Иеромонах матфей самохин биография. Что делать, еcли уходит вера? – схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Очень хочу рассказать вам историю - небольшой отрывок моей жизни. Совсем недавно в моей душе возник помысел рассказать об опыте бесплодия в нашей семье, чтобы поддержать таких же женщин, как я. Множество женщин страдает от данной проблемы, но мало кто хочет встретиться, рассказать свою историю, поддержать другую такую же страждущую душу.

Наверное, женщинам, которые хотят родить, я помочь не могу, ведь у меня самой нет пока положительного результата в этой области. Я могу выслушать, подсказать и помочь женщинам и мужчинам, которые задумались или уже решились на усыновление. Ведь в нашей семье на сегодняшний день уже подрастают два сыночка. Пока два.

Ну а теперь моя история…

Я выходила замуж в 22 года за настоящего мужчину, каждый день благодарю Бога за такой подарок. Я настояла на том, чтобы мы прожили год до свадьбы вместе (я сама из семьи, где родители развелись, была очень осторожна в этом вопросе). Сразу напишу, я начинаю делать первые шаги в православной вере, и теперь понимаю, с чего нужно начинать семью. Мы обговорили с супругом вопрос деторождения и решили, что детей хотим сразу, и ничего страшного, если на свадьбе я буду с «животиком». Мой супруг - хоть и не ходил каждое воскресенье в церковь, но очень хотел повенчаться, я же не хотела, понимала, что это на всю жизнь. Женились мы в Андреевский пост, поэтому не то что повенчаться, а даже благословения на брак батюшка не дал.

Пошли годы совместной жизни, детей не было, но были интересные события: поездки, покупки и т.д. Потом наступил момент, когда я уговорила супруга на ипотеку, до этого момента мы жили у его родителей. Выплачиваем ипотеку, параллельно моя карьера идет в гору: начинала продавцом спортивных товаров, в декрет пошла с должности менеджера по подбору персонала в очень крупной и классной компании нашего города. Также я начала вести частных клиентов - подбирать персонал в небольшие фирмы. Процесс этот мне приносил удовольствие, я запоем работала, часто встречалась с подругами, мы ходили в кафе и общались, иногда ходили в клубы. Супругу это не нравилось, такое времяпрепровождение ему претило, но кого это волновало! Также я любила красиво одеться, часто даже вызывающе, назовем это - культурно раздеться, на каждом корпоративе красовалась. По роду работы ездила в командировки и повидала много российских городов.

Все это пишу для того, чтобы было понятно, какой жизнью я пыталась заменить простое человеческое счастье - быть женой, мамой, сестрой и дочерью. Быть все время, а не мимоходом исполнять эти роли!

Наши попытки зачать ребенка

Отдельно расскажу о своем здоровье. По женской части оно очень страдало и не по женской тоже))). У меня был повышен гормон пролактин. При норме 250 у меня он был 500-600, конечно, мне назначили гормонотерапию, я пила противозачаточные три года и достинекс.

После отмены данных препаратов я должна была забеременеть, но этого не произошло. Я бросила лечение на несколько лет, решила опять жить обычной жизнью - отпустило, но потом: опять слезы, истерики и т.д. (спасалась только историями девочек, которые смогли родить, а позже - историями усыновлений).

Это очень мощный ресурс - читать положительные примеры и опыт разных людей. Последней попыткой для меня была лапароскопия. Я попала к «светиле медицины» нашей области, он пролечил мне воспаление в стационаре, потом я легла на операцию. Мне прочистили трубы от чего-то, спаек не было, счистили эндометриоз, удалили часть яичника, на котором постоянно появлялась эндометриоидная киста. После всего этого мой организм ввели в климакс на три месяца, да-да именно! Это сейчас очень распространённая практика.

Все это, как вы понимаете, не в простой городской больнице, спасибо моей работе, где каждого сотрудника обеспечивали полисом ДМС, потому что стоит это лечение очень больших денег. Затем мы с супругом поехали в санаторий на радоновые ванны - при эндометриозе они очень помогают и, конечно, не было сомнений, что после всего пережитого и сделанного, я, наконец, увижу заветные «две полосочки». Я здорова, супруг тоже, но ничего не происходит, кроме очередной истерики и понимания - традиционная медицина мне помочь не может.

Ну, и самое главное - это мое психологическое состояние, здесь подробней, ведь очень многие узнают себя, очень многие…

Сначала я понимала, что хочу детей, их будет трое: два мальчика и девочка (так в родительской семье, у меня два любимых и духовно близких брата, с которыми я общаюсь на все темы до сих пор, слава Богу).

Я очень боялась почему-то, что может случиться так, что я рожу ребенка неполноценного. Тогда еще я не сталкивалась с такими детьми и не понимала, какое это счастье, какая это Божья благодать! Детей все не было, а подруги и друзья, знакомые и родственники рожали, залетали и многие сетовали на это.

Я сначала просто удивлялась, ну что мы, хуже всех? И достаток есть, и желание, а детей Бог не дает. И начался в моей жизни период обвинения Бога, все и вся. Что всякие «алкашки» (прости Господи, так и думала) рожают, девочки залетают, детей бросают, а я тут - такая вся правильная и праведная не могу даже забеременеть.

Потом на меня накатывало такое отчаяние, что я не могла видеть беременных и младенцев, я рыдала днями и ночами. Потом отпускало, и я держалась какое-то время на поддельном счастье (удовольствия, карьера, развлечения), но проходило время и все заново. Помню, мне попалась статья замечательного психолога Галины Белозуб (очень рекомендую: она пишет и публикует письма и рассказы в газете «Моя семья»). О женщине, в которой я увидела себя, точнее, это было точное описание моей ситуации! Психолог задавала автору письма один простой вопрос: «Вы хотите детей или походить беременными, чтоб все как в рекламе, чтоб все баловали вас, чтоб вы чувствовали, как растет животик?».

И, о ужас, я поняла, что хотела именно этого состояния. Понимаете, мне надо было, чтоб как все, «годы то идут», родители и знакомые давят, спрашивают, жалеют. Это ужасно, но они действительно хотят как лучше, нельзя их за это винить, они просто вас не понимают.

Родители мужа заговорили об ЭКО, но я категорически против этой процедуры была, потому что начала уже тогда ходить в церковь и читать молитвы. Молитвы я читала первое время, чтобы Господь дал детей, т.е. без благодарности к нему за все блага, мне данные.

Как-то раз в очередной кризисный момент для меня я наткнулась на книгу «Материнская любовь» Некрасова. Наверное, с этого момента начало что-то происходить в моей жизни по-другому, во мне начала просыпаться мое самопознание. Вместе с этим пришел кризис в нашу семью, не было развития никакого: дом-работа-развлечения…

Мы были на грани развода с супругом, очень страшное время, когда закрадывались сомнения в душу, а тот ли это человек, а нужна ли я ему «такая бесплодная»? Мы, по сути, жили каждый своей жизнью, просто в одной квартире. И вот наступил момент, когда я познакомилась с группой девочек на тренинге по коучингу (дружим мы уже почти 5 лет). Так вот одна из девушек начала рассказывать странные вещи о том, что женщина - это особенное существо, про то, что от нее зависит во многом счастье семьи, от ее целомудренности, преданности, веры в него, в супруга. После этого понеслась потоком информация про духовность, нравственность, про настоящее здоровье без лекарств и появилось желание молиться и не только просить, но и благодарить. Слава Богу за все!

Наш путь к усыновлению

Я пересмотрела всю свою жизнь - душевное состояние, образ жизни и мыслей, гардероб. Подруги с другими ценностями и родные сами начали отдаляться. И тут я увидела, как прекрасен мир, как много в моей жизни мне дал Господь, какой замечательный у меня супруг (мы влюбились друг в друга вновь), что, оказывается, есть люди, внимание! которым тоже нужна твоя помощь! И ты можешь не просто сидеть и ныть, а сделать что-то очень полезное для них.

В моей жизни появилась возможность быть нужной благотворительному фонду, и это одна из самых лучших встреч! Ведь такое количество невероятных людей в одном месте - это Рай на земле. Я начала ходить в церковь, мы с супругом повенчались, и я поняла, что во мне такое количество любви нерастраченной, что мне ее нужно дарить кому-то. Я решила пойти учиться на психолога и в дальнейшем посвятить себя работе с детьми из детских домов.

Хорошо, что сейчас есть возможность пообщаться с грамотными людьми на тему: а кем мне нужно стать в будущем (уважаемые родители, не ленитесь найти наставника для своего ребенка, который поможет ему определиться с будущей деятельностью во взрослой жизни).

Мне четко сказали, что это не решит моей основной потребности - быть мамой. Тогда появилось понимание, что если я не могу родить, то мы можем взять малыша, от которого отказались другие. Конечно, я поговорила с мужем, он был категорически против. Я нашла в интернете истории с положительным опытом в аналогичной ситуации, и начала «работать» с мужем.

Прошло полгода и опять я к нему с этим вопросом, он сказал: «хорошо, давай узнавай, что для этого надо». Я прошла школу приемных родителей сама, т.к. не было места в этом потоке для двоих. Мы собрали пакет документов. На фотографии в фонде «Я без мамы» я увидела чудного мальчишку годовалого возраста, он был без одной ноги до колена. Я до сих пор помню, с какой дрожью я рассказывала о нем супругу и помню его спокойный такой ответ: «Отлично. Найди его. Значит, будем растить паралимпийца» (мы достаточно спортивная семья).

Представляете, как я радовалась тому, что рядом со мной единомышленник, как плакала от счастья, что именно мне Господь дал такого мужа, и как я грустила о том, что так долго была для него не самой хорошей женой. Для себя мы определили критерии того, какого малыша хотим взять. Для нас очень важно было отсутствие генетических заболеваний и ВИЧ (сейчас и это во мне вызывает улыбку, какими глупыми, недалекими и непросвещенными были мы тогда). Единственное разногласие - я хотела «годовасика», а супруг - новорожденного. И здесь нас Господь не оставил, он дал мне мудрости просто послушаться своего мужа, как это должно быть всегда и у всех. Мы начали поиск. Точнее его начала я, потому что мой супруг, поняв, что скоро будет пополнение, стал очень усердно зарабатывать деньги. О да, для мужчин дети - это очень сильный стимул в жизни и «правильная» жена тоже!

Я встала на очередь в опеку нашего района. В опеке разговаривают прямолинейно, грубо. И правильно делают! Недостаточная работа опеки и непонимание своих мотивов приводит к тому, что детей возвращают. Вы можете себе представить маленькое существо, которое бросили дважды! Дважды предали и выкинули, как котенка. Знаете, это убийство - моральное, психологическое и духовное.

Мы взяли благословение у батюшки на усыновление и началось…

В опеке я заполнила все бумаги, и меня поставили на очередь 21, сказали, примерно полгодика ждать придется. Я сама выписала телефоны всех опек нашей области и прозвонила их за один день, честно сказала, что мы рассматриваем любые варианты, что физические увечья не страшны, но не хотим генетику и ВИЧ.

А ровно через три дня мне позвонили из города N. Понимаете, три дня! Мне сказали, что есть мальчик, ему две недели, что «в принципе, со здоровьем нормально», но у него контакт гепатита В и С, я не знала, что это такое конкретно, но сразу сказала, что мы приедем через день. Сотрудник опеки сказала, что родился он 13 декабря, а это день Андрея Первозванного, и я сразу решила, что это имя будет носить наш сын.

Забегая вперед, скажу, что когда Андрюшке было полтора года, мы встретились с моими подругами детства, и одна из них мне напомнила, что все детство я всем подряд твердила, что у меня первый будет сын и назову я его Андреем, в честь старшего брата.

Вот так Господь знает все наперёд и дает нам понять, что он с нами, что он все знает, слышит и хочет нам только лучшего, а нам нужно всего лишь ждать и молиться, а потом не забывать благодарить его почаще.

Я перевернула интернет про наш диагноз основной (их было на страницу формата А4) и сообщила мужу радостную новость. Он сказал, что я сошла с ума. Я, правда, очень переживала, что муж скажет «нет».

Проговорив дома вечер, мы решили, что поедем и просто посмотрим, никаких решений принимать не будем сразу, просто посмотрим. Мы поехали. Всю дорогу я молилась, муж молчал. Заполнили бумаги в опеке и поехали в больницу, нам сказали подождать главврача, которая расскажет о состоянии здоровья малыша. Нам пришлось ждать примерно 40 минут, муж работает, я думаю о жизни.

В этот самый момент ко мне пришло понимание, что все будет хорошо! И стало так спокойно, так радостно на душе. Принесли нашего крошку, первое, что я подумала, что он такой маленький, кожа красного цвета, большой нос и взгляд, как у древнего старца, но он был для меня самым прекрасным ребенком на свете. Я смотрела на него, а он на меня, глаза в глаза, понимаете, он видел и понимал меня, я вслух ответила ему: «Как долго мы тебя ждали», а он, он улыбнулся и я разревелась.

Потом, конечно, я прочитала, что это объясняется тем, что у детей бывают в этом возрасте мимические сокращения мышц. Может и так, но почему это произошло именно при нашей первой встрече?! Супруг взглянул одним глазком на него и дальше работал по телефону. Врач пришла и долго рассказывала про весь список заболеваний, но мне было уже все равно. Был только один вопрос: когда его можно забрать домой.

Дальше нам нужно было в опеке сказать ответ по поводу малыша. Едем в машине, муж молчит, я тоже. Уже подъезжая к опеке, спрашиваю, что думает по этому поводу, очень нервничала, потому что видела, как ему тяжело было принять такое ответственное решение. И тут он так просто говорит мне: «Ребенок, как ребенок, мы ж не в магазине выбираем, надо брать». Дальше надо было ждать суда, чтоб забрать малыша. Скоро Новый год, конец года, отчетность, какие такие усыновления? Суд назначили на январь. Новый год мы отмечали с супругом сами, но в комнате уже была кроватка и все атрибуты для новорожденного, и это был самый спокойный Новый год для меня, я поняла, что скоро стану мамой, настоящей мамой ребенка!

Суд состоялся, на суде, как научила меня сотрудник опеки, я начала рассказывать судье про то, что малышу нужна ласка и любовь, квалифицированная помощь врача-невролога и в нашем крупном городе это все намного быстрее можно организовать. Судья, наверное, увидел нашу решимость, ну и без божьего благословения не обошлось, нам разрешили забрать малыша в этот же день (обычно решение суда выполняется в десятидневный срок).

Заехали к сестре двоюродной, она родитель со стажем. Малой капризничает, спрашиваю у нее, почему? Она говорит, наверное, кушать пора. И правда, кушать захотел (понимаете, насколько мы были не подготовлены тогда морально и информационно). Потом едем домой… Представляете, на руках ребенок, наш ребенок! И мы теперь родители, и несем за него ответственность и все, наша жизнь изменилась, навсегда.

Приехав домой, звоним родителям, что дома, что доехали, в надежде на то, что они придут и помогут нам справиться с волнением. Родители очень обрадовались, сказали: «Слава Богу» и не приехали, не хотели нарушать нашу семейную идиллию, а просто сели отмечать сей факт. Эту первую ночь я буду помнить всю жизнь, она была самой беспокойной и самой счастливой на тот отрезок в моей жизни. Я просыпалась каждую минутку, чтоб посмотреть на него, чтоб понять, что это не сон, что он рядом, понюхать его и погладить. Он сопит и пахнет молочком, а я плачу от счастья.

Это было три года назад. Сейчас нашему сынуле три годика, в воскресенье мы пойдем в церковь, и я буду очень молиться за рабу божию, которая выносила для нас это чудо из чудес. Я знаю, что эта женщина неблагополучная, но у меня возникает только два чувства к ней - огромная благодарность и любовь. Сейчас дописываю эту статью, реву и понимаю, что еще одно письмо в будущее для нашего старшего сыночка готово. Слава Богу за все!

Дорогие друзья, я написала эту статью не для того, чтобы вы сказали - какие молодцы, но для того, чтобы те люди, которые задумывались об усыновлении, поняли, что это Божья благодать, воспитывать таких малышей. Было много всего: проблемы со здоровьем, страх о том, как рассказать нашему сыну, что носила я его не в животике, а в сердце своем. Что это ожидание длилось не девять месяцев, а семь лет, что нет дороже для меня и моего супруга наших сыновей, что они продолжатели нашего рода и самые лучшие в мире дети.

Все диагнозы нашему сыну сняли к трем годам, я лечила своего ребенка только гомеопатией, любовью и молитвой, каждое воскресенье мы возим детей причащаться в церковь.

P.S. Кстати, напомню, что мой супруг - именно тот человек, который не очень хотел усыновлять детей - после того, как появился старший сынок, говорил: «Прости меня, я тебя очень люблю, но Андрюшу я люблю больше», а теперь мне говорит: «Знаешь, каждого из вас (меня и сыновей) я люблю по-разному, но всех - больше жизни!»

Желаю каждому человеку своего маленького чуда и обязательно помнить, кто это чудо вам подарил.

Продолжение следует.

С уважением и огромной любовью, Анна.

В рамках встречи была проведена презентация книг отца Гавриила, вышедших в издательстве Сретенского монастыря и посвященных страстям уныния, гнева и чревоугодия. Книги впервые опубликованы в новом переводе, и в них схиархимандрит Гавриил рассматривает упомянутые недуги как одни из главных болезней нашего времени, а также рассказывает о способах борьбы с ними.

Все произведения являются результатом научных изысканий и основаны на тщательном анализе творений отцов Древний Церкви, прежде всего Евагрия Понтийского (345–399). Именно Евагрия Понтийского схиархимандрит Гавриил называет величиной первого плана в ряду древних психологов, психоаналитиков и психотерапевтов и классиком христианской психотерапии.

Путь к православию

В начале встречи ведущий иеромонах Матфей (Самохин) кратко пересказал для собравшихся в зале биографию схиархимандрита Гавриила.

Схиархимандрит Гавриил родился в 1940 году в городе Кельн (Германия) и был крещен в Римо-католической церкви. В 1961 году, во время учёбы в Бонне, совершил путешествие в Грецию, где посещал православные обители, встречался с монахами святой жизни, два года провёл на острове Лесбос, жил в семье священника.

Каждое воскресение будущий схиархимандрит Гавриил ходил на службы в православный храм, где к нему относились с большой любовью, как он сам свидетельствовал. Затем он неделю прожил в Афинах в духовной семинарии.

В 1963 году, после окончания учебы в Университете, он поступил в католический бенедиктинский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. Прожил 18 лет в бельгийском монастыре Шеветонь. Затем по благословению духовника основал скит в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

В 2010 году схиархимандрит Гавриил принял Православие в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Книги и литературная деятельность

– Я вижу среди собравшихся много молодых лиц и вспоминаю, как я сам открыл для себя труды Святых Отцов в таком же возрасте, это были 50-е годы. Сегодня есть целые собрания сочинений каждого из Святых Отцов, а тогда были доступны только маленькие выдержки. Но чтобы найти правильный путь, не нужно иметь полное издание. Я собрал эти маленькие книжечки, прочитал, запомнил. Была еще замечательная книга Игоря Смолича «Жизнь и учение старцев. Путь к совершенной жизни». И в моей голове образовалась общая картина, каким должен быть монах IV века.

Решающим событием в моей жизни стала поездка в Грецию. Там, на Святой горе Афон я увидел пример древнего монаха-отшельника – архимандрита Серафима. Затем я попытался идти путем Святых Отцов, что довольно сложно сделать на Западе.

18 лет я жил в бенедиктинском монастыре, еще глубже занимался изучением Святых Отцов, изучал языки, которые необходимы для чтения в оригинале. И когда я удалился в 1980 году в мою пустынь, я начал переводить эти тексты. Сначала я переписывал их вручную из сирийских и греческих рукописей, затем переводил и комментировал, чтобы сделать доступными для современных людей. Ведь нас разделяют от этих древних отцов тысяча семьсот лет, и естественно требуются комментарии.

Есть еще вторая причина, почему я написал эти книги. После того как я пять лет прожил совершено один в пустыни в лесу, ко мне пришел молодой человек и попросился в монастырь, он стал монахом и восемнадцать лет жил со мной в монастыре. Мне нужно было как-то сообщить ему учение Святых Отцов, и дидактический тон этих книг как раз происходит от того, что они выросли из общения с этим молодым монахом.

Структура книг достаточно схематична, и там все подробно разъясняется, так, как я делал для этого молодого монаха. Можно сказать, что это инструкция по пользованию в духовной жизни. Их нельзя прочитать, как роман, они построены как учебник, и при чтении лучше всего иметь с собой маркер, чтобы усвоить и отметить какие-то важные моменты.

Духовная брань. Цель аскетической жизни

Особой монашеской духовности нет, есть только христианская духовность. У нас только один учитель – Иисус Христос, и у всех христиан одна цель и одни враги. Это относится ко всем христианским конфессиям, так как у демонов нет определённой конфессии. Но подлинную традицию можно найти только в Православной церкви, так как она передается от родителей к детям.

Наша задача как духовенства – глубоко изучать эту традицию и помогать идти тем же путем тем, кто нас об этом просит. 99% процентов, приходящих в наши монастыри – это миряне, которые хотят исповедоваться и попросить совета, и средства соответственно одни.

Христианская традиция в Католической Церкви

Это очень деликатный вопрос – жива ли в Католической Церкви подлинная христианская традиция. Католическая церковь, среди которой я живу более пятидесяти лет, сегодня довольно неоднородна. Значительная часть католиков является по своему мышлению протестантами, то есть люди формально не вышли из католичества, но по факту протестанты.

И одновременно, на другой стороне этого спектра, вы можете найти и духовенство, и монашествующих, и верующих, по сути являющимися православными. Это те, кто питаются святоотеческой традицией. Святых Отцов в Римо-католической Церкви никто не отменял, но большинство не знают, как пользоваться этим инструментом, этой живой традицией.

Эти книги я написал, чтобы вернуть католических верующих на путь подлинной христианской традиции, это возможно, если захотеть.

Я здесь говорю перед большой публикой и должен выбирать слова, но когда я стал православным, владыка Иларион, который переводил меня в Православие, сказал: «Вы всегда были православным». Я не был формально православным, но в конце концов я просил, чтобы меня приняли в лоно Православной Церкви, чтобы иметь полное таинственное общение с Православной Церковью.

И когда я стал православным, многие мои духовные чада стали православными, и многие спрашивают, в том числе и священники. Для них это тяжело, потому что непонятно, как они будут жить, кто их будет содержать. Молитесь за этих людей! Их много и будет еще больше.

Монастырь в Лугано

Наш монастырь – это несколько домиков, которые раньше были конюшнями, посреди леса. Если есть интернет, то вы даже можете увидеть монастырь с высоты птичьего полета. Маленький садик, мы находимся на спуске, и к нам нельзя доехать на машине, надо поднимать в гору десять-пятнадцать минут.

Все достаточно замкнуто и закрыто на ключ, так что просто прийти нельзя. Сначала надо предварительно договориться о встрече, у нас в трапезной есть телефон, я его не слышу, но работает автоответчик, можно оставить сообщение, я перезваниваю, и мы договариваемся о встрече. Такой формат позволяет мне встречаться с людьми во второй половине дня, чтобы все вместе не приходили одновременно.

Как правило, я не принимаю людей с утра. Утром я молюсь и занимаюсь научной работой, а во второй половине дня, поскольку у нас печное отопление, я должен нарубить дров, также немало работы на огороде, но люди, которые приходят – это тоже часть моей повседневной работы. Я говорю с ними о том, что написано в моих книгах.

Многое изменилось с того момента, как я принял Православие. Монашество в православной традиции – это не что-то маргинальное, это сердце Церкви. Поэтому миряне относятся к монахам, как к кому-то очень близкому. Поэтому теперь у меня намного больше визитеров, они приезжают очень издалека – из Италии, Франции, разных районов Швейцарии. Раньше такого не было, сегодня я намного менее одинок, чем раньше. Но на все воля Божия, и я принимаю её, какова бы она ни была.

В остальном наша жизнь не отличается от жизни монахов, мы много молимся, у нас нет общей службы, только литургия по воскресеньям и по праздникам, потому что я один, я старый, часто болею и не могу сам многое делать.

После последней болезни, я уже не могу жить совсем один. Поэтому православный русский приход нанял молодого человека с Украины, студента. Он учится в консерватории в Лугано, и ему нужно было подзаработать. Он мне помогает, ездит за покупками, исполняет все те послушания, которые в России возложены на келейника. А поскольку он музыкант, он также поет на литургии, но мы так и не смогли научить его петь вечернюю службу. Поэтому женщины, которые приезжают на праздники, могут петь на вечерней.

Сегодня моя жизнь не так уж сложна, но вообще для современного человека сложно жить монашеской жизнью. Нам всем нужен интернет, телевизор, телефон и так далее, а у нас этого всего просто не существует, нам это не нужно. Надо уметь любить оставаться в своей келье. Конечно, наш образ жизни не такой, как у первых отшельников в пустыне, вокруг нас нет песка, зато есть лес, наша одежда не так проста и так далее, но смысл остается тот же. Как сказал авва Моисей: «оставайся в своей келье, и келья всему тебя научит».

Значение причастия в духовной жизни

В «Лавсаике» святой Макарий говорит, что настоящего смиренного монаха можно распознать по тому, как часто он подходит к причастию, в греческом тексте даже говорится «очень часто». Это явный признак прелести, если монах отказывается от Причастия под предлогом что он не чувствует в этом необходимости.

Один епископ рассказал мне, что в текстах литургии святого Василия Великого и Иоанна Златоустого люди, которые не подходят к причастию, вообще не предусмотрены, все люди подходят ко причастию.

Как жить с людьми иной веры

Это очень деликатный вопрос, мои родители уже умерли, когда я стал православным, но мою сестру я привел в Православную Церковь. Если у вас полностью неправославная семья, то требуется много уважения. Я думаю, вы и сами должны очень хорошо знать православную веру, чтобы иметь способность отвечать на вопросы уважительно и не полемически.

Была одна женщина, которая много помогала мне в бытовых вопросах. Когда она узнала, что я стал православным, то пришла ко мне с мужем-полицейским и сказала: «Мы слышали, вы стали православным, но мы хотели вам сказать, что для нас вы навсегда останетесь нашим отцом Габриэлем».

Всё возвращается к истокам, нас учили одному и тому же. Что есть в Православной Церкви, чего не было с самого начала. Я не занимаюсь прозелитизмом, но, когда я вынужден об этом говорить, я говорю людям, которые хотят стать православными: «Поймите, Православие – это не одна из многих церквей, это Церковь, которая досталась нам от апостолов.

Потом многие ушли в сторону, изменялись, реформировались, но она осталась на главной дороге». Например, когда произошла протестантская реформа, Запад разделился на две части и потерял все, что было присуще Апостольской Церкви. Было утрачено все, кроме Священного Писания. А теперь еще и Писание каждый толкует на свой лад.

То же самое мы можем увидеть на примере Католической Церкви: я помню, что было во время Второго Ватиканского Собора, я тогда был молодым послушником. Произошел огромный разрыв внутри Церкви, и мы еще не знаем, как все закончится, потому что процесс только начался.

Молитва

Я написал небольшую книгу о молитве «Скудельные сосуды», название – это цитата из святого апостола Павла. Речь идет о богатстве, которое содержится в этих сосудах. Чтобы сохранить и передать дальше это богатство, нам необходимы сосуды. Возьмите бутылку вина – если разбить её, вино вытечет.

У книги есть своя история. Однажды ко мне пришел будущий отец Рафаил. У него в голове были все те сумасшедшие идеи, которые есть у любого другого молодого человека, например, он собирался медитировать. И я сказал: «Послушай, если ты не будешь молиться, как христианин, ты никогда не узнаешь ничего о христианской молитве». «Но ведь без разницы, как сидеть, как стоять», – говорит он. «Нет, это не все равно», – отвечаю я.

Каждая религия создает для своего учения и его содержания свою собственную форму. Например, мусульмане молятся на Мекку, неважно какова архитектура пространства, где они находятся, они все равно сядут лицом на Мекку, если они в самой Мекке, они садятся кругами. Иудеи, когда еще был Иерусалимский Храм, молились по направлению к Храму, у буддистов вообще нет направления в молитве, а христиане молятся на Восток, не важно – стена там, дверь, окно, все равно на восток. И все наши церкви построены алтарем на восток, и верующие, и духовенство стоят лицом к востоку. Почему?

Я начал собирать различные элементы молитвы вместе – место, время, положение, жесты во время молитвы. Когда и почему мы стоим, когда мы делаем коленопреклоненные молитвы, какое значение имеет крестное знамение и так далее.

Казалось бы, внешние вещи, но в этих внешних выражениях – сущность нашей молитвы. «В молитве, – говорит Климент Александрийский, – тело становится иконой души». Мы все имеем лицо, грешник стоит спиной к Богу, но если он обращается, то есть оборачивается, то он оборачивается лицом, а не спиной. Соответственно моя душа предстоит Богу, и поэтому я стою, а не сижу, к Нему я возвожу руки и именно на Восток. На Востоке находится рай, с Востока придет Господь, и мы называем Его «Солнце правды», то есть мы обращаемся не к солнцу, а к тому месту, где солнце восходит.

Мне понадобился целый год, чтобы убедить монаха Рафаила молиться таким образом, и потом он сказал, что как будто стена разрушилась перед его глазами.

Эта моя книга о молитве была сразу переведена на румынский язык, и одна румынская верующая сказала, что это замечательная апология, защита Православия. Я сам об этом не думал, я думал о бедных людях, которые живут на Западе, и это все потеряли.

Границы Церкви. Таинство священства в Римо-католической и Православной Церкви

Вопрос о границах Церкви очень сложный. Сложный не только для нас, но и для великих богословов, может, даже неразрешимый. Известный русский богослов Георгий Флоровский высказал мнение, что канонические и мистические границы Церкви не совпадают. Приблизительно то же самое сказали буквально одними словами в одно время Григорий Богослов на Востоке и Блаженный Агустин на Западе: многие, кто, как кажется, находятся в Церкви, не принадлежат ей на самом деле, но есть много людей, которые по видимости вне Церкви, а находятся в ней.

По моему опыту большое течение апостольского предания на Западе ушло в песок. Можно провести аналогию с горной рекой, которая упирается в пустыню и уходит в песок, но время от времени это подземное течение создает артезианские источники, вдруг, посреди пустыни возникает ключ с чистейшей водой. Возможно встретить католического священника, который по сути православный, но в то же время вы можете встретить в Католической Церкви священника, который в Бога не верит.

Католическая Церковь неоднородна, вы можете прийти в храм на богослужение и увидеть, что по большому счету это протестантская служба, а в церкви рядом – практически православная.

Вера. Как она действует в человеке и что делать, если она уходит

Когда речь заходит о вере, надо отдавать себе отчет, что речь идет не о чем-то индивидуальном: я и вот передо мной мой Бог. Помните первое соборное послание апостола Иоанна: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».

Это и есть причастие со Христом, приобщение Ему. Тот, кто верит в Апостольскую Церковь, приобщается к учению свидетелей тех эпох, которые были до него. И поэтому Бог Отец достижим для нас, для нашего понимания только через Своего Сына – Христа. А апостольское учение делает для нас доступным евангельский текст и учение Христа. И так происходит из поколения в поколение.

Человек может признать, что он теряет веру, когда нарушена эта цепочка, когда он больше не сопричастен тем, кто предшествовал нам. Тогда он надеется только на себя. Поэтому мы и говорим об апостольском учении, и о том, что наша Церковь Единая и Апостольская.

Очень важно не терять интерес к тем свидетелям, которые были до нас, и так эта цепочка будет восстанавливаться через поколения. В России были тысячи исповедников веры, поэтому надо искать возможности приобщиться их опыту. Тот, кто исправно молится, никогда не потеряет веру.

24 сентября 2016

По приглашению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии, ректора Санкт-Петербургской духовной академии в Санкт-Петербург с паломническим визитом прибыл хор Московской Сретенской духовной семинарии.

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.

Ректором Московской Сретенской духовной семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, академик РАЕН, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, руководитель издательства Сретенского монастыря, главный редактор интернет-портала «Православие.Ru», управляющий Западным викариатством г. Москвы.

24 сентября 2016 года, в канун Недели 14-ой по Пятидесятнице, Недели пред Воздвижением, Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов совершил всенощное бдение в сослужении духовника СДС иеромонаха Матфея (Самохина) и духовенства собора.


За богослужением попеременно пели хор Казанского кафедрального собора (главный регент собора София Возная) и хор Московской Сретенской духовной семинарии (регент Николай Батищев).

Настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов перед елеопомазанием с амвона тепло поприветствовал студентов Сретенской духовной семинарии, поблагодарил их за прекрасное исполнение уставных духовных песнопений, а затем ознакомил всех приехавших московских паломников, весь семинарский хор с историей Казанского собора и его святынями.


За два дня, 24-25 сентября, паломники успели посетить СПб Духовную Академию, побывали в нескольких храмах и монастырях, участвовали в богослужениях, ознакомились с некоторыми достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Фотоотчет об этой паломнической поездке, предоставленный духовником Московской Сретенской духовной семинарии иеромонахом Матфеем (Самохиным), можно посмотреть на Flickr (фотограф Иван Ткаченко) : https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157673494151281

Историческая справка

Сретенский монастырь в Москве вписан в страницы истории России, одна из которых относится к правлению князя Московского Василия I Дмитриевича (1389-1425) (сына защитника веры и Отечества св. благоверного великого кн. Дмитрия Донского, умершего в 1382 году). За 36 лет мудрого царствования князя Василия I Московское княжество укреплялось и расширялось, а сама Москва ни разу не была никем завоевана.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1397 году и назван в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от нашествия хана Тамерлана 26 авг/8 сент. 1395 года.

В переводе с греческого языка «сретение» означает встречу. На дороге в Кучковом поле произошла в 1395 году встреча жителей Москвы Владимирской иконы Божией Матери, посланной крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для молитвы об избавлении Москвы от этой беды. В результате завоеватель отказался от своих планов и повернул свои войска назад.

Кучково поле взяло свое название от фамилии легендарного боярина Стефана Ивановича Кучко, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого. Это следует из того, что Кучковым назывался в древности город Москва. Дорогу, которая шла к центру столицы, и на которой произошло это событие, стали называть Сретенкой, а монастырь, воздвигнутый здесь в память о легендарном событии, Сретенским.

Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала еще и путем в Троице-Сергиев монастырь.

В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским. Позже и улица стала именоваться Сретенкой. На нынешнем месте обитель появилась лишь в XVI столетии, а вот исторических документов о ее первоначальном расположении, к сожалению, до сих пор не найдено. До середины XIX века Сретенкой называлась как современная улица (соединяет Бульварное кольцо с Садовым, длина 680 метров), так и нынешняя Большая Лубянка (на которой находится Сретенский монастырь ныне по адресу д.17 и 19).

Вo времена общественных потрясений Сретенский монастырь оставался в центре событий: и во времена набегов ханов на Русь, и в период Смуты 1611-13 гг., и в Отечественную войну 1812-го года. Сретенский монастырь долгие годы являлся центром религиозной и государственной светской жизни. Именно в его стенах в 1552 году жители Москвы вместе с митрополитом Московским Макарием приветствовали царя Иоанна Грозного, который возвращался в Первопрестольную после взятия города Казани. Здесь же в 1613 году чествовали новоизбранного российского царя Михаила Федоровича, ставшего первым представителем рода Романовых на царском троне. Торжества сопровождались крестным ходом.

В 1917 г. началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1926 г. монастырь был обращен в приход. С 1928 г. началось разрушение монастырских построек.

В 1993 году иеромонах Тихон (Шевкунов) был назначен настоятелем Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. 16 июля 1995 года решением Священного Синода иеромонах Тихон был назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря, в связи с чем 8 сентября того же года в Сретенском монастыре Патриарх Алексий II возвёл его в сан игумена, а 8 сентября 1998 года в сан архимандрита.

В 1999 году он становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.

Находящийся в самом центре столицы монастырь получил статус ставропигиального. Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros - крест и pegnymi - утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Все в этой обители соответствует ее высокому рангу. Многим может гордиться Сретенский монастырь в Москве. Хор обители (не певчие, а сам хор) является ее ровесником, и известен не только прихожанам и любителям духовной музыки. Уже в XVII веке сретенский хор и его певчие получили признание, так как сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. Пережив тяжелые времена, возродившийся вместе с монастырем коллектив стал приобретать новые черты, соответствующие времени, и окончательно сформировался к 2005 году. Возглавляет его выпускник Российской академии музыки Никон Степанович Жила. Он с детства был певчим Троице-Сергиевой лавры. Наряду со службами солисты хора ведут концертную деятельность и записывают альбомы. У каждого из 30 солистов прекрасное музыкальное образование - либо «Гнесинка», либо Московская духовная или Московская Сретинская духовная семинарии. Есть студенты столичной академии хорового искусства и Московской консерватории. По свидетельству поклонников и знатоков, талантливый руководитель «превращает созвучие голосов в живой орган». В хоре есть солисты с мировыми именами - Дмитрий Белосельский и некоторые другие.

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа — Сретенское высшее православное монастырское училище. Самые первые занятия начались в одном из зданий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.


Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2002 году Сретенское высшее православное монастырское училище было преобразовано в высшее учебное заведение Сретенскую духовную семинарию.

С именем владыки Амвросия (Ермакова) (епископ с 26 марта 2005), ректора Санкт-Петербургской духовной академии (назначен с 6 октября 2008), связаны некоторые страницы становления Московского Сретенского монастыря и духовных школ при нем. В августе 2000 распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий был назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители. Во время своего пребывания в Сретенском монастыре, он исполнял послушания благочинного монастыря, регента праздничного монастырского хора, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: