Как понять что нашел духовника. Таинство любви

КАК НАЙТИ ДУХОВНОГО ОТЦА? zemskova777 - 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.

В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу…

Желание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Игумен Петр (Мещеринов):

Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху…

Инструкция

Искать себе наставника следует начинать только в том случае, если вы уже твердо уверены, что он вам необходим. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, нужно сначала помолиться. Тогда сам Бог будет помогать вам в поисках и обязательно приведет к тому человеку, который больше всего подходит на эту роль.

Чтобы не ошибиться с выбором, не стремитесь взять себе в духовники первого же священника, у которого исповедались. Походите в храм, присмотритесь к батюшкам, послушайте, что говорят про каждого из них. И, конечно же, обращайте внимание на то, к кому лежит ваше сердце.

Священников в Церкви можно условно разделить на две категории: тех, которые достаточно строг в вопросах церковной дисциплины (соблюдения всех обрядов, служб, постов, молитв и т.д.), и тех, которые чуть мягче и гибче относятся к своим «детям». Учитывать эти параметры тоже необходимо при выборе духовного отца. Если вы собираетесь жестко следовать всем традициям и обычаям, то нужно искать…

Человек, который ходил по воде

Один ограниченный дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался по берегу реки, размышляя над моральными и схоластическими проблемами, ибо в школе, к которой он принадлежал, суфийские учения применялись именно в таком духе. Сентиментальную религию дервиш принимал за поиски конечной истины.
Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления. Он прислушался и услыхал дервишский призыв. «Этот человек занимается бесполезным занятием, — сказал он себе, — потому что неправильно произносит формулу. Вместо того, чтобы произносить «йа ха», он произносит «а йа ха».
Подумав немного, дервиш решил, что как более внимательный и прилежный ученик, он обязан научить этого несчастного, который, хотя и лишен возможности получать правильное указание (от постоянного учителя) , все же изо всех сил, по-видимому, старается привести себя в созвучие с силой в этих звуках.
Итак, он нанял лодку и поплыл к острову, с которого доносился…

Как найти духовника

В этом разделе — материалы о том, как найти, как выбрать себе духовника.

Как найти духовника?

Какие бывают духовные отцы

Протоиерей Вячеслав Тулупов
Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило…

Кто есть духовник? Это человек, облаченный в священный сан, принадлежащий к белому духовенству (служит в обычном храме) или монашествующий (служит в монастыре, но может по послушанию, то есть воле архиерея, служить и в обычном храме), ведущий нас по пути спасения души.
Тот священник в приходском (до которого можно дойти пешком) храме, у которого часто или даже постоянно исповедуемся, духовником не является. Он – исповедающий.
Священник, принимающий исповедь, есть свидетель покаяния данного человека перед Христом. Как слуга Божий, он произносит разрешительную молитву, а уж Господь Сам решает, видя сердце человека, разрешается ли человек от этого греха или нет.
Человек, возрастая духовно в какой-то момент, начинает испытывать потребность в опытном духовном руководителе – духовнике.
Как его найти?
Одни говорят, что надо ходить в разные храмы, расспрашивать людей, разговаривать с батюшками – какой понравится, к такому и идти.
Но более…

Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет.
Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих.
Преподобный Исаия († 370).

С великою заботливостью и обдуманностью постарайся найти мужа, который непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не …

Знаменитые духовники.

Хочу предупредить тебя, что найти хорошего духовника непросто. Тем не менее искать его необходимо. Это можно делать несколькими путями. Самый верный и быстрый…

Поиск духовника начинаем с исповеди и молитвы

Очень часто люди, сталкиваясь с жизненными проблемами, пытаются их разрешить, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт или на совет друзей. Человек церковный пойдет на исповедь к батюшке, покается, пройдет обряд причастия и станет перед Господом на колени в молитве. Но еще лучше, если рядом с человеком будет духовный наставник. Однако чтобы встретить его, нужно пройти определенный путь роста.

Для начала вспомним слова самого Христа о том, кто должен быть учителем нашим: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; также любят первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не…

– Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

– Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит…

На вопрос отвечает священник Алексий Уминский

– Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встает вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

– Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле приятно молиться в храме. И это дает им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче…

Игумен Петр (Мещеринов): Какой должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека, и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, — чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и — не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли — закройте глаза на прочие…

Зачем нужен духовник, в чем его роль?
— Быть христианином, жить по заповедям Божьим сегодня очень сложно без приобщения к опыту других людей. А религиозный опыт, прежде всего, содержится в церковной традиции. И носителями этой традиции выступает духовенство, важнейшей функцией которого является пастырство. Причем хочу подчеркнуть, что священники могут быть людьми разными: умными, глупыми, образованными, необразованными, — но все они должны осознавать себя теми, кто помогает людям приобщиться к сущности церковной традиции. Задача священника как духовника – помочь человеку научиться осмыслять свою жизнь по-христиански. Ведь большинство людей, как правило, не обладает серьезным опытом постижения самого себя, а тем более оценивания себя с точки зрения канонических принципов нравственности. Духовник призван помочь человеку научиться выражать свои мысли, чувства, в том числе на исповеди, помочь человеку научиться оценивать себя с точки зрения церковной традиции. Обобщая, скажем, что…

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка - это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне…

Какими же животрепещущими оказались эти вопросы для многих православных!

И в каждом мнении столько передуманных дум, явных и скрытых чувств, что понимаешь: одним опросом данную тему не раскрыть. Ведь каждая цитата здесь – определенная проекция жизни человека, некий духовный ракурс его отношений с миром и людьми.

«Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»

Наталья Гром, майор милиции:

«Духовний наставник дуже необхідний у житті кожної людини. На першому етапі, коли людина приходить до храму, вона приносить свої гріхи на сповідь до священника. На другому етапі людина починає більше довіряти священику, й тому уже більш прислуховується до його порад та поступово починає ставитись до священика, як до наставника. Наставництво, на мою думку, це уже слово, яке ти сприймаєш на виконання. Якщо людина приступає до виконання настанови і бачить, що завдяки цьому вона зростає у духовному житті, то відносини між людиною та наставником все більше й більше закріплюються. З того часу людина починає ставитись до священика, як до духовного наставника. Я маю такого духовного наставника і дуже тішуся з того приводу. Він не раз допомагав мені мудрою порадою, були такі моменти, коли я бігла до нього у розпачі на сповідь, а виходила втішеною та радісною. Дуже вдячна йому, що він є в моєму житті та у житті нашої родини. А як знайти такого наставника? Господь ніжками приведе...»

«Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь»

Павел Лебедев, верстальщик, фотограф:

«Метко Достоевский сказал о нашей земной жизни: "Здесь Дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей". Естественно, человек несовершенен и ему нужна духовная помощь – как молитвенная, так и практическая: советы и наставления, как жить дальше. Поэтому духовник, конечно же, нужен. Хорошо эту тему раскрывает А.И. Осипов на основе трудов свт. Игнатия Брянчанинова – только в монастыре послушник полностью вверяет себя духовному старцу. Но в миру – это невозможно, и святитель Игнатий советует христианам последних времен жить по совету (к тому же, если в средине 19-го века святитель Игнатий говорил, что уже почти нет духоносных старцев – то что уж говорить о наших временах). А чтобы жить по совету – нужен свой ум, свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь.
Касательно самого себя скажу – у меня, к сожалению, нет человека, которого я бы мог назвать своим духовником. С возникающими вопросами обращаюсь к батюшкам, которых уважаю и доверяю. Понятно, что каждый человек по-своему немощен, у каждого есть недостатки – но хотя бы взгляд со стороны и духовный совет умудренного жизнью человека могут быть очень полезны.
Как найти такого советчика? У каждого свой путь. Главное – молиться, и Господь укажет, сведет, направит. У каждого свой путь».

«Человеку свойственно ошибаться»

Юлия Руденко, парикмахер:

«Духовник нужен, я думаю, каждому. Человеку свойственно ошибаться, поэтому очень здорово, если есть тот, кто направит тебя на правильную «тропинку». Своим духовником я считаю настоятеля нашего храма. Где искать духовника - этот вопрос, думаю, для каждого индивидуален. В чем я уверена, так это в том, что о даровании духовника нужно просить Господа».

«Они - как одинокие корабли в бушующем океане»

Юлия Кашпрук, библиотекарь, студентка Академии искусства и культури Академии руководящих кадров Украины:

«Я сейчас живу в Штатах. Страна неправославная, очень много разных направлений христианства. По воскресеньям люди в храмах, и у каждого есть наставник – это пастор, который наставляет в духовной жизни. У меня нет духовника – того человека, который бы наставлял в вере и на пути спасения. Здесь я поняла, что вера – это не хождение в храм, это даже не религия. Вера должна быть живой. Да, конечно, я бы хотела иметь духовника, но чтобы он был монахом – мирским батюшкам не до прихожан.

Говорю в общем – никого конкретного не обсуждая, не осуждая. Я встречала батюшек, которых хотела бы видеть в роли духовника, но когда обращалась - батюшки отвечали, что у них и так много чад, поэтому они не хотят брать на себя ещё большей ответственности. Очень жаль, но в православном храме я чувствую себя одинокой. Православие - именно та вера, которая ведет к спасению. Поверьте, я здесь уже увидела все. И меня пугает этот congregational мир. Но я встретила людей, которые имеют живую веру. И это не поверхностно – это проявление любви к ближнему и к Богу. Хотела бы иметь духовника-«хирурга», который бы научил меня смиряться, любить, прощать, а, главное – молитве, основе будущей жизни. У каждого свой внутренний мир – к сожалению, в других я вижу свои грехи.

Как найти духовника – это вопрос, который я задавала Богу, но осталась без ответа. А, возможно, я сама не хочу принимать тех батюшек, которых знаю, за духовника. Много политики, много пафоса, много того, что не хочется видеть. Я хочу быть частью будущего, другого мира. И при переходе в иной мир этот опыт общения с духовником будет нужен.

Нужен опыт и учеба в непрестанной молитве. В моей жизни было много ошибок, но, по милости Божией, Господь смирял и давал понять, что моя молитва – это проявление гордыни.

Да, духовник нужен, но как сейчас его найти, когда нет у нас любви?.. Поэтому и испытаний много. Даже если мы православные. Я православная, но я не воин Божий, а хочу им быть. Господь – путеводитель, Он же и духовник для меня сейчас. Я общалась с верующими православными – опыт хождения в храм более десяти лет. Многие из них разочаровались в своих духовниках. Такие верующие - подобны одиноким кораблям в бушующем океане. Но, тем не менее, не считают нужным иметь духовника – полагают, что уже и так получили все необходимое для начала своего духовного пути. Я же уверена, что духовник нужен не только монахам, но и мирянам, таким, как мы».

«Хорошо, когда у человека есть духовник»

Сабина Шарафетдинова, журналист, телекомпания "Орбита", г.Красноармейск, Донецкой обл.:

«У меня нет духовника. И я часто об этом сожалею. Сложно объяснить, почему так сложилось. Нет, конечно, у меня много друзей и очень хороших знакомых среди священников, я могу в любое время обратиться к ним за молитвенной помощью, за советом и поддержкой. Но духовника - нет. Попытаюсь найти оправдание.

Несколько лет назад, Божьим промыслом, я окунулась в духовную жизнь, как слепой котёнок. Будучи воспитанной в межнациональной и межрелигиозной среде, я шаг за шагом открывала для себя Православие. И в этом мне помогали десятки священников. Дело в том, что моя работа была связана с православными храмами, монастырями, священниками и всеми событиями, которые происходили в духовной жизни нашего округа. Это было невероятно благодатное время. Наша съемочная группа имела возможность много путешествовать по святым местам области и страны, встречаться и интервьюировать замечательных священников. И каждый из них помогал мне в моём духовном развитии. Со многими я продолжаю общаться и поныне. Безгранично люблю их, уважаю и благодарна им за то, что они есть в моей жизни.

Я не знаю, как найти своего духовника. Знаю одно: Господь всё устроит. И может статься, через несколько лет я буду рассказывать своей крестнице, почему так нужен духовник, и где найти такого наставника. Когда-то давно прочитала такую фразу: "Человек без духовника - как слепой без поводыря". Я еще тогда её запомнила. А в последнее время я всё чаще её вспоминаю. Хорошо, когда у человека есть духовник».

«Чувствуешь на духовном уровне, какой бы ответ он тебе дал»

Юлия Сухарева, счастливая мама:

«На мой взгляд, духовник необходим любому христианину. Я очень благодарна Богу за то, что свёл меня с моим духовным наставником – человеком, который очень деликатно даёт мне ответы на самые важные вопросы. Прежде всего, всегда чувствуется его молитва, в самых сложных жизненных ситуациях вспоминаешь его наставления. И, не имея возможности побеседовать, уже чувствуешь на духовном уровне, какой бы ответ он тебе дал. Когда вы ищете духовника очень важно молиться и просить Бога, чтоб послал мудрого наставника».

«Не каждый может быть послушным духовным чадом»

Татьяна Матяш, редактор дайджеста «Седмица»:

«Духовник – наставник и руководитель – должен быть. Иначе в "житейском море" не выплыть. Но не каждый может быть духовником, как не каждый может быть и послушным духовным чадом.

Вот мне послушанию, смирению «до зела» - еще учиться и учиться. Безропотно подчиняться чужой воле я пока не могу – привыкла критично смотреть на вещи. Вот есть у меня знакомая одна: выбрала себе старца, ездит к нему в монастырь с вопросами разными. Спрашивает: "Познакомилась с парнем, хочу за него замуж, а он пропал куда-то. Судьба за него выйти или нет?" – "Подожди три дня, вернется". Ждет, через три дня звонит в монастырь: "Три дня прошло, где суженый?!" – "Подожди три дня…" И ждет ведь! Это тоже талант какой-то (смеётся).

Я не думаю, что духовника нужно специально искать. Тем более, ехать за ним в отдаленные монастыри. Нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, общаться со священниками во внебогослужебное время (а значит - помогать, участвовать в жизни общины) – и душа к кому-то прильнет. Но процесс этот не стоит искусственно торопить – всему своё время».

«Не стоит зацикливаться на поисках духовника – лучше возложить упование на Господа»

Матушка Екатерина Немчинова, редактор журнала «Самарянка»:

«Христианство, это не просто вера во Христа, и не только попытка жить по Евангельским заповедям. Жизнь во Христе - это путь радости, надежды, переполняющей Любви, которая способна покрыть все скорби и горести человеческих судеб. Но на этом пути очень легко можно потеряться и заблудиться, особенно новоиспеченным христианам. Священное Писание нужно уметь правильно осмыслить и унаследовать. У каждого человека, вступившего на путь воцерковления, неизбежно возникают вопросы. Поэтому для людей, которые хотят жить в русле православной традиции, Церковного Предания, необходим наставник, путеводитель, наставляющий на тот путь, по которому уже прошли многие поколения христиан, передающий своему чаду веками накопленный опыт духовной жизни.
Очень часто православные христиане напряженно обеспокоены поисками духовника. Такие люди обходят многие храмы своего города и епархии, путешествуют по городам и весям... Мне кажется, не стоит зацикливаться на поисках духовника. Можно обойти весь мир, но так и не найти никого. Лучше возложить все упование на Господа, просить Его в молитвах, чтобы Он Сам послал духовника-наставника. Господь совершит все несопоставимо проще и мудрее, чем мы можем себе представить - и нужный человек в нужную минуту окажется рядом с вами».

Как найти духовного отца и жить под его руководством – таком вопросом задаются многие новоначальные, не зная, как правильно им поступать, и наслушавшись разных советов от более опытных воцерковленных, и от разных батюшек (часто эти наставления сильно рознятся). От этого и встает такой вопрос, человеку хочется найти своего духовника и уже полностью следовать его советам. С одной стороны — это проще, вся ответственность на батюшку взваливается, и ты просто выполняешь его советы. С другой стороны — нельзя переложить на кого-то ответственность за свою жизнь, нужно самому принимать решения. Но — это вопрос сложный, и многие верующие годами ищут именно своего духовного отца, советы которого будут вести их по жизни.

В первую очередь, не торопитесь с решением этого вопроса. Если вы привыкли исповедоваться у одного и того же батюшки, это еще не значит, что именно он назначен вам в качестве духовного пастыря на всю жизнь. Ведь ответственность за благополучие своей души вы несете сами. Вы никогда не сможете переложить ответственность за свои поступки на своего духовника.

Духовник – это не начальник, которому следует безгласно внимать и безропотно повиноваться. Скорее, это мудрый человек, способный понять вас лучше, чем вы понимаете себя, и подсказать пути решения тех или иных духовных проблем. Но он не вправе запрещать вам что либо. Он не сможет и принять окончательное решение за вас. Он лишь подскажет, посоветует, выразит мнение.

Таким образом, старайтесь избегать тех священников, которые требуют беспрекословного подчинения, ведь Сам Господь дал нам свободу, и только мы сами можем принимать решения, а духовник может нас наставлять на нашем пути и давать полезные советы. Побольше общайтесь с единоверцами, спрашивайте их об отношениях с духовными руководителями. Не стесняйтесь лично знакомиться с пастырями, ищите своего духовника, как сердце вам подскажет, иногда люди годами ищут, ничего страшного. Плохо, когда вам попадется духовник, советы которого вам будут не приятны, и вы с ним будете не согласны, вашей душе покоя не будет.

Бывает, батюшка слишком строг и следует точно букве закона, а вы творческая личность и вас это смущает до того, что прям в храм идти неохота — это плохо. Найдите другого священника, советы которого вам будут близки, и вы будете с радостью его слушаться, следовать его указаниям, и ваша церковная жизнь не будет идти в разлад с душей. А есть и такие прихожане, что им прям батюшка с кнутом нужен — вот тогда они себя комфортно чувствуют и по каждой мелочи бегут к духовнику — батюшка, продавать ли квартиру, в какой институт дочку пристроить, идти ли на эту работу и ехать ли в деревню к деду — ну, если батюшка не против так вами руководить — значит, вы нашли друг друга!

Но при всем этом не забывайте, что ответственность за вашу духовную жизнь несете в первую очередь вы сами!

Обсуждение: 2 комментария

    Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца!..
    Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу — знай, что это твой истинный духовный отец.

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним» – такой ответ о устроении духовной жизни дает преподобный Паисий Святогорец, почивший в 1994 году, то есть относительно недавно. Самое необходимое… Значит, надо искать духовника.

Кто такой духовник или духовный отец? Прежде всего, это священник, которому регулярно исповедуются. Когда-то для большинства верующих духовником был священник приходского храма. Люди были проще, не так самолюбивы и спокойно принимали те внешние обстоятельства, которые им выпадали волей Божией. Все губернии, города и селения России делились не только на улицы и кварталы, но и на приходы.

Как-то, ответив на вопрос, на какой улице я живу, мне довелось услышать: «А какого это прихода?» То есть, раньше личность духовника для значительной части населения определялась волей Божией, указом епархиального начальства и местом жительства. Люди исповедовались, спрашивали совета и принимали поучения от своего приходского батюшки. «Обращаться за советом то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник, Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник» (святитель Феофан Затворник).

Правда, если кто-то искал большего в духовной жизни, то, при полном уважении к Богом данному пастырю, не возбранялось прибегать к помощи другого духовника или искать наставника в каком-либо монастыре. Как в мирской жизни, кому-то довольно начального образования, кто-то старается получить среднее, а иной дерзает на высшее, так и в жизни духовной.

Несколько лет назад мы собирали материалы о жизни монахини Евфросинии (Хрульковой) (1873-1968 гг.), похороненной на нашем приходском кладбище и очень почитаемой в этой местности. Девочкой она попала в богадельню при церкви. Много времени проводила в доме священника с его детьми, и батюшка беседовал с ней. Он увидел, что отроковица нуждается в более, так сказать, «квалифицированном» руководстве, и благословил ее искать себе духовника в Троице-Сергиевой лавре. Поездка в лавру стала для Евфросинии судьбоносной, Господь послал ей замечательного духовника, и позже она стала монахиней. Это известная практика, когда приходской священник кому-то советует искать более опытного или грамотного духовника, или рекомендует некое лицо конкретно.

Духовник не только выслушивает исповедь, он молится за человека, доверившего ему свою совесть .

И Господь, снисходя к обоим, вразумляет духовника, какое сказать слово кающемуся. Или промолчать. Или пожалеть. А может, сегодня и пожурить. А кого-то требуется поддержать, вдохновить. Поэтому так важно ходить на исповедь к одному священнику, тогда ему будет проще узнать устроение кающегося, проще оказать помощь. Здесь все имеет значение: возраст кающегося, его семейное положение, природный ум и интеллект, воспитание и образование, здоровье и немощи, бодрость и медлительность. Рекомендации всегда будут разные. Именно поэтому невозможно получить полноценный совет из книг или с сайтов.

Духовничество – обязанность священника, так же, как и проповедь. Но способности и таланты у людей бывают разные. Можно заметить, что в храме, где служат несколько священников (так же, как в монастырях, где мирских и духовных исповедуют несколько иеромонахов), к одним на исповедь стоят в очередь, а к другим редко подходят по одному. Разные таланты, как говорится, «одним крестить, а другим благовестить». Зато в Церкви каждый может найти помощника по себе. Как? Ходить в церковь на службу, исповедоваться, причащаться и приглядываться. Молиться, просить Господа устроить встречу, открыть человека. И постепенно Господь расположит к кому-то сердце. Как девушки молятся о женихе – с надеждой, что Господь устроит все лучшим образом, и в то же время, поглядывая по сторонам: не он ли?

Как узнать, что именно этому духовнику стоит довериться?

Если продолжить сравнение с девушкой, ищущей жениха, то умные люди посоветуют ей быть осторожнее в общении с «журнальным» красавцем, поражающим светским лоском и умелым обращением с женским полом. Так же, ищущим руководства в духовной жизни, опытные люди советуют не искать себе духовных руководителей с непременными залогами святости: прозорливых, чудотворцев и несущих великие подвиги. О которых святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения».

Как тиха и прикровенна истинная любовь, так тиха и прикровенна бывает истинная святость. Все мы разные, и каждый ищет себе духовного собеседника по сердцу. Это хороший компас. Но необходима и рассудительность. А если с этим туго, то ничто не мешает нам вновь обратиться за советом к святителю Игнатию. «В духовнике, по моему мнению, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких умствований». Святитель предостерегает от «умных по-своему», от тех, чьи взгляды и мнения рознятся от церковных. Они «никуда не годятся для душевного назидания». А в остальном, выбирай сам – «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви могут быть одинаково полезны».

Всякому ли человеку нужен духовник? А если кто-то уже сам является духовником для многих людей, имеет духовное рассуждение?

Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам, касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся». Господь так устроил, что человек не может иметь правильного мнения ни о себе, ни о мире без помощи другого человека – И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Каждому человеку необходим помощник. Из личных воспоминаний и жизнеописаний лучших представителей нашей Церкви мы знаем, что духовных советов искали люди самой святой жизни и самых высоких рангов. И если кто заботится найти хорошего духовника, то хорошо бы найти такого, кто сам живет под духовным руководством или советом.

Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет».

Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка.

Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти?..» Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев).

Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово "мама” дорогое…».

На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

Иногда слышишь мнение, что время духовничества прошло, что нужно руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов. При этом ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель действительно писал о крайнем оскудении духоносных старцев и советовал изучать писания, но считал необходимым и совет: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени… основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». Как и его современник, святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо и вопрошение». Оглядываясь на прошедшую жизнь, святитель Игнатий сожалеет о бывших духовных ошибках, случившихся «по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего». Именно он советует «жительство по совету».

И опять обратимся к опытному духовнику, преподобному Паисию Святогорцу, который говорил: «Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться».

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: