Светском обществе и все эти. Что такое светское государство? Каков же механизм разрушения Христианства и других религий, сохранявших и сохраняющих в себе в той или иной степени нравственное начало

Зависть - это непреодолимая страсть иметь то, что есть у другого. В некоторых случаях зависть проявляется желанием, чтобы другой человек потерял то, что имеет. Объектов зависти множество - красота, материальное состояние, здоровье, счастье, успехи, любовь и многое другое.

Завистливый человек ограничивает свое мышление рамками злобы и негативных побуждений. Такой человек не ценит свои достижения и постоянно сопоставляет себя с другими. Этим вызывает неудовлетворенность собственной жизнью и желание оказаться на месте другого человека.

Природа зависти

Появление зависти можно отнести еще к первобытному обществу.

В те времена она проявлялась желанием доминировать и достигать больших успехов. Мужчины хотели быть лучшими в охоте. Для этого они пытались усовершенствовать оружие или научиться особым приемам, которые помогали в добыче питания.

Если это не удавалось, то применяли меры, которые делали лидеров менее успешными. Например, поломка орудия или подножка во время охоты. Из этого следует вывод, что зависть постоянная проблема любого общества.

Завистливые люди всегда недовольны и недоброжелательны по отношению к другим.

Даже если благосостояние человека на порядок выше, чем у объекта зависти. Такие люди могут завидовать покупке отечественного автомобиля, когда в гараже его особняка стоит джип последней модели.

Они даже не задумываются о том, как бороться с завистью. Это для них привычное состояние, которое годами съедает изнутри.

Зависть и ее последствия.

Это чувство наносит вред не только объекту зависти, но и человеку который погрузился в это состояние. Такие люди не находят счастья в простых вещах.

Завистливый человек, вряд ли станет лидером среди коллег . Да, его будут просто игнорировать, и карьерного успеха ему никогда не добиться.

Для удовлетворения этого ощущения им просто необходимо все и сразу. Не зря есть выражение «черная зависть». Такое чувство наносит колоссальный вред здоровью завистника.

Медицинские последствия зависти:
1. Тревожность.
2. Учащенный пульс.
3. Расстройства нервной системы.
4. Бессонница.
5. Проблемы пищеварения.

Здоровье человека зависит от эмоционального состояния.

Психологи считают зависть стрессообразующей эмоцией, которая нуждается в профессиональном консультировании. Такие консультации помогают людям узнать, как бороться с завистью и ее последствиями.

Факторы зависти
Возникновение зависти зависит от внешних и внутренних факторов.

Внутренние факторы перекликаются с особенностью и характером человека. Эгоистичность, нарциссизм и самолюбие - черты человека, который легко поддается чувству зависти. К внешним факторам относят близость с объектом зависти.

Таким людям очень сложно наблюдать за успехами и достижениями других. Они постоянно упрекают себя в несостоятельности, глупости и отсутствии успеха. Такие люди не думают о том, как бороться с завистью.

Есть и те, которые специально выставляют свои достижения на показ и по собственной воле становятся объектами зависти. Они хотят внимания и рассказывают о своем материальном состоянии, новых приобретениях, успехах в работе или учебе и многое другое.

Часто такие личности сами являются завистниками, а таким способом компенсируют и улучшают свое эмоциональное состояние.

Или у такого человека были тяжелые времена, когда ему приходилось завидовать практически каждому. Такой человек знает о том, как бороться с завистью. И хвастовство, в его случае, является примером борьбы.

Виды зависти

Очень часто встречаются понятия «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть считается самой опасной и губительной. Объект такой зависти может подвергаться не только психологическому и эмоциональному воздействию, но может оказаться в ситуации, когда есть угроза здоровью.

Человек с чувством черной зависти готов на самые подлые действия для того, чтобы лишить объект своей ненависти каких-либо вещей. Мало проинформированных о том, как бороться с завистью такого характера.

Белая зависть по своей природе должна выражать радость и счастье за другого человека. В кругу семьи это можно назвать гордостью за достижения родного человека. Но как понимать такой вид зависти от постороннего? От незнакомых людей такую зависть следует расценивать, как самую обыкновенную.

Получается, что нельзя делить зависть на белую и черную. Это чувство нужно искоренять. Не существует белой зависти. Это просто «прикрытие» людей, которые желают завуалировать свое отношение к объекту этих эмоций.

Этот вопрос актуален практически для всех людей, которые задумались и пришли к выводу, что это чувство их все-таки посещает. Борьба с завистью начинается с внутреннего противостояния этому чувству. Нужно настроиться на волну позитива и счастья.

Полезно в борьбе с завистью осуществлять следующие действия:

1. Ставить себя на место объекта зависти. В жизни любого человека есть проблемы. Конечно, не всегда это можно заметить, но присмотревшись к успеху человека можно найти множество недостатков. Например, у подруги отличная высокооплачиваемая работа. Но она работает днями и ночами и практически не находит время на семью и друзей.

2. Направлять свои эмоции на достижение цели. Бывают ситуации, когда в работе один человек достигает больших результатов, чем другой. Это не повод для зависти, а повод для самоанализа и самокритики.

3. Быть всегда занятым человеком. Если наполнить свою жизнь разнообразием, то просто не будет времени изучать других людей.

Зависть разрушает жизни многих людей. Как бороться с завистью? Этот вопрос актуален всегда. Завистливые люди, сами того не понимая, перестают ценить свои достижения и счастье которое уже имеют. Это чувство разрушает психологическое и физическое здоровье. С завистью необходимо бороться, как с самым опасным заболеванием.

Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть .

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на .

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Зависть появляется в результате осознания чужих побед и преуспевания, чаще всего в материальной сфере или личной жизни. Куда сложнее и сильнее зависть к ровесникам, здесь уж не удержаться от сравнения и непонимания «почему он, а не я». Чтобы понять, как избавиться от зависти, нужно разобраться в причине ее возникновения и узнать о методах борьбы с ней.

Как справиться с завистью: осознать, принять, устранить

Если вопрос «Как побороть зависть» стал ребром, нужно подойти к нему серьезно. Самый первый и главный момент - это осознание, что она есть. Возможно, это звучит слегка странно, но многие отрицают, что завидуют.

Оправдывая своего «червя» эмоциями злости, агрессии, непонимания, псевдобезразличия и обиды, мы отказываемся признаваться самим себе, что завидуем. Завистников обычно считают психологически слабыми людьми, недостаточно самоутвержденными.

Это не совсем так. Просто нам не достаточно того, что есть; мы стремимся иметь больше – такова наша ненасытная натура. Как бороться с завистью? Осознать ее существование. Если это сделано, дело за малым.

Существует четыре цветотипа зависти:

  • Белая – самая «легкая версия» этого чувства. Проявляется в радости за удачу близких нам людей, но таит в себе долю недовольства. Ее называют безобидной и редко приписывают к негативным эмоциям.
  • Черная – проявление чувства злости, бешенства, недовольства, вызываемое чужими успехами.
  • Желтая – противоположное чувство, то есть зависть других людей нам. Это скрытое ощущение, которое видно в лицемерии окружающих. Если от других людей ощущается неискренность или заметен косой взгляд – это точно она.
  • Зеленая – похожее чувство, но отличается тем, что завистники выражают свое недовольство открыто. Многим нравиться ощущать себя предметом зависти, и они даже ее провоцируют.

Как защититься от зависти и перестать завидовать

Не сравнивать себя с другими

Концентрируясь на чужих победах, мы находим все больше причин завидовать. Вдобавок, мы игнорируем собственные достижения. Например, завидуя чужому материальному положению, мы испытываем злость и недовольство, начинаем искать всяческие отговорки – ему повезло, или родители обеспечили его, или у него хорошая работа. Такие предлоги свидетельствуют о том, что мы отвергаем честное право человека на успех.

Существуют случаи, где ведущая роль принадлежит удаче, но такое бывает далеко не всегда. Главная задача – не поиск отговорок, а осознание собственных лени и пассивности. Вместо того, чтобы тратить время на «червя», пора взять себя в руки и стать успешным.

Поставить себя на место других

Психологи знают, как избавиться от зависти и предлагают действенное упражнение. Нужно представить себя на месте человека, к которому испытывается зависть. Действительно ли есть желание жить его жизнью, его семьей и работой, физическими и умственными возможностями? Такой прием помогает хорошо осознать, что успех не всегда превышает чашу неудач.

Материальное состояние решает не все жизненные проблемы, а значит, не всегда все бывает так хорошо, как казалось на первый взгляд. Возможно, наш успех стоит большего, даже если он касается другой сферы жизни.

Перестать слушать чужое мнение

Объективное мнение со стороны часто помогает нам в жизни, но иногда его сила просто разрушительна. Зависть проявляется неосознанно и нежеланно, а причиной тому сулящие мнения со стороны, которые «знают лучше, как нам жить». Самое главное, не поддаваться этому влиянию и самим решать, как устраивать свою жизнь: где работать, кого любить, чему посвящать время, сколько зарабатывать. Навязывание чужих идеалов провоцирует эмоции, которые мы изначально даже не испытывали.

Определить свое понятие успеха

Для кого-то цель в жизни – покорить все странны, для кого-то удача – набитый кошелек, а для кого-то – красавица жена и семейный уют. Общество диктует нам «эскиз» идеальной жизни: большой дом, прибыльная работа, семья. Отклонение от «норм» провоцирует чувство зависти, происходит это не всегда по понятным нам причинам.

Как не завидовать такой «идеальной схеме жизни»? Все просто: составить собственную и выяснить, что именно для нас является успехом. Возможно, счастье в домашнем уюте и любимом деле, или радость в путешествии автостопом и родительском доме? Стоит задуматься.

Не ожидать большего, чем может быть

Если постоянный девиз по жизни – преданность своему делу и усердные старания, то зависти здесь места быть не должно. Иногда понимание того, что жизнь идет своим чередом очень помогает. Не стоит изводить себя, если мечта все еще не достигнута. Уверенность в себе + целеустремленность – рецепт правильного достижения цели.

Как бороться с завистью: предотвратить и обезвредить

Чтобы зависть не заедала, нужно подумать, как вовсе не пустить эту коварную мысль в голову. Предотвратить ее можно, соблюдая следующие советы:

  • Не забывать, что добиться удачи можно усердием и трудом . Перестать ждать от жизни подарков и действовать над исполнением желаний.
  • Концентрироваться на своих победах . Обращая внимание на свою жизнь, иногда возникает мысль: «А я ведь тоже много имею». Не стоит забывать о достигнутых целях, желательно хвалить себя за старательность, ценить то, что есть.
  • Работать над самооценкой и не занижать свои возможности . Большинство известных людей были бедные или страдали страшными болезнями, но это не помешало им добиться успеха. Вера в себя и саморазвитие – крепкое оружие против негативных эмоций к другим.
  • Трансформировать зависть в жизненный ориентир . Правильное построение целей и средств их достижений приблизит к мечте, обходя стороной достижения других.
  • Помнить о разрушительной силе зависти . Лучше не тратить на нее время, а направить силы на собственное развитие.
  • Искренне порадоваться за того, кому пришлось завидовать . Выстраивая хорошие отношения, мы получаем что-то приятное взамен. Даже если человек не всегда нам приятен, стоит побороть в себе червоточину и похвалить его старания, ведь не только эмоции порождают действия, но и наоборот.
  • Избавиться от чувства справедливости . Зависть связана с нашими представлениями о справедливости. Увы, они не всегда совпадают с реальностью. Изменить ее не в наших силах, а значит нужно принять вещи такими, какими они есть.
  • Помнить, что в мире есть как минимум один человек, который считает нас особенными, а значит нужно не подрывать чужую веру в нас.
  • Избегать завистников , «дурного глаза» окружающих и прочего негатива.

Зависть портит отношения с друзьями и путает в жизненных ценностях. Как избавиться от зависти? Ответ прост: работать над собой, найти цель, уважать чужой труд, определить успех. Прислушавшись к нашим советам, можно предотвратить появление коварного червя и подняться еще на одну ступень саморазвития.

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: