Кресты христов петров андреевский как нарисовать. Почему именно Андреевский крест стал символом Российского флота

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,18).

Крест — орудие христианина! Сияющий Крест с начертанием «Сим победиши» явился императору Константину, который по воле Божьей соорудил знамя, переложив туда виденное знамение. И действительно «Сим победил»! В честь перехода Суворова через Альпы, в горах высечен гранитный крест длиной в двенадцать метров.
Невозможно представить историю человечества без креста. Архитектура (и не только храмовая), живопись, музыка (к примеру, «Несение Креста» И.С.Баха), даже медицина (красный крест), все стороны культуры и жизни человека пронизаны крестом.

Неверно думать, что крест появился с христианством. Во многих ветхозаветных событиях мы видим начертание креста. Преподобный Иоанн Дамаскин: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66)».

В Древнем Риме крест был орудием казни. Но во времена Христа он из орудия позора и мучительной смерти превратился в символ радости.

Для изображения креста с первых веков христианства использовался египетский иероглиф анх, обозначающий вечную жизнь. В нем сочетаются два символа: крест – как смивол жизни и круг – как символ вечности. Вместе они обозначают бессмертие. Такой крест получил свое распространение в Коптской Православной Церкви.

Равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом получил название греческого. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман.

Гамма-крест, или гаммадион получил свое название от третьей буквы греческого алфавита. Он как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Букву Х, в которой скрыто имя Христа, мы называем Андреевским крестом, потому что на таком кресте был распят апостол Андрей.

Малограмотные противники христианства считают, что перевернутый крест представляет собой антихристианский символ. На самом деле это тоже христианский символ. Святой Петр считал, что недостоин умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. По своей просьбе он был распят головой вниз. Поэтому такой крест носит его имя.

С такого креста был снят Христос, его принято называть латинским. Наиболее распространенный христианский символ в Западном мире.

Шестиконечный крест с перекладиной для ног является символом Русской Православной Церкви. Нижняя перекладина изображается наклоненной справа-налево.

По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такой восьмиконечный крест также принято называть Русским.

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, - пророчествовал Адам. Известны следующие надписи.
“М.Л.Р.Б.” - место лобное распят бысть.
“Г.Г.” - гора Голгофа.
“Г.А.” - глава Адамова,
Буквы “К” и “Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” - имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” - Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” - Царь Славы.

Листья клевера на кресте-трилистнике символизируют Троицу и Воскресение. Окружности на краях каплевидного креста – это капли Крови Христа, которые окропив крест, сообщили ему Христову силу. Остроконечный круг на крестах является символов тернового венца, который возложили на голову Христа римские воины.

Преподобный Ефрем Сирин так говорил о силе Креста и крестного знамения. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Б. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

ми, поднявшиеся над соломенной повседнев ностью, - они издалека издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один… всегда манит тебя маковка колоколенки…

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час - вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтобы опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

В каждом поколении появлялись люди, которые светились верой и любовью. Среди тысяч святых Русской православной церкви есть священники и крестьяне, воины и князья, женщины и дети. Если присмотреть ся, и сегодня в нашем народе можно найти по настоящему святых людей.

Крещение Вода в купели для крещения

воспринимается как вода, обнов ляющая человека. Входит в воду человек со своими грехами, а выходит уже без них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица - Один Бог в Трёх Лицах). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа. Креститься можно один раз в жизни. Если есть нужда об новить душу, это возможно уже только через покаяние, которое называют вторым крещением.

Подсчитайте, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из отве та вы сможете понять, сколько лет русской православной культуре.

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

В первой русской летописи «По весть временных лет» говорится, что в 983 г. жители Киева решили: «Бросим жребий на отрока и деви цу, на кого падёт он, того и заре жем в жертву богам». Как вы дума ете, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились?

Как изменилась жизнь киевлян по сле их крещения? Обсудите в классе.

О том, что такое подвиг.

О человеческой жертвенности.

И. Крамской . Христос в пустыне. Фрагмент картины

П одвиг - это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это дви жение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.

Жертва - там, где что то по настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем то ра ди себя самого, ради других людей и ради Бога.

Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзыва ют, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради се бя . В тебе укрепляется сила воли. Ты жерт вуешь мелкой радостью мести и становишь ся сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло бы доста вить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.

Человек поставил перед собой серьёзную и высокую цель. И ради её достижения он от казывается от того, что само по себе и хоро шо, и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, учёные. И просто умные люди.

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, искренне по нять и признать свою неправду.

Подвиг - это движение в сторону от эго изма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

люди должны всегда угождать ему и испол нять его желания. Отказаться от этой эгоис тической закрытости и есть подвиг. И место такого подвига - внутри самого человека.

Христос сказал, что Его ученики смогут горы передвигать с места на место. За про шедшие века у Христа было много учеников. Но много ли гор передвинулось за это время? Нет. Значит, Христос имел в виду не те го ры, с которых можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха - вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу , приносимая христиани ном, - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идёт путём подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике.

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и ста ли рабами у солдат. Епископ (старший свя щенник) Акакий решил выкупить их и ска зал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьёт. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви не мало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выку пить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые мо неты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому. Война на этом закончилась.

Подвижник избирает самое главное и са мое святое в своей жизни и всё остальное со относит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного.

Шла война. В дом, где спрята лась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщи ну, но не знали её в лицо.

И тогда молодая и почти незна комая соседка вдруг улыбнулась и сказала: «У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячь тесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Её расстреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: «Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть этой Натальи…» Они о Наталье ничего не знали и ни чего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них.

И вот эти три человека, кото рые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни.

Митрополит Антоний Сурожский. «О подвиге любви»

Назовите условия, при которых рас ставание становится жертвой.

Слово «подвиг» связано только с военным временем? Обсудите это с одноклассниками.

Объясните значение слова «подвиж ник».

Расскажите: а ради вас кто то чем то жертвует?

Какой мир труднее изменить - внешний или внутренний?

Когда христиане бывают счастливы.

Как плач может обернуться ра достью.

Когда сердце бывает чистым.

Спас в силах. Икона

Заповеди блаженств

Д о нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становит ся радостью. Эти слова Христа называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» на старославянском языке «счастливый».

Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения этих заповедей.

Первая из заповедей говорит о людях, ко торые стали «нищими» по велению своего духа. Дух - это то стремление души, кото рое влечёт человека к Богу (соответственно духовность - это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью).Нищие духом сознательно ограничили свои желания

и потребности. Они поняли, что:

- лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому, не испыты вая любви;

- лучше отказаться от карьеры, если для неё надо предать своих друзей или свои убеждения;

- лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

Важно, что заповедь Христа говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолже ние этой Его заповеди звучит так: «Бла женны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Царство Небесное - это синоним рая. Многие легенды говорили о рае как о какой то очень далёкой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят пос ле смерти тела.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Христос сказал иначе: «Царство Божие - внутри вас». Значит, рай надо искать не в дальних мирах и не в космосе.

А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть , а не простобу дет , означают, что для входа в рай нужна не смерть, авера . Во что верит человек, то и владеет его душой.

Если человек решил поступить по запове ди Христа, значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он - в Царстве Христа, в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Вторая заповедь блаженств звучит так: «Блаженны плачущие , ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто то плачет от того, что у него угнали машину. Христос не обещает награду за такой плач.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет пла кать о ней, тогда он может получить уте шение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благо дати. Когда то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерял ся… Человек уже знает вкус Царства Божия, помнит о нём, но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа, и просит Бога вернуть ся. Вот такой плач точно окажется услы шанным.

В библейские времена люди считали, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьётся воды, то вымоет из себя яд. В библейском псалме (гимне) говорится: «Как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к

Царские врата напоминают о Царстве Христа

Блаженны милостивые

И. Смоктуновский

Замечательный артист И. Смок туновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошёл… Мне было шесть лет, и в какой то празд ник тётя дала мне тридцать руб лей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял реше ние, что оставлю деньги себе… И тем не менее почему то всё равно иду к храму. Сам не по нимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашёл внутрь, твёрдо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подо шёл к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуй ста»… С той поры я понял, что кто то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, по том потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.

Заповедь «Блаженны кроткие , ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спо рить не станет. В жизни так бывает слиш ком редко. Значит, слова Христа говорят о том, что произойдёт за пределами обычной земной жизни.

Убеждение христианина в том, что его ждёт вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что нынешний конф ликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Победа, которая досталась нечестным пу тём, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал, что земля всё равно не при надлежит им и они на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей Пасхи.

Заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Каждый из нас знает, что не является совер шенством, что в нём есть недостатки. Зна чит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.

« Блаженны алчущие и жаждущие прав ды». Это не о тех, кто желает разгадать чью то страшную тайну. В Евангелии Исти ной называется Сам Христос. Чтобы полу чить радость от своей веры, христианин дол жен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

« Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Однажды из Иерусалима в Рим пришёл монах. Рим к тому времени ещё не успел привыкнуть к своей новой христианской ве ре. Но он привык пышно праздновать свои военные победы.

Телемах (так звали этого монаха) шёл по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима - Ко лизей. На арене стадиона началась самая страшная из человеческих игр - бои гладиа торов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьёз, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не уби вайте друг друга!!!»

Гладиаторы замерли. А зрители разгне вались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его кам нями.

И всё же эти римляне уже были христиа нами… Властители Рима задумались, покая лись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

« Блаженны чистые сердцем, ибо они уви дят Бога». В этих словах Христа - ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в серд це - это зависть, желание использовать дру гого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистое сердце не злопамятно: оно не ве дёт учёт - кто сколько сказал обо мне доб рых или плохих слов. Чистое сердце свобод но от подозрительности.

Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир и на Бога.

Мудрые мысли

Кто думает, что любовь к вра гам непрактична, тот не просчи тал практические последствия ненависти к врагам.

Спас в силах. Икона

Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли значении употребляется слово «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

Какое искушение преодолел И. Смок туновский?

Что такое чистое сердце?

Почему именно кротким Христос го ворит о власти на земле?

Как подражают Христу.

Чему радуются святые.

Андреевский флаг - знамя Военно морского флота России

Апостол Андрей. Икона

Зачем творить добро?

В се люди согласны с золотым правилом этики:«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого&то, напро& тив, возмутили. Среди последних оказался император Рима - Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рожде& ства Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что под& жигателями были христиане. Их стали арес& товывать и казнить.

Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встре& тился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились - и Пётр узнал Христа…

Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отре& кался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанни& кам и в минуту тяжких преследований убе& речь их от трусости и предательства, поддер& жать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы по& служить». И пояснил, что если кто хочет

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состоя& ние человека называют самоотверженность .

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный че& ловек» не считаются полными синонимами.

Святой - такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религи& озных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Может быть, у человека было лишь не& сколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предосте& регают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом - древняя церковная притча.

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драго& ценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото - это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а значит, и жизни по заповедям.

Так христианин ищет радость для своего сердца , но для этого творитдобро другим людям .

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите ме& ня распять - распните головой вниз». Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской им& перии, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте

(Х). В русском народе всегда жи& ло убеждение, что апостол Анд& рей по Днепру дошёл до Киев& ских гор и предсказал появление великого христианского города.

Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а ко& сой андреевский крест стал изображаться на флаге Военно& морского флота Российской Фе& дерации.

Ещё его называют Андреевский стяг.

Нарисуйте кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Можно ли к поступку апостола Пет ра применить слово «смирение»?

Понятно, что единица не может равнять ся трём. Но христианин убеждён, что для Самого Творца это не так. Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Од ного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Тр оица : Отец, Сын (воплотив шийся во Христе) и Дух Святой. Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики.

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом. Поэтому просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне воз главляющий Русскую православную церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: «Мой дед более 20 лет просидел в тюрьмах только за то, что боролся за сохранение православ ной веры. Когда его забирали - а дело бы ло в 1932 году - бабушка обратилась к не му и сказала: «На кого же ты нас оставля ешь? Ты видишь, что голод идёт!» Тогда дед

Вера в некие высшие силы, которые управляет нашей жизнью невидимыми веревками, сопровождала человека во все эпохи. Так уж сошлось, что человеку нужно быть уверенным, что всемогущая сила помогает ему жить и наказывает за погрешности. Это стимулирует мозг. Только в наше время выходит так, что сила одна, а способов верить – сотни. Поговорим сегодня о том, как рисовать крест животворящий. Было время, когда человек был лохматый, но знал, что глаза смотрят с небес на него. И был придуман ритуал – жертвоприношение, которое, по примитивным мыслям гомо сапиенсов, заставляло глаза закрыться, либо смотреть в другую сторону. И тут понеслось.

Таким глазам начали давать имена, называть их божествами и всячески одобрять их. Со временем эти понятия более цивилизовались, и вот мы оказываемся в Иерусалиме 2000 лет назад. Тогда жил Иисус Христос – персона грандиозного значения в истории. Нет разницы, верите вы в его существование, или не очень, но сделал он много хорошего и доброго, принес проблеск света в жизни людей. И все же его распяли на кресте вместе со злодеями и убийцами. Здесь начинается странная история креста.

Почему то предмет свершения убийства, столь значимого, становится символом развивающегося христианства. А если бы Иисуса отравили? Верующие пили бы крысиный яд? В данном случае крест, практически, орудие убийства. Но оставим сумасшедшего в его сумасшествии.

В то время крест становится главной атрибутикой, его изображение используется во всевозможных писаниях, молитвах, ритуалах. Вот несколько интересных моментов из жизни креста:

  • Религиозные евреи всячески избегают изображения креста, считая это плохим знаком. Здравомыслящий народ. Даже в школе дети вместо плюса пишут знак, повторяющий перевёрнутую букву Т.
  • На православном кресте обязательно должна быть надпись. Популярная фраза: Спаси и сохрани, – самая поздняя из возможных, и появилась только в 19 ст. Самими ранними можно считать: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, или Живый в помощи Вышняго. Без надписи крест не считался одушевленным.
  • Крестовые походы – темное пятно в истории, на которое агрессивно закрывают глаза. Эти действия во имя господа принесли столько жертв, сколько Второй Мировой и не снилось.

Рассказывать тут можно бесконечно. Но наша цель иная, и сейчас мы к ней приступим.

Как нарисовать крест карандашом поэтапно

Шаг первый. Шаг второй. Шаг третий. Шаг четвертый. Шаг пятый. Шаг шестой. Для развития смотрите еще уроки.

- * «Андрэеўскі крыж» * Andrea’s cross крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм … Генетика. Энциклопедический словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - изображение креста в форме буквы X. Имеет в геральдике название «салтир». Еще Моисей возвел из меди Х образный образ креста. Он указывал израильтянам, что те спасутся через него. Особыми мистическими свойствами наделял данный символ Платон.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Андреевский крест - (др. рус. – по имени святого) – крест, наискось сбитый в виде буквы Х. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный – брат апостола Петра, ученик Иоанна Крестителя, ближайший ученик Христа, призванный первым (отсюда и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Andreas cross figure Андреевский крест. Крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм . (Источник: «Англо русский толковый словарь… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

Андреевский крест - косой крест в форме буквы X. По преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. Был исстари в большом почитании, так как одновременно рассматривался как символ имени Христа (греч. X). В России синий косой крест изображается на… … Православный энциклопедический словарь

Андреевский крест - Четырехконечный крест с одинаковыми наклонными концами. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - см. Крест … Православная энциклопедия

Андреевский крест - Андр еевский кр ест … Русский орфографический словарь

Крест ордена Гроба Господня … Википедия

Книги

  • Андреевский крест , Андрей Дай. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…
  • Андреевский крест , Дай Андрей Юрьевич. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…

Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

И мператорский орден Святого апостола Андрея Первозванного был высшей наградой в Российской империи. Первым его получил соратник Петра I - граф Федор Головин - в 1699 году. В советское время орден Андрея Первозванного не вручали. А восстановили награду только в 1998 году - как высшую в Российской Федерации.

Старейший в Российском государстве

Когда Петр Великий взялся перекраивать свое государство на европейский манер, ему понадобилось учредить официальные награды - ведь в русском царстве орденской системы не существовало.

Орден Святого Андрея был создан в 1698 или 1699 году - после возвращения царя Петра из Великого посольства в Европу, где он внимательно изучил, как всё устроено у соседей. Так, стало ясно, что из-за несоответствия наших дипломатических церемониалов иностранным русские казались варварами - в частности, из-за того, что мы не могли вручать свои ордена в ответ на преподнесенные. В Европе юного Петра хотели наградить бранденбургским орденом Великодушия и британским орденом Подвязки, однако он от них отказался, так как не мог «на равных» ответить своим орденом.

Петр I со знаком ордена Святого Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и со звездой на груди. Картина Ж.-М. Натье. 1717. Эрмитаж

Дмитрий Левицкий. Портрет Императрицы Екатерины II (1794 год, Новгородский музей)

Дмитрий Владимирович Голицын. Худ. Франц Рисс, 1835

Портрет Александр I в детстве. Художник: Дмитрий Левицкий.

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича детьми. Художник Хейде. 1790 г.

Косой орденский крест

Знак ордена представляет собой косой, так называемый андреевский, крест. По преданию, апостол Андрей, осужденный на мучения, выбрал его из смирения, чтобы не подражать в своей смерти Иисусу Христу. (А апостол Петр по той же причине попросил распять себя вниз головой.)

Апостол Андрей умер около 70 года н. э. в Патрах, на территории современной Греции, на месте его кончины теперь стоит собор в его честь. Там же хранится православная реликвия - деревянный крест Андрея, который был вывезен из Византии крестоносцами в 1250 году, хранился в Марселе и только в 1980 году был передан в Грецию.

Латинская аббревиатура

На четырех концах орденского креста - латинские буквы «S.A.P.R.», что расшифровывается как «Sanctus Andreus Patronus Russiae» («Святой Андрей покровитель России»), ведь, по легенде, апостол благовествовал именно на Руси.

Также он украшен девизом «За веру и верность». Геральдическая фигура двуглавого орла появилась в дизайне ордена не сразу. Носился орден на голубой муаровой ленте, а в особо торжественных случаях - на орденской цепи.

Звезда ордена Святого Андрея Первозванного. Кремль, XVIII век

Лента ордена Святого Андрея Первозванного

Цепь Ордена Андрея Первозванного. Кремль.

Звезда ордена Святого Андрея Первозванного

Подарок младенцу

Орден быстро стал символом императорской власти. Уже в Петровскую эпоху изображение цепи с Андреевским крестом появилось на государственных печатях.

Начиная с Иоанна Антоновича, все члены императорской семьи мужского пола получали орден при рождении. Князьям императорской крови (титул появился во 2-й половине XIX века) его давали при совершеннолетии. Девочкам Романовым аналогично давали высший женский орден страны - Святой Екатерины.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Знак ордена Святого Андрея Первозванного. Ок. 1800. Эрмитаж

Знак ордена Святого Андрея Первозванного с мечами. Кремль, XIX век

Крест ордена Андрея Первозванного. Кремль, XVIII век

Необходимый при коронации

Орден Святого Андрея не только вручался подданным империи и иностранцам за их заслуги. Наряду с короной, мантией, державой и скипетром он стал необходимой регалией при коронациях императоров.

Этот обычай возник в XVIII веке - эпоху дворцовых переворотов, чтобы легитимизировать занятие трона претендентами, у которых не было юридического права на престол. Особенно это касалось женщин - самодержавных императриц, которые не получали орден заранее, при рождении, и возлагали его знаки на себя сами.

Русские коронационные регалии. Коронационный альбом Александра II. 1856

Тарелка мелкая из сервиза ордена Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз). 1778–1780. Эрмитаж

В основном эти императорские ордена хранятся в коллекции Музеев Московского Кремля. Некоторые, впрочем, были распроданы большевиками (особенно те, что были украшены бриллиантами). Ситуация исправляется: так, 9 декабря 2015 года в Большом Кремлевском дворце в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Героев Отечества, в фонды музея были переданы дары меценатов - знак ордена Святого Андрея Первозванного из дымчатого кварца, принадлежавший наследнику престола Павлу Петровичу - будущему императору Павлу I и Екатерине Великой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: