Какими были русские русалки. Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Русалки - В славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день.

Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки - венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. (или весну). Русалки обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а русалка догоняла. Часто русалок изображали в виде чучела (иногда - обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки».
Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда русалку представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы , Ярилы и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалки с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства русалки стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью. Возможно, название русалка восходит к древнерусским языческим игрищам русалиям, известным по церковно-обличительной литературе. По гипотезе Ф. Миклошича наименование русалий заимствовано славянами на Балканах, где античные поминальные обряды носили название розалии.

«И все у нас мама говорила, что на этом плоту часто видели русалок» (Новг.); «Русалки заголосили и убежали в лес» (Калуж.); «Три девицы с косами, так это кто? – Так это русалки назывались, русалки» (Новг.); «И вот она только заснула – и вдруг открывается, открывается дверь. Из двери выходят русалки» (Мурм.); «Девка стала бабой ходить. Это русалка была» (Арх.); «Не все то русалка, что в воду ныряет» [Даль, 1882].

Образ русалки в народных поверьях XIX–XX вв. сложный, контаминационный: «Он уже на русской почве воспринял в себя некоторые черты с разных сторон, – считал Д. К. Зеленин. – В образе русалок отразились свойства и признаки некоторых духов местных – полудниц, леших, водяных; сказалось влияние древнегреческих сирен» [Зеленин, 1916]. Благодаря тому что русалка стала героиней ряда литературных произведений XIX в., ее образ обогатился «книжными» чертами дивно прекрасных и чарующих, роковых существ, о которых повествовали так: «В глубокую полночь, при лунном сиянии, всплывали на поверхность озера красивые нагие девы с распущенными длинными волосами и с хохотом плескались водою» (Сарат.).

Однако в народных верованиях русалка порою страшна, неприглядна. Облик «страшной» русалки особенно характерен для поверий северной, северо-восточной России, но отмечен и в верованиях центральных районов, в Поволжье, а также в Сибири; здесь русалка часто смешивается с водянихой, водяной чертовкой, лешачихой: водяная чертовка – с отвисшими грудями и длинными волосами (Нижегор.); русалка – косматая, с огромными грудями (Влад.). Так же описывали русалку-шишигу и пермяки. В Астраханской губернии считали, что русалка безобразна и космата, а в Саратовской представляли ее лохматой, горбатой, с большим брюхом, острыми когтями и железным крючком, которым она ловит людей. Волосы русалок, по поверьям, могут быть зелеными (Арх., Волог., Ворон.).
В Архангельских землях русалку иногда именуют лешухой, лесачихой (и наоборот); «русалка – нагая женщина с большими грудями, – считали в Вятской губернии, – живет в лесу, бежит, так на лошади не догонишь». В поверьях Орловщины русалка – голая простоволосая баба; русалка – растрепанная обнаженная женщина (Калуж.). Такая русалка – и водяной, и лесной дух, хотя чаще ее видят все же у воды. По поверьям, которые были распространены в Рязанской, Тульской, Калужской и ряда других губерний, русалки «живут в воде, в лесу и в поле». «Между лесными и водяными русалками у нас не делается различия ни во внешнем виде, ни в занятиях их» [Померанцева, 1975],
Согласно распространенным представлениям, с середины весны и летом русалки могут обитать в полях (во ржи, в коноплях), появляться в огородах (Тамб.); их видят у бань и даже в банях, в овинах (Новг., Яросл., Нижегор.); они приходят к избам, стучатся в дома (Новг., Мурм.).
В облике русалок проглядывают и черты покойников, главным образом девушек, женщин, детей, утонувших или погибших, умерших некрещеными, а также проклятых. В Орловской губернии русалок считали деревенскими девушками, пропавшими куда-то без вести из-за проклятия своих матерей; в Калужской губернии полагали, что в облике русалок продолжают «жить» на земле самоубийцы, утопленницы. Эти русалки, в общем, похожи на обычных людей, но они бледны, «прозрачны», с неприбранными волосами, в просторных белых рубахах без поясов или вовсе лишены одежды. По поверьям Смоленщины, таких обнаженных женщин и детей можно увидеть в лесу во время Троицы; во избежание несчастий необходимо бросить им платок или что-то из одежды.
Е.Г. Кагаров отмечал распространенность веры в неприкаянных «русалочьих детей», нагих и вечно плачущих. В Троицкую субботу они бегают по ржаному полю и поют:
«Бух, бух, Соломенный дух, Мене мати породила, Некрещену положила».
Если при звуке их песни приговорить: «Крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святого Духа», то дети русалки, не достигшие еще семилетнего возраста, возносятся на небо, как бы восприняв настоящее крещение [Кагаров, 1918].
Интересно, что в характеристике русалки, особенно смешиваемой с проклятой, полуверицей, может присутствовать красный цвет: она вся красная (Онеж.); одета в красный сарафан (Арх.); в красное платье (Печ.); в красную рубаху (Костр.); у нее красные зубы (Арх.) [Черепанова, 1983] .
Вопреки распространенному современному мнению, рисующему русалку «обнаженной женщиной с рыбьим хвостом», о рыбьем хвосте русалки в традиционных русских поверьях упоминается редко; в ряде районов России подобные существа именуются фараонками. Это название «объясняется апокрифической легендой о превращении преследователей Моисея [фараонова войска] в водяных и русалок» [Померанцева, 1975], поэтому под названием «фараонки» подразумеваются существа, представления о которых носят несколько «книжный» характер (см. Фараонки).

По поверьям, русалка может оборачиваться возом сена, красной коровой, конем, теленком, собакой, мышью, птицей, зайцем [Виноградова, 1986], однако она существо, в общем, к метаморфозам не склонное. Нередко облик русалки напоминает облик лошади: у нее «волосы, как конский хвост» (Сургут.); «она бегает быстрее лошади» (Вятск.); «ржет» (Яросл.); облик русалки и прямо соотносится с обликом лошади, особенно в весенне-летних календарных обрядах, где ее может изображать лошадиное чучело, лошадиная голова (Астр., Симб., Сарат., Нижегор., Пенз.).
Появляются русалки и в одиночку, и группами. Иногда русалками именуют жен водяных или леших, но, очевидно, русалки исконно «самостоятельные» существа, не объединяющиеся в семьи.

Рассказы о русалках, как правило, коротки, односложны. Чаще всего они описывают встречи с русалками у воды, в лесу, в поле.
Традиционное занятие появляющейся у воды русалки – расчесывание волос; завидев человека, расчесывающая волосы русалка скрывается в воде; иногда, по рассказам, русалка моется, сидя на камне: «И вот русалки эти мылися – тоже видели их... Чудилось, мол, вот русалки сидят на камне – волоса распущенные, и моются на этом камне» (Новг.).
Расчесывание волос – колдовское действие. Традиционно считалось, что длинные, густые волосы обладающих сверхъестественными способностями существ могут испускать особые, колдовские влияния. Расчесывание волос воздействовало на окружающий мир. Так, В. Даль сообщает, что, по поверьям, пока русалка чешет волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг [Даль, 1880А]. Такое воззрение органично входит в круг представлений об особой власти русалок над погодой, над влагой: после Троицы русалка может насылать бурю, дождь [Кагаров, 1916]. Сам по себе гребень русалки, как и гребень водяного (см. Водяной), – магический предмет. Среди русских крестьян были популярны рассказы о таком гребне, неосмотрительно подобранном людьми и приносящем несчастья. В повествовании, записанном на Орловщине, мужики-рыбаки матерят бабу [русалку], которая ночью чешет на камне волосы; она роняет гребень, его берут рыбаки. После этого у них путается невод и не распутывается до тех пор, пока гребень не возвращают русалке.
Нередко появление у воды расчесывающейся русалки (как и русалки, плещущейся в воде) знаменует грядущую беду: русалку видят у того места, где должен утонуть человек. В рассказе из Новгородской области русалка с длинными черными волосами сидит на камне у воды, повторяя: «Ох как долго нету!», после чего скрывается в реке; через некоторое время к реке приходит местный учитель и, решив искупаться, тонет.
По распространенным представлениям, русалки сильно плещутся перед утоплением человека (как и водяные ), могут «утянуть» к себе купающегося (особенно купающегося без креста, вечером, в праздник). Тем не менее «подводное житье» русалок практически не описано; повествование из Мурманской области, упоминающее о «свадебном столе» русалок, составляет одно из исключений; в нем рыбак, плюнувший в воду, портит свадебный стол русалок и наказан за это безвременной смертью.
Русалки, появляющиеся по преимуществу в лесу и смешиваемые с лесными девками, лешухами, в верованиях ряда районов России наделяются способностью очень быстро бегать, то скрываясь от человека, то преследуя его: «Шел по лесу один мужик, а оне [русалки] за ним турятся, все голые, растрепанные»; «Едешь, особливо зимой, вдруг – сзади нагой человек бежит. Но сделать он ничего не может» (Вятск.).

Раздел: Фрагменты из запредельного

Они опять поругались. Снова эти непонятные упреки и равнодушие. Да, равнодушие, она хочет уйти от него.

Почему она не понимает, как он ее любит, что она одна нужна ему на всю жизнь. Он на все готов ради нее. А она уходит, уходит навсегда.

Десять лет они вместе, с тех пор как он увидел ее на сцене студенческого театра, где она выступала как балерина. Он и сейчас помнит, как сексуально она семенила на пуантах в обтягивающем трико. Он познакомился с ней после этого вечера, она училась филологическом. Что-то загадочное было в ней. Даже после свадьбы он не мог понять, любит ли она его.

Он отдавал ей всего себя, и если она уйдет от него ничего не останется. Может это потому, что у них не было детей?

Сейчас или никогда.

Он брызнул на нее жидкость

Ты что, с ума сошел? Это мое новое платье!

Она отряхнула капли с платья и чулок и пошла к двери. Уже взявшись за ручку двери, она остановилась и покачнулась.

Что это, голова закружилась:

Она, пошатываясь, прошла на середину комнаты и опустилась на пол.

Меня ноги не слушаются, жарко.

Он смотрел на нее с удивлением. Вика откинулась на спину и он увидел как вытянулись ее ступни. "Совсем как у балерины",-подумал Саша.

Мне как-то не по себе: Что ты сделал?

Она посмотрела на свои ноги и стала снимать туфли. Ступни попрежнему были вытянуты, Вика попыталась их распрямить, но не смогла. Она судорожно встала взявшись за диван, но носки ног уперлись в пол и она стояла теперь, как балерина на кончиках пальцев. Мелко перебирая чуть подгибающимися пальцами, она поморщилась.

Что же. мне придется вспомнить молодость и одеть пуанты.

Но ноги ее не слушались и она снова опустилась на пол, ничего не понимая. Она трогала ноги, растирала их

Они словно чужие:

Внезапно колени ее соединились, Вика сморщилась и сказала:

Мне режет в паху, помоги мне снять трусики.

Саша наклонился к ней, поднял платье и увидел судорожно сжатые бедра, чуть подрагивающие и напряженные. Он стал стягивать с нее колготки и трусы.

Расслабься

Я не могу. Не могу раздвинуть ноги, их что-то стягивает:

Он резко дернул и разорвал ажурное белье. Выбросил в сторону. Вика судорожно вздохнула. Теперь она сидела на полу с сомкнутыми коленями и с недоумением смотрела на ноги.

На бедрах появились два длинных бугорка. И тут Саша увидел, как эти бугорки треснули и из них стала выползать серебристая пленка. Она стала покрывать ее бедра чуть ниже паха.

Пленка наползала с внешней стороны бедер вовнутрь, и в определенный момент пленки на левой и правой ноге соединились. Вика застонала и опрокинулась на бок. Она трогала руками эту новую кожу, которая постепенно стала походить на мелкую чешую. Теперь она лежала, словно в юбке до колен,

Саша, что это? Мне больно, убери эту гадость!

Она снова попыталась встать, но стоять на пальцах было трудно, и она снова легла.

И тут она затрясла ногами и сомкнула ступни. Она закрыла лицо руками, и мелко трясла ногами. А чешуя поползла к ступням, скрыв голени и покрыв пятки.

И тут он увидел как ниже ее очаровательной попки высунулся плавник, соединив ее бедра сзади. Плавники высунулись и из бугорков на бедрах и осторожно затрепетали. Ее судорожно вытянутые и напряженные ступни тоже покрыла чешуя, а пальцы стали вытягиваться в синеватую трубку. Трубка удлинилась и распахнулась в огромный хвост.

Теперь это уже был рыбий хвост и она шлепала им по полу. Хвост начинался чуть выше середины бедер, оставив человеческими ее вагину и столь любимые им ягодицы. Влагалище была розоватого цвета, волос на нем уже не было, она сексуально выделялась в виде двух розовых бугорков на бледном паху.

Вика полулежала на полу в мятом задранном вверх платье и беспомощно смотрела на свое изменившееся тело. Платье на запястьях топорщилось, видимо там тоже выросли плавники.

Вика убрала руки от лица и он увидел на ее шее серебристые жабры, которые судорожно открывались, она судорожно ловила ртом воздух.

Что же ты сделал? Боже, этот хвост: я теперь русалка, мне трудно дышать, я вся горю; наверное. мне нужно в воду.

Никогда Саша не видел ее такой очаровательной и беззащитной.

"Да, теперь она не сможет никуда уйти от меня". Вика тянула к нему руки и тревожно смотрела на него.

Волна нежности и невероятного возбуждения, которого он никогда раньше не испытывал, нахлынула на него, он склонился над Викой и с необыкновенной страстью прильнул к ее губам, судорожно расстегивая брюки:

Но Вика вся затряслась, ее хвост стал бить по полу, она оторвала губы и жалостно зашептала:

Милый, я не могу дышать, мне не хватает воздуха, мне нужно в воду. Жабры на ее шее широко открывались, ища необходимую им влагу. Ее глаза умоляюще смотрели на него.

Потом, Саша, все потом.


Часть 7. Русалки.

В отечественном бестиарии русалки занимают особое место. Они, в отличие от иных представителей нечистой силы, не имеют, как правило, отталкивающего вида. Происхождение русалок - не демоническое, а вполне человеческое. Благодаря этим особенностям романтизированный образ русалки был широко представлен в литературе и живописи.

В разных местностях русалок именовали по-разному: водяница, лоскотуха, берегиня, вила, мавка, навка, мертвушка, лохматка, шутовка, купалка, озерница, водяная дева, водяная баба, водява, щекоталка, святёха, криница, казытка, хитка, белая баба. И выглядели русалки в разных регионах различно: в суровых северных краях, например, они представали отнюдь не в виде обольстительных дев, а совсем наоборот - безобразных тёток.

Вопреки расхожим представлениям, русалки, обитающие в наших внутренних водоемах, отродясь не имели ни рыбьего хвоста, ни чешуи. Эти атрибуты присущи морским русалкам, имеющим совсем другое происхождение.

Итак, ниже мы попытаемся разобраться в нюансах русалочьего происхождения и внешнего вида, особенностях их взаимотношений с людьми, познакомимся с их средой обитания, характером и повадками.

Использованные материалы :
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", 1916;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
Н.Маркевич, "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" 1860;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.Черепанова, 1996.

Русалки - существа исключительно женского пола, вечно юные красавицы с чарующим и обаятельным обликом; они есть или выродки людских дочерей, или дочери, проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными, загубленные своими матерями вскоре после рождения, непременно в воде, или же молодые утопленницы, покончившие жизнь самоубийством. Как ни различны возрасты этих жертв людской небрежности, злобы, насилия, малодушия, в состоянии русалок они объединяются, так что каждая из них представляет существо в пору наилучшего развития девичества, и только опытный глаз улавливает между ними рознь возрастов при жизни, а также крещеных особей. Последнее сказывается едва заметным оттенком креста меж персей, что можно наблюдать на расстоянии девяти шагов от русалки.

"Нечистики"



Русалками становились заложные покойники: девушки, умершие до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы; женщины-самоубийцы; дети и девушки, умершие (прежде всего утонувшие) на Русальной неделе; девочки, родившиеся мертвыми или умершие неокрещенными. Кое-где полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой (в первую очередь - русалками) девушка или вообще ребенок, украденный нечистыми духами. Часто считалось, что русалки смертны, как и люди; в облике русалок они лишь «доживают свой земной срок», а потом наступает их естественный конец. Считалось также, что русалки имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. Наиболее активна бывает та русалка, которая умерла неудовлетворенной, с каким-нибудь страстным желанием, или та, которая при жизни обладала беспокойным характером.


Русалок обычно представляли юными прекрасными девами с длинными, преимущественно светлыми волосами и белыми телами, обнаженными или одетыми в белые рубашки. В некоторых местах облик русалки был весьма близок к облику покойницы: так, русалки могли иногда появляться в том виде, в каком их похоронили: в нарядном убранстве, иногда - в подвенечном платье, с распущенными волосами и с венком на голове. Кроме того, в разных местах про русалку рассказывали, что она, подобно мертвой, «вся в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


На севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи. Такие безобразные русалки в некоторых рассказах очень похожи на чертовок или шишиг, а также ведьм или бабу-ягу. Так, например, по многим поверьям, русалки «кудлатые, как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, косматые, заросшие шерстью», «лохматые, с большим брюхом и острыми когтями», у них «груди как каменья», «железные цыцки» и т.п. Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест или железный крюк, которым они ловят людей. Тела у них могут быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей или бесов.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Однако чаще всего между лесными и водяными русалками не делалось различия ни во внешнем виде, ни в их занятиях. Считали, что русалок можно встретить в самых разных местах: не только у воды или в лесу, но и в полях и на полянах, на деревьях, на перекрестках, на мосту, в огороде, на кладбищах, в банях, в овинах. Они могли появляться в домах, где прежде жили, и прятаться за печью или по углам, могли приходить под окна родного дома, подходить к избам, стучаться в дома. Вообще же, весной русалки пребывают преимущественно в лесу, по большей части у воды, а с середины весны и летом обитают в полях, особенно во ржи и в коноплях. Русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Показываться людям русалки могут и днем (особенно в полдень), но чаще являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов; появляются они и в одиночку, и группами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"




В русальную неделю (восьмую по Пасхе) русалки выходят на сушу на более продолжительные сроки, причем устраняется помянутая опасность погибнуть на суше. Они безбоязненно и весело размещаются на берегу водоема, далее уходят в ближайшие рощи, на луга и поля, взбираются на деревья, чтобы покачаться на сучьях и верхушках их. Всем этим русалки освежают памятование о покинутой земле и о людях, между которыми они не преминут уловить и жертву. Это достигается так: обольстительницы кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут, поют песни и приманчивыми движениями они скопом обступают жертву, жмут ее в объятиях, щекочут до смерти, причем, слыша веселый хохот и песни, никто не подает помощи, не решится подозревать опасности там, где идет игривое веселье молодежи.

"Нечистики"


Известно о русалках, пойманных людьми; считалось, что пойманные русалки живут среди людей до года, а затем исчезают. Однако, говорили, что русалку можно «вернуть», т.е. сделать ее опять человеком, после чего она сможет жить так же, как живут обычные люди. Правда, вернуть можно было не всякую русалку: так, чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять навсегда право и возможность снова стать человеком, необходимо четыре года. Возврата назад нет и для девушек-самоубийц, ставших русалками; все же остальные русалки могут снова стать людьми, если только кто-нибудь сумеет их «окрестить». Известны рассказы, повествующие о русалках, которые с помощью священника или даже простого мужика снова стали обыкновенными женщинами и вышли замуж. Так, например, на Новгородчине деревенский парень, ночью в лесу услышавший причитания утонувшей девушки, спас ее тем, что надел на нее свой крест, а потом женился на ней.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


- В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки, и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили ее дубинами, и русалка ушла.

"Очерки русской мифологии"



Русалки - веселые, шаловливые, но нередко и вредоносные существа: они могут напугать человека или подшутить над ним, не причинив вреда, но нередко «ради шутки» причиняют большой вред. Русалки часто сбивают с пути людей, аукаются из чащи, заводя человека в лесную глушь; душат или щекочут до смерти; заманивают в воду и топят; утаскивают под воду купающихся; превращают людей в животных или предметы; путают сети и уводят от них рыбу; насылают болезни на скот; уводят с собой проклятых и вообще неосторожных людей; топят рыбацкие лодки; портят жернова и плотины у мельников; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; заезжают лошадей; иногда отбирают молоко у коров. Русалки иногда выходят к дороге с корзинками разной еды, подзывая к себе детей и обещая им угощение, либо с хохотом качаются на качелях, сплетенных из древесных ветвей, зовут прохожих, в первую очередь, детей и подростков: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!», но человека, который подойдет к ним, они немедленно защекочут до смерти.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, от младенцев до стариков, известны еще заигрыванья русалок, особенно тех, кои при земной жизни не знали людей, умерших младенцами. Эти заигрыванья, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми ново и заманчиво для русалок. Тут русалка подхватывает какой-нибудь его предмет - одежду, обувь, рыболовный снаряд, и, готовясь затопить его, тем заставляет владельца бросаться без разбору за поимкою предмета, сама же незримо подталкивает предмет все дальше и дальше, в опасное место, куда, конечно, увлекает и хозяина. Если тот благополучно избежал опасности и спас похищенный предмет, он все равно обязательно затеряется впоследствии, или будет украден, испорчен. Много приходится терпеть от заигрываний русалок молодым рыболовам: русалки обманывают удильщиков фальшивым клёвом, выворачивают сети, набивают их тиною и травою, вырывают весло, шест, или качают рыболовное судно, чтобы перевернуть его вместе с рыбаком.

"Нечистики"


Как ни красна жизнь русалок, у них есть много скорби, которую не подавить развлечениями. Им с завистью приходится смотреть на свободу земных женщин, так же завидно созерцать материнские ласки, которые многим из были незнакомы. Самоубийцам приходится томиться из-за минутного, быть может, необдуманного решения покончить жизнь, чтобы потом наложить на себя вечную неволю. Но что всего скорбнее, так это - подневольная связь с ненавистным водяником, в области которого они живут и которому подчинены. Не скорбь только, а наивысшая степень бессильной злобы должна охватывать существо русалки, когда ей приходится видеть молодую, счастливую чету, гуляющую по берегу обиталища русалок, или катающуюся в лодке там же. Зато какой радостный возглас раздается иногда здесь, при получении известия о гибели ненавистного водяника! Но это - их последний радостный возглас, потому что вместе с гибелью водяного начинается и их собственная, если только русалки не успели удалиться из осушенного обиталища и переместиться в новое. Но тут из одной неволи они попадают в новую, быть может, более тягостную.

"Нечистики"


Судя по этой картинке, не всегда отношения русалок с курирующим их водяным были такими уж скорбными.

Когда жертва заполучена, русалки уносят ее в свое обиталище и здесь окружают самыми нежными заботами: в жертве-женщине они видят возможную супругу своего властелина - водяного, новую подругу себе, а в мужчине, особенно, когда тот молод и красив - возможного любовника одной из них. Разумеется, больше других ухаживает за погибшим та русалка, которой он пришелся по нраву. Забота об избраннике доходит до мелочей: русалка чешет голову его, трет тело, отгоняет водных животных, убирает ложе лучшими водорослями, а в русальную неделю выводит его на сушу, даже позволяя заглянуть в родственный дом и на людей, чтобы ослабить скорбь по земной жизни. Остальные жертвы остаются без внимания: русалки позволяют ракам и насекомым уродовать их тело, а если жертва оказалась почему-либо несимпатичной, они выталкивают труп на поверхность воды, к берегу.

"Нечистики"



- Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло, сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та й стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают

"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"




Иногда считалось, что русалки могут появляться не только весной и летом, но даже и зимой. На Владимирщине говорили о русалке, которая «вся во льду» пришла погреться в овин. По рассказу из Архангельской губернии, девка-русалка ходит к промысловику на зимовку и затем рожает от него ребенка; промысловик, возвращаясь домой, уезжает потихоньку, «... а как судно понеслось, она (русалка) увидела, выбежала на гору, ребенка разорвала, половину себе взяла, а другу - свись на судно! Судно бы обернулось, дак она не попала - только одна капелька крови на борту. Стало судно опруживать: ну, стесали топором, оно и выпрямилось».

Однако, по большинству поверий, зимой русалки пребывают где-то вне мира людей, а на земле появляются ранней весной и остаются до поздней осени (уходят они при первых заморозках, тогда же, когда исчезают последние перелетные птицы и вся нечистая сила проваливается под землю).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Вышеприведенные цитаты убеждают, что русалки - существа коварные, вредоносные и опасные. Поэтому существовали различные способы противодействия им. Существовали даже специальные обряды, способствовавшие глобальному изгнанию русалок из данной местности.
«Проводы русалки» («похороны русалки», «русальское заговение») устраивались обычно в воскресенье перед Петровым днем или в «русальное» воскресенье, за Троицыным днем. Этот обряд проводился в разных местах по-разному; завершался же он обычно символическим изгнанием или похоронами русалки и возвращением ее в породившую ее воду.

Для обряда «похорон русалки» делали из тряпок куклу, наряжали ее в платье, клали в гроб, украшали цветами и несли в сопровождении торжественной процессии на берег реки; в некоторых местах при этом девушки наряжались священниками, дьяконами, делали кадило из яичной скорлупы, шли со свечами из стеблей и пели: «Господи, помилуй!», а у реки прощались с чучелом, изображающим русалку, и, заколотив гроб и привязав к нему камень, бросали его в воду.

В других местах этот обряд проводился так: девушки наряжали избранную из своей среды «русалку», надевали на нее венки, увешивали ее зеленью и поздно вечером в последний день русальной недели выводили ряженую за село в ржаное поле, к реке или на кладбище. Там девушки срывали с «русалки» венки, бросали их в воду, в костер и т.д. и разбегались с места проводов, чтобы «русалка не догнала и не навредила». Бывало и так: какая-нибудь девушка, изображающая русалку, с распущенными волосами, в одной рубашке, с венком на голове ехала верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожали до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывалась от провожающих.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



К возможной встрече с русалками следует быть готовым зарвнее, и если таковая произойдет, необходимо действовать, иначе неприятностей не избежать.
Средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их. Однако, и при такой предосторожности, лучше всего избегать в русальную неделю берегов водоемов, не купаться и не ловить рыбы.

Спасшийся от русалок, даже видевший или слышавший их издали, не всегда остается безнаказанным. Так, иной приобретает привычку беспричинно и неудержимо хохотать, иной кривляется, точно развинченный, во время походки, гримасничает, у иного поражается то или другое чувство, чаще всего слух. Чем крепче натура жертвы, тем разительнее будут полученные органические повреждения, с которыми человек не может справиться всю жизнь.

"Нечистики"



Кроме церковного ладана, против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, - это «полынь, трава окаянная». Надо только пользоваться ее силою и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын,- громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- Ах ты моя душка,- и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый, ничком.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги: растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу), церковный ладан и железные орудия. Еще русалки боятся очерченного круга, креста, молитвы. Полагали, что для того, чтобы уберечься от нападающих русалок, следует «начертить на земле крест и, обведя его кругом чертою, в этом кругу и стать». Если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

Были и словесные обереги от русалок. Так, знахари некогда сохраняли в великой тайне заумный заговор от русалок:

«Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам, каланди, инди, якуташма, биташ, окутоми ми нуффан, зидима ».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Запомнили? Рекомендую, может быть, когда-нибудь сгодится!

Знаете ли вы, как отличить русских русалок от малороссийских? Если нет - ниже приводится способ, как можно это сделать.

Многие из наших малороссиянок, купаясь у мельниц, видали как русалки, сидя на вертящемся мельничном колесе, чесали себе волосы, с хохотом кидались с колеса в воду, шутя вертелись с ним, и ныряли под мельницу с криком «куку!»

Русские русалки, по словам г-на Сахарова, поют таинственную песню, которая так начинается:

Шивда, винза, каланда, виногама;
Ийда, ийда, акумалима, битама;
Нуффаша, зинзама, oxутo ми;
Копоцо, копоцам, копоцама;
Ябудалла, викгаза, мейда;
Иo, иa, о иo, иa цок, иo, иa, паццо, иo, иa, папаццо
Пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац
.

Малороссийские русалки этого не поют, но зато они любят задавать загадки. Если одна из них спросит вас: «Ой що росте без кореня?» отвечайте: камень. «Ой щo цвите да без цвету?» Отвечайте: папорот. Если вы не будете отвечать, русалка вас защекочет.

"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"


Теперь попробуем разобраться в типах и разновидностях русалок, зависящих и от их происхождения, и от среды обитания, и от региона проживания. Например, русалки, водившиеся на болоте, вследствие, видимо, экологических причин, отличались от своих сестер, обитавших в чистых водах.

Ну, на последней картинке болотная русалка не сказать, чтоб была страшна, а даже и где-то симпатична.
Озерницы , водившиеся в Белоруссии, представляют собой уже отдельную разновидность русалок. Анатомически они отличались от обычных русалок: ступни у них были в форме плавников, тела костлявые, волосы зеленые, вид несимпатичный. Говорят на непонятном языке, похожем на птичий. При свете луны выходят на берег и поют соловьями. А бывает, что поют и под водой, и тогда их пение легко спутать с лягушачьим кваканьем.

Мавки (навки, нявки, у болгар - наявки) известны в Малороссии, Польше, Болгарии. Ими становятся девочки мертворождённые, либо умершие некрещёнными, либо те, что умерли на Русальной неделе.

Происхождение слово "мавка" связывают с древнеславянским "навь" - мертвец, то есть, получается - "мертвушка". В некоторых местностях их название объясняют еще тем, что они якобы кричат по-кошачьи, "мявкают".

По некоторым сведениям, у мавок, или у какого-то их подвида, отсутствует кожный покров на спине, и поэтому виден их хребет и даже внутренности.

Мавки считаются более опасными, чем обычные русалки. Встреча с ними практически всегда смертельна. Полынь, верба, чеснок, ладан, железо на них не действуют. Говорили, что вроде бы как можно спастись от мавки, бросив ей заранее приготовленный гребешок - тогда она якобы переключала внимание на расчесывание волос и отпускала жертву.

Еще бытовало поверье, что мавку можно было побрызгать водой, перекрестить ее со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», и тогда она превратится в ангела, который будет всячески помогать по жизни окрестившему ее. Но такой способ был действенным только для тех мавок, которые просуществовали в этом качестве не более семи лет.

Лобаста (лобоста) - так называли страшную и злую русалку на юге России и на Кавказе. Название это перекликается с тюркским "албасты" - мифологическим женским персонажем, особой крайне малопривлекательной, но не имеющей отношения к русалкам.

В Астраханской губ. русалку называют лобаста.
- «Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешит голову, а волосы-то длинные - предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, - да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пушше тово испужались: как бы не защикотала».

В Терской обл. лобаста - нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли; в общем наружный вид ее крайне и невыносимо безобразный, отталкивающий и наводящий страх. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти.

"Очерки русской мифологии"



У южных славян (Болгария, Сербия, Македония) аналогом наших русалок были вилы , или самовилы. В некоторых поверьях они имели прозрачные крылышки. Вилы, в целом, были дружелюбны к людям. В Болгарии водяные вилы назывались "юды", и вот они уже считались злыми и опасными для людей. Видимо, оттуда и пошла юдофобия:)

Вилы носили прозрачные платья. Если мужчине удавалось стянуть с нее платье, вила подчинялась ему до конца дней. Еще виды отличались музыкальностью: пели, водили хороводы, играли на разных инструментах.

В европейских преданиях (Германия, Прибалтика) роль наших русалок играли ундины , духи девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Считалось, что если ундине удастся родить ребенка от земного человека, она обретет бессмертную душу.

По всей видимости, все перечисленные виды и подвиды русалок восходят корнями к древнегреческим наядам - нимфам рек, ручьев и озер. Они были долговечными, но не бессмертными. Совокупляясь с людьми, они давали потомство, причем особи мужского пола были жизнеспособны, но бесплодны.

А теперь поговорим про тех обитательниц вод, которых многие ассоциируют с понятием "русалка", но при этом, строго говоря, данные персонажи русалками-то и не являются. Речь идет о сиреноподобных существах с рыбьим хвостом и чещуей - морских русалках, которые у нас назывались фараонками, или фаляронами, а также мелюзинами.

Есть у наших русалок родственницы - русалки из Европы. У тех вместо ног - хвост, как у рыбы. И все они обросли рыбьей чешуей. Андерсоновской русалочке даже пришлось обратиться к ведьме, чтобы та из хвоста сделала ей ноги, и ей больно было потом ходить по земле. Перед нашими русалками такие проблемы не стоят. Наши бегают - будь здоров. А все потому, что у наших и европейских русалок разное происхождение. Про то, что наши русалки происходят из наших же утонувших девушек, мы уже поняли. И хвосту у них взяться просто неоткуда.

Европейские русалки совсем другого происхождения. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, и за ними по пятам гналось войско фараона, как известно, по Божьему велению воды Красного моря расступились, чтобы Моисей мог провести свой народ на другой берег. Но когда в море вступили воины фараона, волны сомкнулись и поглотили все фараоново войско. А воины фараона превратились в полулюдей-полурыб. Вот из этого фараонова войска происходят все европейские русалки, и живут они в основном в морях. В русской традиции такие хвостатые русалки тоже немного известны. В народе их называют фараонками - в намять о фараоновом войске. О том как воины фараона превратились в прекрасных и соблазнительных девушек, народная традиция умалчивает. В Нижегородской области раньше даже любили вырезать изображения хвостатых фараонок на оконных наличниках. Еще таких хвостатых русалок иногда называют мелюзинами.

"Русская народная мифология"



Яснее и прозрачнее всего отражение в русалках образа древнегреческих сирен. Правда, это отражение, проникшее на русскую почву, по-видимому, книжным путем, далеко не всеобщее. Встречаемся мы с ним главным образом в южной России, и то далеко не везде. Явные следы этого влияния: рыбообразный хвост морских русалок и их чарующее пение, которого заслушивается даже бурное море.

Замечательно, что сиренообразные русалки носят и особые названия, безусловно заимствованные и притом чисто книжного происхождения: фаляроны (фараоны) и мемозины (мелюзины). О «фараонах» или «фараонове войске» знают и великорусы но отличают их от русалок. Во Владимирской губ. рассказывают, что „в Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами ".

"Очерки русской мифологии"


Относительно появления фараонок в балтийских и беломорских водах сведений нет. Наблюдали их рыбаки и моряки в Черном, возможно, и в Азовском морях. Могли бы они оттуда попасть во внутренние воды? Теоретически - да. Хотя непонятно, зачем им было менять привычную среду на пресноводную, где и хвост-то их становится не подспорьем в плавании, а обузой...

Тем не менее художники часто изображают именно хвостатых русалок в исконно российском антураже.

А вот еще какая-то разновидность морской русалки: обратите внимание, у нее нет рыбьего хвоста, а вместо ступней - плавники.

И в завершение, как обычно - забавная картинка. На этот раз - с маскаевским котом и фараонкой-мелюзиной, неизвестно как заплывшей в наши воды.

Морские сирены. Лубок. 1866 год New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?


Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год Иллюстрация к сборнику Габриэле д"Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.

Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.

На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).

Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.


Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».


Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX-XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.


Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки. 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: