Можно ли использовать в домашней молитве часослов. Часослов: богословие ежедневной молитвы

Количество записей: 16441

Здравствуйте, подскажите, к чему падает икона венчальная? Ни с чего взяла и упала венчальная икона мужа.

ксенич

Дорогая Ксения, не обращайте внимания на суеверия. С молитвой и надеждой на Бога Вы сможете такие страхи из души изгнать. Храни Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки! Я хотела съездить в отпуске на Смоленское кладбище, поклониться мощам Святой блаженной Ксении Петербургской. Но дело в том, что сейчас не очень хорошо с финансами (рассчитывала на премию, она будет, но маленькая, и много других трат). То есть, поездку придется отложить "до лучших времен". Скажите, пожалуйста, слышат ли святые наши молитвы, просьбы, и помогают нам, даже если нет возможности приехать лично и поклониться мощам? Вот, подумала, что можно пока хотя бы почитать Акафист Ксеньюшке Петербургской 40 дней, но на это, как я поняла нужно благословение священника брать? И еще, не знаете ли Вы, где в Москве служат молебен Ксении Петербургской? Извините, что так много вопросов. Спасибо!

Наталья

Здравствуйте, Наталия. Несомненно, святые слышат наши молитвы, возносимые в любом месте, хоть на другом конце света. Они принадлежат к духовному миру, и земные расстояния для них не препятствие. Хоть радости паломнической поездки и придется отложить, помолиться блаженной Ксении Вы можете и дома. Решаясь читать акафист регулярно определенный срок, а не от случая к случаю, хорошо будет взять благословение у духовника или священника, которому обычно исповедуетесь. Где регулярно служится акафист блаженной Ксении, мне найти не удалось, попробуйте сами. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я долгое время носила неосвещенный крестик, сама я еще в детстве была крещена. Во время крещения мой крестницы мне его освятили, после того, как я его надела, у меня началась страшная слабость. Может ли быть такое, что крестик меня очищает? И вообще, можно ли это связывать с освящением крестика?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Понятие «крестик очищает» не верно – душу очищает покаяние. Поэтому, если совесть обличает в чем-то, хорошо пойти на исповедь. Связывать с освящением креста Вашу слабость не следует. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Я крестил у друга сына, могу ли я взять его за кума? Чтобы он покрестил мою дочь?

Александр

Да, Александр, это не воспрещается.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я бы хотела узнать ваше мнение. Мой дедушка очень суетливый человек, не может жить спокойно вообще, все время совершенно напрасно торопится и т.д. Бабушка говорит, что это его бесы подгоняют, и надо идти в церковь. Может ли быть такое? Я за собой замечаю, что я тоже неусидчивая, за многое хватаюсь, и все бросаю, загораюсь, и тут же охладеваю. Не знаю, что и делать...

Елизавета

Елизавета! Возьмите себе за правило читать утренние и вечерние молитвы из молитвослова, молиться в течение дня: перед едой и после, перед и после каждого дела. Так Вы будете более внимательно и ответственно относиться ко всему, а Господь своею благодатью будет помогать Вам в Ваших делах. Ходите в храм, чаще исповедуйтесь и причащайтесь, то есть больше времени уделяйте духовному. Всегда помните слова Спасителя: "Ищите прежде Царства Божия и правды его и все это (т.е. земное) приложится вам".

иерей Владимир Шлыков

Можно ли молиться дома без платка?

Ангелина

Ангелина! Бывают ситуации, когда нет возможности покрыть голову для молитвы, например, в дороге. В этом случае лучше помолиться без платка, чем не молиться вообще. Дома ничто не мешает надеть платочек, поэтому при домашней молитве голову надо покрывать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки. Великим постом была на соборовании, было очень много народу. Батюшки прочитали три раза Евангелие и три раза помазание, затем прочитали заключительную часть и возложили Евангелие на голову, считается Таинство полным? И как расцениваются мои сомнения насчет действия священников, как в этом грехе каяться (как его назвать)? Спасибо.

Наталья

Наталья, в идеале в таинстве соборования участвуют семь священников, поэтому число чтений и помазываний тоже семь. Учитывая последние распоряжения по совершению таинства соборования, семикратное помазание и чтение семи Евангелий не является обязательным. Вы можете не смущаться, а покаяться в том, что осуждали священников.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли спать на месте умершего до 40 дней?

Да, Татьяна, можно спать и до 40 дней, и после.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня сестра болеет очень (рак 3-4 степени), скажите, какие молитвы читать и ей, и мне? И еще, если человек не молится, а молюсь я за него, мои молитвы будут услышаны? Спасибо.

Снежана

Снежана, молиться друг за друга - наш долг любви к ближним. Эта любовь умилостивляет Господа, который сам есть Любовь. Читайте акафист иконе Богородицы "Всецарица", по возможности часто приглашайте батюшку, чтобы причащать и соборовать болящую.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда у меня день ангела? Кто мой покровитель? Какому ангелу молиться? Я родился 1 июня.

Дмитрий

Дмитрий, 1 июня Церковь чтит память святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Это Ваш святой покровитель. День Вашего рождения совпадает с Днем Ангела.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я некрещеная, в ближайшее время собираюсь принять крещение. Можно ли некрещеным осенять себя крестным знамением в церкви?

Анна

Анна, это не запрещено.

иерей Владимир Шлыков

С праздником! Батюшка, как поступать в ситуации, когда неверующие люди начинают при мне всячески злословить Бога, святых, и в целом говорить непотребства про православную веру, я начинаю ужасно злиться. Должна ли я молчать в этой ситуации - это будет малодушием или правильным поступком? Я знаю, что не смогу их убедить, но и молчать, мне кажется, неправильно. И ещё, батюшка, я дала маловерующему человеку прочитать книгу о Причащении, но он посмеялся и не поверил в то, что там было написано, грешна ли я в том, что так поступила? Спаси Вас Господь.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Авва Дорофей пишет, что в каждом деле есть восемь частей. Одна восьмая составляет само дело, а семь восьмых составляют сохранение мира в сердце. Что пользы человеку, если приобретет весь мир своей проповедью православия, а душу свою погубит? Начинаете злиться, значит, не дерзайте никого перевоспитывать, повернулась и ушла. Не надо поддерживать отношения, кроме вынужденного минимума (например, с родственниками и сотрудниками), с людьми враждебными Христу. Лучше потерять одну восьмую, чем все дело погубить. Потому что никого Вы не переубедите, даже если гору передвинете, а в сердце уже поселился гнев. Господь молчал перед лицом своих обвинителей. И Вы молчите. И лучше держитесь подальше от такого рода людей. Если глаз соблазняет тебя..., и т.д. И не мечите бисера своей веры перед свиньями. Не потому, чтобы мы считали неверующих свиньями и презирали их, нет. Но, нельзя накормить свинью жемчугом, он для нее не имеет никакой ценности, ей желуди нужны и ботва. И человеку неверующему не драгоценность Слов о Таинствах нужна, а самые элементарные доводы рассудка о необходимости целостного и обоснованного мировоззрения. Какую-нибудь увлекательную книжку, вроде "Потопа" Головина. Благословенье Господне на Вас.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня такой вопрос, извините, если проявляю невежество. Слышу постоянно, что то грех, и то грех, кругом грех, не знаешь, с каким из грехов нужно бороться в первую очередь. В Евангелии от Иоанна прочёл:" ... если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; ..." Можно -ли считать, что основной грех всё-таки - неверие в Христа и Его миссию? А остальное - это уже "метастазы"? Ещё раз извините, и спасибо.

Пивоваров Сергей

Здравствуйте, Сергей. Христианство называет грехом все то, что повреждает ткань природы бытия. Т.е. нашей собственной природы. Мать предупреждает ребенка: "Сереженька, не ешь сосульку, горлышко заболит". Это заповедь, но не сама заповедь закон, закон только обозначен этим предупреждением, а действует он в природе, это закон физики. Переохлаждение вызывает ангину. Об этом Сережа не знает, поэтому мама его предупреждает. Сережа не послушался, усомнился, и съел сосульку. Горлышко у него заболело. Пострадал он не потому, что нарушил заповедь, а потому что нарушил закон природы и повредил ее, - свою собственную природу. Не мама его наказала, давшая заповедь, а он сам. Грех родился в виде помысла: что мамы могут понимать в сосульках? И был реализован нарушением закона природы. Все заповеди Божии имеют такое же свойство, они обозначают для нас не видимые нами закономерности, законы бытия, форму существования нашей природы. Мы природу не видим, видим только поверхность, "кожу". Способность человека видеть природу была утрачена в результате грехопадения Адама, а мы его наследники. Мы на генетическом уровне получаем эту наследную болезнь духовной слепоты. Потому и понадобилось такое большое количество заповедей, что мы не видим природы. Если бы видели, то и в заповедях не нуждались бы. Взрослого человека никто не будет предупреждать о сосульке, он знает. Поэтому нет малых и больших заповедей. Ну хорошо, я выполняю заповедь не пить кислоту, но зато танцую по толченому стеклу. И что обо мне сказать можно? Неверие - это одна из начальных страстей, порождающей обильное потомство, однако, одной веры недостаточно. И бесы веруют, но остаются бесами. Вера подразумевает понуждение себя к жизни по вере, к осуществлению веры. Если хотите, христианин - это тот, кто любит Христа. А Христос прямо говорит, в чем выражается любовь: "Кто любит Меня, исполнит заповеди Мои". И знает Бог, что мы ни одной заповеди не можем исполнить как следует, но, тем не менее, именно это и поручает нам. Почему? Потому что практика жизни по заповедям открывает человеку саму природу греха в нем самом, приводит его к смирению, покаянию, и рождает молитву. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ведь Он гордым противится, а смиренным дает благодать. Помощи Божией.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. 1. В какие дни пост в среду и пятницу отменяется? 2. Что значит "принятие хульных помыслов"? Если я не могу забыть этот помысел, и он приходит ко мне снова и снова, значит ли это, что я принял этот помысел? Благодарю за ответ.

владислав

Доброго здоровья, Владислав. 1. Постов в среду и пятницу нет в сплошные седмицы. Это "святки" - от Рождества до Крещенского сочельника; неделя мытаря и фарисея; сырная седмица, или "масленица"; светлая, или Пасхальная седмица; Троицкая. А также если на среду или пятницу приходится Господский двунадесятый праздник: Рождество, Богоявление, Преображение. 2. Непроизвольные помыслы называются прилогом, они не являются грехом в собственном смысле слова, потому что возникают непроизвольно. Грехом будет внимание к ним, из него рождается собеседование с помыслом, затем принятие помысла, затем согласие с помыслом, а потом и готовность к осуществлению помысла. Бороться с греховными помыслами надо на стадии прилога, в крайнем случае, на стадии начального внимания. Помыслы надо отгонять краткой и настойчивой молитвой и чтением, питающим противоположные, благие помыслы. Бог в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Благословите, батюшка! У меня вопрос, который меня очень смущает. Я стараюсь исповедоваться и причащаться каждый месяц. И вот, в последний раз у меня не было покаяния перед исповедью и на исповеди. Я пыталась в себе выработать чувство сокрушения и слезы, но почти ничего не вышло. Только немножко. И на исповеди я не сказала всех грехов. Я их много говорила, но не все. Но я их обязательно скажу на следующей исповеди, потому что не люблю, когда совесть нечистая. А после исповеди и причастия, уже дома, я задумалась над собой, и мне Господь дал слезы, и почувствовала такую любовь к Богу, что мне ничего уже не надо было. И вот я думаю, неужели опять мне надо все эти грехи, которые я сказала, исповедовать? Спаси Господи!

Виктория

Здравствуйте, Виктория. Во-первых, не надо внушать себе сокрушение и слезы, это, говоря словами святителя Игнатия, кровяное разгорячение. Сокрушение сердца - это труд молитвы и покаяние, а слезы бывают не всегда, и не обязательно их наличие означает, что сокрушение есть, а их отсутствие - что сокрушения нет. Нам заповедано понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия. Если будете в этом трудиться, непременно Господь подаст познание грехов, которое именуется начальным смирением, и на нем сокрушение произрастет в содружестве с молитвой покаяния. Слезы вообще не показатель. Хорошо, когда они есть, если они действительно плач о грехах, а не жалость к себе. Слезы делают молитву легкой. Но надо знать, что не та молитва сильна, которая течет легко и непринужденно, а та, к которой приходится себя понуждать. Это труд, и он приятен Богу. Если пребудете в покаянии, то нет нужды в подробном отчете на исповеди. Господь всегда принимает покаяние. На исповеди же надо не отчитаться с детальной точностью о всех проделанных грехах, а назвать те страсти, с которыми мы безуспешно боремся и которые понуждают нас с насилием над нашей волей совершать грехи. Помоги Бог.

иерей Александр Белослюдов

ПОМИНАЮТ ЛИ УТОПЛЕННИКА НА 40 ДЕНЬ?

ЛЮДМИЛА

Здравствуйте, Людмила. Молиться надо за всех. Если человек погиб в результате несчастного случая, то должна быть и церковная, и домашняя молитва. А если сам себя погубил, то только домашняя.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня тяжелая ситуация в семье, муж ушел жить на другую квартиру, я осталась с сыном. Пару недель назад первый раз исповедалась и причастилась. Но последнюю неделю очень тяжело, муж ушел от нас 5 дней назад, навязчивые мысли постоянно, тревога, страх. Завтра есть возможность сходить на исповедь и Причастие, но начались критические дни. Как мне быть?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Чтобы Вас потом не уязвляла совесть, исповедуйтесь, но не причащайтесь. Держите в уме какую-нибудь краткую молитву, Иисусову или Мытареву, не занимайтесь самокопанием и самоедством. Пути Господни неисповедимы. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка Александр Белослюдов, здравствуйте! Хотела бы спросить у Вас. Пою в церковном хоре, и всегда стараюсь одеваться очень просто и скромно, платочек ношу, как бабушки, перевязав под подбородком. За это мне другие певчие (некоторые) делают замечание, что слишком уж скромно одеваюсь, что похожа на старушку, и что мой муж (он нецерковный человек, к сожалению) скоро перестанет на меня обращать внимание, если я и дальше буду так одеваться, не краситься и т.д. Как поступить в такой ситуации? И ещё. Можно ли читать дома после правила такие последования, как шестопсалмие, повечерие, полунощница и пр.? Мне очень нравятся эти молитвы из Часослова. Спаси Господи!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Не обращайте внимания на пересуды. Ваш облик должен соответствовать внутреннему образу. Все искусственное нежизнеспособно. Часослов читать не возбраняется, но не умножайте свое правило сверх меры. Отцы говорят, что лучше и полезнее, если со временем появляется искреннее желание, и даже потребность, прибавить несколько молитв к обычному правилу. Но беда, если под влиянием плотского разгорячения мы создаем себе огромное правило, а потом по немощи, усталости, и еще по какой причине, начинаем от него отступать. Полчаса для домашней молитвы вечером - оптимальная продолжительность. Ангела в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня интересует вот такой вопрос. Из семьи, спустя 17 лет, ушел муж и отец 7-ми летнего сына... ушел к любовнице... Мы с сынишкой очень тяжело переживаем, любим его и хотим его вернуть. Прошу помочь, подсказать, какие молитвы мне лучше читать для воссоединения семьи, и как молиться ребенку? Он сейчас, молясь, просит у Господа и своего Ангела-Хранителя, своими словами. Говорят, детская молитва очень сильная. Просветите по этому вопросу, пожалуйста.

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина - часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.

Сами часы нами читаются: третий и шестой - перед литургией, девятый - перед вечерней, первый - после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша - «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.

Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.

В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось - по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это - костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.

Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10-15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба - малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте - в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.

Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.

В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», - и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!

Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.

Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.

Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.

Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.

«Церковь осознает наше земное время как священное время спасения. Это относится не только к церковному году с его кругом праздников, но и к каждым суткам с их вечерней, повечерием, полунощницей, утреней и часами. Освящение времени - это ключевая цель Часослова как книги» - сказал священник Михаил Желтов на круглом столе, который прошел в рамках международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

15 апреля в Даниловом монастыре в Москве прошла международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованная

Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ее ректора, митрополита Волоколамского Илариона. Конференция прошла в две сессии. Во время научной сессии конференции свои доклады представили: профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов ; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Виноградов ; санкт-петербургский исследователь Евгений Слива ; профессор римского университета святого Ансельма Стефано Паренти ; заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской Духовной академии священник Михаил Желтов ; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов ; заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» Александр Ткаченко .

Вторая сессия конференции, посвященная церковно-практическим вопросам, прошла в форме круглого стола. Помимо выступавших с научными докладами, в нем приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов) , настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов , ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин , преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.

Вечерня, утреня, часы

Игумен Петр (Мещеринов) заметил, что современная практика совершения вечерни и утрени может быть приведена в большее соответствие содержанию литургических текстов путем совсем небольших изменений - например, опущения слова «утром» в просительной ектении утрени или замене совершенной формы глаголов несовершенной в священнических молитвах этой же службы.

Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (а кто не хочет, того и заставлять не стоит), благо ее текст многократно издавался специально для новоначальных - с переводом и комментариями. Но с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет в нем разобраться и все в этой службе понимать. И дело тут даже не в структуре всенощной и не в утомлении от ее продолжительности.

Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь - издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным издательством ПСТГУ и другими. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», - поделился наблюдением прот. Максим Козлов.

Второй, и важнейший, путь - петь понятно и читать отчетливо. Как подчеркнул протоиерей Максим, сказано об этом уже очень много, но, видимо, процесс улучшения качества исполнения богослужебных текстов нужно каким-то образом контролировать. Священноначалие могло бы поощрять тех клириков, у кого в храмах читают и поют хорошо - и наоборот.

Также настоятель университетского храма заметил, что нужно как-то соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» - такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.

При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «Не колебать того, что твердо стоит».

Правило для каждого

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг православного мирянина - это отнюдь не Часослов, но вечерние и утренние молитвы из Молитвослова, тогда как всенощная и литургия составляют не суточный, а фактически «недельный» круг.


Игумен Петр (Мещеринов)

Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».

Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, - осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», - считает он.

Священник Михаил Желтов обратил внимание на то, что круг суточных служб, содержащихся в Часослове и регламентируемых богослужебным уставом, сложился в условиях совершенно иного, по сравнению с современным, укладом жизни. В мегаполисе XXI века вряд ли можно ежедневно начинать утреню по уставу, то есть в 3-4 часа ночи. Поэтому проблемы осмысления современного уклада жизни с точки зрения церковной молитвы и освящения ритма жизни современного человека - весьма серьезны. Кроме того, священник Михаил заметил, что с точки зрения содержания современные вечернее и утренее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.

Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает службы Часослова», - напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не состыкованы ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.

По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. В дни больших праздников место покаянного канона перед Причащением вполне может заменить праздничный. Также и причастившись, человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы обратиться к Богу словами благодарения по преимуществу. «Хорошо бы - подытожил прот. Максим Козлов, - чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».

Участники круглого стола единодушно согласились с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова - например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем - осознаннее.

На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны еще многие обсуждения, а в итоге - решения священноначалия.

В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – 1-3 после полудня.

Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.

Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).

3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.

В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.

Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех.

Последование их находится в Следованной Псалтири. Последование изобразительных, называемое также обедница, – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием. По своему положению в ряду других суточных служб изобразительные соответствовали той части Божественной литургии, которая записывалась не в Евхологии, а в Типиконе. Под названием изобразительные и обедница это последование известно и в соединении с Божественной литургией, и отдельно от нее.

В дни Великого поста, когда на утрене поется «Аллилуиа», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрене поется «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа. Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: