Не мир я принес но меч евангелие. О значении слов Христовых: "не мир пришел Я принести, но меч"

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается:20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас! Аминь

Это знаменитое изречение Христа, известное нам из Евангелия от Матфея, поистине может повергнуть человека, впервые открывающего для себя Новый Завет, в недоумение и даже возмущение. Кто-то после этого закрывает эту Книгу, полагая ее мрачной и фанатичной, кто-то пытается «проскочить» смущающие его фразы, вынося из Писания лишь то, что ложиться на сердце, что удобно, кто-то некритично принимает такие фразы «на веру», не пытаясь проникнуть в их глубину. Мы – живые люди. Любой нормальный человек, вне зависимости от его конфессиональной и религиозной принадлежности, знает, что мир – это благо и добро, а меч и война – зло, горе и страдание. Означает ли, что слова Господа призывают отказаться от этой убежденности? Что Евангелие призывает к насилию?

К сожалению, сегодня некоторые верующие люди, в особенности, стоящие на радикальных политических позициях, воспринимают это изречение буквально и полагают, что война – в действительности хорошее явление, что она полезна для духовного состояния народа и т. д. Такой откровенный цинизм, прикрывающийся благочестием, прокладывающий дорогу бесчисленными цитатами из святых, вырванными из контекста, конечно же, не имеет отношения к христианству, глубоко еретичен по сути и безнравственен. Новый Завет однозначен в полном, не терпящим полутонов и исключений, отрицании насилия и ненависти, без которой оно не существует: «Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему заходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43-45); «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону» (Мф. 5: 21-22).

Но тогда перед нами очевидное противоречие. Краеугольным камнем христианства является Откровение и знание Бога как абсолютной и бесконечной Любви, которая никогда не оскудеет и не перестанет изливаться на сотворенный Им мир. Именно поэтому так недоуменно мы воспринимаем слова Спасителя «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Но этого недоумения не стоит бояться и бежать от него, ибо оно должно заставить нас глубже и вдумчивей вчитаться в евангельский текст. Попытаемся это сделать.

Сначала отметим, что истолкование любого текста Священного Писания должно по возможности заключать в себе три обязательных составляющих. Во-первых, ни одна фраза не может быть вырвана из контекста. Мы должны читать и осмыслять ее как часть одного целого: стиха, главы, книги. Во-вторых, контекст, помимо, собственно, текстуального аспекта, включает в себя и исторический. Это не означает, однако, что любой человек при чтении Евангелия или посланий апостолов, должен обязательно прибегать к сложной научной библеистической литературе или учить древние языки, чтобы читать эти тексты в подлиннике, достаточно просто иметь в виду наличие исторического момента в Писании. Такая историчность также не означает, что те или иные фразы актуальны лишь для прошлого, а в настоящем могут всерьез не восприниматься , т. к. большинство из них, особенно в Новом Завете, обращены к исторической реальности в ее первооснове, выходящей за границы конкретных эпох, той первооснове, благодаря которой мы можем в древних людях узнать самих себя, в давно минувших временах разглядеть самую острую и живую современность. И, наконец, третьей составляющей является богословие. Читая тот или иной текст Библии, мы должны увидеть, как в нем открывается Сам Бог. Здесь присутствует, как личный опыт, ибо проникновение в Священное Писание есть форма молитвы, так и кафолический опыт Церкви, который выражен, собственно в вероучении, но также и в других видах богословского творчества.

По этому пути мы и пойдем в осмыслении, интересующего нас изречения Спасителя. Каков же его контекст?

Если смотреть на Евангелие в целом, то можно без труда прийти к заключению, что эта Книга противоречит всем нашим обыденным представлениям о человеке, его надеждах и счастье. Вспомним заповеди блаженства. Кого Христос именует блаженными? Нищих духом, плачущих, кротких, изгнанных за правду. Такие люди составляют соль земли, ее смысл, глубинное содержание. Как сложно принять такой взгляд на мир, когда видишь величие земных владык, славу гигантских проектов, осуществлявшихся в истории. Но тем не менее Правда Божия с самого начала уводит нас от этого обольщения. Не в блеске мирского владычества лежит основание бытия, а в том, что на первый взгляд кажется таким тонким и хрупким, что не выдержит и самого слабого удара, но в действительности оказывается крепче брони и разрушает надменность земного великолепия.

Но, хотя и с большим трудом, человек может согласится с таким взглядом. Ведь все мы, так или иначе, ощущаем страшную и разрушительную силу гордыни, ее ненависть, испепеляющую все доброе и нежное в мире. Барьером к принятию слов Господа является, пожалуй, естественный скепсис: это хорошо и правильно, но в действительности гордость и честолюбие всегда одержат верх, ибо они помогают человеку достичь результата здесь и сейчас, а нищие духом, плачущие, изгнанные за правду, будучи прекрасными и святыми, не на йоту не изменяют этот мир, по-прежнему пребывающий во зле и насилии – с волками жить, по-волчьи выть – так думают многие, но это философия Великого Инквизитора.

Но какой же наступает шок, когда Христос подвергает сомнению и то, что человек считает за самое доброе, близкое, нежное. То, за что он готов отдать свою жизнь, что действительно пробуждает в нем благородство, мужество, любовь: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:34-39). Как же это можно понять? Поддается ли это вообще какому-либо осмыслению? Ведь, на первый взгляд, эти слова лишают человека шанса на самое минимальное счастье на земле.

Иудеи ждали Мессию-Помазанника, который установит идеальный земной порядок. Порядок этот будет удерживаться справедливостью божественного закона, в нем не будет бедных, страдающих, обездоленных, утвердится царство всеобщей гармонии – рай на земле, основанный на поклонении Единому Богу. Боль, злоба, ужас мира уйдут, уступив место добру и любви. Не стоит недооценивать эти чаяния иудеев, они были выстраданы ими за века страшной и тяжелой истории Израиля. Тем не менее, Царство Божие мыслилось ими, в образах и категориях земного счастья. Пришествие Мессии, соответственно, понималось как наступление эры благоденствия – социальной и духовной стабильности.

Прежде всего, Христос разрушает именно этот стереотип. Не уютную благоустроенность сулит Его приход в этот мир, но разделение, соблазн, ненависть к Нему. Не пир в царских чертогах Он может дать Своим ученикам, но мученичество, презрение людей, арену Колизея. Тот, кто принимает Христа всем сердцем, оказывается выброшенным за рамки привычных связей и отношений между людьми. Семья вдруг становится враждебной к нему, друзья подозрительными. Даже самому себе человек не может довериться до конца, ибо в глубине души знает, что может не выдержать этого бремени: «Человекам это невозможно…». Но ни семья, ни все то, что считается правильным и моральным в этом мире, не может быть адекватной «заменой» Христу, ибо Он есть начало и конец всему, Господин Субботы.

Таков текстуальный и исторический аспект изречения Христа о мире и мече. Разделение исходит не от Него, но от мира, привычные устои которого оказываются поколеблены в самой их основе. Но здесь начинает отчетливо вырисовываться и богословский смысл этих слов.

Что мы ненавидим в этой жизни? То, что противоречит воле к ней – врага. Врагом этим может быть грех, как мой личный, так и грехи мира в целом, смерть, воля к разрушению и самоуничтожению. Это основной критерий, по которому человек различает доброе от злого, это фундамент этики. Границы здесь достаточно очевидны: легко отличить моральное от безнравственного. Но Иисус ставит под радикальное сравнение именно их. Оказывается, не только уродство, низость следует ненавидеть, но и все то, что связывается с самым прекрасным возвышенным.

Различия между добром и злом очевидны для каждого, но ощущаются они лишь исходя из мира, в рамках земных категорий. Когда же происходит движение в плоскость Иного, Внеземного, находящегося за пределами тварного, различия эти становятся более зыбкими, прозрачными. В конце концов, они могут вовсе исчезнуть. Иисусу противится не только откровенный грех, но и то, что является моральным, благочестивым. В Евангелии можно встретить огромное количество эпизодов, когда ненависть ко Христу, сопротивление Его Воле рядится в одежды праведности, следования закону.

Спаситель говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Но оказывается, что это Божий Мир принципиально не сводим к каким-либо человеческим представлениям о нем, к тому, что люди ждут от Бога: «не так как мир дает, Я даю вам». Это новая реальность, приходящая со Христом, скрыта от глаз: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:44-46).

Вдумаемся в смысл этой знаменитой притчи. Человек ограничен своим полем: он возделывает его, строит дом, заводит семью, живет праведно. Все это выступает залогом его покоя, самодостаточности, стабильности. Но внезапно в такую размеренность врывается иная реальность: он обнаруживает то, что заставляет радикально переоценить все на чем он основывал всю свою жизнь. Отдать все, накопленное трудом и потом, ради приобретения нового сокровища.

Мир Божий противопоставлен, прежде всего, иллюзии земного покоя. Трагедия грехопадения состояла в воле и стремлении человека к самодостаточности, пусть даже и ценой ухода от Бога. Мир земной с тех пор всеми силами пытается доказать себе же свою прочность, объяснимость, предсказуемость. Земное счастье притягательно, его страстно ищут и ждут. Но именно эту мнимую прочность уничтожает Христос. Он бросает вызов миру, который не видит, насколько в действительности он истерзан, какие бесчисленные преступления он совершает в своей жажде к покоя и благополучия. В стремлении открыть человеку иную реальность, Господь пренебрегает самыми привычными связями: подлинная радость состоит не в возделывании поля, а в следовании Богу, благоволившему дать Своему малому стаду Царство.

Итак, Христос призывает ненавидеть мир в его падшем и греховном состоянии, которое часто стремится принять добрый и моральный облик. Попытка земного защитить себя от слов Господа, доказать собственную значимость и приводит к мечу, к Голгофе, к истреблению христиан, к лютой злобе на них. Так кратко можно охарактеризовать изречение Спасителя о мире и мече. Но как их понять практически? Мы ведь знаем о таинстве христианского брака, о великой христианской культуре, вовсе не пренебрегающей земной красотой.

Зададимся вопросом: а возможно ли вообще совместить обладание земным счастьем и стремление к Царству Небесному? Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден и хорошо нам знаком: первым и главным для христианина должен быть Христос, а затем все остальное. Кто-то призван к монашескому пути и старается отринуть мирскую жизнь, целиком посвятив себя Богу, кто-то служит Богу в браке, также основанному на жертвенной и чистой любви. Здесь земное счастье как-бы пронзено Светом Христа, который изымает его из мира мирской обусловленности. Ибо мир, в его изначальной сущности, сотворен для того, чтобы быть открытым Творцу, и будучи с Ним, вновь обретает свое истинное бытие.

Но путь обладания земным по-христиански чудовищно тяжел. «Иметь, как не иметь» (1 Кор. 7:29) может лишь тот, кто внутренне отказался от жажды комфорта. Вне зависимости от статуса, социального положения христианин должен всегда сознавать, что в мире нет ни единого места, вещи, связи, которые были бы нейтральны с позиции его стремления к Царству Небесному. Опасность для человека, следующего за Христом, заключается не только в откровенном зле, она скрыта и в очевидном благе.

Невозможно обрести мир Божий, не подвергая сомнению, переосмыслению те ценности, которыми живет мир человеческий, ибо в Божественном понимании они могут быть не столь очевидными. Земное благо, таким образом, должно быть коренным образом пересмотрено христианином. Быть с евангельской истинной значит принять ее всем сердцем и разумением, без полутонов и исключений. В этом и состоит подвиг веры, ее поистине фундаментальный вызов земному порядку вещей.

Один из самых глубоких немецких мыслителей XX века Мартин Хайдеггер как-то написал о том, как он понимает суть философского творчества: философ, говорил он, это тот, кто постоянно выходит за рамки привычного образа мыслей и рассуждений, он находится в какой-то мере по ту сторону мышления, в стремлении постичь, скрывающееся за сущим, бытие. В таком ключе можно сказать и о христианине, ибо он также, являясь частью этого мира, внутренне живет за его пределами. Земное, с его представлениями о добре и зле, моральном и безнравственном, прекрасном и уродливым, как-бы преображается Христом, чтобы обрести свой истинный смысл, который заключается лишь в Боге. Он создал этот мир для Себя и лишь с Ним и в Нем тварное бытие становится подлинно прекрасным, добрым, излучающим свет и любовь.

Хотя очень многие тексты Ветхого Завета утеряли свою актуальность для христианства и воспринимаются Святыми Отцами как ценные источники для понимания истории нашего спасения.

А втор Артемий Сафьян.

Разъясните значение слова «мир» в словах Иисуса Христа: «Не мир принес я Вам, но меч» и «Мир я даю Вам дети мои, не так, как мир дает Вам».

Слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мат.10: 34-39), - говорят о том, что в душе каждого человека, кто услышит евангельское благовестие после пришествия Спасителя на землю, неизбежно будет происходить самоопределение по отношению к правде евангельского благовестия. Человек либо примет его как некую конечную норму жизни и будет стремиться жить по Евангелию, либо отвергнет правду, принесенную нам Сыном Божиим. И в этом смысле от этого разделения никуда нам теперь не деться. Вот пока не было воплощения Сына Божия, многие люди могли пребывать в неопределенности. Сам Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15: 22).

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Читай это так: "Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду.

С людей, которые не слышали ничего о Христе и Евангелии, один спрос – по закону совести, который есть голос Божий у них в душе, как говорит апостол Павел. А уж тот, кто Евангелие читал, кто знает, что такое Церковь, что такое правда Божия, с того спрос другой, и по вере и по жизни этого человека. Вот здесь-то это разделение и проходит: мы или принимаем его, или не принимаем. И никакие внешние факторы в этом случае ничего не определяют: ни рождение в благочестивой семье, ни седьмое колено священства среди родственников, ни еще что-то, а только внутреннее самоопределение человека.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), - ну, конечно, не так, как мир дает. Мир, который во зле лежит, предлагает нам свои ценности, свои плотские ориентиры, которые, в конечном итоге, - похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Так что даже, по слову блаженного Августина, видимые добродетели язычников, то есть мирских в этом смысле людей, являются только блистательными пороками. Господь дает свой мир по-другому: как тот внутренний стержень жизни, который поможет человеку выстоять, сохраниться в любых жизненных обстоятельствах, сохранить в себе образ и подобие Божие и стяжать, может быть, тот мир, о котором говорит преподобный Серафим: «если кто приобретет сей мир, то вокруг него спасаются тысячи, потому что он непреодолим и всепобедителен».

На самом деле всем, кто читает Библию непредубежденно (то есть, без заранее навязанных и внушенных ему установок), очевидно, что Бог выступает против зла и побеждает его. Как с помощью меча физического, так и с помощью меча духовного, которым является Слово Божье.

На страницах Библии Бог открывается нам совсем не как пацифист, стремящийся к миру любой ценой. Да, конечно, Бог хочет мира, но вовсе не ценою соглашения со злом, не ценою компромисса с грехом. Скорее всего, теория смирения перед злом родилась в умах тех людей, которые хотели бы видеть Бога таким, каким они Его себе представляют, добреньким, а не таким, какой Он есть на самом деле. Возможно, так они оправдывают свое нежелание борьбы с грехом и со злом.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему же тогда Христос добровольно отдал Себя в руки Своим гонителям и смирился с тем, что Его убили. Дело в том, что Христос сделал это вовсе не по причине смирения перед злом, а наоборот, борясь с ним. Христос должен был победить грех, смерть и ад и освободить находящиеся в аду души. Но как можно попасть в ад, минуя смерть? И можно ли попасть в ад законным способом, не имея на себе грехов? Поэтому Христос берет на Себя грехи человечества, что и означает отдание Себя в руки зла и принятие на Себя его последствий, то есть осуждения за грехи и справедливое воздаяние за них – смерть. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал... Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 3:18-19; 4:6). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57). Таким образом, Христос, отдавая Себя в руки гонителям и принимая от них смерть, вовсе не смирился со злом и не согласился со Своим поражением. Наоборот, отдав смерти Свое тело, Он воевал с нею Духом, победил и в результате Своей победы был воскрешен из мертвых, получив Свое тело вновь. Поэтому смирение перед Богом и смирение перед злом – это совершенно различные вещи.

Смирение перед злом, признание перед лицом греха и зла своего поражения – это не библейская концепция. И когда в Библии говорится о том, что следует подставить вторую щеку для удара, имеется в виду вовсе не соглашение со злом, а наоборот, активизация духовных средств борьбы, чтобы преодолеть (нейтрализовать) чувство мести, злобу, раздражение, то есть не дать места духу зла. Что действительно важно в вопросе борьбы со злом, так это то, каким духом ведется эта борьба. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Зло не следует побеждать злом. И если вас ударили по одной щеке и вы при этом клокочете желанием отомстить и разорвать вашего обидчика в клочья, то вам действительно лучше подставить ему вторую щеку. Потерпев физический урон, вы сохраните тогда свой человеческий облик и не впадете в животное состояние мести и злобы. Но если, пользуясь вашим смирением, вас регулярно бьют то по одной щеке, то по второй, которые вы услужливо подставляете в надежде праведно выглядеть в глазах людей и Бога, то не обманывайтесь – вы вовсе не Богу угождаете, а Его противнику, который еще и смеется над вашей неразумной верой. Физическая сила (физический меч) вовсе не является синонимом зла, и ее можно и нужно применять в борьбе со злом, но с условием, чтобы дух, который ее направляет, не был духом злым, но Духом Божьим. К сожалению, не все христиане понимают это и потому впадают в противоположные крайности: либо ожесточаются до ненависти к своим противникам (а то и братьям), либо совершенно равнодушны к распространению греха и зла, считая, что бороться с ними не их дело, что Бог Сам за них поборет.

"и меч (!) духовный, который есть Слово Божие."
Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла, Глава 6 стихи 10-17

  • Илья Попов:
  • 14:03 | 29.06.2011 |
  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 14:04 | 29.06.2011 |

***Не мир я вам принёс, но меч***

Учение Христа заставляет человека пересмотреть своё мнимое благополучие, заставляет задуматься. И спокойствие потеряно...
Человек начинает каждый свой шаг в жизни сопровождать вопросом: "А правильно ли я делаю? А должен ли христианин так поступать?"

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".

  • Илья Попов:
  • 15:04 | 29.06.2011 |

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: "Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф. 10, 34-35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.

Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры - ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

14 августа 1960г.
Архимандрит Алипий (Воронов)
http://www.pravoslavie.ru/put/030813121155.htm

  • Артём Быков:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

да тут много интересного глохнет...
боятся, походу=))

  • Наталья Вихарева:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

Мне очень понравилось объяснение в №5. Раньше я почему-то слишком буквально воспринимала эти слова.

  • Татьяна Балашова:
  • 16:05 | 23.09.2011 |

Святитель Николай Сербский.
"О значении Христовых слов: "Не мир пришел Я принести, но меч":
http://pravklin.ru/publ/8-1-0-411

  • Майя Пискарева:
  • 17:00 | 23.09.2011 |

То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.*******

странно как звучит эта фраза... то ли монах сказал.для которого мир -враг... то линесогласие с тем. что "миру мир "...))

  • Галина Смирнова:
  • 17:01 | 23.09.2011 |

Ну да, звучит прикольно.
Миролюбец здесь - не пацифист, а тот, кому то, что в мире, важнее Бога. В большей или меньшей степени это про всех нас. "Не любите мира, ни того, что в мире." Ведь в мире-то похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Я всё удивляюсь, как это верно подмечено. Для всех времён и народов...

  • Майя Пискарева:
  • 17:02 | 23.09.2011 |

а лучше всего сказано Христом:
" Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."(Мф., 6 , 20-21)

скажите... а вот то. что мы называемся мирянами, это что?

  • Александра Николаева:
  • 18:01 | 23.09.2011 |
  • Майя Пискарева:
  • 19:02 | 23.09.2011 |

а зачем обрезали цитату. ведь самое главное тамв продолжении...
"Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость...не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек."

иначе можно считать, что в миреБожьем есть только похотьи гордость..Мирянемы не только потому, что в монастыре не живем,но потому,что живя в миру,стараемся исполнять волю Божию.Потому что слово мирянин ассоциируется с христианиным...

  • Margarita Иванова:
  • 19:03 | 23.09.2011 |

***католики использовали эту фразу в средние века, как один из поводов к крестовым походам.***

Если исключить из крестовых походов разграбление Константинополя и других христианских земель - то крестовые походы были направлены на благородную цель: освобождение христианских земель захваченных мусульманскими оккупантами.

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".===

В Катехизисе КЦ написано, что на земле - церковь воинствующая, а у Бога - церковь торжествующая. За христианство не раз приходилось воевать. Так что слово "меч"имеет и вполне реальное значение. Правда, тут легко усматривается противоречие с тем, что если тебя ударят по одной щеке, подставь другую. Эту фразу некоторые ошибочнопонимают как призыв кнепротивлению злу.

  • Галина Агапова:
  • 19:04 | 23.09.2011 |

#5 Илья, полностью с Вами согласна. Иисус Христос пришёл разделить тех, кто с Богом и тех, кто против Бога. Это главный принцип, по которому всё человечество делится на две части. Овцы стоят по правую руку Христа, а козлища - по левую.

  • Александра Николаева:
  • 23:03 | 23.09.2011 |

#14 <а зачем обрезали цитату > Но я ведь знаю, что вы знаете...)))

  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 17:03 | 05.10.2011 |

Тоже согласен с Ильёй.

Точнее - со словами архимандрита Алипия

  • Наталия Зайцева:
  • 15:05 | 10.12.2011 |

Искала тему, подходящую для моего вопроса.
Лучше этой не нашла. Чтобы новую не открывать, не плодить темы похожие.
По моим наблюдениям, люди суровые, аскетичные, любящие поучать других, что надо "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж" (образно говоря) - это люди не слишком приветливые и сердечные к ближним.
Вот я последнее время все думаю: ну как вот это связано...
Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? (((

  • Александр Соловьёв:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

"Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? ((("
Наверно потому,что аскетическая постройка пришлась на негодное основание (фундамент).

  • Наталия Зайцева:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

Само по себе это так.
Но..
Может быть, я невнимательна, но вот как нарочно так выходит, по личным наблюдениям:
- кто "порасслабленней" (в плане постов-молитв и прочих подвигов) - тот и подобрей к ближнему;
- кто посуровей - тот и позлобнее. Ну что ж это такое? Почему так?(((((
(Касается и батюшек, и мирян.)
Ведь аскетизм для того и дан, чтобы душа СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ, а не озлоблялась...

Человек состоит из души и тела; поэтому он должен служить Богу и духом и телом, ибо и тело, и душа – одинаково Божии создания; и тело, и душа, соединившись опять по воскресении, вместе будут участвовать в блаженстве вечном. Вот почему и во всяком доброделании наше тело, т.е. наш внешний человек, должно участвовать вместе с душой, с нашим человеком внутренним. Самая вера наша должна проявляться в исповедании как устами, так и делами: «сердцем веруют к праведности» , – говорит святой апостол Павел (), – «а устами исповедуют ко спасению» . Если мы сердцем веруем во Христа, и дорожим Его святыми заповедями, но стыдимся или боимся открыто перед людьми говорить об этом, то мы – лжецы, лицедеи и малодушные животолюбцы. Это значит, что страх перед людьми в нашем сердце сильнее веры во Христа. Закон духа таков: «от избытка сердца говорят уста» (). Кто любит Бога всем сердцем, тот не будет молчать о Возлюбленном. Вот почему Господь, посылая апостолов Своих на проповедь , так властно побуждал их безбоязненно, открыто исповедовать, и словом и делом свидетельствовать перед целым миром, что они веруют в Него, как истинного Бога, что они никогда не отрекутся от Него, своего Спасителя и Господа, хотя бы пришлось и умереть за такое исповедание. ИТАК ВСЯКОГО , – говорит Он, – КТО ИСПОВЕДАЕТ МЕНЯ (буквально с греческого: кто исповедует во Мне, т.е. исповедует Меня не собственной силой, а при помощи Моей же благодати) ПРЕД ЛЮДЬМИ , ТОГО ИСПОВЕДАЮ , объявлю его, И Я Моим верным последователем, достойным вечной награды за веру и исповедание, ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , когда буду восседать одесную Его во славе, и особенно во Второе Мое пришествие на Всемирном Суде. «Господь говорит здесь ко всем вообще, а не к одним ученикам. Он всех хочет сделать мужественными... готов несравненно более благодетельствовать, нежели наказывать, но здесь о награде упоминает однажды, а о наказании дважды, – почему так? «Конечно потому, что слушающие лучше вразумляются страхом наказания», – говорит святитель Златоуст. Потому-то, сказав: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» , еще присовокупил: А КТО ОТРЕЧЕТСЯ ОТ МЕНЯ ПРЕД ЛЮДЬМИ , кто не признает Меня Искупителем мира, отвергнет Меня и Мое учение, или же, называя себя Моим последователем, на деле будет оскорблять Меня грешными делами, нерадением о своем спасении, уклонением от Святой Церкви, которую Я созижду на земле для спасения людей, ОТРЕКУСЬ ОТ ТОГО И Я ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , не признаю Своим последователем, скажу ему в день оный: «Я не знаю тебя» ...

Вот почему всехвальные мученики терпели самые ужасные мучения и с радостью шли на страшную смерть, только бы не открыть своих уст и не отречься от Христа. Они умирали и в своей смерти торжествовали победу над своими гонителями и над сатаной, их учителем! И когда подумаешь, что этими победителями, этими борцами за веру во Христа являлись не только крепкие духом и телом мужи, но и претружденные старцы, и слабые жены, и юные девы, и даже младенцы (вспомним трехлетнего Кирика, сына Иулитты, пятилетнего Варула и других), то невольно в благоговении скажешь: дивен еси, Господи, во святых Твоих и велика сила благодати Твоей, для коей нет воистину ничего невозможного! Но в то время апостолы, как еще не утвердившиеся в духе, могли подумать: «Итак, Ты пришел для того, чтобы возжечь на земле всеобщую брань?» Поэтому Сердцеведец Сам предупреждает от таких мыслей и говорит им: НЕ ДУМАЙТЕ , ЧТО Я ПРИШЕЛ ПРИНЕСТИ МИР НА ЗЕМЛЮ; НЕ МИР ПРИШЕЛ Я ПРИНЕСТИ , НО МЕЧ! .. Какое огненное слово! Как оно, по-видимому, неожиданно в устах нашего Господа!.. Не Сам ли Ты, Господи, заповедал апостолам, входя в каждый дом, приветствовать всех миром? Не воспевали ли Ангелы при Твоем рождении славу Богу и на земли мир? Не Тебя ли еще древние пророки называли Князем мира? Воистину Ты мир наш, и вот – Ты говоришь, что пришел принести на землю не мир, но меч!.. Как понимать это слово Твое?.. Богомудрые толковники отвечают на это так: «Мечом называет Он любовь к Нему Самому (слова Е.Зигабена), любовь, которая отделяет верующих от неверующих, которая непобедимой силой своей легко может разлучить людей, связанных самой дорогой, земной любовью». И в другом месте, показывая могущественное ее действие, Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю» (). «Меч означает, – говорит другой толковник (блаженный Феофилакт), – слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочтения. Спаситель говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они препятствуют нашей вере». «Тогда особенно и водворяется мир, – говорит святитель Златоуст, – когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Ибо через это только и можно Небу соединиться с землей.

И врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член. Единомыслие не всегда хорошо: и разбойники бывают согласные. Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но как люди разделились между собой, то и произошла брань. Не сказал Христос: пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить их слух к жестоким словам, дабы они, в трудных обстоятельствах, не колебались. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности». Не только, говорит, друзья и сограждане, но и самые сродники и единокровные восстанут друг против друга: ИБО Я ПРИШЕЛ РАЗДЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКА С ОТЦОМ ЕГО , И ДОЧЬ С МАТЕРЬЮ ЕЕ , И НЕВЕСТКУ СО СВЕКРОВЬЮ ЕЕ . «Я пришел отлучить боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искренней любовью и теснейшими узами», – говорит преподобный Иоанн Лествичник . И хотя не Христос был причиной этого, но злоба человеческая, однако же Он говорит, что Сам Он причина сего. Такой образ выражения свойственен Писанию, потому что и в другом месте сказано: «дал им Бог очи, чтобы они не видели». Так говорит и здесь. Поэтому напоминает и пророчество, которое хотя и не на этот случай сказано, но, впрочем, объясняет то же самое: И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ , верующему в Меня, – ДОМАШНИЕ ЕГО , в Меня не уверовавшие. Говоря так, Он показывал силу и горячность любви, какие требовал. Как Сам Он нас много возлюбил, так хочет, чтобы и мы так же много любили Его. А такие слова и апостолов возвышали в духе: «если и ученики ваши, как бы говорил Господь, будут оставлять сродников, детей и родителей, то подумайте, каковы должны быть вы, учители». Чтобы ни говорили о тебе люди, внимай только гласу Божию и храни совесть твою; безбоязненно исповедуй святую веру твою и все то, что она тебе заповедует, хотя бы за это и смеялись над тобою, хотя бы тебе и творили всяческое зло... Сколько и ныне бывает случаев, когда христиане должны мужественно исповедать Христа! Не говорим о тех, кому судил жить среди неверующих язычников, среди еретиков и разных раскольников; для таковых нередко и в наше время готовы мученические венцы; но сколько бывает в жизни самых, по-видимому, обыкновенных случаев, когда, тем не менее, дух маловерия, неверия или лжеверия представляет нам искушение устыдиться Христа, или, что то же, отречься от Него! Вот, например, люди легкомысленные в твоем присутствии смеются над святыней, кощунствуют над всем, что для тебя дорого и священно; если ты молчишь, снисходительно слушая их хульные речи, боясь, как бы они и тебя не осмеяли, если станешь обличать их, то знай, что ты стыдишься Христа, ты отрекаешься от Него...

Если ты, ради светских приличий, садясь за стол, не ограждаешь себя крестным знамением; если в праздник, вместо храма Божия, идешь в театр или в веселое собрание людей праздных, чтобы тебя не считали святошей, ханжой, то ты опять стыдишься Христа, отрекаешься от Него... Не бойся же всегда, везде и во всем и творить, и говорить правду Божию; знай, что верный раб Христов никогда не должен кривить душой, что Христос, как и Сам – вечная правда, так и всех правдолюбцев любит, венчает их славой вечной и похваляет пред Отцом Своим Небесным...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: