Мясопустная неделя. Мясопустная неделя – канун Масленицы

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Великий пост - это не только время очиститься физически, но и духовно, вспоминая важные события из Писания и усмиряя свою плоть. Это крайне важно проводить в мире с самим собой, Богом и близкими, чтобы должным образом подготовиться к главному христианскому празднованию - Воскресению Господа Иисуса Христа или Пасхе.

Подготовка к Пасхе

Великий пост имеет ряд своих особенностей, которые позволяют православным христианам правильно подготовить себя к празднованию Пасхи. Весь подготовительный период насчитывает 70 дней и три седмицы (при этом недель всего 4). Каждая седмица (7 дней) посвящена отдельной теме и начинается все с воспоминания истории мытаря и фарисея, когда они молились в храме. Заканчивается подготовительный период сыропустной седмицы, когда православные христиане подходят к 40 дням полного аскетизма Великого поста.

Отказ от мясной и молочной пищи во время Великого поста идет на пользу человеку

Каждая седмица во время Великого поста и во время подготовки к нему посвящена отдельной теме и имеет свои определенные богослужения. Каждое воскресение в течение этого периода (как и самого Поста) имеет свое название и предопределяет ее течение:

  1. О мытаре и фарисее.
  2. О блудном сыне.
  3. Мясопустное.
  4. Сыропустное.

Все это необходимо для того, чтобы облегчить человеку переход от привычного образа жизни к крайне аскетичному и суровому. Такой порядок подготовки и проведения Великого поста Церковь использует уже более 16 веков.

Описание мясопустной недели

Мясопустная седмица - это третья неделя подготовки к общему посту, и она подводит православного христианина к отказу от мясных продуктов, облегчая его. Уже в среду и пятницу люди должны отказаться от вкушения мясных продуктов, т. е. начать говеть, чтобы дальнейшее воздержание прошло успешно. Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту

Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа. В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него.

Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной. В эти дни еще можно кушать молочные продукты и заменить ими мясо. Отказ от молока и производных него произойдёт в следующие 7 дней на Сыропустной неделе.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, в которое вспоминают историю о блудном сыне. В течение всей недели вспоминают на литургиях грядущий Страшный Суд, после второго пришествия Христа. Священнослужители на литургиях в будние дни читают стихи из Евангелия, где сам Христос говорил о будущем Суде.

На заметку! Сама неделя проходит достаточно свободно - православным людям рекомендуют регулярно посещать богослужения, а также читать утреннее и вечернее молитвенное правило, особенно уделяя внимание стихам, которые читаются на литургии о Страшном Суде.

Завершается мясопустная неделя Родительской субботой, когда все православные христиане собираются на кладбище у могил своих родителей и родственников, чтобы помянуть их. Делается это в контексте всей недели, на протяжении которой вспоминают Страшный Суд и будущее воскресение всех мертвых.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых

В память о родителях и умерших близких заказывают панихиды и молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст - праздник мяса перед полным отказом от него. Обычно это гулянья, народные ярмарки, праздники и большое количество мяса, которое жарят на гриле, запекают и едят в большом количестве, наедаясь впрок.

Важно! Это последний день перед грядущими 47 днями, в которые нельзя кушать ничего мясного.

До этого времени священники рекомендуют продумать свой рацион питания на следующий месяц, учитывая необходимость в нем постных блюд. Не менее важно и подготовиться психологически, для будущего отказа от всех развлекательных мероприятий и праздничных.

Важно! Этот месяц перед Пасхой должен пройти в приготовлении своей души и тела к великому празднованию Воскресения Иисуса Христа, который спас своей смертью всех грешных людей.

Отказ от вкусной мясной и молочной пищи, отказ от веселого времяпрепровождения, от любых удовольствий идет на пользу человеку, который всю жизнь проводит в сплошном удовлетворении своей плоти. Это прекрасное время, которое помогает осознать, что дух человека важнее и ему следует также уделять постоянное внимание, напитывая духовной пищей.

Мясопустная неделя

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Вот оно, третье воскресенье, что предшествует , и традиционный уклад жизни меняется. О мясной пище потихоньку забывает люд, ведь уже скоро он вкушать будет пищу неживотную. Вспоминают люди о Страшном Суде, что грядет, и молятся. Почему же люди вспоминают о Суде? Для того чтобы грешники вспомнили о милосердии, но перестали предаваться беспечности, больше задумывались о своем спасении.

Что ж, православный праздник все равно чтится многими людьми. Неделя? Имеется в виду именно воскресенье, слово «неделя» в своем изначальном толковании сохранилось в украинском языке. Кстати говоря, каноны православия тесно переплелись с языческими праздниками. Как раз-таки эта неделя предшествует Масленице. В мясопуст мясо есть разрешено, и это последний день перед трудным для многих испытанием – обходиться без мясной пищи долгие недели.

Раз уж грядет мясопустная неделя в 2017 году 19 февраля, что можно есть – ключевой вопрос для чтущих православные традиции. Речь пойдет о том, что же кушать можно именно в неделю в церковном понимании (воскресенье), а уж потом привычном нам.

В воскресенье можно побаловать себя мясом. Как курицей, так и свиньей, так и говядиной с барашком – можно даже не слишком себе отказывать, жаря целых курочек и кушая свиные колбасы, щедро сдобренные салом. Но не стоит слишком себя приучать к мясу, ведь все предыдущие недели являются подготовкой к грядущему воздержанию. К посту надо готовиться так, чтобы он не был полной неожиданностью для нашего тела. Вслед за воскресеньем придется себя во многом ограничить.

Меню мясопустной недели в 2017 году в привычном понимании слова «неделя» включает в себя массу растительных блюд: каши (гречневая, рисовая, пшенная), хлеб, ленивые вареники, борщи без мяса, оладьи из овощей, тушеную капусту, а также овощную окрошку. Раньше пили сбитни, так что стоит попробовать сделать этот напиток самому. Для сбитня понадобится много меда и разные целебные травы и пряности, в числе которых имбирь, гвоздика, корица, даже душистый перец. В сбитень можно подлить немного вина, добавить хмеля и дать напитку постоять. Для пищи подойдет все то, что легко найти в магазине – старые блюда легко приготовить и сегодня. Постные дни на этой неделе - это среда и пятница.

А можно ли есть рыбу в мясопустную неделю? Опять же будем толковать этот день как воскресенье. Есть стоит мясные блюда в это воскресенье, однако насчет рыбы нет запретов. А вот уже в последующие дни порадовать себя получится только рыбой – начинается долгий период без мяса, так что в меню стоит добавить яиц, упомянутой рыбы, и молочных продуктов. Рыбу - хека, форель, сома, карпа и других, можно готовить так, как только пожелают хозяева. Всю эту неделю без мяса согласно канонам называют Сыропустной седмицей, и длится она с 20 по 26 февраля. Когда начинается Великий пост нужно исключать и рыбные блюда из меню.

Стоит помнить, что последний день, в который можно позволить себе отведать мясо, приходится на 19 февраля. Церковные традиции не лишены мудрого начала, и даже после отказа от мяса можно неделю есть рыбу, подготавливая тело и дух к Великому посту, который начнется в этом году 27 февраля, а закончится лишь 16 апреля. За это время организм очистится от многих вредных веществ, самочувствие станет лучше, настрой заметно поднимется.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель, говоря мирским языком, психологической подготовки к Великому посту. Переход к сорокадневным жёстким ограничениям происходит постепенно. То, что это имеет какое-то отношение к отказу от мяса, можно догадаться из названия. Но у этого периода есть целый ряд интересных особенностей.

В старославянском языке, на котором происходит православное богослужение, слово «седмица» означает «неделя». А «неделя» — это её день, который мы называем «воскресенье». Считается, что его название произошло от слов «не делать». В неделю, исконно славянский день, священная традиция повелевала отдыхать от физического труда и, выражаясь современным языком, заниматься духовным самосовершенствованием. Что-то похожее на еврейскую субботу, шабат. А слово «воскресение» в православной традиции имеет одно-единственное значение — воскресение из мертвых Иисуса Христа. Считается, что первые христиане отмечали это событие еженедельно. Поэтому постепенно и сам этот день стал называться воскресеньем. Так в народном сознании переплелись древняя языческая и новая, христианская традиции.

«Православный карнавал»

Мясопустная седмица — время, когда верующие ещё могут вкушать мясо. Это время мясного пиршества! Она не определяется раз и навсегда зафиксированными числами в календаре. Завершает ее Мясопустная неделя, или Мясопуст. Поскольку Пасха приходится каждый год на разные даты, то и мясопуст, естественно, тоже.

Само слово «мясопуст» в переводе с греческого означает «лишение мяса». В католической традиции, на средневековой латыни, это звучит как carnevale, что значит «прощай, мясо». Узнаете слово «карнавал»? Но в католических странах — начинаясь где раньше, где позже -carnevale длится до самого Великого поста. У православных вслед за мясопустом наступает Сырная неделя, которую большинство знает как Масленицу. На самом деле Масленица – древний языческий праздник. Приверженность ему оказалась в душе народа настолько крепкой, что Масленица даже оказала влияние на формирование православной версии подготовительного периода к Великому посту. Именно поэтому существуют мясопустная седмица – и сырная. Она же Масленица, когда начинается традиционный русский «карнавал»!

И языческая, и христианская…

В среду и пятницу на Мясопустной седмице уже говеют, то есть мясо не едят. По будням на литургиях в церкви читаются стихи из Евангелия, где говорится о грядущем Страшном суде. В субботу ходят на кладбище поминать умерших родителей. Поэтому другое ее название – Вселенская родительская суббота. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб. Считалось, что жениться на «пёстрой седмице», как ее называли в народе, это к несчастью. Именно на «пестрой» начинали подготовку к Масленице: прибирали в доме, заранее приглашали гостей.

Иногда уже на Мясопустной седмице начинали «репетировать» Масленицу… То есть третья по счёту ритуальная седмица перед Великим постом всегда воспринималась в народе двойственно. Как граница между теплом и холодом, тьмой и светом. Между добровольным лишением и возможностью выбора. Это и дух христианского Воскресения. Грядущие испытания — и радость, которая придёт на смену скорби. Это и ожидание близящейся языческой Масленицы. Конец холодов, приход весны, расцвет новой жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: