Служба крестопоклонной недели. Крестопоклонная - третье воскресение великого поста

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: "Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен."

И уже все богослужение особенно по своему содержанию и по своей форме ни на что не похоже и целиком оно посвящено Животворящему Кресту Господню.

Уже в cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения. Без Крестной смерти невозможно Светлое Воскресение, к которому и ведет пост.


Крест является главным орудием нашего спасения, а вся наша жизнь - это несение собственного креста.

Святая церковь в этот день начинает особенное прославление Креста Христова и напоминает Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг поста.

Вынос креста совершается в конце всенощного бдения.

Во время пения великого славословия настоятель храма кадит крест. После этого, взяв блюдо с крестом на главу, он исходит из алтаря в предшествии свещеносцев и кадящего диакона. Под пение Трисвятого он останавливается напротив открытых Царских врат и по окончании пения возглашает: «Премудрость прости». Клир поет тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения священнослужитель полагает крест на аналой, кадит его и трижды поет перед ним тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. При пении совершается троекратное поклонение кресту и целование его священнослужителями, а затем народом. После этого происходит елеопомазание.

И такая служба, с изнесением Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в году.


Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией торжественно вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье является началом четвертой седмицы Великого поста, которая также несет в себе смысл и название «крестопоклонной».

Позвольте вам напомнить, как у входа в Капернаум, когда входил туда Господь Иисус Христос, однажды собралась толпа, как всегда, - и в этой толпе была женщина, кровоточивая много-много лет. Она пробиралась через эту толпу к Спасителю, она хотела только прикоснуться к краю Его одежды и сделала это - пробилась и прикоснулась к краю одежды Христа Спасителя. И Христос остановился и спрашивает: “Кто ко Мне прикоснулся, потому что Я чувствую, что сила Моя изошла, вышла от Меня?” - сила Христова исцелила эту женщину мгновенно.

И когда мы поклоняемся Кресту Господню и прикасаемся к Нему, целуем этот Образ, почитая Его, то ведь это тоже есть как бы прикосновение к краю одежды Христа, благодаря тому, что свойства первообраза переходят в образ. Сила, которая есть во Христе, - мы от нее что-то получаем, братья и сестры, и не “что-то”, а воскресение и вознесение - вот, что дается тепло кающемуся грешнику. Но нужно только одно - нужно, чтобы наша с вами вера и наше с вами покаяние, которое в вере берет источник, чтобы они были хоть как-нибудь похожи на веру, с которой та женщина искала прикоснуться к краю одежды Спасителя, и тогда от всех сил, заключающихся в Кресте, в образе Пресвятой Троицы, в Кресте Господнем, мы получим полное изменение всего нашего внутреннего и телесного состава.

Вот почему безмерной радостью и притом особенной, тихой радостью, совсем не шумной, не бурной, а благодатной тихой радостью переполняются сердца тепло кающихся православных христиан тогда, когда мы со всею православною церковью поем: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”.

Рубрика:

С полною уверенностью в его чудотворности и в удивлении его силе – прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко кресту: «радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный на прогнание всякаго супостата» и без всякого сомнения говорили к нему, как к живому: о пречестный и животворящий кресте Господень, помогай ми со Пресвятою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки»


Господи, Крест Твой, которого боятся демоны, - это такое удивительное средство, что при прикосновении к нему сгорают грязные страницы нашей жизни. Наша задача- постом не писать новых плохих страниц».

Мы пришли к середине поста. Что-то у нас получилось, что-то мы провалили. Чувствуется необходимость взять новый старт

Третье воскресенье Великого поста - Крестопоклонное, по-церковнославянски - Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы - четвертая неделя поста - Крестопоклонная седмица.

Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен.

Так поется в каноне этому празднику.

Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события - в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом.

А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей.

Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь - райское дерево, древо Жизни:

Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся.

Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте - не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам.

Середина поста

А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни - самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.

Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.

И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.

А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.

И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной - в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.

Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем.

Богослужение

Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.

Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме.

Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы - все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту.

Дети будут знать, чего им ожидать, - и смогут более внимательно следить за богослужением.

Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание.

Домашняя молитва

Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.

Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год - и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться».

Это пение с тремя земными поклонами - дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…

Напоминает - если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям.

День праздника

Воскресное утро - это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся - вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.

А дома мы начнем обед (или поздний завтрак - это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.

На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику - можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами.

Например:

  • проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную ;
  • проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» .

Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется - прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся.

А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме - вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах.

Печенье в виде крестиков

А еще была такая интересная русская народная традиция - выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату - Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.

“Кресты” - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:

Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, - «су-губый», - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, - поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.

“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:

Вкушай крестик и думай себе - “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья - неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное.

Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе - хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши - все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, - и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников - навыки труда в деле кулинарии. Для малышей - мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов - и все в одном и таком несложном деле.

Выпекать это печенье можно из любого теста.

Самое простое - из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное - тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками.

Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить.

А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим.

Ржаное - самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж.

Дрожжевое - просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям - они по этому образцу налепят такие же нужного размера.

Пряничное - сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку - муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла - тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали.

В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка.

Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой - Крестопоклонной - седмицы.

В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви.

Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней - но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию - тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых.

Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу - в день выпечки куличей.

Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви.

И приводили в эту жизнь своих детей.

Так, чтобы наши дети не просто пришли - но пришли вместе с нами. Не просто пришли - но и поняли, куда они попали. Не просто пришли - а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами.

Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда - есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей. В 2018 году Крестопоклонная неделя выпадает на 11 марта.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Четвертая неделя Великого поста Крестопоклонная: поклон после чтения молитвы

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу. Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Четвертая неделя Великого поста Крестопоклонная: значение Крестопоклонной недели

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

Четвертая неделя Великого поста Крестопоклонная: с названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница

Великий пост в 2018 году начался 19 февраля и продлится до 7 апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

Четвертая неделя Великого поста Крестопоклонная: в 2018 году Крестопоклонная неделя выпадает на 11 марта

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 11 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве. Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта Полезные советы.ру выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2018 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

  • Что такое Крестопоклонная неделя
  • История
  • Когда и как проходит крестопоклонная неделя
    • Служба в церкви
  • Традиция - печь печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе
    • Рецепт миндального печенья «Крестик»
    • Печенье «кресты» медовое
    • Кресты лимонные
    • Печенье Кресты на огуречном рассоле
    • Постное тесто для печенья Кресты с маком

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим, информирует портал Rosregistr. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:

– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Гипертония и скачки давления останутся в прошлом! - Читать подробнее..

Как быстро и навсегда избавиться от грибка - Узнать..

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Продукты:

  • 1 стакан огуречного рассола,
  • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 100 г кокосовой стружки,
  • 2-3 стакана муки.

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе - пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО

2 апреля, в канун Недели Крестопоклонной Великого поста, Всенощное бдение в Свято-Троицком храме г.Балаково совершил священник Александр Кузьменко.

В субботу третьей седмицы Великого поста, во всех православных храмах во время Всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится в пятницу четвертой седмицы Великого поста. Именно поэтому вся седмица именуется Крестопоклонной.

После Великого славословия священник совершил чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня для поклонения.

«Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – укрепление верующих, Крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира. «Тростию Креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Сегодня, изнеся Честной Крест на середину храма, мы с благоговением и молитвой вспоминаем крестный подвиг Спасителя. Не случайно именно в середине Великого поста Святая Церковь направляет наш взор ко Кресту Господню - чтобы памятование о страданиях Спасителя давало нам мужество и силу.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с испытаниями, несправедливостью. Каждый человек страдает, один - больше, другой - меньше. И очень многие в момент страданий ропщут на Бога, спрашивая: «Ну почему же, Господи, мне выпала такая тяжкая доля?». Памятование о Кресте должно помочь нам понять, что если Сам Бог претерпел человеческую неправду, зависть, клевету, побои, истязания, смерть, если Он испытал такие жестокие страдания, будучи абсолютно неповинным и безгрешным, испил самую горькую чашу, какую только можно испить на этой земле, то это значит, что в страданиях есть великий смысл. Смысл страданий Спасителя состоит в том, что ими были искуплены человеческие грехи, Его крестными муками для нас открыты двери в вечность.

А потому нельзя роптать на Бога, когда и нам приходится пострадать. Нельзя роптать на Того, Кто испил чашу самых тяжких страданий. Мы ведь не ропщем на людей, которые в этой жизни страдают больше, чем мы, - у нас, что называется, язык не повернется. Тем более не должна восставать наша мысль против Бога, дабы мы своим ропотом не оскорбили Его. Но напротив, как говорил святитель Тихон Задонский: «Надо от сердца признать, что великую милость совершает с нами Бог, когда наказывает нас отеческим жезлом, хотя немощной нашей плоти это и горестно. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Поэтому не роптать, а благодарить Его нужно за это».

Крест Христов учит нас со смирением принимать страдания. Конечно, невозможно делать вид, что ничего не происходит, когда жизнь наносит болезненные удары, но они не должны надламывать нашу волю, разрушать личность и жизнь. Мы должны все обращать ко благу: и неудачи в жизни, и болезни, и скорби, которые Бог нам посылает, помня, что если Господь изволил пострадать ради спасения людей, то и наши скорби имеют спасительное значение для нас. Сила христианина заключается прежде всего в том, что, уповая на волю Божию, доверяя Господу, он способен стойко и без ропота преодолевать боль и страдания, а значит, быть внутренне сильным и непобедимым.

Спаситель, взирая на нас с Креста, призывает каждого, следуя Его примеру, не отвращаться собственного креста, но нести его так, чтобы это крестоношение открывало нам двери спасения, делало сильнее, мудрее, духовно возвышеннее. Все это возможно через христианское отношение ко кресту, своим скорбям и страданиям. Господь дает нам не только пример, но и силы. Когда из глубины постигшего несчастья мы обращаем к Нему наш взор, нашу горячую молитву, то в ответ на нее Бог дает силы преодолевать испытания, останавливая наше крестоношение тогда, когда оно превосходит наши силы и возможности.

Да поможет всем нам Господь в умении нести свой жизненный крест, становиться сильнее под его тяжестью, духовно возвышаться, возрастать в вере, тем самым открывая двери спасения, которые ни для кого не на замке, ибо ради того, чтобы мы смогли войти в эти двери. Господь и принял на Себя крестные страдания и жестокую смерть. Силой Божией да обретем мы силы в несении своего жизненного креста.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: