Принятие католической веры. Переходный период: Как православные становятся католиками

Тридцатишестилетний кубинец архимандрит Иероним (Эспиноза) был известным ученым-химиком и выпускником католического богословского учебного заведения. Однажды он случайно попал на службу в православный храм и после этого резко изменил свою жизнь, принял монашество и посвятил себя служению Православной Церкви

Католик с высшим теологическим образованием, окончивший семинарию, неожиданно принимает православную веру. Более того - его рукополагают в сан православного священника. Как же такое случилось?

Это было действительно неожиданно. Если бы за десять лет до этого мне сказали, что однажды я покину Римо-католическую церковь и перейду в другую конфессию, тем более в Православие, - я бы не поверил. Я говорю «тем более в Православие», потому что в католических церковных кругах Кубы о православии почти ничего не знали, а когда о нём всё-таки заходила речь, в связи с ним непременно упоминали беспорядок, невежество и отступление от веры! Церковное образование я получил у иезуитов, известных своей особой преданностью папскому престолу.

Я абсолютно уверен, что мое обращение было промыслительным. Первый раз я пришёл в православный храм св. Николая в Гаване с любопытством студента, изучающего древнегреческий язык, - хотел найти там древние тексты и ни о чём более не помышлял. Но тогда, в час Вечерни, я понял (не столько умом, сколько душой), что существует нечто другое, именно то, чего мне не хватало столько времени в католических службах, хотя я этого и не осознавал. Так я постепенно стал приближаться к Православию и всё серьёзнее изучать его.

«Как мог сменить веру католик с теологическим образованием?»

В первую очередь благодаря молитве. Мне очень помогли Отцы Церкви - читая их труды, я постепенно начал понимать многое и видеть некоторые вещи в другом свете.

Обрели ли вы душевное спокойствие и совершенство приближения ко Христу после перехода в другую Церковь?

Душевное спокойствие - определённо. Именно это является причиной моего обращения, потребность в богословских изысканиях появилась уже потом. В Православии я нашёл то, чего мне не хватало в латинской церкви, в Православии я нашёл духовную, эсхатологическую составляющую. В католической церкви сильнее составляющая катехизаторская, позитивистская, академическое знание. Ей недостаёт элемента духовного и священнотаинственного. Я не говорю, что образование не важно, напротив, как академическое, так и духовное образование вкупе с молитвой помогают нам в нашем пути к Богу, но прежде всего - именно молитва, непрестанная молитва.

Если Христос - Единый, Неделимый и Неразделённый, как мы можем утверждать, что наша вера более правильна (так сказать, мы Его «правильнее славим»)?

Я лично могу предложить вам такой опыт. Оставим на мгновение богословие и рассмотрим проблему с точки зрения нерелигиозного человека. Мы проведём этот опыт в практических целях. Я спрошу: какая Церковь из всех церквей и сект мира происходит непосредственно от апостолов и самого Христа? Ответ несложен. А какая из них сохранила единое богословское учение и традицию на протяжении веков? Сохранила единство, когда другие, например копты или латиняне, отделились от её ствола? Думаю, ответ очевиден. Это Православие.

Ради духовного сана Вы оставили даже занятия химией…

Мои занятия точными науками в целом - не только химией, но и математикой, а в особенности молекулярной физикой, очень помогли мне в духовной жизни. Это может показаться странным, но лично мне они помогли понять законы физического функционирования Вселенной (по крайней мере, вплоть до границ, очерченных наукой). Это укрепило мою веру в Бога и мою жизнь как клирика. Верующий человек и в науке и физических законах видит волю и руку Божию - именно там, где другие ищут основание для своего неверия.

Отметили ли вы какие-либо различия по существу между греческим и католическим богословием?

Различий множество. Существует общая основа: период истории Церкви до последнего Вселенского собора, примерно до IX века, когда на Западе начинается господство франков после победы Карла Великого. Затем пути и обеих Церквей, и их богословия стали расходиться всё сильнее и сильнее. Мы больше не можем говорить о едином богословии. Сейчас латинское богословие, особенно академическое, основано большей частью на учении блаженного Августина и Фомы Аквинского. Из теологии Фомы Аквинского проистекает все западное богословие, которое вот уже почти тысячу лет отдалено от православного. Новые догматы, новые богословские решения, папские энциклики (которые вместе с догматом о непогрешимости папы имеют догматический характер) и новые движения, такие, как теология освобождения, заполнили академическую нишу на Западе. Православные же богословы избегали новшеств, стараясь сохранить учение отцов Вселенских Соборов - не в неподвижности, как нас обвиняют католики, а, напротив, придавая богословию его подлинный характер. Поэтому в прошлом веке о. Иоанн Романидис выдвинул идею об опытном богословии, т.е. о богословии, происходящем не только от академического знания, но и от опыта обожения.

Сейчас единственная религия, которая продолжает распространяться, - это ислам. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Не только ислам - ещё и протестанты, мормоны и многие другие. За это мы несём большую ответственность. Они просто заполняют не занятые нами ниши. И когда я говорю, что это наша личная ответственность, я имею в виду не одну лишь Церковь - и власти, и правительство, и каждого из нас. Когда Церковь не ведёт духовно-просветительскую работу, когда власти не только не интересуются деятельностью церкви, но и порой ей мешают, когда правительство во имя псевдодемократии принимает в парламенте законы, нарушающие священные каноны (как в случае легализации абортов), когда мы с гордостью называем себя православными христианами, но порог храма переступаем только на Пасху и Рождество или же становимся «эхом» СМИ, обвиняя Церковь и её иерархов на основании первых же «желтых» новостей - тогда мы оказываемся союзниками еретиков и предателями нашей родины, основание и столп которой - православная вера и кровь тысяч мучеников, отдавших жизнь за свободную и православную Грецию.

Как Вы считаете, находит ли нынешняя проповедь Церкви отклик среди верующих? Может быть, растущее безбожие объясняется неспособностью Церкви к убеждению?

Церковь на протяжении всей своей истории многое испытала, переживала периоды и упадка, и расцвета. В нашу эпоху мы испытываем не только экономический кризис, но и кризис традиционных ценностей. И в целом, проанализировав нынешнюю ситуацию, вы увидите, что все религиозные системы переживают кризис. Мир потерял надежду, и люди пытаются найти решение проблем путём поиска новых ощущений. Я верю, что вера во Христа - источник единственной надежды, которая может вознаградить человека. Вне Христа надежды нет. Долг всей Церкви и каждого верующего в отдельности - дать надежду этому миру. Церковь должна обновить свой евангельский характер и вновь понести миру благую весть, мир сегодня нуждается в том, чтобы услышать её голос, но звучащий с той силой, с какой он звучала в апостольскую эпоху, и, самое главное, со свидетельством веры, с любовью.

Другие церкви и религии имеют божественное происхождение или являются изобретением людей?

Церковь - Единая, Кафолическая и Апостольская, Богом создана, Богом живёт и к Богу движется. Все другие есть не что иное, как напрасное стремление неразумных людей к счастью, надежде и спасению.

Самое главное, чего Церковь ожидает от желающего к ней присоединиться - твердого и сознательного Евангелия Иисуса Христа и решимости следовать за Божественным Учителем, с готовностью пройти под Его руководством через все перипетии земного и даже небесного существования. Без этого ключевого момента - личной преданности и веры Иисусу Христу - говорить о присоединении к Его Церкви можно только в некоторой перспективе.

Второе важное условие - исповедание, т.е. принятие за окончательную и необсуждаемую истину, содержимого Никейского , который Католическая Церковь зафиксировала в качестве ключевого норматива веры в далеком IV веке:

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, единосущного с Отцем, чрез Которого всё сотворено.

Для нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребённого. И воскресшего в третий день согласно с писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего по правую руку Отца. И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

Во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Символ веры заключает в себе все важнейшие католические постулаты, отталкиваясь от которых мы приходим к признанию авторитета Христовой Церкви - единой, святой, вселенской (в оригинале - католической) и апостольской. Именно Церковь названа апостолом «столпом и утверждением истины» (1Тим 3:15), поэтому вера в Церковь Иисусову также важна, как и вера в Самого Иисуса, что и провозглашает Символ веры. Соответственно, уверовав во Христа и доверившись Ему, мы принимаем руководство Его Церкви и во всем, что касается веры и нравственности, следуем ее наставлениям. На практике это выражается в послушании церковному разуму, учащему посредством вселенских и поместных соборов, в послушании уполномоченным учителям и пастырям.

Переход из Православия в Католичество

Содружество поместных церквей, условно называемое Православной Церковью*, является наиболее близким по вероисповеданию к Католической Церкви, поэтому переход из «православия» в католичество наиболее легок и прост.

Все православные таинства - крещение, миропомазание, венчание, священство - Католическая Церковь признает, а потому при переходе православному не нужно проходить их заново. Для того, чтобы стать католиком, нужно просто подойти к ближайшему католическому священнику и попросить его принять вас в качестве члена Вселенской Церкви. В некоторых случаях, после личного собеседования, священник может направить на катехизацию, т.е. курс изучения Писания и Предания, но чаще всего, если результат собеседования будет удовлетворительным, вас просто попросят прочесть Никейский символ веры, и с того момента вы уже будете полноценным членом католической общины. Никакого специального «чина присоединения» к Католической Церкви помимо крещения и миропомазания не существует.

Переход в Католицизм из протестантизма

Переход в Католическую Церковь из протестантских церквей - таких как лютеранская, пресвитерианская, методистская, баптистская, пятидесятническая или какая-либо другая церковная община, исторически преемственная протестантской Реформации - чуть более сложен в силу ряда принципиальных отличий в учении и практики у католиков и протестантов.

Водное крещение, совершенное в церкви, где исповедуют правильную апостольскую веру в Триединого Бога, Католическая Церковь признает как истинное духовное рождение не зависимо от того, кем и в каком возрасте верующий был крещен. Но все остальные таинства - брак, миропомазание, священство - нужно будет повторить.

Дело в том, что эти таинства, передающие те или иные дары Святого Духа, обретаемы только в цепи апостольских рукоположений, восходящей к Самому Христу и Его апостолам. В результате Реформации учение и практика церковных таинств в отделившихся от Католической Церкви общинах были сущностно искажены, что повлекло разрыв преемственности Святого Духа. Поэтому для ищущего истину протестанта нужно будет как бы пройти духовно путь вспять, вернуться к утраченным истокам Божественной Истины и харизматов (даров Святого Духа).

Католическая Церковь для протестантов является родной матерью, она говорит с вами на одном языке, мыслит в понятных для вас категориях, служит человечеству так же, как служат многочисленные протестантские миссии, разбросанные для святого Евангелия по всему земному шару. Здесь вы сможете реализовать все ваши дарования и инициативы в служении Христу. Для этого в Католической Церкви разработано множество инструментов - многочисленные братства, конгрегации, ордена, миссии, содружества, союзы, у каждого свое призвание, у каждого свои задачи и цели, дополняющие главную цель Католической Церкви: являть присутствие Христа в этом мире вплоть до скончания веков.

Процесс воцерковления в Церковь-Матерь не будет для вас скучным. Вам также как и православным нужно начать с собеседования с католическим священником, который и разработает для вас надлежащую схему присоединения к Церкви.

Чаще всего, экс-протестант проходит полный курс катехизации, длящийся от двух-трех месяцев до года, в ходе которого будет ознакомлен с основами церковного учения, с историей, богословием и практиками Католической Церкви. Затем, если вы до того не были крещены в Православной Церкви, вам уделят таинство миропомазания (передачу Святого Духа, осуществляемую возложением рук апостольских после крещения - см. Деян. 11 гл.) и вы сможете приступить к исповеди и Причастию Господнему.

В какую из Католических Церквей лучше переходить?

Возможно, это не всем известно, но в рамках Католической Церкви существует большое разнообразие поместных католических церквей, имеющих различные обряды богослужения, различные традиции благочестия и собственные богословские школы. Наиболее известная из таких поместных церквей - Римско-католическая Церковь . Она является наиболее крупной католической церковью с древнейшей историей и аутентичной западной обрядовостью. Во многих городах Украины, России и других странах экс-СССР именно РКЦ более всего распространена.

Другая известная и многочисленная Церковь - Греко-Католическая . В зависимости от страны вашего проживания, это может быть Украинская, Российская, Белорусская, Русинская, Румынская или даже Греческая Греко-Католическая Церковь. Всё это поместные церкви, которые некогда состояли в расколе с Католической Церковью и принадлежали сообществу Православных Церквей, но затем восстановили единство со Вселенской Церковью, вступив в евхаристическое общение (сопричастие) с престолом святого Петра, церковью Рима. Все эти церкви практикуют византийский (греческий) обряд тождественный тому, который есть в Православной Церкви. Богословски и культурно они принадлежат византийской традиции, их единственное отличие от православных церквей - полное вероучительное единство с Римско-католической Церковью и разной глубины юрисдикционное подчинение Риму.

Формально, человек крещенный в византийской (т.е. православной) традиции при переходе в Католическую Церковь считается греко-католиком даже в том случае, если становится прихожанином поместной католической церкви другого обряда, например латинского, в случае, если воцерковливается к римо-католикам, или армянского, если примыкает к Армянской Католической Церкви. Но на практике, как правило, никто за этим не следит и верующий волен выбирать себе обряд и приход по душе.

Сходите на Богослужение в доступные в вашем городе храмы поместных католических церквей, пообщайтесь со священством, с монахами, с простыми верующими-мирянами и подумайте, насколько для вас данное духовное общение близко. Конечно, принадлежать истинной Церкви Христовой нужно невзирая ни на какие материальные обстоятельства, и стоит воцерковиться даже в том случае, если в доступном для вас католическом приходе вы на первых порах не найдете глубокого духовного общения. Уверяю вас: очень скоро Господь даст вам хороших спутников в вашем духовном пути, и вы не будете одиноки, ведь в любом случае нашим главным Собеседником и Другом является Сын Божий, БогоЧеловек Иисус Христос.

При любом выборе, вы будете обладать полнотой всех духовных даров, вверенных Христом Церкви две тысячи лет назад и обильно питаемых Духом Святым вплоть до настоящего времени.

Все поместные католические церкви находятся в полном сопричастиии друг с другом, и воцерковившись в одной из них, вы сможете абсолютно спокойно посещать Богослужения и участвовать в церковных таинствах любой другой католической церкви, включая столь необходимые исповедь и Причастие.

Как сказал Господь в Евангелии от Иоанна, «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Успехов вам в этом благодатном пути! Пусть не пугают вас трудности, которые могут возникнуть в вашем духовном путешествии. Иисус за вас уже всё прошел, всё отстрадал, вам нужно просто актуализовать уже имеющийся у вас духовный потенциал и принести Господу обильные плоды Его Святого Духа.

Людей, воспитанных в православной или в советской атеистической традиции, а потом сознательно перешедших в католичество, не так много, чтобы это можно было считать массовым явлением. Но и не так мало, чтобы вовсе не обращать на них внимания. По просьбе The Village корреспондент газеты «Коммерсантъ» Мария Семендяева расспросила московских католиков о том, как они пришли к вере и как им с ней живётся, а также поговорила с генеральным секретарем Конференции католических епископов России.

Наташа


Я приняла католичество на четвёртом курсе, не знаю, почему. Я была крещёная православная с детства. У меня была очень религиозная бабушка, которая меня отвела в храм и крестила, но моим религиозным воспитанием никто особо не занимался. При этом я была верующая девочка, впечатлительная, но не знала, как именно надо ходить в церковь, что там делать.

В какой-то момент я оказалась в тусовке, симпатизирующей католичеству. Я пришла с ними на службу, посмотрела, узнала, что у них есть катехизация - курсы, подготавливающие к принятию католичества. В принципе, если бы мне попались такие же православные курсы, возможно, я и не приняла бы католичество. В то время для меня всё это что-то значило, но сейчас мои мотивы изменились. Я по-прежнему хожу в храм каждую неделю, но первоначальный сильный порыв ушёл.

В католичестве меня больше всего привлекает единство учения: по сути, между православием и католичеством не так уж много различий, но у нас есть папа римский, его авторитет объединяет католиков всего мира. Тогда как у православных слишком много разнообразных и совершенно не зависимых друг от друга течений.

То, что сейчас какие-то православные священники заявляют про Pussy Riot, про гомосексуалистов так нетерпимо - дескать, горите в аду, - мне это кажется неправильным. От католических священников я такого не слышу. Возможно, в Италии какой-нибудь священник тоже жёстко задвигает про опасности современного мира. Но в российской прессе это слабо освещается, а иностранную я не читаю.

Я считаю, нельзя говорить, что всё прекрасно и хорошо и как мы живём - так и надо жить. Жёсткость, конечно, какая-то нужна, но разжигание ненависти - это плохо. Не знаю, что бы Христос сделал с гей-парадом и с Pussy Riot, но если можно как-то смягчить участь конкретных людей - надо смягчать. К тому же это люди не из церкви. Если человек воцерковленный что-то делает не так, священник может ему сказать: «Ты что делаешь, ты нас всех позоришь!» Но если это люди посторонние - тогда какая разница?

Мои родители не очень воцерковленные: моя мама вообще не крещёная, и ей это всё удивительно. Папа крещёный и иногда вроде как интересуется, ему нравится раз в год сходить на пасхальную службу. Я не чувствую в себе морального права их агитировать, хотя, конечно, было бы хорошо их затащить в церковь. Когда я сама соберусь выходить замуж, я обязательно буду венчаться, а детей крещу с детства в католичестве.

Лена


Меня крестили по православному обряду в пять лет. Я хорошо помню этот день. Отрицания христианства у нас в семье не было - был эстетический интерес: посмотреть в храме иконы, послушать пение.

Переход в католичество в 2003 году тоже был у меня связан с каким-то общекультурным интересом. Я тогда училась в музыкальном училище, проходили Баха - Мессу си минор. Меня пригласили послушать мессу, посмотреть на орган. Я пришла, познакомилась с потрясающими людьми, с очень мудрым священником, и с этого началось моё углубление в религию. То есть получается, что к вере я пришла через музыку. Я и сейчас учусь в Академии Гнесиных по специальности «орган» и играю на органе в храме святого Людовика.

Катехизировали сёстры милосердия из ордена матери Терезы. Они в Нальчике (я оттуда родом) помогали самым нищим и несчастным: бездомным, сиротам, тем, кого никто не посещает в больнице. В 2003 году прихожан в Нальчике было больше, чем в 2012-м, и молодёжи тоже больше.

Папа относился к моей вере холодно, мама тоже сначала смотрела настороженно. Всё же мне было 16 лет - в этом возрасте многих заносит либо в секту, либо на дурные пути. Но потом мама заболела, и мы с сестрой её навещали. Тогда из прихода многие люди очень помогали. Мама, слава богу, встала на ноги и после этого пересмотрела своё отношение. Она не переходила в католичество, но иногда приходит на мессу.

Я не была особо православной, но если бы мне в 2003 году попался хороший православный священник, возможно, я стала бы углубляться в ту веру, которая связана с историей нашей страны.

У меня есть знакомые, которые были православными сознательными, но потом перешли в католичество. Для меня это было удивительно. Я спрашивала их, почему, и сейчас сама чувствую то же самое: в католической церкви они нашли единство. Все конгрегации католической церкви объединены папой римским - этого нет в православии. Это единство очень хорошо чувствуется на международных встречах. Я была в прошлом году на такой встрече молодёжи с папой в Мадриде и в 2005-м в Кёльн ездила.

У меня много православных друзей, которые спокойно относятся к моей вере.

Глеб


Я принял католичество в 9 лет. Это был довольно осознанный шаг.
У меня папа - военный. После того как он вышел на пенсию, нас занесло на Западную Украину, под Винницу, где православие на второстепенных, так скажем, ролях. Папа был воспитан в духе научного атеизма и не придавал религии значения, пока не произошёл один случай. Папа бомбил на машине, и его остановил католический священник. Они ехали, было жарко, но священник почему-то прикрыл окно. И прямо в эту секунду в окно прилетел здоровый камень от проехавшего грузовика. Папа удивился - и они со священником разговорились, познакомились.

Папе нужна была работа, а священник приехал восстанавливать старый католический костёл - папа взялся помогать. Мы несколько лет общались с этим священником, сдружились. Всё произошло абсолютно естественно: сначала крестился папа, ну а потом я. Я даже не задумывался о том, что можно было не креститься.

Для детей катехизация минимальная, особенно если ходишь на занятия постоянно. Занятия проходили несколько месяцев по субботам, они назывались «пятёрки», потому что за каждые пять занятий дарили красивую открытку с библейскими сценами. Католическая община отличается большой активностью: у нас постоянно проводились какие-то вечера, песни под гитару, посиделки у костра.

Когда мы приехали в Россию в 1995 году, я сильно почувствовал разницу. Тут мамины родственники все православные - и приезжаем мы, католики с Украины. Мы казались странными.

Нам была непривычна дистанция между духовенством и прихожанами. Та община, к которой мы принадлежали, была очень сплочённой. Наверное, дело в том, что она была образована вокруг одного общего дела: мы восстанавливали костёл - и восстановили, сейчас он там главная достопримечательность.

Я сталкивался с неприязненным отношением к католичеству всего пару раз в жизни. Один раз я зашёл в православный храм в Северодвинске и перекрестился слева направо открытой ладонью. Тут, конечно, бабушки на меня зашикали, и я понял: о"кей, зайду в другой раз.

Ещё меня спрашивают: а вот как же так, ты католик, а у тебя татуировка, ты играешь в рок-группе. А ведь это не имеет никакого отношения к вере.

Одноклассники и однокурсники удивлялись скорее не тому, что я католик, а тому, что верующий. Особенно в пост странное отношение. У нас на курсе были такие постящиеся девушки - ни мяса, ни майонеза, ничего нельзя. Они знали, что я тоже пощусь, и когда видели, что я ем бутерброд с сыром, тут же начиналось: как же так, ты же постишься! А я им говорю: у меня католический пост, он мягче. А они: ваш пост - это вообще не пост! При этом они вечером в клуб, гулять - меня сильно угнетало это несоответствие.

Мне очень странно слышать, когда люди, которые крестились в сознательном возрасте, рассказывают, что их это сильно изменило. За последнее время было много случаев, когда мне, католику, приходилось защищать православную церковь от самих православных, которые возмущались «доколе, сколько можно». Католикам проще: они уже давно живут с постоянным негативным фоном, который был вызван, в частности, скандалами с педофилией. Учишься спокойно различать: есть люди, а есть вера.

Меня многое не устраивает в католичестве и мне нравится многое в православии. Католичество после II Ватиканского собора отказалось от многих важных вещей - в православии больше древних традиций сохранилось. Но у меня в голове не укладывается, как можно поменять религию. Невозможно поменять мать. Главное в церкви - не то, кто учит, а то, чему учат. Христианское учение - штука неудобная, и жить по нему тяжело, но упрощать его нельзя ни в коем случае.

Игорь Ковалевский

генеральный секретарь Конференции католических епископов России,
администратор прихода святых Петра и Павла в Москве


Католическая община в Москве немногочисленна по сравнению с населением города, но в количественном отношении наши общины весьма весомы. Наши прихожане разные: есть и иностранцы, которые работают или учатся в Москве, но большинство прихожан - российские граждане, русские по культуре, языку и даже по менталитету. Поэтому можно смело назвать нашу католическую общину в Москве русской. Мы и служим на русском языке.

К нам приходят многие люди, у которых не было в семье католиков. Многих привлекает, скажем так, эстетика и то, что служба идёт на современном русском языке. Есть романтики, которые видят в католической церкви нечто особенное, не характерное для московской и российской постсоветской культуры. Есть люди, интересующиеся историей. Есть люди ищущие - любители ролевых игр, виртуального мира, которые находят некую крышу в католической церкви.

Есть у нас и те, кому что-то не нравится в православии, однако мы стараемся с этими людьми поступать очень осторожно, потому что некое духовное диссидентство - это неглубокая мотивация. Нередко от интеллигентных москвичей можно услышать критические замечания в адрес Русской православной церкви и некие комплименты в адрес церкви католической. Я лично к этому отношусь с большим скепсисом: живи они в католической стране, они ругали бы католическую церковь.

Так или иначе, мотивация самая разная, и очень важно, чтобы она углублялась и созревала, становилась религиозной.

Чтобы взрослый человек принял крещение, необходима подготовка - как минимум год. Если человек уже крещёный, надо тоже готовиться около года. Главное в этой подготовке - не только изучение основ католического вероучения: можно и самому в интернете катехизис прочитать. Главное - процесс воцерковления, мотивации. Надо понять, зачем ты сюда пришёл.

Содержание обрядов, таинств у нас с православными одинаковое, отличается лишь форма. У нас то же самое учение о таинствах, об апостольской преемственности, у нас одинаковая позиция по многим нравственным вопросам. Сразу надо сказать, что мы очень близки к православию, но есть специфика - особая роль епископа Рима и его преемника папы римского. Для нас это видимый знак единства Церкви Христовой.

Процесс подготовки включает размышление над церковью как таковой. У нас сейчас потеряно это ощущение общины в огромном городе. Мы часто даже соседей по лестничной клетке не знаем. Храмы тоже часто превращаются в такой зал ожидания на вокзале. Мы стараемся, чтобы прихожане общались и ощущали единство друг с другом.

Наша главная проблема, общая со всеми религиями в России, - катастрофически низкий уровень религиозной образованности. Мы не зря поддерживали введение духовно-нравственного воспитания в российских школах. Россия нуждается в глубоком религиозном просвещении. Если бы здесь православные действительно были сильны с точки зрения религиозных практик, нам было бы гораздо легче нормально развиваться.

Важно понимать, что такое католическая церковь, а то вот у девушек часто такая мотивация: у вас здесь красиво, орган играет, скамеечки, а в православной церкви заставляют платок надевать. Это очень поверхностная мотивация, эмоциональная. С такой мотивацией, возможно, завтра разонравится и католическая церковь.

Когда в 90-е годы по радио объявили, что есть Господь Бог, приток во все религиозные конфессии России был огромный, но потом такой же огромный был и отток. Несколько лет назад, в частности, после кончины папы Иоанна Павла II, интерес к католической церкви среди москвичей возрос. Однако процесс этот не продолжался долго. Сейчас мы имеем стабильную в плане количества общину. Если в начале 90-х у нас в год было несколько сотен крещений, то сейчас - до 60–70. Но у нас уже высокий процент крещений младенцев. Это дети наших католиков - будущее нашей церкви.

В Москве и области проживают несколько десятков тысяч католиков. Храмов у нас два - в Милютинском и на Большой Грузинской улице, а также есть храм в Люблине, где раньше был ДК, потом дискотека, а сейчас он выкуплен и перестраивается под храм. Это главная наша беда - отсутствие достаточного количества храмов.

Отношения с православной церковью у нас за последние годы значительно улучшились. Я бы не стал называть католическую церковь либеральной или более либеральной по сравнению с православной. Мы выступаем совместно с православной церковью по многим вопросам. У многих россиян складывается ошибочное мнение, что католическая церковь - это западноевропейская культура и антагонист православной. Это совершенно не так. Католическую церковь нельзя отождествлять с современной либеральной западноевропейской культурой. Католическая церковь защищает традиционные ценности, и здесь мы выступаем вместе с православной церковью.

Всё меньше я слышу вопросов о том, чем отличаются католики от христиан, - невежественных вопросов, за которые сложно судить. Крайне мало практикующих христиан - как православных, так и католиков. Если бы в России количество верующих возрастало, мы бы только радовались. Главная наша борьба - с безбожной советской культурой. Атеизм - это тоже некая форма веры, а безбожие - самое худшее состояние, жизнь как будто Бога нет.

Фотографии: Анастасия Хартулари

Я православный и был крещен с детства. Думаю принять католицизм. Могу ли я его принять и каким образом? То есть, каков будет процесс и насколько это долго? Ведь я уже крещен, но Православный, а у нас с Католической Церковью особой разницы нету, как брат и сестра. Я, если честно, очень редко хожу в нашу церковь, если только на Пасху. Но я думаю, мне ближе Католичество, у меня совсем другие взгляды.

Вячеслав

садовник, программист, Чело"Век"

Топки, Кемеровская область

Уважаемый Вячеслав, довольно странный вопрос Вы обращаете к православному священнослужителю - о том, как Вам покинуть Православную Церковь и стать католиком. Вряд ли Вы можете ожидать, во-первых, поощрения этого поступка, а во-вторых - инструкций, как Вам в данном случае действовать. Если уж Вы примете такое решение, то за разъяснениями Вам следует обращаться к той конфессии, куда Вы предполагаете направить свои стопы.

Не стремлюсь оказать на Вас никакого мировоззренческого давления, но просто задам вопрос, который Вы сами себе повторите: Вы хотите стать католиком вместо православного потому, что сравнили догматы веры, пришли к твердому убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви? Что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra - являются безошибочными? Вы убеждены, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а не только от Отца, как мы провозглашаем в Никео-Константинопольском Символе Веры? Путем тщательного разбора Вы пришли к взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? И многое другое. Или Вам понравилось нечто иное? Скажем, органная музыка, внешний вид священнослужителей, эстетика католического богослужения?

Если первое - то, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. Если второе или какие-то другие косвенные причины (скажем, бывает, что люди за супругой переходят в другую веру или по каким-то практическим соображениям жизненного порядка), - то это не очень основательный фундамент для принятия такого ответственного решения, как смена веры. Это шаг такой, перед которым нужно семь раз отмерить, или даже семижды семь раз, прежде чем один раз отрезать. Да и тот факт, что Вы и прежде в Православной Церкви не были усердны ни в изучении основ веры, ни в посещении богослужений, не вселяет уверенности в серьезности Вашего решения. Так что подумайте прежде крепко.

Инструкция

Главное, чего от желающего присоединиться ожидает Церковь – сознательного и твердого Евангелия Иисуса Христа, а также готовности пройти под руководством божественного учителя все перипетии не только земного, но и небесного существования. О присоединении к католической без этого ключевого момента – веры во Христа и преданности Ему, можно говорить лишь в некоторой перспективе.

Вторым важным условием является исповедание, то есть принятие за необсуждаемую и окончательную истину всего содержимого Никейского символа веры, зафиксированного в качестве головного норматива веры еще в IV веке нашей эры.

Соответственно, мы принимаем руководство Церкви Христа, уверовав в Него и доверившись Ему, следуем ее наставлениям во всем, что касается нравственности и веры. Это выражается на практике в послушании церковному разуму, что учит посредством поместных и вселенских соборов, в послушании пастырям и уполномоченным учителям.

Несколько слов о переходе из
Крещение, и все остальные таинства признаются католической церковью, поэтому при переходе в католическую веру не нужно заново их проходить. Чтобы стать католиком, необходимо лишь подойти к ближайшему католическому священнику с просьбой сделать вас членом Вселенской Церкви. В ряде случаев, после личного собеседования со священником, он может направить вас на катехизацию – курс изучения Предания и Писания. Хотя чаще всего (в случае с удовлетворительным результатом собеседования) священник просит желающего стать католиком Никейский символ веры. Прочтя символ веры, человек становится полноправным членом католической общины.

Среди приверженцев всех религий особенно выделяются три наиболее многочисленные группы верующих: католики, православные, или, как еще говорят, христиане, и буддисты. Католицизм является ветвью христианства. Значение слова «католик» - «целостность», именно этот постулат лежит в основе католицизма как части христианского верования.

Сегодня католицизм находит своих последователей в различных странах, таких как: Италия, Франция, Чехия, Куба, США и многие другие. Людей, которые придерживаются данной веры, принято называть католиками, название они получили от латинского latholicismus – «всеобщий, единый», главою и основателем своей церкви они считают Христа.

Догмы

Для католиков существует две основных истины в вере: Библия, которая являет собою Священное писание, и священные предания. Стоит отметить, что характерными догматами в католицизме принято считать: учения о чистилище, веру в непорочное зачатие Девы Марии, догмат о не грешности главы церкви. Каждый католик обязан знать семь основных таинств, лежащих в основе культа католицизма.


Таинства

Таинство крещения, является одним из самых первых. Католики верят, что через омовение человек очищается от своего первоначального греха, путем омовения освященной водой, начиная с головы.


После крещения происходит процедура , обряд этот совершают над детьми, достигшими 7 лет. Эта процедура - символ чистоты полученной после крещения, кстати, у православных эта процедура происходит сразу после крещения, это является еще одной отличительной чертой религиозных традиций католиков.


Следующее таинство называется «причащение » - это обряд с использованием хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь сына божьего. Употребляя символическое количество хлеба и вина, человек приобщается к , разделяет с ним его долю.



Таинством покаяния в общепринятой форме исповеди является процесс признания своих грехов, раскаяния за совершенные проступки. У католиков в церквях существуют кабинки, разделяющие исповедующегося и священника, так человек может покаяться и остаться не узнанным. У православных исповедь проходит лицом к лицу.


Таинство брака для католика является главным в семейной жизни. Особенностью свадьбы у католиков является венчание и публичные обещания супругов – клятвы . Клятвы приносятся пред ликом божьим, а свидетельствует их священник.


Двумя последними таинствами католиков являются соборование и священство. Отличительной чертой соборования является смазывание тела больного человека специальной священной жидкостью, которая называется елей. Елей это как дар божий, благодать, которая посылается человеку. Священство же заключается в передаче от епископа к священнику особой благодати: католики верят, что священник это образ Христа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: