Обряды православия. Таинства и обряды

Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек - существо чувственно-духовное, в природе которого духовно-идеальное бытие соединилось с чувственным и материальным. И как следствие в своем представлении человек старается идеальное облечь в видимое, чтобы через это сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека т. е. Бог, в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек не способен ни представлять себе этот предмет, ни встать в живые отношения с ним без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд.

Обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя его, оказывает освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

В новозаветных книгах Священного Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX, 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII, 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV, 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова «обряд», «обычай», т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеепомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

«Обряд (взятый сам по себе), - говорит священник Павел Флоренский,- есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня - Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, освящение плодов и вещей,- во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже - явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, и в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.

Об обрядах в Священном Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Церковные обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, или заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на Иерусалимском соборе постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апостолов Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 правилом отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апостола Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Великий значительно сократил. Литургию Василия Великого, для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни «херувимская» и «Единородный Сыне» явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики. В Церковных обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, например, обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни.

А. Соколовский

В жизни русских людей можно выделить две категории обрядов: православные и языческие. Одна от другой принципиально отличается. Примером могут послужить святочные гадания, которые не имеют никакого отношения к православию. Верующие определяют церковный обряд как лестницу, которая помогает разуму человека осмыслить и достичь неба. Среди церковных православных обрядов есть такие, что проводятся единожды и такие, что повторяются. Подобные обряды предназначены для того, чтобы их посредством на христианина восходило Господнее благословение.

Церковные православные обряды подразделяются условно на три категории. Первыая категория обрядов связанная с Литургией (вынос плащаницы, освящение артоса, помазание елеем, освящение води). Второй вид обрядов – житейские (освящение благих начинаний, поминовение усопших). Еще один вид обрядов – это символические, которые воспринимаются человеческим разумом как путь к общению с Богом.

Крещение

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви.

Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Обряд бракосочетания

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак. Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой.

Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Обряд погребения

Завершающим обрядом, который проводится на земном пути человека – это его погребение. Этот обряд сопровождает переход от жизни земной к загробной. В православной традиции смерть мыслится как рождение человека для вечной жизни. Человеческое сознание не может постичь тайну разлучения тела и души. Приготовления и молитвы за душу покойного помогают ему спокойно покинуть наш мир и перейти в другой. Обряд погребения несколько отличается в зависимости от того, кого хоронят: младенца, священника, инока или мирского человека.

Над умершим единожды совершается обряд отпевания. Такие заупокойные службы, как лития или панихида повторяются. Во время отпевания молятся за усопшего и просят отпущения грехов, совершенных ним за жизни. Основная цель обряда – это обретение духовного покоя усопшим. Также отпевание помогает близким пережить утрату. Отпевания мирского человека происходит за три этапа. Так человека отпевают дома, в церкви и читают завершающие молитвы перед тем, как опустить гроб усопшего в яму.

Моление за усопших происходит во время панихид, которые по составу напоминают утреннюю. Совершают панихиду после смерти человека на 3-й, 9-й, и 40-й дни. Они могут быть общие и индивидуальные. Полную панихиду называют парастас. Когда тело покойного выносят из дома, то поют литию. Согласно церковному обычаю в гроб усопшего кладут кутью. Эта пища наделена мистическим значением. Ведь семена, посаженные в землю, прорастают и набирают жизни, так и человеку нужно войти в землю, чтобы переродится для неба.

Моления за усопших усиливаются с приближением церковных праздником. Христиане веруют, что душа усопшего после смерти попадает в чистилище, где огнем очищается от грехов, совершенных на земле. Молитвы, Литургии и панихиды за покойными помогают укоротить срок пребывания в чистилище и поскорее войти в небо. Кроме того, что заупокойные молитвы помогаю усопшим, они помогают и живим.

Кроме вышеперечисленных церковных обрядов существует еще ряд других. Однако крещение, венчание и погребение считаются самыми важными обрядами в жизни православного человека. Они наделены силой изменять в лучшую сторону материальную и духовную жизнь человека, приближая его тем самым к Господу. Другие многочисленные обряды, которые берут начало своей истории еще с древности также предназначены приносить пользу человеку и охранять его дом, семью, здоровье и жизнь от дьявольских влияний.

Несведущему человеку может показаться, что понятия Обряд и Таинство в православной церкви тождественны. Это не так: при внешне схожих признаках оба термина несут разную смысловую нагрузку. Сходство понятий заключается в соединении Божественного и человеческого, укреплении сил верующего и обретения им особенных качеств. Совершая обряд или таинство, священнослужитель просит милости у Господа.

Церковные обряды

Термин «церковный обряд» имеет два различных толкования: так называется порядок проведения богослужения, в том числе Таинств, совокупность молитв и различных символичных действий, совершаемых священником и прихожанами. Называются обрядами отдельные церковные службы: освящение жилища, панихиды, молебны. Суть церковного обряда или ритуала — внешнее священнодействие, отражающее идеи христианства.

В православии все церковные обряды разделяют на три типа:

  1. Богослужебные, являющиеся неотъемлемой частью литургии.
  2. Связанные с повседневной жизнью человека: освящение жилища, молебны о путешествующих и учащихся, панихиды.
  3. Символические, воспроизводящие идеи церкви. Ярким примером служит крестное знамение, защищающее от злых сил и напоминающее о распятии Спасителя.

Таинства

Главным отличием Таинства является получение божественной благодати, происходящей невидимым и непостижимым образом. Во время действий, составляющих основу Таинства, человек удостаивается Даров Святого Духа. Происходит его духовное перерождение, обновление. В моменты священнодействия встреча Бога и человека происходит со всей возможной полнотой. Признаками Таинств являются: невидимая благодать, видимое действие (обряд) и божественное происхождение: они установлены самим Спасителем.

Каждое Таинство несёт благодать: крещение — освобождение от греха, миропомазание — укрепление в духовной жизни, соборование — отпущение неосознанных и забытых грехов. При венчании даются силы, необходимые для создания семьи, а через рукоположение — для совершения священных действий. Причастие и исповедь составляют неотъемлемую часть духовной и нравственной жизни православного человека.

В современной православной церкви относят к Таинствам семь особенных богослужений: крещение, венчание (брак), евхаристия (причастие), миропомазание, покаяние (исповедь), священство, елеосвящение (соборование). Остальные относят к обрядам.

В силу обстоятельств верующий может не принимать участие в обрядах, а Таинства — крещение, исповедь и причастие — обязательны. Венчание необходимо для вступления в брак, священство — при рукоположении в сан. Елеосвящение совершается в случаях, когда человек стоит перед лицом тяжкого недуга.

Крещение — первое Таинство, принимаемое верующим. Во время этого священного действия тело человека троекратно погружается в купель в знак очищения от грехов: первородного и приобретенных. Происходит рождение для новой жизни, в которой главное — жить для Христа и других людей. Это — первый шаг для Вечной Жизни в Боге.

В жизнь церкви понятие крещения ввел Спаситель, принявший его от Иоанна Крестителя. Крещение не может приниматься дважды: как рождается человек единожды, так и Таинство больше не повторяется. За Крещением свершается Таинство Миропомазания, в процессе которого на части тела человека: лицо, руки, ноги и грудь наносят миро. В его состав входят елей и благовония, перед использованием его освящают.

Чтобы дары Святого Духа после совершения Таинства не утратили своей благодати, новокрещенному нужно жить по правилам, установленным Православной Церковью. Важная часть жизни христианина — участие в Таинствах Покаяния и Причастия (Евхаристии). Первое заключается в осознании и исповедании совершенных грехов перед духовником. При совершении чина Покаяния посредством благодати происходит очищение и дарование духовных сил для борьбы с искушениями.

Евхаристия или Причастие символизирует приобщение человека к Божественному через принятие им вина и хлеба как знак Крови и Тела Христова. В христианстве принято считать, что через принятие пищи человек стал смертным, а Причастие позволяет принять Вечную Жизнь.

Пути к спасению через церковные таинства и обряды

В церковной традиции существует точка зрения, что у христианина есть два пути к спасению. Первый — принять монашество или сан священника. Священства удостаиваются избранные, рукополагают их на служение Господу облеченные в сан люди, принадлежащие к высшей степени духовного звания — епископы.

Второй путь — вступить в брак. Чтобы в семье верующий мог стяжать духовные блага и для придания сил, соединяющаяся чета проходит через Таинство Брака. В нем венчающиеся дают обещание друг другу быть вместе в любых обстоятельствах и испрашивают благословения на рождение и воспитание детей.

Последнее Таинство, принимаемое православным христианином — Соборование. Целью молитв и действий, совершаемых при богослужении является душевное исцеление через покаяние. Верующему отпускаются все грехи, в том числе позабытые.

Связь человека с церковью может проявляться во внутреннем обращении человека к Богу и во внешних действах. К последним относятся церковные обряды и таинства, праздники почитания святых и молитвенные службы.

Связь с церковью

Церковные обряды в православии отличаются от протестантских и католических ритуалов, хотя они имеют и немало общего. В первую очередь, все они являются той нитью и материальным внешним связующим, которое соединяет человека и Бога. Проведение церковных обрядов в православии сопровождает самые значимые для человека события: рождение, крещение, свадьбу, похороны.

Мирская жизнь и церковные обряды

Церковные обряды

Несмотря на современные темпы жизни, определенную технологичность развития цивилизации, церковь и обряды продолжают занимать в жизни человека важное место. Связано это и с традициями, которые складывались веками, и с внутренней необходимостью человека в поддержке свыше, в вере в божью справедливость и любовь.

Наибольший интерес у людей вызывают церковные таинства, связанные с крещением, венчанием, причащением, отпеванием. И хотя многие проводимые храмами обряды необязательны и не имеют никакой гражданской и юридической силы, их необходимость ощущает практически каждый взрослый человек.

Исключение, пожалуй, составляет крещение, когда родители принимают решение дать ребенку духовное имя и заступничество всевышнего на всю жизнь. Многие из тех, кого не крестили в детстве, потом самостоятельно приходят в храм за божьим благословением и проходят обряд крещения.

Условное деление церковных обрядов

Как делятся

Все церковные обряды можно условно разделить на четыре группы: обряды храмовые богослужебные, обряды для житейских нужд верующих людей, обряды символические и таинства.
К последним относятся крещение, обряды причастия в православной церкви, миропомазание, венчание, покаяние. Все они проводятся в соответствии с определенными правилами и требованиями церкви.

К символическим обрядам можно отнести осенение себя знаком креста, которое сопровождает молитвы к Богу и святым, церковные службы, вход в храм.

К обрядам церкви, направленным на удовлетворение нужд верующих прихожан, можно отнести освящение еды и воды, жилья, благословения на учебу, путешествия, соблюдение поста.
К храмовым церковным обрядам относятся богослужебные действа.

Великие церковные таинства: крещение

Крещение

Обряд крещения ребенка может совершаться после сорокового дня от момента его появления на свет. Для проведения обряда требуется наличие крестных родителей, которые выбираются из близких людей. В их обязанности входит духовное наставление крестника, его поддержка в жизни. На таинство крещения не допускается мать ребенка.

Во время проведения обряда ребенок находится в новой крестильной рубашке на руках у крестных родителей, которые молятся и осеняют себя вместе с батюшкой. По традиции ребенка трижды окунают в освященную купель, трижды проносят вокруг купели. Срезанные во время обряда прядки волос являются символом покорности Спасителю. В завершении мальчиков заносят за алтарь, а девочек прислоняют к лику Богородицы.

Считается, что крещение дает второе рождение человеку, обеспечивает ему божью помощь и поддержку в трудные минуты, оберегает от грехов и бед.

Великие церковные таинства: причастие

Считается, что причастие в церкви освобождает человека от совершенных грехов и дарует ему божье прощение. Обряд причащения предваряет обряд венчания, но и сам тоже нуждается в определенной подготовке.

Примерно за неделю до совершения обряда причащения необходимо по возможности посещать церковь. В день совершения таинства нужно отстоять утреннюю службу полностью. Во время подготовки к причащению необходимо придерживаться тех же правил, что и при соблюдении поста. То есть воздерживаться от пищи животного происхождения, алкогольных напитков, развлечений и пустословия.

В день совершения обряда причащения обязательно перед началом Божественной Литургии нужно исповедаться перед батюшкой. Само причащение проводится в конце службы, когда все желающие совершить обряд по очереди подходят к амвону, на котором священнослужитель держит чашу. Чашу необходимо поцеловать и отойти в сторону, где каждому дадут святой воды и вина.

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди. В день причащения также стоит придерживаться строгих правил: не грешить даже в мыслях, не развлекаться, воздерживаться от греховной пищи.

Великие церковные таинства: венчание

Венчание

Все церковные обряды отличаются не только особенностями проведения, но и правилами, требованиями. Для того чтобы пройти обряд венчания необходимо сначала официально зарегистрировать отношения в ЗАГСе. Священник может проводить обряд венчания только при наличии официального свидетельства о браке.

Препятствием к проведению обряда может служить иное вероисповедание одного из молодых, не расторгнутый брак с другим лицом, кровное родство или данный в прошлом обет безбрачия. Не проводится венчание по великим церковным праздникам, во время седмиц и строгих постов, и особым дням недели.

Во время проведения обряда позади молодых стоят шаферы, которые держат венцы над парой. Все присутствующие на таинстве женщины должны быть обязательно с покрытыми головами. При проведении обряда венчания невеста прикасается к Лику Богородицы, а жених – к Лику Спасителя.
Считается, что обряд венчания защищает брак от разрушения из вне, дает паре божье благословение и помощь всевышнего в трудные минуты жизни, способствует сохранению любви и уважения друг к другу.

Помимо внешней красоты и торжественности, которые свойственны всем церковным обрядам, они дают душе человека успокоение, избавляют его от чувства одиночества и внутренних терзаний. Их главное достоинство в том, что они заставляют человека заглянуть внутрь самого себя, очистить сознание от дурных помыслов, обрести истинные жизненные ценности.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная , по выражению святого , не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан : поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Зачем в Церкви так много обрядов? Неужели нельзя служить Богу просто, без лишних видимых действий?

Вообще, человеческое мышление уже само по себе связано с определенными знаками и символами, как способами внешнего выражения. Например, слово есть выраженная посредством звука мысль» а многие наши жесты есть выражение наших эмоций или нашего настроения. Тем более, когда речь идет об истинах мира духовного, выразить их в нашем мире можно только посредством символических действий - обрядов. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены дьявол и грех.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться тем, что выше земных чувств и измерений. Так, возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира. Как прекрасно молиться вечером при огне свечи или лампады! Окропление святой водой своего жилья есть приобщение его к святыни Церкви, известно, как после этого в домах, подверженных действию нечистой силы, все умиротворяется.

Обилие церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. Видимые богослужебные действия и предметы церковного быта заключают в себе глубокие благодатные символы, как выражение духовно совершающегося в частности, каждение храма и молящихся людей святым ладаном символизирует обилие благодати Духа Святого, обитающего в храме и осеняющего молящихся. А помазание во время Всенощного бдения верующих святым елеем означает небесное благословение, подаваемое на богослужении.

Ничто в богослужении не является случайным - ни гимнография, ни видимые действия. Ведь человеку свойственно стремление к творчеству, и потому свои религиозные чувства и мысли он выражает в молитвах и песнопениях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуждается в куда меньшем обосновании, нежели бытие души), то свои религиозные чувства мы выражаем посредством поклонов, коленопреклонений и уже упомянутого крестного знамения. А если достаточно только в душе служить Богу, то зачем Бог даровал нам еще и тело? Не напрасно в Священном Писании сказано: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий ().

Соблюдая уже сложившуюся традицию, например, посещением храма в положенной одежде, мы выражаем наше уважение к храму и к тем, кто освятил эту традицию собственной благочестивой жизнью. Эти обряды соблюдали не только святые подвижники, но и цари, и знаменитые общественные деятели, и великие ученые - последуем же за ними.

Один знакомый батюшка в метро как-то встретился с последователями секты свидетелей Иеговы - парнем и девушкой. Парень сразу же начал доказывать, что все наши обряды суть внешнее и ненужное, что главное, чтобы вера была в душе. Священник внимательно выслушал, а затем искренно спросил: «Это ваша девушка? Наверное, вы любите друг друга? Может быть, станете одной семьей?» Когда они одобрительно кивнули, батюшка обратился к девушке: «Если он вам дарит цветы и оказывает знаки внимания, то не придавайте этому никакого значения — это все внешнее; и если он старается быть обходительным в своем общении с вами, то тоже не обращайте внимания, ведь это внешнее; и если он, готовясь к встрече с вами, следит за своим внешним обликом, старается достойно выглядеть, то это все тоже внешнее и ненужное, а главное, чтобы только в сердце была любовь». Глубокое недоумение и даже небольшое прозрение теперь были видны на лицах молодых людей. Парень не нашел, что ответить, и кто знает, может быть, в глубинах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заметим: в человеческом естестве душа тесно соединена с телом, так что даже исключительно духовные чувства - вера, благоговение, покаяние, богопочитание и другое выражаются вовне посредством видимых обрядов, знаков и действий.

Священник Валерий Духанин

Из кн. «Во что мы веруем». - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный ). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чём смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: