костюме, небритый. И на вопрос о его резюме отвечает с ухмылкой: «Да на что оно вам? Какая разница… Просто я когда-то в детстве любил складывать кубики и у меня получалось…. вот я и подумал: может, мне в архитекторы податься?»

Комментарии, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – !

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь – это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Для беспечности, для мнения о том, что спасение происходит само собой, естественным образом у нас нет никаких оснований. Более того, апостол Петр говорит: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? » (1 Пет. 4, 18).

Духовная жизнь созидается в нас благодатью при нашем добром расположении и усердии в соблюдении Божьих Заповедей. Конечно, Дух дышит где хочет (Ин. 3, 8). И в людях далёких от Церкви действует Дух Божий, призывая человека к покаянию и святости. Но, кроме этой «предваряющей» благодати, существует особая духовная жизнь, путь сознательного и постепенного восхождения к Богу, и этот путь возможен только в Церкви. Больше того, Церковь и создана Господом для нас – людей, для нашего спасения.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви – это не только , но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь » (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Воцерковленный человек – это…

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие , то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям, которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

Источник: OrthPhoto.net, Toma Barton

Церковь – это Тело Христово, непостижимое и таинственное продолжение, распространение Господа во времени, пространстве и в вечности… Тут великая тайна! Мы все, православные, хотя и части от целого, но части полновластные, разумные и свободные, вот почему ещё Церковь в целокупности своей именуют Невестой Христовой! Что может быть теснее и вместе с тем свободнее, чем единство жениха и невесты, связанных взаимной любовью.

Но в обычном, житейском смысле, между женихом и невестой ещё присутствует чувственность, то, что греки именуют эросом. В жизни же духовной действует любовь иная, высшая. Греки вообще хитрецы премудрые, у них ведь для каждого оттенка любви есть своё слово, и высшее из них – чистейшая агапа – означает Божественную любовь Высшего Жениха – Христа и Его Божественной Невесты – Церкви. И это единство так неразрывно и всеобъемлюще, что Церковь действительно есть Тело Христово, а Господь, если так можно сказать, – Душа Церкви, её Жизнь.

Больше того, Тело Христово созидается и по сей день обретением, приобщением к высшей жизни новых и новых душ. Такова теснота общения, единство нерасторжимое в Духе, которое Бог благоволил нам даровать… и если бы мы только понимали величие и высоту этого единства!

Ту благодать, ту святость, которая как талант, нам всем надлежит умножить, подвизаясь законно, то есть не так, как нам кажется правильно и хорошо, а как учит Церковь. Апостол Павел так и говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться » (2 Тим. 2, 5).

Святитель Иннокентий (Борисов) поясняет: «Подвизается не законно тот, кто не хочет подвизаться, как велит Господь. Как узаконила Святая Церковь, как определили и показали своим примером святые отцы». То есть нам нужно не доверять своим представлениям и фантазиям о духовной жизни, а сердцем, душой вникать, вслушиваться в дыхание Духа Святого, животворящего Церковь, действовать в полном согласии и единстве с ней.

Да, можно посещать храм, исповедоваться и причащаться формально и не жить духовной жизнью. Это так. Больше того, можно за внешним соблюдением церковных обрядов утратить живое общение с Богом и перестать быть членом Церкви. Но также верно и то, что нельзя пренебрегать исполнением Заповедей, посещением храма, исповедью, причастием и думать, что ты живёшь духовной жизнью, потому что церковная жизнь – это единственно возможный путь воссоединения человека с Богом.

Но почему же то, что мы обыкновенно называем Церковью, столь очевидно несовершенно?!

Дело в том, что Церковь представляется многим не тем, чем является на самом деле. Если можно так сказать, вокруг Церкви Христовой мы строим какую-то иную, «ветхую» церковь, по образу ветхого, падшего человека и так «преуспеваем» в этом занятии, что подлинную Церковь разглядеть бывает совсем непросто.

Воцерковленный человек — это действительный член православной Церкви, посещающий церковные службы не реже одного раза в месяц, регулярно исповедующийся, причащающийся, соблюдающий все церковные установления, посты и принимающий участие в мероприятиях, связанных с жизнью Церкви (крестные ходы и т. п.). Воцерковленными являются также люди, вынужденно или добровольно проживающие в местах, удаленных от православных храмов и по этой причине лишенные возможности регулярно посещать службы и принимать участие в Таинствах.

Что такое Церковь

Что значит воцерковленный? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе. Воцерковление совершается во время Таинства Крещения. символизирует посвящение младенца Богу. Но можно понимать это слово и по-другому. Корень его — слово Церковь, Тело Христово, объединение всех христиан одной конфессии. То есть воцерковление — вхождение младенца в состав этого Тела, присоединение его к большой общей Душе — Церкви. Такое единение предполагает общность понимания основ веры, молитвенной жизни, соблюдаемых правил.

Девушка в Церкви

Воцерковленная девушка должна стремиться стать образцом целомудрия, порядочности, вежливости. Этим она косвенно ведет проповедь среди окружающих ее неверующих людей. Она чаще всего не пользуется косметикой, старается выглядеть опрятной. Одежда подразумевает скромность, вкус, меру, отсутствие всякой вычурности, вульгарности. Хорошо, если она всегда одета так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такое желание возникает спонтанно. Не обязательно одеваться во все черное, бесформенное. Но нужно стараться не смущать внешним видом людей, присутствующих на церковной службе. У девушек обычно свободного времени больше, чем у замужних женщин, поэтому они часто становятся членами благотворительных организаций, волонтерами.

Что объединяет людей в Церкви

Воцерковленный человек — это православный христианин, который считает себя частью Церкви, а ее - своей жизнью, стремится жить по новозаветным заповедям. Он может быть бизнесменом, спортсменом, отцом большой семьи, но обязательно ставит во главу угла веру во Христа. Участие в службах и таинствах для него — потребность. Он должен понимать смысл происходящего в храме во время службы. Большинство воцерковленных людей соблюдают установленные православной Церковью посты, считают необходимостью чтение определенной литературы, знают и ежедневно читают утренние и вечерние молитвы православного Молитвослова. Верующему человеку обязательно знакомо чувство духовного единения с другими членами Церкви. В праздничные дни оно особенно остро ощущается. Людей объединяет желание разделить радость и все, что наполняет душу.

Как воцерковить другого человека

Что значит воцерковить человека? Если вернуться к символическому значению слова "воцерковление", то это значит ввести человека в Церковь. Не просто взять его за руку и подвести ко всем "сильным" иконам и мощам, не вручить ему Молитвослов, а помочь по-настоящему ощутить единство всех верующих — живых и усопших. Он должен увидеть, что Церковь — это настоящая семья. Нельзя понимать под словом "церковь" здание для отправления богослужений. Человек, который ни с кем в храме не общается, может быть на самом деле членом Церкви, а тот, кто здоровается за руку со всеми прихожанами и причтом, может оказаться Ей чуждым. То есть, воцерковить — значит дать понимание об основах православного вероучения, помочь сделать первые шаги в новой жизни и освоить основные церковные установления, правила поведения в храме. Это должен делать священник или человек со специальным Если за воцерковление другого человека берется простой прихожанин, он должен посоветоваться со священником. Он грамотно расскажет о том, как это правильно сделать, какую литературу прочесть.

Евангелие и творения Святых отцов — азбука Православной Церкви

Воцерковленный человек — это христианин, твердо знающий основные знакомый с содержанием учения Святых отцов Церкви. Обязательное условие — не только знать наизусть, но ясно понимать и всей жизнью подтверждать содержание текста Символа веры. Началом знакомства с Церковью должно стать чтение и внимательное изучение Нового Завета. Хорошо, если в этом сможет помочь священник или верующий человек, который сам тщательно изучает его. Но, к сожалению, сейчас найти руководителя в духовной жизни почти невозможно. Поэтому и нужно прибегать к молитве и помощи Святых Отцов. Тогда сам Бог становится руководителем на этом важном пути. Новичку можно начать с книги: "Добротолюбие. Избранное для мирян".

Почему именно Нужно попробовать представить, что человек идет на лыжах по незнакомому лесу. Перед ним отличная лыжня, а рядом многочисленные запорошенные ответвления. Что выберет Хорошая лыжня — это путь, проложенный Святыми Отцами. Они словно звонят нам с другого конца леса и говорят: "Сынок, иди по моим следам, я благополучно достиг цели". Каждый из них прошел этот путь и старательно закрепил лыжню. Умный, конечно, смело пойдет по лыжне, глупец — станет искать свой, новый путь и наверняка поплатится за свою самонадеянность тем, что скоро заблудится.

Но чтобы верно понимать святоотеческие труды, тоже нужен помощник. Понятным для современного человека языком их учение изложил Его книга "Письма о духовной жизни" содержит переписку с его духовными детьми, в которой на бытовом уровне изложено, как понимать и применять на деле святоотеческое учение. Чуть сложнее, великолепным языком XIX века, это учение изложено в творениях Совсем просто и понятно труды Святых Отцов и евангельские заповеди для современного человека разъясняет профессор А. И. Осипов. Познакомиться с его пониманием можно на его личном сайте. Что значит воцерковленный человек? Это тот, кто разделяет взгляды верных детей Церкви на основы Православия, любит и уважает ее, верит в истинность ее учения.

Семья и Церковь

Верующему человеку гораздо проще вести духовную жизнь, если в его семье все члены сознательно верят в Бога и испытывают потребность в церковном общении. Воцерковленная семья образуется, когда пару создают два верующих человека. Реже верующему мужу или верующей жене удается привлечь к Церкви свою половинку.

В каждой воцерковленной семье непременно дети воспитываются в православной вере. Норма — общая утренняя и вечерняя молитва всей семьей, чтение жизнеописаний святых за обеденным столом и, конечно, регулярное общее посещение богослужений, участие в Таинствах. Все это способствует утверждению в вере каждого из членов семьи в отдельности. Воцерковленный человек это понимает и обязательно заботится о том, чтобы все его родные стремились к духовной жизни.

Мы живем в мире, устроенном Богом в определенном порядке и последовательности, в силу чего значит, и в нашем духовном развитии каждый из нас может предположить существование некоторых закономерностей.

Большое счастье родиться в такой семье, в таком роду, где духовное преемство сохранялось непрерывно. Нет ничего более драгоценного, чем живое дыхание Духа Божия, которое совершается в семье, в поступках верующего человека. Те же, кто с детства не были воспитаны в спасительной ограде Православной Церкви, кому не посчастливилось родиться в семье, непрерывно хранившей во многих поколениях христианскую веру, наверное, помнят тот момент своей жизни, когда они впервые обратились к Богу.

Мы много сейчас читаем. Для читающего человека открывается возможность узнать об опыте Церкви очень много, от самых простых вещей и до самых глубин сокровенного церковного жительства. Но узнать об опыте и узнать сам опыт - это разные вещи. Много получит тот, кого сподобит Господь встретить человека, имеющего смирение и кротость в своем нраве. Как он ответит, что при этом в нем отзовется, как произойдет в нем добродетель, услышать и почувствовать можно только своим сердцем. И нет ничего дороже в нашем земном общении друг с другом, чем эти откровения, эти краткие минуты неожиданных встреч, которые дарует нам Господь.

На пути воцерковления каждого человека такие встречи непременно происходят. Ибо если Господь призвал человека и повел его трудными стезями Своей Любви и Милости, то непременно подаст и встречи, через которые откроет ему, кто есть Его Церковь. Мы все - ученики Христовы, и всем нам предстоит учиться жить по Евангелию. Сколько бы человек ни пребывал в Церкви, он никогда не остановится в своем обучении, никогда не может сказать, что время его обучения завершилось, и теперь он может получить "диплом церковного человека".

Весь опыт Церкви, опыт Святых отцов, стяжавших высокую меру добродетелей и ищущих чрез них стяжать Духа Святаго, показывает, что даже на смертном одре подвижник, много исполнивший трудов и подвигов ради обретения Христа и вместе с ним Его характера и нрава, продолжает в покаянном вопле молиться и просить Бога: "Боже, милостив буди мне, грешному!", "Боже, без числа согреших, прости мя!" . Молитвы эти не только для тех, кто начинает свой церковный путь. Их произносят и после многих десятков лет труднейших пустыннических подвигов угодники Божии. Это означает, что дело обучения, во-первых, имеет одно общее основание, во-вторых, оно никогда не останавливается. Никто из нас никогда не может сказать, что его ученичество Христу завершилось. Бесконечно, до самой смерти, человек пребывает в этом учебном делании.

Ответы на вопросы

О телевизионных новостях

- А если дело касается новостей, последних известий?

Известно, что постоянно сменяющаяся политическая сумятица очень сильно отвлекает внимание человека. Помню, как однажды на чердаке своего дома я обнаружил кипу газет. Стало очень интересно, вытащил и начал смотреть, оказалось, газеты давние, еще хрущевского периода: Никита Сергеевич на всех передних полосах газеты. Прочитывая эти газеты, я вспомнил, с какою страстью, с каким напряжением каждый день я бежал к почтовому ящику, прочитывал последние известия политических событий в стране, следил за всеми перепетиями того времени. А теперь с позиций нескольких десятков лет, когда все уже позади, я смотрю, как это все мелко, оказывается, было, как все это ничего не стоило, ничего не значило.

Следить за происходящими в мире событиями можно, но надо иметь рассудительность, разумение . Как относиться к информации, которая идет с экрана, если уж человек не может жить без телевизионных новостей? Быть очень осторожным, не всему со страстью вверяться, уметь отличать информацию от обилия налипшей вокруг нее разрушительной эмоциональной шелухи.

Об употреблении лекарств

- Иногда верующие люди говорят, что пить лекарства - грех. Не пить лекарств, ну как же тогда лечиться?

Господь даровал лекарство и дал врачевание как дар. Искусство врачевания благословлено Богом, поэтому надо лечиться.

В житиях святых мы с вами встречаем описание святых подвижников, которые ради благодати Божией согласны потерпеть болезни . Но ведь для этого надо сначала ощутить эту благодать. Это дело не первого года и даже не первого десятилетия жизни в Церкви. Поэтому полагать, что будто бы ты уже достиг некоторой степени церковной святости, благодатной озаренности в такой степени, что теперь можешь ради ее сохранения не лечиться, не принимать лекарств, терпеть болезнь, будет совершенно неправильно, это будет признаком гордости или тщеславия. Если вы заболели, можно пойти и спросить благословения: "Как быть?" И если батюшка благословил лечиться, то, не сомневаясь, лечитесь.

О вредных страстях и привычках

- Пожалуйста, скажите, что Вы думаете о курении, моде, почти оголенных людях - это же насмешка над человечеством!!!

Курение вредно физиологически. Курение вредно в душевном плане. Скажу по опыту нашего училища. У нас были такие моменты, когда поступающие в наше епархиальное училище выказывали искреннюю веру и искреннее желание, жажду к церковной жизни, более того, обнаруживали уже 2-3 летний стаж воцерковления, но, тем не менее, курили. Обещали исправиться. Мы их принимали, а потом они не могли понести условий жизни в Епархиальном педагогическом училище, т.е. ту строгость, тот характер церковного образа жизни, молитву, пост, послушания.

Что происходит с курящим? Когда начинаются трудности (по обстоятельствам жизни), то требуется утешение. Утешения может быть два: одно - в Боге - смирись или потерпи Христа ради, и ты будешь иметь утешение от Бога, а второе - какими-либо земными средствами. Например, кабинет психологической разгрузки с зелеными бархатными стенами, с тихой музыкой.

Либо сауна (другое утешение) либо алкоголь - очень сильное утешение. Человек на данную минуту вполне утешается, забываясь алкоголем. Так и курение может оказаться одним из моментов, который несет "душевное утешение".

Часто люди говорят: "Вы знаете, я выкурю сигарету и успокаиваюсь. Пока сигарету не выкурил, я не могу работать, меня всего колотит". Что это такое? Это душевная болезнь. Человек не ведает, не знает о том, что действительное утешение он может получить именно в Боге, а вовсе не в куреве. И, наконец, это может быть душевным повреждением, стать страстью, т.е. он прибегает к курению не только в трудные моменты или минуты жизненных обстоятельств, но уже постоянно. Более того, 20 сигарет в день стало его нормой.

Страсть - это уже болезнь духовного порядка, это духовное повреждение. Поэтому в любом из этих трех случаев курение вредно.

Погоня за модой - это стяжание мнения окружающих людей, одобрения окружающих. А желание одобрения окружающих есть грех тщеславия. Такой человек живет уже не внутренним дарованием души, не нравственным чувством, в котором он бы имел нравственную независимость или нравственное достоинство. Он живет мнением окружающих людей и нравственного достоинства не имеет. Потере достоинства и способствует мода.

Это одно объяснение. Другое - человек от гордости, не столько от тщеславия, сколько от гордости прибегает к моде. От гордости - это значит ему хочется для самого себя и в самом себе быть выше других людей, лучше других людей. И тогда через моду он обретает эту возможность. Представим картину: какой-то новый фасон дубленок только стал входить в моду... А кто-то достал ее за 10 тыс. рублей. И уже идет в этой новенькой дубленке. Посмотрите на его грудь, на его осанку. Едва только он надел на себя эту дубленку, как переменился. И вот в помещении ее нужно снять, и как бы опустились плечи, и сразу все изменилось в интонациях, во внутреннем настроении - все стало совсем иное...

Видите, какая зависимость от вещи? Не от людей, а от вещи, и потому в этом смысле мода - это уловка демонических сил . Неудивительно, что по мере оскудения веры мода стала царствующим началом в жизни человека. Кто сегодня не дал дань моде? Когда-то русский народ платил дань золотом хану Батыю и многим другим ханам татарским. Ныне всяк человек через моду платит дань самому дьяволу.

Насчет оголенных людей. Вообще-то православному человеку грешно открывать тело свое для постороннего взгляда. Более того, особенно женщине запрещается (а мужчинам и тем паче) открывать свое тело для постороннего взгляда. Мы знаем с вами из Ветхого Завета, что вышло, когда Хам увидел оголенное тело своего отца. С тех пор грех Хама остается не меньшим, чем тогда. И поэтому человек, исполненный православного чувства или постепенно исполняющийся православного чувства, по мере воцерковления отходит от пляжей, от совместных бань и прочего, имеющего в себе необходимость частичного или полного обнажения тела.

Об употреблении спиртного

- Можно ли употреблять спиртное? Если можно, то где и когда, и что можно пить? Можно ли в пост употреблять вино?

Это дело личное. Апостол Павел наставляет свое чадо пить вино ради здоровья. "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1Тим. 5, 23). Хорошее вино - действительно дар Божий. Более того, в Псалтири сказано, что вино веселит сердце человека. Даже в монастырских уставах предоставлено в определенные дни употребление вина. Вино сухое или натуральное, слабо крепленое имеет свои естественные хорошие качества и свойства оздоровительного, воодушевительного характера. Но везде должна быть мера. "Все нам позволительно, но не все полезно", - говорит Апостол Павел. А что значит "не все полезно" ? Вот тут-то и требуется рассудительность и благоразумие, требуется мера. Более того, мера - это есть та средина, которая есть царский путь и которым стяжается Царство Божие. Не стать ретроградом, сверхправильным, не стать таким забитым христианином, который сам себя вообще забил окончательно, который под предлогом "православности" все лучшее забил в себе. И вот найти эту средину - это как раз и есть одна из важнейших задач, которые человек осуществляет в своей жизни. И Церковь в этом сильно ему помогает, особенно сменой постовых и не постовых дней.

Нужно иметь в виду, что пост, - с одной стороны, - физиологическое, т.е. телесное явление, а с другой - душевное и духовное. И значение поста заключается не столько в том, чтобы молоко и мясо не вкушать, а прежде всего в том, чтобы не раздражаться, не обижаться, не возмущаться, не осуждать. А пища, которую предложено во время поста отлагать, является горячительной, т.е. через кровь возбуждающей чувственность. То же действие имеет и вино. Человек во время поста должен совершать свой духовный путь, а для этого необходимо следить за своим сердцем и за своею душою. И пост - это время особого наблюдения за своим сердцем. Все 365 дней человек (особенно новоначальный) не в силах хранить и наблюдать свое сердце. И лишь после 20 или 30 лет серьезного церковного жительства у него появляется этот навык. Поэтому Церковь в какие-то моменты позволяет ему расслабиться, но в определенные дни все-таки нужно собраться. Поэтому среда и пятница учреждены не только для того, чтобы мы скоромного не вкушали, это не просто вегетарианское отложение мяса и молочного ради оздоровления, но прежде всего, чтобы мы в эти дни как можно меньше огорчали своих близких. Следите за тем, чтобы не огорчить никого в среду и в пятницу, это будет по сути своей постом, воздержанием в страстях или же в своем нраве. Отложение мясного и молочного есть серьезный труд умерения чревоугодия, с которым тесно связаны плотские страсти. Эта смена постовых и непостовых дней, как раз позволяет постепенно, из года в год, находить ту середину, которая и является царским путем. Главным Помощником в этом будет Сам Господь в Таинствах Церкви.

О жизни христианина в современном мире

- Что делать православному человеку работающему в организации, где одна из коллег насаждает вокруг оккультизм ?

Часто оказавшись в обществе таких людей, мы вдруг исполняемся страхом, что они что-нибудь сделают с нами. Святые отцы говорят, что надо избегать общества нечестивых. И не потому, что они смогут с нами что-то сделать, а потому, что мы можем соблазниться их навыками, их привычками, их характером или образом жизни. Поэтому, если ты умеешь стоять в Христовом нраве, то никто для тебя не страшен. А тем паче, если ты исповедуешься и причащаешься, то благодать церковная, благодать единодушия (а это значит церковное общение друг с другом), благодать молитвенная есть верный охранитель и оградитель от всякого навета вражия. И надо быть в этом уверенным. У человека это происходит с обретением веры, но в этом нужно быть уверенным с самого начала, поэтому идите прямо сквозь все подобного рода трудности.

О различении воли Божией

- Как отличить волю Бога от внушений темных сил?

Воля Бога проявляется прежде всего в Евангелии. Все Евангелие - это воля Божия. Наставления и правила Святых отцов - это тоже все воля Божья. Все правила, которыми Церковь поставляет порядок жизни церковной, жизни нашей - это тоже есть воля Божья. И, наконец, все наставления вашего духовного наставника, который вас направляет в жизни по уставу Церкви, есть тоже воля Божья. Если вы научитесь эту волю Божью исполнять, то тогда услышите и дальше. Если к этому прибавите молитву и внутреннее внимание к Промыслам Божьим, тогда вполне откроется для вас и воля Божья.

О прелести

- Что такое прелесть в церковном и мирском понятиях? В чем их различие?

Прелесть - это обман, который часто происходит с человеком, когда он сам себя обманывает . При этом человек не распознает этого обмана, он вполне искренне полагает, что пребывает в Боге, а в действительности он обманывается.

И в церковном, и в мирском понимании прелесть есть одно и то же явление. Причиной его является или рассудок, извращенный грехом, или эмоциональность, воспаленная страстью. Разница только в том, что человек, пребывающий вне Церкви, извращенное и воспаленное страстью приемлет как норму жизни. Поэтому, желая дать явлению сугубую в его глазах положительную оценку, в некоторой экзальтации восклицает - какая прелесть! - тем выражая свое сугубое восхищение.

Если воцерковленный человек продолжает пребывать в значительной степени в греховном рассудке и страстной эмоциональности, то он фактически пребывает в прелести, но не сознает этого, лишь только может узнать об этом из книг святоотеческих.

Распознать самообман возможно только церковным образом. По мере того, как человек действительно живет в Церкви и постепенно приобщается благодатных даров церковных, Свет Христов проникает в человека, в душу человеческую. Он-то и открывает неправду! Каждый из нас до конца не знает, кто он есть по грехам своим. Процесс познания себя можно уподобить тому, как мы с вами входим в темную комнату или незнакомый чулан. Если войти в темный чулан со спичкой, какая-то часть предметов осветится. Если же взять свечку, то уже большая часть предметов станет видима. А если с фонариком - еще больше, а если зайти с лампой стоваттной - совсем светло станет. Если же еще прибавить солнечного света, то, глядишь, уже и соринки, и мусор, и пыль - все откроется взору.

Так же происходит с человеком и в Церкви. По мере его воцерковления благодать освящает его внутреннее состояние, и благодаря этому он открывает, что, оказывается, весь грешен. Сначала при помощи "спички" открылось в нем его греховное естество, потом при помощи свечи, потом пространство греховное осветили фонариком, потом - лампой стоваттной, а потом - и киловаттной. А когда солнечный свет отверзется - рождается Покаянный Канон Андрея Критского. Но до того момента, пока это освещение Светом Христовым не произойдет, душа человека пребывает в темноте, а значит - в прелести.

Все нынешнее состояние наше, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, все это есть прелесть. Освободиться от прелести возможно только действием благодатных Даров Христовых. Другого Света, которым можно бы было это увидеть, нет.

Об отношении к художественной литературе

- Книги, собранные мною раньше, теперь не занимают меня, что делать с ними? Например, "Мифы народов мира", два тома.

Когда я воцерковлялся, то в первый год своего оглашения предал огню многое из своей библиотеки. Тогда еще ничего не зная о Православии до крещения, я собирал всякую восточную литературу, но почти ничего не прочел, был занят работой с людьми, времени читать особенно не было. Потом, через пять лет после крещения, я часть своей библиотеки просто снес в букинистический магазин, через десять лет другую часть библиотеки отправил туда же, а самую дорогую часть просто раздал знакомым людям.

Ну и что теперь? Готовясь к лекциям, я с великой скорбью сожалею о той или иной книге, которую отдал, продал, подарил и теперь не имею. Теперь мне надо ее найти, а она где-то в библиотеке, да еще и не в каждой ее найдешь. По основной специальности я биолог и педагог, и сейчас в занятиях с детьми мне потребовалось много биологических книг, которые раньше у меня были. Теперь они стали такие дорогие, что денег на них не найти. А вот нет теперь этих книг, все раздал.

Бывает, например, нужен Достоевский... Очень бывает нужен Пришвин со своими удивительными описаниями природы. Иногда бывает нужен даже Лев Толстой, для того, чтобы показать величие, красоту художественного слова. От Церкви он отошел, это факт печальный, но от Бога он имел художественный талант, у него был непревзойденный дар слова. Игнорировать это, а потому выбрасывать никак нельзя.

Сам по себе художественный талант не может быть попираем. Описание природы, описание характеров человеческих, разве это не может быть нами воспринято с пользой для души?

Поэтому в отношении к библиотеке, к книгам необходима разборчивость, рассудительность. Церковный человек должен быть умудрен самою премудростью Божией, которою просто распознает, различает добро и зло, но не смешивает все в одну кашу.

Поэтому мой совет: к библиотеке относитесь благоразумно. Откровенно оккультные и сатанинские книги должны быть просто преданы огню. Этим мы совершаем решительный шаг отмежевания от всякой нечисти.

Книги художественные, классику, ту самую драгоценную классику Православной России, классику прошлого и позапрошлого веков, надо сохранить. Сейчас они, эти книги, возможно, не читаются, потому что внимание сердечное обращено к книгам православным. Но потом придет время, и вы почувствуете нужду в том, чтобы не только свое общение с Богом осветить Светом Христовым, но и свое общение с природой. Светом Христовым надо осветить свои отношения с людьми, со своей профессией, с явлениями физическими, химическими, математическими, с явлениями литературными, музыкальными, изобразительными. Важно не выкинуть это все, не отсечь от себя, не превратиться в некую околоправославную мумию, внешне имеющую только вид православный, в действительности оставаясь человеком скудным, необразованным и неблагодатным.

Нужно быть благоразумным. Следует памятовать о том, что Господь всякого призывает Ему Одному ведомым путем. Кто знает, кем тебе придется служить Церкви? Может быть, как раз эти книги тебе пригодятся для учебы. Ты будешь учителем или наставником детей или родителей. Либо у тебя будут свои собственные дети, которых надо будет по этим книгам научить той же физике, математике, живописи или еще чему-то вполне полезному. Надо быть широко образованным, ведь не каждый из нас станет на путь полного отречения от мира, на путь монашества.

Монаху-отшельнику, может быть, это и не очень надо. Хотя, с другой стороны, посмотрите, какая разница между монахом образованным и необразованным. У образованного монаха свое служение в Церкви, особое служение, очень важное на сегодняшний день. И у необразованного монаха тоже есть свое служение в Церкви, которое тоже особое и очень важное на сегодня, но это разные служения. Откуда ты знаешь, что у тебя служение именно необразованного монаха и именно отшельника? Более того, неизвестно вообще: есть ли благословение нам быть отшельниками сейчас. Именно исходя из этого, не надо так категорично ко всему относиться. Памятуйте, что жизнь церковная - это, как говорил авва Дорофей, золотая середина, царский путь. Это средний путь, и вот найти эту середину, т.е. найти эту меру своего отношения ко всему миру, который сотворен от Бога - задача православного человека.

О различении периодов воцерковления

- Нужно ли стараться определить, к какому периоду в данный момент принадлежит душа, или только трудиться, и все управится?

Безусловно, надо осознавать, на каком ты этапе находишься, потому что если ты без этого осознания идешь, то может оказаться, что ты взялся за дело, которое не принадлежит твоему возрасту. Так часто люди сегодня схватываются за труд Иисусовой молитвы и начинают изо дня в день творить определенное число... Труд молитвы для них заключается в том, что человек берет определенное число молитвы Иисусовой и начинает в этом упражняться. Но если сердце в смирении не приуготовлено, если опыта послушания церковного нет, труд может оказаться напрасным.

О духовной рассудительности

- Когда задают вопрос о вере, о церковных догматах, не могу дать короткий точный ответ. Опираюсь на знание истории, на прочитанные книги, но ответ подобен выстрелам не в мишень, а вокруг нее. Как избавиться от этого? Почему простые и ясные слова мои непонятны вопрошающим?

Дело в том, что способность к духовной рассудительности (а это как раз об этом речь) требует времени для того, чтобы развиться. Если у нас нет рассудительности как дара, то надо этому научиться. Значит, соответственно нужно положить труд. И тогда по дару рассудительности вы будете точно чувствовать, о чем спрашивает вопрошающий. Если точно знаешь, о чем идет речь, то точно будешь на вопрос отвечать. Причем надо иметь в виду, что дар рассудительности непременно исходит из точного и ясного знания учения Церкви Христовой. Если вы точно знаете Символ Веры, его значение и содержание, то тогда и ясно ответите. Точно ответить обычно удается по двум причинам: одна - это чуткость, распознающая предмет вопрошания, о чем спрашивают, а вторая - опыт и знания церковного учения и духовной жизни. А соответственно и знание Святых отцов, достаточно ясная (не многознание, а яснознание) точность знания. Над этим надо много специально трудиться.

Когда мы читаем книгу или беседу святого подвижника, то находимся под ее впечатлением. Но если нас спросить, о чем мы читали, то обнаружится, что мы воспроизводим именно свое впечатление . А в точности сказанного мы не уловили, мы теряемся. Мы уловили только впечатление. Оно для нас достаточно ясное, но это ясность впечатления, а не ясность мысли святого , тем паче Евангелия, которое мы читаем. И поэтому, чтобы этой ясности достигнуть, необходимо над прочитанным специально трудиться. Прочитав первый раз, нужно вернуться еще раз к этой же главе, выделить из нее существенное для себя. Существенное для себя человек может выделять только по тому, чем он сейчас жив, и далеко не всегда он может выделить существенное по его правильному значению. Он выделяет то, чем он сам жив, и что он сам знает. Поэтому при чтении важно прежде всего уловить не то, что на тебя произвело впечатление, будучи прочитано тобою, твоею самостью, а найти точное понимание того, что же хотел сказать святой, книгу которого ты читаешь.

Это сугубый, специальный труд. Лишь на этом пути можно обрести дар рассудительности. Без такого труда сам по себе этот дар может посетить только по действию чрезвычайной благодати Божией. А при естественном содействии Божией благодати человек может обрести этот дар лишь большими своими трудами. Об этом-то труде я и говорил, когда объяснял о необходимости навыка размышления над Священным Писанием или над трудами Святых отцов.

О внешнем поведении

- Можно ли женщине, сидя в кресле, положить ногу на ногу?

Наверное, многие знакомились с исследованиями психологов, которые изучали мимику, позу, осанку человека и их связь с душевным устроением. И знают, что душа прямо связана с телесными проявлениями. Недаром, когда мы смотрим на иконы, то сразу (если не первый год в Православии) обнаруживаем православную осанку - особый изгиб спины. Это явно видно. Примечательно то, что если нецерковный художник попытается эту осанку скопировать, то так и не сможет это сделать. Настолько душа руководит телом, настолько тело отображает душу, что даже неплохой художник, видя глазами явную линию кротости и смирения, пытаясь вывести ее своею рукою (пребывая при этом несмиренным душой и некротким сердцем) не может этого сделать. Эта линия у него не получается. И поэтому точную копию "Троицы" Андрея Рублева, например, так никто и не написал. Это невозможно, если нет настроения Андрея Рублева.

Мы видим, что душа прямо отображается в физиологическом настроении человека. Мы это легко распознаем. Посмотрели на лицо ближнего утром и говорим: "Что-то ты плохо выспался, или же у тебя плохое настроение". Т.е. это означает, что мы непроизвольно считываем то, как внешняя физиология отображает настроение души. А тем паче осанка, поза - все это тоже отображает. Поза "нога на ногу" - это известный признак самодостаточности и гордости.

Об использовании косметики

- Можно ли женщине подкрашивать глаза, губы, делать маникюр хотя бы перед работой, если там такая обстановка, что надо быть в форме?

Женщина воцерковляющаяся до какого-то определенного момента не может не краситься. Она и кается, она и исповедуется, она сознает, что это нехорошо... Но, вместе с тем, она отдает дань миру сему, дань той самой моде, тому самому изобретению, которым враг рода человеческого улавливает людей в зависимость друг от друга... Люди становятся рабами друг друга, а значит, рабами страстей, хотя должны стать рабами Божьими. Поэтому необходимо было бы от всего этого отказаться. Возможно ли это сразу? - Конечно, нет. Как это сделать? - Каждый поступает по-разному. Некоторые, сразу узнав об этом, тут же отсекают. Первый месяц на работе приходится перетерпеть невесть что: и насмешки, и унижения, и резкое падение престижа, и даже понижение в звании.

Известен случай, когда воцерковляющаяся женщина, потеряв внешний вид, свойственный ее сотрудникам, через два месяца потеряла и свою должность. Именно по этой причине она стала "несвоим" человеком. Пошли разные противления, неприятности, и в результате ее понизили в должности. Но приходится через это потерпеть. Исповедание Христа при встрече с миром будет всегда связано с такими скорбями.

О венчании после нескольких лет супружества

- Скажите несколько напутственных слов людям, не могущим решиться на венчания после долгих лет совместной жизни, чтобы облегчить сомнения.

В нынешнее время очень много людей, прожив в супружестве 10-20, а то и 30 лет, приходят к венчанию. Некоторые из них очень сильно смущаются, но затем венчаются, когда фактически почти вся жизнь прожита.

Таинство венчания - это обретение благословения Божия, обретение Его благодатного покрова. Таинство венчания - это начало возможности превращения семьи в домашнюю церковь. Это еще не домашняя церковь, но начало этой возможности. В домашней церкви люди пребывают друг с другом в единодушном церковном, домашнем общении. Нет более трудного общения, чем домашнее. В храме мы можем какое-то время с человеком пообщаться, а потом, когда это станет для нас неприятно, сбежать от него до следующего воскресения. И уверены, что с этим человеком мы точно уже не встретимся хоть какой-то период. Всегда есть выход - убежать домой. Даже работая в церкви, какое-то время в течение дня человек с сослужителями не встречается.

А дома, к сожалению, никуда не убежишь. Если не убежишь, то значит всякое нагнетание или же нестроение в отношениях никуда не уходят, они накапливаются, и человек должен с ними что-то делать, каким-то образом с ними справиться. Все это вместе составляет очень непростые условия жизни современной церковной семьи. Поэтому домашняя жизнь семьи - это жизнь в подвиге , в постоянном, бесконечном подвиге, подвиге смирения, подвиге терпения, подвиге постоянного хранения единодушия друг с другом в духе и истине. И если мы сумеем сохранить в семье мир, благодатный мир со своими домочадцами, и по любви будем иметь попечение о их спасении, тогда мы совершим подвиг.

Обращаясь к Таинству, брака семья получает благодатную Божию помощь. В каком бы возрасте люди ни приняли благословение Божие на совместное жительство, именно с этого момента начинается Домашняя Церковь, начинается воцерковление семьи. Это очень важно. Поэтому ни в каком возрасте венчаться непоздно.

Супружеская жизнь, прожитая без венчания, является грехом. Сказано, что блудные грехи лежат на вас и на чадах ваших, на наших детях. Таинством венчания эти грехи прощаются и человеку, и его детям. Поэтому даже взрослые дети высвобождаются венчанием из-под бремени прелюбодейного греха родителей. Это очень важно. Многие наши взрослые дети не могут сформировать атмосферу своих семей только по той причине, что их родители прожили без венчания. Известно множество случаев, когда после венчания родителей и у детей налаживалась жизнь. Родителям по 70 лет, а детям - по 40, и у них налаживалась жизнь. Таинство венчания имеет огромное значение для последующих поколений.

О поведении в светском обществе

- Находясь в светском обществе на приеме, на ужине, необходимо ли креститься или нужно совершать внутреннюю молитву?

Огорчать не должно никого. Что такое не огорчать ближнего? Это значит не искушать его, чтобы я не стал причиной его согрешения. Я ему что-то сказал, а он вдруг раскричался. Что он этим делает? - Грешит. Кто виноват? - Я. Кто подал повод к огорчению? - Я. Кто из нас более согрешил: он ли, вдруг разгневавшийся, раскричавшийся или разобидевшийся, или я, который его искусил?

Сказано: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской; горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18, 6). Отчасти это относится, вероятно, и к детям. Но не в меньшей степени это относится вообще ко всякому человеку, младенцу или же ребенку в духовном смысле. Любой человек, который мной был искушен, впал в обиду, раздражение или же в возмущение, или еще хуже - в ненависть, а после наделал еще массу всевозможных грехов - эту ненависть распространил на других людей, от него воспламенилась в раздражении еще целая цепочка людей. В результате грех умножился многократно. Почему так произошло? Кто виноват в том, что человек не потерпел мою язвительность, мою злобность, или же мой укор, или же мое надмение, или же мое нахальство, или же наглость, или же мое давление, или еще что-то. Кто его в это искушение ввел, кто не проявил чуткости, не разглядел, что его силы на пределе, что он дальше не потерпит и не понесет меня... Кто не разглядел? - Я. В ком не было чуткости? - Во мне.

Поэтому уместно всегда пользоваться таким очень простым правилом, которое ведет к глубокой работе над собой, очень внимательному отношению к своим поступкам: "Не огорчай, не искушай ближнего своего". И когда я прихожу на светский прием, куда я не мог не прийти, и на ужине вкушаю, то никто не должен смущаться внешним проявлением моей православности. В этом-то и заключается мое православие.

Иное дело, когда возникает необходимость исповедать Христа. Вот тут уже встань до смерти. Или даже мученической смертью, или же какими-либо страданиями, или болью исповедуй Христа, это совсем другая ситуация, другое обстоятельство.

О жизни христианина и начальствовании

- Может ли верующий человек быть начальником на производстве?

Вполне. Если взглянуть на тысячелетнюю историю России, то можно увидеть, что в ней был определенный чинопорядок. Особенно строгое, стройное чиноначалие наблюдалось в светлейшие и лучшие времена расцвета Российской державы. Тогда Россия была царственно руководимой. Царь был самым большим начальствующим лицом, в его власти находилась вся Россия. Поэтому православный начальник - это норма гражданского устроения государства.

Только в этом случае оно сохраняет и соблюдает то чиноначалие или ту иерархию, которая отображает иерархию Небесную. Ведь Ангельские миры, все девять чинов Ангелов расположены в чиноначалии. Недаром и сама Церковь тоже устроена в строжайшем чиноначалии. Епископ, а далее за ним благочинный, а за ним - священники, миряне, а миряне в своих чинах - староста, директор завода, начальник участка, смены, цеха... И если все это устройство православно, то оно отвечает тем чаяниям (о которых все мы радеем и желаем) о том, чтобы наше государство стало, как и прежде, православным. "Хочешь быть старшим, будь всем слугою",- говорит Священное Писание. Значит, радей о всяком здравии своих подчиненных - телесном, душевном, духовном. И не только во время работы, но и вне ее.

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать "Своим", стать ближе к Богу

Воцерковленный человек - это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека - это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

    Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

    Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

    Первая Исповедь и первое Причастие.

    Вновь пропали из храма до поры до времени...

    Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

    Посещение воскресных богослужений.

    Более

    Интерес к богослужению.

    Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

    Разгар максимализма - все по жестким правилам. Неофитство.

    Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

    «Все неправильные - я правильный».

    Утренние, вечерние молитвы.

    Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

    Регулярные Исповедь и Причастие.

    Очень много вопросов к священнику.

    Паломничество.

    Взлеты и падения.

Четвертый этап

    Первые разочарования.

    Нежелание исповедоваться, причащаться.

    Возможны обиды, разочарование во священнике.

    Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

    Остановка духовного роста и духовное падение

    Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

    Остановка. Переосмысление.

    Поиск своего прихода

    Поиск постоянного, внимательного священника - духовника.

    Духовный рост.

    Элементы неофитства все еще присутствуют.

    Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

    Нахождение своего прихода и духовника.

    Регулярные Исповедь и Причастие.

    Появляется желание помочь приходу.

    Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

    Взлеты и падения.

Седьмой этап

    Усвоение основ христианской жизни.

    Грамотный пост, более грамотная молитва.

    Более грамотная духовная жизнь.

    Стабилизация отношений в семье и обществе.

    Исповедь, Причастие

    Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека.

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием - это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: