Понятие о священном писании. Что такое паперть

Для того чтобы сохранить откровение Бога и донести его потомкам, святые мужи, приняв внушение от Господа, записали его в книги. Справиться с этой непростой задачей им помог Святой Дух, который незримо присутствовал рядом, указывая верный путь. Многочисленное собрание всех этих книг объединяют одним общим названием - Священное Писание. Написанное Духом Божьим посредством избранных людей, среди которых были цари, пророки, апостолы, оно стало священным ещё с древних времён.

Второе название, которое используют, характеризуя Священное Писание, - Библия, что переводится с греческого как "книги". Это точная трактовка, поскольку правильное понимание здесь кроется именно во множественном числе. По этому поводу святой Иоанн Златоуст заметил, что Библия - это многие книги, образующие одну-единственную.

Структура Библии

Священное Писание делится на две составляющие:

  • Ветхий Завет - те книги, что были написаны до явления в мир Иисуса Христа.
  • Новый Завет - был записан святыми апостолами после пришествия Спасителя.

Само слово «завет» дословно переводится как "наказ", "поучение", "наставление". Символическое его значение состоит в создании незримого союза между Богом и человеком. Обе эти части равноценны и вместе складываются в единое Священное Писание.

Ветхий Завет, являя собой более древний союз Бога с человеком, был создан сразу после грехопадения прародителей человечества. Здесь Бог дал им обетование о том, что в мир должен прийти Спаситель.

Священное Писание Нового Завета основано на том, что обещанный Господом Спаситель явился миру, приняв человеческую природу, стал во всём подобным людям. Всей своей короткой жизнью Иисус Христос показал, что она может быть свободной от греха. Воскреснув, даровал людям великую благодать обновления и освящения Духом Святым для продолжения жизни в Царстве Божием.

Структура Ветхого и Нового Завета. Священные книги

Написаны они на древнем еврейском языке. Всего их 50, из которых 39 канонических. Однако здесь следует отметить, что, согласно еврейскому кодексу Священного Писания, некоторые группы книг объединяются в одну. И поэтому число их составляет 22. Именно столько букв в еврейском алфавите.

Если сформировать их по содержанию, то можно выделить четыре большие группы:

  • законоположительные - сюда входят пять основных книг, составляющих основу Ветхого Завета;
  • исторические - их семь, и все они повествуют о жизни евреев, их религии;
  • учительные - пять книг, содержащих учение о вере, наиболее известной считается Псалтирь;
  • пророческие - все они, а их тоже пять, содержат предвестие о том, что скоро в мир придет Спаситель.

Обращаясь к новозаветным священным источникам, следует отметить, что их 27, и все они являются каноническими. Приведённое выше ветхозаветное деление на группы здесь неприменимо, поскольку каждая из них может быть отнесена сразу к нескольким группам, а иногда и ко всем сразу.

В состав Нового Завета, кроме четырёх Евангелий, входят Деяния святых апостолов, а также их Послания: семь соборных и четырнадцать от апостола Павла. Завершает повествование Откровение Иоанна Богослова, также известное как Апокалипсис.

Евангелия

Начинается Новый Завет, как известно, с четырёх Евангелий. Это слово означает не что иное, как благую весть о спасении людей. Её принёс сам Иисус Христос. Именно ему и принадлежит это высокое благовествование - Евангелие.

Задача евангелистов была лишь в том, чтобы передать его, повествуя о жизни Сына Божьего Иисуса Христа. Поэтому говорят не "Евангелие Матфея", а "от Матфея". Подразумевается, что у всех них: у Марка, Луки, Иоанна и Матфея - благовествование одно - Иисуса Христа.

  1. Евангелие от Матфея. Единственное написанное на арамейском языке. Оно предназначалось для того, чтобы убедить евреев в том, что Иисус являет собой того самого Мессию, которого они так ждали.
  2. Евангелие от Марка. Здесь используется греческий с той целью, чтобы передать проповедь апостола Павла новообращённым из язычества христианам. Марк акцентирует внимание на чудесах Иисуса, подчёркивая при этом его власть над природой, которую язычники наделяли божественными свойствами.
  3. Евангелие от Луки тоже написано греческим языком для бывших язычников, обратившихся в христианство. Это наиболее подробное описание жизни Иисуса, которое затрагивает события, предшествовавшие появлению на свет Христа, рождённого от Пречистой Девы Марии. Согласно преданию, Лука был лично знаком с ней и стал автором первой иконы Пресвятой Богородицы.
  4. Евангелие от Иоанна. Считается, что написано оно в дополнение к трём предыдущим. Иоанн приводит те слова и деяния Иисуса, о которых отсутствуют упоминания в предыдущих Евангелиях.

Богодухновенность Священного Писания

Книги, которые все вместе образуют Священное Писание Ветхого и Нового Завета, называются богодухновенными, поскольку написаны они внушением Духа Святого. Иными словами, можно сказать, что их единственным и настоящим автором является не кто иной, как сам Господь Бог. Именно он, определяя их в нравственном и догматическом смысле, даёт возможность человеку творческим трудом реализовать Божий замысел.

Именно поэтому Священное Писание имеет две составляющие: божественную и человеческую. Первая заключает в себе открытую самим Богом Истину. Вторая выражает её на языке людей, живших в одну из эпох и принадлежавших к определённой культуре. Человек, который создан по образу и подобию Божию, наделён уникальной возможностью входить в непосредственное общение с Создателем. Бог, будучи премудрым и всемогущим, владеет всеми средствами для сообщения людям своего откровения.

О Священном Предании

Говоря о Священном Писании, не следует забывать ещё об одном способе распространения божественного откровения - Священном Предании. Именно через него в древние времена передавалось учение о вере. Такой способ передачи существует и по сей день, ибо под Священным Преданием мыслится передача не только учения, но и таинств, священных обрядов, Закона Божия от правильно почитающих Бога предков к таким же потомкам.

В ХХ веке произошло некоторое изменение в соотношении взглядов на роль этих источников божественного откровения. В связи с этим старец Силуан говорит, что Предание охватывает всю жизнь церкви. Поэтому то самое Священное Писание являет собой одну из его форм. Здесь не противопоставляется значение каждого из источников, а лишь подчёркивается особая роль Предания.

Толкование Библии

Очевидно, что толкование Священного Писания - дело сложное и под силу далеко не каждому. Знакомство с учением такого уровня требует от человека особой сосредоточенности. Поскольку Бог может не открыть смысла, заложенного в той или иной главе.

Есть несколько основных правил, которым нужно следовать, толкуя положения Священного Писания:

  1. Рассматривать все описанные события не изолированно, а в контексте того времени, когда они произошли.
  2. Подходить к процессу с должным благоговением и смирением, чтобы Бог позволил открыть смысл библейских книг.
  3. Всегда помнить о том, кто является автором Священного Писания, и при возникновении противоречий толковать его, исходя из контекста всего послания в целом. Здесь важным будет понимание того, что в Библии не может быть противоречий, поскольку она цельна и автор её - сам Господь.

Священные писания мира

Кроме Библии, существуют и другие богодухновенные книги, к которым обращаются представители других религиозных направлений. В современном мире насчитывают более 400 различных религиозных течений. Остановимся на наиболее известных.

Писание иудеев

Начать следует с писания, которое ближе всего по содержанию и происхождению к Библии, - иудейского Танаха. Считается, что состав книг здесь практически соответствует ветхозаветному. Однако есть небольшая разница в их расположении. Согласно еврейскому канону, Танах состоит из 24 книг, которые условно делятся на три группы. Критерием здесь служат жанр изложения и период написания.

Первая - Тора, или, как её ещё называют, Пятикнижие Моисея из Ветхого Завета.

Вторая - Невиим, переводится как "пророки" и включает восемь книг, охватывающих период от прихода на землю обетованную и до вавилонского плена так называемого периода пророчества. Здесь также есть определённая градация. Выделяют пророков ранних и поздних, последние делятся на малых и больших.

Третья - Ктувим, дословно переводится как "записи". Здесь, собственно, и содержатся писания, включающие одиннадцать книг.

Коран - священная книга у мусульман

Так же как и Библия, содержит в себе откровения, которые были изречены пророком Мухаммадом. Источником, передавшим их в уста пророка, является сам Аллах. Все откровения упорядочены в главы - суры, которые, в свою очередь, складываются из стихов - аятов. Каноническая версия Корана содержит 114 сур. Первоначально они не имели названий. Позднее по причине различных форм передачи текста суры получили названия, некоторые сразу по несколько.

Коран является священным для мусульман, только если он на арабском. Перевод используется для толкования. Молитвы и ритуалы произносятся лишь на языке оригинала.

В содержательном плане Коран повествует истории об Аравии и древнем мире. Описывает, как будет происходить страшный суд, посмертное воздаяние. Также здесь содержатся нравственные и юридические нормы. Следует заметить, что Коран имеет юридическую силу, поскольку регулирует отдельные отрасли права мусульман.

Буддийская Трипитака

Являет собой свод священных текстов, которые были записаны уже после того, как умер Будда Шакьямуни. Примечательно название, которое переводят как "три корзины мудрости". Оно соответствует делению священных текстов на три главы.

Первая - Винайя-питака. Здесь помещены тексты, которые содержат правила, регулирующие жизнь в монашеской общине сангхи. Кроме назидательных аспектов, есть и повествование об истории происхождения этих норм.

Вторая - Сутра-питака, содержит рассказы о жизни Будды, записанные им лично, а иногда и его последователями.

Третья - Абхидхарма-питака - включает философскую парадигму учения. Здесь содержится его системное изложение, основанное на глубоком научном анализе. Если первые две главы содержат практические положения о том, как достичь состояния просветления, то третья укрепляет теоретический фундамент буддизма.

Буддийская религия содержит немалое количество версий этого вероучения. Наиболее известной из них считается палийский канон.

Современные переводы Священного Писания

Учение такого масштаба, как Библия, привлекает к себе внимание огромного количества людей. Потребность человечества в нем неоспорима. Однако вместе с тем существует опасность неточного или намеренно искажённого перевода. В этом случае авторы могут продвигать какие-либо свои интересы, преследовать собственные цели.

Следует заметить, что любой из существующих в современном мире переводов Священного Писания подвергался критике. Её обоснованность подтверждалась или опровергалась самым строгим судьёй - временем.

Сегодня одним из таких широко обсуждаемых проектов перевода Библии считается Священное Писание Нового мира. Автором издания является религиозная организация Свидетели Иеговы. В этом варианте изложения Священного Писания много нового и необычного для почитателей, людей истинно верующих и знающих его:

  • исчезли некоторые ставшие общеизвестными слова;
  • появились новые, отсутствовавшие в оригинале;
  • авторы злоупотребляют пересказом и активно добавляют свои подстрочные комментарии.

Не вступая в полемику, созданную вокруг этого произведения, следует отметить, что читать его можно, но желательно в сопровождении принятого в России синодального перевода.

Уважаемый Батюшка! Спасибо за предыдущие ответы.
Пожалуйста, еще вопросы:
1. В Священном Писании в тексте отдельные слова (немногие) написаны курсивом. Что это значит?
2. Что означает (кто такой) термин ключарь?
3. Что означают (или как переводятся) отдельно имена Спасителя нашего - Иисус Христос?
4. В Библии посередине текста идет вертикальная колонка с какими-то пометками. Подскажите, что это?
Заранее благодарю.


23.03.2004, Владимир, Санкт-Петербург


Уважаемый Владимир!

Благодарим за Ваше внимание к нам.

1. По всей видимости, Вы читаете одно из изданий Священного Писания на русском языке. Перевод этот со славянского языка. Славянский же перевод является калькой с греческого. А русский перевод сделан с сохранением смысла и греческого перевода, и славянского, т.к. буквальный перевод был бы менее понятен, потому что поменялась грамматика этих языков. В русский перевод, таким образом, добавили слова, которых нет в буквальном тексте, но которые необходимы для уразумения смысла.

Например, Евангелие от Матфея, 3 глава, 15 стих в конце:
Слав.: Тогда остави его.
Рус.: Тогда Иоанн допускает его.

Или: там же, 13 глава, 18 стих:
Слав.: Вы же услышите притчу сеющаго.
Рус.: Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле.

Слова "Иоанн" и "значение" отсутствуют в прямом тексте, но они введены в русском переводе для правильного уяснения смысла написанного.

Русские переводы Библии читать лучше в Синодальном переводе или там, где написано о том, что этот перевод благословлен для употребления в Православной Церкви. Сейчас на Западе появилось очень много искаженных переводов Священного Писания, которые читать очень опасно и душевредно из-за тех искажений, внесенных туда авторами переводов.

2. Термин "ключарь" по словарю церковно-славянских сов прот. Г. Дьяченко означает "ключник, имеющий ключи от чего-либо". Это должность смотрителя, управителя храма.

3. "Иисус" означает Спаситель, "Христос" - Помазанник, это имя Спасителя.

4. О колонке с пометками. Более насыщенным шрифтом указывается тот стих главы, к которому в других местах Священного Писания есть схожие по смыслу выражения или стихи. Они-то и перечислены под этим номером.

Например: Евангелие от Матфея, глава 1 "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова". Это 1 стих 1 главы, к которому есть параллельные места, указанные под №1: Лук. 3, 24, где тоже дано родословие Иисуса Христа. Таким образом, эти пометки и называются "параллельными местами". Внимательно посмотрите эти сноски, и Вы найдете для себя очень много интересного. Кроме того, эти сноски говорят в пользу того, что Священное Писание написано под воздействием Святого Духа и, несмотря на то, что авторами многих текстов Его являются разные люди, оно во всей совокупности есть целостное произведение и не противоречит себе ни в одной из своих частей.

Спрашивает саша
Отвечает Александра Ланц, 16.05.2011


Вопрос : "у меня есть знакомый. он, как бы это сказать, в поиске истины. он много слышал о Боге, и сам пытается изучать библию. его смущает вопрос того,что надо ходить в церковь т.е. посещать собрание.что является результатом негативного опыта который он получил посещая одну из конфесий.его интересует вопрос, где в библии написано,что надо посещать собрание, а не просто верить и при этом не посещать церковь. подскажите пожалуйста".
Мир вам, Саша!

Если ваш знаковый находится в поиске Истины и пытается изучать Библию, если он делает это с искренним сердцем, то вам не о чем волноваться, потому что в этом случае Христос сначала откроет ему правду о необходимости быть в собрании Его учеников, а потом Сам приведёт его туда.

Дело в том, что Библия вся пронизана мыслью о том, что дети Божии должны быть объединены в одно целое, а это целое должно быть отделено ото всего остального мира. Самым ярким образом эта мысль запечатлена в истории плотского Израиля. Бог произвёл от Авраама многочисленный народ, который не смотря на все проблемы, всегда оставался и до сих пор остаётся отдельным народом. Плотский Израиль ветхозаветных времён был церковью Живого Бога на земле. Всякий человек, желавший жить под сенью Всемогущего, должен был присоединиться к народу Иакова через обрезание и принятие Закона и Пророков.

Ничего не изменилось и в новозаветные времена. Когда Иисус умер, воскрес и вознёсся, плотский Израиль видимым образом разделился на три группы:

1) сыны Иакова, принявшие Иисуса, как своего Спасителя;
2) сыны Иакова, отвергшие Иисуса, как своего Спасителя;
3) сыны Иакова, пребывающие на распутье.

И Господь Бог Вседержитель продолжил растить Свой народ на основе тех сынов Иакова, которые приняли Иисуса своим Спасителем. Они начали свидетельствовать об Иисусе и для своих плотских братьев, и для язычников, и те, кто принимали Иисуса, присоединялись к ним, образуя тем самым духовный Израиль - огромный народ Божий по всему лицу земли.

Заметьте, что речь здесь идёт даже не о посещении собраний, а о том, что человек, желающий спасения, должен понимать, что он - часть народа Божьего.

Вот что происходило со вновь уверовавшими:

"Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч". К кому присоединились уверовавшие? К тем, кто проповедовал, к собранию тех, кто проповедовал.

"И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало". Видите, что происходит присоединение уверовавших к тем, кто уже поверил?

Что такое собрания? Это попытки людей регулярно встречаться для того, чтобы "увещевать, т.е. ободрять друг друга" . Апостол Павел особо настаивает на том, что верующие не должны оставлять своих собраний, потому что там они могут поддерживать друг друга в физических, но главное - в духовных нуждах.

"Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа".

Все послания апостола Павла, например, обращены не к каким-то сторонним людям, а к собраниям уверовавших, в которых эти послания для всех и читались:

"От Павла и Тимофея, служителей Христа Иисуса, - всем филиппийцам, принадлежащим Богу в единении с Христом Иисусом, вместе с руководством церкви и их помощниками ". ()

"От Павла, по воле Божьей апостола Христа Иисуса - святому народу Божьему в Эфесе , хранящему верность Христу Иисусу". ()

"От Павла, по воле Бога призванного стать апостолом Христа Иисуса, и от брата Сосфена - Церкви Бога в Коринфе, тем, кто посвящен Богу через Христа Иисуса, кто призван стать Его святым народом... " ()

Сам Иисус предусмотрел нечто, что никогда не позволит Его ученикам надолго оставлять свои собрания, если они, конечно, настоящие ученики. Что же это? Это вечеря, которую Христос установил Сам и повелел ученикам совместно совершать её в воспоминание о Его смерти ( ; ).

Если ваш знакомый честно поразмышляет надо всеми приведённым здесь стихами, то ему ничего не останется, как признать, что верующие - это единый народ, члены которого должны служить друг другу, как члены тела. А как же это делать, если ты не бываешь хотя бы в собрании тела церкви?

Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

"Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены" (). Можно ли страдать и радоваться с теми... кого ты не знаешь?

Все послания Нового Завета так или иначе упоминают о том, что уверовавшие пребывали друг с другом в преломлении хлеба, в чтении-изучении Писания, в заботах друг о друге, поэтому если ваш знакомый искренне желает знать правду, он, читая Писание, её узнает.

Однако я должна сказать о том, что узнав эту правду, он не должен торопиться в любое собрание верующих, но должен потратить достаточно времени для того, чтобы среди нынешнего великого изобилия собраний на любой вкус найти то одно, в котором люди делятся друг с другом Христовой правдой и стараются жить по Христову закону, руководствуясь Билией и только Библией. ...хотя он должен помнить и о том, что даже в этих собраниях люди несовершенны.

С уважением,

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

27 дек

Произнесенные на Кресте слова не дают основание говорить о чувстве одиночества и Богооставленности Распятого. В момент величайшего события всемирной истории – Искупления – Спаситель, взявший на себя грехи мира, произносит эти слова от лица всего человечества. Так изъясняют этот стих святые отцы. «Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприняты и спасены» (Святитель Афанасий Великий).

18. Как Иисус Христос принял на себя грехи всего человечества?

Вопрос: Как Иисус Христос принял на себя грехи всего человечества?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Господь наш Иисус Христос принял грехи всего человечества потому, что совершилось Боговоплощение. Принимая на Себя человеческую природу, Христос принял на Себя и всё, что свойственно человеку в его греховном состоянии. Будучи совершенно безгрешным, Он взял на Себя все последствия греха для того, чтобы Своими страданиями и смертью освободить и искупить человечество.

19. Где в Священном Писании сказано о сошествии в ад Спасителя?

Вопрос: Где в Священном Писании сказано о сошествии в ад Спасителя?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О сошествии Спасителя в ад говорит св.апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и в Послании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10).На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

20. Как Христос победил смерть посредством чего, в какой именно момент своего сошествия во ад?

Вопрос: Посредством крестной смерти и затем своего воскресения Иисус Христос избавил нас от власти греха и вновь воссоединил с Богом. Как Христос победил смерть посредством чего, в какой именно момент своего сошествия во ад? Что такое победа над смертью (смертью во грехе)?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

1. В духовном мире действует закон – грех удаляет человека от Бога и делает пленником диавола. «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23). Спасение наше, которое совершил Иисус Христос состоит в том, что Он, воплотившийся Бог, не имеющий и тени греха, взял на Себя грехи всех людей и за них принес искупительную Жертву на Кресте. Победа над смертью произошла в тот момент, когда Спаситель мира умер на Кресте. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:30). Что именно смертью Господь одержал победу над смертью говорит и св. апостол Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). Эта догматическая истина выражена в пасхальном тропаре: «смертию смерть поправ».

2. До Искупления все люди шли в преисподнюю (евр. – шеол) и становились насельниками царства смерти. В ад шли все, как грешники, так и праведники. Псалмопевец Давид пророчествует от имени Мессии: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ‹…› ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:1, 10). Крестная смерть Христа лишила диавола власти над душами всех усопших. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос.13:14). Реально ад остается, но теперь туда люди загоняют себя добровольно своими смерными грехами.

После Своей крестной смерти Господь сошел в ад и вывел оттуда души праведников и тех, кто отозвался на Его проповедь: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.3:18-19). Таже мысль и в другой главе того же Соборного послания: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (4:6). Воскресением и Вознесением Иисус Христос даровал уверовавшим в него вечную жизнь: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1Пет.1:3).

21. Почему Иисус Христос пожертвовал собой и принял такие страшные муки на кресте?

Вопрос: Почему Иисус Христос пожертвовал собой и принял такие страшные муки на кресте?

Отвечает священник Александр Мень :

Страдания Христа - это не только распятие. Человеческий род нуждался в приобщении к высшей жизни. Для этого высшее, священное, божественное Начало должно было максимально приблизиться к человеку. Теперь подумайте, если Начало, свободное от зла, соединяется со стихией, насыщенной злом, то какое страдание это Ему причиняет! Вхождение Иисуса в мир было страданием само по себе, а не только крест, не только Голгофа. А ради чего же все это было? - спрашиваете вы. Только для того, чтобы стать одним из нас, только для того, чтобы приблизиться к нам, только для того, чтобы поднять человека из этого ада, вместе с нами выйти на один уровень - человеческий. Как говорит один из древних учителей Церкви, “Бог стал человеком, чтобы мы стали богами”. Поэтому речь шла вовсе не о том, чтобы Он Своими страданиями, мужеством что-то доказал, как это было у Яна Гуса, Джордано Бруно, погибших на костре, у многочисленных мучеников веры. Нет, здесь совсем другое.

Христос сознавал роковые условия Своего соединения с человеческим бытием. “Мир во зле лежит”, - говорит евангелист. И в такой мир Он приходит. И когда человек, познавая истину, взывает: “Где Ты, создавший этот тяжкий мир?” - Он отвечает: “Ведь этот мир таким создал ты, человек. Это ты поселил здесь ненависть, убийства, злобу, нетерпимость. Это ты топчешь свой собственный образ”. И для того чтобы человек понял свою задачу, Бог приближается к нам и входит в плоть и кровь истории. И вся история становится диалогом между Христом и человечеством, между Его призывом и нашим ответом. Надо оставить раз и навсегда модель Бога, Который за ниточку дергает человеческий род и управляет нами, как марионетками. Надо понять, что на нас лежит высочайшая ответственность, что человек должен быть руками и глазами Бога, и сердцем Бога, и сеять добро.

195. Были ли у Иисуса сестры?
Ответ: Да. (Мар.3:32: И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.)

194. Процитируйте первые слова Нового Завета.
Ответ: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака... (Мф. 1:1-2)

193. Как звали бабушку царя Давида?
Ответ: Руфь.

192. Какие реки упомянул прокаженный Нееман, в которой он мог бы очиститься?
Ответ: Авана и Фарфар (4 Цар.5:11-12)

191. В чем Иона обвинял Бога?
Ответ: В милости (Иона 4:2)

189. Какая птичка заставила камень заплакать?
Ответ: Петух Петра (Петр означает "камень"). (Мф. 26:74-75)

188. Кто не умер и в живых не остался?
Ответ: Жена Лота - она превратилась в соляной столб. (Быт. 19:26)

187. Что является гнилью для костей?
Ответ: Зависть (Пр. 14:30).

186. Назовите двух человек, которые родились, но никогда не умирали, и двух других, которые никогда не рождались, но умерли?
Ответ: Илия и Енох вознеслись, Адам и Ева были сотворены.

185. О чем была первая молитва царя Соломона в храме Божием?
Ответ: Соломон просил, чтобы Господь всегда слышал молитвы и прошения, которые произносятся в храме, и воздавал каждому по делам его. (2 Пар. 14-42)

184. Как звали мать Соломона?
Ответ: Вирсавия (3 Цар. 1:11)

183. Царь Соломон построил храм Господу, после чего построил дом для себя. Что было больше: дом Соломона или храм Божий?
Ответ: Дом Соломона был больше (3 Цар. 6:2, 3 Цар. 7:2)

182.Кого царь Соломон поставил на самые тяжелые работы при строительстве храма (каменотесами и носильщиками)?
Ответ: Пришельцев (2 Пар. 2:17-18)

181. Кому царь Соломон дал имена Иахин и Воаз?
Ответ: Двум столбам перед храмом Божиим. (2 Пар. 3:15-17)

180. Какое из четырех Еванглий не содержит притч?
Ответ: Еванглие от Иоанна

179. Кто был первым хирургом?
Ответ: Бог (Когда извлёк из Адама ребро)

178. Когда пение петуха слышал весь мир?
Ответ: В ковчеге Ноя.

177. Кто ни разу не родился, но два раза умирал?
Ответ: Адам (первый раз - духовно, второй раз - физически).

176. Что сделано на небесах человеческими руками?
Ответ: Раны Иисуса Христа.

175. Что просила мать Иакова и Иоанна у Иисуса?
Ответ: Чтобы ее сыновья сели по обе стороны от Иисуса на небесах. (Мф. 20:20-21)

174. Город во времена судей, в котором однажды во время ежегодного праздника Господнего вениаминитяне выбрали себе жён.
Ответ: Силом (Суд. 21:20-23)

173. На каком животном ехал Соломон к месту, где его должны были провозгласить царем?
Ответ: Соломон ехал на муле. (3-я Царств, 1: 43-44)

172. Какое дикое животное встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Лев. Он упоминается около 130 раз. Как в настоящее время, так и в древности лев был символом силы и царского достоинства.

171. Царь Иудеи, которому свидетельствовал Апостол Павел.
Ответ: Агриппа (Деян. 25:13 - 26:32).

170. Где вспоминается о плаче в первый и где в последний раз в Библии?
Ответ: Быт. 21:16 - Агарь... подняла вопль и плакала, Отк. 21:4 - ... отрет Бог всякую слезу... и плача уже не будет

169. Кто самый старый пророк, о котором мы знаем?
Ответ: Енох (Иуды 1:14)

168. Что делает тот, кто вмешивается в чужую ссору согласно притчам Соломона?
Ответ: хватает пса за уши (Пр. 26: 17)

167. Какой самый длинный и самый короткий псалом в Библии?
Ответ: длинный - 118 (176 стихов), короткий - 116 (2 стиха)

166. Как звали отца Саула?
Ответ: Кис (1 Цар. 9:1)

165. Кого Иисус исцелил не в первый, а во второй раз?
Ответ: Слепого в Вифсаиде (Мр. 8:22-25)

164. Екклесиаст сказал: "Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь..." А кто отвечает за все это?
Ответ: Серебро (Ек. 10:19)

163. Кто был самый бедный и в то же время самый щедрый?
Ответ: бедная вдова (Мр. 12:41-42)

162. Кто перестал быть скупым с первого дня, когда увидел Иисуса?
Ответ: Закхей (Лук. 19:1-10)

161. Как звали человека, которого первым хотели лишить жизни из-за Христа?
Ответ: Лазарь (Иоан. 12:10)

160. Какое самое большое письмо в Библии?
Ответ: Письмо, упоминаемое в Зах 5:2, длиною в 20 локтей и шириною в 10 локтей.

159. В 2 Пет. 3:10 написано: "придет же день Господень, как тать ночью". Что означает слово "тать"?
Ответ: вор

158. Какие два предмета согласно Священному Писанию вредны для глаз?
Ответ: Дым и вино (Пр. 10:26, 23:29-30)

157. Какой пир продолжался почти полгода?
Ответ: пир Артаксеркса (Есф. 1:3-4)

156. Какой город два раза не посетил Апостол Павел, т.к. ему воспрепятствовал сатана?
Ответ: Фессалоники (1 Фес. 2:18)

155. Каким двум совершенно противоположным вещам удивился в разное время Иисус?
Ответ: вере (Мф. 8:10) и неверию (Мр. 6:6)

154. Кто заплатил дань из живого кошелька?
Ответ: Иисус и Петр, взяв статир из рыбы (Мф. 17:24-27)

153. В каком случае Соломон дает предпочтение собаке перед львом?
Ответ: ... и псу живому лучше, нежели мертвому льву (Ек. 9:4)

152. Где в Священном Писании написано, что среди народа Божьего не должно быть бедных?
Ответ: нигде, наоборот "... ибо нищие всегда будут среди земли твоей..." (Вт. 15:11)

151. Какими словами заканчиваются все послания Апостола Павла?
Ответ: "... Благодать со всеми вами, Аминь"

150. Какая церковь помогала Апостолу Павлу в начале его благовествования?
Ответ: церковь в Филиппах (Фил. 4:15)

149. Из какого колена был Апостол Павел?
Ответ: из колена Вениаминова (Фил. 3:5)

148. С чего начинаются все послания Апостола Павла?
Ответ: со слова "Павел". Часто "Павел, волею Божию избранный Апостол..."

147. Какое новое имя Иакова, было данное ему Богом?
Ответ: Израиль

146. Какое имя пророка слева направо и справа налево читается одинаково?
Ответ: имя Нафан

145. Было шесть, двое беседовало, двенадцать размышляло.
Ответ: Иисус беседовал с самарянкой у колодца около шестого часа, ученики размышляли, почему Иисус не голоден

144. Говорил ложь, Бог был с ним, а сказал правду, Бог отступил.
Ответ: Самсон скрывал секрет своей силы (Судей, 16)

143. Кто умер из-за танцев?
Ответ: Иоанн Креститель (Мтф. 14:6-10)

142. Кто в Ветхом Завете умер между небом и землёй?
Ответ: Авессалом - запутался в ветвях дерева (2 Цар 18:9, 14)

141. Какая женщина была вдовой три часа?
Ответ: Cапфира (Деян. 5:7-10)

140. Прокаженных было 10, исцелились все, но к Христу пришел один, кто он был?
Ответ: самарянин (Лук. 17:11-19)

139. Какой человек только благодаря нужде другого вспоминал о своей неблагодарности?
Ответ: главный виночерпий фараона (Быт. 41:8-13)

138. Первое упомянутое в Библии празднование дня рождения?
Ответ: Пир фараона во времена жительства Иосифа в Египте (Быт. 40:20)

137. Кто, не будучи ни на земле, ни на небе, молился Господу и был услышан?
Ответ: Иона (Ион. 2)

136. Кто от большой радости не впустил в дом гостя?
Ответ: Служанка Рода (Деян. 12:13-14)

135. Сколько лет прожила Сарра, жена Авраама?
Ответ: 127 лет (Быт. 23:1)

134. Какое женское имя наиболее часто упоминается в Библии?
Ответ: Сарра, 60 раз

133. Кто помазал на царство первого царя Израиля Саула?
Ответ: Самуил (1 Цар. 10:1)

132. Какая женщина шила красивые рубашки и платья?
Ответ: Тавифа (Деян. 9:36-39)

131. Как звали вавилонского Царя, который завоевал Иудею?
Ответ: Навуходоносор (4 Цар. 25)

130. Как звали жену Исаака, сестру Лавана?
Ответ: Ревекка (Быт. 25:20)

129. Кто просил себе смерти у Бога?
Ответ: Илия (3 Цар. 19:4)

128. Когда шли, искали, нашли, упали, встали, взяли, а потом кричали?
Ответ: Арест Иисуса (Иоанна 18:4-13, 40)

127. Четверо было, двое предстало, трое упало?
Ответ: Преображение Господне (Мф. 17:1-9)

126. Кто был выше земли, но земли не видел?
Ответ: Ной, когда плыл по воде в ковчеге (Быт. 7)

125. Пять с поля. два с моря, один с небес сотворил много чудес.
Ответ: 5 хлебов. 2 рыбки и Иисус (Мф. 14:15-21)

124. С каким событием евреи связывали праздник Пасхи до прихода Иисуса Христа (во времена Ветхого завета)?
Ответ: с выходом евреев из Египта (Исх. 12:1-27)

123. Кого отпустил Пилат вместо Иисуса?
Ответ: разбойника по имени Варавва (Мф. 27:21)

122. За сколько серебряником Иуда предал Иисуса?
Ответ: за 30 (Мф. 26:14-15, 27:3)

121. Кто приготовил пасху (вечерю) для Христа и Его учеников?
Ответ: Петр и Иоанн (Лук. 22:8)

120. Что сделали с 30-ю серебряниками, которые Иуда вернул первосвященникам?
Ответ: на них купили землю горшечника для погребения странников (Мф. 27:4-10)

119. Почему обрадовался Ирод, когда Пилат прислал к нему Иисуса?
Ответ: он надеялся увидеть от Него чудо (Лук. 23:8)

118. Какая птица и кому напомнила о его обещании?
Ответ: петух - Петру (Мф. 26:74-75)

117. С кем вкушал пасху Иисус?
Ответ: с 12-ю учениками (Мф. 26:20)

116. Кого из учеников взял с собой Иисус, чтобы помолиться в Гефсиманском саду?
Ответ: Петра, Иакова и Иоанна (Мр. 14:33)

115. Кто укреплял Иисуса в молитве в Гефсиманском саду перед тем, как Его взяли?
Ответ: Ангел (Лук. 22:43)

114. Кто предостерегал Пилата не делать ничего плохого Иисусу?
Ответ: его жена, она видела сон (Мф. 27:19)

113. Как Пилат показал народу, что он не виновен в крови Иисуса?
Ответ: он умыл руки (Мф. 27:24)

112. Кого заставили нести крест Иисуса?
Ответ: Симона Киринеянина (Мф. 27:32)

111. Сколько времени была тьма во время распятия Иисуса?
Ответ: 3 часа (Мф. 27: 45-46)

110. Какие три события произошли во время смерти Иисуса?
Ответ: завеса в храме разодралась надвое, землетрясение, многие воскресли (после воскресения Иисуса) (Мф. 27:51-52)

109. Кто, взяв тело Иисуса, похоронил его в своей новой гробнице?
Ответ: Иосиф из Аримафеи (Мф. 27:57)

108. Кто отвалил камень от гроба Иисуса?
Ответ: ангел (Мф. 28:2)

107. Где встретился Иисус со Своими учениками после воскресения?
Ответ: в Галилее (Мф. 16-17)

106. Что сказали лжесвидетели против Иисуса, когда Его взяли?
Ответ: они сказали, что Иисус хотел разрушить храм (Мф. 26:61)

105. Что означает слово «Голгофа»?
Ответ: лобное место (Мр. 15:22)

104. Сколько времени Иисус висел на кресте?
Ответ: 6 часов (Мр. 15:25, 34-37)

103.Что не понадобилось женщинам, которые пришли ко гробу Иисуса?
Ответ: ароматы для помазания (Мр. 16:1)

102. Как сатана подействовал на Иуду, чтобы тот предал Иисуса?
Ответ: он вошел в него (Лук. 22:3)

101. Какой спор произошел между учениками на вечере?
Ответ: кто из них больше (Лук. 22:24)

100. Какая надпись и на каком языке была над Иисусом на кресте?
Ответ: «Сей есть царь Иудейский» - на римском, греческом и еврейском языках (Лук. 23:38)

99. С кем спутала Мария Иисуса, когда встретилась с Ним у пустой гробницы?
Ответ: с садовником (Иоанна 20:15)

98. В чем Иоанн опередил Петра, а затем Петр Иоанна?
Ответ: Иоанн пришел ко гробу Иисуса воскресшего первым (Иоанн. 20:4), Петр же опередил Иоанна, встречая Господа у моря Тивериадского (Иоан. 21:7-8)

97. Как звали скупого, который вопреки своему желанию, после своей смерти оставил благотворительное учреждение?
Ответ: Иуда Искариот, оставивший землю для погребения странников (Мф. 27:3-10)

96. На сколько частей разделили одежду Христа при распятии?
Ответ: на четыре (Иоанн. 19:23)

95. Какое повеление дал Иисус Своим ученикам перед вознесением?
Ответ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все то, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20)

94. Назовите животное, с которым Иоанн Креститель сравнил Иисуса.
Ответ: Агнец (Иоан 1:29)

93. Что взял с собой на родину в память об Израиле сирийский военачальник Нееман?
Ответ: землю (4 Цар. 5:14-17)

92. Какое имя встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Захария. 33 человека названы этим именем, что означает "Господь вспомнил".

91. Какой город был, по словам Иоанна "престолом сатаны"?
Ответ: Пергам (Откр. 2:12-13), там был языческий храм

90. У какого пророка было очень "тяжелое" имя?
Ответ: Амос - отягощенный.

89. Кто царствовал дольше всех в Израиле?
Ответ: Манассия - 55 лет

88. Какое Библейское имя взято из мира птиц?
Ответ: иона - голубь.

87. Назовите самую короткую главу в Библии.
Ответ: псалом 116.

86. Кто в Ветхом Завете погиб от большого ветра?
Ответ: сыновья и дочери Иова (Иов 1:18-19)

85. Какое непохвальное сходство мы находим между Иовом и Иеремией?
Ответ: Они оба прокляли свой день рождения (Иов 3:1, Иер. 20:14)

84. Знаменитый день, в который Бог так слушал человека, как никогда до и после этого дня.
Ответ: День победы израильтян над аморреями, когда Иисус Навин воззвал к Господу (Ис. Нав 10:12-14)

83. Кто является родоначальником филистимлян?
Ответ: Каслухим (Быт 10: 13-14)

82. В послании к Евреям Павел призывает оказывать гостеприимство странникам, потому что они могут оказаться ….
Ответ: Ангелами (Евр 13:2)

81. В каком городе верующие впервые стали называться христианами?
Ответ: Антиохия (Деян 11:26)

80. Кто из высматривающих землю Ханаан принес добрую весть?
Ответ: Иисус Навин и Халев (Чис 14:6-9)

79. О каких двух мужах, не видевших смерти, говорится в Библии?
Ответ: Енох (Быт 5:24) и Илия (4 Цар. 2:11)

78. Кто из пророков назван плачущим?
Ответ: Иеремия (Иер 9:1, 13:17)

77. Кем и о ком сказано: проповедует о чужих божествах?
Ответ: Греческими философами об Апостоле Павле (Деян 17:18)

76. Кто написал 30 главу Книги Притч?
Ответ: Агур (Притчи 30:1)

75. Какие предметы находились в скинии, в ковчеге завета?
Ответ: Золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. (Евр 9:4)

74. Кто спросил: Есть ли что трудное для Господа?
Ответ: Бог (Быт 18:13-14)

73. Что значит имя Тавифа?
Ответ: Серна (Деян 9:36)

72. Кто создал первый оркестр?
Ответ: Царь Давид (2 Цар 6:5)

71. Циц был: городом,
источником,
солдатом,
священнослужителем,
возвышенностью
Ответ: возвышенностью (2 Пар 20:16)

70. Какое имя дал фараон Иосифу?
Ответ: Цафнаф-панеах, что значит "сохраняющий жизнь" (Быт 41:45)

69. Имя мужчины, построившего первый упоминаемый в Библии город, название этого города.
Ответ: Каин, Енох (Быт 4:17)

68. Сколько раз Ветхий завет упоминается в Откровении: 121, 799, 84 или 245?
Ответ: 245

67. Кому Иисус сказал: отойди от меня, сатана?
Ответ: Петру (Мф 16:23)

66. Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что его жена была...
Ответ: Эфиоплянка (Чис 12:1)

65. Назовите первого и последнего судей Израиля.
Ответ: Гофониил, (Суд 3:7-11), Самуил (1 Цар 7:15)

64. Какую птицу выпустил Ной из ковчега первой?
Ответ: Ворона. (Быт 8:6-7)

63. На каком языке была сделана надпись, поставленная на кресте Иисуса?
Ответ: На еврейском, греческом и римском. (Иоан 19:19-20)

62. Как звали первосвященнического раба, которому Петр отсек ухо?
Ответ: Малх (Иоан 18:10)

61. Сколько окон имел ковчег?
Ответ: Одно (Быт 8:6)

60. Как звали первенца Иакова?
Ответ: Рувим (Быт 35:23)

59. Как звали брата Голиафа?
Ответ: Лахмия. (1 Пар 20:5)

58. Какие животные выжгли огнем поля и сады?
Ответ: Лисицы, к хвостам которых Самсон привязал факелы. (Суд 15:4-5)

57. Жители какого города охотнее всего слушали новости?
Ответ: Афины (Деян 17:21)

56. Кто хотел покончить с собой за час до принятия Христа своим Спасителем?
Ответ: Темничный страж (Деян 16:27-33)

55. Какой проповедник огорчился, что после его проповеди все покаялись?
Ответ: Иона (Иона 4:1-3)

54. Какое слово не могли выговорить ефремляне, и поэтому погибло из них сорок две тысячи?
Ответ: Шибболет (Суд 12: 5-6)

53. В послании к Римлянам написано, что Бог одного человека возненавидел. О ком идет речь?
Ответ: Об Исаве (Рим 9:13)

52. Кто носил сорок лет одну и ту же обувь?
Ответ: Народ Израильский в пустыне (Вт 29:5)

51. Кто из Апостолов Христа был убит первым?
Ответ: Иаков (Деян 12:1-2)

50. Как звали человека, который видел летящий свиток?
Ответ: Захария (Зах 5:1)

49. Какой раб сбежал от своего хозяина, а позже сам вернулся назад?
Ответ: Онисим (Филимону 1: 10-12)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: