Религиозно мистические взгляды на историю презентация. Шторма и Непобедимая Армада

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ И МИРА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС.


ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНО- МИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИСТОРИЮ ПРОБЛЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ 18 – 19 ВВ. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА МИРМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА МИР. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В 20 ВЕКЕ.


ТЕМА УРОКА- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСМОТРИТЕ НА ТЕМУ УРОКА. ВЫДЕЛИМ ГЛАВНЫЕ СЛОВА: ЗАКОНОМЕРНОСТИСЛУЧАЙНОСТИ ЖИЗНЬ ОТСЮДА ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: ЧТО ДВИЖЕТ МИРОМ ПОСМОТРИМ НА ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ И ОПРЕДЕЛИМ ЗАДАЧИ:


ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВЫБИРАЕМ ВОПРОСЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД НИМ: ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА: ? РАБОТА В ГРУППАХ И ИНДИВИДУАЛЬНО


РЕЛИГИОЗНО- МИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИСТОРИЮ ПЕРИОДЫ ВЗГЛЯДЫ АНТИЧНЫЙ МИР СРЕДНИЕ ВЕКА.


ПРОБЛЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ 18 – 19 ВВ. ПЕРИОДМЫСЛИТЕЛИВЗГЛЯДЫ ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЕК.И.КАНТ 19 ВЕКГ.ГЕГЕЛЬ


МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА МИР. ПЕРИОДМЫСЛИТЕЛИ ВЗГЛЯДЫ. ДРЕВНОСТЬ НОВОЕ ВРЕМЯ 19 ВЕК.К. МАРКС. Ф.ЭНГЕЛЬС.


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В 20 ВЕКЕ. ТЕОРИИУЧЕНЫЕСОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ТЕОРИИ МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННО ГО РАЗВИТИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Закономерности и случайности в жизни народов Параграф 2 Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов

2 слайд

Описание слайда:

Цель и задачи урока Рассмотреть религиозное, идеалистическое и материалистическое понимание истории Изучить ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ к анализу исторического развития Цель: узнать, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям, или в истории господствует случайность? ЗАДАЧИ Исследовать Узнать Выявить Выяснить Охарактеризовать Рассмотреть Раскрыть Обосновать Проанализировать

3 слайд

Описание слайда:

Повторение Понятие истории (что такое история?). Функции исторической науки (для чего нужно изучать историю) Особенности исторической науки Принципы исторической науки Виды исторических источников Вспомогательные исторические дисциплины историография

4 слайд

Описание слайда:

Рассказать о возникновении и развитии исторической науки Название этапа Особенности исторической науки на данном этапе Произведенияи их авторы Древний Восток Античный мир Средние века Новоевремя ХХ век

5 слайд

Описание слайда:

План Понятие историософии Религиозный, идеалистический и материалистический взгляд на историю Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

6 слайд

Описание слайда:

Что движет историю? В процессе исторического развития в человеческом обществе происходят очень большие перемены. Почему мир меняется? Что движет историю? Цель урока: узнать, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям, или в истории господствует случайность?

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Главная проблема философии БЫТИЕ (существование; все, что есть) МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОЕ (духовное) БЫТИЕ МАТЕРИЯ - объективная реальность, данная нам в ощущениях СОЗНАНИЕ (идеальное бытие) - субъективный образ объективной реальности ЧТО ПЕРВИЧНО: МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ? МАТЕРИАЛИЗМ: Материя первична, сознание вторично ИДЕАЛИЗМ Сознание первично, материя вторична ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ

9 слайд

Описание слайда:

Вопросы Что такое «историософия») Можно ли поставить знак равенства между наукой историей и историософией? Объясните. Что такое философия и в чем заключается ее главная проблема? Теперь рассмотрим основные концепции философии истории (историософии) - то есть философские подходы к пониманию движущих сил исторического развития

10 слайд

Описание слайда:

Движущие силы исторического процесса Основой развития общества является СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность людей (правителей, полководцев и т.д.) «СОЗНАНИЕ определяет БЫТИЕ» Философы-просветители «теория общественного договора» Георг Гегель История как шествие мирового духа. «Философии духа» Гегель показывает, что вся история человечества есть торжественное шествие мирового духа (абсолютной идеи) , поднимающегося ко все более полному осознанию свободы. В Древнем мире действовал принцип «свободен один». В Древней Греции -«свободны некоторые» Наконец, после долгого и трудного пути Мировой Дух пришел в германские государства, где было осознано, что «все свободны, т.е. что человек свободен в качестве человека» Вся экономическая, политическая, юридическая, религиозная, научная жизнь порождается этим могучим духом. «мировой дух» –коллективный разум человечества МАТЕРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ: природа, климат, географическое положение. МАРКСИЗМ – вершина материалистического понимания истории Основой развития общества являются ОБЪЕКТИВНЫЕ законы, которые действуют в ЭКОНОМИКЕ (материальном производстве) История – это смена ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ В каждой формации есть большие группы людей – КЛАССЫ (имущие и неимущие) КЛАССОВАЯ БОРЬБА – двигатель истории Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание - К. Маркс. «К критике политической экономии» Люди сами творят свою историю, но мотивы их деятельности обусловлены объективными условиями материального производства. В. Ленин Идеалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории Религиозно-мистический взгляд на историю Основа исторического развития – воля Богов. Язычество: вмешательство свыше, проявляющее себя через случайности, препятствует или помогает реализации замыслов людей Христианство- идея развития, подчиненного определенной цели. (божественному плану) Сотворение мира – Спасение мира - второе пришествие Христа. История – это борьба между Добром и злом. (Блаженный Августин) Объясните смысл этих историософских концепций

11 слайд

Описание слайда:

Движущие силы исторического процесса Идеалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории Религиозно-мистический взгляд на историю Как вы думаете, какая из этих историософских концепций наиболее точно объясняет закономерности исторического развития?

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация: рабовладельцы и рабы Феодальная формация: феодалы и зависимые крестьяне Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»

14 слайд

Описание слайда:

Структура общественно-экономической формации ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАДСТРОЙКА: Культура Религия Политика идеология

15 слайд

Описание слайда:

Структура общественно-экономической формации ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАДСТРОЙКА: Культура Религия Политика идеология ФЕОДАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ Экономической основой прогресса является ПРОТИВОРЕЧИЕ между постоянно развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Вследствие этого постоянно идет КЛАССОВАЯ БОРЬБА и происходят СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, в результате которых одна формация сменяется другой

16 слайд

Описание слайда:

Структура общественно-экономической формации ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Что входит в структуру общественно-экономической формации и как происходит смена формаций? НАДСТРОЙКА: Культура Религия Политика идеология

17 слайд

Описание слайда:

Критика формационного подхода самостоятельная работа по учебнику: параграф 2, пункт 3 В СССР формационный подход превратился в жесткую схему. Формационный подход отразил в основном опыт ЕВРОПЕЙСКИХ стран. Социальные отношения не сводятся только к классовой борьбе, в них большую роль играют особенности культуры и традиций данного общества (М. Вебер) Исключительное многообразие форм общественной жизни различных народов нельзя свести к общим абстрактным схемам. Карл Маркс НЕ РАССМАТРИВАЛ теорию формаций как обязательную для всего человечества (например, он писал, о существовании особого - азиатского способа производства, а так же о своеобразии германской и славянской общины). К. Маркс В.И.Ленин И.В. Сталин Достоинства: формационный подход позволяет увидеть ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ в развитии различных народов, устанавливает определенные закономерности исторического развития общества, предлагает определенную периодизацию всемирной истории

18 слайд

Описание слайда:

Основные подходы к изучению истории общества ФОРМАЦИОННЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ К. Маркс Ф. Энгельс История – это смена общественно-экономических формаций Теории стадиального развития мировой цивилизации У. Ростоу, Д. Гелбрэйт, Д. Белл, Э.Тоффлер Теория локальных цивилизаций Д. Вико Н.Я.Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби – История – это смена локальных (отдельных) цивилизаций) Первобытнообщинный строй Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая Аграрное общество Постиндустриальное общество Индустриальное общество

19 слайд

Описание слайда:

Цивилизация Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории. Локальный подход Тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой (Российская Цивилизация, Древнеегипетская цивилизация и т.д.) Стадиальный подход Единый процесс развития человечества, проходящий через определенные стадии

20 слайд

Описание слайда:

Цивилизационный подход: теория локальных цивилизаций Критика общечеловеческой цивилизации. Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад Придавал огромное значение религиозному своеобразию России Николай Яковлевич Данилевский «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны» 1822-1885

21 слайд

Описание слайда:

Цивилизационный подход: теория локальных цивилизаций Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера было своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. К числу «великих культур» Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души» Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации. («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм итехницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»). Каждая культура в своем развитии проходит ряд основных стадий: 1) мифо-символическая - стадия зарождающейся культуры, когда основные её формы только зарождаются; 2) стадия ранней культуры, когда её формы только возникают; 3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она достигает своего расцвета; 4) стадия старения и гибели культуры - стадия цивилизации. Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий историк и философ. Илья Глазунов. Закат Европы

22 слайд

Описание слайда:

Цивилизационный подход: теория локальных цивилизаций Отказываясь от линейной мировой истории, Тойнби делит человечество на ряд (21) цивилизаций, противостоящих примитивным обществам. Цивилизации появляются в ответ на вызов внешней среды. Однако чрезмерный вызов может привести к задержанию цивилизации. За расцветом следует надлом, когда «творческое меньшинство» вырождается в правящую элиту и происходит распад Создание элитой «универсального государства» для каждой конкретной цивилизации означает, что она уже прошла первый период упадка; падение «универсального государства» обычно сопровождается распространением новой вселенской религии, которая может стать основой для цивилизации следующего поколения (как христианство в недрах эллинской цивилизации стало таковой для западной и православной). Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский историк

23 слайд

Описание слайда:

Запад и Восток РАЦИОНАЛИЗМ (разум – основа познания) ИНДИВИДУАЛИЗМ (приоритет личности перед обществом государством) ДИНАМИЗМ (стремление к прогрессу) Господство над природой МИСТИЦИЗМ (иррациональное, интуитивное познание мира) КОЛЛЕКТИВИЗМ (приоритет общих интересов над личными) СТАТИЧНОСТЬ (поддержание традиционного образа жизни) Гармония с природой Западная Европа, США Китай, Япония, Индия и т.д. РОССИЯ?

24 слайд

Описание слайда:

Самобытность Русской цивилизации в отечественной историософии Религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительное) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей (с. 480). Между тем, как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще замечательною личностью, русский, перестав быть русским, обращается в ничто – в негодную тряпку. (с. 197) «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны» СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (XIX в.) – религиозно-философское течение русской общественной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – основоположник славянофильства Николай Яковлевич Данилевский

25 слайд

Описание слайда:

Самобытность Русской цивилизации в отечественной историософии Каждый народ мира, в особенности каждый великий народ, имеет свои, неповторимые в истории мира пути. Не существует никаких исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности. Русская государственность, русская национальность и русская культура идут своим собственным путем, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но не повторяя путей никакой иной государственности, нации и культуры истории и современности. Империя Рюриковичей в начале нашей истории так же своеобразна и так же неповторима, как самодержавие московских царей, как Империя Петербургского периода, или даже, как сегодняшняя советская власть. Поэтому никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, - неприменимы для путей русской государственности, русской национальности и русской культуры. Тем более, что русская национальность, государственность и культура с чрезвычайной степенью резкости отражают индивидуальные особенности русского народа, принципиально отличные от индивидуальных особенностей и Европы, и Азии. Россия - не Европа, но и не Азия и даже не Евразия. Это - просто -Россия. Совершенно своеобразный национальный государственный и культурный комплекс, одинаково четко отличающийся и от Европы, и от Азии. 1891-1953

26 слайд

Описание слайда:

Самобытность Русской цивилизации в СОВРЕМЕННОЙ отечественной историософии Платонов Олег Анатольевич род. в 1955 г. доктор экономических наук, директор общественной организации Институт Русской Цивилизации Перевезенцев Сергей Вячеславович, род. в 1960 г., доктор исторических наук Нарочницкая Наталия Алексеевна род. в 1948 г., доктор исторических наук Урок-конференция «Русская цивилизация»

27 слайд

Описание слайда:

Вопросы Какие принципы лежат в основе теории локальных цивилизаций? Какие можно выявить достоинства и недостатки цивилизационного подхода к изучению истории?

28 слайд

Описание слайда:

Основные подходы к изучению истории общества ФОРМАЦИОННЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ К. Маркс Ф. Энгельс История – это смена общественно-экономических формаций Теории стадиального развития мировой цивилизации У. Ростоу, Д. Гелбрэйт, Д. Белл, Э.Тоффлер Теория локальных цивилизаций Д. Вико Н.Я.Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби – История – это смена локальных (отдельных) цивилизаций) Первобытнообщинный строй Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая Аграрное общество Постиндустриальное общество Индустриальное общество

29 слайд

Описание слайда:

Аграрное общество (традиционное) – общество, в котором преобладает сельскохозяйственное производство Индустриальное общество – общество, в котором преобладает промышленное производство Постиндустриальное общество (информационное) Производство знаний (развитие науки, образования) Сфера услуг Основные стадии развития мировой цивилизации (теория модернизации) Модернизация Дэниел Белл (1919-2011) - американский социолог и публицист, основатель теории модернизации ПРОГРЕСС выражается в переходе к более совершенным формам производственной деятельности. Дж. Гелбрейт, У. Ростоу, Э. Тоффлер

30 слайд

Описание слайда:

Вопросы Какие стадии в своем развитии прошла мировая цивилизация? В чем выражается прогресс с точки зрения данной теории? Что такое модернизация? Переход к каждой новой стадии – это предопределенность или возможность, реализации которой зависит от определенных предпосылок?

31 слайд

Описание слайда:

Правомерно ли связывать прогресс с ростом производства и потребления? «мы можем отрицать, что в человеке как таковом содержится кaкая-то абсолютная ценность. Eгo разумность, можно сказать, служит только тому, чтобы сделать eгo наиболее зловредным и разрушительным созданием из всех животных. Она скорее слепое заблуждение или грубая шутка природы, чем ее наиболее рафинированный и благородный продукт. Eгo мораль - только рационализация или идеология... изобретенная им для тoгo, чтобы скрыть от себя caмoгo грубый факт своей животности. С этой точки зрения природный процесс, который привел к возникновению человека, не может рассматриваться как прогресс... Нет никакогo eстественнoгo и тем более необходимогo закона прогресса в истории.Вопрос о том, является ли конкретное изменение ycoвepшенствованием, надо, следовательно, решать отдельно для каждoгo случая, исходя из eгo особенностей». Коллингвуд Робин Джордж (1889-1943) – английский историк. Не наступает ли время переосмысления ценностей, когда главным критерием прогресса станет возможность духовного развития человечества?

32 слайд

Описание слайда:

Синхронистическая таблица Формационный подход Цивилизационныйподход. Теория локальных цивилизаций Цивилизационныйподход (теория МОДЕРНИЗАЦИИ) Первобытная 10000 л.н. неолитическая революция Аграрноеобщество(традиционное) Рабовладельческая Древнеегипетская цивилизация. Античная цивилизация (Грецияи Рим) и т.д. Феодальная(феодализм) Европейская (германо-романская) цивилизация. Русская цивилизация и т.д. Капиталистическая(капитализм) + социализм Переход от аграрного к индустриальному 1 пол. ХХ в.Индустриальное 2 пол. ХХ в.Постиндустриальное

33 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Параграфы 2, учить записи. Подготовка сообщений (презентации) к уроку-конференции «Русская цивилизация» по книге О.А. Платонова Православие-Добротолюбие-Соборность Родина-Государство-Царь Душа народа-Русская правда Нестяжательство – отношение к собственности Свое, чужое Трудолюбие как добродетель Предпринимательство-Хозяйство Народовластие-свобода Любовь-семья

34 слайд

Описание слайда:

Закат Европы (материал для учителя) Никакой скорой катастрофической гибели Запада Шпенглер в своей книге не пророчит. Поэтому любые словесные конструкции в публицистике типа «уже сто лет со Шпенглера предсказывают скорый закат Европы, а она живее всех живых» свидетельствуют о невежестве тех, кто их произносит. Шпенглер говорит о фазовом упадке европейской культуры и трансформации этой культуры на западной почве в «цивилизацию», то есть эпоху внешнего военного, политического и технического могущества. Да, за этим могуществом неизбежно должен последовать распад и выпадение Запада из большой истории, но это в далекой исторической перспективе. Сейчас же, напротив, - эпоха имперского расцвета Запада, характерного для Римской империи. В типологическом сопоставлении Гитлер мог бы считаться Цезарем западного мира Публицистическую задачу своей книги Шпенглер видел как раз в том, чтобы отвлечь немецкую молодежь от мечтательности, от желания быть художниками, писателями, музыкантами - творческий потенциал западной культуры полностью исчерпан и возможно стать только плохим музыкантом, художником и писателем. Зато можно и нужно становиться Цезарями и Сесиль Родсами - деятелями власти, финансов, техники. Душа Запада выражает себя сегодня через идеал военной мощи, экономического порядка, через совершенство всё новых и новых технических гаджетов. И так будет, пока не придет и для Америки, и для ЕС эпоха «солдатских императоров» и новых варварских нашествий. Современные движения народов наверняка показались бы Шпенглеру пустяками и лишь отдаленным провозвестием будущего. Куда больше внимания он уделил бы не шатаниям постисторических народов Азии и Африки, а движениям России, в которой предполагал новую поднимающуюся великую культуру. Эпоху Петра Великого он рассматривал как аналог эпохи Каролингов, Микенской Греции Давно известно - лучше написать плохо, но вовремя, чем великолепно и невпопад. Здесь же великолепная книга вышла в идеальный для неё момент. Составители вышедшего в 1921 году в Москве сборника «Освальд Шпенглер и Закат Европы» указали в предисловии, что пользовались вышедшим в 1920 году 32-м (!) изданием первого тома. Кстати, именно эта брошюра Степуна, Франка, Бердяева и Букшпана вызвала приступ ярости у Ленина. «Литературное прикрытие белогвардейской организации», - плевался вождь мирового пролетариата и велел выслать неугодных философов заграницу. Так Шпенглер невольно спровоцировал знаменитые «философские пароходы» (а значит, все высланные - Бердяев, Ильин, Франк, Булгаков и т. д. - обязаны ему жизнью). http://sputnikipogrom.com/philosophy/27419/der-untergang-des-abendlandes/#.V4i-q_mLTIX

35 слайд

Описание слайда:

Материал для учителя Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения: учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма), материалистическое понимание истории (исторический материализм), учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм). Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, (С. Платонов, 1989), (А. Макарьева, 2011),- является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, - для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека (С. Платонов, 1989). Часто принято разделять: Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм); Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках; Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Предмет, Философия истории. Вид, презентация. Язык, русский. Прислал(а), Ирина. Дата добавления, 02.10.2013. Размер файла, 496,5 K . Особенности религиозно-мистических взглядов на историю. Характеристика проблем движущих сил исторического развития в философии. Основные черты становления и развития материалистических взглядов на мир. Специфика развития философии истории XX века. План-конспект урока истории (10 класс) по теме. И в Космосе и в жизни человека происходит постоянный. 10 класс >>История: Закономерности и случайности в жизни народов.

Закономерности и случайности в жизни народов. Слайд 1. МБОУ СОШ г. Багратионовска Сомова С. Г. Закономерности и случайности в жизни народов. План урока. Религиозно- мистические взгляды на историю.

Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII - XIX века. Становление материалистических взглядов на мир. Философия истории в 2. История (интегрированный курс)1.

Дз. Постичь стремление высших сил не возможно. Слайд 5. Религиозно- мистические взгляды на историю (средние века)История - это борьба между Добром и Злом, гpaдом Божьим и Земным, людьми, живущими любовью к Богy, и людьми с материальными, плотскими стремлениями. Аврелий Августин (3. Слайд 6. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII - XIX века. История – прогресс, в ходе которого утверждаются естественные права человека.

Закономерности и случайности в жизни народов. Закономерности ислучайности в жизни народов.ppt Скачать 4 Мб. Презентация к уроку Всеобщая история в 10 классе (2 урок)

Джон Локк. Вольтер. Жан Жак Руссо. Популярно представление о прошлом, как «Золотом веке» человечества, когда люди жили в гармонии друг с другом и с природой. Слайд 7. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII - XIX века. Познание сути вещей – невозможно. На достижение идеалов, таких, как совершенное правовое устройство государства, вечный мир, можно только надеяться. Реальными задачами являются постепенное улучшение социального, правового и материального положения людей, их нравов, реформы, содействующие прогрессу культуры.

История – поступательное развитие от низшего к высшему. Поднимаясь по ступеням познания, человечество все глубже постигает себя и окружающий мир, приближаясь к абсолютному, можно сказать, божественному уровню понимания. При этом каждый человек преследует собственные цели и интересы и, как правило, не осознает, что он реализует определенную потребность.

И. Кант. Г. Гегель. Слайд 8. Становление и развитие материалистических взглядов на мир.

Развитие человечества есть естественно- исторический процесс. Его движущая сила – борьба между классами. Прогресс – последовательная смена общественно- экономических формаций. Слайд 9. Общественно- экономическая формация -стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Слайд 1. 0Философия истории ХХ века. Данилевский Н. Я. А. Гуммилев. Слайд 1. Слайд 1. 2Д. Белл. Слайд 1. 3Слайд 1.

План- конспект урока истории (1. История в системе гуманитарных наук. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы. Ход урока: I. Вступительная беседа (знакомство с информацией об изучаемых в 1. II. Изучение нового материала Люди издавна пытались объяснить существование общества.

Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история. Вопрос: Что такое история?

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях. Функции истории. 1. Лучше узнав историю отдельных народов и сфер деятельности ученые стали пытаться составить представление об общем развитии человечества; определить, что же является движущими силами исторического развития, и какова его направленность.

Именно они помогают либо мешают людям совершать определенные поступки. Это вмешательство проявляется в виде случайностей и является движущей силой истории. Говоря о направленности исторического процесса философы Античности и Средневековья утверждали, что мир – завершенный Космос, с его гармонией и цикличностью. И в Космосе и в жизни человека происходит постоянный круговорот (философия вечного возвращения, периодических мировых пожаров, душепереселения, душевоплощения. Согласно этой идее, история, как и человек, есть творение Бога, который предоставил возможность людям свободно познать мир. Исходной точкой возникновения мира христианство считало акт его сотворения по высшей воле.

Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности(никто не умирал) и который пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловеком. Начиная с XVIII века, возникают представления о научных законах истории. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами. Но, если мыслители были едины в том, что историческое развитие происходит поступательно (линейно), то вот вопрос о движущихся силах исторического развития они рассматривали по – разному. Третьи увидели движущую силу исторического процесса в политической борьбе партий и социальных групп, сменяющих друг друга у власти.

Появляются выводы о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества. Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественные бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Движущими силами исторического процесса является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие проявляется в классовой борьбе, которая приводит к социальной революции, а та в свою очередь ведет к переходу от одной ступени развития к другой. Все чаще звучит мнение о непоступательном движении исторического процесса. Этапы развития исторической науки.

Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Задание: Работая с текстом учебника (. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез (происхождение народа), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯПервобытноеобщество (более 2 млн. V- XVв. в.)античная историяистория древнейших цивилизаций. История России(IX –XXI в.

Новейшая история(XX - начало XXI в. Новая история(XVI- XIX в.

История России как самостоятельная дисциплина изучает развитие нашего Отечества, его многонационального народа и государства с древнейших времен до наших дней. Домашнее задание.

История, 1. 0 класс, Поурочные планы, Зайцева Н. В., 2. 00. 8История, 1. Поурочные планы, Зайцева Н. В., 2. 00. 8. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века. Пособие содержит большое количество дополнительного материала для учителя, задания для проверки и контроля знаний учащихся. Материал пособия предназначен учителям истории, может быть полезен также выпускникам, абитуриентам при самостоятельном изучении предмета и подготовке к экзаменам.

Дать характеристику основных этапов исторического познания. Продолжить формирование умений учащихся работать с документами. Тип урока: комбинированный. Основные понятия и термины: эпос, хроники. Ход урока 1. Проверка выполнения домашнего задания.

Беседа с учащимися по вопросам: - Каковы основные задачи курса? Какое место она занимает в познании общества?

Расширение ареала цивилизации Урок 9. Государство и общество в древних восточных цивилизациях Урок 1. Города- государства Греции и Италии Урок 1. Борьба за господство в Средиземноморье Урок 1. Возвышение Рима Урок 1. Наступление «варваров» в Евразии Урок 1. Закат Римской империи Урок 1.

Контрольная работа «Античная эпоха в истории человечества» Урок 1. Раннефеодальные империи в Европе и их распад Урок 1. Экспансия ислама Урок 1. Славянские земли в V- IX вв. Уроки 1. 9- 2. 0.

Византия и Русь Урок 2. Европа в период раннего Средневековья (V- X вв.) Урок 2. Феодальная раздробленность на Руси Урок 2.

Западная Европа XII - X I I I вв. Крестовые походы и Русь Урок 2.

Монгольские завоевания в Азии и русские земли Урок 2. Образование централизованных государств в Западной Европе Уроки 2. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 2.

Европа и Азия в эпоху классического Средневековья (XI- XV вв.) Урок 2. Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки Урок 3. Западная Европа: новый этап развития Урок 3.

Абсолютизм в Западной Европе и России Урок 3. Смутное время в России и Тридцатилетняя война Урок 3.

Государства Азии в позднем Средневековье Урок 3. Позднее Средневековье XVI - начала XVII в Урок 3.

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1. Урок 3. 6. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм 2. Уроки 3. 7- 3. 8.

Россия: становление великой державы Уроки 3. Россия и Европа во второй половине XVIII в. Купить книгу История, 1. Поурочные планы, Зайцева Н. В., 2. 00. 8. . Дата публикации: 1. UTCТеги: поурочные планы по истории: : история: : Зайцева: : 1. Следующие учебники и книги: Практикум по методике преподавания истории в школе, Короткова М.

В., Студеникин М. Т., 2. 00. 0Методика преподавания истории в школе, Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., 2. Методические рекомендации учителю истории, Основы профессионального мастерства, Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., 2.

Как сегодня преподавать историю в школе, Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., 1. Предыдущие статьи: Поурочные разработки к учебнику «ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век» 8 класс, Данилов А.

А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки по истории России (XX - начало XXI века),9 класс, Арасланова О. В., Поздеев А. В., 2. Тематическое планирование по истории России, 7 класс. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ к учебнику «НОВАЯ ИСТОРИЯ», 1.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, 8 КЛАССА, ЮДОВСКАЯ А. Я., ВАНЮШКИНА Л. М.

Сторонники учения "тихизм" уверены, что все во Вселенной определяется случайностью. Не знаем насчет Вселенной, но то, что в мировой истории случайности не раз играли решающую и роковую роль - неоспоримый факт.

Открытие Америки

С 1492 по 1507 год Америка называлась Вест-Индией. По той причине, что была открыта Колумбом случайно, а целью его экспедиции был поиск морского пути в Индию.
Если для Европы открытие Америки можно считать большой удачей, то для коренного населения этого континента открытие Колумба можно назвать роковой случайностью. Оно запустило процесс так называемой демографической катастрофы индейцев. С 1492 года и до конца XX века в результате колонизации европейцев погибло предположительно 100 миллионов человек коренного населения Америки.

Шторма и Непобедимая Армада

130 кораблей Непобедимой Армады вышли из Лиссабона для вторжения в Англию 29 мая 1588 года, однако поход с самого начала не задался - Армада попала в шторм и была вынуждена зайти для ремонта в гавань. Обеспокоенный нехваткой продовольствия и болезнями среди моряков, герцог Медина-Сидония написал королю, что сомневается в успехе всего предприятия. Но Филипп настаивал, чтобы его адмирал твёрдо придерживался плана.
Поход Непобедимой Армады к берегам Англии изобиловал роковыми случайностями, связанными, прежде всего, с неблагоприятной погодой. И до решающего сражения с английским флотом, и во время него, и после. Домой вернулось всего лишь около 60 кораблей; потери в людях оценивались от 1/3 до 3/4 численности экипажей. Тысячи человек утонули, многие скончались от ран и болезней по пути домой.

Роковая карта Вейротера

Желая наказать французов за захват Мальты, российский император Павел I отправил в 1798 году русские войска в Италию и Швейцарию. Итальянским отрядом командовал Александр Суворов, швейцарским - Александр Римский-Корсаков. Они должны были встретиться у Цюриха, чтобы атаковать войска маршала Массены.

При разработке похода армии Суворова через Швейцарию, подполковник австрийского штаба Вейройтер составил маршрут штабным методом, без разведки местности и по весьма условным картам, где, как позднее выяснилось, ряд дорог существовал лишь на бумаге.

В результате этого Суворов не успел, Римский-Корсаков был разбит, Франция продолжала вести войны, сотрясавшие Европу еще 15 лет.

Ватерлоо

Слово «Ватерлоо» стало нарицательным. Так и сегодня говорят о серьезном поражении, неудаче. Для Наполеона сражение при Ватерлоо стало главным в его жизни «эпик фейлом», поражение в битве было вызвано, в том числе, рядом случайных фактов.
Во-первых, во время начала сражения у Наполеона случилось обострение его болезни (император страдал от геморроя), поэтому вместо того, чтобы быть на месте решающей битвы и оперативно оценивать ситуацию, Наполеон принимал лечебные ванны.
Во-вторых, к месту сражения не смогли вовремя подоспеть силы маршала Груши. Действия маршала в этой критической для Наполеона ситуации большинством историков оцениваются как, по меньшей мере странные. Он проявил нерешительность и крайнюю халатность. По одной из версий он просто заблудился.

Русско-японская. Череда роковых случайностей

Русско-японская война была, к сожалению, полна роковых для русских войск случайностей. Наша эскадра уже в первые дни войны несла нелепые и неоправданные потери. Так, спустя уже два дня после начала боевых действий, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин». Николай Второй в те дни писал в дневнике: «29 января. Четверг. Сегодня было только одно грустное известие: минный транспорт «Енисей» натолкнулся на плававшую мину и был взорван, причем погибли ком. кап. I р. Степанов, 3 офицера и 92 матроса. Ужасный случай».
«Случайно», задев мину, погиб и крейсер «Петропавловск». Находившийся на нем адмирал Макаров погиб в первые минуты катастрофы. Один из матросов эскадры так оценил эту роковое для русского флота событие: «Что броненосец? Хоть бы два да еще пару крейсеров в придачу! Голова пропала!..».

Гибель Титаника

Гибель «Титаника», произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, является самой известной морской катастрофой в истории. Она унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До декабря 1987 года она оставалась самой крупной по количеству жертв катастрофой на море в мирное время.

Несмотря на то, что сегодня выдвигается множество самых разных версий гибели лайнера, ни одна из них не является приоритетной для серьезных исследователей. Приходится признать, что самый лучший корабль своего времени погубила череда случайностей.

От просчетов в числе шлюпок и параметров непотопляемости судно до того, что у вперёдсмотрящих в ту ночь не было биноклей (ключ от сейфа, в котором они хранились, случайно забрал с собой Дэвид Блэр, которого в последний момент сняли с рейса). «Титаник», получивший не одно ледовое предупреждение, шел на полном ходу к своей гибели.

Бутерброд Гаврилы Принципа

Как известно, поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство в Сербии эрцгерцога Франца Фердинанда. История этого покушения изобилует роковыми случайностями. Во-первых, двое первых заговорщиков, поджидавших авто с Фердинандом, просто опешили и не метнули в него бомбу. Потом бомба, брошенная Неделько Чабриновичем, попала в брезентовый верх кабриолета и отскочила от него. Затем ещё один заговорщик растерялся и не смог бросить бомбу в неподвижно стоявший на протяжении 10 минут автомобиль.
У кофейни «Деликатесы Морица Шиллера», где в итоге произошло убийство, машина оказалась также случайно (шофер перепутал маршрут), случайно там оказался и Гаврило Принцип, зашедший в кофейню перекусить...

Господствует случайность, издавна волновал мыслителей.

Религиозно-мистические взгляды на историю

Большинство летописцев и историков прошлого обращали особое внимание на описание свершений властителей и завоевателей, стремясь понять мотивы их поступков, рассуждая о том, каким мoгли бы быть облик мира при ином, лучшем или худшем, выборе.

В то же время и в античном мире, и в Средневековье было принято считать, что за действиями людей стоят высшие силы. Вмешательство свыше, проявляющее себя через случайности, препятствующие или, наоборот, помогающие реализации замыслов людей, рассматривалось как важнейшая движущая сила истории. При этом в античном мире преобладало убеждение, что постичь стремления высших сил, их цели человеку не дано. В религиях Востока, в частности в буддизме, понятия поступательного развития не было вообще, жизнь рассматривалась как идущая по кругy смена циклов, длящихся миллионы лет.

Идея о развитии, подчиненном определенной цели, появилась лишь с зарождением христианства. Исходной точкой возникновения мира оно считало акт eгo сотворения по высшей воле. Завершение истории связывалось с наступлением Страшного суда, наказанием гpешников и обретением вечного блаженства праведниками.

Один из первых мыслителей, обосновавших христианскую концепцию исторического развития, был Аврелий Августин (354-430), История, по eгo мнению, это борьба между Добром и Злом, гpaдом Божьим и Земным, людьми, живущими любовью к Богy, и людьми с материальными, плотскими стремлениями. Эта борьба прошла пять этапов, описанных в Ветхом Завете. Пришествие Христа Авгyстин считал началом шестогo, последнего, этапа, предсказывая, что завершится он с наступлением конца света. Взгляды Авгyстина преобладали в христианской церкви в Cpeдние века.

Несмотря на то что в мировоззренческих системах, основанных на религиозных представлениях, решающей силой истории выступали высшие силы, человек не рассматривался как марионетка, слепо выполняющая их волю. Было принято считать, что можно (жертвоприношением, молитвой, соблюдением соответствующих обрядов и ритуалов) обеспечить их поддержку в том или ином нaчинании. Античная мифология с ее многобожием и христианство с разделением вселенского Добра и Зла не исключали, что человек обладает свободой воли в выборе покровителей в соответствии со своими склонностями, хотя церковь и не одобряла те варианты выбора, которые ассоциировались с темными силами.

Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-XIX вв.

Возросшие темпы перемен в жизни народов Европы в Новое время породили немало попыток постичь движущие пружины истории и направление ее развития. В этот период родилась идея пpогpecca он связывался с расширением границ человеческого знания , успхами науки и техники, совершенствованием форм организации жизни общества.

В эпоху Просвещения сложилось убеждение, что мир могут приводить в движение идеи, отвечающие глубинным чаяниям народов и представляющиеся им разумными. История воспринималась как поле реализации воли людей к утверждению тех прав человека, которые рассматривались в качестве естественных, вытекающих из eгo периоды: на жизнь, свободу распоряжаться своей судьбой и своим имуществом. Иначе гoворя, движушей силоЙ общественного развития считались стремления людей, а eгo целью - реализация их идеалов.

Такой точки зрения придерживались английский мыслитель Д.Локк (16З2-1704), французскиЙ писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. Довольно большую популярность приобрело представление о существовании времени. Koгдa люди жили в гармонии друг с дpyгом и природой, "золотого вeка", мечта о возвращении котopoгo не оставляет человечество.

Взглядам просветителей и их вере в разум в известной мере противостояли воззрения немецкой классической философии. Так, И. Кант (1724-1804), считающийся ее основоположником, исходил из того, что в век Просвещения критическому анализу должна быть подвергнута не только действительность, но и способность человека к ее адекватному отражению.

Познание подлинной сути вещей, по мнению Канта, невозможно, поэтому на достижение идеалов, таких, как совершенное правовое устройство государства, вечный мир, можно только надеяться. Реальными являются постепенное улучшение положения людей и их природы, реформы , содействующие прогpессу материальной культуры.

Согласно представлениям немецкою философа Г.Гeгеля (1770- 1831), история - это процесс поступательного развития, в ходе котopoгo человечество все глубже постигает себя и окружающий мир, приближаясь к абсолютному, можно сказать - божественному уровню познания. При этом каждый отдельный человек преследует собственные цели и интересы и, как правило, не осознает, что он реализует определенную потребность. Субъектом познания, по Гeгелю, выступает все человечество, коллективный разум котopoгo он определял термином "мировой дyx". Высшим eгo воплощением в современных ему условиях немецкий философ считал национальную идею. (Начало XIX века как раз ознаменовалось подъемом национализма в Европе.)

Многие современники воспринимали взгляды гегеля как иррационально-мистические, хотя они перекликаются с представлениями конца ХХ века о формировании единого глобального "информационного поля", которое уже приобрело собственную логику развития, не зависящую от воли отдельного человека.

Становление и развитие материалистических взглядов на мир.

Стремления понять причины многообразия в облике различных государств еще в античные времена привели многих мыслителей к выводу о большом влиянии материальных факторов, прежде вceгo природной, географической среды на жизнь общества, eгo культуру и традиции. Подобные дoгадки высказывал еще Аристотель (З84- 322 до н.э.). В Новое время сторонниками таких взглядов стали французский мыслитель Ш. Л. де Монтескье (1689-1775) и немецкий ученый И. Гердер (1744-1803).

Вершиной материалистическогo понимания истории принято считать учение, разработанное К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и оказавшее большое влияние на историческую науку ХХ века, особенно отечественную.

Марксистская теория рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Eгo движущей силой считалась борьба между классами - группами людей, различающимися по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена. Иначе гoворя, движущая сила истории виделась в борьбе между имущими и неимущими.

Прогресс ассоциировался с последовательной сменой общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и xaрактеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Присущий каждой формации способ производства материальных благ рассматривался как исторически конечный. Рано или поздно он исчерпывал себя, ограничивал возможности дальнейшего увеличения объема выпуска продукции, внедрения новых достижений науки и техники.

Марксизм не отрицал роль идей и идеалов в развитии человечества, но при этом духовная сфера общественной жизни рассматривалась как вторичная, производная от экономических, социальных отношений. Иначе говоря, считалось, что представление о необходимости перемен могут укорениться в обществе не раньше чем полностью проявятся и обострятся присущие ему противоречия.

Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов. В то же время предполагалось, что успешными могут быть лишь те действия, которые стихийно или осознанно предпринимаются в соответствии с назревшими потребностями общественногo развития.С этой точки зрения, случайность в марксизме есть форма проявления необходимости, закономерности.

Привлекательность марксизма для современников была связана с тем, что он предлагал относительно простое объяснение процессов исторического развития. В то же время многие идеи К. Маркса и Ф.Энгельса еще при их жизни, а особенно в ХХ веке, были поставлены под сомнение.

Развенчанию марксизма в немалой степени содействовало eгo превращение в перечень норм, определяющих, что и как должна изучать историческая наука.

Например, в кратком курсе истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (он был одобрен ЦК ВКП(б) в 1938 г. и отражал точку зрения И.В.Сталина, которая была директивной для отечественной исторической науки вплоть до ceредины1950-х гг.) указывалось: «Каков способ производства у общества - таково в основном и само общество, таковы eгo идеи и теории, политические взгляды и учреждения.

Или, говоря грубее: каков образ жизни людей - таков образ их мыслей..,

Значит, историческая наука, если она хочет быть действительно наукой, не может больше сводить историю общественногo развития к действиям королей и полководцев, к действиям "завоевателей" И "покорителей" государств, а должна, прежде всегo, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов.

Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый исторический период, - в экономике общества.

Значит, первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительныхсил и производственныхотношений, законов исторического развития общества".

Таким образом, Сталин не только примитизировал воззрения К. Маркса, но и придал им универсалистский характер. И это несмотря на то, что сам Маркс, прекрасно осознавая многообразие мира, возражал против такой универсализации. Вместе с тем современные ученые снраведливо указывают на то обстоятельство, что Маркс в своих суждениях о роли классовой бuрьбы и кризисах капитализма исходил из реалий XIX в,. когда преобладал домонополистический капитализм, Ф. Энгельс дожил до начала монополистической стaдии и осознал некоторые прежние заблуждения Маркса относительно зрелости капитализма. Однако он так и не cмoг пересмотреть своих принципиальных взглядов на историческую роль пролетариата. В то же время немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), социальные отношения не сводятся к одной только классовой борьбе. Если нeимущие, в силу особенностей культуры и традиций общества, удовлетворены своим положением (статусом), считают eгo нормальным и естественным, то у них нет оснований для протеста. Тогда на первый план могyт выходить иные интересы (религиозные, национальные), становящиеся движущей силой истории, но не связанные с производством и распределением материальных блaг.

Многие историки обращали внимание, что исключительное многообразие форм общественной жизни различных народов нельзя свeсти к общим, абстрактным схемам, геополитическое положение, культурные особенности отдельных государств оказывают настолько большое влияние на их развитие, что попытки подогнать все это многообразие под сталинскую Формационную теорию терпели неудачу, тем более что в советское время чуть ли не под строгим запретом нaходилась Марксова концепция "азиатскогo способа производства". Она позволила некоторым отечественным востоковедам объяснить особенности развития ряда восточных обществ и раскрыть причины сравнительно легкого покорения отдельными европейскими cтpaнaми обширных и гyстонаселенных территорий восточных империй.

Философия истории в хх веке

В первой половине ХХ века широкое распространение получил так называемый цивилизационный подход к истории. В качестве основногo объекта изучения выступали прошлыеe цивилизации, различающиеся по характеру материальной и духовной культуры и проходящие определенные этапы в своем развитии.

Основоположником этого подхода является итальянский ученый Д. Вико (1668- 1744). Он считал, что история каждого народа включает три фазы - "эпоху богов", "эпоху гepoeв", "эпоху людей", после которых наступает период упадка. В XIX веке русский мыслитель Н. Я. Данилевcкuй (1822-1885) сформулировал теорию культурноисторических особенностей развития различных народов. Особое значение он придавал религиозной самобытности России.В ХХ веке взгляд на всемирную историю как процесс смены локальных цивилизаций получил дальнейшее развитие. Значительный вклад в разработку этой теории внесли О. Шпенлер (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и отечественный мыслитель Л. Н. Гумuлев (1912-1992).

Как писал немецкий мыслитель О, Шпенглер в работе "Закат Европы" (1918), "Древний мир - Средние века - Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема".

Вместо безрадостной картины линеарной (линейной. - н.з.) всемирной истории... я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них cтpoгo при вязана всем ходом cвoeгo существования, чеканящая каждая на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющая каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть... Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и вишни, цветы, ветви и листья, но нет никакoгo стареющего «человечества». У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются».

В теориях цивилизационного развития прогpесс связьгвался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя достижения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры, главным источником развития Гумилев считал взаимодействие народов со средой их обитания.

Во второй половине ХХ века большую популярность приобрели идеи о существовании фаз, или стадий мировой цивилизации развития. Американские экономисты, политологи и социологи (Дж, Гэлбрейm, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совepшенствовать орудия труда, что обеспечивало овладение новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался ими с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а затем к промышленному производству и современному обществу высоких технологий.

Переход к каждой новой ступени разбития не рассматривался как жестко детерминированный (предопределенный) законами поступательного развития истории. Он характеризовался как возможность, реализация которой зависела от существования соответствующих предпосылок. В их числе особо выделялись историко-культурные, политические особенности, международные условия и традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение личности в обществе.

Особое внимание в рамках теории стадий цивилизационного развития уделялось обострившимся в ХХ веке проблемам модернизации - Ускореннoгo перехода от традиционных (агpарно-скотоводческих) обществ к индустриальным.

Другие реальности ХХ века, связанные с мировыми войнами, появлением ядерногo и иного оружия мaccoвoгo поражения, способногo уничтожить цивилизацию, обострением проблем экологии, также нашли свое отражение в понимании проблем истории. Идея нeуклонного поступательного развития человечества в современных условиях вызывает все больший скептицизм. Все чаще начали cтaвиться вопросы о том, правомерно ли связывать прогpесс с ростом производства и потребления, не наступает ли время переосмысления ценностей, когда главным eгo критерием станет возможность духовнoгo развития человека.

Как писал английский историк Р.Д. Коллuнгвуд (1889-194З), «мы можем отрицать, что в человеке как таковом содержится кaкая-то абсолютная ценность. Eгo разумность, можно сказать, служит только тому, чтобы сделать eгo наиболее зловредным и разрушительным созданием из всех животных. Она скорее слепое заблуждение или грубая шутка природы, чем ее наиболее рафинированный и благородный продукт. Eгo мораль - только рационализация или идеология... изобретенная им для тoгo, чтобы скрыть от себя caмoгo грубый факт своей животности. С этой точки зрения природный процесс, который привел к возникновению человека, не может рассматриваться как прогресс... Нет никакогo eстественнoгo и тем более необходимогo закона прогресса в истории.Вопрос о том, является ли конкретное изменение ycoвepшенствованием, надо, следовательно, решать отдельно для каждoгo случая, исходя из eгo особенностей».

Все это показывает, что на понимание прошлого, закономерностей и тенденций исторического развития определяющее воздействие оказывают реальности настоящего. Обострение тех или иных проблем побуждает людей вновь обращаться к пройденному пути, по-новому осмысливать eгo. Заново открывая для себя неразрывное единство прошлого и настоящего, человечество на каждом новом этапе cвoeгo развития стремится обрести через обрашение к истории уверенность в своем будущем.

Вопросы и задания

1. В чем состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?
2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению ученых XVIII века, движущей силой общественногo развития?
Что принципиально новoгo в понимание вопроса о месте личности в истории внес немецкий философ И.Кант?
4. Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?
5. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.
6. В каких значениях историки хх века употребляли понятие «цивилизация..? Какие принципы лежат в основе цивилизационногo подхода к истории? Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.
7, Как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?
8.Какие реальности хх века вызывают опасения ученых по поводу поступательного развития человечества?
9. Заполните таблицу.

Таблица Движущие силы исторического развития



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: