Православие почему до спаса нельзя яблоки. Яблочный Спас - можно ли до праздника есть яблоки? Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки

Фото: Лакомства на Яблочный Спас (pixabay.com/cocoparisienne)

Традиции празднования и история Яблочного Спаса. Можно ли кушать яблоки до Спаса 2017, или это просто народное суеверие?

Яблочный Спас 2017 - второй из августовских Спасов, который совпадает с христианским праздником Преображения и имеет множество традиций. Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса (Преображения Господня), история праздника 19 августа и главные приметы этого дня - в материале .

Яблочный Спас 2017: какого числа отмечают вкусный праздник, история Яблочного Спаса

Ежегодно Яблочный Спас отмечается 19 августа и в церковном календаре совпадает с днем Преображения Господня. Согласно библейским преданиям, именно в этот день Иисус Христос со своими учениками поднялся на гору Фавор и преобразился. Одежда Христа стала белоснежной, и всего его окутал яркий свет. Поэтому Яблочный Спас имеет еще одно название – Спас на горе.

Фото: Яблочный Спас - число празднования 19 августа (pixabay.com/sladkovskaivka)

В народном календаре Второй Спас знаменует проводы лета и начало осени. Какого числа Яблочный Спас знали все садоводы. По примете, только после 19 августа можно было начинать сбор винограда и кушать яблоки.

Яблочный Спас имеет много традиций и обычаев. До наших дней дошло народное поверье о том, что нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса. Насколько же оно правдиво и с чем может быть связан этот запрет?

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

Наши предки строго соблюдали праздничные традиции и ели плоды нового урожая яблок на Второй Спас только после освящения в церкви. В современном мире яблоки доступны потребителю круглый год, поэтому придерживаются давнего правила далеко не все.

К тому же, этот запрет был изначально придуман для монахов и касался не яблок, а винограда. Церковный устав запрещал вкушать виноград до тех пор, пока крестьяне не освятят плоды своего нового урожая в день Яблочного Спаса. В тех регионах, где виноград не рос, запрет накладывался на употребление яблок.

Фото: Лакомства на Яблочный Спас 2017 (pixabay.com/Ajale)

Можно есть яблоки до Яблочного Спаса 2017 или нет, решать вам. К примеру, те кто, соблюдают пост, отказываются от этого фрукта с началом Успенского поста 14 августа, а в Яблочный Спас начинают есть освященные фрукты.

Существует еще одна грустная народная легенда, почему Яблочный Спас считают важным днем для родителей, которые потеряли своих детей. Если до 19 августа отец и мать, чей ребенок умер, не будут есть яблоки, то на небесах в праздник Яблочный Спас их сын или дочь получат вкусные лакомства.

На вопрос "Едят ли яблоки до Яблочного Спаса?", есть и вполне рациональный ответ. На самом деле, многие сорта яблок дозревают только к августу, а употребление неспелых фруктов может вызвать проблемы с пищеварением.

Фото: Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса (pixabay.com/Couleur)

Народные приметы и традиции на Яблочный Спас 2017

Праздник, история которого уходит корнями в древние времена, символизирует проводы лета. Погода меняется, ночи становятся более длинными и холодными.

Ко Второму Спасу крестьяне завершали сбор урожая на полях, потому что наступало время дождей и "хлебогноя". Про Яблочный Спас говорят:

  • Пришел Второй Спас – готовь рукавички про запас.
  • Какая погода на Яблочный Спас, таким и Покров будет.

По традиции, главным символом праздника является яблоня. Яблочный Спас – самое время собирать вкусные и спелые плоды. В старину с самого утра 19 августа вся семья собирала урожай яблок, затем их святили в церкви, обязательно угощали нищих, готовили пироги, варенье и другие блюда из яблок.

Если хотите, чтобы ваше желание исполнилось, нужно откусить кусочек освященного яблока и загадать свою заветную мечту.

Даже мух в этот день нельзя прогонять. Если на вашу руку одновременно сядут две мухи, ждите успеха.

Чтобы быть здоровым весь год, в Спас 2017 съешьте яблоко нового урожая с медом.

Фото: Для здоровья в Яблочный Спас едят мед и яблоки (pixabay.com/cstpdx)

Самый плодородный и вкусный месяц лета – август. Яблочный Спас – день, когда можно освятить в церкви не только яблоки, но также виноград, сливы, груши и потом угостить ими окружающих. Чем больше людей угостите, тем лучший урожай будет в следующем году – так гласит народная примета.

В вечернее время на праздник наши предки проводили яркое мероприятие. Яблочный Спас – время прощания с летом, поэтому на полях водили хороводы, разжигали высокие костры, провожали закат солнца и просили у природы плодородия на следующее лето.

Накануне праздника Преображения Господня, именуемого в народе «яблочный спас», народ интересуется: можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника знать хотят — что такое Преображение, история праздника, где вымыслы, где правда, где досужий домысел? Мы обратились к разным духовным лицам, которые постарались дать исчерпывающие ответы. Если еще останутся вопросы — задавайте в комментариях, пожалуйста, вам ответят священники наших Новомосковских благочиний.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

19 августа православные верующие отмечают праздник Преображения Господня, в народе называемом еще — Яблочный Спас. Некоторые люди, далекие от церкви, и названия самого то праздника не знают, им не ведомо, что за такое «преображение», они знают только, что это Яблочный спас, надо святить яблоки. А до Спаса яблоки есть нельзя, грех, а еще если ребенок умер, и до Яблочного спаса яблочко съесть, то там на небе ему только половинку яблока дадут, когда всем по яблочку и так далее. Народ полон всяческих суеверий, и иногда не понимает даже сути происходящего, и зачем в храм в этот день идет, и что не яблочки все таки самое главное в этом празднике. На самые распространенные вопросы по поводу Преображения Господня и яблочного спаса нам отвечает священник Александр Прокопчук, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Конечно, этот праздник посвящен большому событию евангельскому — преображению Господа нашего, Иисуса Христа, а вот освящать яблоки — это уже чисто русская традиция. Изначально речь идет об освящении винограда, который является евхаристическим плодом, потому как из него делается вино, предназначенное для Евхаристии. Но в эти дни у нас еще виноград не поспевает, и потому на Преображение обычно освящаются яблоки. Это связано с древней традицией — приносить в храм плоды нового урожая в благодарение Господу и освящать его.

— Отец Александр, тогда расскажите нам, что стоит за словом «преображение» и какие события тогда происходили?
— Слово «Преображение» — это, собственно, перемена, которая произошла со Христом, или, вернее, с тем, какое виденье дал апостолам Христос, дабы они Его могли во славе Его узреть. Евангелие говорит нам о том, что после того, как апостолы Петр, Иоанн и Иаков перестали ловить рыбу на Галилейском озере и стали сопровождать Христа, они увидели и услышали много необычного. Слава и величие Иисуса Христа проявлялись в его делах и поступках, но то, что произошло во время Преображения, когда апостолы стали не только свидетелями такой великой перемены в облике их учителя, но и наблюдали, как он беседует с пророками Моисеем и Ильей, это превышало все ранее увиденное ими, поскольку увидеть воочию людей, живших до этого за много-много столетий было не менее удивительно, чем то, что произошло со Христом, когда одежды его стали белыми и сияли белее снега. Преображение, это свидетельство бессмертия, потому как пророки, явившееся во плоти и беседовавшие со Христом, показали апостолам, что у Бога все живы.

— Отец Александр, а вот говорится, что человек родился, чтобы обожествится, что, если человек будет праведную жизнь вести, заповедям следовать, от него может тоже такой божественный свет исходить?
— Но ведь есть пример в рассказах Мотовилова, который вел жизнеописание Серафима Саровского, как однажды в беседе тот так преобразился, что его лицо засияло таким вот небесным светом. А апостол Петр говорит в послании, что когда прозвучит последний глас трубы, извещающей втрое пришествие Христа, то мертвые восстанут и облекутся в свои тела, а живые — преобразятся. Это говорит о том, что человек также призван войти в эту славу и преобразится так, как преобразился Господь. Апостол Петр во втором послании пишет, что они (апостолы) говорят это, как видевшие славу Господню, и слышавшие глас с небес Отца Его: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

— Отец Александр, вот о чем говорится, когда апостол Петр просит Господа, чтобы не уходить отсюда, как здесь хорошо, а сделать три «кущи» и остаться всем им вместе с Господом и пророками на этом благословенном месте?
— Кущи — это палатки, кто знаком хоть немного с Ветхим заветом, знает, что один из праздников так и назывался — Праздник Кущи. Из веток делались палатки, где иудеи жили целую неделю в память о временах исхода из Египта, когда они скитались по пустыне и жили в таких вот походных нелегких условиях. Когда Петр это говорит, ему кажется, что ожидаемое царство уже наступило — 2 ветхозаветных пророка и Христос в центре, во славе, и конечно, Петру хочется остановить мгновение, ничего лучше он не видел и не переживал в своей жизни! Ему кажется, что земля превратилась в небо, и рай воплотился у него на глазах. И еще: в учении в это время Господь говорил, что Ему предстоит (имеется в виду голгофа и Его крестные страдания), и Петру хотелось избежать тех страшных событий, остановить мгновение и оставить все именно так, в такой божественной благодати.

Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

— Отец Александр, а почему Преображение Господне празднуется 19 августа, а не следуя календарной логике тогда, когда это и произошло, в преддверии страстей Христовых?
— На самом деле не совсем так, преображение происходило не совсем перед самыми крестными страданиями Христа, а примерно за полгода до этого. Потому как согласно Евангелию от Иоанна Господь после этого отправляется в Иерусалим на праздник Кущи, который проходил как раз между концом сентября, началом октября, примерно когда у нас сейчас Воздвижение Креста Господня.
— Но почему тогда мы празднуем не в конце сентября, к примеру, а именно 19 августа?
— Мы празднуем за 40 дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста, т.е. связь сохраняется.
— А почему именно трех апостолов взял с собой Господь на Фавор, их ведь, самых близких, было 12?
— Потому что именно число три — столько свидетелей должно быть представлено в суде для подтверждения какого-то факта. И потом — эти трое учеников были ближайшими для Христа, и избрание — это не привилегия, а особое поручение, которое человек получает для выполнения задач, поставленных перед человеком Господом. Притом, им было запрещено рассказывать об увиденном.
— Ну вроде как парадокс получается — в свидетели позвал, а никому нельзя об этом говорить?
— Да, но ведь как часто бывает, очень трудно смолчать о том, что ты видел, что тебя ошеломило, потрясло. А ведь другие апостолы были им ближайшими друзьями, соратниками и даже родственниками, а как тяжело им давалось это сдержание слова не разглашать виденное ими до времени! Может быть, Господь не хотел привлекать к себе дополнительную славу (он и при других чудесах всегда просил не говорить никому, да ведь народу рот не закроешь!).

Но вернемся все же к народным традициям и поверьям, и ответим на некоторые вопросы, связанные с этим праздником.

— Отец Александр, почему в народе интересуются, можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника слышать хотят на эту тему, в чем тут истина?
— Связано это с тем понятием, что первое с урожая нужно принести Богу, ведь это Он нам его послал, а затем уже самим пользоваться плодами. Но — в нашей стране яблоки поспевают в разных областях в разные сроки, и от сортов зависит, и многие сорта яблок поспевают в южных районах гораздо ранее наступления яблочного спаса, поэтому это все довольно таки условно. Это всего лишь традиция и она не имеет никакого отношения к заповедям Божьим, потому грехом это не считается.
— Отец Александр, а вот люди у нас часто из всего делают какие-то магические ритуалы, например, многие считают, что нужно идти освящать в храме на Преображение яблочки, потому как в результате они становятся «волшебными» и, откусив такое яблочко, можно загадать желание и оно сбудется. Как относится к таким советам?

— Ну, это уже какое сказочное продолжение освящения яблок, оно не имеет никакого отношения к реальности, потому как в этом случае яблоки рассматриваются как какой-то магический элемент, им приписывается магическая сила. Для людей воцерковленных понятно, что это полный абсурд.

— А вот еще вопрос: само словосочетание «Яблочный Спас» — ведь Спас — это имеется в виду Спаситель? Нет ли ничего такого, кощунственного в этом словосочетании? — Нет, это как бы такое простонародное устоявшееся выражение, потому как Успенский пост начинается с 14 августа, церковью отмечается Происхождение древ Креста Господня, в простонародье — Медовый Спас, потому как совершается водоосвящение, и этой водой окропляется мед. Затем Преображение Господне — второй Спас, яблочный, и сразу после праздника Успения Богородицы совершается Чествование нерукотворного Образа Спасителя — третий спас, ореховый, потому как к этому времени как раз поспевали орехи. То есть, по благочестивой традиции люди приносят в храм освящать как раз урожай, поспевающий к этим дням, и благодарят Бога за то, что Он им дает.

Преображение Господне — что открывает Господь апостолам : рассказывает иеромонах Димитрий (Першин) в этом видеоролике.

Также предлагаем посмотреть фильм «Лето Господне» о Преображении Господа и о святых местах.

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

По материалам православного журнала «Фома»

Никто не станет спорить с тем, что яблоко – полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?

Народная традиция

Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.

Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.

Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.

Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.

Ранние сорта – под запретом

В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.

В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.

Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.

Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.

Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.

Что говорит церковь?

Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.

Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами – яблоками.

Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.

Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.

Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.

Добрый день

Скажите, пожалуйста, почему запрещается есть яблоки до "яблочного спаса" 19 августа? Где написано, что яблоки есть запрещено или это домыслы и суеверия. Ведь Если не есть яблоки до 19 числа человек пропускает несколько вкусных сортов, которые потом уже отходят. Почему арбузы и дыни можно есть всегда равно как и другие фрукты (сливы, абрикосы).

Как и зачем можно было придумать такое правило?

Петр

Уважаемый, Петр!

В Православной Церкви не запрещается вкушать каких бы то ни было плодов, в какое бы то ни было время!!!
В своих посланиях апостол Павел говорит:"Мне все можно, но не все полезно. Мне все можно, но ничто не должно обладать мною."

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20110806.htm

Что касается обязательности следования традиции не вкушать плодов (в типиконе не говорится "яблоки", но "овоща" в смысле плоды вообще) до их освящения, то пусть каждый определит для себя сам.

Например так: "Господи! Знаю, что входящее в уста не приближает и не удаляет меня от спасения. Но приими от меня ничтожную жертву в виде воздержания от вкушения плодов нового урожая до их освящения в славный праздник Твоего Преображения. Чтобы и мне недостойному иметь надежду на обновление и преображение греховного моего естества, подобно Твоему Преображению. Лишаю себя вкушения плодов этих, которые взрастила десница Твоя, да не лишиши меня окаянного быти причастным Твоего нетварного света, которым просиял Ты на Фаворе"

Или так: "Господи! Не могу спокойно смотреть, как множество плодов, определенных сортов, остается не оприходованными. Славный "Белый налив" и прочая вожделенная снедь, могущая накормить такое множество людей истлевает (впрочем подавляющее большинство этого множества людей даже и не подозревает, что в Церкви Твоей есть такая традиция - воздерживаться от плодов нового урожая до Преображения) - бессмысленно совершая оборот вещества в природе. Прости мне мою хозяйственность и не вмени мне во грех, такого моего попечения о плодах Тобою произведенных. Жаль Господи, что я не могу съесть их все сам, а то ведь все равно много пропадет"

Прошу, Вас Петр, простить меня за иронию, в ней ни в коем случае нет сарказма. Но попытайтесь найти своему желанию не хозяйственно-бытовой, а духовный смысл.

Правил к отлучению от церковного общения за это "преступление" нет. Есть предписание типикона, которое можно считать обязательным только для монашествующих, наказывать братию преступившую данное правило - не вкушать плодов до освящения - запрещением их вкушения во весь август месяц.

Миряне же придерживаются этой традиции подражая в меру своих сил образцовому монашеству, равно с ними ожидая преображения своей природы в Вечной Жизни.

С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21) . И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды» , – заповедует Святая Церковь.

Питание во время Успенского поста

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов - всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: