Храм вмч димитрия солунского в с дмитровское. Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Доклад на международной региональной научно-практической конференции в Кургане, посвященной столетию со дня рождения Г.К. Жукова

Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем реальнее и ярче встает перед нами образ Георгия Константиновича Жукова - человека, наделенного теми замечательными качествами, которые делают военачальника полководцем.

Имя Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова произносят в нашей стране с огромной любовью и гордостью, оно стало поистине легендарным. И это потому, что с Г.К. Жуковым тесно перевиты судьбы миллионов солдат и офицеров Отечества, тружеников героического тыла, отстоявших нашу жизнь в смертельных схватках с врагом. Громаден и личный вклад этого человека в блистательную победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Маршала Жукова, как полководца, отличали дар предвидения развития крупномасштабных боевых событий и аналитический ум, позволявший ему верно и в краткий срок оценивать обстановку любой сложности и принимать смелые, неожиданные для врага решения. Он обладал огромным организаторским талантом, железной волей, умел преодолевать любые препятствия на пути к цели. Георгий Константинович был нерасторжимо связан с воинами армии - от генерала до рядового солдата. Личная храбрость, презрение к смерти были органически свойственны ему. И это были не просто мужество и храбрость солдата, действующего по поговорке "на миру и смерть красна", а мужество Великого Гражданина. Во имя своего народа он, если требовалось, сознательно шел и на крайний риск. Даже в самых тяжелых боевых ситуациях действовал осмотрительно, заботился о том, чтобы добиться успеха малой кровью.

Сегодняшняя конференция задумывалась и проводится не просто как юбилейное мероприятие, а как дань уважения к истории нашей Родины, ее выдающихся людей, чтобы еще раз сердцем прочувствовать величие нашей истории и непрерывность ее связи от славных ратоборцев Руси Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и принявших от них эстафету доблестного служения Отечеству и народу славных маршалов Великой Отечественной войны Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева и других, разгромивших в трагических и ярких сороковых годах фашистскую нечисть, принесших на Красную площадь столицы и бросивших к подножию Мавзолея знамена и штандарты железных гитлеровских дивизий, перед которыми на коленях стояла вся поверженная Европа, чтобы еще раз напомнить всем, кто мы есть. Мы пригласили сюда ветеранов войны и тех людей, кто имеет возможность и должен проводить работу не только по расширению знаний и сохранению нашей истории, но и по воспитанию широких слоев наших соотечественников в духе уважения к истории Отечества. Историю и добрые традиции создают и передают новым поколениям конкретные люди, в том числе и мы с вами. И мы обязаны сделать все, чтобы у наших потомков не исчезла память о великих делах и подвигах, совершенных отцами и дедами.

Недавно у нас в области издана книга "Маршал Жуков и зауральцы". Она очень своевременна и исключительно ценна, мы сумели собрать воспоминания ряда наших земляков, встречавших и знавших великого Маршала на войне и в мирные дни. Именно такие воспоминания и размышления очевидцев, простых людей помогают создать нам облик Жукова - военачальника, гражданина, человека. Ведь, к сожалению, чем больше проходит времени, тем меньше становится живых участников тех величественных событий. Я уверен, что материалы нашей конференции также послужат делу сохранения и развития истории нашего Отечества.

Все, что печатается о Маршале Жукове в последние годы, носит далеко не однозначный, а часто даже полярный характер. Некоторые авторы склонны видеть в деятельности и характере Жукова только положительные стороны и черты, умалчивая его недостатки и ошибки. А они, конечно же, были и у Жукова, как у любого из нас.

Другие выдвигают на первый план негативное в личности маршала, пытаясь навязать общественности мысль о том, что никаких особых заслуг у Жукова нет. Истина, наверное, как всегда, лежит где-то посередине. Маршал Жуков был человеком, а человеку присуще не только хорошее, но и недостатки. Он, безусловно, был блистательный самородок русской земли. Родившись в бедной крестьянской семье деревни Стрелковка Калужской области, он прошел большой жизненный путь, вобрав в себя мудрость крестьянина и деловитость рабочего человека. Качества даровитого военного в нем проявились уже в годы Первой Мировой войны. Воевал он честно, как подобает настоящему солдату, имел награды за храбрость и отвагу, честно выполнял свой воинский долг.

В Красной Армии Георгий Константинович занимал различные руководящие должности, которые исполнял с полной отдачей сил. Но по-настоящему его талант полководца, проявился во время событий на Халхин-Голе и особенно в годы Великой Отечественной войны.

В 1939 году в Монголии полководческий талант Жукова, его командирские и волевые качества способствовали быстрому разгрому японских милитаристов, и по заслугам грудь Георгия Константиновича украсила Звезда Героя Советского Союза. Мне приятно отметить, что такие же Звезды за эти бои получили наши земляки - летчики С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко и политрук А.И. Киселев.

В полной же мере полководческий талант Г.К. Жукова раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Кто-то из великих сказал, что каждый человек рождается для того, чтобы совершить поступок, который ему судьбою предназначен. Я твердо уверен, что маршал Жуков был рожден, чтобы внести свой выдающийся вклад в победу советского народа над немецким фашизмом.

Без сомнения, личность Жукова очень многогранна и велика, но и столь же противоречива. Неоспоримо одно - его выдающийся вклад в Победу. Он огромен и бесценен. Недаром американский журнал "Лайф" в феврале 1945 года писал: "Жуков войдет в историю, как один из крупнейших полководцев Второй Мировой войны. Его успехи на поле боя не имеют равных в нынешней войне. Ни среди союзных армий, ни в Советской армии не найти ни одного генерала, равного Жукову."

Американский военный историк Мартин Кайден пишет: "Жуков был полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями. Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник. Перед нами истинный военный гений." Так сказано теми, у кого нет особой любви к России и желания возвеличить ее полководцев. Но даже они вынуждены признать Жукова как величайшего полководца двадцатого века. Нет, не зря солдаты и офицеры Отечественной войны говорили: "Где Жуков - там Победа".

Давайте вспомним хотя бы основные битвы Великой Отечественной. Смертельные бои под Москвой. Гитлеру уже готовили коня, чтобы принять победный парад на площади русской столицы, но мужество нашего народа, сибирских дивизий, в которых воевало немало зауральцев, наших отцов и дедов, дивизий, сформированных в других регионах и республиках Советского Союза, встали непоколебимо, откинули врага от нашей столицы. Жуков возглавлял эту битву! Его исключительная решительность, организаторский талант, полководческое искусство позволили в чрезвычайно острой обстановке в короткий срок создать новый стратегический фронт обороны западнее Москвы, а затем перейти в контрнаступление. Это только одна из блистательных операций, которыми руководил Г.К. Жуков. Регламент конференции не позволяет мне подробно раскрыть все военные операции, которыми руководил и которые разрабатывал Маршал Жуков, но мне хочется еще и еще повторять слова солдат Отечественной: "Где Жуков - там Победа".

В преддверии 50-летия Победы, когда было объявлено решение Правительства России об установлении в Москве памятника Г.К. Жукову, сразу же во многих газетах и журналах начали появляться под флагом "нового прочтения истории" статьи, очерняющие имя Великого полководца. Досадно и неприятно читать некомпетентные суждения отдельных авторов о том, что войска, которыми непосредственно командовал Маршал Жуков, несли, якобы, во время войны самые большие потери, что он не берег людей, жестоко обращался с подчиненными. Любому, кто хаживал в праведный бой, ясно, что война - не место для комплиментов и галантной обходительности, здесь главное - действенность, которая нередко требует и крутых слов и резких действий. А людские потери в расчете на тысячу человек списочного состава у Жукова были, как правило, меньше, чем в войсках соседних фронтов, действовавших одновременно на одних и тех же стратегических направлениях, хотя задачи, как правило, ему ставились более сложные. Сказанное выше подтверждается сравнительными данными о потерях войск 1-го Белорусского фронта (командующий Г.К. Жуков) и 1-го Украинского фронта (командующий И.С. Конев) в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Висло-Одерская операция: 1-й Белорусский - потери на тысячу человек - 75. 1-й Украинский - 106, Берлинская операция - 198 и 206 соответственно.

В целом, несмотря на жесткий, авторитарный стиль руководства, забота о личном составе, стремление добиться победы "малой кровью" были главными для Г.К. Жукова во все времена. "Командир армии трудового народа, решая задачи на полях сражений, обязан решать их с наименьшими жертвами, с наименьшей затратой крови, ибо солдатские массы не должны гибнуть от незнания и неумения воевать руководителей", - подчеркивал Жуков в своих высказываниях еще в тридцатые годы. И в тяжелейший период Великой Отечественной войны полководец не изменил своих взглядов и действий. Так, в 1942 году на Калининском фронте один из мехкорпусов, выполнявший по заданию Ставки отвлекающий удар, попал в окружение. Положение было отчаянным. Командиры и бойцы знали приказ - держаться до конца. И когда шифровальщик передал командиру корпуса генерал-майору М.Д. Соломатину телеграмму, подписанную заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуковым, тот подумал, что, очевидно, это еще одно подтверждение приказа: "Ни шагу назад!". Но это было совершенно другое указание: уничтожить материальную часть и выводить людей через леса. Что и было сделано.

Георгий Константинович здесь проявил себя как всегда смелым человеком, способным принимать самые ответственные решения. Ведь непросто в тяжелейший период войны, когда немцы были под Сталинградом, приказать уничтожить свои танки, машины. Это был не только смелый, но и глубоко гуманный приказ.

Стратегическая широта и глубина охвата явлений и событий при оценке военной и военно-политической обстановки, глубина проникновения в замыслы и действия противника, реализм в оценке соотношения сил - таким был Маршал Жуков при подготовке операций. В период сражений же полководец проявлял несгибаемую волю в достижении поставленных целей в самых сложных условиях. При его осмыслении, под его руководством даже, казалось бы, невозможное становилось победной реальностью. Так было при обороне Ленинграда, так было при обороне Москвы, под Сталинградом, на Курской дуге, при штурме Берлина. Его постоянными методами были величайшая активность, навязывание своей воли противнику, отсутствие каких-либо колебаний при выполнении крупных оперативно-стратегических решений, когда обстановка была до предела сложной и запутанной.

Г.К. Жуков вложил много упорного труда, чтобы развить в себе качества, присущие великому полководцу. Он умел учиться сам и настойчиво, творчески и инициативно обучал своих подчиненных. Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, учившийся вместе с Жуковым в 20-х годах в высшей кавалерийской школе в Ленинграде, свидетельствует: "Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянем, бывало, в его комнату - все ползает по карте, разложенной на полу. Уже тогда для него дело, долг были превыше всего." Примечательно, что, уезжая на учебу в Ленинград, Г.К. Жуков издал по части приказ под девизом: "Да здравствует учеба!" В нем он требовал: "Не терять ни одной лишней минуты для самообразования и самовоспитания."

Одним из обвинений на пленуме ЦК КПСС 1957 года, после которого Жуков был снят с должности Министра обороны, было то, что он недооценивал партийно-политическую работу в армии, воспитательную работу. Но это не подтверждается ни при анализе деятельности Георгия Константиновича, ни воспоминаниями солдат, офицеров и генералов, служивших под его руководством. Маршал Жуков обладал важнейшими качествами военачальника - умением сплачивать и привлекать к самой активной работе подчиненных, командующих и командиров, штабы и политработников. Жуков был признанным организатором слаженной боевой работы крупных военных коллективов, сторонником внедрения лучших традиций русской армии в обучении и воспитании войск. В воспитательном процессе Г.К. Жуков высоко ценил силу войскового товарищества, коллектива. "Какая это большая сила - здоровый армейский коллектив. Там, где действует энергичный общественный актив, всегда будет настоящая дружба. А в ней - залог успехов в боевой готовности части".

С другой стороны, Маршал всегда подчеркивал значение личного примера командира, офицера - воспитателя. Он любил повторять своим подчиненным, что сила воспитательного воздействия на личный состав заключается "прежде всего в личном боевом примере, образе действий, поведении". Отмечая большую роль комиссарского корпуса в годы войны, Жуков подчеркивал, что офицеры - воспитатели "не только объясняли рядовым бойцам поставленные задачи и вдохновляли личный состав, но и сами шли на наиболее опасные и решающие участки сражения".

Большое значение Жуков придавал воспитанию подрастающего поколения. В своих выступлениях он подчеркивал необходимость "значительно улучшить военно-патриотическое воспитание широких масс, особенно молодежи, в духе любви к своим Вооруженным Силам и постоянной готовности с честью и достоинством защищать свою Родину. Для этого, - считал Маршал, - необходим массовый выпуск правдивых кинофильмов и литературных произведений о патриотическом долге людей по защите своей Родины и подготовке их для обороны страны" .

Уважаемые товарищи, мы ставим целью нашей научно-практической конференции, чтобы она явилась памятной вехой на пути совершенствования патриотической и воспитательной работы среди подрастающего поколения, местом обмена опытом в этом деле.

Готовясь к юбилею маршала Жукова, военные комиссариаты области проводили целенаправленную работу со школьниками, допризывной и призывной молодежью, широко использовали в этих целях клубы и библиотеки, музеи боевой и трудовой славы.

Во многих школах области прошли конференции учащихся по темам: "От солдата до Маршала", "Маршал Жуков - народный герой", "Георгий Константинович Жуков - Маршал Победы". На многих из них принимали участие ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, что несомненно укрепляло связь поколений, вносило лучшее понимание исторического пути, пройденного нашим Отечеством за годы советской власти. Наши сыны и внуки должны знать истинную историю Отечества, а не куцую, общипанную, которую пишут снова ловкие люди в угоду стоящим у власти.

Добрый след оставил в сердцах ребят и конкурс на лучший рисунок по военно-патриотической тематике. Сотни рисунков мы демонстрируем сегодня в фойе Дома культуры, где проходит наша конференция. Обратите на них внимание!

Конечно же, в подготовке ребят к конкурсам многое сделали библиотеки области. Повсеместно в них были развернуты выставки литературы, посвященной маршалу Жукову, Великой Отечественной войне. Историческая библиотека им. Н. Карамзина города Кургана, областная библиотека имени А. Югова, Далматовская районная библиотека провели, например, яркие встречи с читателями разных поколений, тематические вечера и т.д. Весь юбилейный жуковский год мы вели широкую пропагандистскую работу под девизом: "Офицер - профессия героическая". Офицеры военных комиссариатов выступали в школах и училищах профтехобразования. Большую помощь в этом деле нам оказали все областные и районные газеты, библиотеки. В результате желающих поступить в военные училища нынче было как никогда много, отбирали лучших.

Совершенствуем мы и работу с допризывной и призывной молодежью, несмотря на нелепость российского законодательства - отменить в школах начальную военную подготовку. Мы проводим большую работу с юнармейцами и почти повсеместно чувствуем в этом поддержку родителей. Больше того, в этом учебном году у нас открыты впервые кадетские классы в школе № 9 города Кургана и Крутогорской средней школе Шумихинского района. Здесь готовят ребят для поступления в военные учебные заведения.

Повсеместно в этом году прошли у нас слеты солдатских матерей, имевшие хороший отзвук, как среди родителей, так и призывников. В народе очень точно молвится, что любовь к Отечеству впитывается в нас вместе с молоком матери. Кто, если не мы, отцы и матери, научим детей своих Родину любить? А значит и уметь постоять за ее честь.

Особенно удался такой слет в Юргамышском районе, проведенный в стенах музея "Материнская слава" на высоком эмоциональном накале. Беседа экскурсовода Веры Петровны Платницкой никого не оставила равнодушным к истории и судьбе Отечества: ни родителей, ни призывников. Все до глубины сердец осознали, что слова Родина и Мать - неразделимы.

Жизнь маршала Жукова должна служить примером на долгие времена для воспитания молодежи. Ее воспитательный пример в своем роде уникален. В семилетнем возрасте Георгий Жуков рядом со взрослыми начал работать на покосе, шаг за шагом познавал нелегкий крестьянский труд. В двенадцать - он уже чернорабочий в московской скорняжной мастерской. Постигает профессию, при лучине сидит над книгами и сдает экстерном экзамены за городское училище. В жизненных перипетиях закалились его воля и характер. Ко времени службы в армии он уже имел профессию и умел постоять за себя. Это особенно важно знать нашим "тепличным" детям. Не секрет, что юноши, которых мы сегодня призываем на воинскую службу, по физической и моральной закалке, образовательному уровню зачастую не соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку наукоемкостью современного оружия и боевой техники, в устойчивости против психологического воздействия враждебной пропаганды на волю и поведение людей. Кроме того, многие юноши поступают и будут поступать в военно-учебные заведения и на примере Маршала Жукова должны видеть, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим военным.

Мы переживаем тяжелое время, когда в сознании не только молодежи, но и взрослых людей изменяются нравственные принципы. Но чем труднее условия, тем более активной должна быть работа по воспитанию, чтобы не растерять те положительные качества, которые воспитывались веками, с которыми народ российский сокрушал всех захватчиков.

Маршал категорически не воспринимал самой малейшей неисполнительности и халатного отношения к исполнению своих обязанностей. Будучи требовательным, порой даже до жестокости, он был, в первую очередь, очень требователен к себе и не избегал самокритических оценок. Он умел признавать свои ошибки в подготовке и проведении некоторых операций.

По прошествию времени, конечно, нужно всесторонне и глубоко оценивать положительные качества и промахи полководца, но необходимо не забывать одного, что Маршал Жуков принимал все возможные и даже сверхвозможные меры, чтобы остановить фашистские войска, не допустить уничтожения армии, гибели Отечества, и он этого добился. Наш народ любит и почитает Великого Маршала. Подтверждением тому может служить тот факт, что памятник Маршалу Жукову, установленный в г. Екатеринбурге, был изготовлен практически на деньги, пожертвованные людьми. Даже в период опалы маршала народ не отвернулся, не забывал его. Например, во время премьеры фильма "Если дорог тебе твой дом", в котором прозвучал живой рассказ Г.К. Жукова о битве за Москву, режиссер фильма Василий Ордынский объявил, что на премьере присутствует Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, зал взорвался шквалом аплодисментов. Все встали, чтобы увидеть великого полководца. И таких примеров можно привести немало.

Известный советский писатель Сергей Сергеевич Смирнов в самую точку попал, сказав: "Жуков богат самым большим богатством на земле - любовью и уважением народа" .

Безусловно, личность Г.К. Жукова настолько многогранна, что воспоминаний о нем, исторических исследований будет издано еще немало. И, видимо, еще долгое время будут существовать и противоречивые оценки его деятельности, не скоро его образ очистится от наслоений прошлой и нынешней эпохи, от лжи завистников и заидеологизированных оценок историков и политиков. Надеюсь, что наша конференция послужит делу установления правды и справедливости.

Заключительное слово на конференции

Уважаемые товарищи!

Завершая нашу конференцию, в первую очередь хочу поблагодарить всех принявших в ней участие: и тех, кто готовил материалы, и тех, кто просто пришел отметить вместе с нами эту дату. Ведь величие не в мертвых, а в живых, в их памяти, памяти последующих поколений. Здесь умещается все: и гордость за принадлежность к народу, который вырастил и воспитал Георгия Константиновича Жукова, и гордость за величие нации, одержавшей победы над агрессорами. Для всех выступавших характерно одно: Жуков - это выдающаяся личность XX века, пример для подражания. Жизнь, отданная Отечеству, - как гордо сияют эти слова. Молодому поколению россиян, потерявших в наше время нравственные ориентиры, есть с кого брать пример. Жизнь для Г.К. Жукова не была выстлана розами, это была суровая борьба за отстаивание своей правоты, жизненной позиции. Казалось бы, все - конец. Но этот мужественный, волевой человек наперекор всем обстоятельствам упорно шел к намеченной цели и побеждал. Да, спустя много лет, изучив все обстоятельства, можно высказывать сомнения о целесообразности тех или иных решений. Но человек-личность и отличается от всех как раз тем, что принимает решения немедленно, не боясь ответственности и проявляя все свои лучшие качества для исполнения принятого решения. Как нам всем в сегодняшней жизни не хватает людей, подобных Жукову. История, писаная по заказу, - это история на время жизни заказчика, а история величия такого человека, как Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков - это на века. Еще раз всем большое спасибо за работу в нашей конференции.

Сборник «Жизнь, отданная Отечеству»,
г. Курган, «Парус-М», 1997г.

На фронте Карпов пробыл тоже года полтора. Воевал храбро, был разведчиком 629-го стрелкового полка 134-й дивизии 39-й армии, участвовал во взятии десятков «языков», получил много наград, стал Героем Советского Союза. О его «языках» в упоминавшемся биографическом словаре «Русские писатели ХХ века» говорится: «лично привел 45 «языков», участвовал в захвате 79» (с. 330). Итого, за год с небольшим, видимо, 124 языка! Прекрасно! Однако не совсем понятно, зачем столько языков одному полку или дивизии, даже целой армии. А Карпов же был не один, в других полках и дивизиях армии тоже имелись разведчики, они тоже не мух давили. Так сколько же их набирается, «языков»? А ведь за каждым – переход линии фронта, охота, смертельный риск, снова переход линии фронта с живым грузом обратно…

Кроме того, вот что интересно: у Карпова с его 124 «языками» аналогов нет. Он один такой! Не только за полтора года участия в войне, но и за всю Вторую мировую не было ни одного разведчика, диверсанта, показатели которого хоть отдаленно походили на карповские. Правда, знаменитый Отто Скорцени уже после войны организовал побег из заключения более 500 нацистов. Но разве можно сравнивать: заключенные же хотели бежать и сами всячески содействовали этому, а «языки» Карпова не только визжали, вопили, царапались, но часто были при оружии, могли пульнуть. Почему за 124 «языка» не дали три-четыре Звезды, не знаю. Уж не это ли тоже имеет в виду Герой, когда говорит о своей несчастной покалеченной жизни?

А летом 1944 года В. Карпов уже в Москве, смотрит, как 17 июля ведут через всю столицу 57 тысяч немецких пленных (19 генералов), попадает в кинохронику. Осенью становится слушателем Высшей разведывательной школы при Генштабе. И с этого начинается беспрерывное шестидесятилетнее восхождение: в званиях и должностях, в новых наградах и премиях, в изданиях и переизданиях книг баснословными тиражами… Кое о чем уже было упомянуто. А сколько одних премий! Госпремия Узбекской ССР (1970), Министерства обороны (1978), Госпремия СССР (1986), премии им. Фадеева, им. Симонова, им. Бунина и даже какая-то загадочная итальянская премия «Золотая астролябия»… Да еще и высокие звания – доктор литературы Стратклайдовского университета (Англия), академик Международной Академии информатизации при ООН, почетный академик Академии военных наук России… Не обременительно ли? Признаюсь честно: кое-что мне здесь просто неведомо и непонятно, например, какое отношение имеет писатель к астролябии или к Академия информатизации… А ведь это еще не все. Он же и почетный гражданин Ташкента, «Заслуженный работник культуры Узбекистана», «Заслуженный деятель культуры Польской Республики»…

И вот при всем этом не может Карпов до сих пор забыть, что Сталин крепко покалечил ему жизнь. Твердит неустанно: «Я был уже и Героем Советского Союза, и полковником, и коммунистом, а все ходил с ярлыком «врага народа» (Правда-пять, 14.7.98). Да где ж страдалец носил позорный ярлык – под Золотой Звездой, что ли, или под полковничьими погонами? Где значилось, что он «враг народа» – в паспорте? в партбилете? в удостоверении депутата Верховного Совета? в дипломах лауреата?..

Если так, то до чего ж безгранична была советская демократия! В руководящую партию принимали «врагов народа», отмечали их высшими наградами, ставили на ответственные посты, даже брали на работу в Генштаб… Но как быть с утверждением все того же биографического справочника, что «20 февраля 1943 года решением Военного совета Калининского фронта судимость с красноармейца Карпова была снята» (с. 330)? Сня-та!..

Сам он рассказал об этом на встрече с братками так: «Вступая в партию в 1943 году, я все рассказал коммунистам. Они слушали спокойно. Один пожилой человек улыбнулся:

– Молодость. Не знал, куда силы деть, вот и бесился.

Именно так все и было. Хотелось острых ощущений, независимости, какой-то таинственности» («К новой жизни», №1’68, c.42). Не ясно ли, что речь идет о грабеже и о судимости за него? А о 58-й статье – ни слова.

* * *

Но вернемся к «Маршалу Жукову». Мы остановились на том, что «они обмыли награду», и при этом, по мысли Карпова, Сталин тайно злорадствовал по поводу будто бы оскорбительной «формулировочки» в Указе о награждении. А дальше идет взятый в кавычки, как цитата из воспоминаний маршала, текст о том, что Сталин поручает командовать Парадом Жукову. Обращает на себя внимание концовка этой «цитаты»: «Прощаясь, Сталин заметил, как мне показалось не без намека: «Советую принимать парад на белом коне, которого вам покажет Буденный» (т. 1, с. 81).

Какой намек? На что намек? Неизвестно. Эти слова Сталина должны бы сильно удивить Жукова: откуда Верховный знает о каком-то белом коне? Но – ни малейшего недоумения. Запомните сей пассажик. Он имеется и в «Генералиссимусе», но уже не как цитата, а как собственный текст автора (т. 2, с. 378).

По поводу сталинского поручения маршалу командовать Парадом автор в обеих книгах восклицает: «Какое благородство! Какая скромность! Какое уважение к Жукову. Если бы за кулисами не творилось иное. Парад намеревался принимать Сталин сам. Об этом стало известно позднее от Василия Сталина, который в кругу собутыльников разболтал тайну отца» (т. 1, с. 81; т. 2. с. 378).

Круг собутыльников – это, надо полагать, по меньшей мере, человек десять. Кто же были эти собутыльники? Назови хоть одного? Не может… А когда разболтал? Неизвестно… И каким образом от собутыльников «тайна» дошла до мультилауреата Карпова? Молчит… Да ты, сердцевед, за кого же нас держишь?

Дальше «рассказ Василия» в переложении автора: «А дело было так. Сталин понимал, что он не молод (в 65 лет это все понимают, кроме, как увидим, Карпова. – Авт. ) и на коня не садился с времен Гражданской войны, да и тогда редко бывал в седле, больше руководил в салон-вагоне».

Такой, дескать, был салонный руководитель этот «вождь народа» Сталин, хочет внушить нам сочинитель. А еще, как уверяет, Верховный был ужасно сонлив. Смотрите, говорит, 30 апреля 1945 года Жуков звонил ему из Берлина. В ответ слышит:

«– Товарищ Сталин только что лег спать.

– Прошу разбудить. Дело срочное».

Обратите внимание на похожесть ситуации, – бдит разведчик, – когда произошло нападение Германии, Сталин спал. И вот кончается война, и Жуков опять поднимает Верховного с постели» (Правда. 26.4.02).

Что из этого следует? Да не то ли, что он всю войну от начала до конца проспал? А Карпов за это время под храп Верховного поймал и привел 124 «языка».

Дальше следуют две страницы подробнейшего – словно сам все видел – издевательского текста о том, как ночью Сталин в сопровождении начальника своей охраны Власика и сына Василия явился в Манеж, где «горел полный свет» и, следовательно, кроме «коновода» был кто-то из работников Манежа, и пытался с налету освоить верховую езду. Но поскольку «фокус не удался» парад было поручено принимать Жукову.

Все это чушь зеленая. Такое мог сочинить только человек, люто ненавидящий Сталина и не имеющий ни малейшего представления о том, что это такое – Сталин. Когда я рассказал Александру Проханову про эту чушь, он заметил: «Мне легче представить в седле Надежду Константиновну». И был, пожалуй, прав.

Если все-таки на минуту согласиться с Карповым, что Сталин горел желанием прогарцевать по Красной площади, то должен же военный писатель соображать, что Красная площадь это не полевая тропинка, что грандиозный Парад с его великим многолюдством, громом музыки, обилием ярких плакатов – это не тихий ночной Манеж. В такой обстановке надо так умело владеть лошадью, как это может только профессиональный кавалерист, каковыми и были маршалы Жуков и Рокоссовский. А говорить о 65-летнем старике, загоревшемся желанием принимать парад в седле, может лишь сильно необыкновенный человек, каковым Владимир Васильевич Карпов и является.

Но вот ведь еще какой поразительный факт. Карпов пишет в «Маршале Жукове»: «на моем письменном столе оказался наконец-то первый вариант воспоминаний Жукова» (т. 1, с. 78). Каким образом? Почему? С какой стати? Странно… Но, видимо, это действительно было так.

И вот на соседней странице Карпов цитирует будто бы выброшенные из воспоминаний Жукова строки: «На другой день (после получения третьей Звезды) я поехал на Центральный аэродром посмотреть, как идет тренировка к параду. Там встретил Василия Сталина. Он отозвал меня в сторону и рассказал любопытную историю». И далее следует уже знакомая нам манежная байка.

Но, во-первых, известно, что Василий боготворил отца. Так неужели он стал бы выставлять его перед Жуковым комическим честолюбцем? Ведь не был же он на тренировке пьяным. Во-вторых, как же так: только что Карпов уверял, будто Василий с пьяна проболтался «в кругу собутыльников», а теперь, оказывается, трезвым языком – трезвому Жукову. Одно грандиозное открытие уничтожает другое. В-третьих, вообще крайне сомнительно, что Василий мог быть на ночных тренировках, ибо в эту пору он командовал авиационным корпусом в Германии и, надо думать, находился там. Наконец, в так называемом выброшенном тексте Жукова писатель приводит такое место из случайного ночного разговора на аэродроме:

«– А на какой лошади отец тренировался? – спросил я (Жуков) Василия.

Это уж совсем убийственно: ведь Василий же не присутствовал при разговоре отца с Жуковым и не знал ни о какой рекомендации. Таким знанием мог наделить его только Карпов за своим письменным столом. Это еще один, но пока не последний гвоздь в гроб махровой лжи.

* * *

В помянутый день 1 марта 1997 года я спросил Карпова, откуда он взял эту манежную историю. Он ответил, что, пользуясь высоким положением члена ЦК и 1-го секретаря Правления Союза писателей СССР, имел доступ к бумагам умершего маршала и среди них обнаружил вот этот рассказ Василия. Сокращения текста жуковских воспоминаний, конечно, могли быть, были, и очень вероятно, что при восстановлении в десятом издании (1990 г.) сокращенных мест Карпову, пользуясь своим высоким положением, удалось вставить эту самую манежную байку, которую сам и выдумал в отместку за покалеченную жизнь. Ведь без труда видно, как этот издевательский текст чужд всей книге воспоминаний Жукова, проникнутой глубоким уважением к Сталину.

А можно еще и прикинуть, сколько человек, по сведениям Карпова, знали манежную историю: Сталин, Жуков, Буденный, Власик, Василий, человек десять его собутыльников, несколько работников Манежа и, конечно же, знакомые, близкие многих из них. Наверняка это сотни людей. И пятьдесят лет все, кроме любящего сына, хранили молчание, история никак не распространилась, и вот только разведчик Карпов выведал, поймал и привел… Пригнись, читатель, брехня летит, задеть может!..

А теперь прошу всех сесть поудобнее, чтобы, не дай Бог, не упасть после того, как узнаете еще об одном открытии Карпова. Вот: «Обратите внимание на то (любит он обращать внимание читателя, как мы уже видели в строках о сонливости Верховного. – Авт.), что Сталин настойчиво рекомендовал Жукову именно того коня, с которого сам свалился. Он знал, что дисциплинированный Жуков не может пренебречь его рекомендацией, и, может быть, втайне надеялся, что с маршалом произойдет такой же, как с ним, казус, и Жуков всенародно опозорится. Но, как видим, такая мелкая, недостойная вождя, надежда не оправдалась» (Маршал Жуков. Т. 3. С. 83).

Вы поняли? Вождь державы, глава государства, Верховный главнокомандующий армии-победительницы мечтал, чтобы любимец народа, его прославленный заместитель грохнулся с лошади на брусчатку Красной площади и величайшее в истории родины торжество обернулось бы вселенским позором.

Плутарх говорил: «Ничтожные люди, возвысившиеся над другими, делают все вокруг ничтожным и недостойным»… Надеюсь, теперь уже и без Плутарха все видят, что Карпов изображал не Сталина, а выворачивал перед читателями свое собственное нутро.

Вспомните еще раз слова, будто бы сказанные Сталиным Жукову, которых не было в предыдущих девяти изданиях его воспоминаний, но вдруг появились в десятом: «Прощаясь, он заметил, как мне показалось, не без намека: «Советую принимать парад на белом коне, которого вам покажет Буденный». Именно этот текст и всю последующую манежную байку, судя по всему, Карпов и вставил.

Но во-первых, если была столь гнусная надежда, зачем делать какой-то таинственный намек, который наверняка должен бы насторожить предполагаемую жертву коварства. Наоборот, следовало как можно лучше скрыть подлую мечту. Во-вторых, этот «намек» ведь не имеет никакого отзвука или продолжения в жуковских воспоминаниях, он повисает в воздухе. В воспоминаниях хотя и появилась манежная байка, но нет и тени полоумной мечты о конфузе во время Парада. Этот «намек» в устах Сталина нужен только Карпову, дабы сущий вздор выглядел правдоподобно.

И не соображает, ну как придуманный им негодяй мог надеяться, что 48-летнего кавалериста-профессионала, до сих пор упражняющегося в верховой езде, постигнет такой же конфуз с конем, как и 65-летнего старика, впервые забравшегося в седло. Да неужто Сталин был дурее Карпова!

И после всей этой брехни Карпов еще изображает возмущение тем, что после ХХ съезда на Сталина «вылили море грязи и помоев, которые являлись не только мстительным домыслом когда-то им обиженных, но и результатом конъюнктурной подлости новых карьеристов и угодников власти» (Маршал Жуков. Т. 1. С. 84). Тут можно добавить только одно: как новых угодников, так и старых.

* * *

И вот сталинофобская туфта пошла гулять по свету. Немногие поняли ее вздорность и дали отпор. Одним из первых – покойный Владимир Успенский. В его «Советнике вождя» герой-повествователь говорит: «Иосиф Виссарионович тяги к седлу не имел. Я просто не представляю себе его на коне… И уж, конечно, он понимал, что овладевать искусством верховой езды в 65 лет – не самое подходящее время. Тем более, не для прогулок по тихим полям и рощам, где конь не будет пугаться и шарахаться, а для того, чтобы гарцевать на площади при громе оркестров, раскатах «Ура!», резких командах. Даже не всякому джигиту доступно управлять конем в такой обстановке».

Знаток вопроса, В. Успенский рассказывал: «У нас сложилась традиция: командующий парадом и принимающий парад выезжают к войскам на конях военного маскировочного окраса – на караковых, вороных или рыжих. Лишь в 1945 году, как исключение, для придания особой торжественности, решено было подобрать для принимающего Парад коня белой масти. Сделать это оказалось не легко… Лишь к середине июня нашли наконец в кавалерийском полку дивизии имени Дзержинского рослого и статного Кумира арабско-кабардинского комплексана, не просто белого, а с серебристым отливом. Этот красавец подходил по всем статям и сразу понравился Жукову. В оставшиеся до Парада дни Георгий Константинович каждое утро ездил в Манеж «обкатывать» Кумира, познавая его особенности и приучая к себе. Сработались безупречно.

Со скакуном для маршала Рокоссовского особых хлопот не было. Буденный предложил одного из своих любимцев – вороного Полюса. Статен, умен, обучен. Рокоссовскому хватило нескольких тренировок» (т. 4, с. 394).

Но многие другие авторы, поверив байке, видимо, просто растерялись и не знали, что делать. Воспроизвести – для разумного литератора, желающего воссоздать правдивый образ Сталина, это невозможно. Видимо, этой растерянностью объясняется, например, тот факт, что Ю. Емельянов в своем увесистом двухтомнике «Сталин» (М., 2002), за который получил из рук Юрия Бондарева премию им. Шолохова, даже не упомянул о Параде Победы. А вот профессор А. Уткин в своем великом труде «Вторая мировая война» (М., 2002) все-таки ухитрился в тексте объемом в 54 авторских листах выкроить семь строк для Дня Победы и четыре строки для Парада (с. 841). Начало у него такое: «9 мая московское радио объявило о великой победе». Что значит московское радио? Будучи ненавистником Сталина, любезный историк даже в строках о победе просто не в силах преодолеть себя и сказать, что 9 мая 1945 года Сталин обратился по радио к народу, поздравил с Великой Победой, провозгласил вечную славу павшим в боях за Родину. Это выглядит особенно позорно рядом с угодливыми строками о том, что сказал (цитаты!) и сделал в День Победы Черчилль. Да еще и вспомнил о выступлении Ллойд Джорджа (опять цитаты!) после окончания Первой мировой. В таком контексте это оказалось не чем иным, как низкопоклонством перед Западом. Впрочем, им пронизаны все 54 листа книги.

А Емельянову, промолчавшему о Параде Победы, право, куда как полезнее было бы промолчать кое о чем в рассказе о Тегеранской конференции. Там лауреат уверяет, что в апартаментах американской делегации «штат специалистов по прослушиванию разговоров» во главе с Серго Берия, сыном Лаврентия Павловича, установил скрытые микрофоны, и таким образом Сталин знал о всех разговорах Рузвельта и Черчилля наедине (с. 336-337). Откуда автор это взял? Оказывается, из воспоминаний этого самого Серго «Мой отец – Лаврентий Берия» (М., 1994). Да как этим воспоминаниям можно верить! Он с самого начала путается: то пишет, что в Генштабе, куда его вызвали, ему сказали: «Аппаратуру, которую получишь (подслушивающую), следует установить в одном месте» (с. 231), то заявляет, что когда явился в наше посольство в Тегеране, «аппаратура была уже подключена», и «мне предстояло заниматься расшифровкой магнитофонных записей» (там же). Да как же могли установить аппаратуру до приезда С. Берии, если он ее и привез? Кроме того, как можно было устанавливать аппаратуру до начала конференции, точнее, до того, как удалось из-за угрозы покушения уговорить Рузвельта переехать в наше посольство, – ведь он мог и не согласиться?

А уж если задача состояла в переводе живой речи, то как выглядит вопрос Берии-отца к сыну: «Кстати, как у тебя с английским?» Ничего себе «кстати»! Да это самое главное!

А кем этот Серго был в 1943 году? Девятнадцатилетним курсантом военной Академии связи. И вот будто бы именно этому юнцу Сталин лично поручил проделать хитроумную штукенцию и именно с ним каждый день часа полтора вел по поводу ее разговоры. Да еще при этом доверительно советовался с курсантом, хотел знать его высокое мнение о возможных шагах Рузвельта и Черчилля: «Как думаешь, как чувствуешь – пойдут на уступки? А на этом будут настаивать?» и т. п. (с. 235).

«Видимо, – пишет С.Берия, – о том, чем мы занимаемся в Тегеране, кроме Сталина, мало кто знал» (с. 235). Да вовсе не мало. Сам же пишет, что вместе с ним работала целая группа: «Я не знаю, кто из них был армейским офицером, кто служил в разведке или Наркомате иностранных дел (с. 234). И приводит слова Сталина о целом «ряде людей», технических специалистов, которых он будто бы отобрал лично – «которых знаю, которым верю» (там же). И никто из этого немалого «ряда людей» за шестьдесят лет не сказал ни слова о подслушивании, а написал один лишь беглый предатель Олег Гордиевский. Так предателю и вера?

Если уж оставить в стороне все этические соображения, то неужели можно поверить, что этим делом занимался сам Сталин, а не кто-то другой, допустим. Л. Берия? И неужели автор не понимает, чем могло обернуться раскрытие подслушивания на союзнических переговорах таких фигур, как американский президент и премьер-министр Великобритании? А ведь они, надо думать, приехали в Тегеран тоже со «штатом специалистов» самых разных профилей. Рузвельта сопровождали даже любимые им филиппинские повара, упомянутые в воспоминаниях Черчилля. А уж надо ли говорить о специалистах служб безопасности и разведки?

Прошло, говорю, шестьдесят лет, но до сих пор вылез с разоблачением один лишь Гордиевский да С. Берия. И вот шолоховский лауреат счел необходимым ввести все это «в научный оборот», как принято говорить. Подумал хотя бы о том, почему Берия не назвал ни единого сподвижника. А ведь говорит, что был целый «штат специалистов». И почему при нынешней вседозволенности никто из всего «штата» не поведал об этом?.. Ну, а теперь могут заговорить во всем мире. Какой это подарок русофобам и фальсификаторам истории Второй мировой войны. Право, просто поразительна бездумная легкость, с какой иные патриоты швыряют комья грязи в свою родную историю.

КИРЕЕВ Евгений Владимирович
Родился 12 августа 1957 года в станице Шелковской Чечено-ингушской АССР, в прошлом - земли Ставропольского края. По завершении учебы в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище проходил службу на различных должностях политсостава на Украине, в Закавказье, Прибалтике. В 1987 году окончил Военно-политическую академию. На преподавательской работе с 1992 года. Прошел должности от преподавателя до начальника цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин Даугавпилсского и Ставропольского высших военных авиационно-инженерных училищ. В настоящее время заместитель начальника кафедры общественных наук Военно-воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина. Кандидат педагогических наук. Полковник.

Хочу обратиться к уважаемым коллегам - офицерам Российской армии, преподавателям и учащимся военно-учебных заведений, офицерам и будущим защитникам нашего Отечества, членам их семей со словами: "Братья и сестры!".

Ни для кого не секрет, что современное Российское общество переживает глубочайший духовный кризис. Об этом заявляют и представители высшего руководства государства, об этом с тревогой и болью говорится на различных общественно-церковных форумах, патриотическими средствами массовой информации.

В условиях нарастания процесса глобализации, построения "нового мирового порядка" на первое место выходит духовная борьба. Духовное противостояние, жесточайшая борьба за души людей, их мировосприятие, отношение к жизни в настоящее время приобретает особую остроту и значимость в силу целого ряда причин экономического, политического и идеологического характера. Недругов у нашего Отечества сегодня, пожалуй, больше, чем даже во времена монголо-татарского ига или Смутного времени на Руси на рубеже 16-17 веков. Заокеанские "режиссеры" большой политики не скрывают, что России отводится роль сырьевого придатка, поставщика энергоносителей и других ресурсов, жизненно необходимых для т. н. "золотого миллиарда" населения планеты. Русский народ, как известно, в это число не входит. Усиленно подсчитывается и везде обнародуется, сколько нас останется (оставят!) к такому-то году нынешнего столетия. Для него уготована другая судьба, очень похожая на ту, что была прописана в фашистском плане-проекте "Ост" - изгоев, рабов и лакеев по обслуживанию вредных химических производств на благо "великой Германии". Ум, интеллект, а главное, духовные корни и традиции русского народа новоявленным архитекторам "нового мирового порядка" только помеха. Не дать вернуться к своим православным истокам, корням и традициям - самая главная задача наших недоброжелателей.

Как спастись в этом жестоком мире? Как обрести облегчение многим, заблудшим в современном "идеологическом плюрализме", уставшим от мирской грязи и разврата, страха и лжи в условиях усиленного насаждения антинародной, антихристианской идеологии, именуемой как либеральная?

Живя и оценивая настоящее, слыша о прогнозах на будущее, человек ищет выхода и, невольно, обращается к прошлому, к истории и опыту предков. Там он видит их многовековую жизнь в православной традиции, в жертвенном служении за веру православную, Отечеству и родную, как правило, многодетную семью. Как приблизиться к этим чудным истокам, как найти ответы на вопросы, за которыми стоит твоя личная жизнь, жизнь твоих детей и внуков, народа русского?

На мой взгляд, очень многие ответы любой заинтересованный человек сможет найти в лекциях профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия Осипова Алексея Ильича, которые благотворительно передаются в виде аудиозаписей на компакт-дисках в военно-учебные заведения.

Следует отметить, что как истинно верующий человек и великолепный оратор, мастер слова и искусный полемист, профессор Осипов А.И. является желанным гостем в любом коллективе - трудовом, учебном, научном, военном. Многие годы, помимо основной учебно-педагогической деятельности в духовных школах Русской Православной церкви, он читает публичные лекции, несет людям слово Божие, проповедует христианские идеи, помогая человеку встать на путь спасения.

Лекции профессора Осипова А.И. представляют собой многогранный источник православного просвещения, позволяющий найти исторически выверенные, правильные ориентиры в миропонимании, осознании и духовном возрождении наших соотечественников, воинов армии и флота.

Глубоко убежден, что "духовность" и "армия" - неразделимые понятия. Это подтверждает бога тая история России, исторические вехи становления и развития ее армии. Самые великие победы русского воинства были связаны с Православием. "Молись Богу! От Него победа!" - говорил А.В. Суворов. И действительно, с Божьей помощью, русский солдат стойко переносил все тяготы и лишения воинской службы, громил врагов, защищал братьев по вере. В до революционной армии, как известно, не было ни политработников, ни специальных органов воспитательной работы. Но в русской Армии были военные священники Русской Православной Церкви. Их присутствие рядом с русским воинством было продиктовано всем укладом жизни Российского общества. "За Веру, Царя и Отечество!" - вот главные каноны, на чем зиждилась "воспитательная работа" в войсках. Неуставные взаимоотношения и другие виды казарменного безобразия, имеющие место в современной Российской армии, не были характерны для армии Российской Империи, в которой военнослужащие, в основном, исповедовали веру Православную. С русским солдатом рядом всегда был Православный священник. Христианин - это воин, сражающийся, по апостолу Павлу, с "духами злобы под небесной".

В чем же сила Русской Православной Церкви? Каковы основы ее духовной жизни? В чем суть православного взгляда на проблемы воспитания и образования? Что есть Бог? В чем смысл жизни человека на Земле? Эти и многие другие философско-религиозные проблемы затрагивает профессор Осипов А.И. в своих лекциях. Вне сомнения, они представляют интерес для всех, кто обеспокоен духовным состоянием современного российского общества, кто сам заблудился в лабиринтах чужеродных идеологических концепций.

Лекции Осипова А.И. - великолепный вспомогательный материал для всех, кто занимается учебной и воспитательной деятельностью. Сама жизнь показывает, что современная педагогика не мыслима без христианских ценностей, традиций и норм поведения. Ведь православие - неотъемлемая часть Российской культуры, изучение или знакомство с которой делает человека более умиротворенным, благородным, толерантным, обеспокоенным и ответственным за себя, свою семью и свое Отечество.

Лекционный материал профессора Осипова А.И. необходимо воспринимать не как религиозную агитацию и пропаганду, "затягивания" в христианскую веру. Нет! У каждого человека своя дорога к Богу. Православие исторически является основным элементом российской духовности. С верой во Христа связано наше великое прошлое, возрождающееся настоящее и более великое будущее.

Лекции Осипова А.И. представляют интерес для всех категорий военнослужащих и членов их семей, они ориентированы на людей различных убеждений и уровней веры. Могут быть использованы в учебном процессе профессорско-преподавательским составом, особенно при изучении гуманитарных и социально- экономических дисциплин с курсантами и слушателями всех специальностей и специализаций, различных форм обучения. Существенную помощь материалы могут оказать командирам и воспитателям при организации и проведении различных воспитательных мероприятий, как-то лекций, бесед, информирований, тематических вечеров и утренников, коллективных просмотров видеоматериалов, занятий по общественно-государственной подготовке.

Правовой основой для использования лекционных материалов доктора богословия, профессора Осипова А.И. в учебно-воспитательном процессе вуза являются Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" и Соглашения о сотрудничестве, заключенные Русской Православной Церковью с силовыми министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Не вызывает сомнения, что лекции Осипова А.И. позволят качественно улучшить состояние духовно- нравственного, патриотического воспитания и просвещения подчиненных, повысить эффективность формирования личности военнослужащего на основе исторических, культурных и боевых традиций Русской армии и народа.

http://www.pobeda.ru/biblioteka/na_sluzhbe_otechestvu.html

Московское высшее военное командное училище (МВВКУ) - одно из старейших и престижнейших военных учебных заведений нашей страны. И хотя не раз оно меняло название и дислокацию, но всегда оставалось "кремлевским" - правофланговым в строю братских школ боевых командиров. Именно этому училищу посчастливилось связать воедино лучшие традиции русского и советского военного образования, унаследовав многовековой опыт и боевой дух российской армии.

Прошлое и настоящее МВВКУ неразрывно связано с военной и политической историей России. За годы своей деятельности училище подготовило десятки тысяч высококвалифицированных офицерских кадров, ставших оплотом отечественных Вооруженных Сил. Не было ни одной войны, выпавшей на долю нашей страны в XX-м столетии, в которой не приняли бы участие, приумножив славу русского оружия, воспитанники МВВКУ.

Настоящая книга - авторская версия глав, опубликованных в 2007 г. издательством "А2-А4". К сожалению, весь тираж книги, получившей название "Московское высшее военное командное училище. 90 лет в строю", был распространен заказчиком. Широкой публике книга осталась неизвестна. Решить эту проблему и призвано настоящее переиздание самой важной, первой ее части, написанной д.и.н. Владимиром Алексеевичем Волковым.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
История Древней Руси - череда больших войн с Византией, Венгрией и Польшей, хазарами, печенегами и половцами. Позднее русичам пришлось сражаться с немецкими и шведскими рыцарями, монголами. Победы сменялись поражениями, но даже после самых страшных из них Русь находила в себе силы возродиться и нанести по торжествующим врагам ответный разящий удар. Костяком войска того времени были дружины, командовали которыми сами князья старшие дружинники, называвшиеся воеводами. От их выучки и таланта напрямую зависел исход любого сражения, а зачастую и всей войны. Военные знания приобретались в Древней Руси, как правило, опытным путем, с помощью опытных наставников. Так, например, воспитателем, наставником одного из славнейших наших воителей князя Святослава Игоревича (? - 972) был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава еще один варяг главный киевский воевода Свенельд, который огранил незаурядный талант князя, сделав его самым выдающимся полководцем первой русской эпохи, разгромившим Хазарский каганат на Волге, воевавшим с Византийской империей, павшим весной 972 г. в битве с напавшими из засады печенегами.

Такую же подготовку получали и сыновья, и внуки, и правнуки Святослава. Изучая военное дело, воеводы получали знания из устных преданий и рассказов о богатырях, а затем и из рукописных книг - кратких летописных записей, "Поучения Владимира Мономаха", "Слова о полку Игореве". Именно из них черпал сведения о войнах прошлого другой выдающийся полководец Древней Руси Александр Невский (1220-1263). Его подготовка так же включала практические уроки, обычные для военачальников того времени.

У юного Александра, как и у других его сверстников княжеского рода, был свой дядька (наставник) - боярин Федор Данилович, заслуженный и опытный ветеран, не понаслышке знавший все секреты военного ремесла. Несомненно, в обучении сына принимал участие и его отец, один из самых видных воителей той эпохи Ярослав Всеволодич, бивший и литовцев под Усвятом и немецких рыцарей на реке Эмбах (эстонское название Эмайыга, русское - Амовжа), совершивший поход в "страну мрака" - Финляндию.

Как и других княжеских и воеводских детей Александра учили владению оружием, прежде всего мечом и копьем, стрельбе из лука и метанию сулиц (дротиков). Огромное значение имело обучение верховой езде. Будущий командир должен был знать боевые сигналы, поднимающие воина в атаку или приказывающие ему отойти.

Индивидуальное мастерство подросших витязей оттачивалось во время воинских игрищ или "игрушек", некоего аналога западноевропейских рыцарских турниров. Состязания русских воинов были менее формализованы, чем рыцарские забавы, не имели службы герольдов, специального турнирного оружия и доспехов. Участвовавшие в "игрушках" воины использовали боевое оружие, однако старались действовать им не в полную силу. Тем не менее, имели место и несчастные случаи, когда раззадорившийся поединщик начинал разить "противника" по настоящему. Так во время "игрушки" 1390 г. в Коломне в присутствии великого князя Василия I был убит его "кормилич" (воспитатель) боярин Остей.

Часто дело обучения княжичей становилось наследственным. Варяг Шимон был воспитателем одного из сыновей Ярослава Мудрого Всеволода, а сын Шимона Георгий растил и учил военному делу внука Всеволода знаменитого Юрия Долгорукого.

Воспитатели князей становились лучшие дружинники, ближайшие помощники и советники князя в делах военных и государственных. Слово "дружинник" восходит к еще более древнему слову "друг" значение которого - "спутник в походе", "товарищ по войне" - заметно отличалось от современного. Численность дружин первых славянских князей была невелика, однако они представляла собой грозную силу, ведь каждый такой отряд состоял из хорошо обученных и вооруженных воинов. Позднее дружины стали именоваться "дворами", а служившие в них воины - "дворянами". За свою службу они получали наделы земли с крестьянами и должны были выступать в поход вместе с боевыми холопами, слугами, проходившими особую военную подготовку. умевшими сражаться не только холодным, но и появившимся огнестрельным. появившимся оружием.

Такое оружие могло существенно повлиять на ход борьбы с монголами, в середине XIII в. подчинившими своей власти русские земли и на протяжении полутора веков разорявших их.

О первых огнестрельных орудиях на Руси известно с конца XIV в. Незадолго до Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской (1350-1389) нанес первое большое поражение Орде, во время похода 1376 г. Одной их его ратей на татар было захвачено несколько пушек, из которых москвичи и стреляли по татарам во время осады своего города Тохтамышем в 1382 г. Москва пала, и эти пушки оказались захвачены врагом. Вновь артиллерийские орудия появляются уже в Твери в 1389 г. Затем уже пушечное производство было налажено и в других городах. Поначалу орудийные стволы ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали и сваривали.

Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 - 110 мм, массой 60 - 170 кг. Именно залповый огонь таких пушек остановил наступательный порыв татарской конницы на реке Угре осенью 1480 г. Одержанная вследствие этого победа позволила Ивану III сбросить монголо-татарское иго.

На рубеже XV-XVI вв. на Руси появляется и ручное огнестрельное оружие. Поначалу ружья назывались "ручницами", и только позднее - самопалами и пищалями, хотя термин "ручница" встречается в документах XVI и даже XVII вв.

Поскольку стволы первоначальных "ручниц" были кованными, изготовление их было доступно любому опытному кузнецу. Этим объясняется широкое распространение ручных пищалей уже в начале XVI в. Ими вооружались отряды пищальников, все стрельцы, большая часть конных и пеших городовых казаков, вольные казаки и боевые холопы. Таким образом, ручное огнестрельное вооружение стало непременной принадлежностью русской пехоты XVI-XVII вв.

Появление и совершенствование огнестрельного оружия изменило рисунок боя, и, следовательно, военного обучения. В пользу этого говорит бесспорный факт - несшие государеву службу вместе со своими помещиками боевые холопы умели сражаться не только холодным, но и огнестрельным оружием, что требовало специального обучения. Ратному делу стали учить и пушкарей (артиллеристов), а с середины XVI в. стрельцов - государевых служилых людей, вооруженных пищалями, то есть фитильными ружьями. Содержавшееся за счет казны стрелецкое войско имело ряд черт свойственных регулярной армии, однако разрешение заниматься в мирное время торговлей и промыслами снижало боевые возможности стрельцов, неохотно оставлявших свои дворы и лавки в военное время.

Стрелецкое войско было создано в 1550 г. при царе Иване IV Васильевиче (1530-1584). Сильная армия была ему нужна для осуществления великих замыслов - покорения Среднего и Нижнего Поволжья и завоевания выхода к Балтийскому морю. Со временем планы царя стали сбываться. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. - Астрахань, началось завоевание Сибири. Но начатая в Прибалтике Ливонская война 1558-1583 гг. завершилась поражением России, против которой выступила армии польского короля Стефана Батория, перестроившего вооруженные силы своего королевства на регулярной основе. На исход войны повлияло и организованное Иваном IV истребление командных кадров. Вместе с другими русскими воеводами погиб и М.И. Воротынский, под руководством которого был составлен первый воинский устав - Боярский приговор о сторожевой и станичной службе (1571 г.), на долгие годы определивший порядок организации охраны и обороны южных и юго-восточных границ страны. В 1572 г. в битве у Молодей Воротынский разбил 100-тысячную орду крымского хана Девлет-Гирея. Избежали гибели и вернулись в Крым лишь около 20 тысяч татар. Вскоре, однако, царь заподозрил Воротынского в измене и подверг его пыткам, от которых тот и умер.

Частые войны вынуждали Ивана IV уделять большое внимание подготовке ратных людей, прежде всего пушкарей и стрельцов. Свое умение они должны были демонстрировать на учебных стрельбах в присутствии самого государя. Об этом мы знаем доподлинно из описания такого рода смотров, сделанном английским купцом и дипломатом Энтони Дженкинсоном, наблюдавшим за ними во время его пребывания в нашей стране в 1557 г.

Зимой за пределами Москвы, для предстоящего артиллерийского испытания заранее изготовили два огромных сруба, толщиною в 30 футов (ок. 10 м), полностью засыпанных землей. Перед срубами установили белые мишени, облегчавшие пушкарям наведение орудий на цель. В стороне на возвышенном месте оборудовали наблюдательную позицию, откуда за стрельбами мог наблюдать царь и его окружение.

На смотр доставили все находившиеся в Москве пушки, установив их в один ряд в соответствие с размерами, начиная с малокалиберных и кончая "великими" орудиями, стреляющими ядрами весом в пуд и более. Каждая пушка выстрелила по три раза и обе цели оказались полностью уничтоженными.

Тогда же состоялся стрелковый смотр. В нем участвовало 5000 стрельцов, по-видимому, весь московский стрелецкий гарнизон. На этот раз мишенью служила стена, сложенная из ледяных глыб, толщиной около 60 см. Длина ледового вала составила 400 м, а высота 1,8 м. Огневой рубеж был устроен на расстоянии 54 м от мишени. Здесь и находились стрельцы, по команде царя открывшие огонь и разбившие ледяную стену своими пулями.

В начале XVII века Россия переживала один из самых трудных и мрачных периодов своей истории. Современники чаще всего называли его "Великим Московским разорением" или "Лихолетьем", потомки назвали "Смутным временем". Воспользовавшись ослаблением Русского государства поляки захватили Смоленскую и Черниговскую землю, шведы - Карелию и Ижорскую землю. Стремясь вернуть потерянные территории, первые цари из рода Романовых Михаил Федорович (1596-1646) и Алексей Михайлович (1629-1676) обратились к европейскому военному опыту, приступив к созданию полков "нового строя" - солдатских (пехотных) и рейтарских (кавалерийских). Обучение служивших в этих полках солдат и рейтар военному делу становится регулярным. Занимались им нанятые на русскую службу иноземные офицеры-инструкторы. Они давали письменное обязательство учить русских людей "с радением всякому ратному делу, чего сам умею и сколько могу научить, без всякие хитрости и оплошки".

Обучение набранных в полки "нового строя" солдат, рейтар и драгун облегчалось тем, что в первую очередь в них набирались представители служилого сословия: иноземцы, обедневшие дворяне и дети боярские, казаки, жители приграничных уездов, многим из которых ратное дело было "за обычай".

Для военного обучения военнослужащих полков "нового строя" очень скоро понадобились не только инструкторы, знания и опыт которых сильно разнились, но и печатные руководства. В 1647 г. в Москве на русском языке тиражом в 1200 экземпляров было напечатано обширное сочинение датчанина И.Я. Вальгаузена "Военное искусство пехоты" ("Kriegskunst zu Fuss"), в переводе получившее название "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей".

Наставления Вальгаузена имели в основе правила передовой в то время нидерландской военной школы. Автор подробно разъяснял принципы обучения солдат в ротном и полковом строю (правила построения и перестроения рядов и шеренг, приемы владения мушкетом и пикой, ведения огня), давал рекомендации по организации караульной службы, объяснял основные требования к "походному строению" и устройству временного лагеря, основные способы поддержания дисциплины и порядка в армии и т.п. Особое внимание обращалось на получение достоверной информации о противнике и на необходимость активных действий в военное время. Русское издание труда Вальгаузена было иллюстрировано и служило наглядным пособием для исполнения 143 предписанных эволюций с мушкетом.

Пристальное внимание уделялось в Москве разработке теоретических оснований артиллерийского дела. Еще в 1606 г. на русский язык была переведена часть второй книги трехтомного трактата барона Леонарда Фронспергера "Военная книга" (Kriegsbuch), изданного во Франкфурте-на-Майне в середине XVI в. Эту книгу размножили во многих рукописных списках. Позднее она была переработана и дополнена подьячим Посольского приказа Онисимом Михайловым, приступившим к составлению своего наставления в 1607 г. и завершившего его лишь в 1621 г.

Книга Михайлова получила название "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". Она содержит подробные сведения об организации войска, употреблении артиллерии, основных типах орудий, их характеристиках, приемах ведения боевых действий, более 50 рецептов пороха. Выписки из "Устава" рекомендовалось раздать для руководства воеводам и головам (сотенным командирам).


© Все права защищены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: