Почему бог дает страдания. Почему страдают невинные? Подлинно мирный мир

Почему Бог допускает зло? Откуда появился дьявол?

    ВОПРОС ОТ ЕЛЕНЫ
    Почему Бог не создал человека идеально хорошим, без плохих качеств - зависти, злости, обид, чванства, вранья? Ведь если бы человек состоял только из доброй души и не имел в себе заложенного плохого и злого, не было бы стольких несчастий и страданий, начиная от несчастий в семье - например, мать выкидывает детей из окна или сын убивает своих родителей - и заканчивая глобальными войнами. Почему Бог сделал так, что человек может причинять зло и может отклониться от божественных заповедей? Только давайте попробуем обойтись без влияния князя тьмы, взяв за основу постулат о божественном происхождении всего, что есть и не есть.

Согласно Библии ничего не может существовать, если Бог не дает этому существование. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). «Все от Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). «Ибо мы им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). В других частях Библии (прежде всего в Псалмах) эта мысль встречается много раз. Однако Бог не является творцом зла и не поддерживает его существование. В этом смысле зла не существует. То, что мы называем злом, существует не само по себе, а как искажение Божьего замысла, как умаление, деградация того, что Он сотворил.

Согласно Библии, источником зла является Дьявол. Апостол Иоанн пишет: «Сначала Диавол согрешил» (1 Ин 3:8). Возжелав быть равным Богу, он из прекрасного существа (Люцифера, Светоносца, см. книги пророков Иезекииля 28:11-19, Исаии 14:12-14) превратился в противника Бога (по-еврейски - Сатана) и лжеца (по-гречески - Дьявола). Дьявол содействовал тому, чтобы Адам и Ева также усомнились в Боге и захотели сами определять, что будет добром, а что злом (Быт. 3). «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым , а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). В этом стремлении занять место Бога, в стремлении к обособлению от Него - источника всякого блага - и есть причина зла, т.е. ущербности человека и мира. Как цветок хиреет и вянет без солнца, так и все сотворенное Богом не может быть хорошим и добрым без Него. Одна из причин деградации нашей человеческой природы в том, что каждый из нас в лице Адама и Евы злоупотребил своей свободой, данной Богом, и отвернулся от своего Создателя. Как из грязного источника течет нечистая вода, так и мы от наших родителей наследуем искаженную грехом природу и передаем ее своим детям. Но благодаря Богу в нас присутствует тяга к добру и ненависть ко злу. И это стремление к добру и освобождение от греха мы с помощью Святого Духа должны в себе развивать. В лице Иисуса Христа, каждый человек уже является победителем в этой борьбе со злом (Рим 5:12-19).

Возникают вопросы: почему всесильный и всеблагой Бог допускает зло? (Более частные вопросы: Почему прекрасный и добрый ангел превратился в Дьявола? Почему потомки Адама и Евы рождаются физически и духовно больными, склонными ко злу?) Это одна из центральных проблем, поднимаемых в Слове Божием. В богословско-философской литературе она получила название теодицеи (богооправдания). Но даже отвечая на этот вопрос авторы Священного Писания замолкают, как бы призывая нас самим, на своем опыте определить прав ли Бог! На основании Библии, проблема теодицеи решается примерно следующим образом. Всесильный и всеблагой Бог допустил существование зла, чтобы разумные существа убедились кто прав Христос или Сатана, и сделали свободный, осознанный выбор между жизнью с Богом и жизнью без Него (т.е. смертью). Свобода не возможна без наличия альтернатив. В Библии неоднократно говорится о двух путях – пути жизни и смерти, узком и широком. И Бог взывает к людям, чтобы они выбрали жизнь.

Если бы Бог явным образом наказывал проявления морального зла и пресекал проявления зла природного, то люди преклонились бы перед Тем, Кто является Истиной, Жизнью, Любовью из-за страха перед Его наказанием и желанием получить защиту от Него, а не из-за искренней любви к Нему. В этом случае свободное, бескорыстное принятие добра человеком было бы затруднено. (Эти выводы можно сделать на основании Книги Иова). Да и Самого Бога, Его характер мы понимали бы неправильно, а следовательно не могли бы вступить с Ним в близкие отношения, жить по-настоящему счастливо.

По словам Дж. Янга, «Библия не дает нам теоретического ответа на вопрос: «Почему Бог допускает страдание?» Вместо этого мы находим там Бога, страдающего вместе с нами и искупающего наш грех через Распятие» (Янг. Дж. Христианство. М., 1998. С. 44). Таким образом, проблема зла в христианстве решается, прежде всего, благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. Чтобы уничтожить грех и его последствия, но помиловать грешников Сын Божий становится Человеком. Богочеловек живет безгрешной жизнью, являя всему миру любовь Отца, но безвинный приговаривается к позорной смерти. На Кресте Христос берет наказание, предназначенное Богом, за все зло, совершаемое людьми на Себя. Поэтому всякий принимающий Его заместительную жертву, получает от Бога прощение и силы для оставления греха и подготовке к вечной жизни.

Страдания Бога показывают как ненавистно Ему зло и как Он любит людей. Как Бог ценит человека! Как мы Ему дороги! Чтобы общаться с нами в вечности Он добровольно пошел на муки Креста. В бессилии Христа на Кресте проявляются сила и любовь Бога. Они находят свое проявление в тех, кто, следуя примеру Христа, борется со злом в своей жизни и несет добро ближним.


Игорь Муравьев



Здесь = > другие

Одна из наиболее ярких восточноазиатских легенд повествует о Гаутаме [Будде], который до тридцати лет ни в чём не имел нужды; его всячески ограждали от страданий и мыслей на эту тему. Только на тридцатом году своей жизни, выбравшись из дворца, он увидел ‘’четыре зрелища’’: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Это произвело на него неизгладимое впечатление и изменило всю последующую жизнь. Поняв, что болезни, мучения и смерть неизбежны – богатства, знатность и сила не избавляют от страданий, Гаутама оставил свой дом, семью, имущество и отправился на поиски истины.

Однако дело не в самой истории с ‘’язычником’’ Буддой - но это классический пример тех, у кого есть способность учиться состраданию, раскаянию, любви…Известное выражение Сократа: ‘’если будет хорошая жена – будешь счастлив, плохая – станешь философом’’ , затрагивает все сферы нашей жизни и отражает суть пользы страданий. Мы видим, что нужда заставляет задумываться о том, что нас окружает, и о том, как найти выход из проблемной ситуации. Некоторые могут спросить: ‘’так неужели по этой причине Бог допускает страдания?’’. Чтобы найти ответ, для начала обратимся к истории.

Вероятно, сам корень зла уже существовал и до появления людей на земле; он был ещё в той духовной личности, которая впоследствии получила название дьявол и сатана. Казалось, всё было хорошо, пока не появились на земле первые люди… Когда пророк Иезекииль, в 28-й главе писал о царе Тира - аллегорически показывал суть происходящего с дьяволом. Конечно, Всевышний не создавал дьявола злым; в Писании указывается, что он был ‘’совершенен в ПУТЯХ’’ до тех пор, пока не нашлось в нём беззакония (Иез.28:15.) – однако это явно не исключает, что в нём была к этому предрасположенность. Точно такая же проблема была и с первыми людьми, об этом писал Соломон: ‘’…Бог сотворил человека правым [без грехов], а люди пустились во многие помыслы’’ (Еккл.7:29).

Можно ли сказать, что первые люди были совершенны?

– В каком-то смысле да, телесно. И в Писании сказано: ‘’И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…’’ (Быт.1:31). Но давайте обратим внимание на такой нюанс: ‘’Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые , а худое дерево приносит и плоды худые’’ (Матф.7:17). Если они были во всём совершенны - то почему принесли ‘’плоды худые’’ ?..

Если вы в СОВЕРШЕНСТВЕ владеете иностранным языком – скорее всего, вы сдадите экзамен по этому предмету. Если вы в совершенстве владеете своей профессией – скорее дело вам могут испортить лишь непредвиденные ситуации. Так почему же тогда Ева так легко ослушалась Всевышнего, и указала мужу на то, как нужно поступать (Быт.3:6.) - это ли духовное совершенство? Сегодня [как и Адам], немало мужей-подкаблучников, идущих на поводу у жён, готовых ради своих удовольствий отвернуться от Бога (Быт.2:20-23; 3:12.) – это ли называется совершенством?.. Конечно, вы скажете, что может быть у них было недостаточно жизненного опыта… но если бы они были духовно совершенны, тогда было бы достаточно того ясного, недвусмысленного указания, не есть от дерева познания добра и зла. Так в чём же тогда причина?

Всевышний Создатель не сделал бракованных людей - однако сам факт греха показывает, что они небыли совершенны в духовном смысле слова. Суть в том: чтобы стать действительно, ДУХОВНО ‘’по образу и подобию Бога’’ - мало владычествовать над рыбами и птицами (Быт.1:26,27. Псал.8:5-9.). В Писании говорится: ‘’первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные’’ (1Кор.15:45,47,48). ‘’Кровь и плоть не могут наследовать Царство’’ как в смысле физическом [телесно] – и так же, духовно. ‘’Плоть’’ , подразумевает такие инстинкты, как: размножение, доминирование вида, самообеспечение едой [и т.п.]. Живя обычной жизнью неверующих, мы так же: добываем пищу, строим ‘’норы’’, размножаемся [прелюбодействуем иногда]; ещё воюем за территории, имущество и власть над подобными себе. Но ‘’образу и подобию’’ , мы в лучшем случае похожи на Бога лишь в смысле владычества. Даже фарисеям, детям дьявола, Господь Христос сказал: ‘’вы боги’’ [сравнить: Иоан.10:34,35. Псал.81:1-7.] – и это потому, что им была дана власть.

Но они так и оставались детьми дьявола, плотскими, созданными в ‘’шестой день’’ вместе с животными (Быт.1:27,31.).

Итак: дьявол, обольстивший Еву и введший в грех человечество, является богом людей плотских; созданных в ШЕСТОЙ день, не достигших субботнего, седьмого дня (Быт.1:31; 2:2,3.Евр.4:1-11.). Так же мы читаем, что благословил Всевышний Яхве лишь седьмой день – почему? Потому что именно седьмой, субботний период, это время духовного созидания личности (Матф.5:45.). Это время борьбы плоти и Духа; время побед и владычества над своей плотью и инстинктами. Их нельзя побеждать полностью [иначе мы просто умрём], но вопрос в том, кто - кому раб: ваш дух – или ваша плоть? Поэтому апостол Павел предупреждал: ‘’поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями’’ (Гал.5:16,17,24).

Только дар Святого Духа может дать победу над инстинктами, чтобы не убить их – но владычествовать над ними. Именно потому, что не было Святого Духа, евреи до Христа не смогли понять и исполнить Моисеев Закон.

‘’… ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия , потому что он почитает это безумием; и не может разуметь , потому что о сем [надобно] судить духовно’’ (1Кор.2:10(б),14).

А теперь давайте представим, что вы как и Гаутама [Будда] не ощутили при жизни никаких страданий, и живя в раю, у вас нет нужды о чём либо сложном задумываться. Представим, что Бог запрограммировал вас только на доброе… ‘’Ну как же, мы же не роботы’’ – ответят многие. Так вот, если мы ‘’не роботы’’, то только через страдания мы сможем понять, что значит вкусить познание зла - и какие плоды это приносит. Только так, по-настоящему, мы сможем понять, что значит быть оставленным Всевышним, проходя эту образную пустыню жизни (Чис.14:33,34.). Выражение: ‘’всё познаётся в сравнении’’, это не только высказывание людей ‘’мира сего’’; Соломон писал: ‘’Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше’’ (Еккл.7:3). И слова: ‘’ДА БУДЕТЕ сынами Отца вашего Небесного’’ (Матф.5:45), указывают на то, что каждому призванному последователю Христа, предстоит вести войну с греховными склонностями плоти – и с этим сопряжены страдания. В духовном смысле слова, мы должны пройти этот путь Господина Субботы, Который ‘’во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию’’ (Евр.5:7,8). По этому, Господь Христос крестил не только Духом Святым, через который мы обретаем духовное понимание - но и "огнём", т.е. испытаниям, которые приводят нас к практической жизненной зрелости и опыту - Лук.12:49-53. Мих.7:6-9. Предлагаем вам некоторые места Писания на данную тему: Псал.89:10,12; 67:7. Осия.2:5,7,14,19,20. (Зах.13:1,7,9. Евр.5:7,8; 12:4,9-11. Дан.11:35.).

То, что Бог допускает бедствия и страдания, это приносит веру и надежду на Всевышнего Избавителя. Соломон писал по этому поводу: ‘’Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен’’ (Прит.18:11). Так устроены живые существа: в случае опасности и своей беспомощности, они бегут в укрытие. Но если Бог не допустит страданий и бедствий, тогда как ощутить то, насколько мы нуждаемся в нашем Спасителе?

Через пророка Исаию Всевышний Яхве говорит: ‘’… чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог’’ (Ис.43:10-12). И эта смысловая линия прослеживается на протяжении всего Библейского повествования. Такие яркие примеры как: переход через Красное море (Исх.14:1-31.); истребление армий трёх народов (2Пар.20:1-24.); избавление от Ассирийской империи (4Цар.19:10-35.), показывают один неизменный принцип. Всевышний допускает ситуацию до такой точки, когда спасение уже кажется невозможным – но осуществляется в неожиданном проявлении с человеческой точки зрения (Лук.18:7,8.).

И тогда становится явным наша человеческая несостоятельность; то, что мы не боги. Возьмём к примеру Раав, о которой писал апостол Павел: ‘’Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными ‘’ (Евр.11:31). Свой поступок она изъяснила так: ‘’мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта … ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу’’ (Иис.Нав.2:10(а),11(в)). И в этом высказывании есть классический пример для нас, христиан. Читая историю отношения Всевышнего к Израилю и веря в Его неизменность - мы прибегаем в Единому, понимая, что это лучшее из того, что только может быть.

И наконец, напомним себе о тех бедствиях и страданиях, которые Бог ещё допустит в последние дни.

По причине того, что на начало 21-го века христианство ещё не очищено и находится в состоянии ‘’Вавилона великого’’ (Откр.18 гл.), у пророка Даниила написано: ‘’Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют’’ (Дан.12:10).

Это должно произойти во время признака конца нечестивого мира:

‘’О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него… Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу… Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это’’ (Иер.30:7,15,16,23,24).

Как это произойдёт?

Как прообраз, нечто подобное было во время правления иудейского царя Езекии. Всевышний сказал через пророка Исаию:

‘’О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах… Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?.. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?"… Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя [обратится] на истребление их’’ (Ис.10:5,6,8,11,24,25).

Затем, когда ассирийский царь окружил Иерусалим, собираясь его уничтожить, тогда ‘’вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, все тела мертвые’’ (Ис.37:36). То же самое произойдёт в конце нечестивого мира:

‘’Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых… [Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока]... и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге’’ (Дан.8:23,24: 11:35,45; 12:1).

Не удивительно, что апостол Павел писал: ‘’Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности’’ (Евр.12:4,5,11). Именно об этом же писал апостол Пётр: ‘’ Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного… Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро’’ (1Пет.4:12,17-19).

Цари мира, во главе с дьяволом, попытаются уничтожить сыновей [Небесного Иерусалима] Небесного Царства (Откр.12:17; 13:7.). Но несмотря на то, что Бог допустит страдания, в Писании даётся надежда: ‘’и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше’’ (Лук.21:27,28). Помните: ничто не учит нас так, как жизненный опыт. Только во время [страданий] испытаний, будучи преданы своими родными, оставлены один–на один со своими недостатками – в избавлении от Небесного Отца вы увидите Его любовь и милость. Только так можно понять настоящую цену самому себе и своей жизни, насколько она незначительна без Бога. И в то же время, нам откроется истинный смысл и цена той жизни, которая будет нам дарована свыше… ‘’сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу’’ (2Кор.4:7,16,17).

— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.

Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?

Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.

Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.

Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.

И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.

Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

прот. Максим Козлов

– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.

Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.

По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.

Протоиерей Алексий Уминский

– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.

Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой. Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство. Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.

Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.

Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.

Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.

Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.

И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?

Протоиерей Константин Островский

Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке. Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня. Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» ( .).

Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее. А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов. Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо. Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.

А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.

Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.

Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят. Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла». С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.

Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу. Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо. Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.

Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что. Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему. Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.

Священник Андрей Мизюк

Этим вопросом задавался каждый, ведь в нашем мире происходит столько зла, несправедливости и безнаказанности. Как же Господь может такое допускать, если Он есть и любит нас? Свой ответ на этот вопрос дает автор недавно вышедшей «Книги о радости и страдании» священник Владимир Архипов. Людям дан страшный и могущественный дар свободы, которого никто их не может лишить. Он может привести к спасению, а может и к гибели. Этот дар дается человеку вместе с жизнью, и отнять его равносильно лишению жизни. Бог не может лишить человека свободы, потому что это единственный путь к любви и Богу. За этот дар человеку Своими страданиями и смертью заплатил Сын Человеческий, искупая его из рабства греху.

Принимая смерть и побеждая ее Воскресением, Христос Спаситель открывает путь к новому бытию, свидетельствует о любви Божией к человеку, о ценности его свободы.

Человек хотел бы большего уже сейчас - окончательного уничтожения смерти, а значит, греха, болезни, страдания, зла. Но грех и все его последствия - выбор человека.

Бог пребывает с нами в страдании, используя любые обстоятельства нашей жизни достучаться до нас


Кроме Господа Иисуса Христа, прошедшего в земной Своей жизни через одиночество, предательство, страдания, пустыню богооставленности и смерть, никто не может со всей полнотой понять боль и страдание другого. Никому не дано проникнуть в глубину страданий, а тем более предсмертных, даже самого близкого человека.

Мы можем бесконечно сострадать, быть готовыми взять чужую боль на себя, но человек остается один в своем страдании. Только Бог может оказаться рядом с нами в эти дни и часы и Своим утешающим и животворящим присутствием привнести свет во тьму наступающей смерти.

Ибо, как истинный Человек, Он испытал на Себе боль и одиночество в страдании, ужас богооставленности


Он прошел через опыт встречи со злом, обретя укрепление в послушании воле Отца. Любящий и сострадающий Бог, Он один знает, как превратить зло страдания во благо для души. И это благо дается тем душам, которые открыты к Нему.

Как говорит протоиерей Александр Шмеман:

Не остался Бог безучастным к нашему страданию, но вошел в него и принял его. И потому так часто именно страждущие находят Бога, встречают Его и верят в Него


Точная мысль, отражающая суть и внутреннюю логику встречи человека с Богом через испытания плоти и духа. Пока жизнь человека относительно благополучна физически и душевно, неверующий горячо упрекает Бога за зло, болезни, жестокость человеческого рода, а верующий учит других, как им надо радоваться и благодарить за страдания. И только когда жестокая болезнь или душевная боль приблизятся к человеку, он начинает молить Бога о помощи, и в нем начинает пробуждаться совесть и открывается новое видение пролетевшей жизни и своих поступков.

Если человек не лишал себя радости думать и искать ответы на вопросы, то страдание ведет его через покаяние к абсолютно новому мироощущению. Тогда он сам приходит к выводу, что только благодаря страданию ему открывается неведомый доселе духовный мир, по-новому звучит Евангелие, которое ранее воспринималось только как литературный памятник. Если раньше для человека абстрактное страдание было доказательством отсутствия Бога, то теперь реальное собственное страдание явилось доказательством присутствия в нем Бога.

Если мы будем настойчиво Его искать, воскресшего и живого, в своей жизни и не превращать нашу веру в нравственную или религиозную схему для самоуспокоения или наставления других, то сможем обрести Его в испытаниях. В трудные минуты евангельские слова оживают и звучат в душе как собственное открытие. И тьма начинает рассеиваться, когда к нам прикасается Тот, Кто сказал:

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6)


Отвечает Василий Юнак, 01.02.2013


Анна пишет: "Почему Бог допускает такое, как смерть прекрасных. здоровых, красивых молодых людей, как авикатастрофы, войны и т.д.? Почему умирают молодые, почему страдают дети, ведь Бог любит всех? Почему одни ездят на автомашинах с бамперами из чистого золота, а дети в Африке пухнут от голода? Ведь Бог справедлив. Где же Он, Бог? Где его любовь и справедливость. Что плохого сделал ему и чем согрешил 3-х летний ребенок, которому фашисты вспороли живот штыком. Как мне любить и верить в такого Господа, допускающего ТАКОЕ? А если не верить, зачем жить?"

Это очень важный вопрос, который задают многие, хотя и в разной форме. Почему Бог допустил зло однажды и допускает его до сих пор? Я мог бы сейчас процитировать десятки библейских текстов по этому поводу, но пожалуй, я лучше скажу все своими словами. Думаю, что так будет доступнее и конкретнее; при этом я заверяю, вас, что любую мысль из своего пояснения могу подтвердить Словом Божьим, то есть, мои слова - это не выдумка, а отображение библейского учения.

Бог создал всю вселенную и наш мир совершенными, без греха и зла. Все было весьма хорошо, и везде царил закон совершенной любви. Но по причине того, что любовь подразумевала добровольное подчинение всего творения своему Творцу, Бог создал разумных существ со свободной волей. В этом был определенный риск, так как в какой-то момент кто-либо мог избрать неповиновение и непослушание. Но Творец желал общения со свободным творением, а не с роботами, запрограмированными на послушание. В то же самое время, Бог в Своей мудрости предвидел, что рано или поздно такое отступление произойдет. Потому Он предусмотрел выход из возможной ситуации.

Бог - свят и совершенен. Ничто несовершенное не может существовать в присутствии святости. Подобно тому, как напроказничавший малыш чувствует себя неуютно перед другими, или нарушитель перед поступающими правильно, так грешник не может жить в присутствии святости. Потому, грешник погибает от славы Божьей; возмездие за грех - смерть. Бог является не только источником жизни, но Он также и поддерживает жизнь, так как никто и ничто во вселенной не имеет бессмертия, кроме Самого Бога. Грех производит разделение человека с Богом, а потому, не имеющий жизни в себе самом, человек постепенно стареет и умирает.

И вот однажды грех проявился. Один из высших ангелов, херувим, осеняющий престол Божий, от красоты своей и от возвышенного положения своего возгордился и пожелал более высоких почестей. Его грех привел к восстанию на небе, когда он увлек за собой в открытое противление Божьему правлению любви третью часть ангелов. Нельзя сказать, что это был каждый третий ангел, но все небожители разделились на три группы - те, кто остались верными Богу; те, кто последовали за восставшим ангелом; и те, кто остались в глубоком смятении, не зная, кто же прав - Бог или Люцифер, утверждавший, что его правление было бы лучшим.

Господь мог бы по справедливости уничтожить восставшего ангела, который стал сатаной и дьяволом. Бог даже мог бы изгладить из памяти всех небожителей эту мрачную сцену. Но подобное действие Бога не разрешило бы проблемы греха, так как на протяжении бесконечной вечности подобные случаи возникали бы опять и опять. Более того, Кто-то из сомневавшихся мог бы сделать вывод, что Бог уничтожил сатану только потому, чтобы избавиться от конкурента, который действительно имел хорошие намерения. Тогда, вместо истребления греха, это породило бы новую, более обширную волну восстания против Бога. И потому Господь решил пойти по другому пути. Этот путь требовал больших жертв поначалу, но давал более гарантированный результат. При этом, не требовалось поступать несправедливо, удалять из памяти небожителей воспоминания о восстании, отнимая при этом их свободу выбора. И хотя Божий путь был не без жертв и потерь, но все эти жертвы были ограничены и во времени и в численности.

Что же Бог предпринял? Он поступил так, как поступил бы всякий мудрый начальник, против которого выступил бы его подчиненный. Представим себе директора завода, один из инженеров которого начал проводить кампанию против своего начальника говоря, что у него есть лучший метод управления заводом. Если бы директор тут же уволил инженера за клевету и разложение дисциплины, то кое-кто посчитал бы, что "правда глаза колет" директору. Но мудрый директор призовет такого инженера, и предложит ему один цех и определенный срок для того, чтобы тот проявил себя не на словах только, но и на деле. И тогда пусть все станут судьями: если у инженера действительно получится лучше, то директор готов ему уступить свое кресло. А если нет? Ну, тогда такому инженеру нет места на этом заводе... То же самое сделал и Господь с сатаной. Волей случая этим "цехом" стала наша земля.

Адам и Ева были предупреждены об опасности, и они могли вполне отказать сатане и не поддаться на его уловку. Но Ева более поверила словам змея, нежели словам Бога. Тем самым человечество признало падшего ангела своим "богом" и уступило ему право владычества на земле. Сатана, в своей злобе давно уничтожил бы нашу землю, если бы Господь не сдерживал Его. Но земля и человек были Божьим творением, потому Бог продолжал контролировать события, происходящие на мятежной планете. Справедливость Божья не позволяла Ему препятствовать сатане действовать, если эти действия были добровольно разрешены человеком. Бог уважает волю человека. В то же самое время, для тех людей, которые пожелают выйти из подчинения сатане и греху, Бог предусмотрел искупление в лице Своего Сына. Обетование Искупителя было дано Адаму после его грехопадения, и смерть жертвенного ягненка, из которого Господь сделал человеку кожанные одежды для укрытия его наготы, символизировала смерть Сына Божьего, чья одежда праведности покрывает грехи раскаивающегося грешника.

Под влиянием греха сатана ведет наш мир к саморазрушению. Если бы Бог не дал смерть грешнику, то адские мучения были бы невыносимыми. Но в своей милости к человеку Бог ограничил дни жизни человека на земле смертью. Сатана же пытается и эту смерть сделать для человека наиболее мучительной. Почему же Бог до сих пор ждет, и не положит конец правлению сатаны? Неужели история горя и страданий на земле еще не достаточно показали характер сатаны? Вначале Бог дал достаточно времени сатане развить свое правление и показать свои истинный характер, чтобы и та третья часть небожителей, которые оставались в недоумении относительно притязаний Люцифера, также смогла признать любвеобильный характер Божий. Затем Спаситель мира пришел на землю, жил как человек, чтобы показать всем нам образец благочестивой жизни, и затем умер нашей смертью, чтобы мы могли жить Его жизнью. Своей смертью на Голгофе Христос совершил победу над грехом и сатаной. Казалось бы, зачем еще ждать? Вселенная уже знает, кто есть кто. Может быть стоит покончить с сатаной навсегда? Но теперь Бог ждет уже людей. Он не желает, чтобы кто-либо погиб, не имея возможности узнать о спасении и избрать жизнь. И как только благая весть о спасении будет возвещена по всему миру, тогда Христос прийдет во второй раз, чтобы положить конец злу и сатане, и дать вечную жизнь тем, кто пожелал следовать истине. Сатана также знает, что он проиграл, но подобно тому воину, который попав в окружение держит наготове последнюю гранату, чтобы взорвать себя вместе с наибольшим количеством врагов, когда они подойдут поближе к нему, так и сатана сейчас прилагает все усилия для того, чтобы увести с собой в погибель как можно больше людей прежде, чем они узнают о предлагаемом им спасении, или соблазнить грехом даже тех, кто уже принял Спасителя верой.

Вот, почему сейчас, в последнее время, так много страданий. И вот почему те, кто живут нечестно, сегодня пользуются всеми благами мира - сатана использует их для обольщения других и для проявления своей власти. Но Господь обещал нам, что мы, страдая в этом мире и терпя лишения ради Него, получим несравненно большую награду в вечности, так что все эти кратковременные страдания наши будут казаться нам весьма малой жертвой с нашей стороны ради приобретения вечного спасения.

Как я уже отметил в начале, я мог бы процитировать десятки текстов из Священного писания в подтверждение каждой фразы в этом объяснении. И если какой-либо момент в этом ответе кажется вам непонятным или не соответствующим библейскому учению, спрашивайте. Я готов обосновать все, что я написал.

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: