Замуж в 13 лет. Но, как правило, подобные эксперименты приводят к серьезным инфекциям и ранам - и девочки умирают в местных больницах

Летать во сне - знак удачи или больших амбиций.

Если вам приснится, что вы улетели слишком далеко, то сон предупреждает вас о том, что человек, из-за которого вы так страдаете, не заслуживает этого. Иногда такой сон говорит о долгом ожидании чего-то или кого-то.

Лететь и упасть - знак опасности, неприятностей и краха в делах.

Летать над знакомой страной или местностью во сне означает участие в важных делах и уважение окружающих.

Вообще, характер пейзажа внизу поможет вам раскрыть значение сна. Поэтому вам следует смотреть характеристики местности по названиям (руины, пожар и т.д.)

Лететь и видеть солнце во сне предвещает хорошие перемены.

Лететь в темном звездном небе во сне - знак больших бедствий.

Перелетать с крыши на крышу во сне означает, что вы не удовлетворены настоящим и все пытаетесь наладить свои дела, делая то одно, то занимаясь другим.

Летать во сне над своим домом означает, что домашние осудят ваши безумные планы и из-за этого в доме разгорится скандал.

Летать над чужой страной во сне - предвестье дальнего путешествия, из которого вы нескоро возвратитесь. Иногда такой сон предсказывает, что вы возьметесь за совершенно новое дело.

Летать с крыльями во сне лучше, чем без них. В данном случае крылья означают поддержку или помощь со стороны. Как известно, без поддержки и помощи труднее справиться с каким-то делом.

Летать без крыльев во сне - знак опасности и риска.

Летать слишком высоко во сне означает, что ваше желание неисполнимо.

Парить в небесах во сне - знак романтической мечты для влюбленных или людей с большими амбициями. Больным такой сон предсказывает смерть.

Смотрите толкование: самолет, воздушный шар.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Летать

Если вам приснилось, что вы парите высоко над землей, – приготовьтесь к семейным неурядицам. Летите низко – впереди некоторые недомогания. Сон, в котором вы летите над грязной водой, призывает вас уделять больше времени своим делам. Конкуренты воспользуются вашим невниманием.

Полет над руинами может быть символом скуки.

Если же вы с высоты рассматриваете зеленую траву, то вас ожидают временные затруднения, которые вскоре сменятся удачей.

Сон о космическом полете к Луне и другим планетам сулит глобальные катаклизмы – войны, эпидемии, голод.

Сон, в котором вы летите на черных крыльях, предвещает горькое разочарование.

Если во время полета вы падаете, то и в жизни вам грозит падение. Но если в последний момент вы проснулись, то вам удастся справиться с проблемами.

Для молодой женщины сон, в котором она перелетает из одного города в другой и приземляется на куполе церкви, означает, что ей предстоит отстаивать свои идеи и убеждения. Также ей угрожает ухудшение здоровья.

Если ей снится, что ее подстрелили, то ей следует остерегаться козней врагов на пути к успеху.

Д. Лофф в своем соннике писал: «Мы часто летаем во сне – это значимое событие, причем иногда мы летаем, так сказать, спонтанно, а в других случаях видим осознанное сновидение и сознательно выбираем полет. Но, как правило, полет всегда сопровождается безграничным чувством свободы.

Во время спонтанных полетов приходится прилагать определенные усилия – как крыльями, размахивать руками, чтобы держаться в воздухе. Однако многим снится, будто в парении их подхватывает неведомая сила. Обычно такие сны снятся, когда нам очень хочется путешествовать или в преддверии опасности, требующей побега. В процессе осознанного сновидения мы медленно поднимаемся в воздух, паря над землей. Мы выбираем полет, потому что чувствуем, что можем это сделать. Это один из видов астрального, внетелесного, опыта.

Благодаря этим полетам спящий поднимается над обстоятельствами, выбирая выгодные и безопасные перспективные направления».

Толкование снов из

В отсталых странах Азии и сегодня 40-70% девушек выходят замуж до 18 лет, до 12 лет - 5-20% (максимум - в Йемене и Афганистане). Обычно брак с ними представляет торговую сделку: девочка покупается мужем, который старше ее в 3-5 раз, и она не имеет права на расторжение «контракта». За ослушание - ужасные увечья и даже смерть девочки.

«Блог Толкователя» продолжает рассказывать о различных видах «азиатской духовности», которая в последнее время противопоставляется «загнивающему Западу». Детские свадьбы в Индии, выдача девочек в возрасте 5-12 лет замуж за 40-70-летних мужчин, страшные наказания ослушавшихся своего мужа детей - все это те духовные скрепы, которыми пронизаны отсталые общества в Азии. Есть и новации: «традиция», «деды так делали» и т.д. подкрепляются и евгеническими «исследованиями» - «южные девочки рано созревают», «рожать в 14 лет полезно для организма» и т.п.

Правда, адепты первобытного нью-эйджа ничего не говорят о субъектности ребенка. Будь это американец, русский, немец, араб или пуштун, он до определенного возраста (как правило, 14-18 лет) считается полностью или частично недееспособным. Нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетнего называется педофилией и на «бездуховном Западе» строго наказывается. Это одно из главных правил для человечества, называемого цивилизованным. А лица, претендующие на половое обладание ребенком, признаются по 10-му пересмотру международной классификации болезней психически больными.

В защиту своей правоты традиционалисты призывают религию и приводят хадис (высказывание пророка Мухаммеда), который гласит: счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация. Они настаивают, что мужья, взявшие в жены маленьких девочек, должны заботиться о них как о собственных детях, до достижения половой зрелости. Якобы это единственная возможность бедным семьям спасти своих девочек от нищеты или распространенной здесь практики похищения невест (похищенную девочку уже не продашь).

По законам большинства западных стран десятки миллионов мужчин в Африке и Азии за педофилию сели бы надолго в тюрьму. Но у себя на родине им дается полное право на эту перверсию.

Запад предпочитает не обращать внимания на то, что в странах Юга, в первую очередь его союзниках (Саудовская Аравия или Пакистан), миллионы их граждан зверски нарушают права человека. Сообщения о браках с детьми обычно идут фоном к какой-нибудь «забавной новости».

Вот в Саудовской Аравии 90-летний муж подал иск в суд на родителей своей 15-летней жены, которая не пустила его в спальню в первую брачную ночь, а затем просто сбежала. Новобрачный указал в иске, что заплатил родителям девочки калым 17,5 тыс. долларов. В своем заявлении он потребовал вернуть ему деньги или жену.

Или еще новость, позабавившая западный мир и описанная журналом Time. Девочка из Йемена по имени Нужуд, которой всего 10 лет, успела побывать замужем и развестись, удивлялась корреспондентка журнала Time. Она стала самой молодой разведенной женой в мире. Историей Нужуд заинтересовалась мировая пресса. Нью-йоркский журнал Glamour удостоил ее титула «Женщина года», а затем она приехала в Париж для презентации своей автобиографии, написанной с ее слов журналисткой Дельфин Мину.

На обеих фотографиях - Нужуд, освобожденная женщина Востока.

Вслед за 10-летней Нуджуд, вдохновленная ее примером, на развод подала ее соотечественница - 9-летняя Арва Абду. Вскоре в соседней Саудовской Аравии развода добилась еще одна девочка - 8-летняя супруга взрослого мужчины. Вслед за ними в суд стали подавать 11-12-летние жены.

Но не всем так везет, как йеменской Нужуд. В отсталом мире замужних девочек проигрывают, зверски избивают и убивают за малейшую провинность. Часто они сами, не выдержав истязаний, решаются покончить жизнь самоубийством, обычно выбирая для этого такой способ, как самосожжение. Западные СМИ в последние годы обошли множество фото девушек из Афганистана, решивших сжечь себя, но чудом выживших. Эти снимки появились благодаря американским оккупантам, наводящим хоть какой-то порядок в этой стране, в т.ч. пресекая совсем уж вопиющие случаи нарушения прав человека.

Вот несколько этих снимков девушек, выживших после самосожжения:

А редакция американского журнала Time решила даже разместить на обложке номера снимок афганской девушки, чье лицо было обезображено боевиком «Талибана» за то, что она попыталась бежать из семьи из-за издевательств со стороны родственников мужа.

Ниже фотографии брачных союзов, где девочкам редко когда больше 14-15 лет - из стран с крепкими духовными скрепами.

Афганистан. 55-летний Саид Мохаммед и 8-летняя Рошан Касем в день помолвки в деревушке Чавош. 60-летний отец невесты Абдул Касем сказал, что он чувствует себя несчастным, отдавая дочь в чужой дом в таком раннем возрасте, но крайняя нужда не оставила ему выбора

Афганистан. Полицейский Малалаи Карар арестовывает 35-летнего Джанана после того, как он пытался убить свою 15-летнюю жену Джамилю. Джамиля сбежала к своей матери после нескольких лет издевательств со стороны мужа и свекрови. Джанан преследовал жену, намереваясь убить ее, но все закончилось тем, что он нанес многочисленные колотые ранения ее бабушке, которая пыталась защитить внучку. Джамиля была помолвлена, когда ей был всего 1 год, и в 10 лет вышла замуж.

Афганистан. 40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда.

Афганистан. Маджаббин Мохаммед (слева), 13 лет, рядом со своим мужем и его первой женой.

Йемен. Тахани (в розовом) было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Еще одна девушка на фото - вышла замуж, когда ей было 8 лет.

Йемен. Молодые невесты в день перед бракосочетанием.

Д. НАДИНА: У микрофона Дарья Надина. В студии Александр Дугин, философ, лидер Евразийского движения. Александр Гельевич, рада Вас приветствовать!

А. ДУГИН: Здравствуйте.

Д. НАДИНА: Александр Гельевич, минут пять уделим, история громкая, и о ней говорят уже две недели абсолютно все средства массовой информации, вчера ещё Астахов подлил масла в огонь - свадьба в Чечне молодой девушки Луизы. Свадьба состоится уже завтра, она выходит замуж за начальника РОВД, ему 46 лет. Брак в плане возраста неравный. Здесь уже довольно много было высказываний. Многие говорили, что слишком рано она выходит замуж, другие - что официальных подтверждений того, что он не женат, нет. Подозревали, что она будет второй женой.

У Павла Астахова была любопытная позиция, вчера он её подтвердил. Он высказался за ранние браки, сказал, что нет ничего страшного, полюбила сильно - можно и в 16-17 лет. В некоторых регионах вообще планки нет, в Башкортостане хоть в 14 женись. С точки зрения истории, как у нас обычно эти вопросы решались и есть ли здесь повод для дискуссии в принципе?

А. ДУГИН: На Руси в древнем праве, в «Домострое», например, был указан минимальный возраст для девушки для заключения брака - 13 лет. Но это греческие нормы, которые были прописаны в старом древнерусском праве, в том числе и церковном - тогда не было отдельно государственного и церковного. Тем не менее на практике это было очень редко.

В 13 лет - это были исключительные случаи, в основном начиналось с 16-17. По сути дела, норм никаких не было, но учитывалось различие созревания молодых людей в разных климатических зонах. Для Греции, где всё бурно развивается, тепло, хорошо, лучший климат в Афинах, и древние философы говорили, что поэтому там мыслители такие, потому что атмосфера прекрасная.

Д. НАДИНА: Там и вино вызревает хорошо.

А. ДУГИН: И вино, и продукты, и мысли. Там всё раннее, свежее, прекрасное. На севере уже сложнее. Учитывая климатическую поправку, этот возраст менялся без того, чтобы затрагивали юридические установки. Установки копировали с греческих, а практика была другой. У славян чем ближе к северу, тем выше сдвигалась планка брака. Чечня южнее, чем Россия, Северный полярный круг.

Д. НАДИНА: Но это часть России, закон один для всех.

А. ДУГИН: А у нас был закон в Древней Руси, где было про 13 лет, но он не соблюдался, так как считалось, что рано девушке ещё в 13 лет выходить замуж. А что касалось чеченской или греческой девушки, если мы берём тот же «Домострой», ситуация была иная. Это очень тонкий вопрос. Я думаю, что разницы по созреванию во всех смыслах, социальной, политической, которая бы строго разделяла: в 17 лет, 11 месяцев и 29 дней - это несозревший человек, ребёнок, дитя, а вот в 18 лет и 1 день - это уже взрослая женщина, это не так. Бывают девушки очень инфантильные гораздо позже, чем в 18 лет, и думаешь - дитя. А иногда, бывает, взглянет школьница выразительным взглядом. Процесс созревания, на мой взгляд, очень разнится от многих факторов. На юге люди созревают быстрее, но тем не менее я думаю, что есть нормы жёсткие: право никогда нельзя нарушать, и есть совершенно определённые пропорции, которые должны соблюдаться: любят друг друга, хорошее отношение, готовятся вступить в брак - пусть ждут того возраста, которое данное законодательство допускает.

Другой момент: одна, две или четыре жены? Исламский мир допускает четыре жены с религиозной точки зрения, а российское законодательство - одну. Надо руководствоваться в первую очередь законодательством. Закон не может делать исключения. Если мы его принимаем - мы должны его соблюдать. Но тот факт, что исламское законодательство другое и многие люди хотят строить свою жизнь по религиозным принципам, каким-то образом считаться с этим надо. И в некоторых случаях возникают правовые, психологические коллизии.

Что касается разницы в возрасте. Во-первых, любви все возрасты покорны. Бывает, что молодой человек полюбит умную, прекрасную женщину, которая намного его старше.

Д. НАДИНА: Как Галкин и Пугачёва, их Кадыров приводил в пример у себя в Instagram.

А. ДУГИН: Это немного другое, в этом есть что-то зловещее, в этом альянсе. Мне так представляется эстетически. Но я вполне допускаю, что это возможно. Есть женщины, которые с возрастом не теряют своего обаяния и красоты. Дело не только в хирургических манипуляциях, есть красота души, которая поражает, восхищает, и люди вступают в брак. Здесь очень индивидуально. Есть индивидуальное, правовое, этнокультурное. Мы все - граждане единого государства, но этнические традиции у народов, которые населяют Россию, разные. Полностью их игнорировать нельзя, навязывать строго всем одно и то же железной пятой - это просто унижать те народы и культуры, ставшие частью нашего общества. Но идти у них на поводу, допускать вещи, которые наше общество считает противоправными и аморальными, что тоже важно, хотя и мораль от этноса к этносу может меняться, это очень тонкая коллизия, где пересекается право, религия и этнические обычаи.

Мне кажется, что вопрос есть в этом прецеденте, но рассматривать эту проблему надо крайне деликатно. Конечно, если бы был более вопиющий случай, что против воли совсем ребёнка - мы бы все возмутились, сказали бы: нет, ни в коем случае, это преступление. Но всё-таки девушка 17 лет, чеченка, у них быстрое созревание. Пример с «Домостроем» греческим свидетельствует, что Чечня ближе к греческому климату, чем к Сибири или Москве. Очень много тончайших культурных, исторических, гендерных, социальных, правовых, религиозных факторов сошлись в этом случае. Я не думаю, что он скандален. Поначалу нам его представили так, что покупают невест несовершеннолетних взрослому чиновнику. Но кто знает, может быть, и так? Потом оказалось, что девушка полюбила этого человека, готовится к свадьбе.

Д. НАДИНА: Она так говорила журналистам на камеру.

А. ДУГИН: Оказывается, не так всё однозначно. Если учесть всю совокупность факторов, то мы получим не такой острый случай. Если бы происходило что-то аморальное, похищали и продавали в рабство взрослому человеку в качестве второй жены несовершеннолетнюю вопреки её воле - это было бы возмутительно, против этого надо было восстать.

Но если речь идёт о более сложном комплексном явлении, то мне кажется, и реакция нашего общества должна быть детальная, мы должны получше узнать историю, личные отношения, поговорить с родственниками.

Если уж это попало в СМИ, давайте изучать этот случай. Может оказаться всё пристойно, и мы, наоборот, порадуемся за молодожёнов, пожелаем им счастья, а может оказаться сложной и опасной историей, когда надо противодействовать. Надо разобраться.

Д. НАДИНА: К вопросу неравного брака - на Руси это было принято? Пожилой успешный муж, наделённый властью, и молодая совсем девушка из простой семьи?

А. ДУГИН: Это было принято. У женщин и у мужчин считалось, что с социальной точки зрения разные циклы, разные периоды созревания, разные эпохи достижения акме, и мужчинам рекомендовалось жениться позже, к 30 годам, а женщинам раньше. Чтобы успели одни заработать, состояться, а другие - родить как можно больше детей. Но понятие равенства в браке невозможно, полы разные: и социально, и психологически разные, и с точки зрения организации психики, с точки зрения организации сознания мира, - мужчины и женщины различны. Поэтому говорить о равенстве между полами невозможно, потому что это разные виды жизни. Нельзя говорить: «Один лучше, другой хуже», они разные, и каждый прекрасен по-своему.

Д. НАДИНА: Александр Гельевич, на этой неделе было много событий. Давайте начнём с того, что прошла акция «Бессмертный полк», полмиллиона человек она собрала. Вы принимали участие? Если да, почему и если нет, почему? И Ваше отношение к этой акции?

А. ДУГИН: Я не принимал участие по техническим обстоятельствам. Но вообще это было великолепное, на мой взгляд, душевное, искреннее, шествие. И в этом шествии был реализован ответ на очень серьёзный вопрос: кто победил в войне? С точки зрения истории это вопрос не праздный, это вопрос, который пересматривается, имеет разные уровни. В зависимости от идеологии, естественно, меняется и оценка тех или иных важнейших исторических событий. А на мой взгляд, именно общество, а не государство на этот раз, на 70-летие Победы, маршем, который собрал очень много людей по всей стране, дало ответ: кто победил в войне для нас сегодня? Тогда когда-то - Сталин, потом тоталитарный заградотряд - разные были версии в нашей последней десятилетней истории. Сегодня наш ответ, и, на мой взгляд, очень глубокий, настоящий, что в войне победил народ.

Д. НАДИНА: Советский народ?

А. ДУГИН: Народ. Наш народ. Советский ли он был глубоко, русский ли он, российский ли он был - это был субъект нашей истории, наш народ. И это понятие «наш народ» очень громко и глубоко, почти интимно, звучало в этой акции. Возможно, были архитекторы, люди, придумавшие её, но смысл был такой, что народ - это не только население нашей страны, это те, кто уже умерли.

Народ - это предки, это те, кто нас создали, те, кто создали нашу страну, те, кто погибли за то, чтобы она была такой, за то, чтобы мы говорили на этом языке, а не на другом, чтобы она называлась так. И эти поколения мёртвых встали в строй этих миллионов живых. А на самом деле народ - это даже не только живые и мёртвые, а это ещё и не родившиеся, те, которые запланированы или нет, которые появятся, и они тоже будут русскими, нашим народом, частью этого бессмертного полка. Придёт время, и они будут отдавать свою жизнь за нашу родину, за наш народ.

Д. НАДИНА: Будем надеяться, что этого не произойдёт.

А. ДУГИН: Это обязательно произойдёт, потому что когда люди не отдают свою жизнь за родину, родина становится чужой колонией. Павшие за нашу свободу, за то, чтобы мы назывались Россией, чтобы мы были свободными, говорили на нашем языке, исповедовали нашу веру, оставались носителями наших ценностей, они с нами! И эта сила живой смерти наших предков, которые умирали, создавая нас и нашу страну, воплотилась в этом «Бессмертном полку». Это прекрасная, чистая идея. Не на вертолёте пролетая - шёл президент, он шёл рядом.

Д. НАДИНА: Это был мощный жест.

А. ДУГИН: Он сказал, что он русский, что он - часть бессмертного полка, его предки отдали жизнь за нашу страну. Шли молодые и старые, высокопоставленные и безымянные, и богатые, и чиновники, и обычные люди шли. Это был ответ, кто победил в войне? Народ. Народ - это всё вместе, это больше, чем советское, сталинское, коммунистические, русское даже, это глубина, которая вбирает в это понятие и другие этносы, и другие культуры, которые объединились вокруг нас, были с нами в этой битве и заплатили свою цену, самую большую цену - жизнь.

Это и дань памяти тем, кто погиб, и кто выиграл эту войну и тем, кто верил в идеалы, когда шёл на фронт, и идеалы освятил своей победой. На мой взгляд, это ещё и решимость быть сегодня и завтра народом, и именно этим. При всём разнообразии возможных ответов на вопрос, кто победил в войне и допустимости разных трактовок, ответ был дан совершенно однозначный: народ, наш народ. Наш народ победил в этой войне, наш народ готов победить в любой войне, не дай бог, она случится, мы свободные, мы готовы платить за это очень высокую цену и никогда не попадём под сапог, не склоним наши шеи, не передадим наше гордое сердце кому-то другому в руки. Это был праздник великой свободы.

Я думаю, что перед лицом такого единения и такой искренности, на самом деле, критиковать этот ответ, который устроит всех: и русских и не русских, и левых и правых, и монархистов и сталинистов, и социалистов и капиталистов - всех. Бросать вызов такому народу, такому ответу, мне кажется, за рамками. Мы можем спорить о значении, о качестве акции, и должны, не обязательно мы должны следовать какой-то одной логике, но плевать на этот народ, который вышел носителем «Бессмертного полка» - это за гранью. Те люди, которые так поступили, они замахнулись на народ. Это совсем другое, чем на идеологию, акцию, режим, президента, администрацию - они плюнули в народ. Но они плюнули тем самым в себя.

Д. НАДИНА: А фотографии плакатов, которые появились в социальных сетях - это провокация, это имело место? Что Вы думаете по этому поводу?

А. ДУГИН: Насколько я знаю, таких людей не числилось нигде, тех, кого они несли.

Д. НАДИНА: Мы вчера с Егором Холмогоровым выяснили, что они были в базе «Бессмертного полка», что этих людей внесли туда их родственники. Эту информацию мог выудить кто угодно.

А. ДУГИН: Вы можете себе представить?

Д. НАДИНА: Я не могу.

А. ДУГИН: И я не могу представить человека, который может бросить портрет.

Д. НАДИНА: Если человеку дали чужого родственника, он мог его бросить. Вопрос: было ли такое?

А. ДУГИН: Полно людей, все вышли со своими родственниками, в каждой семье погибли. Но никто не собирал это специально, просто бросили клич. Интересно даже, на первом канале на трансляцию марша бессмертного полка в рамках этого марафона, было запланировано 40 минут. Шествие длилось просто три или четыре часа.

Д. НАДИНА: Да! Даже программа телевизионная вся подвинулась!

А. ДУГИН: Планировали, попросили кого-то, несколько тысяч прийти, чтобы составить минимальное ядро этого шествия - это было бы естественно. Но присоединились десятки и сотни тысяч людей, которых никто туда не звал, не приглашал. Поэтому здесь, на мой взгляд, эти истории с выброшенными портретами, с нарезанными, чтобы увеличить объём, георгиевскими ленточками, они свидетельствуют просто о том, что не просто у власти Путина, администрации президента, у нашего государства даже есть враги внутри, есть враги у народа. Это те самые враги народа, в существовании которых не хочет верить либеральная общественность. Пусть она посмотрит на самих себя, на организаторов этих акций, на издания и журналистов, которые подхватили и раздули это - это и называется быть врагом народа, когда ты плюёшь в душу тому, кто чувствует себя народом, кто живёт, как народ, кто жертвует собой, как народ, кто чтит память своих павших предков, как народ - вот что значит быть врагом народа.

На самом деле, не надо удивляться, что эта формула возвращается в нашу жизнь: враг народа. Кто такой враг народа? Враг народа - это тот, кто осуществил эту провокацию, кто её подхватил, не разобравшись, и кто с радостью начал муссировать и репродуцировать.

Д. НАДИНА: От слушателей приходят сообщения: «В прошлом году с «Бессмертным полком» с внуками прошлись с портретом прадеда по Невскому проспекту. Дети запомнили, как кричали: «Слава всем фронтовикам!» Родственники не будут бросать портреты, а привезённые для массовки на автобусах - спокойно», - пишет Саша.

Есть ещё несколько сообщений про Сталина. А вот про Старикова: «Что руководило Стариковым, когда он назвал эту акцию похоронным маршем и кознями запада?»

Господин Стариков и несколько человек вместе с ним написали в социальных сетях, что не традиционно для России в праздничный день 9 Мая проводить траурный марш. Вы согласны с эти утверждением?

А. ДУГИН: Нет, мне показалось, что это очень оправданно было. Что значит траур на самом деле? Смерть - это самая достоверная, самая истинная вещь в нашем существовании. Память о смерти, а в православии называется память смертная - это добродетель, корень благих. Человек, помнящий о смерти, становится лучше, он больше уделяет внимание своей душе, нравственным правилам. Человек, забывающий о ней, живёт одним днём.

Смерть - это позитивная категория. А память о прошлых, о наших предках, которые умерли за страну - это священная память, это смерть, которая становится очень важным, торжественным элементом нашего бытия, основным элементом. Только человек, не помнящий о смерти, способен на самые аморальные, подлые, предательские поступки. С этим связаны разного рода истории про валтасаров пир, Ноев потоп, конец света, когда люди забывают о том, что есть смерть, перестают её чтить - тогда наступает катастрофа.

Мне кажется, это неглубокое мнение относительно этой акции. Акция была замечательная, правильная, хорошо выверенная. Я не думаю, что туда свозились люди на автобусах, было и так более чем достаточно людей, которые пошли на важный и очень хорошо продуманный, предложенный сценарий поминовения 70-летия Победы.

Был и Парад, который показал, насколько мы сильные. Вот эта акция торжественного поминания русских мёртвых, и не только русских, а тех, кто были с нами, и украинских, казахских, грузинских мёртвых - мы были одним народом тогда, одной страной, и сейчас мы - один народ, просто разошедшийся временно. Надеюсь, мы соберемся снова.

Эта память была торжественной и в каком-то смысле триумфальной. Нам кажется, что в данном случае это было очень продуманное и хорошо предложенное решение, которое было подхвачено миллионами людей.

Очень много звонков, давайте несколько примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Андрей, город Москва. С прошедшими вас праздниками! Я просто поражаюсь, в открытых источниках известно, что это провокация, что фотографии были сделаны. Где-то на Дальнем Востоке несли, есть одинокие ветераны, у которых нет возможности нести, несли ученики старших классов. И кто-то фотосъёмку сделали, выложили, так интерпретировали - лежали просто заготовленные фотографии. Буквально сегодня утром я это слышал. Надо не читать провокационные СМС-ки, троллинг.

Д. НАДИНА: Мы всё читаем, у нас работа такая, вы нас не осуждайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Это далеко не поминальный марш. Есть день скорби 22 июня, когда началась война. Тогда можно рассматривать как жертвы. А сейчас это радостное событие: объединение павших людей и оставшихся в живых. Это радостно, что люди вспоминают, идут.

Д. НАДИНА: Примем ещё звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, Алексей. Я был на московском «Бессмертном полку». Замечательная акция! Бытует такое мнение, что государство может быть объединяющим моментом между различными религиозными и национальными традициями. Но получается, что схема не работает. И Украина пытается строить национальное государство, и тоже не получается. Есть ли у вас соображения по поводу того, что может явиться примирительным для страны между разными культурными традициями внутри одного государства? Ведь как-то надо мириться, учитывать интересы.

А. ДУГИН: Этот вопрос относится к категории сложных, а сложные не имеют простых решений. Европа попыталась так сделать, один человек, индивидуум - мера вещей. Введя такой принцип, и никаких других качеств религиозных, этнических, расовых и гендерных, они получили чудовищную модель, которая не работает ни в каком смысле и только нагнетает и приводит к эскалации межэтнической межрелигиозной розни. Идти на поводу у разных этнических или религиозных разнообразных форм организации жизни тоже можно до какого-то момента.

Мы говорим о сочетании универсальных прав, которые все граждане должны соблюдать, абсолютных незыблемых юридических основ с достаточно гибким отношением к религиям, к преобладающей религии - православию, которую надо учитывать, но также и к другим религиям, исламу, в первую очередь, и к этническим обычаям народов, населяющих нашу страну. Этот баланс, с моей точки зрения, надо соблюдать не путём стремления избавиться от чувства священного, когда говорят, что ничего священного ни для христиан, ни для мусульман нет, есть только светское. Это действительно не работает.

Но наоборот, надо искать единство в священном. Если мы уважаем наше священное, то мы должны с пониманием относиться к тому, что другой - это священное, хоть и несколько иначе. Но если мы понимаем, что мы сами относимся к своим святыням с почтением, мы никогда не подвергнем попиранию святыню другого. Мне кажется, поиск взаимопонимания надо строить не только на толерантности, пустом призыве к гражданскому обществу, к секуляризму, к очень сложной настройке, гармонизации межрелигиозных, межэтнических, межкультурных моделей, которые требуют большого такта. В одном случае надо поступить по одному, а в похожем случае, но в другой ситуации по-другому. В этом и заключается управление сложным обществом.

Кстати, Россия часто давала примеры того, как различные конфессии и различные этносы могут гармонично уживаться в рамках единого стратегического пространства. У нас есть некоторый волшебный рецепт строительства империи - и Западу этого не хватает. Ислам и христианство смотрели друг на друга только через Крестовые походы или Реконкисту, битву при Пуатье или Реконкисту Испании - это была война: либо ислам, либо христианство. Россия умудрялась идти по совершенно тонкому и деликатному пути. У нас было православное государство, православное общество, которое не репрессировало, не притесняло в нормальном случае другие конфессии, никогда не навязывало одну-единственную культурную форму другим народам, помогая им сохранить их идентичность. Этому пути и надо следовать, этим традициям, которые стали органической составляющей нашего наследия, и надо оставаться верными. Поскольку на Западе не работает и никогда не работала их модель, основанная на конфликтности, эксклюзивности, а сегодня - на эксклюзивном навязывании индивидуальной идентичности, то есть просто либеральной диктатуре, которая становится более и более тоталитарной, то тем более нам не надо применять это к нашей стране.

Прошли переговоры Сергея Лаврова и Джона Керри, Владимира Путина и Джона Керри, он приехал в Сочи. Западные СМИ, в частности, телеканал Fox, назвали это унижением для Керри, сказали, что его приезд в Сочи - это уже поражение. Если оценивать этот визит, какую оценку Вы ему дадите? Чего больше: плюсов или минусов? То, до чего договорились, это важно, судьбоносно?

А. ДУГИН: Мне кажется, что это не судьбоносно, это эпизод. В Америке есть две группы, они в целом идут к одной и той же цели: это американская гегемония, уничтожение любых препятствий на пути глобальной доминации США с поддержанием их мировой империалистической системы, но двигаются они к этому разными путями: одни напрямую, как правые, неоконы или тот же Fox, телеканал, который озвучивает крайне правую республиканскую позицию, а другие - более мягкие, демократические, Керри принадлежит к этой категории, которые пытаются реализовать тот же самый сценарий путём пряника, а правые - путём кнута. Нуланд, представительница неоконсервативных кругов, республиканцев, приезжает в Киев, у них война, они считают, что украинцев надо натравить на русских, русских поставить на место, и Fox озвучивает эту модель. Керри же представляет так называемых голубей, которые мягче ведут свои отношения. На мой взгляд, самые худшие - голуби, которые бросают вызов и говорят, что скрутят нас в бараний рог, они говорят правду, то, что хотят сделать и жёсткие, и мягкие. Когда к нам приходят люди и говорят, что готовы признать наши позиции, нам кажется, что это хорошо и наконец нашу правду признали, но зная упорство американской политической элиты и их единство в достижении своих целей, я гораздо больше опасаюсь голубей, чем ястребов. С ястребами всё понятно: их угрозы имеют свою собственную размерность, на неё можно найти симметричный ответ. А голуби, такие, как Керри, они скрывают.

В реальности, по отношению к Украине, между США, Западом и Россией никаких компромиссов достигнуто быть не может. Это закон переливающихся сосудов: либо наши, либо ваши, либо кто-то проигрывает. Сама Украина - объект этой политики, а не субъект. И между нами мы сделали одни жесты, Запад, именно неоконсы начали эту историю, поддержав Майдан и неонацизм украинский, они выигрывали одни шаги, мы отвечали другими. В Новороссии, на Донбассе это пришло к балансу, некому неустойчивому равновесию, которое в любой момент может скатиться в ту или иную сторону, в «Крым наш, Киев их». И этот баланс - это настоящие правила игры, и в этой ситуации, кто кого, есть сторонники называть вещи своими именами - консерваторы, которые говорят, что Россию надо победить, и русские патриоты, которые говорят, что России надо выиграть в этой ситуации, тем более речь идёт о русском мире.

Между сторонниками русского мира и сторонниками американской глобальной гегемонии идёт реальный конфликт. А всё остальное, что между этим: дипломатия, способ прислушаться к другому - это некоторое движение для отвода глаз. Если мы хорошо понимаем, что с нами Керри играет, и что главная повестка дня в США, Вашингтоне - это только ястребиная позиция, стремление укрепить свою гегемонию, а значит, никогда ни Крым, ни восток Украины не получит признание их выбора исторического, соответственно, мы можем играть в эту игру. Но, по большому счёту, ни к чему она не приведёт, потому что в реальности этот конфликт путём мирных переговоров, гибких дипломатических ходов, разрешён быть не может, он может быть смягчён, отложен, перенесён для того, чтобы решали это следующие администрации. Уходящая администрация Обамы уже не способна решить этот конфликт. Они просто откладывают, а мы соглашаемся. Керри хочет отложить эту проблему до следующих выборов.

Д. НАДИНА: А есть ли шанс у нас выиграть? Ведь Советский Союз проиграл в Холодной войне США, а это было большое государство, с 70-летней историей.

А. ДУГИН: Есть в нашей нынешней слабости по сравнению с Советским Союзом наша сила. Мы перестали быть по-настоящему опасным для многих наших соседей, Турции и Европы, которые вступали под ядерный зонтик США, укрепляя тем самым мощь жуткой, бесчеловечной, тоталитарной американской империи от страха перед нашим могуществом. Сегодня мы слабее, но у нас нет тоталитарной идеологии, которую мы всем навязывали, у нас есть больше гибкости, и мы можем нашу слабость и наши недостатки, по сравнению с Советским Союзом, которые, безусловно, очевидны, использовать нам во благо, если будем действовать гибко, авангардно, строить не биполярный мир, над которым мы надорвались, мы не можем быть вторым полюсом, а многополярный мир, предоставив право полюса новым игрокам, таким как Европа, Китай, может быть, Исламский мир, Индия.

У нас нет шансов восстановить биполярную систему, сопротивляясь в одиночку американскому империализму, но у нас открылся новый шанс в этих условиях - это построение многополярного мира, который точно также должен обрушить американскую гегемонию, но только не единолично, потому что мы прямой конфронтации не выдержим, а с помощью перераспределения центров принятия решений в глобальном масштабе на несколько игроков. Отсюда возрастает значение БРИКС, российско-европейских отношений. Может, стратегия наша, почему мы остановили наше необходимое наступление, к которому, я думаю, ещё вернёмся, на западном фронте в противостоянии американскому империализму, только потому, что мы хотим донести нашу позицию до Европы.

Европа должна быть как минимум нейтральной силой в этом конфликте, а желательно, конечно, чтобы они прислушивались к нам и были на нашей стороне. Это очень серьёзная игра. В этом отношении у нас есть абсолютный неснимаемый противник - США, и есть потенциальные союзники, чей потенциал мы ещё не выбрали, потенциал дружбы, ни с Европой, ни с Китаем, ни с Индией, ни с Исламским миром, ни с Латинской Америкой, ни с Африкой. Все эти большие пространства сегодня тоже хотят того суверенитета, которым американская гегемония не позволяет им обладать. У нас союзников больше, чем у Советского Союза. Мы должны только выбрать этот потенциал дружбы, чтобы отстоять наши собственные интересы.

А. ДУГИН: Смешное голосование. Лучшее - враг хорошего. Я сам за такой однополярный мир, в котором полюсом будет Россия, но он невозможен. Поэтому сегодня полюс однополярного мира - США, и люди, которые голосуют за однополярный мир, голосуют за американскую гегемонию, за американский империализм.

А. ДУГИН: Молодцы, это реалисты, патриоты.

Д. НАДИНА: Доброй ночи.

Сегодня мы живём в свободном мире, и девушки выходят замуж по любви, однако в некоторых странах Азии, особенно в некрупных селениях, всё ещё действуют традиции, принуждающие девочек выходить замуж в раннем возрасте. Для этих стран считается нормой если девочке вступившей в брак с взрослым мужчиной всего 10-12, а то и 6 лет. Такой брак фактически является торговой сделкой: родители девочки продают свою дочь будущему мужу. Но зачастую неравные браки заканчиваются плачевно, девочки либо сбегают из новой семьи либо заканчивают жизнь самоубийством.

Йемен. Тахани, девочка в розовом, вышла замуж в 6 лет, ее мужу было 25

Афганистан. 40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда

Асии 14 лет, но она родила уже второго ребенка

Ее первой дочери два года, она играет рядом с матерью, у которой все еще продолжается кровотечение. Асия не имеет образования - ей неоткуда взять информацию о том, как позаботиться о своем здоровье.

Нужуд стала самой молодой разведенной женой в мире. Ей было 10 лет. Муж был старше девочки втрое, увез ее из столицы Йемена Саны в деревню, где всячески над ней издевался

Когда она однажды приехала в гости к родителям, то тайком пошла в суд и потребовала развод, который был оформлен через два дня. Эта история стала знаменитой, а Нужуд впоследствии выпустила свою автобиографию. После этого громкого дела в Йемене последовали и другие разводы. В Сане развелись девочки 9 и 12 лет.

Селение Дамарда, 2005 год. Гулам Хедер 11 лет, она мечтала окончить школу и стать учительницей, но девочку выдали замуж за 40-летнего Фаиза Мохаммеда

В Афганистане многие родители подобные меры объясняют желанием оградить дочерей от внебрачных связей, которые случаются во время обучения в школе. Однако из-за подобных методов девочки зачастую остаются неграмотными, так как после свадьбы перестают ходить в учебные заведения.

Ассам, Индия. Хасина вышла за Али в возрасте 13 лет. Теперь ей 14 с половиной лет, а через четыре месяца она станет мамой

Бхопал, Индия. Бракосочетание 12-летней невесты и 14-летнего жениха

Молодые невесты перед бракосочетанием. Эти девочки все в возрасте 14–16 лет, и они все еще надеются, что в будущем смогут получить образование

Лицо Аиши изуродовал боевик «Талибана» за попытку побега из семьи, в которой над ней издевались все родственники

Не все девочки дожидаются хоть какой-то помощи. Многих ужасы неравного брака заставляют прибегнуть к самоубийству путем самосожжения

Девочки льют на себя керосин, надеясь, что от него останется шрам, который станет своеобразным знаком для семьи и кто-нибудь из родственников спасет их

Но, как правило, подобные эксперименты приводят к серьезным инфекциям и ранам - и девочки умирают в местных больницах

Такая участь ждала Лайлу из Герата. После домогательств супруга девочка облила себя керосином в ванной комнате. Ожоги составляли 85% тела, и несмотря на то, что муж успел голыми руками потушить пожар, девочка умерла спустя два дня.

Раджани 5 лет, ее несут на свадебную церемонию ночью, потому что в Индии подобные браки считаются незаконными. Ночные церемонии становятся общей тайной в деревне

Церемония бракосочетания Раджани и ее 14-летнего жениха

В Индии маленькие невесты после церемонии живут дома до наступления половозрелого возраста. Тогда проводится вторая церемония, после которой девочка полностью переходит под власть мужа.

Провинция Бамиян, 2010 год. Жених с невестой следуют на свадебную церемонию. Афганистан - бедная страна, в которой дочери часто служат валютой для погашения долгов

Кандагар, 2006 год. 35-летний Джан пытался убить свою 15-летнюю жену Джамалию из-за того, что та сбежала к матери после издевательств мужа и свекрови

В итоге он нанес колотые ранения бабушке, пытавшейся защитить девочку. Теперь его берут под арест. Джамалия вышла замуж в 10 лет

Бхопал, Индия. Еще более молодые супруги - обоим по 7 лет

По оценкам экспертов, каждый год в мире два миллиона девочек рожают, не достигнув 15-летнего возраста. Такие девочки часто имеют проблемы со здоровьем во время беременности, осложнения во время родов, многие умирают. Маленькие мамы остаются незаметными для статистики в тех странах, где они проживают. Девочки часто ущемлены в правах, не имеют нормального доступа к медицинским услугам, не могут посещать школу. Фонд ООН в области народонаселения и международная организация по защите прав детей Plan запустили кампанию #childmothers , основная цель которой — сделать заметными малолетних матерей.

Фотограф Питер тен Хупен и журналист София Клемминг побывали в Бангладеш, Замбии, Буркина-Фасо, Иордании, Колумбии и Гаити и пообщались с несколькими десятками девушек, которые стали матерями до 15 лет.

Причинами столь ранней беременности среди девочек являются браки в детском возрасте, гендерное неравенство, бедность, сексуальное насилие и принуждение, а также отсутствие полового воспитания и доступа к средствам контрацепции.

Многие молодые люди не получают достаточно информации о сексуальных отношениях и возможных последствиях.

Муленга (14 лет) и Фелисити (5 месяцев)


Муленга живет со своей дочерью, родителями, второй женой отца и своими десятью братьями и сестрами в одной из деревень Замбии. До того как стать матерью, она ходила в школу, любила играть в футбол и мечтала стать врачом.

«Трудно быть матерью. У меня больше нет времени, чтобы играть. Моя дочь часто плачет, и я должна оставаться дома и заботиться о ней, стирать пеленки», — так описывает свое материнство девочка.

Муленга рассказала, что ее мать обратила внимание на изменившееся состояние дочери, так они узнали о беременности девушки. Парень Муленги отказался от ребенка. Тогда отец Муленги отвел ее к родителям парня и сказал, что они смогут вернуть ее обратно домой, лишь выплатив ему 5000 квач (местные деньги). Так Муленга прожила четыре месяца с чужими людьми, пока они не насобирали нужную сумму. Ей повезло: роды прошли без осложнений и она не получила никаких травм. Ее мать научила заботиться о малышке, и теперь она выполняет свои обязанности сама.

«Мне не нравится быть матерью, но я люблю своего ребенка. Я беспокоюсь о будущем и о том, кто будет покупать необходимые вещи для ребенка», — говорит Муленга.

В ближайших планах у молодой мамы возвращение в школу. Когда Фелисити исполнится 6 месяцев, мать Муленги сможет присматривать за внучкой, пока дочь будет на учебе. Муленга хочет получить образование и стать медсестрой, также она мечтает дать образование своей дочери и научить ее правильному общению с противоположным полом.

Только родив в 14 лет, Муленга узнала, что нежелательную беременность можно предотвратить, используя контрацептивы. Но она говорит, что слишком застенчива, чтобы отправиться в клинику и попросить их.

Большинство беременностей у девочек случаются в браке, т.к. во многих развивающихся странах ранние союзы являются многолетней традицией. Многие девочки становятся невестами в возрасте 8−9 лет. Ранние браки для девушек означают то, что они станут домохозяйками и матерями, в то время как у парней есть больше возможностей для развития.

Наргиз (15 лет) и Найем (1,5 года)


Наргиз живет в Бангладеш со своим полуторагодовалым сыном и мужем. Родители выдали Наргиз замуж, когда ей было 14 лет, так как из-за бедности больше не могли содержать дочь.

«Я отучилась до восьмого класса. Мне очень нравилось ходить в школу. У меня была мечта — изучать закон, но мои родители не могли себе это позволить», — рассказала девушка.

Наргиз не знала своего мужа до свадьбы, и даже теперь не знает его точный возраст, она предполагает, что мужу около 25 лет, он занимается продажами.

Девочка рассказала, что ничего не знала о своем теле до беременности. Она говорит, что не хотела быть матерью, но поменяла свое мнение после замужества. А когда она увидела своего сына впервые, то почувствовала себя счастливой. Теперь Наргиз принимает противозачаточные таблетки, это была идея ее мужа.

Молодая мама работает на швейной фабрике целый день, чтобы скопить деньги на обучение своего сына (она уходит на работу в 7 утра и возвращается в 8 вечера). Она перестанет ходить на работу, когда Найем начнет учебу, чтобы быть рядом и помогать ему. У Наргиз есть мечта — сдать экзамены и окончить школу. Ее муж пообещал не препятствовать. Наргиз говорит, что она счастлива, ведь у нее есть муж и сын.

69 миллионов подростков не посещают школу. Исследования показывают, что образование и обучение являются ключевыми факторами для снижения риска раннего начала половой жизни, беременности и раннего рождения ребенка, а также увеличивает вероятность использования контрацепции, если подростки имеют половые отношения.

Люмилена (15 лет) и Клайрина (6 месяцев)


Люмилена живет с дочерью и своими родителями в лагере для внутренне перемещенных лиц уже более пяти лет. Они попали сюда после землетрясения на Гаити в 2010 году. Их дом был разрушен, а экономическое положение очень ухудшилось. Мать Люмилены продает хлеб, но денег все равно не хватает. В этом лагере есть много молодых матерей, а насилие в отношении девочек и женщин является распространенным явлением.

Люмилена встречалась с парнем, а в 14 лет обнаружила, что беременна. Она хотела сделать аборт, но ее мать настояла на сохранении ребенка. Роды у девушки прошли довольно хорошо, а по прошествии шести месяцев с момента рождения дочери Люмилене нравится быть матерью.

Девушка вернулась в школу, она в восьмом классе. Когда Люмилена на занятиях, за малышкой присматривает бабушка, возвращаясь из школы, девушка занимается домашними заботами и ухаживает за ребенком. Молодая мама мечтает выйти замуж и стать медсестрой, но у ее родителей нет денег на образование девушки. Люмилена надеется, что, возможно, ее дочь сможет получить образование.

На момент интервью Клайрине нездоровилось: она кашляла, у нее был насморк, а также проблемы с глазами, но Люмилена не могла отвезти ребенка к врачу из-за отсутствия денег.

Люмилена рассказала, что не единственная в школе, кто уже имеет ребенка. По ее словам, в лагере для переселенцев много девушек, родители которых очень бедны. Некоторые девушки торгуют собой за деньги и еду.

«Я поняла, что не надо шутить с мужчинами и становиться их другом. После того как вы станете их другом, они могут делать все что хотят. Это трудно для девушки — сказать «нет», — заключила Люмилена.

Каждый год 70 000 девочек в возрасте до 15 лет умирают от осложнений, связанных с беременностью и родами. Каждый год около миллиона детей, рожденных матерями-подростками, не доживают до своего первого дня рождения.

Джанет (15 лет) и Мануэль (6 месяцев)


Джанет живет с бойфрендом и их сыном в большом городе в Колумбии. Она познакомилась со своим бойфрендом в школе, влюбилась и забеременела.

После родов Джанет вернулась в школу и посещает группы для молодых мам, где получает консультации по вопросам питания, здоровья и планирования семьи. Отцу ее ребенка 18 лет, он бросил школу, чтобы устроиться на работу и обеспечивать семью.

«Быть матерью — прекрасный опыт. Когда я чувствую себя одинокой, я играю с моим ребенком, с его машинками. Он улыбается мне, и я знаю, что он меня любит», — так описывает свое материнство девушка.

Джанет рассказывает, что ее парень уделяет много времени и внимания их ребенку. Девушка помимо школы ходит на курсы стилиста и надеется в будущем открыть свой салон, чтобы зарабатывать деньги и дать своему сыну образование.

Она говорит, что ей повезло, т.к. ее семья оказывает ей большую поддержку как моральную, так и материальную. Что касается планирования семьи, то девушка установила спираль и в ближайшие лет 10 не планирует снова рожать.

90% подростков, которые хотели бы избежать беременности, не используют современные противозачаточные средства. Около 350 тысяч девочек-подростков и молодых женщин заражаются ВИЧ каждый год.

Аиша (15 лет) и Фати (13 месяцев)


Аиша живет со своей дочерью, матерью и двумя сестрами в сельской местности в Буркина-Фасо. Она подверглась сексуальному насилию со стороны своего учителя, когда ей было 14 лет, и забеременела. Учитель позже был дисквалифицирован на работе на один год.

Родители девушки решили, что Аиша должна жить до родов у родителей отца ребенка. Ей пришлось поселиться там на пять месяцев, за это время учитель ни разу не появился.

Аиша рассказала, что до беременности ее отец обеспечивал ее и заботился о ней, а теперь даже не хочет видеть. Она вынуждена печь и продавать лепешки, а также помогать матери выращивать овощи.

«Я на самом деле не чувствую себя счастливой как мать. Материнство для меня — это очень больно, потому что, когда мой ребенок болен, я чувствую свою ответственность. Когда я вижу своих друзей, которые ходят в школу, мне становится грустно. Я хотела быть матерью позже, не сейчас», — говорит девушка.

Исследования показывают, что в некоторых странах первый сексуальный опыт у многих девушек происходит без их согласия, по принуждению. По оценкам ООН, во всем мире каждая третья женщина подверглась насилию: избиению, принуждению к сексу или каким-то другим формам. Чаще всего агрессором выступает кто-то, кого женщина знает. Точных данных о насилии среди 10−14-летней возрастной группы не существует, но исследование в 133 странах показало, что одна из пяти женщин подвергалась сексуальному насилию в детстве.

Амира (15 лет), Ахмед (24 года), Самер (1 год) и Амаль (12 дней)


Амира вместе с мужем и двумя детьми живет в лагере для беженцев в Иордании. Она бросила школу из-за войны в своей стране. Амира вышла замуж в 13 лет и родила двоих детей в клинике в лагере.

«Это так трудно: заботиться о ребенке, когда ты еще сам ребенок. Кроме того, я должна заботиться о муже тоже. У меня нет свободного времени для себя», — жалуется молодая мама. При этом она отмечает, что ей нравится играть со старшим сыном, потому что она может снова чувствовать себя ребенком в игре.

Амира говорит, что больше не хочет детей, и будет использовать контрацепцию, о которой раньше не знала. Девушка мечтает все же получить образование и стать учителем, иметь свой дом и дать детям все, чего она не имела в своем детстве.

«Жизнь в лагере трудна. Здесь все ненормально. Вы не ходите ни к кому, и никто не приходит к вам. Вы просто заботитесь о ваших детях и муже все время. Вот и все», — заключает Амира.

Во многих развивающихся странах доступ к безопасным абортам ограничен, это вынуждает молодых девушек, которые хотят прервать беременность, делать эту процедуру подпольно вне медицинских учреждений, рискуя своим здоровьем и жизнью. По оценкам ООН, 3,2 млн небезопасных абортов делают подростки в возрасте от 15 до 19 лет каждый год (98% таких абортов приходится на развивающиеся страны).

Анита (15 лет)


Анита живет с мужем в сельской местности в Бангладеш. Она была вынуждена выйти замуж, когда ей было 13 лет, и забеременела в 14. Роды прошли с осложнениями, ее ребенок родился мертвым, а она получила серьезные проблемы со здоровьем.

Анита ходила в школу только два года. Родители выдали ее замуж, т.к. бедны и им сложно содержать еще семерых сестер и брата Аниты. Девушка не знала своего мужа до свадьбы. Она рассказывает, что была счастлива, когда узнала о своей беременности, но она ничего не знала о возможных осложнениях.

Когда начались роды, местная повитуха не смогла помочь Аните и ее отправили в сельскую больницу, те врачи спустя несколько часов отправили девушку в город. К сожалению, ребенка спасти не удалось, а у Аниты образовался свищ (канал, соединяющий влагалище с кишечником или мочевыводящими органами, тяжелое ос-ложнение, довольно часто встречающееся в акушерстве и гинекологии). Из-за этого свища девушка пролежала в кровати пару недель, она не могла подняться, т.к. в вертикальном положении не могла контролировать мочеиспускание.

Молодые девушки, чьи тела физически не готовы родить ребенка, особенно подвержены осложнениям во время беременности и родов. Часто ранние роды приводят к образованию акушерских фистул. Такие послеродовые травмы значительно ухудшают качество жизни женщины, приводят к длительной утрате трудоспособности, нарушению функции мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта. В развивающихся странах женщины часто вынуждены жить с такой травмой и страдать из-за невозможности получить хирургическую помощь. По оценкам, более двух миллионов женщин и девочек живут с акушерской фистулой.

Ей повезло, т.к. у нее есть возможность сделать операцию и улучшить качество жизни.

«Мой муж все еще со мной, но он не очень благосклонен из-за моих травм. Он обвиняет меня и спрашивает меня, почему со мной это случилось. Мне нужно восстановиться. Если у меня не будет другого ребенка, мой муж оставит меня. Кто будет заботиться обо мне тогда?» , — высказала свой страх Анита.

Рабия (16 лет) и Кушум (3 года)


Рабия живет вместе со своей трехлетней дочерью и мужем в сельской местности в Бангладеш. Она вышла замуж в 13 лет и к 16 годам трижды была беременна. Только один из ее детей выжил, а она сама за это время сильно потеряла в весе и страдала от анемии.

Рабия, как и предыдущие героини, не поняла, что беременна. В свои 13 лет она ничего не знала о сексуальных отношениях и планировании семьи. Во время первой беременности она сильно похудела, но родила здоровую дочь. Второй раз она забеременела, когда старшая девочка начала ходить, но ребенок умер в утробе. Третий ребенок родился с серьезным заболеванием и умер через три месяца. Наконец тетя девушки посоветовала ей пользоваться контрацепцией. В клинике девушке сделали противозачаточную инъекцию, после которой она стала набирать вес и чувствовать себя гораздо лучше.

«Я не хочу больше детей. У меня нет больше энергии. Я счастлива с одним ребенком и, к счастью, мой муж согласен на это. Мой муж очень хороший человек. Перед замужеством я мечтала стать учителем. Теперь я должна управлять домом. Я мечтаю о покупке собственного дома, где мы с мужем и дочкой будем счастливы. Я хочу дать Кушум все», — говорит Рабия.

Девушки, которые забеременели в течение двух лет после первой менструации или чьи таз и родовые пути еще не полностью сформированы, в большей опасности возникновения осложнений или проблем со здоровьем в связи с беременностью и родами. Каждый день более 500 женщин и девочек-подростков умирают от осложнений во время беременности и родов.

Поко (15 лет) и Тига (3 года)


Поко живет вместе со своим сыном, ее родителями, бабушкой и тетей в городской местности в Буркина-Фасо. Она забеременела, когда ей было 12 лет, и чуть не умерла во время родов. Ее семья очень бедна, поэтому они не могут платить за обучение Поко.

Поко забеременела от парня, с которым встречалась. Ее старшая сестра поняла, что Поко беременна, и они до шестого месяца скрывали это от родителей. Роды были сложными, девушка потеряла много крови, но на переливание не было денег. Два месяца она была между жизнью и смертью. Отец ребенка отказался от него.

«Быть матерью трудно. Иногда нам нечего есть, нечем стирать одежду. Раньше я ходила в школу, но сейчас я сижу дома, забочусь о моем сыне и помогаю моей матери. Я хотела бы вернуться в школу» , — говорит Поко.

В каждом регионе мира девочки из сельских районов с невыскоми уровнем достатка и образования имеют больше шансов забеременеть, чем более обеспеченные и образованные жители города. Данные из 79 развивающихся стран показывают, что уровень рождаемости среди подростков в сельской местности почти вдвое больше, чем в городских районах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: