Православные соборы. Самые красивые святые православные древние храмы и монастыри россии фото и видео

4766 0

Портал NDH знакомит читателей с новыми идеями о происхождении казахского народа и его прямой связи с древнейшими государствами Евразии. Об этом пишет Бекжан АДЕНУЛЫ в книге «Тайная история казахов»

В анналах истории хунны известны как «хунь» и «хунну» . Хунны, начиная с IV века до н.э., основали империю Хунь, которая простиралась от территории современной Монголии до великих китайских стен и вплоть до I века н.э. хунны были главным грозным соперником Китайской империи. Известно, что сам народ Хунь состоял из 24 племен, а племена дилин, сяньби и дунху входили в состав их империи в качестве вассалов.

Коричневые лица являлись отличительной чертой хуннов и существует мнение, что они, ведя жизнь с открытой степи, под палящим солнцем и обдуваемые постоянными степными ветрами, получили свое имя от соседского народа жунди. Казахское слово «қоңыр» («хоныр»), которым соседи жунди наградили хуннов за цвет лица, сначала стало «хуньр» , но уже китайской империей окончательно трансформировалось в «хунь» из-за отсутствия в китайском языке звука «Р».

Сам народ жунди жил в лесистых горах на северо-западе Китая. Тысячелетие, проведенное в густых лесах и туманных горах, нехватка или полное отсутствие солнечного света предопределило у представителей народа голубой цвет глаз и рыжий цвет волос. Кроме того, как и большинство горных народов, жунди отличались усиленным волосяным покровом лица, и хунны, в свою очередь, назвали их народом «жүнді» или жунди, что означает «волосатый». Как говорится: «Как сосед назовет – тем и будешь».

До III века до н.э. территория народа жунди располагалась в лесистых горах между страной хуннов и многочисленными предками китайцев. Поражения в войнах с соседями в III веку до н.э. привели к распаду племени жунди. Малая часть народа жунди ушла северо-восток в земли племен ху (предки корейцев, монгол и японцев), а львиная доля – на запад. Племена, оставшиеся в горах современного Синьзяна, основали небольшое государство Уйсунь. В середине II века до н.э. они стали союзниками Китайской империи, прервав родственные связи с империей Хунь. В тот же век они, завоевав Среднюю Азию, создали империю Уйсунь, что открыло их союзнику, Китайской империи, новые возможности для торговли шелком. Это и предопределило появление Великого шелкового пути. В истории имперской России истинное название империи Уйсунь скрыто под именем «Кушанское царство» . Стоит отметить, что ученые признают уйсуней потомками народа жунди. Древние уйсуни отличались рыжим цветом волос и голубыми глазами, однако, потеряв родную территорию, богатую лесами, они со временем растеряли ряд отличительных черт своего внешнего облика.

Таким образом, земли народа жунди перешли во владения Китайской империи, сделав китайцев и хуннов ближайшими соседями. Хунны называли китайцев «құрттай» , намекая на их многочисленность и сравнительную низкорослость (средний рост китайцев значительно уступал высоким хуннам, чей средний рост был не менее 180 см). «Құрттай» со временем стал прототипом названия «Қытай» , подтверждая, что имя китайскому народу дал их ближайший сосед – хунны (хоңыр).

Как сказано выше, название «хунны» изначально звучало иначе, а именно – «Хоңыр» . Дело в том, что в китайском языке отсутствует звук «Р», что исказило китайское произношение, сделав из труднопроизносимого «қоңыр» и «құрттай» практичное «хунь» и «китай» , соответственно. За четыре столетия хунны переняли китайский вариант произношения «хунь» на китайский лад, однако на казахском языке его следует произносить как «құң», а не «ғұн» .

Изображение хунну в китайском искусстве

В I веке н.э. Хуннская империя потерпела поражение от военного союза Китая и сяньби. В конце концов, основная часть хуннов ушла на запад, на территорию современного Казахстана, где испокон веков жили саки. Возможно, что передовые части хуннов племена Құман и Алан (Ұлан) достигли реки Куман (Кубань) и Закавказья.

До прихода хуннов на земли саков, на их территории существовало государство, которым правило племя Кангью. Фактически племя Кангью находилось в прямом подчинении от Хунньской империи, ведь государством правили ставленники хуннских правителей. Этот факт подчеркивал известный российский историк Лев Гумилев. Так основная часть хуннов, пришедших с востока, осталась на территории современного Казахстана и взяла власть в свои руки. Можно предположить, что потерявшие власть Кангью (Канглы) перекочевали на юг, на земли своих «вчерашних врагов» Уйсунской империи, признав их власть. Уйсунская империя являлась ближайшим союзником Китайской империи. Ими правили цари, родившиеся от китаянок, что защищало Уйсунскую империю от завоевания хуннов вплоть до конца III века н. э.

В I веке н.э. смешение двух кочевых народов с родственным языком послужило началом естественного процесса становления единой нации. Власть находилась в руках хуннских правителей, поэтому территорию современного Казахстана иные тюркоязычные соседние племена называли «Хунзах» , где «зах» аналог современного слова «жақ» , что обозначало место, область. Значит, «Хунзах» переводится как «земля хуннов» . Со временем, данное соседями название прижилось и для самого народа. Процесс становления единой нации продолжался вплоть до IV века нашей эры, а к VII веку название «Хунзах» окончательно преобразовалось в «Хазах» . Часть слова «ун» («ұң») выпадает из использования, укорачивается до «Хзах» и, в конце концов, приобретает новое название «Хазах» . Из этого следует, что хунны и саки образовали единый народ «Хунзах» , ставший впоследствии «Хазах» . Это подтверждает происхождение казахского народа как их единственного правопреемника.

Следует отметить, что Российская империя вела политику по целенаправленному искажению истории древних тюркоязычных народов хуннов и саков с целью отрицания прямых потомственных связей с казахской нацией. Согласно их утверждениям, казахи - это «молодой народ, недавно появившийся из разбойных кочевников» . Имперская политика ложно утверждала, что саки относились к ираноязычному этносу, тем самым получив возможность отрицать любую связь саков (скифов) с тюркоязычными народами Евразии из-за якобы «ираноязычности» саков-скифов.

Более того, Российская имперская политика утверждала, что в I веке н.э. хунны не осели на территории Казахстана, а ушли дальше на запад, за реки Итиль и Яик, что помогло им успешно скрыть очевидное родство современных казахов с древними хуннами. Тут царская Россия опиралась на летописи римских историков, которые писали, что некоторые племена хуннов действительно дошли до реки Кубань и до Закавказья. Но, несомненно, большая часть обосновалась именно на территории современного Казахстана.

На основании нижеприведенных данных покажем, что эти утверждения не бездоказательны.

Племя Абар – одно из самых воинственных племен хуннского народа, слава которой гремела до VII века н.э. В I в. они обитали в предгорьях Тарбагатая и известны тем, что сумели остановить армию сяньби, гнавших отступающих на запад хуннов. Это племя в IV веке н.э. переселилось на Кавказ из-за «напряженных отношений с савирами». Хунзахское плато в сердце нагорного Дагестана, слово «хунзах», которое переводится как «земля хуннов», древняя столица аварцев город Хунзах – все это доказывает наше утверждение. Таким образом можно предположить, что современные аварцы Дагестана – предки переселившихся абарцев. Племя Абар, переселившееся на Кавказ в IV веке, признавало себя полноправной частью народа «Хунзах», поэтому в названии многих исторически значимых мест присутствует название народа.

Отсутствие названий «Хунзах» на нашей территории объясняется тем, что к VII веку оно изменилось на «Хазах». Конечно, мы не можем сказать, что язык современных аварцев похож на казахский язык. Главной причиной языкового различия между нашими народами состоит в том, что на протяжении нескольких веков (V - XI века) аварцы находились под влиянием сначала церковного языка византийского христианства, а в XI - XIV вв. - церковного языка католического христианства. Влияние языков византийского и католического церквей привело к сильному изменению хунзахской основы аварского языка. Уместно было бы сказать, что изменение аварского языка прекратилось благодаря принятию ислама в XIV веке. В данное время аварский язык относится к алтайской языковой группе, что также указывает на то, что предки аварцев происходили из горной местности Тарбагатая в Восточном Казахстане.

Исторические факты наглядно демонстрируют, что большая часть племени Абар в VI веке переселилось в Европу. В 562 году в восточной части Европы Баян хан создал Аварский каганат, центр которого располагался на территории современной Венгрии, а согласно мнению историков, авары были тюркоязычными. Также, как и в ситуации с Кавказом видно, что народное название «Хунзах» использовалось и на территории Аварского каганата. К примеру, на территории Венгрии существует область Кунзак, которая состоит из младшего кунзака (Кишкунзак) и большого кунзака (Надкунзак).

Тут прослеживается очевидная связь между хунзаками Кавказа и кунзаками Венгрии, но несмотря на это, Российская империя категорично отвергала эту связь ровно, как и связь племени Абар из Тарбагатая с аварами Дагестана. Имперским историкам следовало объяснить «несоответствие», и они представили название «Кунзак» как искаженную версию названия «Кыпчак», тем самым опровергая связь двух древнейших народов саков и хуннов с казахами.

Опираясь на исторические факты, попробуем доказать, что название «Хунзах» изменилось в «Хазах».

До VII века народ, проживающий на территории современной Кашкарии, в китайских источниках был известен как «Хаса», что есть «Хазах» на китайском наречии. Причина небольшого несоответствия в китайских особенностях произношения звуков. Если бы китайцы произносили слово «хазах» в полном соответствии со своими правилами, то это звучало бы как «хасакы», однако китайцы часто сокращали иностранные слова. Таким образом названия «хазах» у них превратилось в «хаса» , и этим именем в VII веке китайские источники называли народ, живущий за Кашкарией.

Однако, как и ряд других, казалось бы, неопровержимых доказательств, этот факт был искажен в имперской политике, назвав «хаса» племя хазар. Общеизвестно, что основная часть племени хазар до сих пор живет на своей исторической родине, в Туркмении, и входит в состав туркменского народа.

Как известно, в 626 году Закавказье было захвачено «большелицыми азиатами », пришедшими с территории современного Казахстана, то есть армией Западно-Тюркского каганата. А в VIII веке арабские источники сообщали о городе «Казах» в Закавказье, который существует и поныне.

Также известно, что на территории современного Казахского района с XV по XIX век существовал Казахский султанат. Город Казах и Казахская степь в Азербайджане, река Касах и водопад Касах в Армении - напоминание, оставленное азиатами-казахами, о том, что в Закавказье жила часть казахского народа.

В IX веке византийский император писал, что меж двух Кавказских гор есть страна Касахия. Арабский историк и географ Аль Масуди в X веке называл этот народ Кашак. Он также писал: «Кашакский народ, в отличии от других народов, населяющих ту местность, выглядел красивее, потому что их лица чисты» , т.е. растительности на лице кашаков было меньше, чем у других Кавказских народов. Когда арабский историк прибыл туда в X веке, казахи населяли Кавказ уже более трехсот лет и за это время «большелицые азиаты» растеряли первоначальные внешние признаки, но еще не успели обрасти густой растительностью на лице, которой славились веками этносы, населяющие Закавказье.

Казахи Закавказья

Большая часть этих казахов потеряли свои земли в междоусобицах с Грузией и перебрались в район реки Дон. Их национальные одеяния из-за долгого проживания на Закавказье претерпели изменения и стали неотличимой от соседей, поэтому национальные одежды донских казаков и закавказских народов одни и те же. позже, в XVI веке, донские казахи попали под влияние Российской империи и начали массово принимать христианство, поэтому они были вынуждены менять имена на православные. Тех, кто продолжал говорить на своем языке церковь называла «язычниками» и истребляла, поэтому закавказские казахи вынужденно перешли на русский язык. Так появился новый славяноязычный этнос «Казак» . Российские ученые признают, что многие стародонские казачьи слова аналогичны с казахскими, а выдающийся академик Бартольд говорил, о «происхождении казаков из киргиз-кайсаков», что является доказательством родства донских казаков с казахами. Царская Россия объясняла появление казаков тем, что они являются сборищем бежавших от крепостного права русских бедняков, но никак не казахами. Забавно, ведь крепостное право появилось в России только после XVI века, а те, кого они зовут казаками населяли близлежащие Крыму области уже в XIII веке.

Закавказская одежда казаков указывает на их прямую связь с народом «касах» («кашак») , населявших Закавказье в VII - XIII века, а «казахоязычность» предков стародонских казаков доказывает то, что азиаты, пришедшие Закавказье в VII веке с территории Казахстана, говорили на казахском языке и назывались казахами.

Собранные доказательства говорят о том, что в VII веке наши земли населяли казахи и говорил этот народ на казахском языке.

Живший в XIII-ом веке арабский историк Ибн Аль Асир писал, что войско Чингисхана, сражаясь с объединенными силами закавказских аланов и кашаков, агитировало кашаков, желая переманить их на свою сторону, говоря им: «Вы и мы один народ, но аланы не из наших» . Этот арабский историк жил во времена описываемых событий. Потомки аланов - карачаевцы и балкары, а их язык, несмотря на некоторое сходство с казахским, отличается. Изречение «Вы и мы один народ, аланы не из наших» доказывает, что войско Чингисхана и кашаков состояло из одного народа, но язык не повернется сказать, что монголы и казахи один народ. Войско Чингисхана, называя каких-то закавказских кашаков сородичами, заключило с ними союз. Это говорит о том, что войско Чингисхана состояло из казахов, а кашак-касахи, завоевавшие Закавказье в VII веке, совершенно точно казахи.

Но Царская Россия намеренно вводило в заблуждение, утверждая, что кашаки – это кыпчаки. Тем не менее, в нашу пользу говорят византийские письмена, в которых грузинские и арабские «кашаки» известны как касахи. Добавим, что в отличии от названий разных городов и местностей «Казах» или «Касах» в Закавказье (которые существуют до сих пор), там никогда не было ни одного наименования кыпшак. Это могут подтвердить вышеуказанные азербайджанский Казахский район, город Казах и армянский «касахский водопад», а также казахская группа рабского сословия балкаров и рабское сословие «касогта» в составе осетинских дигоров. А кыпчакских названий нет и в помине. Используя схожесть, Российская империя попыталась скрыть древнее существование казахского народа с помощью мнимых «кипчаков».

Закавказские казахи позже ассимилировали в состав осетин, балкар, азербайджанцев, армян, грузин и кумыков. В национальном составе осетинских дигоров и балкар существовало рабское сословие казах, а дигоры, балкары и карачаи – прямые потомки народа аланов. Карачаевский и балкарский языки схожи с казахским, а друг друга они называют аланами. Тем временем осетинские дигоры, слившись с иронцами, стали терять дигорское наречие. Эти доказательства говорят, что оставшиеся казахи были ликвидированы и отправлены в рабство аланами или бежали в Армению и Грузию и ассимилировали там. А те, кто бежал в сторону Дона, были вынуждены принять церковный язык и стали врагами своих сородичей, став донскими казаками.

В VII веке на территории современного Казахстана существовал Тюркский каганат. Нет сомнений в том, что название Тюркского каганата происходит от названия правящей там династии «Тюрк Ашина», ибо царская династия создала и правила государством. В те времена название государства изменялось в зависимости от названия правящей династии, в то время как народ, населявший территорию, оказывался в тени. Например, из-за того, что народ саков находился под управлением племени Канлы, государство имело название Канлы и наоборот. Позже были Найманское ханство, ханство Керея, государство Жалайыров, Каракойлы, Аккойлы и их названия зависели от главенствующего племени. Поэтому во времена царства Жужанского и Тюркского каганатов довольно тяжело найти упоминания о самом народе, населявшем эти государства.

Арабские и персидские источники VII века указывали, что дошедшие вплоть до Индостана, рядовые воины из войска Западно-Тюркского каганата называли себя Халажами или Хилжами и то, что это не название какого-то племени, а общее название воинов, входивших в состав различных племенных войск каганата. Простые воины в составе Тюркского каганата отмечались и под таким названием. А если сравнить написание этих двух вариантов их имен и название «казах», то можно понять насколько они похожи (показано снизу). Можно утверждать, что названия «казах» изказилось на «халаж» и «хилж» при поздних переписях арабо-персидских источников. Это доказывает, что состав Тюркского каганата представлял народ казахи, а все племена, встречающиеся в истории этого государства, относятся к казахскому народу, в том числе главенствующая династия «Тюрк Ашин».

حذح حلج حلج

Хазах Хилж Халаж

Российский историк XIX века Алексей Левшин в своей знаменитой работе «О киргиз-кайсакской орде» пишет следующее:

«...большая часть русских писателей полагает, что первые Казахи произошли или составились у Татар. Мысль сию, к которой мы уже привыкли, опровергают восточные Историки, утверждая, что Казахи составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего летосчисления. Некоторые даже относят их существования далее Рождества Христова. Достоверно то, что Фирдеви, или Фердуси, живший около 1020 года, то есть за два столетия до появления Монголо-Татар на западе, в Истории Рустема, упоминает о народе Казаках и Ханах Казахских. Из сочинений его и древнейших летописей Персидских, которыми он пользовался, известно, что Казахи древние, подобно позднейшим, прославили имя свое грабежами и побегами, что главное оружия их были копья».

Таким образом, Алексей Левшин, прозванный Чоканом Валихановым «Геродотом казахской истории», на основе персидских источников четко доказывает существование казахского народа и Казахского ханства еще в Х веке.

Так получилось, что, труд Дулати «Тарихи и Рашиди» ныне считается первоисточником истории казахов. Но ученые отзывались об этом труде так: «Та"рих-и Рашиди» сообщает уникальные известия по истории Могулистана и Могулии, ни один источник их почти не дублирует, в то время как события, нашедшие отражение в «Бабур-наме», в значительной части получили освещение в ряде других источников эпохи. Сличение текста с другими списками «Та"рих-и Рашиди» показало, что изменения, внесенные переписчиками в текст на протяжении нескольких веков, столь значительны, что на сегодняшний день можно говорить о наличии двух редакций сочинения. Повторы - характерная особенность Мирзы Хайдара; создается впечатление, что он писал свои мемуары, не перечитывая их». Из их мнений складывается впечатление, что они считали «Тарихи и Рашиди» не заслуживающим доверие трудом, который не дошел до нас в оригинальной версии, а «Бабур Наме» и «Рустам» Фирдоуси, напротив, снискали авторитет ученых, которые считают их заслуживающими доверие первоисточниками. Фирдоуси писал в своих мемуарах в X веке (т. е. за триста лет до Чингисхана), что и Казахское ханство, и казахский народ жили на своей территории. Я поражаюсь тем, кто не верит в это и тем, кто верит в сомнительные писания Дулати, говоря, что «народ Казахстана и их государство появилось только после ХV века».

Однако Российская империя, преследуя свою политику, исказила сведения из книги Фирдоуси, изменив название Казахского ханства. Империя ввела Казахское ханство в мировую историю как «государство Караханидов». Для читателей, которые знакомы с арабской письменностью, не составит труда убедиться в этом.

قازق قارق

Қазақ Қарақ

Исторически известно, что официальной религией, так называемого, «государства Караханидов» был ислам и правители Караханидов, которые считались представителями рода ходжа, оставляли в городах доверенных людей правителями, а сами оставались жить в степи в юртах, ведя кочевой образ жизни. Это является наглой ложью, ибо люди из рода ходжа никогда не были кочевниками и пришли на земли Средней Азии только в XI-XII веках. Другими словами, государство Караханидов было Казахским ханством, казахский народ считали мусульманами в исламском мире.

Изменение Россией в XIX веке название города Тараз в Аулие-Ата, а также строительство мавзолея «Карахан Баба» на месте неизвестного могильника в этом столетии – попытка обосновать существование «Караханидов» вместо Казахского ханства.

Подводя итог, мы получим цельную историю казахского народа. В I - IV вв. хунны и саки образовали единый народ Хунзах, к VII веку их название изменилось на Хазах. В VII веке часть их, завоевав Закавказье, осталась там, а спустя еще пять столетий многие из них переселились в Донский регион и трансформировались в «русскоязычных казаков». Оставшиеся на своей исторической родине казахи приняли ислам в VIII веке, а в IX веке появилось национальное государство Казахское ханство, где официальной религией был ислам. Именно этот народ и их ханы указаны в труде Фирдоуси, о котором упоминает Алексей Левшин. Так называемые «караханиды» были Казахским ханством, а его кочевой казахский народ - мусульманами. Таким образом, казахи является прямыми потомками народов хуннов и саков.

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев - 2,1%, узбеков - 2,9%, татар - 1,3%, уйгуров - 1,4%, немцев - 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями - около 60%. При этом самыми густозаселенными городами являются Алматы (каз.яз.), также название Алма-Ата (1 806 833 чел. на 2018 год ), на втором месте столица Астана (1 035 537 чел. на 2018 год ), а третье место по количеству жителей занимает город Шымкент (1 005 996 чел. на 2018 год ).

Культура и быт народов Казахстана

(Традиционная юрта )

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных - верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

(Древний танец )

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату - калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз - день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан - праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.

В XIY - XY вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Различают три вида этнических историко-хронологических формирований: родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это сознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.

Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.

Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.

В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.

Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.

Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.

Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)

Убийца ни в коем случае не отвечает за свое преступление головой. Возмещением являются карательные платежи; совершивший убийство вносит: сотню коней, одного пленного раба, двух верблюдов, суконный кафтан высшего качества, (мех) чернобурой лисицы, ястреба или беркута, один панцирь и другие предметы военного обихода. Все это следует ближайшему наследнику убитого. В случае, если личного имущества не хватает, то остаток взывскивают с роднственников убийцы, и родственники не могут в этих случаях возражать против этого обычного права, и все подчиняются этому ненарушимому порядку. Это установление называется у казахов куном. (Н. Рычков. Дневные записки капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году. СПб., 1772, С.25) - Б.К.]

Но Аз-Жанибек, разневаванный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов: "И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!". Так, по преданию, воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына.

 [Как образец творчества Кодан-тайши (род. ок. 1370 г.) сохранилась песня-плач, посвященная сыну Даир-ходже, находившемуся в непримиримой вражде с батыром Кобланды из рода кыпчак:

Зачем ты, мой жеребеночек, связался с каракыпчаком Кобланды!

Теперь мне, прожившему почти девяносто лет,

Переломили спинной хребет!

Мы вывели на верный путь наших ногайлинцев.

Мой звонкий ручей, светоч мой яркий, погас ты за один день,

Ну зачем же, мой жеребеночек, ты связался с каракыпчаком Кобланды!

Кодан-тайши из племени аргын был известен не только как прославленный жырау, но и как активный участник политических событий своего времени. Он выступал на стороне Гирея и Джанибека в их борьбе против Абулхаира. История КазССР, т.2. - С.235 - Б.К.]

Звали его Кидан, тайши - поэт, певец. Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов - прославленный акын Котан. Еще одно свидетельство тому - стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак:

У Алаша [сноска ниже] - предок Аргын был на редкость одаренным,

Выделялся он приметно среди других.

Первопредок (же) аргынов акын Котан

Был в стихе куда мастеровитей нас обоих!

 [Алаш - синоним слова "казах", употребляется в значении "весь народ"; боевой клич казахов. Под "шестью алашами" подразумевались шесть крупных политических объединений племен, входивших в состав казахского ханства середины XVI- нач. XVIII вв.: Старший Жуз, Средний Жуз, Младший Жуз, киргизы, каракалпаки, курама (полуоседлые кыпчакские роды Средней Азии). После рапада ханства с середины XVIII в. употреблялся термин "три алаша", под которым подразумевались три жуза, а слово "алаш" (весь алаш, шесть алашей) становится синонимом слова "казах", "весь казахский народ". Поэты Казахстана. Сост. М.М. Магауин. Л., 1978. С. 566 - Б.К.]

Когда вышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, все самые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами на глазах. Об этом есть печальный кюй,

 [Кюй - музыкальное произведение для исполнения на домбре. - Б.К.]

известный среди домбристов, который они обычно начинают словами: "Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку ногайцы и казахи...".

До ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат. Все они ныне имеются в составе других тюркских народов. Когда казахи отмежевались от остальных, те же роды составляли новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. А наши казахи, которые разделяются нынче на три жуза, на самом деле являются потомками небольшого числа людей. Сами казахи так описывают разделение на три жуза:

После того как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителям Кашгари

 [Хан Могулистана Есен-Буга в свою очередь охотно вступил в союз с казахскими предводителями, стремясь обеспечить безопастность западных границ Могулистана в своей борьбе против Абулхаир-хана и Тимуридов, поддерживавших соперника Есен-Буги, его брата Юнуса. История КазССР, т.2... С.257]

казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан, брат его Жанаке (настоящее имя Махмуд) сидел ханом в Ташкенте. Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с калмаками, которое разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший)

 [Буквально: "Большая сотня", "Средняя сотня" и "Малая сотня". - Б.К.]

Средний и Младший Жуз. За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета - Алашы,

 [Ахмед-хан (1496-1504), прозванный за частые сражения с ойратами Аладжи-ханом (алазу - "убивать", аладжи - "убийство", здесь в смысле "истребитель ойратов"). Златкин. История Джунгарского ханства. - С.41 - Б.К.]

что значит "душегуб". Прослышав об этом, хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, нападая на врага, клич: "Алашы!". Так этот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: "когда Алаш был Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы не сделали калмакам!".

[Как пример бахвальства среди казахов. - Б.К.]

В 1499г., когда Аз-Жанибек, как уже было сказано выше, рассорился с ханом Абулхаиром, внук последнего Шайбак-хан отвоевал Бухару и Самарканд у потомков Амир-Темира. Когда же он в 1508 г., захватив весь Мавераннахр, подступил с войском к стенам Ташкента и правивший казахами Ахмет-Алашы-хан вместе со своим братом Жанеке-Махмудом решил дать бой Шайбаку на Уратобе, казахи сказали-де: "Чингисхан еще при жизни отдал нас в улус Джучи. Чагатай не наших кровей, таджики и сарты не родня нам, озбек - вот кто наш брат, сарт-жертвенник",

 ["Озбек - оз агам, сарт - садагам". ("Узбек - свой брат, сарт - жертва моя"). - Б.К.]

И перешли на сторону Шайбака. В той битве победил Шайбак-хан, убил Жанеке-Махмуда и брата его ахмет-алашы-хана, и казахи, что были в подчинении чагатаидов, вновь воссоиденились с основной массой казахов. Сведения об этом есть в книгах АбулгазиБахадур-хана. Следовательно, (в этом случае) устные рассказы казахов соответствуют истине. К этому времени ханом казахов стал Касым, а подчиненный ему народ составил 1 миллион человек.

"Столбовая дорога Касыма" ("каска жол!") - так запомнили в народе время правления хана Касыма. Именно он сумел впервые объединить казахов в единое ханство и упрочить его. Вслед за ним ханом стал сын его Сыгай (Шигай),

 [Шигай (1580-1582) - сын Джадика, внук Джанибека - казахский хан. - Б.К.]

затем сын его (Шигая) Тауекел.

 [Таукел (Теввекель) (1586-1598) - сын Шигая - казахский хан. - пер.]

В 1598 г. Сыгай-хан отобрал у наследников Шайбака Ташкент и обосновался в Туркестане.

 [Теввекель-хан с многочисленным войском летом 1598 г. вступил в Мавераннахр. В числе подчиненных им земель Искандер Мунши, осветивший эти события, называет города Ахси, Андижан, Ташкент, Самарканд. История КАзССР, т.2. - С.278 - Б.К.]

Но несмотря на это управлять оседлым (городским) населением кочевому люду оказалось не под силу. К тому же не давали покоя бежавшие сюда (в эти края) от притеснения моголов. Калмаки. Так, при хане Тауекеле шайбаниды вновь овладели Ташкентом. Ханом их тогда был Турсун-Махмуд. На место вышеназванного Тауекеля сел хан Есим. "Высокорослый Ер Есим",

 [Ер (каз.) - богатырь. - Б.К.]

как прозвали в народе. Он продолжил (политику) Касыма (известную под названием) "каска жол". Время его правления получило название "древней дороги хана Есима". В 1628 г. Есим-хан убил хана Турсуна-Махмуда и разграбил эль катаганов. Вот что известно об этом:

Абулгази Бахадур-хан, автор известной нам "Родословной тюрок", в результате борьбы между родственниками за ханский престол и раскола ургенчских узбеков на три лагеря, по его словам, был вынужден искать убежище у Есим-хана. В это самое время Есим убивает хана Турсуна и нападает на катаганов. Искавший защиты Абулгази, видя такое положение дел, испросив разрешения у Есим-хана, возвращается к своим. Если это так, то жена нашего девятого предка Сары - дочь хана Турсуна. Выходит, Конырбике была привезена в том самом 1628 году. Казахи рассказывают об этом следующее:

Али, родной брат нашего предка Сары, батрачил у одного сарта (таджика). Услышав (весть) о том, что хан Есим убил Турсуна-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней этого сарта, бежит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсун-хана, которые, будучи в пути, еще ничего не знали о смерти своего отца. Ничем не выдав себя, Али приежает домой и, прихватив собой несколько товарищей, вновь возвращается (той же дорогой). Захватив (дочерей Турсун-хана) Айбике, Нурбике, Конырбике со свитой, обозом, шатрами, отдает Айбике своему товарищу, Нурбике со всем имуществом, шатрами и свитой оставляет себе, а Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике родятся и наши предки пятого колена - Кишик и Мамбет-Софы.

После Есима ханом стал его сын - Жахангер, казахи называли его Салкам Жангир.

 [Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб (в 1652 г.). История КазССР, т.2. - С.286 - Б.К.]

Затем его сын - Аз-Тауке. "Древнюю дорогу Есима" (т.е. свод законов) продолжил именно он, хан Тауке.

 [имеются в виду законы, известные под названием "Жети-Жарга", что буквально обозначает "семь установлений". В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества. В научной литературе этот юридический документ именуется "Уложением хана Тауке", или "Законами хана Тауке". По историческим преданиям, еготворцом принято называть хана Тауке, который будто бы собрал в урочище Куль-Тобе биев - представителей трех жузов, и они соединили "старые обычаи ханов Касыма и Есима" в нормы, называемые Жети-Жарга. История КазССР, т.2. - С.334 - Б.К.]

Это о его правлении сохранилось выражение "каждодневный сбор совета на берегу озера". Тогда с казахами враждовали катаганы (ойраты), калмаки, узбеки, таджики (сарты). Вскоре казахам пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент и откочевать в 1652 г. к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии.

Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану.

В правлении Аз-Тауке, когда казахи проживали на Аму-Дарье, тюркское племя Акжол, подчиненное ранее персам, вывело из рода своего сильного человека по имени Надиршах

 [Видимо, Надир-Мухаммад-хан - правитель Балха. - Б.К.]

который сумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают, теперь уже к берегам Сыр-Дарьи. Около 1690 г. умирает Аз-Тауке, и к власти приходит сын Аз-тауке Болот-хан. В правление его казахские племена были захвачены калмаками (джунгарами). Между калмаками и казахами завязываются жестокие сечи. Самое кровопролитное сражение произошло в 1723 г. Войска калмаков, возглавляемые полководцем Цеван Раптаном (Цэван-Рабдан), наголову разбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал, усеяв все побережье своими телами. И тогда (по преданию) один старейшина сказал: "Дети мои, как не забывает человек выпавшие на его долю многовенья счастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас." И назвал это бедствие "Ак табан шубырынды, алка кол сулама" что означает: "брели, пока не забелели подошвы, упав (без сил), лежали вокруг озера".

 [Год 1723 считается годом начала Великого бедствия, именуемого в преданиях эпохой "Актабан шубырынды". Казахи Среднего и Старшего жузов, говоря о годах "Актабан шубырынды", употребляют выражение "Алкакол-сулама", что означает "в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю пластом и залегли у озера Алкаколь". История КазССР., 1979, т.3. С.18

предлагаю свой перевод: год, когда, "изранив ступни, вкруг озера без сил лежали". - Б.К.]

Тогда и родилась самая старинная казахская песня-плач: "Елим-ай " ("О, народ мой!"):

 [Название песни переводят обычно "Родина моя", так как слово "ель", "эль" имеет два значения: "народ", "население" и "край", "родина". - Б.К.]

С вершин Каратау спускается кош...

Среди других лишь верблюжонок идет без ноши.

О, как тяжко лишиться родных сестер и братьев!

Из черных очей, сверкая, текут слезы...

Что за время такое, что за эпоха такая жестокая,

Время, спугнувшее птицу счастья с нашей головы!

Бредем, не зная куда, поднимая пыль столбом...

Страшнее январской стужи, снежного бурана (это время)!

Что за время такое, время "багы" ("самоназванцев")

Вернутся ли вновь прошлые времена? Осталось чернеть (пустовать) место родных ,

Озеро слез пролил я из глаз моих .

 , чугун как шойын, а участковый как ушастковый.
В современном казахском языке отсутствует диалектное деление, но выделяют три говора: северо-восточный, южный и западный, примерно соответствующие территориям трёх жузов. В языке казах ов Китая (южный и западный) и Монголии (северо-восточный говор) имеются отличия в лексике, обусловленные длительным проживанием в разных странах.
Первый казах ский алфавит на кириллице был придуман казах ским просветителем Ибраем Алтынсаниным. Православными миссионерами для религиозных изданий и для т. н. «русско-туземных» школ была разработана казах ская «миссионерская» азбука на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов. «Миссионерский алфавит» ограниченно применялся до 1917 года.
Современный казах ский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему. казах ский алфавит содержит 42 буквы и основан на кириллическом алфавите. До него с 1929 года использовалась латинская графика, до которой с 1924 года использовалась арабская графика. Она до сих пор употребляется казах ами Китая и Афганистана.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: