Расписание служб в храме косьмы и дамиана. Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Построена в 1791-93 гг. по проекту М.Ф. Казакова на средства прихожан по заказу подполковника М.Р. Хлебникова. Выстроена на месте прежнего каменного храма, которому предшествовала деревянная церковь. Прежний храм был известен чудотворной иконой "Исцеление Спасителем расслабленного". Главный престол — Спасский (Исцеления Спасителем расслабленного), в приделах — свв. бессребреников Косьмы и Дамиана и св. Николая Чудотворца. Церковь была закрыта в 1920-х гг. (по другим сведениям, в начале 1930-х гг.), иконы и утварь конфискованы и исчезли. Реставрирована в 1972 г. Вновь освящена в 1993 г.



Главный престол церкви освящен в честь чудотворной иконы Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона была прославлена в подмосковном селе Ведерницы (см. ). Несмотря на посвящение главного престола, церковь чаще именуют Космодамианской - по левому приделу. До постройки казаковской церкви на этом месте находилась старая церковь, также называемая Космодамианской по своему приделу - главный престол в ней был освящен в честь святителя Николая. Когда была построена старая церковь - неизвестно, наиболее старые упоминания о ней относятся к началу XVII века.

Нынешняя церковь была выстроена в 1791-1793 годах, однако работы по ее украшению продолжались до 1803 года. В 1793 году был освящен Никольский придел, в 1795 - Космодамианский, а основной престол освящен лишь 4 октября 1803 года.

До середины XIX века церковь разделялась на зимнюю и летнюю половину: основная часть храма с престолом Спасителя, исцелившего расслабленного, закрывалась на зиму, и богослужения велись только в трапезной и двух приделах. В 1857 году в подвале под церковью была устроена духовая печь, и богослужения во всем храме стали круглогодичными.



Церковь Космы и Дамиана, что на Покровке, известна с 1620 г. В 1639 г. была каменная. В 1651 г. к ней пристроены каменная паперть и колокольня. В конце XVII в. надстроена была верхняя церковь Казанской Божией Матери. В 1722 г. значится главный престол Николая Чудотворца.

Старая церковь была разобрана в 1791 г., нынешняя выстроена по проекту М. Ф. Казакова. Главный престол Спасителя, исцелившего расслабленного, освящен 4 октября 1803 г., Никольский придел 18 декабря 1793 г., Космодамианский 21 октября 1795 г.

Сохранились старые храмовые иконы этой церкви и другой, которая с 1813 г. была приписной, Поклонения веригам апостола Петра. Последнее название напоминает о том, что Иоанн Грозный венчался на царство 16 января 1547 г. Церковь упоминается в Ладанной книге 1584 г. и в переписной книге 1620 г. Каменная была сооружена по указу царя Алексея в 1669 г. по тому поводу, что на 16 января пришелся в 1647 г. день свадьбы царя с Марией Ильиничной Милославской. При церкви был придел вмц. Екатерины; церковь разобрана в 1840 г. Место церковное сохраняется незастроенным, переулок носит название Петроверигского.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы - Космы и Дамиана и Никольский.

История

Строительство церкви

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

N. A. Naydenov , Public Domain

Церковь выстроена по проекту в 1791-1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).


неизвестен , Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.


Lodo27 , GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним - пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950-1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году - клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре года, ее построили заново, но в году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана . Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери . Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

В декабре года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября года - освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Настоятели

  • Феодор Бородин (с 14 октября 1993)

Использованные материалы

  • Краткая история храма на официальном сайте прихода
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке // Радио "Вера"

Патриаршее подворье в Китай-городе г.Москва

Адрес: 109012, Москва, Старопанский пер., дом 2-4.
Телефон: (495) 624–42–82.
Сайт: http://kd.dscloud.mobi.
Электронная почта: [email protected] .

Схема проезда
Храм святых бессребренников Космы и Дамиана в Старых Панех находится в Старопанском переулке, между Богоявленском переулком и Большим Черкасским переулком.


От станции метро «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ»:

Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и идете налево до первого поворота налево. Повернув налево, вы попадаете в Старопанский переулок. Пройдя несколько метров по правой стороне, вы увидите небольшой храм красного цвета – это и есть храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех.

От станции метро «КИТАЙ-ГОРОД»:

На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «выход в город: к Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Большого Черкасского переулка. Он будет первым по правой стороне. Повернув направо в Большой Черкасский переулок, Вы идете до первого поворота налево. Повернув налево, Вы окажетесь в Старопанском переулке и, пройдя несколько метров, увидите храм по левой стороне переулка.

Богослужения
Литургия по воскресным и праздничным дням. По пятницам в 18-00 молебен с акафистом свв. Косме и Дамиану пред крестом с мощами святых. Подробное расписание на сайте .

История
Деревянная церковь святых бессребренников Космы и Дамиана была построена в 1462 году. В 1564 году она сгорела и на её месте была построена новая в камне. Это был двухсветный четверик, увенчанный пятью главами. В 1640 году к церкви Космы и Дамиана, оказавшейся на территории слободы патриарших певчих, с севера был пристроен Успенский придел. Тогда церковь получила второе название - Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей.
В 1803 году здание было перестроено в стиле классицизма, получив новую трапезную и колокольню. Ее древнейшая часть - Космодамиановский храм, по которому до революции Старопанский переулок назывался Космодамиановским.
В 1926-1927 годах храм, выходящий в переулок, реставрировал архитектор Д. П. Сухов. Храм увенчался двухшатровым завершеним, восстановлена древняя форма порталов и наличников.
Вскоре храм был закрыт, а в 1930 году намеренно обезображен. Все плоды трудов реставратора Сухова были уничтожены. В полуразрушенном здании размешались разные учреждения: ОРУД ГАИ и позже коммерческие фирмы.
В 1995 году храм был возвращен Русской Православной Церкви и возобновлены богослужения. В настоящее время северная часть церкви, выходящая на Старопанский переулок, восстановлена.

Святыни
Старинный крест с мощами святых Космы и Дамиана, сохраненный прихожанами храма в дни лихолетия и возвращенный храму после его открытия; чтимая икона святых бессребренников Космы и Дамиана Римских, предстоящими пред святой Троицей.

В храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех действует Воскресная школа для взрослых слушателей. Содержание занятий: Священная история Ветхого и Нового Завета, история Церкви, вероучение и нравственное богословие, богослужение православной Церкви, основы церковно-приходской жизни. Занятия проводятся по воскресеньям (литургия, чай, два урока), а также, для желающих, вечером по пятницам (беседа после акафиста свв. Косме и Дамиану).

"Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом №17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, - где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии. Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана - святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов - в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм - совсем незадолго до построения одноименного в Москве. Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в храме на Маросейке. Наверно, стоит заметить, что надпись "свободен от постоя" на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат. В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в "освободившемся" здании устроили склад, а во дворе-сквере - пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует." © http://www.pravoslavie.ru/

Потом мы перешли Маросейку и попали в Армянский переулок. Поскольку там кругом посольства (с одного края - Белорусское, с другого - Армянское), мы особо не фотографировали, чтобы не нервировать охрану посольств. Но кусочек развалюшки, примыкающей к реставрирующемуся зданию посольства Армении, мы все-таки урвали.



Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время - Армянское посольство, д. 2).
В исторических хрониках 1718-1725 гг. дворов по Армянскому переулку не значится, надо полагать, что переулок в это время не был еще замощен.

В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 -1782 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3
большая армянская церковь. Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик была во Фрянове, Московской губернии, Богородского уезда. Здесь выделывали парчи и шелка, не уступавшие заграничным. Особенно большое состояние нажил И. Л. Лазарев. Он умер (в 1801 г.) бездетным и передал большую часть богатств своему брату Иакиму, завещав ему построить училище для детей беднейших армян. Последний исполнил волю завещателя и в 1815 г. открыл в своем доме (№ 2) такое училище, одновременно начав строить для него новый большой дом и (в 1817-1823 гг.) флигели, стоящие и сейчас здесь. В 1835 г. училище получило права гимназии, а в 1848 г. было преобразовано в высшее учебное заведение - Лазаревский институт
восточных языков. Институт занял почти все пространство по Армянскому переулку от Кривоколенного до Малого Златоустовского, при институте был большой сад. Институт много сделал для подготовки русских деятелей в странах Востока. Сохранилась гравюра первой четверти XIX века, изображающая Армянский переулок близ Кривоколенного. По обеим сторонам переулка стоят одноэтажные домики; проезжая часть его замощена булыжником. Архитектурным украшением переулка являются здания института и армянской церкви. Институт принадлежит к числу архитектурных достопримечательностей Москвы. Его здание, приподнятое высоким цоколем, эффектно поставлено в глубине парадного двора, окаймленного со стороны
переулка красивой оградой с монументальными воротами. Великолепный портик выразительно оформляет центр здания. Главный корпус и гармонично сочетающиеся с
ним боковые флигели составляют прекрасно решенный ансамбль. Рядом с армянской церковью, на месте современных домов № 5 и 7 и двора боярина Матвеева (№ 9), находился в конце XVIII в. обширный двор князя С. В. Мещерского. Сохранился план этого двора 1777 г., рисующий нам его застройку. В глубине двора стояли большие каменные палаты, в которых жил еще боярин А. С. Матвеев (их снесли в 1783 г.). С юго-востока к палатам примыкала небольшая каменная домовая церковь Троицы «с главою и звоном». К северу от палат были еще другие каменные строения, а к востоку находился обширный сад с прудом. По Армянскому переулку, возле парадных ворот на каменных столбах, стояли небольшие каменные строения.
В том году князь Мещерский ломал ветхие деревянные строения, находившиеся к северу от его парадного двора, и создавал здесь новый дом с особыми воротами в Армянский переулок и деревянными строениями по красной линии этого переулка. Во дворе, по сторонам ворот, торцами к переулку, строились деревянные же людские покои, а против ворот - деревянное полукружие конюшен, в центре которого был проезд на задний двор. К югу от парадного двора князя Мещерского, захватывая часть Сверчкова переулка, между Девяткиным и Армянским, был длинный, но узкий двор полковника Дашкова, с небольшим каменным строением посредине и деревянными - по обоим переулкам. За ним стоял двор полковника Дубровского, с ветхим каменным зданием по Армянскому переулку. Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского
переулка, не доходившими, однако, до Покровки. На противоположном углу Армянского переулка и Маросейки в 1774-1793 гг. был обширный двор полковника Хлебникова, сложившийся из четырех скупленных им владений: дочери губернского прокурора Ладыженской - на углу, купца Пастухова - рядом по переулку, дочери подпоручика Добровольской - дальше
за ним и священника церкви Космы и Дамиана - Тимофеева. На самом углу с Маросейкой Хлебников выстроил большой каменный дом в три этажа, а от него по переулку развел обширный сад. Предполагают, что этот дом строил архитектор В.И. Баженов. Уличный фасад дома в XIX в. подвергся большим изменениям, но со стороны двора сохранилось до известной степени обличье конца XVIII в. В 1793 г. этот дом был куплен знаменитым полководцем, фельдмаршалом графом П. А. Румянцевым-Задунайским. По желанию графа дом расписали внутри картинами сражений, в которых он участвовал. После его смерти дом, в 1796-1827 гг., принадлежал его сыну - графу Н. П. Румянцеву, основателю

Румянцевской библиотеки и музея, а в 1827-1835 гг.-другому его сыну, графу С. П. Румянцеву. За садом этого дома стояла церковь Николы в Столпах с оградой; против нее, на другом углу Малого Златоустовского и Армянского переулков, - маленькие дворики ее причта с деревянными строениями. Их охватывал, выходя в оба переулка, большой двор с садом армянина Лазарева. Дальше находился его же обширный двор, и только на самом углу с Кривоколенным переулком - двор отца поэта Ф. И. Тютчева, а напротив - двор графа Е. В. Санти. Основным же домом Тютчевых был дом № 11. В этом доме Ф. И. Тютчев провел свои детские и юношеские годы. В 1817 г. здесь у Тютчевых бывал В. А. Жуковский. В 1825 г. в этом же доме жили декабристы: член Северного общества Д. И. Завалишин, член «Союза благоденствия» А. В. Шереметев. 9 января 1826 г. здесь на квартире Шереметева был арестован декабрист И. Д. Якушкин. После пожара 1812 г., в который сгорели многие деревянные строения, на месте их появились по переулку каменные, а во дворах - и каменные, и деревянные. В 1813-1819 гг. Комиссия строения г. Москвы продолжила нынешний Сверчков переулок от Девяткина переулка до Армянского. В XIX в. Армянский переулок значительно изменил свой вид и застройку. На углу улицы Маросейки дом бывший Румянцевых перешел сначала в руки жены генерала Дивова (1835-1839 гг.), потом купца-раскольника Щеглова (1840-1843 гг.), купцов Усачева (1844-1857 гг.), Сапожникова (1858-1864 гг.), Каулина
(1864-1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 г. Что сделали эти владельцы с домом, рассказывает известная «бабушка» Е. Янькова: «...Румянцевский дом на Покровке... там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец (Щеглов, в 1840 г.) и,
конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864-1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы (следующие владельцы.) весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». Во второй половине XIX в. на месте сада был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами-комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы, в советское время надстроенный. В 1870-х годах в главном доме помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей - В. К. Фон-Мекк (строитель Казанской железной дороги). В 1888 г. в половине бельэтажа помещалась Городская аукционная камера, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитейших вельмож и государственных деятелей конца XVIII - начала XIX в. В советское время в этом доме жил и умер художник В. К. Коленда, являвшийся автором ряда интересных работ, запечатлевших архитектурные памятники Москвы.
Дом по переулку напротив в первой половине XIX в. был обращен его владельцем Горихвостовым в богадельню для вдов и сирот лиц духовного звания. Можно думать, что в нее влилась бывшая при церкви Николы в Столпах в XVIII в. богадельня для нищих. Для богадельни были использованы обширные палаты Милославского; здание это сохранилось до советского времени.
В конце XIX - начале XX в. на месте одноэтажных зданий по Армянскому переулку были воздвигнуты трех- и четырехэтажные дома (№ 1, 3, 5, 7 и др.), переулок был замощен булыжником, освещен газовыми фонарями. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции здесь началась настоящая городская жизнь. Церкви Николы в Столпах и армянская были снесены; на месте первой появилась большая школа. В главном корпусе Лазаревского института некоторое время помещался Дом культуры Армении (а теперь - посольство). В 1905 г. в Лазаревском институте был революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 г., во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. © Сытин П.В., Издательство "Московский рабочий", 1958; Портал "Археология России", 2004



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: