Мистицизм в философии. Мистическое мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ это совокупность или система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующих видение мира в целом и место человека в этом мире. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение людей в объективном мире. Мировоззрение принято делить на следующие категории:

  • Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между однотипными явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
  • Религиозное мировоззрение это мировоззрение, согласно которому, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессиимонотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам. Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (синоним многобожие, язычество, идолопоклонство). Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими.
  • Мистическое мировоззрение это мировоззрение, основывающаяся на мистических науках.
  • Философское мировоззрение это мировоззрение, основывающееся на философии. Предмет философии сливается с предметом мышления вообще, это мир в целом , без каких бы то ни было уточнений и ограничений.
  • Научное мировоззрение может нарисовать только вся система современных наук. Эта система включает в себя философскую диалектику и без её участия не может претендовать ни на полноту, ни на научность. Понимаемая как логика, философская диалектика становится необходимой составной частью научно-материалистического мировоззрения и уже не претендует на монопольную реализацию мировоззрения, на монополию в отношении мира в целом . Научное мировоззрение, в составе которого нет философии, логики и теории познания это такой же нонсенс, как и чистая философия, которая полагает, что она-то и есть мировоззрение, взваливая на свои плечи задачу, решение которой под силу только всему комплексу наук.

АГНОСТИК это приверженец теорий агностицизма.

АГНОСТИЦИЗМ это философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.

АТЕИСТ это приверженец теорий атеизма.

АТЕИЗМ это учение, отвергающее существование Бога. В отличие от материализма, не исключает существование сверхъестественных сил и начал мира.

ГНОСТИК это приверженец теорий гностицизма.

ГНОСТИЦИЗМ это совокупность религиозно-философских или теософских систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры, и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой, как восточной (буддизм), так и греческой, мудрости. От схожих явлений религиозно-философского синкретизма, таких как неоплатонизм и герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства — языческим пониманием и обработкой этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии. В этом последнем отношении гностицизм стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве с одной стороны, а с другой стороны — к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных.

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение Бога и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишён положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остаётся на своём месте, никто ничего не приобретает. Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов, и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу. Мир не спасается; спасается, то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям, изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения, цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто тёмное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделённом состоянии, на степени антитез.

ГУМАНИСТ это приверженец теорий гуманизма.

ГУМАНИЗМ это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

ДЕИСТ это приверженец теорий деизма.

ДЕИЗМ (от лат. deus — Бог) это философское учение, признающее Бога, как начало всех вещей, но отрицающее принятие участие Творца в развитии мира. Т.е., по мнению деистов, Творец, сотворив однажды мир, более не вмешивается в естественный ход вещей.

На мой взгляд, это учение ложно, поскольку Творец принимает участие в развитии истории и вмешивается в естественный ход вещей.

ПАНТЕИСТ это приверженец теорий пантеизма.

ПАНТЕИЗМ это учение о том, что всё, якобы, есть — Бог. Учение, отождествляющее природу, Вселенную с Богом. Пантеизм имеет четыре основные формы:

  1. теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия;
  2. физиомонистический пантеизм , согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн);
  3. трансцендентный (мистический) пантеизм , который обычно обозначают как панентеизм;
  4. имманентно-трансцендентный пантеизм , согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

ТЕИСТ это приверженец теорий теизма.

ТЕИЗМ это, в широком значении слова, направление мысли, противоположное атеизму, или отрицанию существования Бога; в узком значении слова, теизм обозначает направление философской мысли в области теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой философии после Гегеля. От деизма, по мнению Кудрявцева, это направление отличается признанием абсолютной неограниченности Бога и, вследствие этого, теснейшей связи его с миром; от пантеизма — признанием Его личности и отделённости от мира. Главным мотивом, послужившим к развитию теизма, была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и Гегеля. Сущность теизма определена Фихте младшим следующим образом: «Под теизмом мы разумеем общую мысль, что Абсолютное Начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому Оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, Само в Себе Сущее бытиё, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия Абсолютного Духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие — внутренняя целесообразность. Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом» . Отсюда ясно, что теизм покоится на допущении возможности познания Бога; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Бога для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, то есть непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Бога.

МАТЕРИАЛИСТ это приверженец теорий материализма.

МАТЕРИАЛИЗМ это учение о материальном начале мира, без участия Творца. Это учение строиться на том, что абсолютно все явления этого мира имеют материальное происхождение и могут быть объяснены с точки зрения материалистических взглядов.

ПАРАНАУКА (по греч. para — около) это сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование иррациональных сведений, не поддающихся логическому объяснению, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих описывать мистические, аномальные и сверхъестественные явления.

ЛЖЕНАУКА (псевдонаука или квазинаука) это деятельность, имитирующая научные исследования, но не имеющая с ними ничего общего. Следует отличать лженауку от научных ошибок и паранаукиОтличительными чертами лженауки являются:

  • Игнорирование или искажение фактов.
  • Невозможность поставить эксперимент, хотя бы мысленный.
  • Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений.
  • Использование в основе теории недостоверных данных, неподтверждённых независимыми экспертами, либо основанных на недоказанных положениях, либо лежащими в пределах погрешностей вычислений.

Под разряд лженаук нельзя относить научную гипотезу, чётко определяющую базовые предположения. Иными словами, лженаука игнорирует важнейшие элементы науки — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Типичным примером лженауки является современное христианское учение об ангелах, рисующее их духами невидимками.

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — быть соединённым с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) это система миропонимания, основанная на том, что человек признает существование Бога и Его влияние на свою жизнь. Объект религии может не иметь точного определения: может быть некой силой (духи природы, высший разум) или быть определённой личностью (Творец, Бог, Эллохим, Аллах, Будда, Кришна). Основы религиозных представлений, как правило, записаны в религиозных книгах, по убеждению сторонников религии продиктованных непосредственно Богом. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями или жрецами. Религия опирается на веру, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Бог-Отец объяснил мне в пророчестве, что никакого Будды или Кришны не существует, и что, если бы таковые были, то Он обязательно бы их нашёл.

ИДЕОЛОГИЯ это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Идеология, по К. Марксу, это ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.
Идеология, по К. Маннгейму, это искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

ПОЛИТИКА это искусство управления государством и обществом, совокупность идей и, обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений государствами, народами, нациями, социальными группами.

ВЛАСТЬ это способность или наличие возможности управлять или подчинять своей воле что-либо или кого-либо для достижения какой-либо цели.

ФАШИЗМ это идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощённых народов, с превращением в рабов народом-победителем оставленных в живых побеждённых народов), а также, опирающиеся на эту идеологию, политические течения, открытая политическая диктатура и репрессивный режим, направленные на подавление прогрессивных общественных движений и на уничтожение демократии; идеология превосходства над всеми другими нациями, возведённая в государственную и международную политику.

ШОВИНИЗМ это идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду.

НАЦИЗМ это идеология и политика, основа которых — идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества; возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-либо нации.

РАСИЗМ это реакционная теория и, основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой.

ДИКТАТУРА это ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся на силу господствующего класса.

ДИКТАТ это политика навязывания своих условий, требований сильной стороной другой, более слабой в политическом и экономическом отношении стороне при заключении каких-либо соглашений. Жесткие требования, навязывание своей воли кому-либо.

РЕПРЕССИЯ это карательная мера, наказание, предпринимаемая государственными органами.

ДЕСПОТИЗМ это неограниченная власть, произвол, полное, безоговорочное подчинение окружающих своей воле.

ТИРАНИЯ это власть тирана.

ТИРАН это единоличный правитель, захвативший власть насильственным путём. Жестокий правитель, действия которого основаны на произволе, насилии и деспотизме.

ВОЖДЕЛЕНИЕ — желание чего-либо, в своём сердце. Под вожделением нельзя понимать только сексуальные желания. Вожделение это более широкая категория. Поймите, что если в вашем сердце живёт желание убивать, то вы уже убийца, в глазах Бога-Отца, в независимости от того, материализовали ли вы своё желание или нет. Такое сердце нечисто в глазах Бога-Отца. Это и есть, как раз та ситуация, когда вы с вожделением думаете об убийстве. Проблема в том, что если в вашей жизни будет создана соответствующая ситуация, то, нисколько не сожалея, вы приведёте свой план в действие. Совершенно понятно, что если вы приведёте свой план убийства в действие, то наказание за сам факт убийства будет несоизмеримо тяжелее, чем за помыслы об убийстве. Если вы с вожделением посмотрели на женщину, то в глазах Бога-Отца вы уже прелюбодействовали с ней в своём сердце. И, в глазах Бога-Отца нет никакой разницы, занимались ли вы с ней сексом после того, как у вас возникло вожделение, или — нет. Когда усталый путник, в пустыне встречает оазис, то он смотрит на воду с вожделением, потому что он возжелал напиться в сердце своём. Понятно, что пить воду в данном случае грехом не является. Тот факт, что мой монолог на том свете, был выдавлен из меня, был зачтен, как то, что у меня возникло вожделение в отношении зверя, и в смысле наказаний за начертание зверя, я получаю в тысячи раз слабее, чем те, кто осознанно поклонились зверю. Я, конечно же понимаю, что вожделение это то, что от нас никак не зависит, и мы не имеем властиуправлять вожделением, но властвовать над грехом, к которому нас побуждает вожделение, в нашей власти. Опять таки, я не имею в виду секс, поскольку наказания, которые люди получают за сексуальные грехи, невозможно разглядеть без микроскопа, на фоне наказаний, за все остальные виды грехов и мерзостей.

СТРАСТЬ это сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Страсти это причина страданий. Все люди подвержены страданию. Уничтожением страстей устраняются страдания. Чтобы уничтожить страсти, нужны четыре дела:

  1. Пробудить сердце огнём очищения — покаянием.
  2. Очистить мышление возвышенным и прекрасным.
  3. Освободить себя от пороков, пристрастий, раздражительности и недоброжелательства.
  4. Полюбить всё живое.

Но чтобы осуществить освобождение от страдания, нужно сложить Три Пути в Один:

  1. Путь незаинтересованного деяния.
  2. Путь знания.
  3. Путь любви.

Без первого недоступны два других. Необходимо понять:

  1. Неимение желаемых чувств — страдание.
  2. Желание иметь желаемое — страдание.
  3. Благонравие, Воля, Бесстрастие и Одухотворённость. Это четыре оружия, побеждающие страдание, старость и смерть. Но, ни одно из этих четырёх оружий не обходится без остальных, и ни одно из них не может быть самостоятельным в себе, ибо одно вытекает из другого и замыкает собою все остальные.

Обретается это оружие отречением от самости, а значит и от иллюзорной личности.

ПОХОТЬ это очень сильное вожделение, пьянящее голову и бурлящее кровь. Насколько я понял, если вожделение ещё можно подавить, то похоть подавить — нельзя. И, похоть всегда перерастает в совершение задуманного.

САТАНЕНИЕ это экстремальное проявление негативных чувств, похожее на проявление слепой ярости и сверхсильного гнева, одновременно. От сатанения всё темнеет перед глазами и, в определённых случаях, пропадает возможность дышать. В момент сатанения, всё тело переполняется отрицательной энергией, которую, практически, невозможно сдержать. Сатанение, с точки зрения проявления плоти, это очень сильное проявление похоти плоти. Просто, в отличие от похоти, собственная плоть не всегда является источником сатанения. Иногда, источником сатанения является чужая плоть. Т.е., когда ангелы неправильно называли друг друга Богами, то тот ангел, которого назвали Богом, сатанел не от своей, а от чужой плоти.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ это процесс сверхъестественного физического переноса тела из одного места пространственно-временного континуума в другое, сродни полёту. Отличается от полёта тем, что предвосхищённый не имеет физической возможности управлять процессом. Правильнее говорить, что предвосхищение это процесс, при котором предвосхищённый транспортируется как груз. Предвосхитить может, как Бог-Отец, так и любой ангел и может быть, даже и падший ангел.

ВСЕСОЖЖЕНИЕ. Жертва всесожжения, так или иначе, приносится и в наши дни. Как правило, жертву всесожжения приносят колдуны, волшебники, оборотни, убийцы и не исключено, что некоторые другие виды грешников. Жертва всесожжения приносится после получения пророчества о спасении. Врубается она потому, что пролитая человеческая кровь в той или иной форме превращается в героин. Необходимо отметить, что героин совершенно необязателен во время жертвы всесожжения. Всё зависит от того, насколько сильная жертва всесожжения приносится. Если жертва всесожжения не сильная, то тот, кто её приносит, начинает спиваться. По завершении принесения жертвы всесожжения потребность в спиртном отпадает.

Важно! Во время принесения жертвы всесожжения нельзя запрещать пить, равно, как и запрещать пить вообще! Будет лучше, если церковь начнёт молиться за таких людей благословляющими молитвами, чтобы ослабить жертву всесожжения.

Жертва всесожжения это не муки совести, это статусы, которые поднимаются от пролитой крови! Иногда достаточно посетить живодёрню, и после этого, уже, можно выпить ящик водки, или начать нюхать кокаин, или вколоть себе героин.После Второй Мировой войны многие ветераны были наркозависимы и в их жизни появился героин уже после победы.

Раньше, в ветхозаветные времена жертва всесожжения представляла собой сжигание чего-либо, например, ягнёнка или каких-либо вещей. Тут необходимо отметить, что после принесения такой жертвы люди невольно спивались или употребляли наркотики. Было бы неправильно думать, что всё заканчивалось сжиганием животных или вещей, так как после пролития крови невинных животных, было практически невозможно избежать подъёма соответствующих статусов.

Мистици́зм (от греч. mustikoz - таинственный, мистерийный) - понятие достаточно широкое.

Известный современный католический богослов Ганс Кюнг , например, пишет: “Мистика”, “мистический” - эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола muein - замкнуть (уста). “Мистерии” - это “таинства”, “тайные учения”, “тайные культы”, о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая “замыкает уста”, то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, - отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя”. Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер , - это “та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества” . Но и само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф. Гейлер (†1967) в своем монументальном труде “Молитва”, “последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается “голая” и чистая бесконечность” .

Это понимание мистицизма показывает, как далеко отстоит он от религии с ее личностным пониманием Бога. Смешение понятий “мистика” и “святость” в духовной области жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку касается самой основы бытия человеческого.

Поэтому привычное употребление терминов “мистик”, “мистика”, “мистический опыт” и т.д. в приложении к любому опыту контакта с “запредельным” чревато серьезными последствиями. Применение их в богословии в столь расширительном значении, когда за ними могут стоять и добро, и зло, стремление к истине и примитивное любопытство, святость и сатанизм, Христос и Велиар (см. 2 Кор.6:15), способно эффективно внедрить в сознание разрушительную идею тождественности по существу всех аскетических путей.

Вот, яркая иллюстрация этого:

“Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходили к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Янджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, кабалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада... Все они как один свидетельствуют, что там... нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя... В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!.. Эту бездну трудно даже назвать “Богом”... За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-Цзы называл Дао, Будда - Нирваной, кабалисты - Энсофом, христиане - Божественной Сущностью (ousia), “Божеством” .

Это - вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения мира. Своим опорным пунктом она, как видим, имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось столь просто поставить в один ряд и отождествить (!) опыт христианских святых с опытом каббалистов (для которых Иисус Христос - лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога) и т.д., отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8:42; 15:23). Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в такой ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку своей мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.

Мистицизм присутствует во всех религиях. В языческих - как явление естественное, в христианстве же - как болезнь, ненормальность, как искажение его веры и основ жизни. Истоки мистицизма всюду одни и те же - это гордость, страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание высших наслаждений, экстаза.

Мистицизм имеет много разновидностей. Все их можно разделить на две основные категории: мистицизм естественный и приобретенный, хотя деление это достаточно условно, поскольку не всегда просто провести границу между ними.

Под естественным мистицизмом подразумеваются те прирожденные способности человека - к предвидению, целительству, ясновидению, телепатии и др. - которые теперь называются экстрасенсорными. Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку, но вследствие грехопадения оказались в состоянии “анабиоза” и потому проявляются редко.

Отсюда и возникает большая опасность развития у их обладателя тщеславия, гордости и сопутствующих им других страстей. Опасность заключается в том, что такой “естественный мистик”, будучи обычным грешным человеком, воздействует не на тело, как это имеет место в обычной терапии, а непосредственно на душу больного. И внедряясь в нее своими неочищенными “руками”, заражает ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем наносит часто непоправимый вред и психике, и нервам, и всему организму в целом. Потому Церковь запрещает обращаться за помощью к такого рода целителям.

Тем более опасны воздействия (например, через телевидение) тех, кого можно отнести к категории приобретенного мистицизма. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы-”профессионалы” и т.п., сознательно развивая у себя эти способности, большей частью, ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени, нежели первые. (Телевизионные “опыты” современных экстрасенсов - прекрасная иллюстрация этого).

Приобретенный мистицизм делится на две главные ветви: оккультный и прелестный.

Оккультный связан с стремлением человека проникнуть в “тот”, неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия , сатанизм , спиритизм , теософия , антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред.

Прелестный (от слова прелесть) мистицизм приносит человеку, как правило, видения, откровения, наслаждения. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений.

Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление развитию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Развитию гордости способствует и ложный аскетизм , и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (например, в йоге), а также глубокие нервно-психические переживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он “как боги”. Такой путь нередко приводит к мистическому атеизму (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, истерии, самоубийству.

См. также

Использованные материалы

  • Проф. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. VI. Язычество

Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295.

Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.

При слове «мистицизм» многим сразу представляются спиритические сеансы «в стиле» эпохи сэра Артура Конан Дойля, всякого рода магические практики и прочие «невинные забавы», ныне собирательно именуемые «эзотерикой». Между тем, такое представление можно назвать в лучшем случае предельно упрощённым, и уж конечно – весьма далёким от истины.

В основе своей мистицизм – это отнюдь не бездумные «игры с духами», это особый способ познания мира. Сами слова «мистицизм», «мистический» происходят от греческого слова «muein», что значит – «замкнуть». Иными словами, здесь мы видим отсылку к неведомой, таинственной стороне мироздания, скрытой от поверхностного взгляда. Мистицизм, таким образом, осмысливается как соприкосновение со скрытой сущностью предметов и явлений. Разумеется, познание этой стороны мира «по определению» не может быть рациональным – на первый план здесь выступает иррациональное, интуитивное.

В той или иной форме мистицизм присутствует практически во всех религиях. Так, в античности существовали т.н. мистерии – тайные обряды, участники которых с помощью ритуальных плясок входили в экстатическое состояние – и это осмысливалось как соприкосновение с божеством.

В индийских религиях мистический аспект выражается, в частности, в таком понятии, как «мокша» – освобождение от сансары (бесконечной цепи перевоплощений) и слияние с Брахманом (т.е. безличным Абсолютом), растворение в нём собственной личности.

В христианстве мистицизм осмысливается как ценностное переживание божественной тайны Святой Троицы. Отличительная особенность христианского мистического опыта – это сохранение личности, ценностное отношение к ней. В соприкосновении с Богом человеческая личность должна преобразиться, стать свободной и любящей – но ни в коем случае не «раствориться в сверхличном». В этом принципиальное отличие христианского мистицизма, например, от мистицизма индийских религий. О роли мистицизма в христианстве прекрасно сказал митрополит Каллист – епископ Константинопольской православной церкви: «Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова».

Существует и мистическое течение в исламе – в лице суфизма. Это направление возникло как реакция на неудовлетворённость существующим религиозным опытом и стремление к непосредственному познанию Аллаха. Такое познание мыслилось как интуитивное, как освобождение от низшего «я» и переживание реальности истинной.

На мистицизме во многом основаны течения т.н. «нью-эйдж» – «религии нового века», т.е. современные духовные практики оккультного толка. Во главу угла здесь ставится достижение изменённых состояний сознания (мыслящихся как «астральные полёты») и прочие опасные «эксперименты» над своей психикой.

Как видим, мистицизм – весьма широкое понятие и сложное явление. Он может быть и необходимым, и опасным.

Мистицизм как качество личности – склонность к религиозной вере в непосредственное общение человека с потусторонним миром, в нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

– Всё пропало! Всё пропало! – Что случилось? – Всё пропало! – Да что стряслось? – Купил себе трусы «Бермуды». Всё пропало! Всё пропало!

Мистика – ошибочное видение, когда человек не понимает, что он видит и приписывает это сверхъестественным силам. Мистика (от греч. μυστικος – «скрытый», «тайный») - сверхестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и Высшими Силами, в результате которого человек (проводник) получает Прямое Знание. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание, вера в родовые и энергоинформационные поля, заботящуюся о нас Дружественную Вселенную и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.

Мистик верит, что Высшие Силы дарят ему часть Своего Могущества. В этом контексте он зачастую мнит себя чуть ли не Богом. Мистик утверждает, что есть два мира: мир естественный и мир сверхъестественный. К сверхъестественному мистик обычно относит то, что сегодня непознаваемо, что непонятно и загадочно.

– Сижу дома вдруг звонок, открываю дверь – никого. Опять звонок, опять открываю дверь – никого. И так пять раз. – Думаешь, это духи? – Да нет, телефон.

Ползут две змеи по пустыне, а навстречу верблюд идет. Одна змея другой и говорит: — Давай, Василий Иваныч, приколемся над верблюдом. — Хватит, Петька, над Хоттабычем уже прикололись…

Г. В. Плеханов считал главным в мистике «веру в возможность непосредственного единения человека с божеством и вообще с духами». Он подчеркивает, что «…материалистическая философия, и только она одна, представляет собой полную противоположность философии мистицизма. Для материалиста человек со всеми своими свойствами есть не более как часть природы. Для мистика сама природа есть не что иное, как откровение божества… Согласно материалистической теории, единственным источником познания служит опыт, истолкованный человеческим разумом. По учению мистиков, наиболее глубокие, единственные, истинные познания достигаются посредством божественного откровения. Мистическая философия природы есть не что иное, как теософия. Материалист отвергает магию с тем же презрением, с каким относится он ко всякому знахарству и колдовству. В глазах мистика магия есть нечто гораздо более почтенное и серьезное, нежели наше обыкновенное естествознание».

Иными словами, мистик усматривает даже в обыденных жизненных реалиях таинственное, непостижимое начало и верит в возможность непосредственного общения человека с Высшими Силами, в возможность сверхопытного и сверхчувственного познания.

Борис Акунин в «Кладбищенских историях» пишет: «Мне, как и другим беллетристам, не раз случалось испытывать пугающее, но в то же время приятное потрясение, когда вымысел мистическим образом вторгается в реальность: встретишь человека с только что выдуманной тобой, совершенно небывалой фамилией, или в жизни произойдёт то, что ты описал в романе, или сам угодишь в литературную, тобою же самим спроектированную ситуацию. Это нормально, месть профессии, главный фокус которой - как можно правдоподобней врать о том, что могло бы случиться, но чего на самом деле не было».

В истории Индии в период мусульманского вторжения, нашествия магулов произошла такая мистическая история. В одной деревне на окраине жил мистик. Он дал суровый обет, что до конца жизни не спустится с дерева на грешную землю. Однажды утром жители деревни обнаружили, что во всех подворьях куры лежат мёртвые. Ошеломлённые происшедшим, они поспешили к святому мистику и сказали ему: — Мы в смятении. Никогда такого не было. У нас совершенно нет никакого толкования и объяснения этой ситуации. Мистик сказал: — Я должен погрузиться в медитацию. Через некоторое время он сказал: — Я получил ответ в процессе медитации – это милость Бога. Все подумали: — Нет ответа и это не ответ. Чего милость, кому милость, курицам, нам, кому? Но по сколько, уважение к святым велико в этой стране, поняли, что другого ответа не будет, и вернулись спокойно домой.

Примерно через неделю жители вышли утром на улицы и увидели, что в городе все собаки вымерли за одну ночь. Кто-то предположил, что собаки заразились куриным гриппом и поэтому умерли. Пошли опять к мистику, и он опять им сказал: — Это милость Бога. А еще через неделю произошло просто невообразимое: во всех домах, а это сотни домов, может быть даже тысячи домов, вдруг в одночасье погасли домашние очаги. Опять люди поспешили к мистику. И пять он сказал: — Это милость Бога. Подавленные, не поняв, что происходит вообще, в чем здесь милость Бога, люди вернулись в свои дома.

А еще через неделю на холме, который был за несколько десятков километров от этой деревни, появились войска. Успешно пройдя, без всяких препятствий сотни, тысячи километров, насилуя, грабя, снося с лица земли деревню за деревней. Они поднялись к новому рубежу, и перед ними открылся вид большой индийской деревни. Полчаса и деревни не станет. Командующий уже готов был поднять руку и скомандовать «Вперед», как вдруг его советник сказал: — Стоп. Подожди. Ты не замечаешь ничего странного? – Ничего, деревня как деревня, тысячи таких уже стерто с лица земли нами, в чем проблема? – Ты видишь хоть одну курицу? – Не вижу, может быть, это деревня вегетарианцев законченных? — Хорошо, ладно, я допускаю, ты видишь хоть одну собаку? — Вот это точно странно. Мало ли какое у них отношение к собакам. Ты же знаешь этих индусов. У них свои причуды. — Я знаю индусов, я давно здесь, я очень хорошо их знаю. Именно поэтому я тебе задаю третий вопрос, ты видишь хоть один дымок над трубой дома? Командующий посмотрел и сказал: – Засада, или смертельная болезнь. Разворачиваемся!. Войско развернулось и ушло.

А на улицах стояли тысячи жителей деревни с разинутыми ртами. Они видели эту черную тучу, которая через полчаса уничтожила бы деревню. Молча они пошли к мистику. Они даже не знали, спрашивать его или нет. Но он не стал дожидаться вопросов и сказал: — Я знаю, что вы хотите спросить. Но вы ведь знаете, что я вам отвечу.

Петр Ковалев

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Мистическое мировоззрение.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Мистическое (таинственное) – истолкование явлений природы, общества и человека как имеющих в своей базе таинственное, необъяснимое, сверъестественное начало.

Мистика - это духовная практика, в которой творится сверхэмпирическая реальность. (И.Т. Фролов)

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека (видений, галлюцинаций, экстаза и пр.) и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния. Мистицизм систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус. В конечном счете мистицизм утверждает, что целœенаправленное изменение сознания - это и есть путь спасения, путь освобождения от зла "неистинного существования".

Характерная черта мистицизма – использование научных понятий, которые наполняются ассоциативным содержанием.

С социальной стороны, мистика - это способ решения жизненных проблем, связанных с психическими травмами и страхами. Общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом совместной активности, с налаживанием личных отношений.

5) Философское теоретическое рефлексивное мировоззрение.

Синоним теоретической мысли вообще.

Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на данный путь стали называть философами , а область их занятий - философией.

Теоретическое понятие - это мысленное отображение предмета в виде совокупности общих и отличительных признаков.

К примеру: Деревня посœелœение, жители которого заняты сельским хозяйством.

Рефлексия - тип мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Рефлексия = самопознание = самоописание .

В.А. Лефевр ʼʼКонфликтующие структурыʼʼ: рефлексия - ϶ᴛᴏ особое исследовательское отношение. В философском понимании - это способность встать в позицию ʼʼнаблюдателяʼʼ, ʼʼисследователяʼʼ по отношению к себе, своим действиям, своим мыслям.

В социологии рефлексия - ϶ᴛᴏ ещё и осознание того, как Я оцениваюсь другими (концепция ʼʼзеркальногоʼʼ Я). В этом смысле рефлексия - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве социального взаимодействия.

Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры . В этом процессе осмысления оснований культуры порождаются новые кате­гории, а значит, и новые смыслы, выходящие за рамки культуры сво­его времени, и тем самым создаёся возможность описания должного – возможного будущего .

При этом следует различать:

Мудрость – осмысленный практический жизненный опыт. [Словарь Ожегова]

Это возможно в любом виде мировоззрения на уровне универсалий культуры. И крестьянин должна быть мудрым человеком, формулируя жизненный опыт в виде афоризмов.

Философ – мудрый на уровне теоретического мышления, выходящего за рамки повсœедневности до границ мыслимой бесконечности.

Платон ʼʼПирʼʼ: тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды. Философией ʼʼзанимаются те, кто находится посрединœе между мудрецами и невеждами…ʼʼ

Как мировоззрение философия ставит и разрабатывает проблемы предельного характера:

Проблемы бытия (онтология);

Проблемы человека (антропология);

Проблемы познания (гносœеология) и др.

Задача философского размышления – выработать собственное мнение по мировоззренческим проблемам. По этой причине результат философии – не знание, а самоопределœение. По этой причине философия – всœегда личностна. М. К. Мамардашвили определяет философию как ʼʼэлемент созидания человеком самого себяʼʼ, а в социальном плане – как ʼʼчеловекообразующую машинуʼʼ.

Филосо­фия - это способ самоопределœения свободной личности, ко­торая полагается только на себя, на собственные силы чув­ства и разума в нахождении предельных (наиболее общих) оснований своей жиз­недеятельности. По этой причине философия выступает также и как критика (исследование, анализ) культуры.

Бергсон Анри : ʼʼдля философии … речь идет, скорее, о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим я имею ввиду, что тогда её решение существует, … единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы - не просто открытие, это - изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует - актуально или виртуально; значит, рано или поздно оно определœенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом делœе не существует; оно могло бы никогда не произойти. … изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставитьсяʼʼ.

Т.О. В размышлениях о мире и о себе создается образ сущего и должного , и тем самым задается смысл существования как переход от сущего к должному – направленность жизни.

С. В. Борисов - моментом актуализации философствования ʼʼявляется период детства, осмысление ребенком собственного жизненного опыта͵ главным образом в мифической формеʼʼ. ʼʼОдушевляяʼʼ предметы окружающего мира, ребенок ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всœей системы убеждений. Причем, ʼʼв сфере наивного философствования мир детства и мир взрослости не бывают искусственно разграничены, поскольку это есть единый мир людейʼʼ.

Детство нашей культуры – мифологическое мировоззрение традиционного общества. В мифе всё объяснимо и всё понятно.

Мамардашвили М.К. (лекция 2): Философия начинается с удивления - мысли о том, что невозможно , а есть. Хаос - ϶ᴛᴏ то, что возможно, а порядок – невозможен, хотя он и бывает. Понятно, что есть глупость, а вот ум – непонятно. Маловероятно и невозможно, но есть. Безобразность – понятно, а вот красота – невозможно, непонятноʼʼ.

Философия началась с вопроса: как это возможно?

Чанышев: Согласно Платону, начало философии в удив­лении (изумлении). В платоновском диалоге ʼʼТеэтетʼʼ сказано: ʼʼ..как раз философу свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии...ʼʼ.

Аристотель (Метафизика): … ʼʼмиф слагается из удивительногоʼʼ (Met. I, 2), и человек, любящий ми­фы, ʼʼфиломифосʼʼ, в некотором смысле фи­лософ. При этом у него нет знания, а потому его объяснение оказывается мнимым, таким, когда одно удивительное объясняется через другое. Когда люди открывают истинные причины изумившего их явления, они снимают не только ситуацию незнания, но и ситуа­цию удивления. Когда показаны истинные причины удивительного, то удивительное оказывается неудивительным. В противном случае из удивления родится не философия и не наука, а миф.

Аристотель понимал под наукой знание , выходящее за пределы обычных показаний чувств (этим наука отличается от восприятия), знание причин (этим наука отличается от опыта), знание ради него самого, а не ради какой-либо практической выгоды

Мистическое мировоззрение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мистическое мировоззрение." 2017, 2018.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: