Кем являются крестные родители друг другу. Как выбирают крестных для ребенка? Кому нельзя быть крестным? — Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере

Каждый человек мечтает о свободе. Почему? Да потому что, все желают себе благополучной жизни. Свобода — это необходимое условие для получения различных жизненных благ. Вопрос в том, что каждый из нас понимает под словом «Свобода». Давайте посмотрим, о какой свободе по статистике чаще всего говорят современные люди:

  • Свобода перемещений по миру
  • Свобода потребления
  • Свобода слова
  • Свобода политическая

А теперь давайте поближе рассмотрим все эти «свободы». Что они дают человеку? Приносят ли они нам Гармонию, Счастье и Любовь?

Свобода перемещений : перемещаясь по миру, находясь даже в самом райском уголке человек все также остается подвержен негативным эмоциям (обиды, злость, ненависть, уныние).

Свобода потребления : в различных гипермаркетах и торговых центрах наши желания разгораются и глаза разбегаются, удовольствие же от приобретения очередной «новой игрушки» быстро проходит. Интересно, что наука «Психология» говорит о том, что наличие выбора больше чем из 3-х вариантов приводит человека сначала к негативным эмоциям, а затем к сильному .

Свобода слова призрачна и не осязаема как воздух: ведь получая информацию мы не можем быть полностью уверены в том, что это не дезинформация. «Монтаж» — так называл это явление герой Андрея Миронова в фильме «Человек с Бульвара Капуцинов». Вот еще один пример такой «свободы»: к восемнадцати годам человек может увидеть по телевидению более 150 тысяч преступлений — убийств, насилия и т.п.

Свобода политическая : согласны ли вы с тем, что наемный сотрудник по-настоящему свободен в общении с начальником только в момент подписания заявления об увольнении? Точно также обстоит дело и в общении с государством.

Все эти «свободы» — внешние . Конечно, они очень важны и ценны для нас. Безусловно, лучше, когда они есть, чем когда их нет. Но давайте посмотрим правде в глаза: они еще никого не сделали счастливым. Успешным, богатым — да. Счастливым — нет. За примером далеко ходить не надо — это всем известный ныне покойный олигарх Березовский.

Кто виноват? Что делать? Как быть успешным и счастливым человеком одновременно? Такими вопросами задавались еще классики русской литературы, например А.С.Пушкин.

Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Она - основа дружбы и Любви. Жизнь без свободы для Пушкина окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Только Пушкин имел в виду не перечисленные нами выше «свободы», а «Духовную Свободу». Что это?

Духовная свобода — это власть человека над своим эгоизмом.

Духовная свобода – внутреннее состояние человека. Она первична для каждого из нас, поскольку дается при рождении в мир.

Духовная свобода — это как вольная птица . Когда человек теряет духовную свободу, то он становится птицей, сидящей в клетке. Известный писатель Паоло Коэльо очень образно описывает состояние духовной свободы в одной из своих книг.

«Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо, созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное, чтобы радовать глаз тех, кто следит за ней с земли.

Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумлении ртом, смотрела она, как летит эта птица. И та позвала ее лететь с нею вместе отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.

Но как-то раз пришло ей в голову-да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. И женщина испугалась одиночества. И позавидовала врожденному дару полета. И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит, а улететь не сможет.

А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом была посажена в клетку.

Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться с женщиной: птицу она заполучила и мало-помалу интерес к ней стал угасать. Птица же, лишившись возможности летать — в этом и только в этом заключается смысл ее бытия, облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтобы корму было вдоволь да чтоб клетка чистилась.

И в один прекрасный день птица взяла да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками. А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.

Лишившись птицы, лишилась ее жизнь и смысла . И постучалась к ней в дверь смерть. «Ты зачем пришла?» — спросила ее женщина.

«Затем, чтобы ты снова смогла летать со своей птицей по небу, отвечала смерть. Если бы позволила ей покидать тебя и неизменно возвращаться, ты любила бы ее и восхищалась бы ею пуще прежнего. А вот теперь, чтобы тебе снова увидеть ее — без меня дело никак не обойдется».

К сожалению, современная цивилизация препятствует наличию Духовной свободы у человека, развивая и укрепляя эгоизм . «Эго» хладнокровно и рационально. Ему хочется управлять или даже уничтожить нашу «внутреннюю женщину», что означает потерю . А это для каждой женщины смерти подобно.

Реалии жизни таковы, что многие из нас живут в огромных городах, которые растут и расползаются во все стороны изо дня в день. Мы практически не бываем на природе. Из-за ярких городских огней мы почти не видим звезд в ночном небе. С утра до вечера нас сопровождает постоянный шум городского транспорта. Мы живем под искусственным освещением. Большую часть своего времени жизни мы отдает «покупкам-продажам». Нам постоянно хочется приобрести что-то «материальное». Именно на это мы и тратим годы своей жизни. Вообщем, наша жизнь стала искусственной .

Времени же на совершенствование своего Разума и очищение Души не остается. Давайте будем честны: большинство из нас просто избегают заглядывать глубоко внутрь себя . Ведь тогда придется признать очевидное: что живем мы в «королевстве кривых зеркал».

Почему так происходит? Когда человек теряет духовную свободу, даруемую каждому из нас при рождении?

Это происходит тогда, когда в нашем уме прочно прописывается мысль «Все в моей жизни зависит только от меня» . У некоторых возможно появление ментальной установки «В этой жизни ничего от меня не зависит». Обе эти программы — две стороны одной медали. Такое «программирование» происходит еще в раннем детстве когда, например, родители хотят создать мотивацию для развития ребенка. Или уберечь его от «ужасов современного мира».

Мотивация, безусловно, необходима. Да и спасти детей от различных мирских опасностей — одна из задач родителей. Вопрос только в том, каким словами и действиями это необходимо делать.

Предлагаю Вам прямо сейчас начать вновь приобретать вашу Духовную свободу. Для этого в процессе выполнения любого своего дела, четко определяйте границы своего влияния, других людей и Высших сил Вселенной .

Посмотрите полезное и интересное видео на эту тему:

Как резюме к этой статье хочется еще раз озвучить старую библейскую истину: чистота Разума и Души — вот истинные жизненные ценности человека . Именно они позволяют любому человеку быть по-настоящему Свободным. А значит и СЧАСТЛИВЫМ.

Хотите сделать «генеральную уборку» вашего Разума и Души?

Сделать перезагрузку и закачать «программы Духовной Свободы»?

Осуществить «революцию» вашей психики и преодолеть иллюзию свободы?

Тогда ясно и четко скажите себе следующее: «Я поняла, что должна измениться. Полностью, до самых корней моего существа; я не могу больше зависеть от иллюзорных мыслей, ибо они привели меня к дисгармонии в моей душе, к несчастью, к не успешности в личной жизни» .

Это чистосердечное признание даст вам необходимую энергию , чтобы открыть свой Разум и Душу навстречу истинной Свободе. Что дальше?

Представьте, что прошлой ночью шел сильный дождь, а сейчас раннее утро и небо начинает проясняться, наступает новый бодрящий день. Давайте встретим этот новый день так, как если бы в вашем распоряжении был всего лишь только этот день. Давайте начнем наше путешествие навстречу Гармонии, Счастью и Любви вместе . Наши помогут Вам в этом.

Интересно и полезно? Сделайте подарок своим друзьям и близким!Нажмите на кнопку своей соцсети и отправьте им этот материал

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 137, 191, 1); padding: 10px; width: 470px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Tahoma, Geneva, sans-serif;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 450px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 3px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 14px; -moz-border-radius: 14px; -webkit-border-radius: 14px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(238, 238, 238, 1); font-size: 16px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 17px; -moz-border-radius: 17px; -webkit-border-radius: 17px; background-color: #bf0033; color: #eeeeee; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -moz-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -webkit-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; border-width: 1px; border-color: #ff6500; border-style: solid;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center; width: auto;}.sp-popup-outer { background: rgba(0, 0, 0, 0.5);}

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах". В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является .

Духовно-культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям.

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" .

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

Свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

Право защиты интеллектуальной собственности граждан;

Возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

Свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру .

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества - право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры .

Право на участие в культурной жизни -право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

Право на промышленную собственность;

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24 , ). Проблема защиты прав личности - защита персональных данных - защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы - права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания - право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов"

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники […] поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания» .

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. -25 декабря.

Аверина О.Р. Право на свободу совести: актуальные проблемы//Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: Материалы Первой межрегиональной научно-практической

конференции. Хабаровск, 2012. С. 44.

  • Кому нужна духовная свобода?
  • Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?
  • Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

Вы уже знаете, что духовный мир личности отнесен к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства.

Право человека на духовную свободу . В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Почему?

Известно, что у человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему.

Твердые взгляды называются убеждениями. Вы часто говорите: «Я убежден в этом». Значит, вы уверены в своей правоте. Откуда же берется такая уверенность? Видимо, она основана на знаниях, полученных на уроках, из книг, кинофильмов, бесед с родителями, товарищами и другими людьми, а также на вашем собственном жизненном опыте - наблюдениях, переживаниях, мыслях, поступках, жизненном опыте ваших родителей, родственников, друзей.

Вы, наверное, замечали, что если высказанное кем-то мнение затрагивает ваши чувства, соответствует вашим потаенным, пусть мало еще осознанным, мыслям, если вы это мнение сами серьезно и всесторонне обдумали, то нередко оно становится вашим убеждением. А убеждение побуждает к действию, определенным поступкам. Вспомните свое впечатление, например, от романа А. Дюма «Три мушкетера». Многие из вас восхищались отвагой, мужеством и бескорыстием мушкетеров. Книга, задев ваши чувства, лучшие струны вашей души, видимо, вызвала желание научиться хранить доверенные вам тайны, быть благородным, храбрым, честным, смелым и находчивым. Не так ли?

И напротив, если какая-либо информация не вызывает интереса, ответных чувств, то вряд ли она станет одним из источников личного убеждения, вызовет стремление действовать. Недаром говорят: «Умом понимаю, а чувства молчат» («Душа не принимает»).

Подчеркнем еще раз: убеждения складываются благодаря работе вашего ума, вашим чувствам и оценкам (что хорошо и что плохо; что справедливо, а что несправедливо и пр.). Они рождают уверенность в своей правоте и побуждают к действию, определенным поступкам.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство, иное лицо не навязывают человеку какого-либо одного (единственно правильного) взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он сам, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право, имеющее широкий смысл, будет подробно рассмотрено в дальнейшем. А сейчас лишь отметим, что оно, конкретизируя и дополняя право на свободу убеждений, тесно связано с правом на свободу мысли и слова.

Вместе с тем любое право, как вы знаете, не безгранично. Оно предполагает меру (предел) и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1) на основании закона; 2) в целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

Подведем итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах - воспитывая ли детей, занимаясь ли предпринимательством, создавая ли книги, фильмы, выступая ли на любые темы и пр. Это и есть не что иное, как право человека на духовную свободу, свободу мыслей и чувств.

Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Однажды один из ваших сверстников, воспользовавшись правом на свободу убеждений, мысли, слова и совести, прислал письмо в газету, в котором писал: «В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость,- пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное - умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью».

На это письмо откликнулась читательница Наталья С. Приведем фрагмент ее размышлений: «Мне искренне жаль вот таких, как Игорь, рационалистов, хотя понимаю, что жалость для них - анахронизм, т. е. пережиток старины. Жаль потому, что они не умеют чувствовать и превращаются в машину - робота. Это вовсе не означает, что я против умственного развития, напротив, двумя руками «за». Но по собственному опыту знаю, что для них, как правило, важно «иметь», а не «быть». Что я понимаю под этим? Желание во что бы то ни стало обладать не важно чем: деньгами, вещами и пр. А вот быть, быть человеком: любить, страдать, сочувствовать - им, к сожалению, не дано. Разве бездушные люди могут быть духовно богатыми?»

Итак, высказаны два противоположных суждения о роли чувств и нравственности в духовном развитии личности.

Видимо, права Наталья С. Давайте поразмышляем.

В самом деле, внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, что входит в понятие «интеллектуальный». Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

Как же складывается духовное богатство личности? Оно зарождается тогда, когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, любовь, добро, справедливость и пр. Он спрашивает самого себя со всей строгостью: «Кто и какой я?», «Что во мне дурного?», «Кем и каким хочу быть?».

Да, задать себе такие вопросы трудно, ответить на них еще труднее, потому что в этом случае надо уже понимать, что хорошо и что плохо.

Но одного лишь понимания, конечно, мало: нужен поступок, доброе дело. В противном случае все может обернуться неискренностью, даже грубым цинизмом, т. е. отрицанием общепринятых правил нравственности. Есть немало людей, хорошо понимающих, что поступают плохо, дурно, низко, но, заглушая голос совести, продолжающих подличать. Такой тип людей много раз описан в литературе. Может быть, вы сами приведете примеры? Возможно, вы прочитаете или посмотрите пьесу русского драматурга А. Вампилова «Утиная охота». Один из героев драмы, некто Зилов, совершив подлость, тут же, не смущаясь, называет это подлостью; выкажет бессердечие - и бьет себя в грудь: «У меня нет сердца». Но совесть не досаждает ему. А ведь совесть - важнейшая нравственная опора человека. Глубина совести измеряется способностью к раскаянию. На раскаяние Зилов, к сожалению, не способен: получает от отца телеграмму с просьбой приехать проститься перед смертью и не едет, и умер отец - не едет, ибо над его могилой не миновать кой о чем спросить себя, а ему это неприятно.

Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, почитание родителей, жалость и другие нравственные чувства. Напротив, оно предполагает взращивание этих чувств в своем сердце, постановку ума под их «наблюдение».

Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении . В непосредственном межличностном общении люди хотят прежде всего быть понятыми и оцененными по достоинству. Это стремление, считают многие ученые, является глубочайшим свойством человека.

Что означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении?

Представление о достоинстве личности исходит из того, что каждый человек по своей человеческой природе - умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и пр.- способен быть нравственным - справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего нравственном, начале заложено человеческое предназначение. Поэтому каждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми право на уважение.

Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникает ответственность перед самим собой. Вам, наверное, приходилось слышать: «Я не поступлю так. Это ниже моего достоинства».

Следовательно, чувство собственного достоинства характерно для людей духовно богатых. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не позволит себе грубости и хамства, т. е. самоутверждения ценой принижения другого человека (возвышения в ущерб людям). Напротив, он общается на равных, так как для него характерны терпимость и уважительное отношение к людям, честность, доброта и отзывчивость, отказ от дешевых эффектов, отвращение к фальши и жестокости. А самое главное - неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее и искренне признать его положительные стороны. Обратите внимание: речь идет не о высокомерии, подозрительности, недоверии к людям и поиске недостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучиться у него.

Искренняя похвала достоинств других людей как проявление чувства собственного достоинства создает особую теплоту и доверительность в общении, является его важнейшей заповедью. «Давайте говорить друг другу комплименты»,- призывает поэт Булат Окуджава.

Ну, а если я убежден, спросите вы, что мой друг не прав? Как сказать ему об этом, не вызывая ссоры? Прежде всего никогда не говорите людям, что они не правы, как советует знаменитый американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги, ибо тем самым вы даете почувствовать собеседнику свое превосходство над ним. Если человек делает заявление, которое вы находите неправильным, то лучше начать со слов: «Подумайте только, а я-то считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь». Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться.

Попытайтесь также понять точку зрения своего собеседника, посмотреть на вещи его глазами. Тогда, может быть, вы в чем-то и поймете его, согласитесь с ним, а он - с вами.

Обобщим сказанное: достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми - нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении, а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства.

    Основные понятия

  • Право на свободу мысли, слова, убеждений; человеческое достоинство.

    Термины

  • Убеждение.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, мысли, слова и совести?
  2. Что значит быть духовно богатым человеком? Дайте обобщенную характеристику духовно богатого человека.
  3. Почему человеку необходимо право на духовную свободу? Аргументируйте свой ответ.
  4. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  5. Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

Задания

  1. Один из ваших сверстников прислал в редакцию газеты письмо следующего содержания:

      «Я человек необыкновенный, как принято выражаться, супермен. Учусь в ПТУ. Я еще с детских лет поставил себе задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост 174 см, объем груди - 80 см, вес 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта - служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу, а теперь и ПТУ.

      У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту?»

      Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ. Как вы оцениваете поставленную им цель и пути ее достижения? Объясните почему. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты? Аргументируйте свой ответ. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

  2. Н. В. Гоголь писал: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть». Раскройте, как вы понимаете, смысл этого суждения.
  3. М. Монтень в своей книге «Об искусстве жить достойно» писал: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться; что получать и что дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности».

    Объясните, как вы понимаете, к чему призывает Монтень своих читателей. Считаете ли вы полезным для себя следовать советам мудреца? Если да, то почему?

  4. Составьте небольшой диалог, иллюстрирующий нарушения правил межличностного общения. Поясните, какие именно правила были нарушены.
  5. Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня:

    «Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

    Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

    Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

    Раскройте мораль этой басни.

«Духовный мир личности» - Сознание регулирует. Деятельность Духовные потребности Становление нравственности в человеке Мировоззрение Убеждения Вера. Познание – фундамент духовной жизни личности. Платон. Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Полезно повторить вопросы: (На примере старшеклассников).

«Духовная жизнь человека» - К какой сфере права относится? Элементы духовной сферы: мораль, наука, искусство, религия, право. Проверка Д.З. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? 4. Что такое имущественные отношения? Тема: Духовная жизнь § 41. Возникает ответственность перед самим собой. Какую роль играют чувства и нравственность в духовном развитии личности?

«Культура» - В отечественной культурологии основными являются следующие определения: К у л ь т у р а. Сорокин); Функции культуры. Определения понятия «культура». Средством общения выступает прежде всего выступает язык. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Итак, культура -. В качестве разрядки эффектно используется игра.

«Духовная деятельность» - Другая важнейшая духовная потребность- эстетическая. Важнейшая духовная потребность человека- в познании. Наиболее распространённые средства приобщения к духовным ценностям. Деятельность в сфере духовной культуры. Духовное производство- создание идей. Любовь к человеку, дружба, товарищество- подлинно человеческие потребности.

«Духовный мир человека» - Душу увидеть и потрогать руками не удастся. Что остается у человека в старости?.. Еще одна духовная потребность человека – в общении. В душе сохраняется вся информация о прошлом, настоящем и будущем человека. У всех бывали странные ощущения при новых знакомствах. Духовное потребление. В чем загадка русской души.

«Философия культуры» - Семиотический подход. Дидактический подход. ВОПРОС №2. Психологический подход. Основные задачи культурологии: Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999. ВОПРОС №3. Социологический.

Всего в теме 19 презентаций



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: