Лука войно ясенецкий 18 мая. Святой Лука Крымский: молитва, в чем помогает, чудеса, мощи

11 июня 2014
11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Святитель Лука (27 апреля 1877 – 11 июня 1961), в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в г. Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича. В семье было еще два сына и две дочери. Отец исповедовал католичество, а его супруга Мария Дмитриевна воспитывалась в православии, творила дела милосердия. Как вспоминал в своих мемуарах Святитель Лука, религиозного воспитания он не получил, но религиозность унаследовал от отца. С юных лет в сердце мальчика главенствовали любовь к Богу и ближним.

В детстве Валентин проявлял художественные способности. В 1889 г. вся семья переехала в Киев. Одновременно с гимназией в Киеве он оканчивает художественное училище. Затем недолгое время обучался живописи в частной школе профессора Книрра в Мюнхене. После исканий и раздумий о дальнейшем жизненном пути в 1898 г. поступает на медицинский факультет Киевского университета имени святого Владимира.

В подарок от директора гимназии как напутствие в жизнь Валентин получил Новый Завет и старался уяснить себе Христово учение, желая искренно поработать Богу и людям. Блестяще сдав государственные экзамены в университете в 1903 г., он неожиданно для всех объявил о решении стать земским врачом, чтобы помогать бедным.

Во время русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите. Женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской. Затем семья переехала в г. Ардатов Симбирской губернии, позже – в с. Верхний Любаж и г. Фатеж Фатежского уезда Курской области. В 1907 г. в семье родился первенец Михаил, в 1908 г. – дочь Елена. В 1909 г. Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в хирургическую клинику Дьяконова, затем в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию («Регионарная анестезия»).

13 лет он работал земским врачом, не имея воскресных и праздничных дней. В те годы ему пришла мысль изложить свой уникальный опыт в особой книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план и вдруг подумал: «А ведь когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так вел Господь своего угодника. Стать священником, монахом, епископом он и не помышлял. Как напишет впоследствии Святитель Лука: «Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери».

В 1915-1916 гг. он заведовал госпиталем для раненых. В начале 1917 г. его супруга Анна Васильевна заболела туберкулезом легких, и вся семья переехала в Ташкент (в семье в 1910 и 1914 гг. родились еще два сына). С марта 1917 г. он становится главным врачом городской больницы Ташкента. В октябре 1919 г. по ложному доносу Валентин Феликсович был арестован. Через несколько дней в возрасте 38 лет скончалась его супруга. После ее смерти Валентин Феликсович вручил попечение о своих детях операционной сестре – Софии Сергеевне Белецкой, которая заменила им мать во все долгие годы ссылок и тюрем их отца. В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Кто-то назовет это чудесным случаем, а кто-то промыслом Божиим. Однажды, в конце 1920 г., Валентин Феликсович выступил на епархиальном собрании с речью против "обновленцев". Присутствовавший там епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) неожиданно сказал ему: «Доктор, вам надо стать священником!» И знаменитый врач со всей простотой и глубиной веры ответил: «Буду священником, если это угодно Богу!»

Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть. В начале 1921 г. он был посвящен во диакона и рукоположен во иерея. Ташкент был взбудоражен: известный профессор медицины, основатель городского университета во времена воинствующего безбожия стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый, хирург его принимает. Его попытались оклеветать, но не смогли: он был всеми уважаем. В мае 1923 г. ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) совершил его тайный постриг с именем Лука. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. В этом же году он был арестован, и начались многолетние ссылки. Владыка был отправлен сначала в Енисейск, затем Туруханск и деревню Плахино. В январе 1926 г. он вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 г. Святитель Лука Войно-Ясенецкий снова был арестован и приговорен к ссылке в Архангельск, откуда был освобожден в мае 1933 г.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей. В 1934 г. вышла в свет его монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 г. его арестовали в третий раз. С марта 1940 г. он отбывал ссылку в Большой Мурте, где работал хирургом (в 110 километрах от Красноярска). С октября 1941 г. он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Ежедневно он делал несколько сложнейших операций, продолжал научную работу. В середине 1942 г. срок его ссылки закончился. Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В 1944 г. владыка возглавил Тамбовскую епархию. В 1945-1947 гг.

Святитель Лука пишет известный богословский труд «Дух, душа, тело». За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия 1 степени, большую часть которой владыка перечислил в помощь пострадавшим в войну детям. В 1946 г. архиепископ Лука стал главой Крымской епархии, продолжая свою врачебную и педагогическую деятельность. Ушел в мир иной 11 июня 1961 г. в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших. Десятки тысяч людей провожали его. Господь прославил Своего угодника обильными чудесами. В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

По материалам православных интернет-ресурсов

Фильм "Встреча со святым", посвященный святителю Луке

«Примером вашим воспитывайте детей». Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский — в миру хирург с мировым именем, профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В Симферопольском Свято-Троицком кафедральном сборе (ныне это Симферопольский Свято-Троицкий женский монастырь) покоятся святые мощи архиепископа Луки. В жизни святителя Луки особенно поражает то, как он смело проповедовал веру православную в годы воинствующего атеизма, эпохи, в течение которой он совершал свой крестный путь. Вот случай из жизни архиепископа Луки: к нему на операцию привезли женщину – жену высокопоставленного партийного чиновника. Просили оперировать именно его, так как Валентин Феликсович считался большим авторитетом. Но святитель Лука сказал, что он не войдет в операционную, пока не вернут туда икону Божьей Матери. Властям пришлось уступить…. Входя в операционную, профессор Войно-Ясенецкий крестил себя, весь медицинский персонал, пациента, которому предстояла операция, и только после этого преступал к операции, призывая на помощь Врача душ и телес наших. Оперировал он в облачении и с панагией на груди. Где бы и кого бы не лечил легендарный врач, он никогда не стеснялся искренне отвечать пациентам: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему…».

В 1946г. профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий получает Сталинскую премию I степени за научный труд «Очерки гнойной хирургии», книги, которая и поныне является учебным пособием для студентов мединститута и врачей- хирургов. Лауреат Сталинской премии I степени — и узник сталинских же лагерей! Сам владыка Лука говорил: «Я готов учить врачей тому, что знаю сам; я вернул жизнь и здоровье сотням и наверняка мог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам…». Даже находясь в ссылках, святитель Лука продолжает оперировать и работать над своими рабочими трудами.

Свою паству святитель Лука постоянно наставлял в необходимости неустанной молитвы, искреннего обращения к Богу во всех нуждах и обстоятельствах жизни. И вот, спустя годы, современные ученые, как бы продолжая дело всей жизни врача и архиепископа Луки об исследовании взаимодействия науки и религии, о значении молитвы в жизни человека, пришли к такому важному научному открытию, как «четвертое состояние сознания». «В конце ХХ века ученые пришли сенсационным для атеистического мира выводам: молитва необходима человеку для полноценной, гармоничной жизни так же, как деятельное бодрствование, как сон.… До этого открытия наука знала три состояния сознания: бодрствование, медленный и быстрый сон.… Теперь миру известно отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании (молитва). Ученые пришли к выводу, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных», — пишет В. Глущенко в своей книге «Святитель Лука- взгляд в будущее. Панагия и белая мантия».

Теме взаимодействия, взаимоотношения науки и религии святитель Лука уделял много внимания в течение всей своей жизни. Он говорил об этом в частых беседах, проповедях, систематизировал свои размышления в книге «Наука и религия». «Он сам – ученый и священнослужитель в одном лице являл пример плодотворного, благодарного соединения этих двух реалий человеческого бытия», — пишет В. Глущенков и приводит высказывание из книги архиепископа Луки: «Научное мышление доказывает, что должен быть Бог, а религия – Его открывает и сообщает о Нем. Наука доказывает необходимость Его бытия логически, эстетика показывает идеальное бытие в образах, а религия соединяет, приводить в общение с Богом. Наука без религии – “небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира».

В 1958г. Господь послал владыке Луке новое испытание – слепоту на оба глаза. Однако святитель Лука видел духовными очами. Он продолжал регулярно совершать богослужения, проповедал и принимал страждущих.

Скончался святой исповедник и архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день всех святых, в земле Российской просиявших. В августе 2000г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священно исповедника Луку сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века для обще церковного почитания. Это есть призвание к новому служению, но уже в качестве небесного заступника, имеющего особое дерзновение молиться перед Престолом Божьим о своей земле и народе. По молитвам святителя Луки совершаются чудеса, страждущие и болящие получают исцеления.

Кроме научных трудов по медицине святитель Лука оставил после себя многочисленные проповеди, которые изданы отдельной книгой. Одна из них – «Правда — на сынах ваших» — о воспитании детей: «Во веки веков благословление Божье на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии… во веки веков будет тяготеть проклятие Божье над теми, кого не воспитали вы в духе христианского благочестия. Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали детей своих древние христиане…. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам Святого Писания. Они никогда не позволяли сесть ребенку за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем – о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». …А как же насаждать в них высшую нравственность? Прежде всего, вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. …Примером вашим воспитывайте детей».

Думаю, что слово архиепископа Луки о нашей ответственности за воспитание детей будет интересно и полезно не только родителям, но и педагогам.

Когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит, уже приблизить их к самому сердцу», И мы сегодня с благословением в сердце взываем: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!».

Подготовила: Лариса Леонидовна Телегина, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Христова

Евангельские Чтения
Утр. — Ин. 10:1-9
Лит. — Рим. 7:1-13, Мф. 9:36- 10:8
Свт.: Евр. 7:26-8:2, Мф. 5:14-19

Святитель Феофан Затворник («Мысли на каждый день») Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие — идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, — потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются. . . Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, — это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут. . .

11 июня\29 мая — День памяти священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука Крымский и Симферопольский особо почитается как покровитель всей медицинской науки и врачей, почитание святителя возрастает с каждым годом. Христиане обращаются к святителю Луке с просьбами об исцелении и помощи, наравне, с великомучеником и целителем Пантелеимоном.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в дворянской семье в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, принял решение, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей» и стал врачем. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве выдающегося врача и ученого. С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен Православной Церковью к лику местночтимых святых Крыма. Его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя 17–20 марта 1996 года. В 2000 году святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

День памяти святителя Луки и нашего современника, почившего в 1961 году, с большой любовью празднуется и почитается и в нашем храме.


Многие наши прихожане неоднократно бывали в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя, где расположены мощи святителя.

Образ святителя Луки , принесенный в дар храму жертвователем Олегом, стал одной из первых икон украшающих наш храм.

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче, /врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати /и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси, святителю, / душу же равноангельну сотвори, / сего ради святительства саном почется, / во изгнании же от безбожных много пострада, / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, // земли Крымския похвало и утверждение.

Cвятитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник.

Дни памяти : 5 февраля(23 января) Новомуч.), 18(5) марта Обретение мощей свт. Луки, 11 июня (29 мая)

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», получил степень доктора медицины. В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

12 мая 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.

В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске. В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии».

13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

В конце 1943 года переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.

Информация взята с сайта PRAVMIR.RU (http://lib.pravmir.ru/library/author/225)

10 мая (27 апреля по ст. ст.) 1877 года, 140 лет назад, в городе Керчь родился известный подвижник Божий и выдающийся врач святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) .

В конце 1880-ых годов семья Войно-Ясенецких переехала из Керчи в Киев, в котором будущий святитель впервые серьезно встретился с православной верой – он знакомился с Киево-Печерской лаврой. В Киеве же Валентин обучался в художественном училище, после окончания которого поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Материал по теме

Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

Будущий святитель, уже в качестве врача, принимал участие в Русско-японской войне, после которой работал хирургом зав. отделением Читинской больницы, делая большое число операций. После Читы, где Валентин Войно-Ясенецкий женился, он долго трудился в небольших уездных городах.

В 1916 году он защитил монографию «Регионарная анестезия», за которую получил степень доктора медицины.

В 1917 году, в связи с болезнью жены, у которой начался туберкулез, вся семья Войно-Ясенецких перебралась в Ташкент, где будущий святитель стал главврачом местной больницы. Именно в Ташкенте Валентин Войно-Ясенецкий подвергся первому давлению со стороны большевиков. В это же время, уже после смерти жены, он все чаще посещал храм, участвовал в богословских собраниях, выступал с лекциями.

В 1923 году Валентин Войно-Ясенецкий тайно принял монашеский постриг, а 31 мая был рукоположен ссыльным епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) в епископа. После этого для святителя Луки началась и серьезная духовная, архипастырская жизнь.

В дальнейшем за свое служение Церкви, святой Лука Крымский пережил целую череду ссылок. Однако даже в них он продолжал не только нести архипастырское служение, но и выполнять свой долг врача, а также заниматься научной медицинской деятельностью.

Уже после Великой Отечественной войны, святитель Лука был переведен властями в Крым, а, следовательно, назначен и на Крымскую кафедру, в город Симферополь, где он и прослужил 15 лет. За эти годы он положил немало сил на воспитание священнослужителей и паствы, на восстановление епархии и ее приходов, на написание и произнесение проповедей, и на многое другое.

В конце 1945 года, за свои поистине титанические труды в медицине, святитель Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1946 году – Сталинской премией I степени.

Свой земной путь святитель Лука окончил 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в чине святителя и исповедника в сонме новомучеников и исповедников Российских.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: