Праздник иконы смоленской божьей матери в. Празднование в честь смоленской иконы божией матери

Икона Божией Матери «Смоленская», по преданию, написанная святым евангелистом Лукой, с самого начала была увенчана царской славой. Будучи чтимой иконой в доме византийских императоров, в этом же статусе она попала на Русь и стала родовой иконой русских князей. Однако Своим честным Смоленским образом Божия Матерь оказала помощь не только государям, но и всему русскому народу.

Смоленской иконе молятся о сохранении России от иноплеменных; от ересей и расколов; о возвращении заблуждших об исцелении слепоты телесной и духовной; о помощи в скорби и печали; об освобождении из плена.

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям. Как гласит предание Церкви, святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получил целый ряд Богородичных икон). По одной из версий, свое название икона обрела тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах.

Существуют и иные версии происхождения этого названия. В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей. В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо - объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы. В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город - ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно - на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из них, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат.

Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV, веке горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью подновить почерневший от времени образ.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения - 26 августа (7 сентября) - владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом пронес Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля.

Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где пребывала вплоть до 1941 года. С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда.

Иконография Смоленской иконы Богородицы

Богословским замыслом данного образа было изобразить Матерь Божию как нашу Заступницу перед Христом и Водительницу к Нему.

  • Изображение Богородицы поясное, Богомладенца Христа - в полный рост.
  • На ряде списков Смоленской иконы справа и слева от образа Богородицы с Христом либо вверху изображаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Главы их склонены в поклоне по направлению к центральному изображению образа - это символ смирения, любви, служения, к которому призван весь ангельский мир.
  • Центр иконы - взгляды Божией Матери и Иисуса Христа - обращены на молящегося, что в соединении с минимумом динамики в образе помогает человеку сконцентрироваться на главном действе - молитве.
  • Богомладенец Иисус Христос в левой руке держит свернутый свиток - символ той благой вести, Евангелия, которое Он принес в мир. Правая рука Младенца Христа направлена к Его Матери. Таким образом, на иконе изображено незаконченное движение - Матерь Божия протягивает Свою руку ко Христу, а Господь - к Ней. Все это символизирует постоянное стремление человека к Богу и встречное движение, которое характеризуется главным христианским чувством - любовью. Одновременно с этим движение правой руки Богомладенца - это и благословляющий жест.
  • Левой рукой Матерь Божия поддерживает Богомладенца Христа, а правой указует молящимся на Него как на обетованного миру Спасителя.

Чтимые и чудотворные списки Смоленской иконы Богородицы

Несмотря на то, что древний чудотворный образ Божией Матери «Смоленская» утерян, в России имеется немало его чтимых списков. Расскажем о том, где ныне находятся некоторые из них.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГОРОДА СМОЛЕНСКА

В этом соборе находится один из чтимых списков Смоленской иконы Божией Матери, а ранее здесь хранился сам древний образ, который был утерян в годы Великой Отечественной войны. В соборе имеется два престола. Главный из них освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный - во имя Смоленской иконы Божией Матери.

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В этом храме также имеется чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой освящен главный придел. По преданию, во время строительства этого храма к нему носила кирпичи святая блаженная Ксения Петербургская, в честь которой освящен южный придел. Северный освящен в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОРЛЕ

Храм, в котором хранится чтимый список иконы Божией Матери «Одигитрия», был заложен жителями Стрелецкой слободы в 1767 году. Благословил народ на возведение храма епископ Севский и Брянский Тихон (Якубовский).

ХРАМ ПРПЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА (СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ) У НИКИТСКИХ ВОРОТ В МОСКВЕ

Главный придел освящен в честь Смоленской ико- ны, второй - в честь преподобного Феодора Студита. Отличительной особенностью храма является то, что это был приходской храм А. В. Суворова.

Любой старинный чудотворный образ Пречистой Девы Марии имеет богатую историю. Обязательно в ней присутствуют случаи волшебного спасения народа от страшных событий, благодатной помощи, дарованной людям по молитвам перед святым полотном. Одной из главнейших святынь русской земли, чей возраст исчисляется столетиями, является . Праздник в ее честь Церковь постановила отмечать 10 августа каждого года. И поныне икона подает исцеление и утешение всем страждущим.


Особенности иконографии

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Предполагается, что этот святой чудотворный образ является списком с другой иконы - Одигитрии Влахернской. Изображение Богородицы на интересующем нас полотне поясное. Левая рука Девы Марии поддерживает Младенца Иисуса. Последний в свою очередь правой рукой творит благословение, а в левой держит свиток. Обратная сторона первообраза украшена распятием со сделанным на нем надписью, гласящей «Царь распят» и изображением Иерусалима . В 1666 году эту композицию пополнили фигурами Божией Матери и Иоанна Богослова. Прослеживается сильное сходство между Смоленской и Иверской иконами Богородицы . Однако первая отличается большей строгостью в расположении фигур и выражениях ликов Девы Марии и Богомладенца.


Автором Смоленской иконы считается святой евангелист Лука . Свою известность чудотворный образ получил в XI-м веке. В России икона очутилась в результате благословения невесты русского князя. На данный счет существует две версии. Первая утверждает, что благословение иконой Божией Матери на свой брак с правителем Чернигова получила царевна Анна, дочь византийского императора Константина Порфирородного, от своего же отца. Вторая версия указывает на другую царицу Анну, что венчалась со святым равноапостольным князем Владимиром. В любом случае, какая бы из рассмотренных выше исторических гипотез не была истинной, именно факт сопровождения и переезда объясняет название святого образа: «Одигитрия» означает в переводе с греческого «Путеводительница». Однако, если отталкиваться от описанного ранее предположения, будто Смоленская икона – это список с таковой Одигитрии Влахернской, то закрепление за ней названия «Путеводительница» связана с преданием о том, как Богородица привела во Влахернский храм к собственному образу двух слепцов, которые тотчас получили исцеление. Таким образом, Пречистая Дева Мария является для всех православных христиан Путеводительницей к спасению.

История иконы

Надо сказать, что большинство ученых и исследователей придерживаются первой версии о возникновении святого образа на Руси. После того, как император Византии в 1046 году благословил свою дочь Анну этой иконой на супружеский союз с князем черниговским Всеволодом Ярославичем, она превратилась в родовую религию русских правителей, а также символом близости России и Царьграда. Спустя 51 год, по другим данным – в начале XII-го века князь Владимир Мономах способствовал перенесению чудотворного святого образа в город Смоленск. Там он заложил храм Успения Божьей Матери, где, когда тот был воздвигнут, и поместили княжескую святыню. Понятно, что свое наименование последняя получила по имени населенного пункта, в котором оказалась по воле правителя Руси. В то же время Смоленск окрестили градом Пресвятой Богородицы, храм же ее – Домом Девы Марии.


В 1239 году чудотворный образ спас жителей Смоленска от нашествия татар. Один из отрядов Батыя зашел в Смоленскую область, ввиду чего территория эта оказалась под угрозой разграбления неприятелем. Жители города в отчаянии и бессилии обратились со слезной мольбой о защите к Божией Матери. Пречистая Дева услышала народную молитву и даровала людям спасение ради своей чудотворной иконы. Как это происходило? Остановка татар находилась в 24 верстах от города. Там враги готовились произвести внезапное нападение на Смоленск. В дружине же княжеского войска был человек по имени Меркурий, которого Богоматерь и избрала орудием своим для спасения жителей города. В ночь с 23 на 24 ноября указанный субъект получил от пономаря кафедрального собора повеление от Девы Марии явиться, облачившись в воинское снаряжение, к чудотворной иконе Богородицы Смоленская. Меркурий повиновался. Когда пришел он на указанное место, то услышал голос, произнесший: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».


Воин тотчас исполнил волю Богоматери. Он пробрался ночью в стан врага и умертвил самого сильного из бойцов татарских. После Меркурий подвергся жестокому нападению неприятелей, но бесстрашно отражал их удары. Ему помогала сама Богородица, и лик ее в ужасе узрели ордынские приспешники. В конце концов, русский воин был убит. Позже его похоронили с почестями в соборной церкви, а за Малаховскими воротами в память о совершенном им подвиге поставили обелиск. Героя, чьи туфли и железный шишак хранятся сегодня в Смоленском Богоявленском соборе, канонизировали. Ежегодно 24 ноября эти события вспоминают, устраивая в кафедральном соборе Смоленска всенощное бдение и производя благодарственный молебен перед чудотворной иконой Одигитрия.

В начале XV-го столетия Смоленский образ богоматери перенесли в Москву, где поместили в Благовещенском соборе. По чьему указанию сие совершилось и кто оказался исполнителем этого действа, историки до сих пор точно не знают. Одни говорят, будто святой образ очутился в столице в 1455 году в результате разграбления Смоленска литовским князем Юргой, паном Свилколдовичем, который направлялся к великому московскому князю Василию Васильевичу и преподнес украденную святыню в дар русскому правителю. Другие склонны полагать, что икону Одигитрия получила в 1398 году от Витовта смоленского дочь его Софья, супруга московского князя Василия Дмитриевича. Согласно третьей версии, святой образ привез в столицу Руси изгнанный в 1404-м году из Смоленска смоленский князь.


Как бы там ни было, в 1456 году к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть святой образ обратились представители посольства епископа Смоленского Мисаила. Прошение было удовлетворено: икону перенесли в Смоленск с крестным ходом 18 января 1456 года (по другим данным - 28 июля 1456 года).

На этом путешествия святого образа не закончились. Во время Отечественной войны 1812 года его снова вывезли в Москву и вместе с другими почитаемыми иконами обнесли вокруг Кремля. По всей видимости, после икона была возвращена в Смоленск, поскольку есть сведения, что она хранилась там до Великой Отечественной войны.

После оккупации немцами города святой образ исчез. Его место в Успенском соборе Смоленска в послевоенный период заняла и занимает по сей день икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Престольный праздник в честь Смоленской иконы особо чтимой верующими Божией Матери. Это зримое выражение Боговоплощения стало символом русской веры, способным даровать ошеломительную, чудесную помощь.

Прообразом иконы является вариант иконописной Божией Матери, выполненный ближайшим последователем веры - евангелистом Лукой, чьи авторские работы имеет и Русская православная церковь. Икона представляет образ Иисуса уже несколько подросшего в отличие от другого, распространенного типа изображения икон, называемых «Елеуса». Это слово трактуется как умиление, выражение любви. Для смоленского образа догматика несколько иная – прославляет факт явления всему миру Небесного царя в виде божественного младенца, о чем свидетельствует характерный жест правой руки Богоматери.

Святыня принадлежит к определенному иконописному типу и известна как Одигитрия - «Путеводительница» с греческого. Она способна привести верующих к спасению по истинному пути – к Христу. Есть предание о том, как Пресвятая дева помогла исцелению, указав путь к храму двум слепцам, получившим его перед образом. А вот как сама икона попала на территорию будущей России, достоверных фактов нет.


Самой допустимой версией считается передача иконы в качестве родительского благословения византийского императора Константина своей дочери, когда её выдавали замуж за князя Всеволода в 1046 году. Его сын, знаменитый Владимир Мономах, затем перенёс икону из Чернигова, отцовского удела, в Смоленск в 1095 году. Спустя несколько лет он заложил Успенский собор, где поместили данную икону. Она стала именоваться Смоленской и хранить народ, населяющий данные земли.

Впервые чудотворная помощь пришла от иконы в 1239 году, когда Смоленск окружили войска хана Батыя, чьё численное превосходство казалось бы не оставляло ни одного шанса жителям. Скептики могут ставить под сомнение последующие события, но их можно отнести к категории истинных чудес. Горячая молитва смолян, обратившихся к защитнице, даровала спасение в лице верующего воина Меркурия. Святой глас от иконы направил его действия. Он ценой своей жизни пробрался в стан, одолел много врагов, в том числе, сильнейшего воина орды. И не один критик не сможет отрицать, что православная церковь объединяла русских людей от раздробленности, особенно в период татаро-монгольского нашествия.

Но последующие исторические реалии заставляли Смоленскую Богородицу покидать своё пристанище. Так было в 1395 году, когда княжество потеряло право на Одигитрию после захвата Литвой. Но опять очередная свадьба 1398 года, на этот раз дочери литовского правителя и московского князя, сына Дмитрия Донского, вернула икону Русской земле в качестве приданого, только в Москву. И через полвека (1456), по прошению смоленских послов, она торжественно возвращена.

Точный список, то есть копия иконы, впоследствии был перенесён 28 июля (10 августа) 1525 года в Новодевичий монастырь, построенный в честь освобождения от литовской власти. С этого момента и начинается период празднования. 10 августа проходит божественная Литургия, прославляя земную жизнь Иисуса и Богородицу. Далеко не все изображения удостоены своего храмового престольного праздника. Таковые есть еще у 4-х образов Божией Матери (например, Владимирской, Казанской).

Для тех верующих, для кого значение иконы велико, есть возможность совершить крестный ход, организованный православными активистами. Он стал традиционным, ежегодным мероприятием с паломническим маршрутом Витебск-Смоленск, а называется «Одигитрия». Празднование и торжества укрепляют духовные связи православных и наполняют жизнь радостью, хотя сам первообраз исчез после немецкой оккупации Смоленска, что было установлено в 1943 году. Его судьба пока неизвестна, но православные не теряют надежду.



Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери.

Слово произнесено 28.07./10.08.1963 года в Троице-Сергиевой Лавре.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям — небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно — к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь — от самой юности до последней ее минуты.

Казалось бы, пора детства и юности — самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это — наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами. Называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с ней одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода.

В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм».

Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобой, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический».

Меркурий так и сделал — он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.

Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева — единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.

С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность — первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.

Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот — живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, — когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, — и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков.

Предполагается, что отсюда и произошло ее название "Одигитрия". Так святыня впервые попала на Русь.

Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII в. перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".

В XIV в. Смоленск перешел во временное владение Литовских князей. Вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. В 1398 г. она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в Новодевичьем монастыре, который был основан в память возвращения Смоленска в состав русских городов.

Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. Предание гласит, что в 1238 г. по гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов.

Считается, что молитвы верующих перед "Одигитрией Смоленской" помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 г. после 110 лет литовского владычества.

Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа (28 июля по старому стилю) было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России. С тех пор в честь "Одигитрии Смоленской" ежегодно совершается всероссийское празднество, которое особенной торжественностью отличается в Москве, где в этот день при громадном стечении народа бывает крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь.

До 1941 г. древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667-1679 гг. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 г. Закрытый в 1929 г., Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.

В настоящее время в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы находится другая чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы . В 1602 г. с древней чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром, где она стояла до 1727 г. Потом ее перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую.

В 1802 г. над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обветшавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа. В 1812 г., накануне Бородинской битвы, икону носили по русскому стану, чтобы ободрить и укрепить дух воинов.

Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец.

Перед оставлением Москвы икона была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 г. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 г., где и установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Празднование в честь Смоленской иконы Богоматери установлено также 7 декабря (24 ноября по старому стилю) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православных. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30 , среди которых наиболее известны: икона "Одигитрии-Смоленской" над Днепровскими воротами в Смоленске, "Одигитрия-Устюжская" из Великого Устюга, икона "Смоленская" в Белгороде, икона "Смоленская" из Троице-Сергиевой Лавры, икона "Смоленская-Седмиозерная" из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: