Кратко:
Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин.Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому чтоглавная обязанность крестного - помогать ребенку вырасти в православной вере.
Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек - не слушайте суеверные опасения!
Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники - бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День“.
- Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
Быть крестным - и почетно, и ответственно.
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.
Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, - это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
- А что подарить крестнику?
Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины - это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.
- А как мне выбрать крестных для своего ребенка?
Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.
- Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?
Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
- А кто не может быть крестным?
Разумеется, не могут быть крестными нехристиане - атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
Исключительная ситуация - если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены - тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
- А кто из родственников может быть крестным?
Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
- Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии - католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни - по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестной матери. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.
Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
- Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
- Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
Добрый день, отец Александр!У меня сложилась очень сложная ситуация, это терзает меня уже некоторое время, я не смогу написать коротко, поэтому заранее извиняюсь за потраченное Вами время.
Меня в детстве крестили в православии, с тех пор в православной церкви я не была - так сложилось. Ни крестные, ни семья мне Любовь к Богу не привили, ибо сами далеки были от этого. Более того, в юности и подростковом возрасте я творила много плохого и считала себя атеисткой. Когда училась в университете, познакомилась с парнем из большой религиозной семьи. Потихоньку он начал мне рассказывать о Боге, о религии, о Церкви, а потом, как-то почувствовав мой интерес и стремление к этому, отвел меня в католический Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (в Москве, родом я оттуда), и там я пришла к Богу и к вере сама, очень долго ходила туда, хотя с парнем мы давно расстались. Прошли годы, и Бог свел меня с моим мужем - он латыш, и я переехала жить к нему в Латвию, хотя мои родственники, как Вы понимаете, были очень огорчены моим решением, и это один из поводов наших недопониманий - они все время думают, что я здесь временно, хотя я живу тут уже шесть лет. Мы оформили брак, но он некрещеный (хотя лучше многих тех, кто бьет себя в грудь, что он верующий), он даже боится заходить в храм, дабы не осквернить чувства прихожан и служителей Бога. Пока мне не удается уговорить его обвенчаться, а, значит, я не могу перейти в католицизм, который мне близок по духу и в церковь которого я хожу, но я очень хочу это сделать и не могу считать себя православной - это было бы нечестно, но считаю себя христианинкой и хочу воссоединения Церквей.
Недавно моя сестра попросила меня стать крестной ее дочери, и я согласилась с радостью! Просила ее узнать на родине все подробности, так как я могу приехать только ненадолго в Россию на само крещение, а если надо пройти учение, как у католиков, то я бы прошла его здесь, у себя. Она сказала, что не хочет меня утруждать, и нашла храм, где никакого учения не требуется (я не буду утомлять Вас своими соображениями на этот счет), я ответила, что все равно схожу в храм и спрошу у батюшки все интересующие меня вопросы, так как для меня это ответственный шаг. Перед походом к батюшке я решила прочитать подробнее, как у православных проходит эта церемония, и первое, что я обнаружила, это то, что крестная обязательно должна быть православной. Отец Александр, но ведь у католиков, протестантов совсем иначе - даже православный может крестить лютеранина, так есть и в семье моего мужа, да и это тут повсеместно - Латвия многоконфессиональна, я совсем не могла этого предположить. Я поделилась своими сомнениями с сестрой, которая обвинила меня в том, что я сорвала именины (сказала мне, что я меняю Бога), так как деньги уже уплачены, фотограф заказан, крест куплен и т.д. Мне было очень обидно, ведь я не чувствую вины за то, что сама решила более ответственно подойти к этому и сделала этим всем только хуже. Мы поругались очень сильно и теперь я не знаю, что делать дальше, как общаться с родными тебе людьми, делающими тебе больно (это не первый случай). Подскажите направление, куда "смотреть", отец Александр.
Хорошего вам дня!
С уважением, Екатерина.
Екатерина
Кекава
Латвия
Другое
Ирина, Москва
Где крестить ребенка, если мать католичка, а отец православный?
Добрый вечер. У меня с мужем возник спорный вопрос: где крестить сына. Помогите, пожалуйста, разобраться. Я родилась в Житомире и до 29 лет жила там, а чуть больше года назад вышла замуж за россиянина и переехала жить в Москву. 2 месяца назад у нас родился сын, и мы задались целью его крестить, но у нас возникают большие разногласия. Кратко о нас: мы с мужем христиане, но исповедуем разные веры, и до женитьбы вопрос о будущем крещении детей и венчании (имеем намерение повенчаться) мы не поднимали. Я католичка, и меня воспитывали в любви к Богу. Бабушка и мама занимались нашим религиозным воспитанием (у меня ещё 2 сестры), я верю в Бога, ходила в костёл (сейчас я делаю это реже, потому что на всю Москву всего 3 костёла и не всегда есть время, чтобы добраться туда и побыть на мессе), ходила на крестный ход в Бердичев и др. Также я почитаю православных святых. Мой муж - православный, и вся его семья тоже. Он верит в Бога, носит крестик, но в церковь ходит очень редко (на большие праздники и только поставить свечку). А в семье у них к церкви никто не приучен, люди туда не ходят и, по-моему, не считают нужным. Вот я и говорю мужу, что хочу, чтобы сын принял католическую веру, так как заниматься воспитанием, в том числе религиозным, буду я, а он ни в какую, говорит: «Сын родился на православной земле, значит православным будет». Я ему говорю, что если он и мама его будут водить сыночка в церковь (потому что я не знаю, какие там правила, я даже молитв их не знаю), то я не против крестить его там, но делать это они не будут! А начинать «двойную жизнь» - крестить в одном месте, а водить к Богу в другое - это неправильно. На этой почве мы ссоримся, а здесь ещё и мама его категорически заявила, что она против крещения в католичестве. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно поступить, чтобы и сыну было хорошо, и мы все не разругались.
Всё в вашей ситуации очень сложно. Понимаю, что могу быть не понят, но вы обратились к священнику Русской Православной старообрядческой Церкви, постараюсь, как смогу, объяснить ситуацию с моей точки зрения.
«Православие » — не географический термин, дело в вероисповедании, т.е. не в названии, а сознательном подходе к вере! Догматы христианства и церковные законы не могут быть чем-то внешним для человека. Христианин либо живет христианской жизнью, т.е. старается соблюдать свою душу в чистоте, в готовности предстать перед Богом, либо он уже и не христианин вовсе. 80-е правило 6-го Вселенского Собора гласит:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но, пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех недель не придёт в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
В Москве совершенно замечательно ходит метро и другой транспорт. Живя в этом городе, можно ссылаться на что угодно в качестве оправдания за непосещение церковных служб, но, согласитесь, скорее всего, причина в нерадении вашем и семьи мужа. Они, называя себя «православными », имеют меньше оправданий, т.к. домашняя молитва и посещения храмов при желании не составят сложностей. И для них и для вас же при желании появится и возможность.