Можно ли католичке быть крестной у православного. Кто такие католики

Кратко:

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин.Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому чтоглавная обязанность крестного - помогать ребенку вырасти в православной вере.

Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.

После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.

Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек - не слушайте суеверные опасения!

Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники - бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.


Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День“.

- Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

Быть крестным - и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, - это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

- А что подарить крестнику?

Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины - это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

- А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

- Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

- А кто не может быть крестным?

Разумеется, не могут быть крестными нехристиане - атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация - если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены - тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

- А кто из родственников может быть крестным?

Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

- Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии - католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни - по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестной матери. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

- Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

- Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

Добрый день, отец Александр!
У меня сложилась очень сложная ситуация, это терзает меня уже некоторое время, я не смогу написать коротко, поэтому заранее извиняюсь за потраченное Вами время.
Меня в детстве крестили в православии, с тех пор в православной церкви я не была - так сложилось. Ни крестные, ни семья мне Любовь к Богу не привили, ибо сами далеки были от этого. Более того, в юности и подростковом возрасте я творила много плохого и считала себя атеисткой. Когда училась в университете, познакомилась с парнем из большой религиозной семьи. Потихоньку он начал мне рассказывать о Боге, о религии, о Церкви, а потом, как-то почувствовав мой интерес и стремление к этому, отвел меня в католический Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (в Москве, родом я оттуда), и там я пришла к Богу и к вере сама, очень долго ходила туда, хотя с парнем мы давно расстались. Прошли годы, и Бог свел меня с моим мужем - он латыш, и я переехала жить к нему в Латвию, хотя мои родственники, как Вы понимаете, были очень огорчены моим решением, и это один из поводов наших недопониманий - они все время думают, что я здесь временно, хотя я живу тут уже шесть лет. Мы оформили брак, но он некрещеный (хотя лучше многих тех, кто бьет себя в грудь, что он верующий), он даже боится заходить в храм, дабы не осквернить чувства прихожан и служителей Бога. Пока мне не удается уговорить его обвенчаться, а, значит, я не могу перейти в католицизм, который мне близок по духу и в церковь которого я хожу, но я очень хочу это сделать и не могу считать себя православной - это было бы нечестно, но считаю себя христианинкой и хочу воссоединения Церквей.
Недавно моя сестра попросила меня стать крестной ее дочери, и я согласилась с радостью! Просила ее узнать на родине все подробности, так как я могу приехать только ненадолго в Россию на само крещение, а если надо пройти учение, как у католиков, то я бы прошла его здесь, у себя. Она сказала, что не хочет меня утруждать, и нашла храм, где никакого учения не требуется (я не буду утомлять Вас своими соображениями на этот счет), я ответила, что все равно схожу в храм и спрошу у батюшки все интересующие меня вопросы, так как для меня это ответственный шаг. Перед походом к батюшке я решила прочитать подробнее, как у православных проходит эта церемония, и первое, что я обнаружила, это то, что крестная обязательно должна быть православной. Отец Александр, но ведь у католиков, протестантов совсем иначе - даже православный может крестить лютеранина, так есть и в семье моего мужа, да и это тут повсеместно - Латвия многоконфессиональна, я совсем не могла этого предположить. Я поделилась своими сомнениями с сестрой, которая обвинила меня в том, что я сорвала именины (сказала мне, что я меняю Бога), так как деньги уже уплачены, фотограф заказан, крест куплен и т.д. Мне было очень обидно, ведь я не чувствую вины за то, что сама решила более ответственно подойти к этому и сделала этим всем только хуже. Мы поругались очень сильно и теперь я не знаю, что делать дальше, как общаться с родными тебе людьми, делающими тебе больно (это не первый случай). Подскажите направление, куда "смотреть", отец Александр.
Хорошего вам дня!
С уважением, Екатерина.

Екатерина
Кекава
Латвия
Другое

Институт восприемничества (крестных) возник в элинской среде. Он закрепился следующим образом: религиозные знания и опыт передавался от учителя к ученику.
Церковь вручала ученика в руки учителя, который получал права и обязанности пастыря для человека. Некоторые видят в запрете иметь учителем своих биологических родителей индоарийскую ведическую традицию, которая соблюдалась у элинов в обучении философии (точнее всякой книжной премудрости).

Восприемник получает от церкви того, кто готовится к крещению. Восприемник должен передать свои религиозный и духовно-аскетический опыт и знания воспринимаемому. Восприемник - главный участник оглашения. В классический период восприемником могли быть только диаконы и диаконисы (или выше по иерархической лестнице).
Крещение совершалось над оглашенным только тогда, когда восприемник свидетельствовал о том, что он всему научил, и веру испытал.
Если крестят младенца, то обещанием восприемника является воспитать младенца к первой исповеди, когда крещенный сам, сознательно, произнесет за себя обеты крещения.

добавлено: 19 дек 2014

К религиозному опыту в первую очередь относится вера. Плоть веры - хранение правил веры (догматов).
Если бы католик имел православную веру, он бы назывался православным.
Дело в том, что мы человека крестим не в абстрактное христианство "со всем хорошим", а приживляем ветвь к Лозе - Телу Христову - Церкви.

Если крестится младенец, то его восприемник (крестный) видится как строитель Храма Святого Духа. В Библии же описан эпизод, как евреи отказали самарянам допутить их к строительству Иерусалимского храма. Самаряне отличались от иудеев "некоторыми деталями богопочитания". Приблизительно так, как мы отличаемся от католиков и протестантов.

добавлено: 19 дек 2014

Если восприемник принимается осознано, для дела, то таким может быть только человек, опыту и знанию которого Вы можете доверять.
Признаки того, что Ваш кандидат в восприемники не годится: он не верит Христу, что необходимо причащаться, исследовать Писания, и не оставлять молитвеннго собрания. Свое мировоззрение он может продемонстрировать делом. Кроме того он совсем не годится, если он не слушает Церкви в ее правилах веры. Например, в учении о Троице или Церкви (то есть в том, в чем у нас наибольшие противоречия с католиками, что отражено в Символе веры и в катехизисе - нашем и ихнем).
Признаком того, что католик принимает учение Церкви, является Чин воцерковления католика, где тот твердо отрекается от всех заблуждений Рима.

Если Вы хотите пригласить друга в качестве декоративного персонажа в Вашем семейном кругу, то Вы можете избрать любого, кто сможет прочесть без ошибки Символ веры, и твердой рукой продержать Вашего ребенка 15 минут.
Надеюсь, Вы соответственно не доверите слепому вести Вашего, еще не зрячего младенца, к его яме, и будете воспитывать в православной вере своего ребенка сами. Перечеркнем ведические традиции брахмачарьи (кажется так)!

С тех пор, как восприемники стали свадебными генералами на Брачном пире Агнца, с тех пор можно приглашать в качестве восприемника кого хотите. У нас крестными бывают и мусульмане, и атеисты. Так что тихий добрый католик в наше славное время - это уже благо (к примеру, свт. Луку Войно-Ясенецкого к Богу привел его добрый мягкий католик-поляк - его отец Феликс, мать же его была слишком либеральна в религиозных вопросах).

добавлено: 19 дек 2014

Если Вы все-таки пожелаете избрать крестным католиком, поищите себе очень начитанного и диалектически подвижного священника. Я, например, знакомился с Церковным правом по учебнику Одесской семинарии, где черным по белому написано "НЕЛЬЗЯ" (и указано обоснование). Весьма уважаемая книга Ципина мне, ригористу, говорит, что тоже нельзя. Но далее указывается, что в некоторой уважаемой многими литературе с неизвестным автором, говорится, что иногда можно. То есть произнесен сначала ясный запрет, а потом, в качестве научного дискурса, предоставлено иное мнение, с высказыванием большого сомнения в его качестве.
Мне подобный прием видится так: открываем учебник по Терапии, и читаем: человек ест через рот. Но если очень нужно, то можно... Я могу перечислить десяток методов введения пищевой или питательной смеси не через рот. Так что будьте рассудительнее.

добавлено: 19 дек 2014

А выбор "по любви" - вообще странно. Обычно приглашают по соответствию: поваром того, кто хорошо готовит, машину ремонтировать - автослесаря, лечить - врача, крестить - верующего той церкви, в которую крестят (Церковь - Тело Христово, поэтому в нее верят, и в нее крестят).
Навряд ли будет правильным, если Вы будете врача выбирать не по квалификации, а по дружбе с ним: уролога в лечении глазных болезней. А в случае с католиком, Вы позовете шахматиста учить боксу.

У меня много друзей неправославных: мусульман, католиков, сектантов. Иудеев. Я их люблю и дружу с ними не ради общности веры. Поэтому не обижусь, если меня не позовут "восприемником" в мечеть, синагогу, костел. Я даже обязательно приду на домашний праздник "по поводу", а вот становиться учителем юного католика в его катехизисе, я не смогу. Или мне придется лицемерить, уча о том, во что я не верю.

А поминание католиков в церкви - это сфера традиций, а не знак принадлежности к Церкви. Например, на каждой литургии я поминаю "власти и воинства", будучи уверенным, что часть наших властей и воинств - сектанты, мусульмане, атеисты, униаты, сатанисты. И такая коллизия появилась не сегодня, а при апостолах.

Ирина, Москва

Где крестить ребенка, если мать католичка, а отец православный?

Добрый вечер. У меня с мужем возник спорный вопрос: где крестить сына. Помогите, пожалуйста, разобраться. Я родилась в Житомире и до 29 лет жила там, а чуть больше года назад вышла замуж за россиянина и переехала жить в Москву. 2 месяца назад у нас родился сын, и мы задались целью его крестить, но у нас возникают большие разногласия. Кратко о нас: мы с мужем христиане, но исповедуем разные веры, и до женитьбы вопрос о будущем крещении детей и венчании (имеем намерение повенчаться) мы не поднимали. Я католичка, и меня воспитывали в любви к Богу. Бабушка и мама занимались нашим религиозным воспитанием (у меня ещё 2 сестры), я верю в Бога, ходила в костёл (сейчас я делаю это реже, потому что на всю Москву всего 3 костёла и не всегда есть время, чтобы добраться туда и побыть на мессе), ходила на крестный ход в Бердичев и др. Также я почитаю православных святых. Мой муж - православный, и вся его семья тоже. Он верит в Бога, носит крестик, но в церковь ходит очень редко (на большие праздники и только поставить свечку). А в семье у них к церкви никто не приучен, люди туда не ходят и, по-моему, не считают нужным. Вот я и говорю мужу, что хочу, чтобы сын принял католическую веру, так как заниматься воспитанием, в том числе религиозным, буду я, а он ни в какую, говорит: «Сын родился на православной земле, значит православным будет». Я ему говорю, что если он и мама его будут водить сыночка в церковь (потому что я не знаю, какие там правила, я даже молитв их не знаю), то я не против крестить его там, но делать это они не будут! А начинать «двойную жизнь» - крестить в одном месте, а водить к Богу в другое - это неправильно. На этой почве мы ссоримся, а здесь ещё и мама его категорически заявила, что она против крещения в католичестве. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно поступить, чтобы и сыну было хорошо, и мы все не разругались.

Всё в вашей ситуации очень сложно. Понимаю, что могу быть не понят, но вы обратились к священнику Русской Православной старообрядческой Церкви, постараюсь, как смогу, объяснить ситуацию с моей точки зрения.

«Православие » — не географический термин, дело в вероисповедании, т.е. не в названии, а сознательном подходе к вере! Догматы христианства и церковные законы не могут быть чем-то внешним для человека. Христианин либо живет христианской жизнью, т.е. старается соблюдать свою душу в чистоте, в готовности предстать перед Богом, либо он уже и не христианин вовсе. 80-е правило 6-го Вселенского Собора гласит:

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но, пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех недель не придёт в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

В Москве совершенно замечательно ходит метро и другой транспорт. Живя в этом городе, можно ссылаться на что угодно в качестве оправдания за непосещение церковных служб, но, согласитесь, скорее всего, причина в нерадении вашем и семьи мужа. Они, называя себя «православными », имеют меньше оправданий, т.к. домашняя молитва и посещения храмов при желании не составят сложностей. И для них и для вас же при желании появится и возможность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: