Преображенское содружество малых православных братств. Преподобный Захария Постник, Печерский

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Н аступил самый скорбный день года — Великая Пятница — День тяжких страданий и мучительной крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа… Посему нам, дорогие братья и сестры, сегодня подобает мысленно стоять при Кресте нашего Спасителя.

Н ынешний 199-й выпуск ежедневного православного мультимедийного календаря посвящен Евангельским событиям Великой Пятницы и состоит из следующих рубрик:

Церковный календарь – Описание Страстной и Великой Пятницы;
Прекрасная поэзия – Монах Варнава Санин: «У Креста»;
– Митр. Антоний Сурожский «Когда дышит смерть»;
Песнопение – Стихира Страстной седмицы “Днесь висит на древе”;
Рассказ – Иван Сергеевич Шмелев: «Страстной Пято к»;
Стихи для детей – Алексей Иванович Воронов: «Страстная Пятница»;
Духовная беседа – Миша Романов (15 лет): «О Страданиях Христа»;
Назидание – Протоиерей Андрей Ткачев «Страстная седмица».

С Е М Е Й Н Ы Й Р А З Д Е Л

В еликая Пятница - самый скорбный день в году. В этот день христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. В этот день не служится Божественная литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо литургии совершаются Царские Часы - чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

Пятница - день крестной смерти Христа - постный в течение всего года, в Великую же Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако, в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.

Песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев.

В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор. При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.

Д ай Господи нам достойно и с великой радостью встретить Праздник Святой Пасхи!

У КРЕСТА
Монах Варнава Санин

С овлекли одежды со Христа
И между собою разделили
Воины Пилата у креста,
Знать, не зная, что они творили.

Да и что могли солдаты знать,
Кроме кратких слов, как перед боем:
«Вывести за город и распять,
Приведя на место под конвоем!»

А кого, за дело или зря -
Было непонятно от порога -
То ли иудейского царя,
То ль, как говорили, Сына Бога…

Выполняя сотника приказ,
Проявляли воины старанье,
Думая, что и на этот раз,
Им дано обычное заданье.

Только вдруг - и крепкая броня
Не спасает сердца от смятенья -
Наступила тьма средь бела дня
А потом толчки землетрясенья!

Почва зазмеилась, как от ран.
В ужасе вскочили часовые.
Даже их начальник-ветеран
Выглядел испуганным впервые.

Командир суровый, боевой,
На себя от страха не похожий,
Вдруг сказал, качая головой:
«А ведь Он - воистину сын Божий!»

И тогда, уверовав в Христа,
На рассвете христианской эры,
Воины Голгофского Христа
Вскоре стали воинами веры!

КОГДА ДЫШИТ СМЕРТЬ
Митрополит Антоний Сурожский

П омните Гефсиманский сад: была ночь, темная, холодная ночь. Христос был один в этой ночи. Шла на Него ненужная как будто смерть; не Его смерть; Он умирал нашей смертью - не своей: в Нем ничего не было, что заслуживало смерти или могло бы понудить Его умереть. Он был без греха; не было в Нем неправды; темный мир в Нем ничего не имел своего; Он ждал нашей смерти, чтобы нас вырвать из вечной смерти. О, мы продолжаем умирать на земле, но это уже не та смерть! До Христа умереть значило, что даже небольшая связь веры, связь крика душевного, связь тоски с Богом - и та прервалась; до Христа и праведный и грешный уходил от лица Божия. Вот этой смерти больше нет, с тех пор как умер и воскрес Христос, с тех пор как Он этим страшным криком: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил? - с нами разделил всю глубину богооставленности человека, его одиночество, с тех пор, как Он сошел во ад, подобному всякому умирающему человеку, отдался в плен, и разорвал этот ад, внеся в область конечной смерти вечную жизнь

Ждал смерти Христос - ради других. И Он искал человеческой помощи - взора, прикосновения руки; три раза ходил Он к трем ученикам, которых Он избрал, которым Он сказал: Побдите со Мной, - и три раза они спали. Никто Ему не протянул руки, никто не сказал Ему слова, никто не взглянул на Него человеческим взором.

В такую ночь крепчайший из учеников, Петр, пошел за Христом, когда Его увлекали на суд неправедный. Вместе с Иоанном они дошли до дома архиереева; их впустили не как учеников Христовых. Евангелие говорит очень страшное слово: их впустили, потому что Иоанн был там знакoм. Их впустили как своих, а Христа, их Учителя и Бога, влекли туда, чтобы осудить на смерть, оплевать, избить, унизить, оклеветать и предать на распятие.

Они вошли; им ничто не грозило, и однако, стоило молодой служанке, нескольким мужчинам, греющимся у огня, сказать: «Мы тебя узнаем, ты тоже был в саду Гефсиманском: ты галилеянин, тебя можно узнать по твоему говору» - чтобы Петр трижды отрекся от Христа: Не знаю этого Человека! Я не с Ним, я - с вами… Он не сказал «я с вами», но разве можно сказать «я не с Ним» - и не прибиться к другому берегу? Петр вышел,- страшно ему было…

И Христос обернулся; через открытое окно того места, где Его судили, и били, и оплевывали, Он взглянул на Петра, и Петр заплакал горько. Но Петр вышел, он был на свободе, он уже не там, где дышит смерть…

Д орогие братья и сестры, в сегодняшний день Великой Пятницы предлагаем к молитвенному прослушиванию стихиру Страстной седмицы “Днесь висит на древе …”, исполняемую хором Сретенского монастыря:

. .

СТИХИРА СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ

Д несь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Д Е Т С К И Й Р А З Д Е Л

СТРАСТНОЙ ПЯТО К
Иван Сергеевич Шмелев

У даряют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет… и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца красить… и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин, - «Иуда не-че-сти-и-вый… си-рибром помрачи-и-ися…» Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в церковь.

В церкви выносят Плащаницу Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым - навертываются даже слезы.

Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей, с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными руками. Пахнет священно розами.

У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но кровать еще не постелили. Мне дают красить яйца.

Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро… Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все… и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, - все мы встретимся т а м. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминаньи.

Стоит Плащаница, в церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА
Алексей Иванович Воронов

К акая серость неземная,
Какая мёртвая пора.
«Сегодня пятница Страстная», —
Мне скажет бабушка с утра.

Затихло птичьих песен соло,
Споткнулось время, сбавив бег.
И только серый дождь до школы,
И после школы, и вовек…

Как часто мы брели не зная,
Что делать, кто же виноват?
Наверно, пятница Страстная:
И дом наш пуст, и Бог распят.

И бабушка не затевает
Над куличами канитель.
Знакомый образ в милой дали,
В ветвях расхристанный апрель.

И там, за серой пеленою,
Вдали сияет край небес.
Грядёт за пятницей Страстною
Великое: Христос Воскрес!

О ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЕ И СТРАДАНИЯХ ГОСПОДА
(Статья 15-ти летнего редактора сайта “Семья и Вера” – Миши Романова)

Д орогие дети и родители – здравствуйте! Давайте мы с вами сегодня поговорим об очень важном событии, которое произошло в Великую Пятницу - это страдания Иисуса Христа и Его крестная смерть, которую Он претерпел за весь наш род человеческий, чтобы избавить нас от вечной смерти.

Мне уже 15 лет, и я довольно много прочел духовной литературы. Это я пишу потому, что вы можете удивится тому, что я вам сейчас расскажу. Также мне родители многие вещи объяснили. Поэтому и получился у меня следующий рассказ.

Пятница, это самый скорбный день в недели (в течении всего года), потому что мы сострадаем в душе Богу, Который в этот день перенес такие величайшие муки, от которых бы обычный человек умер не менее 1000 раз!

С нашей стороны очень неправильно думать в Страстную седмицу, что Господь уже давно воскрес, и воспоминания крестных страданий всего лишь формальность. Ведь они уже произошли 2000 лет назад. На самом же деле Церковь приглашает всех нас во дни Страстной недели как бы оказаться в прошлом 33 году от Рождества Христова, и увидеть действительные и настоящие страдания Господа Иисуса Христа.

Как же это возможно?! С Божией помощью и с искренней хорошей молитвой. Также нужно еще лучше постится. Ведь и постные продукты бывают вкусными, которые можно заменить на невкусные. И еще нужно причастится на Вербное воскресение или Великий Четверг. И тогда Господь покажет нам день Своих страданий и мы перенесемся в прошлое!

Если не телом, так душой. Тогда мы будем чувствовать, что Господь страдает именно сейчас. Ведь люди всегда мечтали придумать машину времени, и это, естественно, никогда не сбудется. А тут можно пройти в прошлое. В этом и заключается главная особенность христианской веры, что такого измерение, как время – не существует. Господь находится в в Вечности, и Его Церковь – тоже.

Например, совсем недавно был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Казалось бы, Богородицы только зачала Господа. А тут, через несколько дней мы Его видим уже в тридцати трех летнем возрасте, искупающим нас своими честными страданиями. И главное, мы чувствуем эти праздники нашим сердцем. Как будто находимся рядом с Богородицей, когда Ей Гавриил сказал очень радостную новость, что Она станет Матерью Божией. Или, на Лазареву субботу мы Вот это и объясняется тем, что в Православии времени не существует и, окунувшись во времена Благовещения, мы вновь возвратились во дни Великого поста, а затем и в страдания Господа Бога.

Евангельские события произошли следующим образом:

Иуда, один из учеников Иисуса Христа, решил предать Господа первосвященникам, так как очень любил деньги и ждал, что они дадут ему определенную сумму денег, если он предаст им Иисуса Христа. Так оно и вышло, ибо когда Господь молился в Гефсиманском саду вместе с учениками: Петром, Иаковом и Иоанном, Иуда привел отряд первосвященников со служителями их и целованием предал Господа в их руки. Вот до какой степени довело его сребролюбие, ведь он предал своего Учителя и Бога! Впоследствии Иуда раскаялся в своем ужасном поступке, но, отчаявшись в своем помиловании, окончил самоубийством свою жизнь – удавился. Господа же тем временем повели и представили на суд перед нечестивыми судьями, главным их которых был первосвященник Каиафа. На этом Господа долго допрашивали, чтобы Он объявил им, кто Он, потом над Ним всячески издевались, били, заушали, ударяли, плевали на Него! И это началось уже ночью в четверг. Наутро же Его представили на суд Понтию Пилату, который, не найдя в Нем никакой вины, решил наказать Его, а потом отпустить. Но свирепые и бесчеловечные иудеи, подговоренные первосвященниками и ими же настроенные против Христа, неистово кричали:

– Распни, распни Его!

Тогда Пилат решил быть по прошению их, хотя его жена просила ничего не причинять “Праведнику тому, ибо я много пострадала за Него во сне”. Но Пилат решил угодить людям и не быть врагом Кесарю, нежели познать истину. Кстати, до распятия Господа очень много били, истязали, вы даже не представляете, какие величайшие муки претерпел за нас Господь, и все ради нашего спасения! Потом эти злые и неблагодарные иудеи повели изнемогающего от тяжких страданий Господа на Голгофу, чтобы там распять Его, причем заставили Его нести тяжеленный крест! Здоровому человеку это и то было бы тяжело, а Иисусу Христу, который весь истекал кровию, это было непосильно, но все – же Он нес этот крест, так как Бог Отец укреплял Его. Но когда Господу было уже невозможно нести Крест, тогда некоего Симона Кириянина заставили помогать Ему. И еще забыл вам сказать, что по дороге, когда Господь нес крест, его сзади хлестали бичом, обычный человек этого, без всяких сомнений, не выдержал бы. Потом, на Голгофе (что значит “лобное место”) распяли Господа и с Ним двух разбойников – одного по правую, другого по левую сторону. Этим Господа специально унизили, как – будто он в числе разбойников. Но Господь наоборот, молился за всех Его врагов Отцу Своему Небесному, чтобы Он не вменил им это во грех. Вот какую великую любовь оказал Своим людям, хуже всяких зверей, врагам. И как тяжело было Иисусу Христу висеть на кресте целых 6 часов! К тому же он был прибит гвоздями ко кресту, а обычно людей (как и этих двух разбойников) ко кресту не прибивали, а привязывали. Так Господь висел на кресте с 3-го до 9-го часа.

С 6-го до 9-го часа по всей земле сделалась тьма великая и люди убоялись страхом великим. Солнце скрылось и Луна не освещала, вот видите, даже неживые Солнце и Луна не могли стерпеть страданий своего Творца и Создателя! А один из разбойников, раскаявшись, попросил Господа от всей души, чтобы Он принял его в Царствие Свое, на что Господь ответил:

– Ныне же будешь со Мной в раю.

Потом, когда Господь окончил Свой великий подвиг страданий, Он испустил дух Свой. Один воин копьем пронзил ему ребро, чтобы узнать, умер ли Иисус или еще нет. Но из раны Христа полилась вместе с кровью вода! Увидев такое чудо, воин уверовал в Него. И вот завеса в храме раздралась надвое и отверзлись гробы и многие умершие, воскреснув, вошли в Святой град (Иерусалим) и явились многим. Потом Иосиф Аримофейский и Никодим (фарисеи, но хорошие и благочестивые), с разрешения Пилата сняли Господа со креста и, обвив тело Его погребенными пеленами, положили в гробе, в котором до этого никто не был положен. (Ведь в одну пещеру можно было положить сразу несколько усопших. Иосиф приготовил эту гробницу для себя и своих сродников совсем недавно, поэтому она и оказалась новой. Конечно, все это было сделано по Божьему промыслу).

Так окончил Господь свои великие страдания за нас, людей, и тем самым подарил нам великий подарок, о котором люди раньше только мечтали, жизнь вечную в Раю!

Утром в Великую Пятницу во всех храмах читаются Царские часы, днем служится Вечерня с чином выноса Плащаницы, а вечером Утреня с чином погребения Святой Плащаницы.

День Великой Пятницы нужно проводит в молчанье и молитве, сострадая Господу нашему Иисусу Христу, и тогда Он даст нам великую радость в день Его Святого и Славного Воскресения!

Помощи Вам Божией, дорогие дети и родители!

Р А З Д Е Л Д У Х О В Н О Г О Ч Т Е Н И Я

СТРАСТНАЯ И ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

С егодня Великая Пятница, подходит к концу Страстная седмица. Сегодня наш Господь, любимый нами Спаситель претерпел вольные страдания и смерть. Сегодня мы носим траур, сегодня мы бьем себя в грудь, сокрушаясь о своих грехах, о том, что на каждом из нас тоже лежит вина за то, что Богочеловек, Который есть самая совершенная Любовь, был зверски замучен на Кресте. Каждый из нас виновен в том, что произошло, потому что если бы на всей земле жил бы только один из нас, жил бы только один окаянный грешник, то и тогда бы Господь воплотился для него и посрамил дьявола Своим безграничным и всепокрывающим смирением. А если было бы нужно, то Иисус Христос умер бы за каждого из нас по отдельности. Но тайна Искупления и заключается в том, что хотя Господь умер единожды, но умер Он за каждого из нас лично. Так же, как Тайная Вечеря, произошедшая накануне Крестных страданий и вспоминавшаяся нами вчера, хотя и была совершена однажды, но в Божественной литургии, Евхаристии продолжается до сих пор и будет продолжаться до скончания века. А после Второго славного Пришествия Христова наше причастие Божественных энергий будет происходить в Царствии Небесном непрестанно.

Литургия – это всегда радостное торжество, поэтому сегодня ее совершение не положено. Утром читаются Царские часы. На них полагаются особые псалмы, паремии, отрывки из Апостола и Евангелия. Ближе к вечеру совершается Великая вечерня с выносом плащаницы – плата с изображением бездыханного тела нашего Спасителя. До начала вечерни святая плащаница полагается на святом престоле. На середине храма для нее устанавливается специальная подставка. После «Ныне отпущаеши», во время пения тропарей предстоятель износит Плащаницу на середину храма и полагает на уготованную гробницу, после чего священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Целование ее народом происходит уже после окончания богослужения. А еще позднее этим вечером совершается утреня Великой Субботы с чином Погребения и крестный ход с плащаницей.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Протоиерей Андрей Ткачев

В Великий Понедельник прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие.

Во Вторник Христос обличит книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом, и считаешь себя лучшим всего прочего мира.

В Среду Иуда спросит: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?». А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Его Тело сосуд мира. И ты ужаснешься. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу. Ты ужаснешься, потому что «корень всех зол - сребролюбие», и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?

Поэтому в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово «один из вас предаст Меня», спрашивали в страхе: «Не я ли, Господи?», ты тоже спросишь, дрожа: «Не я ли?» Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: «ни лобзания Тебе дам, яко Иуда».

В Пятницу ты будешь плакать. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день - «Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!»

В Субботу будет тихо-тихо. Потому, что Он - во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота - день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хотя не все об этом знают.

А в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя, Имя Жизни - Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.

Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза его в это время лучатся.

Д орогие братья и сестры, на этом сегодняшний выпуск подошел к концу, и мы прощаемся с Вами до завтрашнего субботнего выпуска с добрыми пожеланиями благодатной и Страстной Пятницы!

6 апреля (24 марта по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Великая Пятница церковной традиции также часто именуемая Великим Пятком ), , самый скорбный день Страстной седмицы . Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется полное воздержание от пищи , и только в особых случаях разрешаются небольшие послабления. Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых и святыню, чей день приходится на 6 апреля.

Великая Пятница - самый скорбный день Страстной седмицы

Великая Пятница (Великий Пяток) . Воспоминание Святых спасительных Страстей Господних . В этот день хочется только молчать и молиться. Забыть всю житейскую суету и погрузиться в скорбное настроение Великой Пятницы. Когда не совершается Литургия, но все богослужения - Утреня с чтением двенадцати Евангелий, великие часы и вечерня - посвящены воспоминанию Страстей Господних: пути Христа на Голгофу, Его Распятия, Крестной смерти, снятия с Креста тела Спасителя и Его погребения.

ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь..."

На вечерне Великой Пятницы в православных храмах совершается особый богослужебный чин - Вынос Святой Плащаницы - иконы, изображающей Спасителя, лежащего во гробе. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма, после чего верующие благоговейно прикладываются к ней.

Но глубокая скорбь Великой Пятницы, когда по церковному Уставу не благословляется вкушение пищи, конечно же, не вводит православных христиан в отчаяние и уныние. Ведь этот день готовит всех нас к приближающейся радости праздника праздников и торжества торжеств Светлого Христова Воскресения - Пасхи Господней.

Преподобный Захария Отверстый . Монах-отшельник IV столетия от Рождества Христова, которого за особое попечение о нищих и странниках прозвали "отверстым".

Святитель Артемий (Артемон), епископ Солунский, Селевкийский . Святой I - II веков , ученик первоверховного апостола Павла, который и рукоположил будущего святителя в епископский сан. Как говорится в его Житии:

Святой для страждущих являлся пристанищем спасения, для вдов и сирот — попечителем, для всех — чудотворным целителем души и тела..."

Преподобный Иаков Катанский, епископ, исповедник . Святой VIII-IX столетий, стойкий борец с еретиками-иконоборцами за истинное православной иконопочитание. За это был сослан и умер в изгнании.

Преподобный Захария Печерский, постник . Русский святой XIII - XIV веков , прославившийся особенно строгим постничеством и сподобившийся от Господа за великие духовные подвиги дара изгнания бесов.

Мученики Стефан и Петр Казанские . Два татарина, принявшие мученическую смерть от мусульман за то, что в год взятия Казани русскими войсками (1552 ) приняли христианство.

Преподобный Захария Отверстый. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Владимир Панькин, пресвитер . Святой из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, православный священнослужитель, пострадавший в период советских богоборческих гонений в 1920 году. Икона Божией Матери "Тучная гора" . Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, известный своим покровительством над Тверской землей. Подробнее об этой иконе вы можете узнать из сюжета Телеканала "Царьград".

Поздравляем православных христиан с Великим Пятком - самым скорбным днем Страстной седмицы!

(зач. 69). 11-е. (зач. 62). 12-е. (зач. 114). На 1-м часе: (зач. 215 от полý). (зач. 110). На 3-м часе: (зач. 88 от полý). (зач. 67). На 6-м часе: (зач. 306). (зач. 111). На 9-м часе: (зач. 324). (зач. 59). На веч.: . . . Благовещения: . . . . . Великого Пятка: . (зач. 125). Ев. составное: (зач. 110), . Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Ин.18:1-28

Мф.26:57-75

Мф.27:3-32

Мк.15:16-32

Мф.27:33-54

Лк.23:32-49

Ин.19:25-37

Мк.15:43-47

Ин.19:38-42

Мф.27:62-66

Мф.27:1-56

Мк.15:16-41

Лк.23:32-49

Мф.27:45-54

Мф.27:55-61

Кондак мученикам Стефану и Петру Казанским, глас 3

Святи́и страстоте́рпцы Стефа́не и Пе́тре,/ Тро́ицы побо́рницы преизря́днейшии,/ му́к треволне́ния и стра́шную сме́рть на ве́чную жи́знь премени́вшии/ во гра́де Каза́ни страда́льчествовавшии,/ ны́не же в Небе́сных черто́зех Всецарю́ предстоя́щии,/ от вся́ких на́с грехопаде́ний изба́вити Христа́ Бо́га моли́те,/ То́й бо е́сть ве́рных утвержде́ние.

Перевод: Святые Стефан и Петр, Троицы превеликие и ревностные защитники, тяготы мучений и страшную смерть поменявшие на вечную жизнь, в городе Казани терпевшие страдания за Христа, сейчас же в Небесных обителях () предстоящие Царю вселенной, молите Христа Бога избавить нас от всяческих грехопадений, ибо Он есть крепость и сила всех верующих.

Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников.

Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.

С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Дорогие братья и сестры, предлагаем вашему вниманию рубрику «Православный календарь» газеты «Казачий Кругъ», которую ведёт старший священник нашего храма протоиерей Олег Кириченко.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Событие, которое вспоминается в этот день можно назвать самым трагическим событием человеческой истории, - распятие и смерть Господа Иисуса Христа.

Верующие люди, которым позволяет здоровье, в этот день держат особый пост - целый день вообще ничего не едят, только пьют святую воду. Литургия в этот день не совершается. Этим подчёркивается исключительность и этого дня, и жертвы Христа на Голгофе. Утром совершается служба Часов Великой Пятницы, вновь вспоминаются обстоятельства суда и распятия Иисуса. По окончании Часов, совершается особая служба с выносом плащаницы (икона Иисуса Христа, снятого с Креста). Вспоминается, как Тело Иисуса готовили к погребению. Священники читают особый канон «О распятии Господа: плач Пресвятой Богородицы ». Вечером совершается служба погребения плащаницы, которая с пением погребального «Святый Боже …», обносится вокруг храма.

Суббота Страстной седмицы - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча » у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

С Великой субботой совпадает в 2018 г. самый большой праздник, установленный в честь Божией Матери — Благовещение Пресвятой Богородицы . В этот день мы вспоминаем как архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми. По отношению именно к этому дню календаря в народе бытует известная поговорка: «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет ».

Если Благовещение выпадет в Великую Субботу, вкушение рыбы не благословляется , не разрешается и растительное масло. Ради праздника Благовещения благословение дается исключительно на небольшое количество вина.

В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц.

Пасха - главное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Иисуса Христа - центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения.

Ровно в полночь начинается крестный ход, который предваряет Пасхальное Богослужение. Служба длится примерно до 4 часов утра. А вечером совершается Великая Пасхальная Вечерня.

Собор Архангела Гавриила.

Светлая седмица

Во все дни Пасхальной недели, вплоть до светлой субботы, царские врата храмов раскрыты настежь. Неделя - сплошная: поста в среду и пятницу нет.

Православные христиане в этот период вместо Утренних и Вечерних молитв поют Пасхальные часы. Одной из ярких особенностей пасхальной недели является старинная традиция - звонить в колокола всем желающим. Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (16 мая) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе! »

Мц. Матроны Солунской. Мчч. Мануила и Феодосия. Прп. Иоанна прозорливого, Египетского.

Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Более тысячи лет тому назад, монахи Иверского монастыря чудесным образом (инок Гавриил прошел по воде «аки по суху» и принял икону, стоящую на воде) обрели икону, которую в дальнейшем стали именовать Иверской или Вратарницей. Это произошло во вторник на Светлой седмице. И теперь в этот день празднуется обретение Иверской иконы. Для Иверской часовни, что на Центральной набережной Волгограда, этот день - праздник Престольный!

Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского. Мч. Бояна, кн. Болгарского.

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих. Прп. Иоанна пустынника. Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского. Прпп. Марка и Ионы Псково-Печерских.

Прп. Иоанна Лествичника. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Прор. Иоада. Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Прп. Иоанна безмолвника. Прп. Зосимы, еп. Сиракузского.

Великая Пятница

Из сборника "Свет во тьме светит"

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В последнем Христовом Евангелии, Евангелии от Иоанна, рассказывается о суде над Господом, о Его страдании, смерти и погребении. На протяжении трех коротких лет Господь проповедовал ежедневно. Как говорит апостол Марк, им и хлеба некогда было поесть, Ему и ближайшим его ученикам. Он много говорил и Он много делал. Евангелист Иоанн считает, что если бы все записать, что Он говорил и делал, то мир бы не мог вместить написанных книг.

Но, оказавшись перед неправедными судьями, Христос замолчал. Об этом пишет каждый из евангелистов. Один раз ответил первосвященнику и умолк. Когда над Ним насмехались, когда Его били, когда над ним издевались, Он молчал. Когда Его привели к Пилату, Он также коротко ему ответил, а потом замолчал. Что это означало? Почему Он, Который раньше внушал веру и надежду, зажигал народ, здесь молчал?

Потому что все уже было Им сказано, и потому что неправедные судьи остались бы глухи к любым Его словам и к Его защитной речи. Поэтому Он молчал. И только один раз, во время суда, Он возвысил голос и на прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» - ответил: «Я, - и добавил - и вы увидите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славою». Сказал это и снова умолк. И когда умирал, лишь несколько слов услышали от Него стоящие вокруг Креста. Он страдал и умирал молча. Сколько горьких слов нашлось бы у Него для неблагодарного рода человеческого! Но Он молчал, ибо Он был Богочеловек, через которого Господь нам открылся. Все сказал, все сделал, всему научил, открыл двери и - умолк. Принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть.

Не так ли и в нашей жизни? Нам кажется иногда, что Господь молчит, что на наши страдания и печали, на наши скорбные молитвы Он не отвечает. На самом деле Он слышит, знает, Он сострадает нам так же, как тогда, во дни Своих страданий. Как тогда, когда Он стоял перед ослепленными завистью, ненавистью и злобой людьми и молчал, потому что и за них терзалось Его сердце: за их падение, за их грех, за их слепоту. И так же Господь безмолвно, казалось бы, страдает за нас сегодня. Мы взываем к нему, но не должны думать, что это Божественное молчание значит равнодушие, что Он, как мы говорим, «не слышит». Он не может не слышать. Просто, как и тогда, Он нам все уже сказал. Он сказал нам больше, чем может вместить мир и наше сердце. Он нам указал дорогу жизни, и теперь Он безмолвно ждет движения сердца и воли каждого из нас.

И как тогда, когда Он прервал свое молчание и сказал о Сыне Человеческом, который придет судить живых и мертвых, так и нам Господь говорит: «Да, Он долготерпелив, Он молча терпит наши грехи, нашу низость, наше маловерие, все недостоинство, но не бесконечно. Придет время, когда все будет взвешено правдой Божией». Для нас молчание с Креста - это и укор, и призыв к настоящей христианской жизни. И главное для нас - это ободрение, потому что мы знаем, что Молчащий на кресте, Молчащий в небе, на самом деле есть Тот, Который спасает нас. Кто не забыл нас, не оставил нас. Он только и есть одна наша надежда. Аминь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: