Когда был разрушен храм соломона. Храм: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Среди православных, праздник Богоявления является одним из наиважнейших религиозных событий в году, а вместе с ним и канун этого дня - Крещенский сочельник. По церковному календарю праздник называется – Навечерие Богоявления («навечерие» – вечер перед великим церковным явлением) и отмечают его всегда 18 января. Традиционное в этот день, угощение сочиво (больше известное как кутья), готовят из пшеницы с добавлением душистого меда, мака, изюма и кураги, дало название празднику – Сочельник.

Праздник Богоявления относится к числу двунадесятых и посвящается знаменательному библейскому событию – крещению Иисуса Христа. С целью великого духовного очищения, проповедник Иоанн Предтеча крестил всех желающих на берегу реки Иордан. Тридцатилетний Иисус Христос, попросил окрестить и его. Вначале Иоанн отказывался, проводить обряд, боясь, что он не достоин такой чести. Но, Христос настоял, Закон Божий должен быть исполнен на глазах у людей. По завершении крещения, свершилось чудо, Господь явился миру в трех лицах: Сына, Духа Божьего (в виде голубя) и голоса Бога Отца, благословившего сына.

В церкви, в этот день, читают, фрагменты из книг Священного писания, проводят литургию Василия Кесарийского. Очень большая служба, полностью посвящена Богоявлению и Крещению Господню. С Вечерни начинается литургия, службу такого масштаба проводят всего 4 раза в год.

В сочельник обязательно соблюдать пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду. После утренней церковной службы, хозяйки убирают дом и готовят ужин. Все блюда обязательно постные, запрещается употребление мяса или молока.

Кутья – основное блюдо Крещенского сочельника, в качестве напитка, готовят взвар – компот из сухофруктов с медом. Число блюд на столе должно быть нечетным. Часто на стол ставят вареники с грибами, квашеную капусту, печеную картошку без масла.

Вечером проводят литургию, ее нужно отстоять полностью, избавить разум от злых нечестивых помыслов и полностью очистить душу, впустить священный праздник в свое сердце. По завершении службы Божьей, происходит великое Иорданское освящение воды, в память о евангельском событии, как символ омовения грехов.

Великое водоосвящение производят всего два раза в год – в Крещенский сочельник и на следующий день, в праздник Богоявления 19 января, - удивительная целительная сила воды проявляется именно в эти дни.

Воду, освященную в Крещенский сочельник называют Агиасмой (от греческого слова – святыня) или крещенской, поэтому и относятся к ней по-особому с трепетом. Хранить ее лучше рядом с иконами, в специально отведенном месте. Крещенская вода не портится и может сохранять свои целительные свойства долгие годы. А всего одна ее капля, способна освятить целую емкость простой воды.

Вечером в сочельник, вернувшись, домой из церкви, хозяин дома, окропляет жилище священной водой. По ложечке принимают и все домочадцы и только после этого, можно приступить к вечерней трапезе.

Считается, что крещенская вода, способна, вылечить от многих недугов. Принимать ее можно круглый год натощак, со словами молитвы и искренней верой. Даже если врачом предписаны лекарства, то сначала принимают освященную воду, а потом лекарство. Ни в коем случае, нельзя иметь нечистые помыслы, употребляя воду. Иначе, все ее чудесные свойства пропадут.

Крещенский сочельник 2018: гадания, приметы, обычаи

В ночь сочельника – царит атмосфера тайн и волшебства. Есть поверье, что даже домашние животные, обретают способность говорить и могут, подсказать хозяину, решение важных проблем. Стоит заранее узнать о сложившихся веками традициях праздника, чтобы встретить Крещенский сочельник в 2018 году по всем правилам и призвать удачу в свой дом.

Даже вода, набранная в этот день из озер, водоемов или рек, хоть и не считается священной, но все же, не портится и стоит дома длительное время. А снегом, девушки умываются, чтобы отбелить лицо, придать коже сияния и стать более красивыми. Хозяйки используют снег, чтобы отбелить постельное белье, до белоснежного состояния. Если бросить снег в колодец, то целый год, вода в нем точно не пропадет. Всех, кто отважиться – ждет купание в ледяной проруби. Считается, что окунувшись в прорубь, человек омолодится и очистится, как духовно, так и физически. И все даже самые страшные хвори отступят. Погружаться необходимо не менее трех раз, полностью с головой, читая молитву «Отче наш». Самое благоприятное время для купания в проруби – вечер или ночь сочельника, когда на небе загорится первая звезда иКрещение Господне в 2018 году.

Чтобы нечистая сила не пробралась в дом, все помещения окуривают ладаном и во всех углах и на окнах рисуют кресты мелом, затем окропляют крещенской водой. Во время ужина, на стол ставят миску с водой и внимательно весь вечер, наблюдают за ней. Как только, она колыхнется, примерно в полночь, выбегают на улицу и просят небеса выполнить заветное желание. Считается, именно в это время, небеса раскрываются и происходят самые удивительные вещи.

Существует огромное количество народных примет в сочельник и как, утверждают старожилы, они всегда сбываются:

  • Лютый мороз и много инея на деревьях – к урожайному году.
  • Если мало снега, то и ягод летом почти не будет.
  • Звездное, ясное небо, означает плодовитость домашнего скота и сухое, жаркое лето.
  • А пасмурное небо, без звезд, сулит большое количество грибов.
  • Метель и сильный ветер – лето будет дождливым и особого тепла не предвидится.
  • Для охотников лай собак означает много добычи на охоте.
  • На воду ляжет туман – хлеб будет в изобилии.
  • Если человека окрестили в этот день, счастье будет сопутствовать ему всю жизнь.
  • В сочельник снятся вещие сны.
  • Нельзя вспоминать покойников в праздник.
  • Пролитые слезы – накличут беду и расстройства на весь последующий год.

В народе считают, что гадания на Крещение, самые сильные. Ведь именно в этот день, силы небес обращаются к человеку напрямую, рассказывают о его судьбе и дают советы, повернуть жизнь в лучшую сторону. Гадают по-разному и всевозможными способами: на любовь, счастливый брак, просят подсказать высшие силы ответы на житейские бытовые вопросы.

Гадание по снегу

Нужно, ночью 18 января, снять с себя все цепочки и кольца распустить волосы и выйти на улицу. Не скрещивая руки и ноги, лечь в большой сугроб снега и посмотреть на небо. Через 5 минут, встать и, не оглядываясь пойти домой. А утром, уже можно вернуться к сугробу, посмотреть какой след получился.

  • Не четкий размазанный след – ревнивый муж.
  • Получился идеально очерченный силуэт – жизнь с любящим и заботливым супругом.
  • Очень глубокий след – свидетельствует, что мужей будет несколько.
  • Если на снегу, вообще невозможно различить никаких следов, то в ближайшее время замужеству не бывать.

Гадание у окна

Ночью сидя у окна, нужно позвать суженого и внимательно смотреть на дорогу. Если первая машина проедет на большой скорости, еще и с громкой музыкой, то замужество обещает быть веселым и беззаботным. Медленная проезжающая машина – к скромной, не богатой жизни.

Гадание по тени

Скомканный лист бумаги, кладут на блюдце и поджигают. На получивший пепел, светят свечей, так чтобы, на стене появилась тень. Ее тщательно рассматривают, пытаясь разобрать, на что похожи ее очертания и что судьба преподнесет в ближайшем будущем.

Гадание со скорлупой грецкого ореха

К тазу с водой, по бокам, прикрепляют листочки с желаниями. В половинку скорлупы грецкого ореха помещают маленький кусочек свечи, импровизированный «кораблик», ставят на середину емкости с водой. И наблюдают, куда он поплывет и какую бумажку подожжет, то желание и сбудется.

Гадание с зеркалом

Вечером до полуночи, нужно взять маленькое зеркало и пальцем написать на нем заветное желание. Положить его под кровать и прикрыть еловыми веточками. Если на утро надпись исчезнет, то все задуманное осуществится.

Главное - провести праздник в мире спокойствии и тишине. Открыться навстречу, чистым добрым помыслам и обязательно, год принесет только радость и благополучие.

19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. О том, что такое Крещенский Сочельник и какое место он занимает в Церкви нам рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Что такое Крещенский Сочельник?

Крещенский Сочельник (Сочевник) – это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постного блюда, которое верующие едят в этот день.

Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями . В церковной же традиции это время называется – Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Богослужение Сочельника

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению . Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

Крещенская вода и купания

На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях . К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема.

Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много.

Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь нет.

Пост в Сочельник

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января . По традиции же верующие вкушают сочиво.

По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества , так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время

Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается . Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.

Протоиерей Максим Первозванский

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. О том, что такое Крещенский Сочельник и какое место он занимает в Церкви, «Фоме» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Что такое Сочельник?

Крещенский Сочельник (Сочевник) – это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Богослужение Сочельника

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого , то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота .

Крещенская вода и купания

Фото Владимир Ештокина

На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно, на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях. К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема. Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много. Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь

Пост в Сочельник

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво . По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время

Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: